Объект постоянное бессрочное пользование земельным участком. Что означает право на постоянное бессрочное пользование земельным участком

Право постоянного (бессрочного) пользования на землю является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа.

Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Другие юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность. Кроме того, религиозные организации вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного срочного пользования.

При продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, такое право подлежит переоформлению на право аренды или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями ЗК РФ по выбору покупателя зданий, строений, сооружений.

Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, сроком не ограничивается.

Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Граждане или юридические лица, которым земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка.

Указанные лица вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение недвижимого имущества. Недвижимое имущество, созданное лицом для себя, является его собственностью. Такие лица также вправе передавать этот земельный участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок на условиях и в порядке, предусмотренных ст. 53 ЗК рФ, либо в силу принудительного изъятия.

На земельные участки, включая и постоянное (бессрочное) пользование ими, с 01.03. 2015 внесены принципиальные изменения. Зачем это сделано, каковы истоки права бессрочного пользования землей – все эти вопросы рассматривает предлагаемая статья.

Когда возникло право на постоянное бессрочное пользование земельным участком

В советский период, когда господствовала исключительно госсобственность на землю, использовать ее как гражданам, так и юрлицам можно было только по праву пользования, причем бесплатного. Вспомните, кто жил в СССР, как в ее Конституции говорилось о земле, переданной колхозам в «вечное пользование».

Собственно же титул "постоянное бессрочное пользование земельным участком" впервые был введен в союзное законодательство о земле в феврале 1990 г., а затем повторен в ЗК РСФСР от 1991 г. Само его появление было следствием той сложной политической борьбы, которая велась между реформаторскими силами во главе с Б. Ельциным и приверженцами старой советской системы. Последние, понимая неизбежность грядущей приватизации госсобственности, стремились создать условия для передачи новым собственникам только объектов недвижимости без земельных участков под ними, что могло стать базой для возврата к прежним порядкам в случае реванша.

Как развивалось рассматриваемое право в РФ до принятия ЗК РФ

Российские власти изначально рассматривали его как пережиток советской системы и неоднократно предпринимали попытки исключить из российского земельного законодательства.

В ЗК РСФСР от 1991 г. право бессрочного пользования земельным участком давалось только юрлицам. Граждане же, получившие землю по нему еще по советскому законодательству, законом РФ о земельной реформе от 1993 г. обязывались переоформить ее в собственность или взять в аренду. Тем же законом запрещалось предоставление земельных участков на этом виде права.

Однако вновь принятый в 1994 г. ГК РФ снова ввел этот титул применительно к гражданам, который и сохраняется в нем по настоящее время. Достаточно вспомнить, что это были за годы, чтобы понять, как политическая борьба отражалась в изменениях законодательства.

Что внес в рассматриваемое право ЗК РФ в год его принятия

Во-первых, он сохранил его в главе 4, посвященной ограниченным правам земельной собственности. Во-вторых, ЗК РФ подтвердил запрет передачи на этом праве новых участков гражданам, подтвердив при этом его сохранение у граждан и юрлиц, если оно возникло до введения ЗК. При этом было специально подчеркнуто отсутствие права у граждан и юрлиц распоряжаться такими участками.

Одновременно был издан специальный закон о процедуре введения ЗК РФ в действие, которым гражданам была предоставлена возможность переоформить бесплатно земельные участки в бессрочном пользовании в полную собственность. Юрлица этим же законом обязывались переоформить такие же свои участки в арендуемые или выкупить их. Сроки на переоформление бессрочного пользования земельным участком для юрлиц несколько раз сдвигались, пока в 2013 г. в КоАП РФ не была введена ответственность за срыв этих сроков в виде админштрафа от 20 тыс. до 100 тыс. рублей. Эта мера наконец заставила большинство российских юрлиц переоформить свое устаревшее земельное право.

Как изменилось рассматриваемое право в 2015 году

Итак, многолетняя борьба российских властей против права граждан на постоянное бессрочное пользование земельным участком наконец завершилась. Этот титул с 01.03.2015 года исключен из наименования главы 4 ЗК РФ, а все ее пункты, в которых упоминалось о нем применительно к гражданам и юрлицам, аннулированы. Однако ЗК РФ не исключил его окончательно из системы земельных прав.

В новой его статье 39.9 перечислены органы и организации, которые по-прежнему могут получать землю исключительно на этом виде права. Среди них отсутствуют граждане и юрлица с негосударственной формой собственности.

Другие виды пользования земельными участками по ЗК РФ

Обновленный ЗК оставил в силе такой вид права пользования землей, как сервитут. Одновременно были несколько модифицированы и некоторые статьи ГК РФ, относящиеся к нему. Так, теперь заключать соглашение о сервитуте можно не только с собственником участка, но и с его землепользователем (арендатором), если срок сервитута не превышает срока аренды. В ГК введена новая глава 5.3 с порядком заключения и содержанием соглашения о сервитуте для участков, принадлежащих государству.

Также ЗК РФ оставил в силе положения, относящиеся к такому виду права, как безвозмездное пользование земельными участками.

О терминологии в отношении пользования землей

В ЗК РФ отсутствует понятие «безвозмездное бессрочное пользование земельным участком», так как на все виды безвозмездного использования государственной или муниципальной земли ст. 39.10 установлены определенные сроки. Этот термин, не являющийся выражением какого-либо нового вида права на землю, используется в двух законах, принятых в августе 1996 года и относящихся к научной политике, а также к высшему и профобразованию. Некоторые специалисты считают его введение свидетельством низкой правовой культуры тогдашних законодателей. По мнению автора, он может применяться к тем участкам (дачным, садовым, огородам), которыми пользуются (по документально подтвержденному праву) граждане, не торопящиеся зарегистрировать свою собственность на них. Ведь физлица не ограничены в этой процедуре ни сроками, ни штрафами. Пользоваться своими участками безвозмездно они могут, а распоряжаться - нет. Законодатель, принимая во внимание нерасторопность граждан, согласен с тем, что право пользования в принципе существует, рассчитывая в дальнейшем на исключение его из сферы земельных отношений.

Бездоговорной характер пользования землей на бессрочной основе

Термин «бессрочное» в названии этого вида земельного права означает использование земли (эксплуатация ее согласно целевому назначению) без какого-либо ограничения сроков такого использования. И в этом заключается его различие с безвозмездным пользованием землей, для всех видов которого ЗК РФ устанавливает конкретные сроки, хотя «безвозмездность» характеризует и бессрочное пользование также. Она отграничивает этот правовой институт от «возмездной» аренды земли; при этом осуществление бессрочного в отличие от безвозмездного пользования и от аренды происходит на недоговорной основе.

Ведь в основание пользования земельным участком в тот период, когда это право предоставлялось гражданам, ложились не договоры, а решения (акты) различных органов власти о передаче сельхозугодий садоводческим и дачным товариществам и кооперативам. Именно тогда миллионы граждан получили в свои руки заветные 6 соток. При этом на руках у большинства из них до сих пор нет никаких правоустанавливающих документов, тем более каких-либо договоров. Поэтому понятие "договор бессрочного пользования земельным участком" относится к юридически бессодержательным.

Требования ЗК РФ к гражданам, бессрочно пользующимся землей

Гражданам, осуществляющим постоянное бессрочное пользование земельным участком, предоставлена возможность регистрации права собственности на него. Она устанавливается вышеупомянутым законом 2001 года о вводе в действие ЗК РФ. При этом не имеет значения указание или отсутствие в документе (акте, свидетельстве), который устанавливает первоначально или удостоверяет действующее право гражданина на пользование участком, вида самого права, на котором он ему предоставлен.

Граждане, осуществляющие фактическое пользование земельным участком, принадлежащим государству или муниципалитету, с расположенными на нем их собственными объектами недвижимости, также могут зарегистрировать свою собственность на сам этот участок.

"Дачная амнистия"

Поскольку после прошедших с момента принятия ЗК РФ нескольких лет процесс регистрации гражданами своей собственности на земельные участки в их пользовании явно не приобрел нужного размаха, а государству нужно было расширять базу для сбора земельного налога, то было принято решение упростить процедуру такой регистрации и изложить ее в специальном законе. Он был принят в 2006 году и получил в народе емкое наименование «дачной амнистии». Он позволял оформить в собственность по упрощенной процедуре не только дачные и гаражные земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании, но и дома и гаражи на них.

Срок завершения «дачной амнистии» неоднократно продлевался. Последний раз это было сделано уже в текущем году. Окончательный срок ее проведения установлен до 1.03.2018 года.

Почему тормозится «дачная амнистия»

Дело в том, что для регистрации права собственности на дачный или гаражный участок требуется, кроме любого правоустанавливающего документа, предоставлять еще и кадастровый план участка в двух экземплярах. Стоимость и продолжительность кадастровых работ и стали тем основным фактором, который сделал граждан маловосприимчивыми к радужным возможностям «дачной амнистии».

Кроме того, хоть какой-нибудь, но все же правоустанавливающий документ на участок предоставлять нужно. Им может быть акт о предоставлении участка в постоянное пользование, любое постановление/распоряжение/решение о предоставлении участка, наконец выписка из похозяйственной книги. Однако у большинства садоводов и дачников никаких документов нет, кроме, может быть, книжек садовода.

Все эти обстоятельства и тормозят процесс, вынуждая власти изобретать новые стимулы для населения вроде так называемой новой дачной амнистии.

Переоформление собственности на земельные участки в пользовании юрлиц

Как уже отмечалось, законом о введении ЗК РФ юрлица обязываются выкупить или взять в аренду такие участки до 01.01.2012. За нарушение сроков переоформления предусмотрена админответственность в виде штрафа. Для товариществ садоводов, огородников или объединений дачников, а также гаражных кооперативов срок переоформления бессрочного пользования неограничен.

Если бессрочное пользование переоформляется на аренду, то плата за нее устанавливается в размере 2 %, а для участков из состава сельхозземель - 0,3 % от кадастровой стоимости арендуемых участков. При изъятии или ограничении участка в обороте плата за его аренду равна 1,5 % той же стоимости. Изменять эти величины можно только при изменении кадастровой стоимости.

Тем лицам, которые пользовались участками с различными линейными объектами, срок переоформления бессрочного пользования установлен до 01.01.2016. Если они успели переоформить право пользования участками на право их аренды до 01.01.2012, то они также могут выкупать арендуемые участки по льготной цене в размере 2,5 процента от его кадастровой стоимости. Для Москвы и Санкт-Петербурга эта льготная цена увеличена до 20 % от кадастровой стоимости.

Основаниями возникновения земельных прав и обязанностей п. 1 ст. 8 ГК РФ признает юридически значимые факты, в качестве которых могут выступать либо события или волевые действия, непосредственно не направленные на юридические цели, но с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий, либо непосредственно направленные на возникновение или прекращение правовых отношений юридически значимые действия граждан юридических лиц.

Последние, в свою очередь, подразделяются на односторонние и двусторонние сделки (договоры), административные акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения. Для земельного права, в отличие от гражданского, не имеют значения в качестве правоустанавливающего юридического факта правонарушения, связанные с причинением вреда другому лицу и неосновательным обогащением25.

Согласно ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) право постоянного бессрочного пользования может быть предоставлено только органам государственной власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям.26

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком нисколько бы не пострадало и не изменилось бы в своем содержании, если бы было названо как право постоянного (бессрочного) использования. С учетом своих особенностей и тенденции к уменьшению списка титульных прав на землю право постоянного (бессрочного) пользования в действительности представляет собой именно право использования, т.е. право, лишенное своего имущественного оборотного содержания. Применительно к объектам недвижимости, расположенным на земельном участке, этим названием - «постоянное (бессрочное) пользование» - фактически завуалирован режим земельного участка как придатка главной вещи - здания, строения, сооружения. Даже при аренде здания земельный участок с таким правом, как постоянное (бессрочное) пользование, -принадлежность главной вещи и следует ее судьбе.27

С введением в действие ЗК РФ возникает много вопросов об объеме полномочий государственных и муниципальных унитарных предприятий по распоряжению предоставленными им в постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, со дня введения в действие ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п.1 ст.20 этого Кодекса. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут быть предоставлены лишь государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Унитарные предприятия, которым земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу нового ЗК РФ, сохраняют за собой такое право в соответствии с п. 3 ст.20 ЗК РФ. Нормы данной статьи исходят из признания ранее возникших прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в отношении тех лиц, которым в настоящее время предоставление указанных прав не предусматривается. Пункт 4 ст.20 ЗК РФ устанавливает запрет лицам, имеющим земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, осуществлять распоряжение такими земельными участками. Согласно ст.270 ГК РФ к распоряжению земельным участком прямо отнесены передача земельного участка в аренду и безвозмездное срочное пользование. Кроме того, в силу п.2 ст.209 ГК РФ к распоряжению отнесены продажа и залог вещи.

Статья 3 Федерального закона от 25.10.01 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»28 содержит положение о недопущении внесения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Из изложенного можно сделать вывод, что п.4 ст.20 ЗК РФ запрещает совершение всех указанных юридических действий в отношении , принадлежащих унитарному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.2 ст.3 Закона №137-Ф3 юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ, обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. В отношении унитарных предприятий речь идет о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды. Приведенная норма Закона № 137-ФЗ не предусматривала судебного порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и не содержала иных санкций для предприятий, которые данную норму не исполнят в установленный законодательством срок. Более того, нигде не говорится о прекращении этого права, за исключением добровольного отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в порядке, предусмотренном ст.53 ЗК РФ. Так как в силу п.3 ст.20 ЗК РФ приобретенные права сохраняются, очевидно, что неисполнение указанной обязанности никак на правовом положении субъектов прав не отразится.

Поэтому переоформление права постоянного (бессрочного) пользования целесообразно осуществлять в отношении тех , которыми в будущем необходимо тем или иным образом распорядиться (например, передать в аренду, залог, в уставный капитал хозяйственного общества и т.д.). Статьей 3 Закона № 137-ФЗ установлено, что переоформление права на земельный участок включает: подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права согласно данной статье или подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном ст. 15 или 22 ЗК РФ, при переоформлении этого права в соответствии с пп.2 и 5 ст.22; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Законом № 129ФЗ. На уровне Правительства РФ, а также правительств соответствующих субъектов РФ документ, специально регламентирующий порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные права в соответствии со ст. 3 Закона № 137-ФЗ, еще не разработан. Возникает проблема, которая рассматривалась заседания гражданскоправовой секции научно-консультативного совета при ВАС РФ - переходит ли в случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со ст. 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве? С.В. Сарбаш предложил весьма новаторский подход к толкованию ЗК РФ. В частности, было предложено при анализе положений ст. 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ использовать аналогию субъектов права постоянного (бессрочного) пользования с субъектами права хозяйственного ведения. Возможность такой аналогии обоснованы следующими аргументами: 1) обе группы субъектов (и субъекты права постоянного (бессрочного) пользования и субъекты права хозяйственного ведения) - это субъекты ограниченного вещного права. Более того, субъекты права постоянного (бессрочного) пользования, названные в ст. 20 ЗК РФ, так же как субъекты права хозяйственного ведения - это субъекты с «усеченной» гражданской правоспособностью; 2) закон не устанавливает запрета на совершение сделок такими субъектами с иными участниками гражданского оборота, в том числе с теми, которые имеют или могут иметь право собственности на те или иные вещи. Более того, реализация субъектом права хозяйственного ведения своей продукции иному лицу влечет возникновение у приобретателя именно права собственности, а не иного ограниченного вещного права. Следовательно, указанные лица в силу своего статуса и юридического режима распоряжаются чужой собственностью. Таким образом, используя приведенную аналогию, Сарбаш С.В. делает вывод о том, что в случае отчуждения здания, находящегося на земельном участке, принадлежащем отчуждателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, к приобретателю переходит и право собственности на здание, и право собственности на земельный участок. Такой подход позволил бы полностью снять проблемы, связанные не только с государственной регистрацией перехода вещного права на земельный участок, но и проблемы, связанные с налогообложением29.

Однако, по признанию самого Сарбаша С.В., данный подход является весьма радикальным и не свободен от некоторых недостатков. Таким образом, следует признать, что сегодня право постоянного бессрочного пользования переходит к приобретателю объекта недвижимости и считается перешедшим в силу Закона с момента государственной регистрации покупателем права собственности на недвижимость. По результатам проведенного заседания гражданско-правовой секцией Научно-консультативного совета при ВАС РФ от 8 февраля 2010 года № 9 выработаны следующие рекомендации: 1. В случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него переходит принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, даже в том случае, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со статьей 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве. 2.Следует признать, что исключительно в целях налогообложения, лицо должно признаваться плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации вещного права на земельный участок. При этом с позиций гражданскоправовых отношений, переход права постоянного (бессрочного) пользования считается состоявшимся с момента государственной регистрации перехода права собственности на отчужденный объект недвижимого имущества. Таким образом, ЗК РФ резко сократил правовое регулирование институтов вещных прав на землю. ЗК РФ содержит в себе нормы как публичноправового, так и частноправового характера. На наш взгляд, ЗК РФ взял на себя несвойственную ему функцию регулирования гражданских отношений: регулирование вещных прав и оборот земли следовало бы оставить гражданскому праву.

Вследствие такого подхода законодателя мы получили коллизию между нормами двух отраслей права. Так как Земельный кодекс РФ в п. 3 ст. 3 провозгласил, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами».

Использованные источники: 1. Быстров Г.Е., Гусев Р.К. Земельное прaво: учебник. М.: Проспект, 2009. С. 208. 2. Земельный кодекс Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. 3. Гермaнов A.В. От пользовaния к влaдению и вещному прaву. М.: Стaтут, 2009. С. 23. 4. О введении в действие Земельного кодексa Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. №137-Ф3 // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 2363. 5. Сaрбaш С.В. Испoлнeниe взaимныx oбязaтeльств. М.: Стaтут, 2014. С. 7881.

Суханов Г.В.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком — это форма предоставления участков из земель, находящихся в ведении хозяйствующего субъекта, которым является муниципальное образование. Либо — путём передачи государственной земельной собственности во владение региональным властям. Осуществляется только безвозмездно и без ограничения сроков пользования.

Это право еще называют «право пожизненного пользования земельным участком конкретным лицом «. Так что будьте в курсе.

Обозначенное право постоянного бессрочного пользования земельным участком возникло в законодательстве Советского Союза и было единственной возможностью . На его основании выделялись наделы:

  1. под строительство частных домов;
  2. дачные участки;
  3. садовые, огородные участки;
  4. земли под бахчи.

По распоряжению Правительства РФ, имущественные права на данный вид земель сохраняются для физических лиц, уже получивших наделы. Однако выдача на этом основании новых наделов не производится. Регламентом использования данного вида земель является:

  1. Федеральный закон 137-ФЗ, о введении в действие ЗК РФ, принятый 25.10.01 г. (п. 9 ст. 3) .
  2. ФЗ-122 – о государственной регистрации недвижимости, принятый 21.07.97 г.
  3. Государственные акты о видах пользования ЗУ, утверждённые на правительственном уровне.

Собственником земель на территории РФ является государство. За исключение тех наделов, которыми законно владеют граждане и предприятия, оформившие их в собственность.
Право постоянного (бессрочного) пользования допускается только в сторону муниципалитетов. То есть, федеральное управление передаёт в пользование региональных ведомств земельные массивы только на обозначенном основании.

Получив законное право распоряжения региональным массивом, хозяйствующий субъект может действовать по своему усмотрению. Наделы могут продаваться и сдаваться в аренду. Безвозмездно они выделяются муниципальным и казённым учреждениям. Но определённый объём массива участвует в программе по поддержке малообеспеченных семей и (если вы многодетная семья, вам ) . Отдельные регионы проводят такие формы поддержки, исходя из собственных возможностей и на основании собственных распоряжений.
Кроме этого, обязательны условия участия в федеральной программе, предусматривающей выдачу ЗУ семье, в которой воспитываются трое и более, детей.

Права и обязанности лица, получившего ЗУ

Право постоянного бессрочного пользования на земельный участок допускает использование участка без ограничения сроков , на протяжении периода жизни правообладателя, которому он предоставлен. Данное лицо может использовать его по своему усмотрению, но только в рамках категории земель и их целевого назначения, установленных в отношении участка.

Например, возводить капитальное строение на или вести подсобное хозяйство на землях ЛПХ. Нарушения регламента пользования служат основанием для изъятия надела. В числе причин :

  • при нарушении санитарных и противопожарных норм;
  • порче почвы.

Надлежащее применение надела допускает присваивать урожай и прочие результаты трудов, извлекать прибыль, повышая уровень жизнеобеспечения семьи. Но распоряжаться им как своим собственным землепользователь не может. То есть, недопустимо его участие в имущественных сделках и передача наследникам по закону или по завещанию.

О правах и обязанностях лиц с правом бессрочного пользования землей мы обсудили. Теперь перейдем к переоформлению.

Переоформление

С изменением советского Земельного законодательства, на ныне действующее, которое вступило в силу на основании земельной политики РФ, участки стало разрешено переоформлять в собственность. Более того, положение было облегчено программой «дачной амнистии», которая позволяла оформить ЗУ в короткие сроки, при предоставлении минимума документов. Те из граждан, чьи были утрачены, смогли беспрепятственно восстановить их и переоформить право собственности путём перерегистрации.

Для переоформления следует обратиться с заявлением в администрацию населённого пункта, предоставив требуемые документы. После рассмотрения, заявитель получит акт административного решения (копию), которую передаст в Росреестр вместе с пакетом документов и заявлением о регистрации права собственности.

Для физических лиц не предусмотрено федеральных нормативов по штрафным и иным санкциям за просрочку переоформления . Однако каждый регион вправе взимать таковые на основании локальных актов.

Бессрочное пользование земельным участком юридическим лицом

Согласно регламенту, юридические лица призывались к переоформлению выделенных им участков до 2014 года. Им требовалось обратиться в земельные отделы исполкомов для оформления арендных прав на ЗУ или их выкупа.

Не исполнение указанного правила грозит им штрафными санкциями с уведомлением об изъятии и допустимостью прекращения права пользования.

Санкции взыскиваются в административном порядке, опираясь на ст. 7.34 КоАП РФ , которая оглашает ответственность за нарушение сроков или правил оформления участков, используемых на правах постоянного (бессрочного) пользования.

Взыскиваемая сумма варьируется в пределах от 20 до 100 тысяч рублей . К правообладателям, несущим обозначенную ответственность приравниваются индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес без образования юридического лица.

Наследство права на бессрочное пользование земельным участком — что это и как происходит?

Не воспользовавшиеся предоставленным преимуществом, вправе компенсировать недочёты , во избежание конфликтов с администрацией населённого пункта, в случае смерти владельца. Так как участие в имущественных сделках и передача по наследству для этого вида права не санкционирована, участками могут пользоваться только настоящие правообладатели.

Однако на землях населённых пунктов возведены капитальные строения, которые могут передаваться по наследству, являясь собственностью владельцев. Вступая в наследование земельного участка на праве бессрочного пользования, правопреемникам требуется обратиться в администрацию, для . С разрешения хозяйствующего субъекта допустима их или выкуп по .

Гражданам, не переоформившим земли, следует исправить данный правовой недочёт, приватизировав их или оформив аренду. Данные виды владения предусматривают беспрепятственную форму распоряжения, в том числе – переход прав по наследству.

Еще больше информации о земельном сервитуте можно найти в .