Режимы работ зсго и их оснащение. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты Основные требования, предъявляемые к убежищам

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке создания фонда защитных сооружений
и иных объектов гражданской обороны


Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 31.05.2017 N 249 .
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 27 июня 2003 года № 159
Постановлением Правительства РБ от 31.10.2012 N 391
_________________________________________________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок создания фонда защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны.

Порядок создания фонда защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны

Премьер-министр
Р.И.Байдавлетов

Управляющий Делами
И.У.Забиров

Утвержден
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 15 июня 2000 г. N 162

(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 27.06.2003 N 159 , от 31.10.2012 N 391)

1. Настоящий Порядок определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Республики Башкортостан фонда защитных сооружений и иных объектов гражданской обороны.

Фонд объектов гражданской обороны - это совокупность убежищ, противорадиационных укрытий, защитных укрытий для пожарной техники, специализированных складских помещений для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды и транспорта, а также иных объектов, предназначенных для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны.

Фонд защитных сооружений гражданской обороны - это совокупность убежищ и противорадиационных укрытий, предназначенных для укрытия населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

2. К объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), защитные укрытия для пожарной техники, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

3. Фонд убежищ создается для защиты:

работников наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций (далее - организации), расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время;

работающей смены дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, и организаций, отнесенных к категории особой важности по гражданской обороне; (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

работников атомных станций и организаций (включая личный состав воинских и пожарных частей), обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций;

нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала учреждений здравоохранения (больниц и клиник), расположенных в зонах возможных сильных разрушений. При этом численность указанных больных следует принимать не менее 10% общей вместимости лечебных учреждений в мирное время;

от 31.10.2012 N 391 .

4. Фонд противорадиационных укрытий создается для защиты:

работников организаций, отнесенных к первой и второй категориям по гражданской обороне и расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений;

населения городов, поселков и сельских населенных пунктов, не отнесенных к группам территорий по гражданской обороне; (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

населения, эвакуируемого из зон возможных сильных разрушений и зон возможных катастрофических затоплений;

больных, медицинского и обслуживающего персонала, функционирующих в мирное время и развертываемых в военное время учреждений здравоохранения, расположенных за зонами возможных сильных разрушений городов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, и объектов особой важности. При этом вместимость противорадиационных укрытий должна быть предусмотрена на полный численный состав учреждений здравоохранения, функционирующих в мирное время и развертываемых в военное время. (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

5. Фонд защитных сооружений гражданской обороны для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) организаций создается на территории этих организаций или вблизи них, а для остального населения - в районах жилой застройки.

6. Фонд защитных укрытий для пожарной техники из расчета на 30% основных пожарных автомобилей дежурной смены гарнизона пожарной охраны категорированного города, дежурного караула пожарной части по охране объекта особой важности создается в местах размещения убежищ для личного состава боевых расчетов пожарной охраны.

7. Защитные сооружения гражданской обороны, входящие в состав химически опасных объектов и атомных станций, включаются в пусковые объекты первой очереди. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных станций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока.

8. Специализированные складские помещения создаются для хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля и другого имущества гражданской обороны.

9. Санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта и иные объекты гражданской обороны создаются для обеспечения медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения, санитарной обработки людей и животных, специальной обработки одежды и транспортных средств.

10. Создание фонда объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Башкортостан и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством экономического развития Российской Федерации, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан и Министерством экономического развития Республики Башкортостан. (п. 10 в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

11. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан и органы местного самоуправления Республики Башкортостан на соответствующих территориях: (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;

создают в мирное время фонд объектов гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению;



12. Организации:

создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан и органами местного самоуправления Республики Башкортостан, в сфере ведения которых они находятся, фонд объектов гражданской обороны; (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

13. Создание фонда объектов гражданской обороны в период мобилизации и военное время осуществляется в соответствии с заданиями по мероприятиям гражданской обороны, предусмотренными в мобилизационных планах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и организаций. (п. 13 в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

14. Создание фонда объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

15. Создание фонда защитных сооружений гражданской обороны осуществляется заблаговременно, в мирное время, путем:

а) комплексного освоения подземного пространства для нужд объектов экономики с учетом приспособления и использования его сооружений в интересах защиты населения, а именно:

приспособления под защитные сооружения подвальных помещений во вновь строящихся и существующих зданиях и сооружениях различного назначения;

приспособления под защитные сооружения вновь строящихся и существующих отдельно стоящих заглубленных сооружений различного назначения;

приспособления под убежища метрополитенов;

абзац исключен. - Постановление Правительства РБ от 31.10.2012 N 391 ;

б) приспособления под защитные сооружения помещений в цокольных и наземных этажах существующих и вновь строящихся зданий и сооружений или возведения отдельно стоящих возвышающихся защитных сооружений.

16. В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

17. Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан: (в ред. Постановления Правительства РБ от 31.10.2012 N 391)

участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны;

организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;

организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны;

осуществляет методическое руководство и контроль за созданием фонда объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению.

Во исполнение Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", постановления Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве" и в целях реализации единой государственной политики в области создания фонда защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве, исключения неоднозначного толкования или индивидуального толкования положений нормативных документов в области защиты населения, обеспечения планомерного строительства общегородских объектов гражданской обороны в жилой застройке города Москвы на основе комплексного проектирования, необходимого финансирования и совершенствования нормативных требований к размещению защитных сооружений гражданской обороны Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Положение о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве (приложение).

2. Признать утратившим силу пункт 1.4 распоряжения Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансировании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны на территории города Москвы" (в редакции распоряжения Правительства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП).

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке планирования, финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в г. Москве".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Положение
о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве

1. Введение

Выполнение задач по укрытию населения в коллективных средствах защиты является обязательной функцией всех органов исполнительной власти города Москвы и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Руководители органов исполнительной власти и организаций города Москвы независимо от формы собственности несут персональную ответственность за создание и обеспечение сохранности накопленных фондов коллективных средств защиты и обязаны планировать и осуществлять мероприятия по предоставлению населению защитных сооружений гражданской обороны:

строительство новых, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения;

приспособление в мирное время и военное время заглубленных помещений, метрополитена и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

подготовка в мирное время и строительство в военное время (далее особый период) недостающих быстровозводимых убежищ гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Положение разработано на основании:

Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 г. N 643 "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне", постановления Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 330-ПП "О Концепции развития гражданской обороны города Москвы", постановления Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. N 444-ПП "О порядке планирования, финансирования, проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в г. Москве", распоряжения Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП "О размещении, финансировании, проектировании и строительстве объектов гражданской обороны на территории города Москвы", распоряжения Правительства Москвы от 11 сентября 2008 г. N 2080-РП "О внесении изменений в распоряжение Правительства Москвы от 19 июня 2003 г. N 1051-РП", государственных стандартов, норм и правил, регламентирующих размещение защитных сооружений гражданской обороны в пределах территории города Москвы.

2. Основные термины и определения

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, является составной частью национальной безопасности страны.

Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени, цели, ресурсам мероприятий по устранению или снижению на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов особого периода, стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город, иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в особый период и мирное время.

Трудоспособное население - часть населения страны, определяемая на основании данных государственной статистики, независимо от того, участвует оно в общественном производстве или нет.

Наибольшая работающая смена - рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, расположенных в границах проектной застройки города и продолжающих свою деятельность в особый период, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Работающая смена дежурного линейного персонала организаций - рабочие и служащие предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы и не отнесенных к группе по гражданской обороне.

Защитное сооружение гражданской обороны (убежище) - инженерное сооружение двойного назначения, отвечающее нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ, опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов и используемое в мирное время в интересах экономики.

Быстровозводимое убежище гражданской обороны (БВУ) - инженерное сооружение с упрощенным оборудованием, отвечающее нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и обеспечивающее в течение определенного времени укрытие людей, техники и имущества от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов и воздействия опасных химических и радиоактивных веществ, создается путем ускоренного строительства в особый период для восполнения недостающего фонда средств коллективной защиты населения.

Укрытие населения в убежищах (защитных сооружениях гражданской обороны) - сбор, размещение и жизнеобеспечение населения с целью сохранения жизни и здоровья людей в мирное время и особый период.

Нормативный радиус сбора - расстояние, обеспечивающее полное заполнение защитного сооружения гражданской обороны в установленные сроки.

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны (ИТМ ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения и территорий, снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного характера и природного характера, опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также диверсий и террористических актов.

Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны - установленные нормативными документами требования по проектированию и осуществлению ИТМ ГОЧС, направленных на защиту населения, промышленно-производственного персонала и максимальное снижение возможного ущерба объектов экономики и инфраструктуры от природных, техногенных и военных опасностей, а также воздействий возникающих при этом вторичных поражающих факторов.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей и природной среде.

3. Область применения

3.1. Документ предназначен для определения мест размещения и расчетной вместимости защитных сооружений гражданской обороны при разработке градостроительных планов развития территорий, проектов планировки (застройки) микрорайонов, градостроительных обоснований размещения объектов строительства, градостроительных планов земельных участков, проектов строительства предприятий, зданий и сооружений на территории города Москвы независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

3.2. Документ предназначен для заказчиков строительства, проектных организаций, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы (далее - органы управления по делам ГОЧС), и иных юридических и физических лиц.

4. Категории населения, подлежащие укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны на территории города Москвы

Укрытию в защитных сооружения гражданской обороны подлежат следующие категории населения города Москвы:

трудоспособное население - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых по месту жительства в районах жилой застройки города и находящихся в нормативном радиусе сбора укрываемых;

работники наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций, продолжающих свою деятельность в особый период, - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых на территории этих предприятий или вблизи них;

работники работающей смены дежурного линейного персонала организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города Москвы в особый период, - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых в нормативном радиусе сбора укрываемых;

нетранспортабельные больные, а также медицинский и обслуживающий персонал во вновь проектируемых, строящихся и действующих учреждениях здравоохранения (больницах и клиниках) - в защитных сооружениях гражданской обороны, размещаемых по месту расположения медицинских учреждений.

5. Размещение защитных сооружений гражданской обороны на территории города Москвы

5.1. Необходимое количество и вместимость защитных сооружений гражданской обороны определяется проектными организациями, имеющими соответствующую лицензию (разрешение) по расчетам, с учетом действующих норм и коэффициентов применительно к определению общего количества трудоспособного населения по городу Москве на текущий период времени.

5.2. Защитные сооружения гражданской обороны планируются к размещению на стадии разработки документации по планировке территории с учетом необходимой потребности и достаточности по укрытию населения.

5.2.1. На стадии разработки документации по планировке территории определяется общее количество населения, подлежащего укрытию, и общая потребность в защитных сооружениях гражданской обороны с учетом существующих.

5.2.2. Защитные сооружения гражданской обороны предусматриваются в подземной части жилых домов, объектов общественного, торгового, спортивного, культурно-бытового, транспортного назначения, в отдельно стоящих подземных, подземно-наземных гаражах-стоянках в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территорий, с учетом необходимой расчетной потребности и возможностей по освоению подземного пространства.

5.2.3. На стадии разработки градостроительных планов земельных участков защитные сооружения гражданской обороны предусматриваются в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами планировки территорий.

5.3. Размещение защитных сооружений гражданской обороны не предусматривается в составе объектов, прекращающих работу в особый период и не имеющих в нормативном радиусе сбора соответствующих категорий населения, подлежащих укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.

5.4. Необходимость размещения защитных сооружений гражданской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию (раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федерального подчинения, определяется решением федеральных органов исполнительной власти и Правительства Российской Федерации.

6. Финансирование строительства и имущественно-земельные отношения

6.1. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, размещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет средств бюджета города Москвы, производится за счет средств города в рамках городского государственного заказа.

6.2. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для трудоспособного населения, размещаемых в районах застройки, осуществляемой за счет внебюджетных источников финансирования, производится за счет средств застройщика.

6.3. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны в организациях для наибольшей работающей смены предприятий, учреждений и организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, размещаемых на территории этих предприятий, осуществляется за счет средств учреждений и организаций.

6.4. Финансирование проектирования и строительства защитных сооружений гражданской обороны для нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала, размещаемых по месту расположения медицинских учреждений, осуществляется за счет средств субъектов, осуществляющих строительство (реконструкцию) объекта.

6.5. В случаях отсутствия финансирования на строительство защитных сооружений гражданской обороны за счет средств бюджета города Москвы или за счет внебюджетных источников финансирования (пп. 6.1, 6.2) предусматривать свободные от застройки территории с площадью участков, соответствующей размещению БВУ необходимой по проекту численности укрываемых.

6.6. По объектам, финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, а также по объектам, передача которых в собственность города Москвы предусмотрена договором (контрактом) с застройщиком (инвестором), заказчикам (застройщикам) строительства в месячный срок после сдачи объектов строительства в эксплуатацию представлять в Департамент имущества города Москвы надлежащий пакет документов для оформления прав собственности города Москвы на завершенные строительством объекты (защитные сооружения гражданской обороны) в установленном порядке.

6.7. Эксплуатирующая организация защитных сооружений гражданской обороны на период от завершения строительства и ввода в эксплуатацию до оформления прав города Москвы определяется распорядительным документом Правительства Москвы (префекта административного округа города Москвы).

6.8. После оформления имущественных прав города Москвы на защитные сооружения гражданской обороны защитные сооружения гражданской обороны передаются в хозяйственное ведение специализированным организациям города Москвы для дальнейшей эксплуатации в соответствии с действующими нормативными документами.

6.9. Финансирование строительства защитных сооружений гражданской обороны для защиты категорий населения, подлежащих укрытию (раздел 4) на предприятиях, в учреждениях и организациях федерального подчинения, осуществляется из соответствующих статей расходов бюджета Российской Федерации.

Постановление Правительства Москвы от 19 января 2010 г. N 25-ПП "Об утверждении Положения о размещении защитных сооружений гражданской обороны в городе Москве"

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗСГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении потенциально опасных объектов).
Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных биологических средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре.

Укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Укрытия создаются:

1. для для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;

2. для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

3. для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) - предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания, на кожу и одежду, а также светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязнённой местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

Введение

Глава 2. Убежища гражданской обороны

Глава 3. Противорадиационные укрытия

Глава 4. Быстровозводимые защитные сооружения гражданской обороны

Глава 5. Простейшие укрытия

Заключение

Список литературы

Введение

Для защиты населения от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях в мирное время и военный период, спасателей при ликвидации чрезвычайных ситуаций и работающих от опасных и вредных производственных факторов широко применяются коллективные и индивидуальные средства защиты. За последние годы номенклатура защитных средств значительно расширилась, появились принципиально новые средства, повысились их защитные свойства, улучшились эргономические характеристики.

Эффективность использования средств защиты зависит от многих факторов, и в первую очередь от рационального выбора и грамотного применения конкретных средств защиты с учетом специфических особенностей условий труда, производственного процесса, типа поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций и современного оружия.

В современных условиях инженерная защита является наиболее эффективным способом защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" (в редакции от 19.06.2007) предоставление населению защитных сооружений является одной из основных задач в области гражданской обороны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Обеспечение населения защитными сооружениями гражданской обороны представляет комплекс правовых, организационных, инженерно-технических, строительных, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на укрытие людей в защитных сооружениях. Организационно-правовые мероприятия включают: сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений в мирное время; его дальнейшее наращивание в угрожаемый период; ведение учета существующего и создаваемого фонда защитных сооружений и организацию его использования в мирное и военное время.

Глава 1. Классификация защитных сооружений

В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в защитных сооружениях, как способ защиты от опасностей, возникающих в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения) и использованием средств индивидуальной защиты, повышает надежность защиты населения, а в условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, этот способ защиты становится единственно возможным и эффективным.

В последние годы в результате реализации планов инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на объектах экономики, в городах и населенных пунктах создан определенный фонд защитных сооружений гражданской обороны. Эти сооружения на сегодня составляют основу системы инженерной защиты населения, создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера.

Существующая организационная система инженерной защиты населения решает задачи по улучшению содержания и использования в мирное время имеющихся защитных сооружений гражданской обороны, поддержанию их в готовности к защите работающих смен важнейших объектов и населения от опасностей; приспособлению в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия; подготовке к строительству в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

Защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) - это сооружения, предназначенные для защиты населения от поражающих факторов современных средств поражения (боеприпасов оружия массового поражения, обычных средств поражения), а также от вторичных факторов, возникающих при разрушении (повреждении) потенциально опасных объектов.

Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяются на убежища и противорадиационные укрытия ( ПРУ). Кроме того, могут применяться и укрытия простейшего типа (схема 1.1).

Убежища обеспечивают защиту укрываемых от воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств, отравляющих веществ, а также при необходимости от катастрофического затопления, аварийно химически опасных веществ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановок, высоких температур и продуктов горения при пожаре. Убежища классифицируются по ряду свойств и признаков.

По защитным свойствам убежища подразделяются в зависимости от избыточного давления во фронте ударной волны ядерного взрыва и кратности ослабления ионизирующего излучения.

По времени возведения различают заблаговременно построенные убежища (в мирное время) и быстровозводимые, построенные в угрожаемый период с упрощенным внутренним оборудованием.

По месту расположения относительно застройки убежища подразделяют на встроенные и отдельно стоящие. Кроме того, убежища могут быть расположены в горных выработках, подземном пространстве городов, в метрополитенах и др.

По вертикальной посадке убежища могут быть: заглубленные (подвальные), полузаглубленные и возвышающиеся (встроенные в первые этажи зданий).

Противорадиационные укрытия предназначены для защиты людей от внешнего ионизирующего излучения при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и непосредственного попадания радиоактивной пыли в органы дыхания на кожу и одежду, а также от светового излучения ядерного взрыва. Кроме того, при соответствующей прочности конструкций ПРУ могут частично защищать людей от воздействия ударной и взрывной волны, обломков разрушающихся зданий, а также от непосредственного попадания на кожу и одежду капель отравляющих веществ и аэрозолей бактериальных средств.

По защитным свойствам выделяют группы противорадиационных укрытий: П-1, П-2, П-3, П-4, П-5, П-6, П-7.

По месту расположения относительно застройки, по времени возведения и вертикальной посадке противорадиационные укрытия подразделяются аналогично убежищам.

Простейшие укрытия - это сооружения, не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от воздушной ударной волны, светового излучения ядерного взрыва и летящих обломков разрушенных зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязненной местности, а в ряде случаев защищают от непогоды и других неблагоприятных условий. Открытые щели и траншеи отрываются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются, а к концу вторых суток доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

В качестве простейших укрытий наряду с траншеями и щелями могут быть использованы землянки, а также подвалы, подполы, погреба, внутренние помещения зданий. При наличии времени и материалов эти помещения также доводятся до требований к противорадиационным укрытиям.

При создании системы коллективных средств защиты руководствуются следующими общими принципами и положениями:

для осуществления укрытия людей в военное время и при необходимости в чрезвычайных ситуациях мирного времени следует предусматривать необходимое количество защитных сооружений гражданской обороны;

в мирное время защитные сооружения гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (принцип "двойного назначения");

защитные сооружения гражданской обороны следует приводить в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов. Защитные сооружения в зонах возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения и убежища в зонах вероятного катастрофического затопления должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых;

проектирование защитных сооружений необходимо осуществлять в соответствии со строительными нормами и правилами проектирования защитных сооружений гражданской обороны и другими нормативными документами системы нормативных документов в строительстве;

защитные сооружения, входящие в состав химически опасных объектов, атомных станций, установок для производства и переработки ядерного топлива и ядерных материалов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов необходимо включать в состав пусковых комплексов или объектов первой очереди строительства. При этом ввод в эксплуатацию убежищ при строительстве атомных станций следует предусматривать до физического пуска их первого энергоблока;

защитные сооружения для рабочих и служащих (наибольшей работающей смены) предприятий следует располагать на территориях этих предприятий или вблизи них, для остального населения - в районах жилой и общественной застройки;

создание системы объектов коллективной защиты населения в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с соответствующими министерствами;

убежища и противорадиационные укрытия следует размещать в пределах радиуса сбора укрываемых согласно схемам размещения защитных сооружений гражданской обороны.

1. Общие положения

В последние десятилетия XX века и начала XXI века на вооружение ряда стран приняты новые образцы обычных средств поражения и средств их доставки, что обусловило изменение характера вооруженной борьбы. Применение обычных современных средств поражения (крылатые ракеты морского и наземного базирования, класса «Воздух – Земля» большого радиуса действия и т. п.)
в Югославии, Ираке и Ливии четко свидетельствует о вероятности активного использования в будущем указанных средств для достижения победы
над противником. Особенностью применения обычных современных средств поражения по военным объектам и объектам тыла является нанесение точечных ударов, в результате которых объект теряет свою способность к нормальному функционированию. Вместе с тем, после завоевания превосходства в воздухе
и при разрастании конфликта на территории противника не исключается вероятность нанесения бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов городов
и населенных пунктов, что неизменно приведет к гибели мирного населения.

В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года № 000
«О Военной доктрине Российской Федерации», ядерное оружие продолжает оставаться важным фактором сдерживания военных конфликтов
с применением оружия массового поражения. В случае возникновения военного конфликта с применением обычных современных средств поражения, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт. Тем не менее, вероятность глобальной войны ядерных держав друг против друга невысока.

Но абсолютно понятно, что в мирное время невозможно, а в ряде случаев
и нецелесообразно (исходя из финансовых возможностей), обеспечить защитными сооружениями все население. В связи с чем, работникам органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны
и чрезвычайных ситуаций, не следует стремиться к достижению
100% обеспеченности установленных групп населения ЗС ГО, которая вызывает сомнение в достоверности. В части, касающейся показателя обеспеченности установленных групп населения, рекомендуется соблюдать требования приказов МЧС России ДСП и.

В соответствующих планах гражданской обороны необходимо учитывать комплекс мероприятий, который необходимо осуществить при угрозе нападения противника, а именно:

приведение в готовность к приему укрываемых всех имеющихся ЗС ГО;

ускоренную достройку строящихся ЗС ГО, при этом защитные сооружения с готовностью 50% достраиваются согласно проекту, остальные – с установкой упрощенного оборудования;

строительство для соответствующих групп населения быстровозводимых убежищ (на предприятиях) и противорадиационных укрытий,
как в категорированных городах, так и в городах и населенных пунктах,
не отнесенных к группам по гражданской обороне. При этом необходимо определить количество организаций, осуществляющих строительство, места хранения (складирования) конструкций ЗС ГО и инженерно-технического оборудования;

приспособление подвалов и иных подземных помещений под ПРУ, строительство простейших сооружений для укрытия населения,
не обеспечиваемого защитными сооружениями в планомерном порядке.

4.4. Исходными данными для проведения мероприятий по накоплению фонда ЗС ГО являются сведения, приведенные в п. п. 3.6. – 3.11.

4.5. Из основных направлений (или способов) накопления необходимого фонда защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий)
в мирное время следует считать:

Сохранение имеющегося фонда ЗС ГО и поддержание его в готовности
к приему укрываемого населения

К мероприятиям, направленным на сохранение фонда ЗС ГО и поддержание его в готовности к приему укрываемого населения, относятся:

1. Проведение текущих и капитальных ремонтов , техническое обслуживание и при необходимости замена инженерно-технического оборудования с истекшими сроками эксплуатации.

Данное мероприятие требует значительных капитальных вложений и должно быть тщательно спланировано.

Справочно

Средняя стоимость капитального ремонта убежища – от 5,2 млн. рублей ПРУ – от 2,5млн. рублей (цены могут меняться.)

Для муниципального образования рекомендуется ежегодно планировать проведение 1 капитального ремонта или 2-3 текущих ремонтов ЗС ГО,
что представляется реальной возможностью.

2. Использование ЗС ГО органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций
в интересах экономики региона, развития предпринимательства и бизнеса,
в качестве мест проведения занятий спортивных секций, культурно-массовых
и иных мероприятий, подземных автостоянок и т. п.

Передача защитных сооружений, не используемых в мирное время
по прямому предназначению, на арендной основе или иных условиях
в хозяйственное ведение юридическим или физическим лицам, позволит обеспечить их сохранность. Для того, чтобы заинтересовать юридическое
или физическое лицо в аренде ЗС ГО, следует предусматривать минимально возможную арендную плату за пользование сооружением с обязательным условием надлежащего их содержания и проведения арендатором текущих ремонтов.

3. Тщательный отбор защитных сооружений, предлагаемых для снятия
с учета, и проверка документации для их списания.

Представляется, что работники органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций из-за недостаточной обеспеченности населения защитными сооружениями, в первую очередь должны проявлять высокую принципиальность при принятии решения о списании ЗС ГО, быть своеобразным барьером сокращения фонда ЗС ГО.

Справочно:

В соответствии с приказом МЧС России
«Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (в ред. приказа МЧС РФ от 01.01.2001
N 377) ЗС ГО снимаются с учета в случаях:

утраты расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно
или экономически нецелесообразно;

проводимого нового строительства, реконструкции, технического переоснащения зданий и сооружений, осуществляемых по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО ;

при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО
в оперативное управление , хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО
на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года N 1309.

При направлении актов снятия с учета ЗС ГО с прилагаемой документацией следует руководствоваться порядком, установленным МЧС России.
При этом:

акты снятия с учета ПРУ с прилагаемой документацией для согласования направляются в Южный региональный центр МЧС России через главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

акты снятия с учета убежищ с прилагаемой документацией
для согласования направляются в МЧС России через главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации и Южный региональный центр МЧС России.

4. Осуществление контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;

Собственники (балансодержатели) обязаны обеспечить беспрепятственный доступ в ЗС ГО и исполнение обязанностей по контролю их состояния,
как представителям надзорных органов, так и представителям органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

Подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием

Вследствие изменения характера вооруженной борьбы в современных условиях, снижения уровня военной опасности, ограниченные экономические возможности государства, проблемы заблаговременного накопления фонда ЗС ГО для укрытия всего населения не ставятся в разряд первоочередных государственных задач.

Вместе с тем, главной задачей мирного времени следует считать накопление достаточного количества конструкций быстровозводимых убежищ и ПРУ, инженерно – технического оборудования (с учетом необходимости укрытия населения, проживающего в некатегорированных городах, поселках и сельских населенных пунктах, и населения, эвакуируемого в указанные населенные пункты), определить места их складирования (хранения). Важно также определить места строительства, организации (силы и средства), привлекаемые для возведения быстровозводимых защитных сооружений.

Быстровозводимые защитные сооружения (убежища и ПРУ) с упрощенным внутренним оборудованием возводятся в короткие сроки в угрожаемый период
и в военное время с применением сборных конструкций, производство которых целесообразно организовывать в районах строительства или вблизи от них. Работы, приводящие к удлинению сроков возведения (укладка монолитного бетона, сварочные работы и т. п.) или требующие квалифицированной рабочей силы, должны быть сведены к минимуму. В качестве ограждающих конструкций используются, как правило, сборные железобетонные изделия, бетонные блоки, лесоматериалы, металлопрокат, листовая или волнистая сталь, ткани и прочие подручные материалы. Применение конструкций и элементов специального изготовления нецелесообразно, так как требует больших капитальных затрат, вкладываемых задолго до возможного их использования и связанных
с необходимостью проведения существенной переоснастки и перестройки технологических линий предприятий-изготовителей.

Использование подземного пространства под защитные сооружения гражданской обороны

Указанный способ накопления необходимого фонда защитных сооружений является наиболее экономичным и менее трудоемким.

В настоящее время в городах и крупных населенных пунктах разворачивается строительство подземных гаражей и тоннелей (переходов), складов и других заглубленных помещений. При относительно небольших затратах они могут быть приспособлены для использования в качестве убежищ и укрытий для населения.

Справочно:

Подземный гараж на 100 автомашин может быть приспособлен
для укрытия до 5 тысяч человек.

Не следует пренебрегать возможностью укрытия населения
в метрополитенах, в горных выработках, пещерах естественного происхождения
и иных подземных выработках (шахты). Такие сооружения обладают высокими защитными свойствами от поражающих факторов, как обычных средств поражения, так и оружия массового поражения. Что касается затрат
на их приспособление для укрытия населения, то они, как правило, меньше,
чем на строительство ЗС ГО котлованного типа.

Приспособление для укрытия населения подвальных помещений
в зданиях существующего жилого и производственного фонда , строительство укрытий простейшего типа (подвалы, погреба, подполья, щели, траншеи, блиндажи и т. д.)

5. Заключение

5.1. В современных условиях в системе мероприятий гражданской обороны укрытие людей в ЗС ГО как способ защиты от опасностей, возникающих
в военное время, в сочетании с эвакуацией из зон поражения (загрязнения)
и использованием средств индивидуальной защиты повышает надежность защиты населения. В условиях, когда по ряду причин могут быть затруднены эвакуационные мероприятия из крупных городов в короткие сроки, это способ защиты становится единственно возможным и эффективным.

Установленная в государстве система инженерной защиты населения предполагает проведение комплекса мероприятий по улучшению содержания
и использования в мирное время имеющихся ЗС ГО, поддержанию
их в готовности к укрытию работающих смен организаций и населения, а также приспособление в мирное время и в угрожаемый период заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства под убежища и укрытия, подготовку к строительству и строительство в угрожаемый период недостающих защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

5.2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в пределах Южного федерального округа, органам местного самоуправления
и организациям, а также органам, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, предоставляется право вносить дополнения
в настоящие рекомендации, применять дополнительные меры и способы для накопления фонда ЗС ГО, направленные на совершенствование условий содержания и эксплуатации ЗС ГО, поддержания их в постоянной готовности
к использованию по предназначению.

Главным управлениям МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах Южного федерального округа рекомендуется изучить данные рекомендации, внести дополнения и изменения применительно
к условиям социального и экономического развития региона.