Власть в российской федерации осуществляется. Особенности государственной власти

Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации

Государственное устройство Российской Федерации

Государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определенной территории. Неотъемлемыми признаками государства являются наличие публичной власти, суверенитета, гражданства, строго ограниченной территории, аппарата управления и принуждения.

Государственное устройство - это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Конкретная форма государственного устройства дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория государства, каково их правовое положение, соотношение и взаимосвязь его иерархических структур. Обычно выделяют три формы государственного устройства. Это унитарное, федеративное и конфедеративное государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является федеративным государством. Наша федерация основана на национальном принципе. Существуют федерации, основанные на территориальном принципе, например, США, ФРГ и Мексика.

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная и кредитная система, единая государственная политика и федеральная конституция. В отношении функционирования государственной власти федерация предполагает наличие законодательной, исполнительной и судебной власти.

На территории нашего государства проживает более 120 национальностей и народностей. Из них около 120 млн. русских. Среди других национальностей: татар - 5,5 млн., чувашей - 1,8 млн., башкир - 1,3 млн., мордвы - 1,1 млн. Национальный состав проявляется во внутреннем устройстве Российского государства, где практически каждая национальность и народность имеет свою форму государственности.

Следует отметить, правовой статус республики в составе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. При этом Конституция республики не должна противоречить Основному Закону - Конституции Российской Федерации. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа устанавливается наряду с Конституцией России собственными уставами.

Прежде чем вести речь о системе государственной власти в Российской Федерации, необходимо разъяснить ряд важных категорий и понятий.

«Власть» как термин имеет несколько значений. Власть - это не только способность и право распоряжаться кем-либо, чем-либо, возможность оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств, но и система органов управления, наделенных властными полномочиями.

Согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. При этом народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Как отмечалось выше, неотъемлемым признаком государства является наличие суверенитета. Суверенитет государства - это его свойство самостоятельно и независимо от власти других государств и политических сил осуществлять свои функции на территории государства и за его пределами. Он проявляется в верховенстве государственной власти, которое определяет порядок правовых отношений в государстве, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Субъекты Федерации не обладают суверенитетом наиболее ярким примером этого является верховенство на всей территории государства Конституции РФ и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

В этой связи верховенство государственной власти - это такое состояние власти, при котором над ней не стоит никакая другая власть. Это не означает неограниченность власти. В конституционном государстве она всегда ограничена правом. Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, в своей совокупности составляющих высшую государственную власть.

Согласно Конституции РФ государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. То есть государственная власть реализуется государственным аппаратом, который представляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Кроме того, государственная власть обладает силой принуждения, осуществляемого специально приспособленными для этой цели органами, являющимися частью государственного аппарата в отношении лиц, нарушающих законы и совершающих правонарушения.

В основу конституционного строя России заложен принцип разделения властей: то есть государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы этих ветвей самостоятельны. Принцип разделения властей сформулирован французским мыслителем Шарлем Монтескье и впервые нашел свое законодательное закрепление в 1787 году в Конституции США. Ныне этот принцип закреплен в большинстве конституций государств мира, в том числе в Конституции Российской Федерации.

В демократических государствах принцип разделения властей препятствует чрезмерной концентрации и монополизации власти одним органом или должностным лицом. Кроме того, это позволяет трем независимым властям контролировать друг друга, что не обеспечивается достаточно эффективно при сосредоточении власти в руках одного государственного органа или человека. При попытке усиления одной власти за счет других указанный принцип позволяет не допустить этого и тем самым обеспечить порядок и стабильность в обществе.

Глава 4 Конституции РФ определяет права и обязанности Президента России, который как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека стоит над ветвями власти, обеспечивает их согласованное функционирование.

На Президента РФ в системе государственной власти возложено руководство внешней и внутренней политикой государства, принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, представление страны в международных отношениях. Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и органами ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.

Органы законодательной власти состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и др.). Все указанные органы принимают законы и другие общеобязательные правовые акты федерального, республиканского, краевого, областного и других уровней.

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное собрание является постоянно действующим органом.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда России и выступлений руководителей иностранных государств.

К компетенции Совета Федерации (верхней палаты парламента) относятся: утверждение границ между субъектами Федерации; утверждение Указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами государственной территории; назначение выборов Президента России и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора России.

К ведению Государственной Думы (нижней палаты парламента) относятся: предоставление согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека, объявления амнистии и другие вопросы.

Главным направлением деятельности Федерального собрания является законодательная деятельность.

Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Закон считается одобренным им, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае его отклонения создается согласительная комиссия для преодоления разногласий, после чего федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. В случае несогласия Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней делает это либо может отклонить закон. В этом случае он вновь будет рассматриваться Государственной Думой и Советом Федерации. Если при повторном голосовании закон будет вновь одобрен двумя третями от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Органы исполнительной власти включают: Правительство России; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агентства; правительства, министерства республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, областей; мэров городов федерального значения; глав администраций городов, сельских и городских районов.

Высшим органом исполнительной власти в России является Правительство РФ, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Дума может отклонить кандидатуру, причем после трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые ее выборы.

К ведению Правительства РФ относится разработка и представление федерального бюджета Государственной Думе, обеспечение его исполнения и отчет по его выполнению; обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и другие вопросы.

Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

К высшим органам судебной власти относятся Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации, состоящий из 19 судей, по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и нормативных актов субъектов Федерации; до го воров между ор га нам и государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Таким образом, законодательная, исполнительная и судебная власти образуют систему государственной власти, характерную для демократических государств и отвечающую волеизъявлению Российского общества.

Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов власти

Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны России. В системе государственной власти в Российской Федерации они относятся к исполнительной ветви власти.

Вооруженные Силы России предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Их деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, относящихся к обеспечению обороны и безопасности государства. Среди таких документов можно назвать Военную доктрину Российской Федерации, Закон «Об обороне», Закон «О воинской обязанности и воинской службе», Закон «О статусе военнослужащих», «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации» и другие.

Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент России - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Он в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами России, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Президент России имеет право утверждать Военную доктрину, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, а в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории России или отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Непосредственное управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны России через Министерство обороны и Генеральный штаб, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами.

К ведению Министерства обороны Российской Федерации относятся разработка предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации; разработка концепции строительства Вооруженных Сил; разработка федеральной государственной программы вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу; координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; обеспечение социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; организация научных исследований в целях обороны, заказ и финансирование на договорной основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны; сотрудничество с военными ведомствами иностранных государств и другие вопросы.

Вооруженные Силы являются объектом политики, так как именно армия реализует на практике государственную военную политику. Военная политика государства направлена на подготовку и использование средств вооруженного насилия для защиты интересов народа. В этой связи Вооруженные Силы РФ подвергаются воздействию со стороны других государственных органов, политических партий и общественных организаций. Так, например, органы законодательной власти государства в лице парламента на основе Конституции РФ и других законов определяют назначение, задачи, состав и общую организационную структуру армии, принципы высшего военного управления и утверждают военные бюджеты.

Значительное воздействие на Вооруженные Силы оказывают исполнительные органы государства, которые осуществляют непосредственный контроль над армией и принимают решения об ее использовании.

Нельзя недооценивать воздействие на Вооруженные Силы РФ как на объект политики и политических партий. На практике это влияние на армию оказывается через элементы государственного механизма, где реализуются те или иные политические интересы.

В связи с тем, что Вооруженные Силы являются важным государственным институтом, возникает ряд важных вопросов. Рассмотрим некоторые из них.

В некоторых средствах массовой информации время от времени отмечается произвольное, некорректное толкование понятия «армия вне политики». Как же на самом деле? Да, армия не может, не должна выступать на стороне каких-либо политических партий, движений, объединений и определять политику государства. И только в этом плане армия вне политики. Однако она является инструментом государственной политики, так как Вооруженные Силы относятся к исполнительной ветви государственной власти. Нельзя быть вне политики, выполняя политические задачи. В этом смысле она участвует в реализации целей и задач военной политики государства в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. Так как именно государству, а не политическим партиям принадлежит монопольное право на использование военной силы в обществе на основании законов.

В этой связи деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, и образование их структур в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах не допускается. Не допускается также ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной. Не позволяется использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил Российской Федерации для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели.

Армия является одним из важнейших органов государства, в котором ее особое место определяется специфическими задачами, методами и способами организации, укладом жизни и деятельности, особым характером взаимоотношений между военнослужащими.

Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации занимают важное место в государственном устройстве России. Их главное предназначение - вооруженная защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и независимости государства. Они имеют внутренние и внешние функции, определенные Конституцией, военной доктриной и федеральным законодательством.

Во вступительном слове руководителю занятий по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса важно разъяснить слушателям, что знание основ государственного устройства и системы государственной власти в России позволит им повысить свой уровень политической культуры и вооружит их знаниями, необходимыми для каждого гражданина Российской Федерации.

Входе изучения второго вопроса руководителям групп необходимо доходчиво и с помощью примеров изложить место и роль Вооруженных Сил в структуре государственных институтов России. Для этого надо последовательно раскрыть предназначение Вооруженных Сил РФ, основные задачи, возложенные на Министерство обороны РФ, Президента России. Рассмотреть субъектно-объектные отношения между ветвями государственной власти и Вооруженными Силами РФ.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

преподаватель Общевойсковой академии ВС РФ,
кандидат политических наук, Майор
Сергей Павлов

Перед тем как ответить на вопрос о том, кто осуществляет политическую власть в Российской Федерации, нужно разобраться, что же такое власть вообще.

Понятие власти

Во-первых, она проявляется в любой общности людей, в любом человеческом коллективе. И существовала на всех этапах человеческой истории. Это связано со сложностью общества, которое постоянно нуждается в управлении.

Во-вторых, она осуществляется через определенные институты власти и учреждения.

В-третьих, власть неразрывно связана с обязательными указаниями и распоряжениями.

Источники власти

Многие ученые рассматривают появление и существование власти, основанной на силе принуждения. Например, физической - более сильный подчиняет слабого. Пример можно увидеть у животных, когда сильный вожак управляет стаей. Но не только физическая сила является источником власти. Это может быть интеллект, авторитет, убеждения, знания и т.д. В качестве примера может служить подчинение воле пожилого охотника в лесу молодых и более сильных физически соплеменников. В данном случае власть основана на опыте, знаниях, мудрости. Действительно, сегодня физическая сила редко играет значимую роль в качестве источника власти, однако институты силы и принуждения все же существуют. Это вооруженные силы, органы государственной безопасности.

Особенности государственной власти

Чтобы ответить на вопрос, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации, необходимо разобраться с особенностями государственной власти.

Они следующие:

Власть проявляется только через такой социальный институт, как государство. Стоит отметить, что только оно имеет аппарат управления. Значит, только государство имеет право применять силу внутри общества.

Публичность . В теории права под данным понятием понимается управление профессиональным аппаратом, которое контролируется всем обществом.

Суверенность . Под этим понятием подразумевается то, что государственная власть больше никому не подчиняется внутри общества. Ее же распоряжения, наоборот, обязательны для всех членов общества.

Универсальность . Распространяется на всю территорию страны и всех людей, находящихся внутри нее.

Система власти

Теперь мы вплотную подошли к вопросу о том, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Россия, согласно Конституции, является федеративным государством. Это значит, что система государственной власти - двухуровневая. Существуют федеральные органы власти и местные - региональные. Особенностями первых является то, что их императивные нормы (указы, распоряжения, нормативно-правовые акты) общеобязательны на всей территории государства. Региональные субъекты власти распространяют свое влияние только в пределах конкретного административного субъекта Российской Федерации.

Вся эта сложная структура входит в единую управленческую систему, согласно Основному закону страны.

Помимо территориального деления Конституция определяет виды власти по компетенции. Так, существует разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Все они независимы друг от друга, но тесно связаны между собой. Но помимо традиционных трех ветвей российская Конституция предполагает четвертую – президентскую власть. Юридически, конечно, она не выделена, но нормы Основного закона отделяют Президента от всех ветвей власти и наделяют его особыми полномочиями.

Президент в системе государственной власти

Государственную власть в Российской Федерации вправе осуществлять Президент. По Конституции он - глава государства. Но ошибочно полагать, что президентская власть стоит выше трех других ветвей. Это не абсолютная воля императора. Система российского права в области государственного управления устроена таким образом, что существует целая система противовесов. Глава государства России - не восточный деспот, воле которого подчиняются все и вся. Его власть ограничена Конституцией, на основе которой и осуществляются его полномочия. Кроме нее существуют также федеральные законы, нормативно-правовые акты.

Президент ограничивается по времени своего правления и выбирается прямым всенародным голосованием. Сегодня это шестилетний срок вместо первоначального четырехлетнего. Кроме того, невозможно находиться у власти более двух сроков подряд. Совсем недавно многие считали, что президент В. В. Путин изменит это правило и останется на третий срок подряд. Но они ошиблись. 4 года он после своего президентского правления пробыл в кресле премьер-министра и снова победил на выборах. Главная задача Президента РФ – защищать Конституцию, а также права и свободу граждан.

Рычаги влияния главы государства

Они следующие:

Право вето.

Право обращения с запросом в Конституционный Суд.

Право роспуска Парламента и назначения новых выборов.

Право отставки Правительства.

Законодательная власть

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют также органы законодательной власти. Высшим из них является Федеральное Собрание РФ. Особенность законодательных органов - в том, что они формируются посредством голосования. Системы выборов все время варьируются. Сначала была смешанная система комплектования кандидатов в Парламент, потом сделали пропорциональную, по партийным спискам. Также существует мажоритарная - по территориальным округам. Но у нас в стране она не применяется. Какую бы систему ни использовали, вывод один: законодательная власть зависит от воли народа. Каждый совершеннолетний дееспособный гражданин имеет право голоса. Особенностью законодательной власти является то, что она - высшая власть в стране. Это связано с тем, что ее решения принимают статус законов, которые обязательны абсолютно для всех, в том числе и для носителей других видов власти.

Законодательную государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют местные законодательные собрания. Они также формируются путем голосования граждан в соответствующем территориальном субъекте РФ.

Исполнительная власть

Федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют ет также органы исполнительной власти. Высшим исполнительным органом является Правительство. Оно осуществляет управление государством, согласно Конституции, Федеральным законам, нормативно-правовым актам законодательной власти, а также указам и распоряжениям Президента РФ.

Возглавляет этот орган Председатель Правительства, которого утверждает Президент с одобрения Государственной Думы. Последняя, конечно, может не одобрить кандидатуру, предлагаемую Главой государства. Но после двух попыток Президент может распустить Госдуму и назначить новые выборы.

Таким образом, подведем итоги того, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Конституция наделяет этим правом вышеперечисленные субъекты.

Судебная власть

Что касается судебной системы, то она построена по принципу общедоступности и справедливости. Она призвана следить за соблюдением закона в стране. Отличие ее - в том, что эта власть применяет санкции за нарушение законодательства. Решение судебной власти обязательно к исполнению теми, на кого оно направлено, и основано на уже имеющихся нормативно-правовых актах и законах.

Надеемся, мы ответили на вопрос о том, кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации.

Российская Федерация - это большое многонациональное государство, где множество религий, конфессий и народов сосуществуют под одним флагом. Поддержание здорового правового поля, порядка и развития в стране - это обязанность государства. В нашей стране государственную власть осуществляют: президент, правительство, Совет Федерации, Государственная Дума и суды.

Президент

Как лидер страны, президент играет важную роль в управленческом аппарате государства. Его приоритетной задачей является создание такого правового поля, при котором ни одно лицо, наделенное властью, не нарушило бы Конституцию страны. Президент обладает правом подбирать кадры на важные государственные посты. Кого-то глава государства назначает по своему усмотрению, кого-то предлагает выбрать Государственной Думе или Совету Федераций.

Президент осуществляет власть путем влияния на органы законодательной власти, благодаря своему праву внесения своих законопроектов на рассмотрение в Глава страны также может подписывать федеральные законы и направлять на повторное рассмотрение законопроекты.

Еще одним механизмом воздействия на ветви власти являются ежегодные послания лидера страны Федеральному Собранию. Президент указывает на проблемные направления, к которым требуется пристальное внимание государства.

Глава государства оказывает влияние на правительство, выступая на его собраниях и отменяя антиправовые постановления. Еще президент имеет право отменять нормативные акты власти при условии, что они противоречат действующему законодательству и Конституции страны.

Лидер государства также является главнокомандующим вооруженными силами страны. Он определяет план развития оборонной промышленности и управляет военными силами в целом.

Как первое лицо страны, он осуществляет государственную власть, определяя внешнюю политику, проводя переговоры с лидерами других государств и подписывая межгосударственные соглашения.

Правительство

Это высший осуществляющий государственное управление. При этом в своей деятельности он руководствуется положениями Конституции, федеральных законов и нормативных актов президента страны.

Правительство как исполнительной власти осуществляет деятельность по:

  • созданию централизованной финансовой и кредитной политики;
  • созданию единой политики образования, науки и культуры;
  • созданию законного правового поля, где учитываются права и свободы граждан.

Председатель задает вектор работ и организует деятельность правительства.

Министры работают в рамках своего ведомства и выполняют поставленные председателем задачи.

Это верхняя палата Федерального Собрания, орган государственной власти, осуществляющий рассмотрение законов, принятие законопроектов Государственной думы, а также самостоятельно занимающийся нормотворчеством.

В Совет Федерации входят по 1 члену исполнительной власти и по 1 члену законодательной власти от субъектов Российской Федерации.

Совет Федерации проводит слушания отдельно от ГД, за исключением случаев, связанных с выступлением первых лиц государства и Президента РФ.

Также СФ в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой законы, связанные с валютным, кредитным, таможенным регулированием, международными договорами, вопросами военного положения и заключения мира.

Государственная Дума

Это палата Федерального Собрания, которая избирается гражданами Российской Федерации путем закрытого голосования и занимается законотворчеством.

Помимо создания новых законопроектов, ГД может:

  • подтверждать выбор председателя правительства президентом;
  • поднимать вопрос о доверии к правительству;
  • назначать председателя Центрального банка;
  • выдвигать обвинение президенту.

Постановления и решения Государственной Думы принимаются на основании большинства голосов. Организационные вопросы Государственной Думы решает председатель.

Дума также заслушивает послание президента и проводит совещания.

Суды

Правосудие в России могут осуществлять только суды. В России существуют федеральные, конституционные и мировые суды, которые составляют судебную систему страны.

Каждая инстанция осуществляет государственную власть в зависимости от своей компетенции и статуса. Суды одной принадлежности входят в одно звено судебной системы. Районные суды занимают первое областные и равные им - второе, Верховный Суд - высшее звено.

Как правило, любой судебный процесс начинается с суда первой инстанции - районного. В случае несогласия сторон с решением судьи постановление обжалуется в вышестоящем - апелляционном - органе судебной власти. В случае если новое постановление не удовлетворяет какую-либо сторону, подается кассационная жалоба в вышестоящий суд.

Судебная власть призвана не только разрешать возникающие споры, но и контролировать другие ветви власти. Так, Конституционный суд имеет право признавать законы антиконституционными, в том случае если они действительно относятся к таковым. Если закон противоречит федеральному закону, Конституции либо иным нормативным актам, Суд вправе признать его незаконным. При обвинении какого либо публичного лица Суд также обязан подтвердить наличие вины. Помимо этого представители судебной власти могут принимать решения о ликвидации религиозных, политических и иных организаций, занимающихся противоправной деятельностью, и разрешать экономические споры между органами государственной и муниципальной власти.

Органы власти вне ветвей

В ветви власти не входит:

  • Счетная палата;
  • ЦБ (обеспечивает экономический рост и контроль процентных ставок);
  • органы прокуратуры (осуществляют контроль исполнения действующего законодательства);
  • Уполномоченный по правам человека (рассматривает жалобы на государственные органы в связи с нарушением прав);
  • администрация президента (создает условия для работы президента);
  • ЦИК (отвечает за проведение референдумов, выборов).

Народ

Статья 11 КРФ четко дает ответ на вопрос, кто осуществляет государственную власть в России. Но главной движущей силой, наделенной самой большой властью, является народ Российской Федерации, что отражено в 3-й статье Конституции РФ.

Власть является проводником народного мнения, направленным на создание безопасного и комфортного существования в государстве.

Современная система управления страной позволяет распределять обязанности, контролировать свою работу и эффективно взаимодействовать с обычными рядовыми гражданами.

Основные признаки государственной власти:
  • публичный характер;
  • суверенитет государственной власти;
  • легитимность;
  • единство;
  • разделение властей;
  • основана на законах.

К ведению Российской Федерации относятся, в частности, следующие:

  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • решение вопросов о гражданстве в Российской Федерации;
  • установление системы федеральных органов власти, порядка их организации и деятельности;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, таможенное регулирование;
  • установление ;
  • внешняя политика и международные отношения России;
  • оборона и безопасность страны;
  • судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательства, а также некоторые другие вопросы.

Вместе с тем Конституция России устанавливает предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К ним, например, относятся:
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей;
  • разграничение государственной собственности;
  • вопросы природопользования;
  • , семейное, жилищное, земельное законодательства и некоторые другие вопросы.

Вне этих предметов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Некоторые субъекты Российской Федерации заключили с Российской Федерацией особые договоры о разграничении своей компетенции, которые дополняют и уточняют положения Конституции России.

Если Российская Федерация принимает нормативный акт, выходящий за пределы ее компетенции, то действуют только нормативные акты субъектов РФ. И наоборот, нормативные акты субъектов РФ, выходящие за сферу их компетенции, не имеют юридической силы.

Органы государственной власти

Государственный орган — это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

Отличительные признаки государственных органов:
  • органы государственной власти образуются в законодательном порядке;
  • каждый орган государства наделен определенными компетенциями;
  • финансируется из федерального бюджета;
  • в своей деятельности отражают задачи и .
Основные принципы, которыми руководствуются органы государства:
  • принцип разделения властей (самостоятельное функционирование каждой ветки власти в целях исключения произвола произвола в их деятельности);
  • принцип гласности (информирование населения о деятельности государственных органов);
  • принцип законности (строгое соблюдение Конституции и законов всеми органами власти);
  • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип профессионализма (в гос.органах должны работать только профессионалы).

Виды органов государства:

Основные виды органов власти:
  • глава государства (монарх или президент);
  • законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • исполнительные органы гос.власти;
  • судебные органы гос.власти.

Глава государства

Президент Российской Федерации является главой . Он выступает гарантом , принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 6 лет на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

Президент назначает председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает выборы Государственной думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны.

Президент издает указы и распоряжения . В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура.

Федеральное собрание

Федеральное собрание, или парламент Российской Федерации, является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы .

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой — от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная дума избирают из своего состава своих председателей.

Основная функция Федерального собрания — принятие федеральных законов.

Процедура принятия федеральных законов

Проект закона поступает сначала в Государственную думу , где он принимается простым большинством общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется на подпись президенту РФ , который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством в 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан президентом.

Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ . Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства .

Правосудие в России осуществляется только судом. Судьи являются независимыми. Они подчиняются только закону. Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит их трех частей: Конституционный суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов и нормативных актов президента РФ, палат Федерального собрания и правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушении прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских и районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего арбитражного суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры РФ.

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис-полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст-венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по-вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра-зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол-нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма-тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле-гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох-рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со-стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за-седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе-деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю-щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од-ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе-ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель-ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует-ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол-нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе-датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе-дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со-
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя-
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз-
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов- ный Суд РФ.

Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре-делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды , которые рассматривают эконо-мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот-стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто-ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар- битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит-ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров-ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот… который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни-кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?

В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от-рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече-ния успешности начатого дела?

Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить:

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо-рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра-
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных» народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система - совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов,

построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система РФ состоит из:

Конституционной юстиции

Судов общей юрисдикции

Арбитражных судов

1.Конституционная юстиция – включает в себя Конституционный суд РФ, действующий на основании ФЗ «О Кон. Суде РФ» от 21 июля 1994, кон.

Государственная власть РФ

и уставные суды в субъектах РФ;

2.Суды общей юрисдикции – включает в себя:

Верховный суд РФ, Верховные суды субъектов РФ, краевые, областные, суды автономных областей, округов, суды городов федерального значения, городские суды, военные суды, районные.

мировые суды – это низшее звено судебной системы, рассматривающие в упрощенной процедуре мелкие гражданские и уголовные дела.

3.Арбитражные суды – в эту систему входят: Высший Арбитражный суд, арбитражные суды субъектов.

Суд – орган гос., осуществляющий правосудие, применяющий меры гос. принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок.

Судья – должностное лицо, участвующее в рамках закона в отправлении правосудия.

Конституционно- правовой статус судей:

1.граждане Р.Ф., достигшие 25 лет, имеющие юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет;

2.судьи независимы, несменяемы, неприкосновенны и подчиняются только федеральным законам;

3.судьи Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению президента. Судей других судов назначаются Президентом, сроком на 3 года;

Прекращение деятельности судов:

1.по желанию судей с заявления в письменной форме об отставке;

2.по решению квалифицированной коллегии судей.

Конституционно-правовые основы судебного процесса:

1.разбирательство дел открытое, публичное. Слушание дел допускается, в том случае, если этого требует гос. или коммерческая тайна;

2. заочное разбирательство уголовных дел не допускается.

3.судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон;

4.в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных;

5.финансирование судов производится только из фед. бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с фед. законом.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

суды первой инстанции;

суды второй (кассационной) инстанции;

суды надзорной инстанции.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).

Суд первой инстанции - это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске - по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации15.

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовно­го дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции - для мировых судей и районных судов - областной и соответствующие ему суды, а для областного суда - Верховный Суд Российской Федерации) на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе (председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей, Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная инстанция может оставить без изменения, опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела, в суде первой инстанции, либо прекратить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной "Судебная власть", не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы — суд.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 369 | Нарушение авторского права страницы

Статья 11. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют…

Вернуться назад на Государственная власть

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Статья 11 Конституции РФ

В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. И на том и на другом уровне реализуется принцип разделения властей.

Исполнительную власть на федеральном уровне осуществляет Правительство РФ. На уровне субъектов федерации также является свой исполнительный орган, например, в Челябинской области это Правительство Челябинской области.

Федеральные органы исполнительной власти имеют свою структуру, которая установлена Указом Президента № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

К органам исполнительной власти относятся, прежде всего, высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти — президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства — заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов Федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администраций субъектов Федерации, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные — это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Федерации — президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым — министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых обычно состоят эти государственные органы.

В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.


Законодательная власть представляет из себя один из трех видов власти, существующих в нашей стране согласно Конституции. Она занимается разработкой и принятием законов, а также различных нормативных актов, которые регулируют и контролируют жизнь населения и деятельность государства.

Законодательная власть представляет из себя один из трех видов власти, существующих в нашей стране согласно Конституции. Само название говорит за себя - это та власть, которая дает стране новые законы. Помимо законодательной, в РФ на равных правах существуют законодательная и исполнительная власти. Где сосредоточена законодательная власть и какие ее органы осуществляют?

Попробуем разобраться в этом вопросе.

Как уже стало понятно, законодательная власть занимается разработкой и принятием законов, а также различных нормативных актов, которые регулируют и контролируют жизнь населения и деятельность государства. Во всем мире принято эти функции закреплять за парламентом. Органы законодательной власти в РФ тоже представлены парламентом, который носит название Федеральное Собрание.

Оно состоит из двух палат - Государственной Думы (нижней) и Совета Федерации (верхней). Эти законодательные органы также еще называют представительными. Это означает, что входящие в них члены (в случае Госдумы - депутаты) представляют интересы народа и избираются им, каждый от своего субъекта РФ.

Парламент: Государственная Дума

450 депутатов каждый созыв, то есть раз в шесть лет, собираются в Госдуме РФ для того, чтобы обсуждать и принимать законы. Эти законы должны улучшить жизнь страны и народа, они касаются каждого гражданина РФ. Поэтому россияне должны ответственно подходить к вопросу народных выборов, ведь депутаты в Госдуму избираются именно населением от своих регионов. А знаете ли вы, кто представляет вашу область/край в нижней палате парламента? И знаете ли, что к ним можно обратиться по многим неразрешимым на местном уровне вопросам?

Подчас депутаты вносят на рассмотрение довольно удивительные законы. Народные избранники в свое время предлагали ввести 12-часовой рабочий день, чтобы уменьшить нагрузку на психику; штрафовать гомосексуалистов на 4-5 тысяч рублей за выражение своих чувств на публике; создать «моральный кодекс» для российских туристов, предполагающий запрет на ношение купальников россиянками в мусульманских странах и запрет употребления алкоголя на отдыхе за рубежом.

С последней инициативой выступал Виталий Милонов, когда еще был депутатом Законодательного Собрания Петербурга. В данный момент депутат получил думский мандат, а о его законодательных идеях в этом амплуа новостей пока нет. Кроме того, Госдума РФ не только придумывает и претворяет в жизнь законы, но и утверждает бюджет страны.

Законодательная власть в нашей стране представлена еще одним органом - Советом Федерации. Именно здесь рассматриваются принятые в Госдуме законы. Особое внимание уделяется тем законодательным актам, которые затрагивают вопросы бюджета РФ, налогов, других форм финансового регулирования, международного положения РФ, вопросов проведения границ страны и принятия участия в войне.

Члены Совета Федерации назначаются главами администраций тех территориальных единиц страны, от которых назначаются новые парламентарии. В каждой из палат есть свои комитеты и председатель. В Совфеде председателем уже пять лет значится Валентина Матвиенко, назначенная в Совет от исполнительной власти Петербурга.

После выборов 2016 года в верхней палате парламента случились некоторые изменения. В нее пришло 18 новых членов, выдвинутых главами регионов РФ. Возвратились к законодательной власти некоторые временно не занимавшие позиции в парламенте. Например, вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова будет представлять Туву по назначению главы республики Шолбана Кара-оолы.

Местные законодательные органы

В системе местного самоуправления также есть законодательные органы. Они не являются государственными, то есть не назначаются правительством и не отчитываются перед государством в своих действиях. Все местные органы власти подотчетны населению. В частности, местные законодательные органы, то есть городские думы. Именно так они называются чаще всего, хотя наименование для себя органы местного самоуправления могут выбирать самостоятельно.

Поэтому жители некоторых городов могут не распознать свой местный законодательный орган под одним из непривычных названий: «Муниципальный совет» или «Муниципалитет». Мы привыкли, что депутаты сидят в думе - государственной или местной - уже не имеет значения. Однако необходимо иметь в виду, что местный представительный орган может иметь и иное название.

Деятельность городских депутатов, направленная на создание законов, должна отвечать нуждам населения их муниципального образования. Городская дума распределяет местный бюджет, устанавливает его величину. Местный законодательный орган должен брать в расчет, что местный бюджет не может быть ниже установленного государством минимума для бюджета муниципального образования. Хотя сложно представить себе такую думу, которая бы предложила к принятию очень маленький бюджет. Скорее, здесь перекос пошел бы в иную сторону.

Городской законодательный орган учитывает всероссийские законы, но может вносить и свои на местном уровне - ориентируясь на местный уклад жизни и сложившиеся исторически традиции. Народ может оспорить принятие таких законов на референдуме - сходе граждан, в результате которого население может выдвигать к местным органам ряд требований. В частности, может требовать не принимать какой-либо закон.