Федеративное государство. Федеративное государство - это что такое

Введение

Формы государственного устройства: понятия, виды и значения для формы государства.

Федеративная форма государства.

Признаки федерации.

Принципы объединения.

Классификация федераций.

Осуществление государственной власти в федерациях.

История развития федерализма в России.

Юридическая природа российского федеративного государства.

Принципы федеративного устройства современной России.

Государственный суверенитет РФ

Конституционный статус РФ и её субъектов

Изменения в федеративном устройстве России после рекращения существования СССР

Объединение регионов России

Районирование Российской Федерации

Конституционное регулирование компетенции в РФ

Современные проблемы российского федерализма

Список использованных источников


Введение

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд, наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Вопрос о федеративном устройстве России является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.

В настоящее время федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Также это самая сложная организация территориального устройства, требующая пристального внимания для решения существующих в таких государствах проблем.


Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

· - из каких частей состоит внутренняя структура государства;

· - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

· - как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

· - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Категория "формы государственного устройства" трактует вопросы кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

От формы государственного устройства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

Форма государственного устройства – это строение государства, на которое влияют как социально- экономические факторы, так и природные, национально-исторические и религиозные особенности культурные и т.п.

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения - организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т.п. - государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную) осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: федеративные, конфедеративные и унитарные.

На сегодняшний день выработаны лишь две формы организации многонациональных государств - унитарная и федеративная. При унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

Федерализм предполагает ту или иную степень самостоятельности национальных образований, входящих в состав единого государства.

Что же касается конфедерации, то речь в этом случае идет лишь о межгосударственных образованиях. Иными словами, это союз государств, объединившихся с определенными целями и для решения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Нельзя отрицать, что участники конфедерации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но решения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедерации.

Федеративная форма государства

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных обpазований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство.

Признаки федерации

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

· Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

· В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

· В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

· В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.

· Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

· Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

· Субъекты федерации имеют право принятия своей конституции.

Принципы объединения

Добровольное объединение государств или государственных образований в федерацию;

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.

2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. Так, в Федеративной Республике Германии земли имеют свои законодательные органы: однопалатные ландтаги (в Баварии - двухпалатный), правительства во главе с премьер-министром и земельные суды.

4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому союзному государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию.

Виды федерации.

Как и унитарные государства, федерации далеко не одинаковы и обладают теми или иными существенными особенностями по путям своего возникновения, по своей структуре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами и т.д. Совокупность таких своеобразных черт, не обязательных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет выделить различные виды, формы или модели федераций, классифицировать их.

а) территориальная федерация -характерно наличие существенного ограничения государственного суверенитета субъектов федерации, например, запрет конституционным законодательством выхода из союза в одностороннем порядке;

б) национальная федерация - характерно наличие большей степени суверенности ее субъектов, наличие у них как государственного, так и национального суверенитета, права выхода из союза в одностороннем порядке;

в) национально-территориальная -характерно интегрирование признаков национальной и территориальной федерации.

Примерами федераций могут служить США, Российская Федерация и др.

От федерации, как сложного государства, следует отличать конфедерацию - союз государств (данное образование не охватывается понятием "форма государства"). Конфедерации редко существуют длительный период и образовываются на договорной основе. В представительных органах конфедерации делегаты представляют суверенные государства.

Конфедерация суверенитетом не обладает и в ней образуются только органы, необходимые для достижения общих целей (например, военных). Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, т. е. отказа в признании либо отказа в применении актов конфедеративной власти. Последние действуют на территории государств (субъектов конфедерации) только с их согласия.

Федеративное государство - более сложное государство, чем унитарное. Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации, обладают известной политической самостоятельностью. Им присущи определенные признаки государства.

Территориальная организация власти в федеративном государстве закрепляет децентрализацию государственных функций. Сложность взаимоотношений федерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарной рас-пространенность федеративной формы государственного устройства. Тем не менее в мире существует значительное число федераций, которое не только не уменьшается, но, напротив, постепенно возрастает. Наряду с существующими уже ни одно столетие "классическими" федерациями (как США, Канада, Мексика, Аргентина, Швейцария и другие) появились новые

федерации в странах Европы (Бельгия), Азии (Индия, Пакистан) и Африки (Нигерия).

Часто вместо термина "федеративное государство" употребляется термин "союзное государство". Именно так по официальной терминологии именуется "Союзная Республика Югославии". Федеративная Республика Германии - в буквальном переводе звучит как Союзная Республика Германии, а названия ее федеральных органов также буквально переводятся как президент Союза, союзное собрание, союзный совет.

Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую форму правления. Есть, однако, и ис-ключения. К федерациям с монархической формой правления относятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия (последние две по чисто формальным основаниям). В Бельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскую форму правления, часть - монархическую.

Федеративное государство образуется: 1) в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации (так, тринадцать североамериканских штатов, отстаивающих независимость от британской короны, договорились о создании нового государства - Соединенных Штатов Америки); 2) путем присоединения к государству новых территорий и наделения их правами субъекта федерации (так, к США в результате завоевания был присоединен Техас, путем покупки -Луизиана, в ходе освоения новых территорий - штаты на западе от реки Миссисипи) или образования новых субъектов федерации на части территории прежде существовавшего государства (обра-зование земли Северный Рейн-Вестфалия из части прежних тер-риторий Пруссии, а также пяти новых земель на территории прежней ГДР); 3) в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты федерации (так, согласно поправкам к Конституции Бельгии 1831 г., принятым в 1988 г., Фландрия, Валлония и Брюссель становятся субъектами Бельгийской федерации); 4) путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежде независимых государств в субъектов федерации (Швейцария после гражданской войны 1847-1849 гг., в нашем веке - Объединенные Арабские Эмираты, первоначально представлявшие собой конфедеративную форму объединения семи княжеств Персидского залива).

Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков:

1. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии), которые имеют ста-

Тус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией. Созданы субъекты федерации, как правило, не по национально-территориальному (хотя таковые также имеются, например, Союзная Республика Югославия), а по естественно-географическому (США, Австралия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку, хотя в случае с ФРГ определенную роль сыграли и политические соображения. Иногда территориальный фактор применяется в сочетании с национально-лингвистическим, как это имело место при формировании штатов в Индии.

2. В отличие от унитарного государства территория федера тивного государства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, из территорий субъектов федерации. Одна ко в некоторых федерациях в ее состав могут входить территори альные единицы, не являющиеся субъектами федерации (так, например, в США самостоятельными территориальными едини цами являются федеральный округ Колумбия, на территории ко торого размещаются все федеральные учреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторые другие территории; территория Бразилии состоит из штатов - субъек тов федерации федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25 штатами - субъектами федерации имеется 7 союзных территорий).

Субъекты федерации не обладают правом сецессии, т. е. правом выхода из союза Попытки сецессии могут иметь место и обыч-но ведут к внутреннему конфликту и даже вооруженному противостоянию. Обычно попытки сецессии оканчивались неудачей. Достаточно вспомнить стремление южных штатов к образованию самостоятельного государства, что привело к гражданской войне 1861-1865 гг. в США, или намерение католических кантонов выйти из Швейцарской конфедерации, что вылилось в вооруженное противостояние 1847-1849 гг. В конце 60-х гг. нашего столетия попытка юго-восточных штатов Нигерии, населенных в основном народностью ибо, выйти из состава Нигерии и образовать самостоятельное государство - республику Биафру после ожесточенного почти трехлетнего вооруженного конфликта закончилась неудачей.

Впрочем XX век дал примеры успешного осуществления сецессии как мирным путем (выход Сингапура из федерации Малайзии), так и путем вооруженной борьбы (отделение Бангладеш от Пакистана).

3. Субъекты федерации не являются государствами в собствен ном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он фор мально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты фе дерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполити ческая компетенция сильно ограничена и осуществляется под кон-

тролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария). Как правило, она касается вопросов, отнесенных к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений. Можно привести в качестве примера культурные соглашения между канадской провинцией Квебек и Францией, соглашение между германской землей Нижняя Саксония и Нидерландами о совместных мерах по охране морского побережья, соглашение германской земли Бавария со швейцарскими кантонами об охране природной среды в Альпах и др. Известны отдельные случаи участия членов некоторых федераций в международных конференциях. Так, провинция Квебек участвует в различных конференциях франкоязычных государств Однако немногочисленные случаи выступления членов тех или иных федераций на международной арене по отдельным второстепенным вопросам не означают, что эти государственные образования являются субъектами международного права.

Федеративный характер государственного устройства нередко используется для отказа от участия в международных соглашениях. Например, США и Канада не ратифицировали международные пакты о правах человека и ряд конвенций МОТ, ссылаясь на особенности законодательства субъектов федерации и нежелание последних приводить его в соответствие с указанными соглаше-ниями.

В большинстве зарубежных федераций наряду с общефедеральной конституцией и общефедеральными законами действуют конституции и законы субъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. В то же время не во всех федеративных государствах субъекты федерации имеют собственные конституции. Отсутствуют конституции у субъектов федерации ряда афро-азиатских стран (Индия, Па-кистан, Малайзия, Нигерия). В некоторых федеративных государствах в целях единообразного регулирования однотипных общественных отношений предпринимаются организационно-правовые меры по унификации законодательства субъектов федерации. Так, в США этим занимается созданная еще в 1892 г. Национальная конференция уполномоченных по унификации законов штатов. В ФРГ этими вопросами занимается конференция министров юстиции германских земель, которая работает под руководством феде-рального министра юстиции. Аналогичные институты созданы и в других зарубежных федерациях.

В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданством существует и гражданство субъектов федерации. Следует, однако, иметь в виду, что речь идет не о наличии двойного гражданства, а о двух уровнях гражданства одного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта федерации является наличие общефедерального гражданства. Наличие гражданства субъекта федерации влияет на содержание пра-

вового статуса гражданина внутри страны, но в международно-правовом плане все граждане федеративного государства имеют единый статус. Субъекты ряда зарубежных федераций не имеют собственного гражданства (Индия, Малайзия и др.).

6. Отличительным признаком федеративного государственно го устройства является двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатные парламенты при федератив ном государственном устройстве (например, в Пакистане по Кон ституции 1962 г.).

В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федеративных государствах (исключение - Федеративная Республика Коморские острова, где существует однопалатный парламент). При этом нижняя палата повсеместно - орган общенационального представительства и формируется путем выборов по территориальным избирательным округам. Верхняя палата, напротив, может быть выборной или невыборной, она обеспечивает представительство субъектов федерации. При этом в одних странах (США, Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавлива-ется равное представительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде, Индии, Австрии) представитель-ство субъектов федерации в верхней палате определяется в зависимости от численности населения в том или ином субъекте союзного государства.

7. В федеративном государстве наряду с федеральной систе мой законодательной, исполнительной и судебной власти суще ствуют системы законодательной, исполнительной и судебной вла сти субъектов федерации. Порядок их организации и компетен цию определяют, как правило, конституции субъектов федерации. Если законодательные органы субъектов федерации действуют строго в рамках компетенции этого субъекта, то исполнитель ная власть обладает более широкой компетенцией. Она организу ет исполнение не только местного законодательства, но и феде ральных законов на территории соответствующего субъекта. Ана логично решается вопрос и в отношении судебной власти субъектов федерации. Основная масса гражданских и уголовных дел рассматривается судами субъекта федерации, которые при меняют не только местное, но и общефедеральное материаль ное и процессуальное право. Со своей стороны федеральная ис полнительная власть в ряде федераций имеет право федераль ной интервенции, если субъект федерации неудовлетворительно исполняет свои обязанности в отношении федерации (ФРГ, Ин дия, Аргентина).

Одним из наиболее сложных вопросов при федеративной форме государственного устройства является разграничение компетенции между союзом и его членами. Компетенция как совокупность законодательно зафиксированных полномочий в отношении определенных предметов ведения в зарубежных федеративных

государствах может подразделяться на четыре основных вида: 1) исключительную компетенцию союза; 2) исключительную компетенцию субъекта федерации; 3) совместную (конкурирующую) компетенцию союза и его членов; 4) остаточную компетенцию.

Исключительная компетенция федерации означает, что только органы союза обладают властными полномочиями в отношении перечисленных в конституции предметов ведения. К ис-ключительной компетенции федерации обычно относятся важнейшие вопросы государственной жизни, касающиеся всего государства как целого: оборона страны, руководство вооруженными силами, внешние сношения, денежное обращение, сбор важнейших налогов и сборов, организация федеральных государственных органов, регулирование отношений федерации со своими субъектами и др.

Исключительная компетенция субъектов федерации указывает на те вопросы государственного управления, которые органы субъекта федерации вправе решать самостоятельно и под свою ответственность. К их числу относятся, например, формирование и исполнение местного бюджета, охрана общественного порядка, руководство культурой, образованием, организация местного самоуправления и т. п. В рамках своей компетенции представительные органы субъекта федерации могут принимать местные законы.

Какие именно законодательные акты вправе принимать легислатуры субъекта федерации, определяет федеральная конституция. Так, например, если в США штаты вправе иметь собственные гражданские и уголовные законы, то в ФРГ, Австрии и Швейца-рии действуют единые общефедеральные гражданский и уголовный кодексы. В конечном счете это зависит от распределения компетенции между союзом и его членами.

Совместная (конкурирующая) компетенция федерации и ее субъектов означает, что властные полномочия в отношении отнесенных к этой компетенции предметов ведения принадлежат и федеральным органам, и органам субъектов федерации. При этом совместная компетенция предполагает издание рамочного закона союзом и последующее детальное правовое регулирование со стороны субъекта федерации. Конкурирующая компетенция означает, что свои полномочия в сфере совместной компетенции субъект федерации осуществляет тогда и постольку, когда и поскольку союз не воспользовался своими правами в этой сфере.

Наконец, остаточная компетенция - это компетенция по вопросам, не относящимся к первым трем видам компетенции и не нашедшая отражения в конституции.

В конституционном законодательстве зарубежных федераций вопросы компетенции закрепляются различными способами. Условно все зарубежные федерации с точки зрения конституционного регулирования вопросов компетенции можно разделить на четыре группы.

К первой группе следует отнести те федерации, конституции которых закрепляют лишь перечень вопросов, отнесенных к ис-ключительной компетенции федерации. Все остальные вопросы, не включенные в этот перечень, изначально считались предметом исключительной компетенции субъектов федерации. Подобная система разграничения полномочий существует в США, Мексике, Бразилии, Швейцарии, Австралии и некоторых других странах. Лишь в процессе применения конституции в этих государствах постепенно сложилась сфера совместной компетенции, нашедшая правовое основание в толковании основного закона, даваемом органами, осуществляющими конституционный надзор. В некоторых федерациях (например, в США) эта схема дополняется принципом "подразумеваемых полномочий", суть которых сводится к тому, что все вновь возникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенции союза. Кроме того, Кон-ституция США содержит предписание, запрещающее союзу и штатам совершение определенных действий совместно, а также по отдельности.

Во вторую группу можно объединить те федерации, кон-ституции которых содержат детальную регламентацию вопросов, относящихся к двум сферам компетенции. Первый перечень, примерно одинаковый, - это вопросы, входящие в исключительную компетенцию федерации. Второй сферой компетенции, закрепленной в федеральной конституции, может быть либо исключительная компетенция субъектов федерации (Канада), либо конкурирующая компетенция союза и его членов (ФРГ). Канадская конституция содержит наименования предметов ведения субъектов федерации, причем перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции канадских провинций, считается окончательным, а компетенция союза может дополняться и расширяться за счет включения в соответствующий перечень новых пунктов. В ФРГ не упомянутая в конституции остаточная компетенция в принципе принадлежит субъектам федерации. Однако осуществление полномочий в этой сфере не является исключительным правом земель, так как конституция может установить или допустить иное регулирование. Кроме того, в Основном законе ФРГ сформулирован принцип: федеральное право имеет преимущество перед правом земель. Отсутствие указания на то, что этот принцип действует лишь в сфере конкурирующей компетенции, открывает возможность федерального вторжения в компетенцию земельного законодателя.

К третьей группе можно отнести те федерации, конституции которых содержат трехзвенную систему разграничения компетенции между союзом и его членами (Индия, Малайзия). В этих государствах первую группу полномочий составляют вопросы, отнесенные к исключительной компетенции федерации. Во вторую входит перечень предметов ведения членов союза. Однако вопро-сы, входящие в этот перечень, не составляют исключительной

компетенции субъекта федерации. При определенных обстоятельствах (например, в случае издания президентом Индии прокла-мации о введении на территории штата чрезвычайного положения) эти полномочия переходят к союзу, парламент которого вправе принимать законы по любому вопросу, отнесенному конституцией к компетенции субъекта федерации. Третью группу полномочий, закрепленных в конституции, составляют вопросы совместной компетенции федерации и ее субъектов. По этим вопросам могут законодательствовать как союзный парламент, так и легислатуры государственных образований, входящих в федерацию, однако союзный закон во всех случаях имеет приоритет.

Вопросы, не нашедшие отражения в конституции и не вхо-дящие ни в одну из вышеуказанных сфер компетенции, либо относятся к компетенции союза (Индия), либо остаются за государствами - членами федерации (Малайзия).

Наконец, четвертый, наиболее сложный, тип разграничения компетенции наиболее полно закреплен в конституции Австрии, а потому именуется австрийской моделью. Австрийский Фе-деральный конституционный закон устанавливает четыре варианта распределения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.

Первый перечень содержит предметы ведения, законодательная и исполнительная деятельность по которым является исключительной компетенцией федерации. Это относится, например, к таким предметам ведения, как внешние сношения, юрисдикция по конституционным вопросам, денежное обращение, почта, телеграф и некоторые другие.

Вторая модель распределения компетенции, согласно которой законодательство отнесено к ведению Федерации, а исполнительная деятельность - к ведению земель, применяется к таким предметам ведения, как гражданство и членство в общине, жилищное обеспечение, дорожная полиция и др.

Третий вариант распределения полномочий действует, например, в отношении установления санитарных требований к курортам, земельной реформы, трудового права и др. В этих сферах Федерация устанавливает общие принципы законодательства, а земли издают конкретизирующие законы и осуществляют испол-нительную деятельность.

Наконец, четвертый вариант - это установление исключительной компетенции земель в сфере законодательства и исполнения законов. Однако поскольку конституция закрепляет общую презумпцию компетенции земель, специальных норм, определяющих их исключительную компетенцию, в конституции содержится мало. К исключительному ведению земель отнесена, например, организация детских садов и детских домов.

Вышеприведенные модели демонстрируют основные вариан-ты распределения предметов ведения и компетенции между федерацией и ее субъектами в конституциях зарубежных государств,

не исчерпывая, разумеется, всего существующего многообразия. Регулированию этих вопросов в конституционном законодательстве отдельных стран присущи свои детали и особенности.

Субъекты федерации реализуют свою компетенцию через собственные органы власти и управления. Система органов власти и управления субъектов федерации регулируется либо союзными конституциями (Индия, кроме штатов Джамму и Кашмир и Сикким), либо чаще конституциями этих государственных образований (США, Мексика, Аргентина, ФРГ, Швейцария). Австрийская конституция устанавливает основы системы власти и управления в землях, а конституции земель содержат нормы, подробно регулирующие их организацию и деятельность.

Форма правления субъектов федерации, как правило, идентична той, что существует в центре. Например, если США являются президентской республикой, то и штаты, составляющие федерацию, также организованы по модели президентской республики. Другой пример - ФРГ, которая является парламентарной республикой. Соответственно, государственная власть в ее землях организована по тому же принципу. Однако из этого правила есть исключения. Так, в федеративных государствах - монархиях (Канада, Бельгия, Австралия) субъекты федерации имеют республиканскую форму правления, а в странах, где субъекты федерации являются монархиями, организация центральной власти имеет республиканские признаки (Малайзия, ОАЭ).

Все государственные образования (штаты, провинции, земли, кантоны), являющиеся членами союза, как правило, имеют собственные выборные законодательные органы. Эти законодательные органы могут быть как однопалатными, так и двухпалатными. В ряде стран (Мексика, Венесуэла, Австрия, Швейцария) законодательные органы всех субъектов федерации являются однопалатными. В ФРГ все земельные парламенты - ландтаги, кроме Баварии, являются однопалатными.

Аналогичная картина и в Канаде, где двухпалатную структуру имеет парламент франкоязычной провинции Квебек, а парламенты остальных провинций страны являются однопалатными. В США и Австралии, напротив, во всех штатах (кроме Небраски в США и Квинсленда в Австралии) образованы двухпалатные законодательные собрания. В Аргентине двухпалатная структура действует в 10 провинциях из 22, а в Индии - в 5 штатах из 22.

Обычно однопалатные законодательные органы и нижняя палата двухпалатного парламента избираются тем же способом, что и федеральный парламент. Но в некоторых федерациях (на-пример, в США, Канаде, ФРГ) государственные образования -члены федерации сами устанавливают нормы местного избира-тельного права, которое в одних странах может быть более де-мократичным (например, с более низким возрастным цензом для пассивного избирательного права), а в других - менее демокра-

Основные признаки федеративного государства.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами.

Наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств :

Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т.д.

В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации.

Основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы.

Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Виды федераций. По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют: Симметричные и Aсимметричные .

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (ФДР Эфиопия, США), в асимметричных - конституционно-правовой статус субъектов различен (Респ. Индия, Фед. Респ. Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные, национальные и смешанные .

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (США, Германия), в национальных - по национальному признаку (бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (Россия).

По способу образования федерации делятся на: договорные и конституционные.

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распр. заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности, и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре могут быть условия входа (в Конституц. США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (в договоре об образовании СССР).

Степень централизации: централизованные (Индия, Россия) и децентрализованные (Швейцария, США).

13. Российский федерализм: особенности конституционно-правового оформления и практика осуществления.

Современный федерализм - это не только территориально-политическое устройство государства, но и форма государствен­ного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, ибо она обеспечивает демократизацию и децентра­лизацию власти. Система сдержек и противовесов, осуществ­ляемых на федеративном уровне с помощью разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную по горизонта­ли, дополняется системой сдержек и противовесов, осуществ­ляемой с помощью разделения властных полномочий по верти­кали между федеральными государственными органами и орга­нами государственной власти субъектов Федерации.

На пути становления России как нового федеративного госу­дарства сделано два крупных шага. Первый - заключение 31 мар­та 1992 г. Федеративного договора между федеральными орга­нами государственной власти, с одной стороны, и органами вла­сти республик и органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области и авто­номных округов, с другой стороны. Это было не тради­ционное, идущее сверху вниз распределение прав или полномо­чий, а равноправное согласование интересов общих (федератив­ных) и особенных (национальных и региональных). Заложена новая формула разделения, организации и реализации государ­ственной власти по всей территории страны.

Федеральным органам государственной власти предостав­лено право принимать «рамочные» законы, устанавливающие принципы, общие подходы, концепции, ориентировочные нор­мы правового регулирования в соответствующих областях обще­ственной и частной жизни. Субъекты РФ сумели выде­лить в своей жизнедеятельности те стороны и аспекты, которые требуют идентичного правового оформления.

Второй шаг - принятие Конституции 1993 г. В ее тексте за­ложены нормы, создающие основы для становле­ния РФ как федеративного государства.

Особоемнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Анатолия Леонидовича Кононова (Пост. КС РФ от 21.12.2005 года № 13-П).

«Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма.



Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти - системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.»

Особенности РФ: российский федера­лизм олицетворяет государственное единство, объединение десят­ков народов как этнотерриториальных общностей вокруг рус­ского народа, являющегося ядром и главной цементирующей си­лой многонационального федеративного государства.

Особенность современного рос­сийского федерализма в нем сочетаются территориальные и национальные (на­ционально-территориальные) начала.

Особенность современного российского федера­лизма состоит в том, что это - сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны.

83 субъектов создают проблему управляемости. Теория управления определяет масштаб управляемости в пределах 9-13 объектов.

РФ - асимметричная федерация, допус­кающая разнохарактерные статус, политическое, гос-правовое и финансовое положение входящих в нее субъектов, одни формировались по национальному признаку и стали республиками; другие - по терр-ному признаку: края, области, а также города Москва и С-Пбр; тре­тьи - по смешанному национально-терр-ному (автоном­ная область и автономный округ). Установились три модели конституц. устр-ва субъектов РФ.

Конституция РФ исходила из Федеративного договора и за­крепила его компромиссные положения: с одной стороны, равно­правие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с фе­деральными органами гос. власти; с другой - под­твержденное разнообразие социально-политических статусов РФ.

Большинство республик в первых же статьях конституций закрепили за собой государственный суверенитет, под которым, понимается верховенство и независимость государст­венной власти республики во внутренней и внешней политике в пределах собственной компетенции, правосубъектность в международных отношениях, право на односторонний выход из РФ, что идет вразрез международным нормам.

Особенностью РФ, несомненно создаю­щей проблему, является правовой статус автономных округов - их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъ­ектамиРФ, но территориально входят в состав области, края.

Противоречием российского федерализма является закрепленное в КРФ положение о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федератив­ным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеративное государство - это сложное политико-административное образование, имеющее в своем составе территориальные субъекты. Последние обладают достаточно широкими правовыми полномочиями вплоть до суверенитета, близкого к государственному.

  1. Территориально федерация делится на отдельные субъекты: штаты, кантоны, земли, республики и так далее.
  2. Федеративные субъекты обладают правами принятия собственных законов, конституции, могут иметь свои собственные законодательные, судебные и исполнительные органы.
  3. Однако верховная законодательная, судебная и относительно всего государства все равно принадлежит федеральным органам. Компетенция между и ее центром в каждом отдельном случае разграничивается союзной конституцией.
  4. Большинство федеративных государств имеют как общее союзное гражданство, так и гражданство федеральных субъектов.
  5. Основная общегосударственная внешнеполитическая деятельность может осуществляться лишь союзными органами, которые официально представляют страну на международном уровне.
  6. Федеративное правовое государство, как правило, имеет двухпалатный парламент. Одна из палат парламента собирается из представителей регионов страны.

Разновидности федеративного государства

Различают несколько вариантов подобных политико-административных образований. Так, например, относительно конституционно-правовой системы существуют симметричные и ассиметричные федерации. Симметричное федеративное государство - это государство, в котором все его территориальные субъекты имеют одинаковый К примеру, США, где все штаты в этом смысле равны между собой. И, наоборот, субъекты могут различаться в своих полномочиях. Такое положение дел в Бразилии и Индии.

Кроме прочего, федерации изначально могут формироваться по различным причинам. И в зависимости от этих исторических условий образуются их следующие разновидности:

  • Территориальное федеративное государство. Это те государства, в основу административного деления которых положен сугубо географический признак. Таковы, например, США и Германия.
  • Национальные федерации - здесь сама причина разделения страны на административные субъекты лежит в ее многонациональности. И тогда при делении территории обязательно учитывается фактор компактного проживания народов. Собственно, такой принцип лежит в России.
  • Смешанные.

По способу образования они могут быть договорными и конституционными. Если договорные возникают из более мелких, ранее независимых стран, для решения общих проблем: защиты, эффективной экономической деятельности и так далее, то конституционное федеративное государство - это зачастую бывшее унитарное государство, на определенном историческом этапе преобразовавшееся в своем административно-территориальном делении.