Юридическая техника и её особенности. Понятие и основные правила юридической техники

Юридическая техника -совокупность средств и приемов, использеумых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации НПА для обеспечения их совершенства.

Юридическая техника охватывает вопросы построения актов, определения терминов, использования формулировок. Юридическая техника складывается из 2 элементов: юридических средств и технических приемов.

Проявления юридической техники:

1) выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера.

2) юридическая техника выражается в нормах, в соответствии с которыми она и используется.

3) юридическая техника внешне материализуется в уровне совершенства НПА.

Виды юридической техники:

По видам НПА, которые обслуживаются данной юридической техникой:

1) законодательная (правотворческая); главные средства: нормативное построение, системное построение, юридические конструкции, отраслевая типизация.

2) техника индивидуальных актов; свойства: типизация (составление актов по образцам)

1) средства и приемы-юридическое выражение воли законодателя;

2) средства и приемы словесно-документального изложения содержания актов.

Юридическая техника- это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации законов, иных правовых актов, обеспечивающая их совершенство, эффективное использование.

Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Ее профессиональное использование позволяет создать эффективно действующее законодательство.

В литературе принято подразделять юридическую технику на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.

Законодательная техника включает в себя:

Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности, выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.

Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.

Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т.

Различают: а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории – «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.; б) специально-юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»; в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.

Средствами формирования правовых норм является также использование юридических конструкций – приемов, используемых для наиболее точного и полного отражения смысла правовой нормы.

Иными словами, юридические конструкции – это своеобразные модельные построения элементов правоотношения, их типовые схемы, способы изложения имеющегося юридического материала. В каждой отдельно взятой отрасли права существуют свои отличительные юридические конструкции, которые чаще всего используются при составлении текста юридического документа.

Так, нормами гражданского права закреплен принцип презумпции виновности, т.е. бремя доказывания невиновности ложится на плечи самого ответчика.

Язык и стиль нормативного правового акта, во многом определяющие эффективность правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:

а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например, референдум, кредит, конвенция;

в) формулирование норм в форме долженствующее - предписывающего и констатирующее - предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля.

При этом, чем четче соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприятие юридических понятий и категорий.

Правоприменительная техника включает в себя:

а) правила оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должен отличаться от языка и стиля нормативного акта;

б) способы легализации документов, т.е. придания им юридической силы. Среди этих способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация;

в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов;

г) способы разрешения коллизий в праве, преодоления пробельности;

д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и т.д.

Все правила законодательной (юридической) техники можно разделить на три вида:

Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов;

Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта;

Правила и приемы изложения норм права.

Это правила построения нормативного акта, его внешняя архитектоника. Они связаны с реквизитами акта и его структурной организацией.

Реквизиты акта. Каждый нормативный акт должен иметь внешние реквизиты, свидетельствующие о его официальном государственно-властном характере и отражающие его содержание, юридическую силу, место и дату издания. Сюда относятся: наименование акта, его вид (закон, указ, приказ и др.), заголовок, указание на место издания, дату принятия, время вступления в силу, подпись официальных лиц, а для ряда актов также и порядковый номер издания. Для выражения внешних реквизитов выработаны определенные правила. Так, основные требования к заголовку – точность и краткость.

Структурная организация нормативного акта. Крупные нормативные акты (особенно кодифицированные) предполагают наличие общей части, где фиксируются общие положения, принципы. В кодифицированных актах нормативный материал располагается по разделам и главам. Каждый из них объединяет нормы конкретного института или групп институтов.

Первичной структурной единицей текста нормативного акта является статья. (Напомним, что структурной единицей права является норма.) Статьи делятся на абзацы, части, пункты, подпункты. Обычно пункты статьи обозначаются арабскими цифрами, подпункты – русскими буквами.

Каждая статья имеет номер и наименование, отражающее ее содержание. Как правило, статьи нормативного акта имеют сплошную нумерацию. В этом случае при внесении дополнений нумерация статей не меняется, а новая статья имеет одинаковый номер с предыдущей с добавлением цифры 1, 2, 3 и т. д. К сожалению, в отечественной правотворческой практике не достигнуто соглашение об однозначной нумерации. Например, специфически осуществляется нумерация статей в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

В юридической литературе нет единства и по поводу структуры конкретной нормы. Совершенно ясно, что невозможно в одной статье закрепить только один элемент правовой нормы (гипотезу, диспозицию либо санкцию). С другой стороны, какой бы концепции ни придерживался законодатель, он не может закреплять в одной статье все три элемента нормы. Это затрудняет как формулирование норм, так и их осознание и понимание. При этом необходимо учитывать специфику, виды норм и их «специализацию».

Кроме рассмотренных, в правотворчестве используются и иные юридико-технические приемы и средства. Это не типичные средства, приемы и правила: они осуществляются в определенных случаях. Среди них можно отметить такие приемы, как перечни, приложения, оговорки, примечания . В связи со сложностью общественных отношений, спецификой права и технических средств его обеспечения, все указанные приемы используются законодателем, однако они не являются обязательными, необходимыми в процессе изложения каждого правового акта.

Таковыми являются, например, примечания.

Примечание в праве – это нормативное установление, специально предназначенное для специального содержания текстового либо символического подчеркивания, обособления какого-либо факта, обстоятельства, состояния, процесса, фрагмента деятельности.

Данный прием выступает как специфическая форма конкретизации, дополнения юридических норм, а также изменения сферы, уровня, состояния либо процедуры правового регулирования.

Нередко законодателем используются таблицы и приложения.

Таблица – это перечень сведений, чаще всего цифровых данных, приведенных в определенную систему и распределенных по графам.

Такая информация существенно облегчает восприятие текста, насыщенного однородными сведениями.

Приложения к статьям или акту в целом представляют собой дополнительную информацию справочного характера, облегчающую работу с документом и позволяющую избежать ненужных повторов.

В некоторых субъектах Федерации приняты специальные нормативные акты («законы о законах»), в которых эти технические правила и приемы закреплены нормативно. (Примером может служить Закон Свердловской области «О нормативных актах в Свердловской области».) Следует отметить, что во многих субъектах такого акта нет, отсутствует он и на федеральном уровне. Иными словами, весьма остро стоит задача разработки и принятия федерального закона о нормативных актах, в котором бы были четко определены юридические положения, касающиеся разработки, формулирования и принятия нормативных актов. Такие, единые для всей Федерации правила, обеспечили бы единство и определенность правового регулирования в России.

Вопросы для самопроверки

1. Что составляет содержание юридической техники?

2. Какие виды юридической техники вы знаете?

3. Каково соотношение юридической деятельности и видов юридической техники?

4. Какие средства юридической техники вы знаете?

5. Какова роль приемов юридической техники?

6. Какова роль правил юридической техники?

Литература

Власенко Н. А. Основы законодательной техники / Н. А. Власенко. – Иркутск, 2001.

Власенко Н. А. Законодательная технология (теория, опыт, правила): учеб. пособие / Н. А. Власенко. – Иркутск, 2001.

Власенко Н. А. Язык права / Н. А. Власенко. – Иркутск, 1997.

Губаева Т. В. Язык и право / Т. В. Губаева. – М., 2003.

Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сб. ст.: в 2 т. – Н. Новгород, 2001.

Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник / Т. В. Кашанина. – М., 2007.

Шабуров А. С. Юридическая техника правовых актов / А. С. Шабуров. – Екатеринбург, 2005.

Шугрина Е. С. Техника юридического письма / Е. С. Шугрина. – М., 2000.

Одной из основных областей теории права является юридическая техника. Именно она призвана соблюдать порядок в правотворческой сфере. В статье рассмотрим более подробно ее понятие, историю становления, требования юридической техники к документам, критерии классификации и виды. Соблюдение правил в данной области гарантирует гражданам «правильные» законы и иные нормативно-правовые акты с четкой структурой, исключающей неоднозначное, расплывчатое и двоякое толкование, ясной формулировкой, позволяющей донести их смысл до каждого человека в отдельности и общества в целом.

Юридическая техника: место в ТГП

На современном этапе теорию государства и права (ТГП) назвать единой наукой, которая давала бы представление о государственно-правовой жизни определенного общества, сложно. Оживленные дискуссии о том, должна ли она оставаться в неизменном виде, ведутся не первый год: если необходимо реформирование, то в каком виде и порядке? На практике же все увереннее звучит предложение о разделении науки на две разные теории – права и государства. Процесс идет медленно, но верно. Проявляется это и в постепенном переходе в политологию некоторых вопросов (режимы, территориальное устройство и т. д.). Для того чтобы понять, какое место во всем этом занимает юридическая техника, необходимо изучить структура с самого начала.

Итак, имея статус самостоятельной науки, согласно российской классификации, ТГП включает следующие крупные и относительно самостоятельные блоки:

  • Антропология права и государства – изучает вопросы их происхождения и дальнейшей эволюции.
  • Аксиология права и государства – касается вопросов их ценности.
  • Собственно сама ТГП.
  • Философия права и государства.
  • Социология права и государства.
  • Сравнительное государствоведение.
  • Футурология права и государства.

Среди всех названных отраслей ТГП наибольшее развитие получила теория права, она занимает центральное место. Это очень обширная область, знания которой накапливались веками и теперь трактуются и классифицируются с различных позиций. Область теории права включает как минимум три автономных основных раздела: юридическая техника, догма права, правовая конфликтология.

Как эволюционировали научные взгляды на юридическую технику?

В данное понятие принято вкладывать два смысла. Во-первых, под юридической техникой подразумевается определенная система, комплекс знаний о том, как осуществлять процесс правотворчества и последующего правоприменения. Во-вторых, понятие подразумевает систему практических навыков по составлению нормативных актов и их дальнейшей реализации.

Развитие юридической техники берет свое начало гораздо позже, чем само право. Хотя со стороны юристов Древнего Рима уже были первые попытки реализовать правило краткости изложения. Однако основоположником юридической техники следует считать Ф. Бэкона. Он категорично высказывался и писал не только о краткости изложения, но и о предельной точности «языка» законов, так как это главный фактор их неоднозначного и вольного трактования.

Вслед за ним идею подхватил Ш. Монтескье (на фото выше). Французский ученый в своем труде «О духе законов» представил публике некоторые принципы их изложения (так сказать, будущие правила юридической техники): простота слога, сжатость нормативных документов, определенность. Серьезным продвижением вперед в данной области стали рассуждения англичанина И. Бентама. Он, помимо законодательного языка, коснулся внутреннего структурного построения нормативного акта. Однако самым выдающимся ученым в области юридической техники принято считать Р. Иеринга. Именно он впервые ввел в обиход само понятие юридической техники, классифицировал и систематизировал накопленные знания, добавил большое количество новых правил составления законодательных актов и т. д.

Предмет юридической техники

Общее определение любой науки звучит как «сфера деятельности человека, целью которой является получение и систематизация знаний об окружающей объективной действительности». При этом она обладает собственным языком и специальными методами, характеризуется обоснованностью и системностью. Для любого научного исследования значение имеет не только то, что исследуется (предмет), но и то, как это делается (методология). В целом предметом изучения юриспруденции являются закономерности, которые существуют в области в области правового регулирования. Далее по структуре происходит разделение на ту или иную область общественных отношений.

Как часть теории права, юридическая техника (понятие и виды обсудим далее) исследует тоже общие закономерности, но в предметной части. По сути, это сфера правотворчества и реализация его на практике. Например, создание структуры Кодексов. При этом нельзя сказать, что другие отраслевые науки не затрагивают данную область.

Таким образом, под юридической техникой принято понимать наиболее общие закономерности осуществления правотворческой деятельности, в процессе которой происходит составление нормативной документации.

Методология

В общем понимании она представляет собой способ познания окружающего мира. Если рассматривать ее в рамках юридической техники, то это совокупность исходных научных подходов, приемов и способов изучения юридической деятельности, в результате которой составляются нормативные документы. Рассматривая нами наука достаточно молода и на современном этапе продолжает интенсивно развиваться, поэтому ей просто необходимы различные методы, способы, позволяющие докопаться до зерна истины. Приемы юридической техники являются настоящим инструментом познания. Все методы принято классифицировать на 4 большие группы, каждую рассмотрим более подробно.

Общенаучные методы

Они применяются во всех, по крайней мере, очень многих науках, так как без их использования картина тех или иных изучаемых явлений будет неполной, либо вообще не будет выявлена. Различают следующие основные общенаучные методы:

  1. Материалистический – позволяет рассмотреть государство и право в связи с человеческой природой, условиями, в которых люди жили на том или ином этапе истории.
  2. Метафизический - согласно данному методу, правила ведения юридической работы рассматриваются изолированно от остальных явлений, чтобы глубже изучить их суть, не отвлекаясь на другие моменты.
  3. Системно-структурный метод - рассматривает гражданско-правовые явления как составную часть единого целого. Он нашел широкое применение в правотворческой деятельности, когда по отраслям права необходимо распределить отдельные нормы.
  4. Социологический – исследование абсолютно любого вопроса на основе фактических данных. В этом плане юридическая техника средства использует аналогичные остальным отраслям права, и не только: анализ статистических данных, разнообразные опросы населения, интервьюирование, наблюдение, анкетирование, математические приемы при обработке материалов и т. д.
  5. Сравнительный – суть метода заключена в сопоставлении юридических явлений, понятий, процессов и выявлении их различий и сходств.

Логические методы

Данная группа методов нашла очень широкое применение в юридической технике. К ним относятся:

  • анализ – условное деление государственно-правовых на отдельные части с целью выделения главных или существенных черт;
  • синтез – объединение отдельных частей для того, чтобы увидеть общую картину;
  • аналогия – применяется с учетом опыта зарубежных государств;
  • индукция – переход от частного правила к чему-то общему;
  • дедукция – вывод о частном путем умозаключений на основе чего-то общего

Лингвистические методы

Корме того, понятие юридической техники и ее суть неразрывно связаны с лингвистическими методами. Любая мысль имеет словесную форму, и только так можно донести ее до другого человека. Любой юрист должен владеть искусством красивой и грамотной речи, причем это касается не только изложения законодательных актов, но и процесса их применения на практике в письменной или устной форме. К лингвистическим методам относят:

  • соответствие терминов тем понятиям, которые они фиксируют;
  • компактность юридической документации и увеличение ее информативности;
  • обеспечение ясности доступности нормативно-правовых актов;
  • применение графики текстов.

Подходы к пониманию юридической техники

По данному поводу ведутся весьма оживленные споры ученых, и это немудрено, ведь юридическая техника - наука молодая. Однако если все имеющиеся мнения попробовать сгруппировать, то вполне четко прослеживаются два подхода к проблеме: узкий и широкий. Первый условно называют документальным, и сложился он ранее второго. Узкий подход трактует юридическую технику как науку о правильном составлении юридической документации. И все же большинство ученых отдают предпочтение второму подходу – деятельностному (широкому). Согласно ему, юридическая техника – это применение на практике апробированных и научно обоснованных приемов, способов, процедур и средств внедрения права в сознание и, как следствие, деятельность и поведение отдельного вида в частности и общества в целом.

Структура юридической техники

Попытку переосмыслить понятие юридической техники впервые предпринял Карташов В. Н., предложивший новый термин, более общий, по его мнению. В результате он назвал эту область теории права юридической технологией. Состоит она при этом из нескольких основных структурных единиц, в том числе и юр. техники, только в уже более узком понимании. А также он выделил юридическую тактику и стратегию. Оценить работу можно только с положительной точки зрения, но согласиться с нею целиком и полностью все же нельзя.

Во-первых, не совсем верно объединять в одну группу интеллектуальные и технические средства проведения работы. Во-вторых, стратегия и тактика принципиально отличаются от других приемов, которые включает юридическая техника (понятие и виды рассмотрены нами в статье). Подведя итог, можно сказать, что структура эта включает всего два элемента:

  • собственно юр. техника;
  • юридическая технология.

Организация юридической работы и подходы к ней

Именно здесь и находят применение такие понятия, как тактика и стратегия в качестве подходов, используемых юристом в своей работе. Поэтому говорить об их включении в структуру не совсем корректно. Под юридической тактикой следует понимать определенный образ действий, линию поведения, заключающуюся в планировании деятельности юриста, ее организации для достижения поставленной цели. Стратегия же представляет собой общую руководящую линию, совокупность принципов, которые направлены на выполнение главной задачи (общие и долгосрочные планы, программы, прогнозы).

Виды юридической техники

Данная отрасль теории права представляет собой не хаотичный набор каких-либо правил - она достаточно хорошо систематизирована. Мнения о том, сколько и каких видов можно выделить, существует много, спорным является вопрос относительно классифицирующих критериев. Остановимся на основном – стадии правового регулирования. Согласно данному критерию, выделяют следующие виды юридической техники, которые обладают определенными правилами, составляющими их суть:

  • правотворческая;
  • опубликования нормативных актов (далее - н. а.);
  • систематизации н. а.;
  • интерпретационная;
  • правореализационная;
  • правоприменительная;

Юридическая техника: проблемы

Серьезные терминологические споры, затрагивающие наименование той сферы гражданско-правовых отношений, которую мы традиционно называем юр. техникой, особенно активно ведутся в последние годы. За основу берут высказывание Баранова В. М. о том, что данные термин не точный, противоречивый и применяется только из-за сложившейся правовой традиции. И в этом есть зерно истины. Термин, действительно, достаточно многозначный. Для решения данной проблемы используют два подхода. В первом случае предлагается заменить понятие техника технологией, а во втором – сохранить оба, но при этом дифференцировать их значения.

Самое важное в данном случае – в погоне за терминологией не утратить смысла. Ведь значение юридической техники гораздо важнее того, как она будет именоваться. Соблюдение правил данной области теории права при разработке, подготовке законопроектов и иных нормативных актов – это гарантия их качества. Законы, несовершенные с технической точки зрения, на практике применить крайне затруднительно, а иногда и совсем невозможно.

Юридическая техника - это совокупность правил, приемов и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.

Виды юридической техники:

Правотворческая техника - средства создания нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов);

2. правоприменительная техника - средства создания правоприменительных актов (решений и приговоров суда, приказов и распоряжений);

3. интерпретационная техника - средства создания актов нормативного толкования (постановлений высших федеральных судов и иных компетентных органов).

Виды средств юридической техники:

1. Средства юридического выражения воли законодателя:

Определение оптимальной структуры и выбор способа изложения нормы права (нормативное построение);

Отраслевая типизация норм права (определение предмета правового регулирования и помещение нормы в соответствующий источник права).

2. Текстуально-документальные средства:

Реквизиты нормативно-правового акта (наименование, название, дата принятия, вступления в силу);

Структурное построение нормативно-правового акта: рубрикация материала, его расчлененность и согласованность;

Юридическая терминология, выбор общеупотребительных, специальных неюридических (эпидемия, взрыв), и специальных юридических (статус, полномочие, хищение) терминов;

Язык и стиль нормативно-правового акта: приемы целесообразного использования языковых средств.

3. Особые средства юридической техники:

Правовые презумпции - предположения о наличии или отсутствии конкретных фактов, основанные на связи между предполагаемыми и наличными фактами (презумпция невиновности);

Правовые фикции - несуществующее положение, признаваемое существующим на основе закона (объявление умершим);

Правовые аксиомы - очевидные истины, не требующие доказательства (закон обратной силы не имеет, никто не может быть судьей в собственном деле);

Правовые символы (дорожные знаки, символы государственной власти);

Примечания и приложения (схемы, таблицы, утвержденные образцы документов, описание границ муниципального образования и т.п.).

Таким образом, для правильного составления правового акта необходимо владеть комплексом особых средств юридической техники.

Еще по теме 26. Юридическая техника: понятие, виды, основные правила, приемы и средства:

  1. Вопрос 74. Понятие юридической техники. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, виды.

Юридическая техника классифицируется:

  • а) по видам правовых актов, которые обслуживаются данной совокупностью технических приемов и средств;
  • б) по содержанию этих приемов и средств.

По видам правовых актов юридическая техника подразделяется на: 1) законодательную (правотворческую) и 2) технику индивидуальных актов.

Техника индивидуальных актов изучается в основном в конкретных юридических дисциплинах (науках процессуального права, гражданского права и др.). Для общей теории права решающее значение имеет законодательная техника.

Первая из указанных групп относится к специально-юридическому содержанию права - собственному содержанию акта как формы права, а в конечном итоге представляет собой "технические моменты" конструирования правовых (нормативных) актов как явлений юридического порядка.

Вторая группа средств и приемов касается только внешней формы - правовых актов как документов.

Проводя строгое различие между рассматриваемыми разновидностями юридической техники, следует учитывать вместе с тем их взаимосвязь. Весьма важно, в частности, то, что юридическое выражение воплощенной в акте воли неизбежно находит известное внешнее изложение в тех или иных особенностях словесно-документальной формы. Следовательно, то, что относится к юридическому выражению воли, имеет "двойное" бытие: существуя как самостоятельная разновидность правовой реальности, оно проявляется и во внешней форме.

Юридическая терминология имеет общее, сквозное значение в юридической технике, выступает в качестве начального звена при юридическом выражении воли законодателя.

При формулировании юридических норм используются три вида терминов: общеупотребляемые, специальные технические и специальные юридические.

К юридической технике принадлежит специальная юридическая терминология. Здесь термины - это обозначение юридических понятий, выражающих природу норм, юридические конструкции, отраслевую типизацию норм, т.е. иных средств техники, относящихся к более глубоким пластам юридической материи, к содержанию права. Поэтому специальные юридические термины имеют свой, особый смысл. И, следовательно, юридические термины являются как бы мостиком от непосредственно воспринимаемых элементов текста ко всему комплексу технико-юридического инструментария.

Необходимыми условиями рационального использования терминологии являются: а) единство терминологии. Одинаковые термины, используемые при формулировании юридических норм, должны иметь тождественное значение; недопустимо для обозначения одних и тех же понятий использовать разные термины; б) общепризнанность терминологии. Используемые термины должны получить признание в науке и практике; в) устойчивость терминологии. Недопустимо без особо веских причин отказываться от ранее используемой терминологии, вводить наряду с принятыми другие, по мнению некоторых авторов, более "удачные" термины.

Ряд терминов нуждается в расшифровке непосредственно в тексте нормативного акта. Такая обязательная расшифровка дается в дефинитивных нормах, а также в содержании элементов иных норм (в описательных гипотезах, диспозициях, санкциях).

Государственная воля, чтобы она стала правом, должна быть возведена в закон. Для этого необходимо выразить ее на языке права. Это и осуществляется на основе юридической терминологии при помощи специальных средств юридической техники.

Средства юридической техники данного вида - это нематериальные формы, при помощи которых возможно строить право - создавать его скелет, конструкции, облекать в юридический вид его содержание. Это - соответствующие в основном идеальной структуре права своего рода типовые схемы, которые позволяют отливать из воли законодателя юридические нормы, входящие в действующую систему права.

Главными средствами юридической техники рассматриваемого вида являются:

  • а) нормативное построение;
  • б) системное построение;
  • в) юридические конструкции;
  • г) отраслевая типизация.

Нормативное построение. Перевод воли государства на язык права состоит прежде всего в том, что она на основе категорий правосознания (категорий "право" и "обязанность" и др.) при помощи юридической и иной терминологии излагается в виде нормативного предписания - конкретного, формально закрепленного государственно-властного веления нормативного характера (регулятивного, охранительного, дефинитивного и т.д.). Изложение государственной воли в виде нормы-предписания и есть та первичная типовая схема, с которой начинается юридико-техническое строительство права.

Системное построение. Нормативная организация воли законодателя не ограничивается только ее выражением в виде норм-предписаний. Последние должны быть построены и системно, прежде всего, так связаны, чтобы выявлялись государственно-регулятивные, принудительные свойства права. А это значит, что нормативные предписания должны быть выражены также в виде логических норм. Особо важно, чтобы при нормативном изложении были неразрывно связаны регулятивные и охранительные нормативные предписания.

Юридические конструкции. Это - более высокий уровень технико-юридического выражения воли законодателя, отражающей характер (модель) связи между элементами и сторонами логических норм. Юридические конструкции представляют собой специфическое построение нормативного материала, соответствующее определенному типу или виду сложившихся правоотношений, юридических фактов, их связи между собой.

В каждой отрасли права существуют устоявшиеся конструкции, выраженные главным образом в кодифицированных нормативных актах. Таковы типические схемы (модели) составов преступлений в уголовном праве, в том числе разнообразные общие и специальные составы. Тщательностью отработки юридических конструкций отличается гражданское право (разнообразные конструкции договоров, например таких, как иррегулярная поклажа и иррегулярный заем; конструкция "ответственность без вины"; конструкция "присутствующие и отсутствующие" субъекты и т.д.). Состав и разработанность юридических конструкций является одним из показателей технико-юридического уровня развития данной отрасли права, степени развития в ней нормативных обобщений, их отработанности.

Таким образом, юридические конструкции представляют собой как бы готовые типовые образцы, схемы, в которые облекается нормативный материал. Их использование облегчает формулирование юридических норм, придает нормативной регламентации общественных отношений четкость и определенность, обеспечивает, следовательно, необходимую формальную определенность права. Важнейшая задача при создании юридических норм состоит в том, чтобы подобрать такие конструкции, которые соответствовали бы содержанию нормативного материала, позволяли бы с максимальной эффективностью обеспечить поставленные законодателем задачи.

Юридические конструкции складываются на основе опыта правотворчества (в основном кодификационного), в ходе которого отбираются наиболее целесообразные и отбрасываются устаревшие модели построения нормативного материала. Большую роль в их выработке играет правовая наука. Она не только теоретически закрепляет и осмысливает сложившиеся на практике типовые конструкции, но и ставит вопрос об их дальнейшем развитии.

Отраслевая типизация. Специфической конструктивной моделью, обеспечивающей изложение воли законодателя на языке права, является структурный тип правоотношения. Нормативные предписания для их системной организации должны быть изложены таким образом, чтобы они не только образовывали логические нормы и стройные юридические конструкции, но включались в строго определенную отрасль права, соответствовали типическим чертам отраслевого правоотношения. Это достигается путем помещения данного предписания в отраслевой кодифицированный акт, подчинения его определенной системе общих норм, применения отраслевой терминологии и др.

Воля законодателя не только должна быть выражена на "языке права"; она нуждается и во внешнем, документальном изложении.

Средства юридической техники данного вида тоже связаны со структурностью права. Но они касаются не содержания нормативных актов (юридического выражения их содержания), а текста акта, его внешнего, документального построения, внешней архитектоники.

Средства юридической техники рассматриваемого вида - это формы, позволяющие закреплять, фиксировать надлежащим образом выраженную волю законодателя. К ним относятся составленный с помощью юридической терминологии текст документа (его реквизиты и структурное построение). С документальным изложением воли законодателя связан также стиль правовых актов (законодательная стилистика).

Текст документа как внешняя форма изложения содержания нормативного акта характеризуется: а) реквизитами, б) структурной организацией.

Реквизиты текста нормативного документа. Каждый нормативный документ должен иметь такие внешние реквизиты, которые свидетельствовали бы о его официальном характере, отражали его содержание, юридическую силу, место и дату издания. К внешним реквизитам относятся, в частности, наименование акта, его заголовок, обозначение даты. Все эти реквизиты подчиняются требованиям юридической техники, обеспечивающим надлежащее осуществление свойственных нормативному документу функций. Так, основные требования к заголовку нормативного документа - это точность и краткость. Слишком длинные, громоздкие заголовки создают известные трудности при применении актов и их систематизации, а также при их толковании. Следует вместе с тем заметить, что заголовки документов (частей, разделов, глав и статей) - это не чисто технико-юридический прием.

Заголовок представляет собой одно из средств выражения содержания данной группы юридических норм или одной нормы. Поэтому заголовки могут быть использованы при толковании актов.

Структурная организация текста нормативного документа. Необходимым средством юридической техники являются расположение нормативного материала в тексте акта в определенном порядке, его расчлененность и согласованность. К основным требованиям юридической техники здесь относятся:

1) последовательная дифференцированность нормативного материала в тексте нормативного документа. Подавляющее большинство нормативных актов нуждается во внутреннем распределении нормативного материала в тексте документа, отражающем структуру отрасли, подотрасли, института. Наиболее существенную роль дифференциация нормативного материала играет в кодифицированных актах - Основах, кодексах.

Структура текста нормативных актов (в особенности кодифицированных) должна обеспечить максимальные возможности для формулирования нормативных обобщений. Это достигается прежде всего при помощи выделения общей части (общих положений). Выделение общей части позволяет сконцентрировать в одном месте текста документа общие нормы, избежать повторений, с надлежащей четкостью сформулировать наиболее принципиальные нормативные положения, ведущие юридические принципы.

В кодифицированных актах конкретный нормативный материал распределяется по разделам и главам текста документа. Каждое из этих подразделений охватывает определенный институт или группу институтов. Распределение нормативного материала по разделам и главам - такое технико-юридическое средство, которое неразрывно связано с содержанием правового регулирования. Вот почему вопрос о структуре нормативного акта в ряде случаев приобретает принципиальное значение. Например, при кодификации советского гражданского законодательства возник вопрос, выделять ли правовые институты только по специальным юридическим признакам или, кроме того, по признакам, отражающим сферу регулируемых отношений (в частности, обособить все правовые институты, регулирующие отношения в области социалистического хозяйства). Законодательство пошло по первому пути. Между тем есть основания полагать, что обособление хозяйственных гражданско-правовых институтов в особый раздел позволило бы сформулировать ряд обобщающих нормативных положений, придало бы данной ветви гражданско-правового регулирования необходимые стройность и четкость, соответствующие потребностям социалистического общества.

Первичной структурной единицей текста нормативных актов является статья (или даже, что характерно для развитых, специализированных правовых систем, подразделения статьи-абзацы, пункты, части, иногда фразы текста статьи).

Статья (или ее подразделение) является первичной структурной единицей потому, что она соответствует основной первичной единице самого права - юридическому нормативному предписанию. Вместе с тем в развитых, специализированных правовых системах статья все более становится типической формой выражения и закрепления первичной группировки - ассоциации нормативных предписаний.

Отмечая принципиальное единство нормативных предписаний и первичных единиц текста акта, необходимо обратить внимание на то, что выделение новых статей (если это не является разукрупнением статей, содержащих несколько предписаний) возможно лишь постольку, поскольку одновременно в результате нормативного обобщения формулируются новые предписания, в том числе охранительные и специализированные. Произвольно дробить одну норму-предписание и размещать ее в нескольких статьях или их подразделениях объективно невозможно.

Основная задача при фиксировании юридических норм в тексте нормативного документа состоит в том, чтобы с надлежащей четкостью указать на условия действия и содержание властного государственного веления. Кроме того, следует иметь в виду и необходимость обеспечить охрану юридических норм принудительной силой государства, т.е. документального закрепления логических норм. Поэтому либо в данной статье, либо в иных статьях нормативного акта (а иногда и в другом акте) должны быть сформулированы охранительные нормы, которые бы с исчерпывающей полнотой охраняли действие всех норм, включая регулятивные предписания;

2) единство и внутренняя логика в тексте нормативного документа. Материал в тексте нормативного документа должен быть согласован во всех своих частях и расположен в логической последовательности.

Нормативный документ нуждается также во внешнем единстве. Одним из выражений этого единства является сквозная и стабильная нумерация статей.

На практике с определенным номером статьи или ее подразделением связывается представление о содержании соответствующих юридических норм в кодифицированном акте. Поэтому важное требование юридической техники состоит в том, чтобы при последующих изменениях, вносимых в нормативный акт, не перестраивать каждый раз нумерацию, а менять редакцию статей; новые же нормативные положения вносить в качестве дополнительных статей (с добавлением букв или цифр к основной нумерации);

3) обеспечение необходимых удобств в пользовании нормативными документами. В тексте нормативных документов следует избегать примечаний к статьям. Наоборот, дополнения и приложения постатейно-система-тизированного материала к кодифицированным актам в ряде случаев оказываются необходимыми. Облегчают пользование кодифицированными нормативными документами алфавитно-предметные указатели.

Достижением кодификационной техники последнего времени является снабжение заголовками не только разделов и глав, но и статей кодифицированных актов. Заголовки в нормативном акте имеют не только техническое значение, но и являются своего рода официальным резюме о содержании нормативного акта, его части или статьи. Облегчая правильное понимание содержания нормативного акта, заголовки содействуют точному применению его нормативных положений.

Техника индивидуальных актов, в том числе правоприменительных (судебных, прокурорских и др.), договоров и т.д., по своей основе и по многим характеристикам едина с законодательной техникой.

В том и другом случаях перед нами юридические акты-документы. К тому же немало индивидуальных актов, включая договоры, выполняет индивидуально-регулятивную функцию, причем велик удельный вес актов (правоприменительных), имеющих государственно-властную природу.

В соответствии с этим при принятии правоприменительных актов-документов, договоров и т.д. могут быть использованы многие средства, приемы и правила техники, выработанные в отношении нормативных актов. Более того, некоторые из них следует признать для техники индивидуальных актов обязательными. Так, обязательное значение при выработке индивидуальных актов имеет общепринятая юридическая терминология, причем именно та, которая используется прежде всего в законах, иных нормативных актах. Индивидуальные акты (например, гражданско-правовые договоры) строятся с помощью юридических конструкций законов. Примечательно, однако, что некоторые юридические конструкции, такие, как договор услуг в гражданском праве, выработаны в индивидуальных актах, и это служит толчком к их исследованию в науке и к последующей постановке вопроса о включении соответствующих институтов в законодательство.

Могут быть использованы при составлении индивидуальных актов-документов и некоторые средства и приемы законодательной техники, относящиеся к внешнему, словесно-документальному изложению (подразделение содержания документов на части, статьи, сплошная нумерация статей и др.).

Вместе с тем техника индивидуальных актов нуждается в особом подходе. Технико-юридические средства и приемы не сопряжены здесь с нормативным регулированием и имеют свои аспекты, связанные с многообразием актов, с необходимостью постоянного, повторяющегося их совершения в практической жизни и с вытекающей отсюда потребностью обеспечить их законность, обоснованность и эффективность.

С этим связано, в частности, применение при выработке индивидуальных актов такого специфического технико-юридического средства, как типизация, получающего выражение в формулярах (образцах) актов-документов, которые создаются практикой, наукой, а в ряде случаев закрепляются в нормативных актах в виде типовых формуляров и конструктивных схем.

Подобного рода формуляры, составленные в соответствии с требованиями юридических норм, отражают накопленный опыт документального оформления актов применения права, договорных соглашений и т.д. Они значительно облегчают работу по составлению соответствующих актов-документов, вносят в практику применения закона необходимое единообразие, обеспечивают с документальной стороны соответствие актов требованиям юридических норм.