Что входит в мрот. Минимальный размер оплаты труда (мрот)

В 2016 году минимальный размер оплаты труда (МРОТ) меняется дважды с 1 января и 1 июля 2016 года. Какие изменения в , больничных и зарплат произойдут? Как рассчитывать выплаты с 1 июля 2016 года?

Президент России Владимир Путин 2 июня 2016 года подписал закон о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 7,5 тыс. рублей . Настоящий закон вступает в силу с 1 июля 2016 года. Соответствующий документ размещен на официальном портале правовой информации.

Ранее (25 мая) Совет Федерации и Госдума (17 мая) одобрил законопроект о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 21%, или на 1296 рублей, с 1 июля 2016 года. Согласно законопроекту, который призвал принять премьер-министр России Дмитрий Медведев, МРОТ будет повышен на 1296 рублей с текущих 6204 рублей, до 7,5 тыс. рублей.

Однако МРОТ все равно не достанет до прожиточного минимума. Согласно статистике Минтруда, в первом квартале 2016 года прожиточный минимум составлял 9776 рублей, что значительно больше даже повышенного МРОТ. Довести МРОТ до прожиточного минимума власти обещают до 2020 года.

Что такое МРОТ?

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России с 1 января 2016 года составляет 6 204 рубля, а с 1 июля его повысят до 7,5 тысяч рублей . Это значит, что в независимости от квалификации, работник не может получать месячную зарплату при полном рабочем дне меньше этой суммы (по совместительству или на неполный рабочий день это не распространяется). МРОТ используется для расчета пособий по безработице, временной нетрудоспособности, беременности. Для расчета налогов, сборов, штрафов и стипендий используют базовую величину в 100 рублей .

Чем МРОТ отличается от прожиточного минимума?

Во-первых, в России МРОТ составляет где-то 55% от прожиточного минимума 9 452 рубля в среднем на душу населения, 10 187 рублей - для трудоспособных, 7 781 рубль - для пенсионеров, 9 197 рублей - для детей).

Во-вторых, МРОТ используется для расчета зарплат и пособий, а прожиточный минимум - для статистики , и определения границы, за которой начинаются малоимущие семьи.

Повышение зарплат с 1 июля 2016 года

Повышение зарплат и изменение в расчете пособий и больничных с 1 июля 2016 года неизбежны, поэтому компании могут начинать уже рассчитывать зарплаты по-новому. С этого дня нужно платить сотрудникам не менее 7500 рублей за полностью отработанный месяц, включая премии и надбавки. Закон уже подписан Президентом В.Путиным 2 июня 2016 года.

Новый МРОТ больше действующего (6204 руб.) на 1296 рублей. Все без исключения компании обязаны его соблюдать (ст. 133 ТК РФ). За нарушение трудинспекция может оштрафовать на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Если компания не потянет новую минималку, она может урезать рабочие часы сотрудников. Тогда она вправе будет платить им меньше 7500 рублей в месяц. Вместе с зарплатами вверх пойдут и пособия, рассчитанные из минималки. Ее применяют, когда стаж работника менее шести месяцев, в расчетном периоде у него не было зарплаты и в других случаях.

Виды и размеры МРОТ: особенности его применения в 2016 году

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (ст. 133 ТК РФ). Субъекты РФ могут установить свой минимальный размер оплаты труда (ст. 133.1 ТК РФ).

Федеральный МРОТ на 2016 год

С 1 января 2016 года федеральный МРОТ составляет 6204 рубля (утв. Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ).

С 1 июля 2016 года размер федерального МРОТ повысят еще на 20,9% - до 7 500 рублей. Соответствующий законопроект Госдума приняла 17 мая в первом чтении и в целом.

Региональный МРОТ 2016

Региональный минимальный размер оплаты труда устанавливается трехсторонним соглашением. Данный документ должны согласовать и подписать правительство или администрация субъекта (области, края, автономного округа и т.д.), объединения профсоюзов и объединения работодателей.

Например, минимальная зарплата в Москве в 2016 году устанавливается соглашением Правительства города и объединениями профсоюзов и работодателей. Пока по этому соглашению минимальная зарплата в Москве в 2016 году равна 17 300 рублей. Соответственно, компании должны ориентировать на этот размер. И нельзя устанавливать оклад ниже этого уровня.

Применение и отказ от регионального МРОТ

Соглашение о региональном МРОТ не является законом и становится обязательным только для того, кто его принял. Соглашение публикуется в региональных СМИ. После у работодателя есть 30 дней, чтобы написать в администрацию региона заявление об отказе от применения регионального МРОТ. В нем необходимо сообщить причины, по которым компания не будет платить работникам региональную минималку. Объяснить отказ можно сокращением продаж, падением спроса на продукцию и т. д.

Если в указанный срок такого заявления не поступило, считается, что работодатель согласился с опубликованным соглашением.

Если компания не направит отказ и не поднимет зарплаты до уровня регионального МРОТ, трудинспекторы на проверке будут вправе оштрафовать организацию на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, суды могут признать, что в некоторых случаях с работниками нужно рассчитываться исходя из регионального МРОТ, даже если компания его не соблюдает. Но если сотрудник работает по сокращенному графику, то зарплату можно выдавать меньше минималки.

Следует помнить также, что региональный МРОТ не устанавливается для работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ). А значит, если оклады работников больше федеральной минималки, учреждение вправе не поднимать зарплату. Так же считают и судьи (апелляционное определение Московского городского суда от 24.03.2015 № 33-3285).

Когда надо применять региональный МРОТ

Рассмотрим две ситуации из судебной практики по применению регионального МРОТ.

При сокращенном графике зарплата может быть меньше региональной минималки.

Компания приняла на работу сотрудника на 20-часовую рабочую неделю. Оформила приказ и трудовой договор. Спустя полгода сотрудник уволился по собственному желанию. Компания выдала зарплату за последний месяц и компенсацию за неиспользованный отпуск. Работник решил, что ему недоплатили, поскольку оклад был ниже региональной минималки.

Суд разобрался, что сотрудник работал только 20 часов в неделю. Поэтому все выплаты при увольнении должны быть рассчитаны пропорционально отработанному времени (определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.05.2014 № 33-7286/2014).

Компания вправе устанавливать работнику сокращенный график, но только по соглашению сторон (ст. 93 НК РФ). Число дней отпуска из-за сокращенного графика уменьшать не надо. Отработанное время уже учтено в выплатах, из которых считают отпускные (п. 12 Положения, утв. постановлением от 24.12.2007 № 922)

Выплаты при увольнении надо рассчитывать исходя из региональной минималки, даже если в трудовом договоре оклад ниже.

Работнику при увольнении выдали долги по зарплате и компенсацию за неиспользованный отпуск. Но сотрудник не согласился с размером выплат и обратился в суд. Причина была в том, что зарплата была ниже региональной минималки.

Местного МРОТ обязаны придерживаться все компании. При этом условия трудового договора не имеют значения (определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2015 № 33-9180/2015).

Компания вправе отказаться от региональной минималки (см. материал вверху). Но отказ могут не принять. Безопаснее в письме подробно рассказать о причинах отказа. Например, можно сослаться на падение продаж, сложности с получением кредита и т. д.

Как повышение МРОТ в 2016 году отразится на расчетах пособий и зарплате

Декретные и больничные пособия увеличатся, если рассчитаны из МРОТ. С 1 июля 2016 года федеральный минимум достигнет 7500 руб. С 1 января 2016 года МРОТ составляет 6204 рубля.

Сотрудники, у которых на момент болезни (или декрета) страховой стаж меньше полугода, за целый месяц нетрудоспособности получат не больше одного МРОТ.

При расчете пособий более опытным работникам среднедневной заработок нужно сверять с минимальным – 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес. : 730 дн.).

Пособия

С 1 июля изменятся суммы пособий, которые считают исходя из минималки. Ее применяют в трех случаях:

  1. В расчетном периоде у сотрудника не было зарплаты или она ниже МРОТ;
  2. Стаж сотрудника меньше шести месяцев;
  3. Сотрудник нарушил больничный режим.

Переходящие пособия считают по той минималке, которая действует на момент начала нетрудоспособности (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Например, сотрудник со стажем менее полугода заболеет в июне, а больничный закроет в июле 2016 года. Пособие надо будет посчитать исходя из 6204 рублей. Если он уйдет на больничный в июле - уже из 7500 рублей.

Заработная плата

Зарплата в месяц должна быть не менее федерального МРОТ, если сотрудники полностью отработали норму времени (ст. 133 ТК РФ). Если компания не отказывалась от регионального соглашения, то обязана придерживаться регионального МРОТ.

Если кто-то из сотрудников получает меньше 7500 рублей за полный месяц, следует заранее заложить в бюджет повышение зарплаты с 1 июля.

Компании вправе отказаться от региональной минималки, но федеральный МРОТ соблюдать обязаны все без исключения (ст. 133 ТК РФ). Иначе трудинспекция может оштрафовать на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

В Роструде отметили, что не намерены усиливать проверки после 1 июля. Планы на весь год утверждены, можно заранее узнать, будет ли в компании ревизия на сайте rostrud.ru (раздел "Планы проверок"). Но возможна внезапная проверка по жалобе работника. Если трудинспекторы увидят зарплаты ниже МРОТ, то наверняка выпишут штраф.

Кстати, если зарплата в компании меньше положенного, это нарушение трудового законодательства, а не закона о взносах. Компания не занижает базу, а платит взносы с фактически начисленных доходов. Поэтому фонд не вправе штрафовать по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Так же считают и судьи в некоторых регионах (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2016 № Ф08-9925/2015).

Страховые взносы ИП

С повышением МРОТ страховые взносы предпринимателей за 2016 год не изменятся. Сумму считают исходя из МРОТ на начало года (6204 рублям) (ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Важно! Страховые взносы для предпринимателей тоже считают исходя из МРОТ. Но МРОТ надо брать на начало года. Поэтому в 2016 году взносы не изменятся.

Фиксированный платеж в ПФР составит 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 26%), в ФОМС - 3796,85 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 5,1%).

С 2017 года все предприниматели так же будут считать взносы из МРОТ, но появится коэффициент .

В 2016 году ИП платят 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 × 26%). В 2017 году эту сумму с учетом нового МРОТ надо будет умножать на 1,2, в 2018‑м - на 1,4 и т. д.

Расчет больничного исходя из МРОТ с 1 июля 2016 года

Расчет больничного исходя из МРОТ с 1 июля 2016 года меняется. У всех, кто зарабатывал немного, или не успел отработать полгода до первого больничного или декрета, пособия вырастут.

МРОТ для расчета больничного листа в 2016 году ФСС

С 1 июля МРОТ вырастет с 6204 до 7500 руб. Поэтому поменяется расчет больничного исходя из МРОТ.

  • страховой стаж меньше шести месяцев (на момент болезни или декрета). В этих случаях пособие за целый месяц не превысит 1 МРОТ;
  • заработок за расчетный период небольшой. Больничные и декретных не могут быть меньше минимальной величины (подробности - в следующем разделе).
  • коснется болезней и декретов, которые начались после этой даты;
  • не повлияет на средний заработок для дополнительных больничных (например, при осложненных родах). Первичный и дополнительный больничный выдают по одному страховому случаю.

Минимальный среднедневной заработок для расчета больничного с 1 июля - 2016

Пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам не могут быть меньше, чем пособие с учетом минимального заработка.

С 1 июля 2016 года минимальный заработок за расчетный период - 180 000 руб. (7500 руб. × 24 мес.), минимальный среднедневной заработок - 246,58 руб. (7500 руб. × 24 мес. : 730 дн.).

Поэтому перед тем, как начислить работнику пособие, фактический дневной заработок сравнивают с минимальным - 246,58 руб. С учетом той величины, которая окажется больше, и назначают пособие.

Расчет больничного исходя из МРОТ с 1 июля 2016 года (пример)

Пример . Расчет больничного исходя из МРОТ с 1 июля 2016 года
Иванова трудится в компании с 11 января 2016 года. Это ее первое место работы. С 1 июня 2016 года она ушла в отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней (по 18 октября 2016 года). На момент ухода в декрет стаж был меньше шести месяцев.

В расчетном периоде - 2014 и 2015 год - заработка не было. С 1 января по 30 июня 2016 года минимальный дневной заработок - 203,97 руб. (6204 руб. × 24 мес. : 730 дн.). Но так как стаж Ивановой был меньше шести месяцев, пособие за месяц не должно превышать МРОТ.

Назначая пособие в мае, бухгалтер учел максимум за июнь, июль, август, сентябрь - 6204 руб., за октябрь - 3602,33 руб. (6204: 31 дн. × 18 дн.).

Помесячный расчет пособия:

  • за июнь и сентябрь - 6119,10 руб. (203,97 руб. × 30 дн.);
  • за июль и август - 6323,07 руб. (203,97 руб. × 31 дн.);
  • за октябрь - 3671,46 руб. (203,97 руб. × 18 дн.);

Так как в июле, августе и октябре пособие получилось больше максимального, его ограничили месячным МРОТ. Поэтому на момент ухода в декрет пособие составило 6119,10 руб. × 2 мес. + 6204 руб. × 2 мес. + 3602,33 руб. = 28 248,53 руб.

После того, как с 1 июля 2016 года МРОТ вырос до 7500 руб., оказалось, что пособие за июль, август и октябрь не превышает МРОТ. Поэтому доплатить нужно:

(6323,07 руб. - 6204 руб.) × 2 мес. + 3671,46 руб. - 3602,33 руб. = 307,27 руб.

МРОТ в 2016 году и прожиточный минимум

Согласно статье 133 ТК РФ, что минимальный уровень оплаты труда в РФ не должен быть ниже прожиточного уровня. Однаков статье 421 ТК РФ указано, что до уровня прожиточного минимума МРОТ будет повышаться постепенно, а порядок и условия такого повышения должны быть закреплены в отдельном законе. Но такой закон не принят.

К лету 2016 года пообещали разработать план по достижению МРОТ уровня прожиточного минимума. Кабмин сформировал рабочую группу. Госдума, в свою очередь, пообещала подготовить до осени 2016 года законодательный план.

При вычислении серых зарплат налоговики ориентируются на прожиточный минимум и МРОТ. Если зарплата ниже, то могут заподозрить схемы. Всех, кто недоплачивает до минимальной зарплаты, вызывают на комиссии.

Также величину прожиточного минимума трудоспособного населения можно учесть для определения размера индексации зарплаты. Для ежегодной индексации удобнее применять показатель инфляции, установленный бюджетом, а для ежеквартальной - прожиточный минимум.

МРОТ по регионам России в 2016 году. Таблица

Округ Регион Размер МРОТ
в 2016 году, руб.
Центральный
федеральный
округ
Белгородская обл. 8694
Брянская обл. 6500
Владимирская обл. 7000
6204 (для бюджетников)
Воронежская обл. 8787
6204 (для бюджетников)
Ивановская обл. 8645
Калужская обл.
Костромская и Курская обл. на уровне прожиточного минимума
6204 (для бюджетников)
Липецкая обл. не ниже 1,3 прожиточного минимума
6000 (для бюджетников)
Московская обл. 12500
Орловская обл. 9778
Рязанская обл. 7500
6350 (с 01.07.2016, для бюджетников)
Смоленская обл. 6200
Тамбовская обл. 7500
6240 (для бюджетников)
Тверская обл. 7000
6000 (для бюджетников)
Тульская обл. 12000
10000 (для бюджетников)
Ярославская обл. 8021
6000 (для бюджетников)
г. Москва 17300
Северо-Западный
федеральный
округ
Карелия на уровне прожиточного минимума
7213 (для бюджетников северных районов: Беломорский район, Калевальский район, Кемский район, Лоухский район, г. Костомукша)
5796 (для бюджетников остальных районов)
Коми 6500
Архангельская,
Вологодская, Псковская обл.
6204
Калиниградская обл. 10000
Ленинградская обл.
Мурманская обл. 13650
Новгородская обл. на уровне прожиточного минимума
6204 (для бюджетников)
Санкт-Петербург 11700
Ненецкий авт.округ 6204
Южный федеральный округ Адыгея, Калмыкия 6204
Краснодарский край на уровне прожиточного минимума
6204 (для бюджетников)
Астраханская обл. 7350
6204 (для бюджетников)
Волгоградская обл. не ниже 1,2 прожиточного минимума
6204 (для бюджетников)
Ростовская обл. 6204
Северо-Кавказский федеральный округ Дагестан, Ингушетия 6204
Кабардино-Балкария на уровне прожиточного минимума
6204 (для бюджетников)
Карачаево-Черкессия 6204
Северная Осетия - Алания 6204
Чеченская Республика 8252
Ставропольский край 8588
Приволжский Башкортостан 6900
Марий Эл 9251
Мордовия, Удмуртия 6204
Татарстан 7309
6204 (для бюджетников)
Чувашия 6988
6204 (для бюджетников)
Пермский край
Нижегородская обл. 9000
6204 (для бюджетников)
Оренбургская,
Пензенская, Кировская
Самарская обл.
6204
Саратовская обл. 6900
6200 (для бюджетников)
Ульяновская обл. 9944
6204 (для бюджетников)
Уральский федеральный округ Курганская обл. 7321
6204
Свердловская обл. 8862 (с 01.07.2016)
8862(с 01.10.2016 для бюджетников)
Тюменская обл. 9300
7700 (для бюджетников)
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра устанавливается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате
Челябинская обл. 8300
6100 (для бюджетников)
Ямало-Ненецкий авт. округ 12431
Сибирский федеральный округ Алтай 7005
Бурятия, Тыва,
Хакасия
6204
Алтайский край 8116
6204 (для бюджетников)
Забайкальский край 8095
6044 (для бюджетников)
Красноярский край 9544
6204 (для бюджетников)
Районы Крайнего Севера Красноярского края 16130 (г.Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район)
14269 (Северо-Енисейский район)
19009 (Эвенкийский муниципальный район)
15313 (Туруханский район)
15200 (г.Енисейск)
Иркутская обл. 6204
Кемеровская обл. 14115
Новосибирская обл. 9030
Омская обл. 7135
6204 (для бюджетников)
Томская обл. 8581
6204 (для бюджетников)
Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия) 15390
Камчатский край 15800-18230
Приморский край 6204
Хабаровский край 9485
Амурская обл. 6204
Магаданская обл. 17100
Сахалинская обл. 16838
Еврейская обл. 6204
Чукотский авт. округ 6204
Крым Крым 7042
6204 (для бюджетников)
г. Севастополь 7343
6204 (для бюджетников)

Подписывайтесь на каналы "сайт" в T amTam или присоединяйтесь в

МРОТ - это законодательно установленный минимальный размер оплаты труда в месяц. Рассмотрим региональный и федеральный МРОТ в 2016 году.

Федеральный МРОТ на 2016 год

Федеральный МРОТ с 1 января 2016 года составляет 6204 рубля (утв. Федеральным законом от 14.12.2015 № 376-ФЗ).

С 1 июля 2016 года размер федерального МРОТ повышен на 20,9% - до 7 500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ).

Региональный МРОТ 2016

Региональный минимальный размер оплаты труда устанавливается трехсторонним соглашением. Данный документ должны согласовать и подписать правительство или администрация субъекта (области, края, автономного округа и т.д.), объединения профсоюзов и объединения работодателей.

Например, минимальная зарплата в Москве в 2016 году устанавливается соглашением Правительства города и объединениями профсоюзов и работодателей. С 1 октября 2016 года МРОТ в Москве вырос с 17 300 до 17 561 рубля (на 261 рубль). Порядок повышения МРОТ предусмотрен трехсторонним соглашением между чиновниками, профсоюзами и работодателями. Соответственно, компании должны ориентировать на этот размер. И нельзя устанавливать оклад ниже этого уровня.

Субъекты РФ устанавливают свой минимальный размер оплаты труда (ст. 133.1 ТК РФ). Смотрите таблицу ниже.

МРОТ по регионам России в 2016 году. Таблица

Округ Регион Размер МРОТ (2016), руб.
Центральный
федеральный
округ
Белгородская обл.

Не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения - для работников внебюджетной сферы.

8046 (для работников предприятий, финансируемых из регионального и местного бюджета)

7500 (для работников предприятий, финансируемых из федерального бюджета с 1 июля 2016 года)

Брянская обл. 7500 (с 1 июля 2016 года)
Владимирская обл.

7500 (для работников организаций, финансируемых за счет областного и муниципальных бюджетов)

Воронежская обл.
Ивановская обл.
Калужская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц
Костромская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Курская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на 3 квартал предшествующего года
Липецкая обл. 1,2 величины прожиточного минимума за 4 квартал предыдущего года
Московская обл. 12 500 (с 1 ноября 2015 г.)
7500
Орловская обл. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Рязанская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Смоленская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Тамбовская обл.

8500 (для работников коммерческих организаций)

Тверская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Тульская обл. 12 500 (с 1 февраля 2016 г.)
10 500 (с 1 февраля 2016 г.) - для работников государственных и муниципальных учреждени
Ярославская обл.

9640 (с 1 января 2016 г.) - в размере прожиточного минимума трудоспособного населения за 3 квартал предыдущего года

8021 (с 1 января 2016 г.) - для работников организаций малого и среднего предпринимательства;

г. Москва 17 561
Северо-Западный
федеральный
округ
Карелия Величина действующего в соответствующем районе прожиточного минимума за 3 квартал предшествующего года
Коми 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Архангельская
обл.
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Вологодская обл. 7500 (с 1 января 2016 г.)
Псковская обл. 7500 (с 1 января 2016 г.)
Калиниградская обл. 10 000 (с 1 октября 2015 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ленинградская обл.

7800 (с 1 сентября 2015 г.) без учета выплат компенсационного и стимулирующего характера; 7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Мурманская обл. 13 650 (с 1 января 2016 г.)
Новгородская обл. Величина прожиточного минимума населения в месяц
Санкт-Петербург 11 700 (с 1 января 2016 г.) без учета компенсационных и стимулирующих выплат
7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ненецкий авт. округ 12 420 (с 1 января 2016 г.)
7500 (с 1 июля 2016 г.) - для организаций, финансируемых из федерального бюджет
Южный федеральный округ Адыгея, Калмыкия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Краснодарский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Астраханская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Волгоградская обл. 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения
Ростовская обл. 7500
Северо-Кавказский федеральный округ Дагестан, Ингушетия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Кабардино-Балкария Величина прожиточного минимума за 4 квартал прошлого года
7500 (для сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Карачаево-Черкессия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Северная Осетия - Алания 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Чеченская Республика 9274 (для работников внебюджетного сектора экономики)
7500 (для сотрудников государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ставропольский край 7500
Приволжский Башкортостан 8900 (включая надбавки за работу в особых климатических условиях)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов
Марий Эл 9251 (с 1 января 2016 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)
Мордовия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Удмуртия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Татарстан 8252
7500
Чувашия 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Пермский край Величина прожиточного минимума трудоспособного населения
Нижегородская обл. 9000 (с 1 января 2016 г.)
7500 (для сотрудников организаций, финансирумых за счет федерального, регионального, а также местных бюджетов)
Оренбургская ,
Пензенская , Кировская
Самарская обл.
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Саратовская обл. 7900
7500 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета
Ульяновская обл. 10 000 (не ниже величины прожиточного минимума)
7500 (для работников бюджетных организаций
Уральский федеральный округ Курганская обл. 7620 (с 1 февраля 2016 г.)
7500 (для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Свердловская обл. от 8154 до 8862 (с 1 июля 2015 г.) - для работников организаций внебюджетного сектора экономики
7500
Тюменская обл. 9950 (для сотрудника внебюджетного сектора)
7700 (для сотрудников бюджетных, казенных, автономных учреждений и автономных некоммерческих организаций, учрежденных Тюменской областью или муниципальными образованиями Тюменской области)
Ханты-Мансийский АО 16 500
Челябинская обл.
Ямало-Ненецкий авт. округ 12 431 (с учетом доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера)
7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета)
Сибирский федеральный округ Алтай 8751 (для работников организаций внебюджетной сферы, кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства и в сфере образования)
7500 (для работников организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства)
Бурятия, Тыва,
Хакасия
7500 (с 1 июля 2016 г.)
Алтайский край

9400 (для сотрудников внебюджетных организаций, за исключением организаций ЖКХ, а также за исключением для сотрудников-инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, и сотрудников, которые участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения

8116 (для сотрудников-инвалидов, трудоустроенных в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, а также для сотрудников внебюджетных организаций жилищно-коммунального хазяйства, за исключением сотрудников, которые участвуют в общественных работах или временно трудоустроены по договорам между работодателями и органами службы занятости населения)

7500 (для сотрудников организаций, финансируемых из федерального, регионального, а также местных бюджетов)

Забайкальский край

7500 (для сотрудников организаций сельского хозяйства, а также организаций, финансируемых из федерального, областного и местных бюджетов, а также фонда обязательного медицинского страхования; для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов и фонда обязательного медицинского страхования, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

9066 - в Каларском районе

7857

8059 (для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства)
для сотрудников организаций внебюджетного сектора экономики (кроме сельского хозяйства), работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

10 429 - в Канарском районе

9480 - в Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском районах

Красноярский край

16 130 - г. Норильск

14 269 - Северо-Енисейский район

16 130 - Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район (кроме сельского поселения Хатанга)

24 026 - сельское поселение Хатанга

15 313 - Туруханский район

19 009 - Эвенкийский муниципальный район

14 114 - Енисейск

11 167 - г. Лесосибирск

13 788 - Богучанский район

15 200 - Енисейский район

13 571 - Кежемский район

14 548 - Мотыгинский район

9926 - прочие районы

Иркутская обл.

12 652 - компании и ИП в районах Крайнего Севера

9717 - компании и ИП в других районах

10 754 - государственные и бюджетные предприятия

8259 - государственные и бюджетные предприяти в других районах

7500 - для работодателей в с/х

Кемеровская обл.

1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал прошедшего года (кроме организаций сферы регулируемого ценообразования, и ИП)

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Новосибирская обл.

7500

9030

9390 - для сотрудников организаций внебюджетной сферы (кроме с/х)

Омская обл.

7500 - для сотрудников организаций сельского хозяйства

9030 - для сотрудников организаций бюджетной сферы (кроме организаций, финансируемых из федерального бюджета)

9390 - для сотрудников организаций внебюджетной сферы (кроме сельского хозяйства)

Томская обл.

8925 - для сотрудников муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования город Томск, а также сотрудников иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска

7500 - для сотрудников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, сотрудников иных работодателей (кроме сотрудников муниципальных автономных, бюджетных и казенных учреждений, финансируемых из бюджета муниципального образования г. Томск, а также сотрудников иных работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Томска).

Дальневосточный федеральный округ Республика Саха (Якутия)

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета

Камчатский край

18 210 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Корякского округа

19 510 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Алеутского муниципального района

16 910 - для сотрудников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на остальной территории Камчатского края.

Приморский край 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Хабаровский край

11 414 - для сотрудников, работающих в Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, Хабаровском районах и городе Хабаровске

12 408 - для сотрудников, работающих в Амурском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, Николаевском, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванском, Солнечном, Тугуро-Чумиканском, Ульчском районах и городе Комсомольск-на-Амуре

14 269 - для сотрудников, работающих в Аяно-Майском районе

15 510 - для сотрудников, работающих в Охотском районе

Амурская обл. 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Магаданская обл.

18 750 - для работников внебюджетных организаций Магаданской области, за исключением Северо-Эвенского городского округа

20 250 - для работников внебюджетных организаций в Северо-Эвенском городском округе Магаданской области

Сахалинская обл.

15 000 - для лиц, работающих в Александровск-Сахалинском, Анивском, Долинском, Корсаковском, Макаровском, Невельском, Поронайском, Смирныховском, Томаринском, Тымовском, Углегорском, Холмском районах, городе Южно-Сахалинск

18 571 - для лиц, работающих в Ногликском, Охинском районах

20 000 - для лиц, работающих в Курильском, Северо-Курильском и Южно-Курильском районах

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Еврейская автономная обл. 7500 с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока
Чукотский авт. округ 7500 (с 1 июля 2016 г.)
Крым Крым

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

г. Севастополь

7500 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета)

Применение и отказ от регионального МРОТ

Соглашение о региональном МРОТ не является законом и становится обязательным только для того, кто его принял. Соглашение публикуется в региональных СМИ. После у работодателя есть 30 дней, чтобы написать в администрацию региона заявление об отказе от применения регионального МРОТ. В нем необходимо сообщить причины, по которым компания не будет платить работникам региональную минималку. Объяснить отказ можно сокращением продаж, падением спроса на продукцию и т. д.

Если в указанный срок такого заявления не поступило, считается, что работодатель согласился с опубликованным соглашением.

Если компания не направит отказ и не поднимет зарплаты до уровня регионального МРОТ, трудинспекторы на проверке будут вправе оштрафовать организацию на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Кроме того, суды могут признать, что в некоторых случаях с работниками нужно рассчитываться исходя из регионального МРОТ, даже если компания его не соблюдает. Но если сотрудник работает по сокращенному графику, то зарплату можно выдавать меньше минималки.

Следует помнить также, что региональный МРОТ не устанавливается для работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ). А значит, если оклады работников больше федеральной минималки, учреждение вправе не поднимать зарплату. Так же считают и судьи (апелляционное определение Московского городского суда от 24.03.2015 № 33-3285).

Когда надо применять региональный МРОТ

Рассмотрим две ситуации из судебной практики по применению регионального МРОТ.

При сокращенном графике зарплата может быть меньше региональной минималки.

Компания приняла на работу сотрудника на 20-часовую рабочую неделю. Оформила приказ и трудовой договор. Спустя полгода сотрудник уволился по собственному желанию. Компания выдала зарплату за последний месяц и компенсацию за неиспользованный отпуск. Работник решил, что ему недоплатили, поскольку оклад был ниже региональной минималки

Суд разобрался, что сотрудник работал только 20 часов в неделю. Поэтому все выплаты при увольнении должны быть рассчитаны пропорционально отработанному времени (определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.05.2014 № 33-7286/2014).

Компания вправе устанавливать работнику сокращенный график, но только по соглашению сторон (ст. 93 НК РФ). Число дней отпуска из-за сокращенного графика уменьшать не надо. Отработанное время уже учтено в выплатах, из которых считают отпускные (п. 12 Положения, утв. постановлением от 24.12.2007 № 922)

Выплаты при увольнении надо рассчитывать исходя из региональной минималки, даже если в трудовом договоре оклад ниже.

Работнику при увольнении выдали долги по зарплате и компенсацию за неиспользованный отпуск. Но сотрудник не согласился с размером выплат и обратился в суд. Причина была в том, что зарплата была ниже региональной минималки.

Местного МРОТ обязаны придерживаться все компании. При этом условия трудового договора не имеют значения (определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2015 № 33-9180/2015).

Компания вправе отказаться от региональной минималки (см. материал вверху). Но отказ могут не принять. Безопаснее в письме подробно рассказать о причинах отказа. Например, можно сослаться на падение продаж, сложности с получением кредита и т. д.

Как повышение МРОТ в 2016 году отразится на расчетах пособий и зарплате

Повышение МРОТ с 1июля 2016 года в России отразилось на расчете пособий и трудовых отношениях.

Пособия. С 1 июля изменились суммы пособий, которые считают исходя из минималки. Ее применяют в трех случаях:

  1. В расчетном периоде у сотрудника не было зарплаты или она ниже МРОТ;
  2. Стаж сотрудника меньше шести месяцев;
  3. Сотрудник нарушил больничный режим.

Переходящие пособия считали по той минималке, которая действовала на момент начала нетрудоспособности (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Например, сотрудник со стажем менее полугода заболел в июне, а больничный закрыл в июле 2016 года. Пособие надо было посчитать исходя из 6204 рублей. Если сотрудник ушел на больничный в июле - уже из 7500 рублей.

Заработная плата. Зарплата в месяц должна быть не менее федерального МРОТ, если сотрудники полностью отработали норму времени (ст. 133 ТК РФ). Если компания не отказывалась от регионального соглашения, то обязана придерживаться регионального МРОТ.

Если кто-то из сотрудников получал меньше 7500 рублей за полный месяц, с 1 июля 2016 года зарплата должна быть повышена.

Компании вправе отказаться от региональной минималки, но федеральный МРОТ соблюдать обязаны все без исключения (ст. 133 ТК РФ). Иначе трудинспекция может оштрафовать на 50 тыс. рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

В Роструде отметили, что не усиливали проверки после 1 июля 2016 года. Планы на весь год утверждены, можно заранее узнать, будет ли в компании ревизия на сайте rostrud.ru (раздел "Планы проверок"). Но возможна внезапная проверка по жалобе работника. Если трудинспекторы увидят зарплаты ниже МРОТ, то наверняка выпишут штраф.

Кстати, если зарплата в компании меньше положенного, это нарушение трудового законодательства, а не закона о взносах. Компания не занижает базу, а платит взносы с фактически начисленных доходов. Поэтому фонд не вправе штрафовать по статье 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Так же считают и судьи в некоторых регионах (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2016 № Ф08-9925/2015).

Страховые взносы ИП. С повышением МРОТ страховые взносы предпринимателей за 2016 год не изменятся. Сумму считают исходя из МРОТ на начало года (6204 рублям) (ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Фиксированный платеж в ПФР составит 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 26%), в ФОМС - 3796,85 рубля (6204 руб. × 12 мес. × 5,1%).

С 2017 года все предприниматели так же будут считать взносы из МРОТ, но появится коэффициент.

В 2016 году ИП платят 19 356,48 рубля (6204 руб. × 12 × 26%). В 2017 году эту сумму с учетом нового МРОТ надо умножать на 1,2, в 2018‑м - на 1,4 и т. д.

МРОТ в 2016 году и прожиточный минимум

Согласно статье 133 ТК РФ, что минимальный уровень оплаты труда в РФ не должен быть ниже прожиточного уровня. Однаков статье 421 ТК РФ указано, что до уровня прожиточного минимума МРОТ будет повышаться постепенно, а порядок и условия такого повышения должны быть закреплены в отдельном законе. Но такой закон не принят.

К лету 2016 года должны были разработать план по достижению МРОТ уровня прожиточного минимума. Кабмин сформировал рабочую группу. Госдума, в свою очередь, пообещала подготовить законодательный план.

При вычислении серых зарплат налоговики ориентируются на прожиточный минимум и МРОТ. Если зарплата ниже, то могут заподозрить схемы. Всех, кто недоплачивает до минимальной зарплаты, вызывают на комиссии.

Также величину прожиточного минимума трудоспособного населения можно учесть для определения размера индексации зарплаты. Для ежегодной индексации удобнее применять показатель инфляции, установленный бюджетом, а для ежеквартальной - прожиточный минимум.

Минимальный размер оплаты труда, кратко именуемый МРОТ, используется в первую очередь в зарплатных правоотношениях. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ МРОТ увеличен до 7500 руб. Причем под это новое значение работодателям надлежит подстроиться уже к 1 июля 2016 г.

Частью 1 ст. 133 Трудового кодекса (далее - ТК) определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со ст. 421 ТК порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Однако соответствующий закон по сей день еще не принят.

Надо сказать, что вопрос о доведении МРОТ до прожиточного минимума обсуждался достаточно давно. Регулярно проводятся тематические совещания в Минтруде, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заседания круглого стола и т.п. Тем не менее "движение" в этом направлении идет достаточно медленно. И на то есть причины.

Так, с начала 2016 г. минимальный размер оплаты труда Законом от 14 декабря 2015 г. N 376-ФЗ был установлен в размере 6204 руб. Стоит напомнить, что в 2015 г. этот показатель был равен 5965 руб. (Закон от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ). То есть значение МРОТ было проиндексировано даже ниже официального уровня инфляции (6,4 процента, ст. 1 Закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ) - всего-то на четыре с небольшим процента. При этом соотношение данного "зарплатного" минимума с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения составляет чуть более чем 50 процентов.

Такая осторожность объясняется просто. Законотворцы в свете сложной экономической обстановки в стране искали своего рода баланс - нужно было создать условия, которые бы не "портили" ситуацию в экономике и на рынке труда, а заодно сохранилась бы предпринимательская активность в реальном секторе экономики. Ведь одним махом увеличив нагрузку на фонд оплаты труда, можно остаться у разбитого корыта - компании могут просто свернуть свой бизнес, а это обернется ростом безработицы и потерями для бюджета - налоговые платежи резко сократятся.

Однако, видимо, парламентарии решили, что ситуация в экономике начинает налаживаться. Законом от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ размер МРОТ с 1 июля 2016 г. увеличен до 7500 руб. Таким образом, МРОТ увеличивается еще на 20,9 процента. Соответственно, работодателям посреди лета 2016 г. необходимо проверить, соответствует ли выплачиваемая ими своим работникам данному минимуму. Однако обо всем по порядку.

Такие разные МРОТы

Начнем с того, что согласно ст. 133 ТК месячная , полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В то же время ст. 133.1 ТК предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть также установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета. В любом случае региональный МРОТ никак не может быть ниже федерального минимума. И если в регионе установлен свой МРОТ, зарплата за полностью отработанный месяц не может быть ниже этого регионального МРОТ. Исключением является только один единственный случай - работодатель отказался присоединиться к соглашению по региональному МРОТ (ч. 3 ст. 133 и ч. 9 ст. 133.1 ТК).

Итак, в свете новых обстоятельств работодателям до 1 июля 2016 г. необходимо сверить зарплаты своих сотрудников с новым МРОТ. Причем если региональный МРОТ ниже нового федерального размера "зарплатного" минимума, то ориентироваться нужно именно на него. Ведь в силу положений ст. 133.1 ТК, как уже было сказано, региональный МРОТ не может быть ниже федерального.

"Предмет" индексации

В первую очередь необходимо выяснить, в каких случаях возникает необходимость "доиндексировать" зарплату сотрудников до МРОТ. Здесь есть определенные нюансы. Дело в том, что между окладом, установленным сотруднику, и его зарплатой может быть большая разница. Дело в том, что согласно ст. 129 ТК в состав зарплаты включаются:

  • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад);
  • компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера за работу во вредных условиях, в районах Крайнего Севера и т.п.);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные подобные выплаты).

Как видим, само по себе то обстоятельство, что оклад работника за полностью отработанный месяц может быть и ниже МРОТ - "недостаток" вполне можно восполнить за счет премий или компенсаций. Данный вывод находит подтверждение в Определениях Верховного Суда (см. Определения от 30 августа 2013 г. N 93-КГПР13-2, от 17 мая 2013 г. N 73-КГ13-1, от 8 апреля 2011 г. N 3-В11-4). "Высшие" судьи констатируют, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом МРОТ.

Обратите внимание! Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка) не включаются в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Не нужно сравнивать с МРОТ и доплату, например, за сверхурочные. Ведь в этом случае эта доплата производится за работу сверх месячной трудовой нормы.

Об ответственности

Разумеется, любое требование законодательства исполняется куда более "охотно" за счет введения ответственности за его нарушение. Поэтому имеет смысл вспомнить, какие санкции предусмотрены за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таковая предусмотрена ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Итак, за подобного рода нарушения должностные лица организации, равно как и работодатели - ИП, могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 5000 руб. Санкции для юрлиц-нарушителей еще более существенные - от 30 000 до 50 000 руб.

Также необходимо отметить, что ч. 4 ст. 5.27 КоАП предусмотрена ответственность за повторное нарушение аналогичного правонарушения. В этом случае с должностных лиц и ИП взыскивается штраф в размере от 10 000 руб. до 20 000 руб., а с юрлиц - от 50 000 руб. до 70 000 руб. В качестве альтернативы штрафу данной нормой для должностных лиц предусмотрено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Дотягиваем до минимума

В связи с тем что Законом N 164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне увеличен до 7500 руб., вновь становится актуальным вопрос, как "подстроиться" под новый МРОТ.

Если исходить из состава зарплаты, который определен ст. 129 ТК, то вариантов может быть три:

1) повысить оклад работникам, "дотянув" его до нового МРОТ .

С этой целью придется утвердить новую "штатку", издать приказ о повышении окладов и заключить с сотрудниками, которых это повышение коснулось, допсоглашение к трудовому договору;

2) увеличить размер премиальных .

Надо сказать, что это вариант, мягко говоря, не очень подходит к нашему случаю. Ведь премии выплачиваются за достижение определенных производственных результатов. Повышение МРОТ на федеральном или региональном уровне явно к таковым не относится. Плюс ко всему, если, к примеру, сотрудник не справился со своими служебными обязанностями, не выполнил план, регулярно опаздывал и т.п., то премии его, как правило, лишают. А стало быть, придется вернуться к тому, с чего, собственно, начали - как довести его зарплату до "зарплатного" минимума.

Пример. Оклад Иванова И.И. составляет 6000 руб. Также трудовым договором предусмотрена выплата ему ежемесячной премии за достижение определенных результатов в размере 50 процентов от оклада.
Предположим, что Иванов И.И. полностью отработал июль 2016 г. и выполнил план. Поэтому он получил как оклад, так и премию, что в совокупности составило 9000 руб. То есть зарплата Иванова за июль 2016 г. превышает федеральный МРОТ, установленный с 1 июля 2016 г. в размере 7500 руб.
Допустим, что в августе Иванов И.И. не выполнил план и лишился премии. В этом случае он получит за полностью отработанный месяц "голый" оклад - 6000 руб., что меньше МРОТ. Соответственно, при отсутствии доплаты компания может быть привлечена к ответственности за нарушение норм трудового законодательства;

3) увеличить сумму компенсационных выплат .

На самом деле проще всего в положении об оплате труда закрепить, что в случае, если зарплата работника за полностью отработанный месяц окажется меньше федерального МРОТ или регионального, если таковой выше федерального, то сотруднику производится доплата до указанного минимума. Этот вариант хорош тем, что доплата тогда производится автоматически, без лишней бумажной "бюрократии" (не нужно вносить изменения в трудовые договоры (заключать допсоглашения к трудовым договорам) и издавать приказы).

Также необходимо помнить, что ст. 236 ТК предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику. Представляется, что данная норма в полной мере относится к случаям, когда сотруднику несвоевременно произведена доплата к его зарплате, с тем чтобы ее размер соответствовал МРОТ.

02.06.2016 г. принят Федеральный закон № 164-ФЗ, устанавливающий повышение МРОТ с 1 июля 2016 года. Сколько составит новый МРОТ и на что это повлияет?

Новый МРОТ в 2016 году

Новый МРОТ составит 7 500 рублей, что более чем на 20% выше «минималки», которая действовала до этого. Напомним, что с 01 января 2016 года по 30 июня 2016 года МРОТ был установлен на уровне 6 204 рублей (Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ).

Для чего нужен МРОТ

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

На что повлияет новый МРОТ

Заработная плата работника, который полностью отработал месяц (оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты), не может быть меньше МРОТ (ст. 133 ТК РФ). Соответственно, заработная плата работников, установленная в размере «старого» МРОТ, должна быть с 01.07.2016 повышена до 7 500 рублей. Средний заработок за время отпуска и командировки также не может быть меньше 7 500 рублей за полный календарный месяц.

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются из среднего заработка, который не может быть меньше МРОТ на дату наступления страхового случая. Это означает, что если болезнь, отпуск по беременности и родам или уходу за ребенком начались 01.07.2016 или позднее, то пособие рассчитывается с учетом следующих минимальных значений:

С 1 июля 2016 года для работников, страховой стаж которых не превышает 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам с учетом нового МРОТ не может превышать за полный календарный месяц 7 500 рублей (

В этом году нас ждет уже второе повышение минимального вознаграждения, которые обязаны платить наниматели своим работникам. Размер МРОТ увеличится до 7500 рублей с 1 июля 2016 года, так заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Значение минимальной оплаты труда на 21% будет выше нынешнего показателя.


Последний раз МРОТ был увеличен 1 января 2016 года, согласно указу президента Владимира Путина и на сегодняшний день составляет 6 204 руб.


Несмотря на повышение минимальной оплаты за рабочий труд, показатель так и остается значительно ниже прожиточного минимума в размере 9 452 руб. Чтобы выровнять такую большую разницу и приблизить МРОТ к уровню прожиточного минимума, потребуется 3 года, как заявил министр труда и соцзащиты граждан Максим Топилин.


Средняя заработная плата по регионам России на 2016 год составляет 36 200 руб, согласно данным Росстата. Это на 12 процентов выше, чем в прошлом году.


А что у наших соседей? В Беларуси указом президента А.Лукашенко с 1 января 2016 года минимальная зарплата в переводе на российские рубли установлена в размере 7740.


В Украине минимальная зарплата в 2016 году на уровне 3560 руб. Казахстан обошел Украину по размеру минимального заработка – 4500 руб.


В Европе нет такого понятия как МРОТ, зато государством установлено минимальное вознаграждение, оплачиваемое по . Так, в Великобритании с 1 апреля 2016 года в час работник сможет рассчитывать на эквивалент в 700 руб., а в США минимальная почасовая оплата труда начинается от 540 руб./час (штат Арканзас).

Источники:

  • С 1 июля 2016 года МРОТ вырастет до 7500 рублей

Совет 2: Почему МРОТ в России ниже прожиточного минимума

В апреле 2012 года вновь избранный на пост президента Владимир Путин пообещал, что в 2013 году все-таки догонит величину прожиточного минимума. Однако не так давно выяснилось, что радоваться пока рано.

В Трудовом кодексе Российской Федерации есть статья под номером 133. В ней четко говорится о том, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается федеральным законом на территории всей страны и не может быть ниже прожиточного минимума, сумму которого регулярно пересчитывают. Тем не менее в том же самом законе есть противоречие, которое и является лазейкой - в статье 421 говорится о том, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом. И лазейкой этой государство успешно пользуется - получается, что МРОТ может быть установлен на уровне ниже прожиточного минимума, а Министерство финансов само решит, когда их выровнять.

С января 2013 года МРОТ снова возрастет и составит 5205 р. Но проблема в том, что расходы на социальное развитие почти не повышаются, а значит, бюджет не сможет покрыть существующую разницу между прожиточным минимумом и МРОТ. Новый МРОТ будет составлять всего 76% от прожиточного минимума, что, по идее, является нарушением трудового законодательства Российской Федерации. Впрочем, нарушение это совершается уже много лет.

За последние 12 лет МРОТ вырос в 30 раз, однако до сих пор не достиг той суммы, которая действительно могла бы обеспечить нормальное проживание людей низкооплачиваемых профессий.

Специалисты отмечают, что цифры неутешительны. Более 13% россиян имеет зарплату ниже прожиточного минимума. В Европе существуют стандарты, по которым МРОТ должен составлять не менее 60% от средней заработной платы по стране. Если бы такие стандарты работали в России, МРОТ составил бы около 16000 р. Однако подобные суммы для государства остаются заоблачными.