Главный инспектор госэнергонадзора министерства энергетики. Об осуществлении федерального государственного

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации

(с изменениями на 2 марта 2000 года)

Утратил силу на основании
приказа Минэнерго России от 24 апреля 2014 года N 199
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
;
приказом Минтопэнерго России от 27 июля 1999 года N 247 ;
;
приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 61 .
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации Постановлением от 12 августа 1998 года N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" в целях повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Российской Федерации, в частности:

1. Поручило Министерству топлива и энергетики Российской Федерации завершить в 1998 году формирование единой системы государственного энергетического надзора на базе действующих в топливно - энергетическом комплексе отдельных надзорных организаций и инспекций.

2. Утвердило Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации согласно приложению 1*).
________________
*) Приложение 1 не приводится. Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации , утвержденное , приводится отдельным документом. - Примечание "КОДЕКС".

3. Установило, что управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации финансируются за счет:

средств, включаемых в тарифы на электрическую и тепловую энергию в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 года N 560 "О реорганизации органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст. 2352);

средств, получаемых из других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Разрешило Министерству топлива и энергетики Российской Федерации по согласованию с управлениями государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации централизовывать до 10 процентов средств, получаемых этими управлениями из других источников в соответствии с п. 3 данного Постановления, и использовать эти средства на развитие материально-технической базы, разработку методических, нормативно-технических и информационных материалов по энергосбережению, проведение энергетических обследований и мероприятий по подготовке и повышению квалификации работников государственного энергетического надзора.

5. Внесло ряд изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся сферы деятельности государственного энергетического надзора, а также признало утратившими силу некоторые из них.

Приказом Минтопэнерго России от 8 декабря 1998 года N 400 в структуре центрального аппарата министерства образован Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзор) на базе упраздненного Главного управления государственного энергетического надзора и контроля рационального использования топливно - энергетических ресурсов и передачи части функций упраздненного Департамента координации проектов Федеральной программы энергосбережения и энергетической политики.

В целях формирования единой системы государственного энергетического надзора и установления нормативно - правовой базы ее функционирования приказываю:

1. Руководителям структурных подразделений министерства и отраслевых структур управления топливно - энергетического комплекса принять постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" к руководству и исполнению.

2. Сформировать систему государственного энергетического надзора в Российской Федерации в составе:

Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения (Госэнергонадзора) - структурного подразделения центрального аппарата Министерства топлива и энергетики Российской Федерации по управлению государственным энергетическим надзором;

региональных управлений государственного энергетического надзора - территориальных органов Министерства топлива и энергетики Российской Федерации межрегионального уровня согласно Приложению 2;

управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации - государственных учреждений согласно Приложению 3.

3. Считать существующие органы госнефтеинспекции согласно Приложению 4 и госторфинспекции согласно Приложению 5, действующие на правах юридических лиц, составной частью системы государственного энергетического надзора и сохранить за ними осуществление функций, установленных положениями (уставами) об этих инспекциях и соглашениями, заключенными Минтопэнерго России с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по данным вопросам, включая выдачу заключений от имени соответствующих управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.

4. Установить, что в целях повышения эффективности выполнения основных задач Госэнергонадзор осуществляет методическое руководство и координацию работ действующих в системе Минтопэнерго России следующих организаций:

Государственного предприятия "Правление Российского внебюджетного межотраслевого фонда энергосбережения" Минтопэнерго России;

Федерального государственного учреждения "Российское агентство энергоэффективности" Минтопэнерго России;

Государственного некоммерческого учреждения "Научно технический центр надзора за плотинами и гидросооружениями Минтопэнерго России".

5. Утвердить Положение о Департаменте государственного энергетического надзора и энергоснабжения Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Госэнергонадзоре) согласно Приложению 6.

Примерное положение о региональном управлении государственного энергетического надзора - территориальном органе Министерства топлива и энергетики Российской Федерации межрегионального уровня;

Примерный устав управления государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации - государственного учреждения;

Абзац утратил силу - ;

Абзац утратил силу - приказ Минтопэнерго России от 27 июля 1999 года N 247. .

7. Определить, что порядок отчисления средств на содержание управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации регулируется постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. N 47/2 .

8. Департаменту государственного энергетического надзора и энергосбережения (Варнавскому Б.П.):

8.1. На период разработки соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность единой системы государственного энергетического надзора, применять нормативные правовые акты, действующие в субъектах Российской Федерации, в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.

8.2. В течение 1999 года подготовить проекты соглашений Минтопэнерго России с субъектами Российской Федерации по организации деятельности управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.

8.3. До 15 февраля 1999 года утвердить на основании соответствующих примерных положений и уставов:

Положения о региональных управлениях государственного энергетического надзора;

Уставы управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.

8.4. Установить, что региональные управления государственного энергетического надзора - территориальные органы Министерства топлива и энергетики Российской Федерации межрегионального уровня являются правопреемниками соответствующих региональных управлений государственного энергетического надзора.

8.5. Установить, что управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации являются правопреемниками соответствующих территориальных управлений государственного энергетического надзора.

8.6. До 28 февраля 1999 года заключить трудовые договоры (контракты) с руководителями региональных управлений государственного энергетического надзора и управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.

8.7. До 1 марта 1999 года осуществить в установленном порядке регистрацию региональных управлений государственного энергетического надзора, управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации и открыть специальные счета для организации их постоянного финансирования.

8.8. До 1 марта 1999 года представить в установленном порядке на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации "Порядок оказания учреждениями государственного энергетического надзора отдельных видов услуг".

8.9. До 1 марта 1999 года согласовать с Министерством финансов Российской Федерации "Порядок использования централизованных средств, получаемых управлениями государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации из других источников" в соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года N 938 и открыть специальный счет Министерства топлива и энергетики Российской Федерации для обслуживания указанных средств.

8.10. С 1 апреля 1999 года в установленном порядке перевести персонал управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации на новую систему оплаты труда. Довести до управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации "Рекомендации о едином порядке организации оплаты труда работников управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации (пункт в редакции приказа Минтопэнерго России от 27 июля 1999 года N 247 .

8.11. До 1 июля 1999 года привести действующие нормативные правовые акты и нормативно - технические документы в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года N 938 .

9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Корсуна Ю.Н.

Министр
С.В.Генералов

Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ региональных управлений государственного энергетического надзора - территориальных управлений министерства топлива и энергетики Российской Федерации межрегионального уровня

ПЕРЕЧЕНЬ
региональных управлений государственного
энергетического надзора - территориальных органов*
министерства топлива и энергетики Российской Федерации
межрегионального уровня

________________

* Наименование Перечня в редакции .

1. Региональное управление "ВОСТОКГОСЭНЕРГОНАДЗОР"

2. Региональное управление "СЕВВОСТОКГОСЭНЕРГОНАДЗОР"

3. Региональное управление "СЕВЗАПГОСЭНЕРГОНАДЗОР"

4. Региональное управление "УРАЛГОСЭНЕРГОНАДЗОР"

5. Региональное управление "ЦЕНТРГОСЭНЕРГОНАДЗОР"

6. Региональное управление "ЮЖГОСЭНЕРГОНАДЗОР"
357561, г. Пятигорск, пос. Энергетик, ул. Подстанционная, 1

Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации

Региональное управление "ЦЕНТРГОСЭНЕРГОНАДЗОР"
113025, г. Москва, ул. Осипенко, 13

1. Управление государственного энергетического надзора по Владимирской области - "Владимиргосэнергонадзор" (г. Владимир)

2. Управление государственного энергетического надзора по Ивановской области - "Ивгосэнергонадзор" (г. Иваново)

3. Управление государственного энергетического надзора по Калужской области - "Калугагосэнергонадзор" (г. Калуга)

4. Управление государственного энергетического надзора по Костромской области - "Костромагосэнергонадзор" (г. Кострома)

5. Управление государственного энергетического надзора по Липецкой области - "Липецкгосэнергонадзор" (г. Липецк)

6. Управление государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл - "Маригосэнергонадзор" (г. Йошкар - Ола)

7. Управление государственного энергетического надзора по Республике Мордовия - "Мордовгосэнергонадзор" (г. Саранск)

8. Управление государственного энергетического надзора по городу Москве - "Мосгосэнергонадзор" (г. Москва)

9. Управление государственного энергетического надзора по Московской области - "Мособлгосэнергонадзор" (г. Москва)

10. Управление государственного энергетического надзора по Нижегородской области - "Нижновгосэнергонадзор" (г. Нижний Новгород)

11. Управление государственного энергетического надзора по Орловской области - "Орелгосэнергонадзор" (г. Орел)

12. Управление государственного энергетического надзора по Пензенской области - "Пензагосэнергонадзор" (г. Пенза)

13. Управление государственного энергетического надзора по Рязанской области - "Рязаньгосэнергонадзор" (г. Рязань)

14. Управление государственного энергетического надзора по Самарской области - "Самарагосэнергонадзор" (г. Самара)

15. Управление государственного энергетического надзора по Саратовской области - "Саратовгосэнергонадзор" (г. Саратов)

16. Управление государственного энергетического надзора по Тамбовской области - "Тамбовгосэнергонадзор" (г. Тамбов)

17. Управление государственного энергетического надзора по Тверской области - "Тверьгосэнергонадзор" (г. Тверь)

18. Управление государственного энергетического надзора по Тульской области - "Тулагосэнергонадзор" (г. Тула)

19. Управление государственного энергетического надзора по Ульяновской области - "Ульяновскгосэнергонадзор" (г. Ульяновск)

20. Управление государственного энергетического надзора по Чувашской Республике - "Чувашгосэнергонадзор" (г. Чебоксары)

Региональное управление "СЕВВОСТОКГОСЭНЕРГОНАДЗОР"
680038, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 72

1. Управление государственного энергетического надзора по Амурской области - "Амургосэнергонадзор" (г. Благовещенск)

2. Управление государственного энергетического надзора по Приморскому краю - "Приморгосэнергонадзор" (г. Владивосток)

3. Управление государственного энергетического надзора по Камчатской области и Корякскому автономному округу "Камчатскгосэнергонадзор" (г. Петропавловск - Камчатский)

4. Управление государственного энергетического надзора по Магаданской области - "Магадангосэнергонадзор" (г. Магадан)

5. Управление государственного энергетического надзора по Сахалинской области - "Сахалингосэнергонадзор" (г. Южно - Сахалинск)

6. Управление государственного энергетического надзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области "Хабаровскгосэнергонадзор" (г. Хабаровск)

7. Управление государственного энергетического надзора по Чукотскому автономному округу Магаданской области "Чукотгосэнергонадзор" (г. Анадырь)

8. Управление государственного энергетического надзора по Республике Саха (Якутия) - "Якутгосэнергонадзор" (г. Якутск)

Региональное управление "СЕВЗАПГОСЭНЕРГОНАДЗОР"
191041, г. Санкт - Петербург, Марсово поле, 1

1. Управление государственного энергетического надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу "Архгосэнергонадзор" (г. Архангельск)

2. Управление государственного энергетического надзора по Брянской области - "Брянскгосэнергонадзор" (г. Брянск)

3. Управление государственного энергетического надзора по Вологодской области - "Вологдагосэнергонадзор" (г. Вологда)

4. Управление государственного энергетического надзора по Республике Карелия - "Карелгосэнергонадзор" (г. Петрозаводск)

5. Управление государственного энергетического надзора по Мурманской области - "Мурманскгосэнергонадзор" (п. Мурмаши Мурманской области)

6. Управление государственного энергетического надзора по городу Санкт-Петербургу "Петербурггосэнергонадзор" (г.Санкт-Петербург) (пункт в редакции приказа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 61

7. Управление государственного энергетического надзора по Новгородской области - "Новгородгосэнергонадзор" (г. Новгород)

8. Управление государственного энергетического надзора по Псковской области - "Псковгосэнергонадзор" (г. Псков)

9. Управление государственного энергетического надзора по Смоленской области - "Смоленскгосэнергонадзор" (г. Смоленск)

10. Управление государственного энергетического надзора по Калининградской области - "Янтарьгосэнергонадзор" (г. Калининград)

11. Управление государственного энергетического надзора по Ярославской области - "Яргосэнергонадзор" (г. Ярославль).

12. Управление государственного энергетического надзора по Ленинградской области "Леноблгосэнергонадзор" (г.Санкт-Петербург) (пункт дополнительно включен .

13. Управление государственного энергетического надзора по Республике Коми "Комигосэнергонадзор" (г.Сыктывкар) (пункт дополнительно включен приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 61) .

Региональное управление "УРАЛГОСЭНЕРГОНАДЗОР"
620151, г. Екатеринбург, ул. Толмачева, 6

1. Управление государственного энергетического надзора по Республике Башкортостан - "Башкиргосэнергонадзор" (г. Уфа)

2. Управление государственного энергетического надзора по Кировской области - "Кировгосэнергонадзор" (г. Киров)

3. Пункт утратил силу - приказ Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 61 ..

4. Управление государственного энергетического надзора по Курганской области - "Кургангосэнергонадзор" (г. Курган)

5. Управление государственного энергетического надзора по Оренбургской области - "Оренбурггосэнергонадзор" (г. Оренбург)

6. Управление государственного энергетического надзора по Пермской области и Коми - Пермяцкому автономному округу "Пермгосэнергонадзор" (г. Пермь)

7. Управление государственного энергетического надзора по Свердловской области - "Свердловгосэнергонадзор" (г. Екатеринбург)

8. Управление государственного энергетического надзора по Республике Татарстан - "Татгосэнергонадзор" (г. Казань)

9. Управление государственного энергетического надзора по Тюменской области, Ханты - Мансийскому и Ямало - Ненецкому автономным округам - "Тюменьгосэнергонадзор" (г. Сургут)

10. Управление государственного энергетического надзора по Удмуртской Республике - "Удмуртгосэнергонадзор" (г. Ижевск)

11. Управление государственного энергетического надзора по Челябинской области - "Челябгосэнергонадзор" (г. Челябинск)

Региональное управление "ВОСТОКГОСЭНЕРГОНАДЗОР"
650620, г. Кемерово, ГСП-2, ул. Кузбасская, 29

1. Управление государственного энергетического надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай - "Алтайгосэнергонадзор" (г. Барнаул)

2. Управление государственного энергетического надзора по Республике Бурятия - "Бурятгосэнергонадзор" (г. Улан - Уде)

3. Управление государственного энергетического надзора по Иркутской области и Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу - "Иркутскгосэнергонадзор" (г. Иркутск)

4. Управление государственного энергетического надзора по Красноярскому краю и Республике Тыва, Таймырскому и Эвенкийскому автономным округам - "Красноярскгосэнергонадзор" (г. Красноярск)

5. Управление государственного энергетического надзора по Кемеровской области - "Кузбассгосэнергонадзор" (г. Кемерово)

6. Управление государственного энергетического надзора по Новосибирской области - "Новосибирскгосэнергонадзор" (г. Новосибирск)

7. Управление государственного энергетического надзора по Омской области - "Омскгосэнергонадзор" (г. Омск)

8. Управление государственного энергетического надзора по Томской области - "Томскгосэнергонадзор" (г. Томск)

9. Управление государственного энергетического надзора по Республике Хакасия - "Хакасгосэнергонадзор" (г. Абакан)

10. Управление государственного энергетического надзора по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу "Читагосэнергонадзор" (г. Чита)

Региональное управление "ЮЖГОСЭНЕРГОНАДЗОР"
357561, г. Пятигорск, пос. Энергетик,
ул. Подстанционная, 1

1. Управление государственного энергетического надзора по Астраханской области - "Астраханьгосэнергонадзор" (г. Астрахань)

2. Управление государственного энергетического надзора по Белгородской области - "Белгородгосэнергонадзор" (г. Белгород)

3. Управление государственного энергетического надзора по Волгоградской области - "Волгоградгосэнергонадзор" (г. Волгоград)

4. Управление государственного энергетического надзора по Воронежской области - "Воронежгосэнергонадзор" (г. Воронеж)

5. Управление государственного энергетического надзора по Чеченской Республике - "Грозгосэнергонадзор" (г. Грозный)

6. Управление государственного энергетического надзора по Республике Дагестан - "Даггосэнергонадзор" (г. Махачкала)

7. Управление государственного энергетического надзора по Кабардино - Балкарской Республике - "Каббалкгосэнергонадзор" (г. Нальчик)

8. Управление государственного энергетического надзора по Республике Калмыкия - "Калмгосэнергонадзор" (г. Элиста)

9. Управление государственного энергетического надзора по Карачаево - Черкесской Республике - "Карачаево Черкесскгосэнергонадзор" (г. Черкесск)

10. Управление государственного энергетического надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея - "Кубаньгосэнергонадзор" (г. Краснодар)

11. Управление государственного энергетического надзора по Курской области - "Курскгосэнергонадзор" (г. Курск)

12. Управление государственного энергетического надзора по Ростовской области - "Ростовгосэнергонадзор" (г. Ростов - на - Дону)

13. Управление государственного энергетического надзора по Республике Северная Осетия - "Севкавказгосэнергонадзор" (г. Владикавказ)

14. Управление государственного энергетического надзора по Ставропольскому краю - "Ставропольгосэнергонадзор" (г. Пятигорск)

Примечание. Деятельность управлений государственного энергетического надзора, названия которых выделены жирным шрифтом, распространяется на несколько субъектов Российской Федерации.

Приложение 4. ПЕРЕЧЕНЬ региональных нефтеинспекций субъектов Российской Федерации

1. Государственная нефтяная инспекция по надзору за рациональным использованием нефтепродуктов в Республике Адыгея (г. Майкоп)

2. Республиканская государственная нефтеинспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов в Республике Бурятия (г. Улан - Удэ)

3. Государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов Российской Федерации по Республике Дагестан (г. Махачкала)

4. Региональная государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов Республики Калмыкия (г. Элиста)

5. Государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов Карачаево - Черкесской Республики (г. Черкесск)

6. Государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов Республики Коми (г. Сыктывкар)

7. Государственное учреждение "Государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Республики Марий Эл" (г. Йошкар - Ола)

8. Республиканская государственная нефтеинспекция при Правительстве Республики Саха (Якутия) (г. Якутск)

9. Северо - Осетинская государственная инспекция по контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов Российской Федерации (г. Владикавказ)

10. Республиканская инспекция по надзору за рациональным использованием нефтепродуктов при Министерстве промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики (г. Чебоксары)

11. Нефтяная инспекция лицензионной палаты администрации Краснодарского края (г. Краснодар)

12. Государственное учреждение "Региональная государственная инспекция по надзору за эффективным использованием нефти и нефтепродуктов по Красноярскому краю" (г. Красноярск)

13. Государственное учреждение "Краевая государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов в Приморском крае" (г. Владивосток)

14. Государственное учреждение "Ставропольская государственная инспекция по контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов" (г. Ставрополь)

15. Государственная инспекция по контролю за рациональным использованием нефти и продуктов ее переработки на территории Хабаровского края (г. Хабаровск)

16. Государственное учреждение "Государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов в Амурской области" (г. Благовещенск)

17. Государственное учреждение "Региональная государственная инспекция по контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Архангельской области" (г. Архангельск)

18. Астраханская областная государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов Российской Федерации (г. Астрахань)

19. Региональная государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Брянской области (г. Брянск)

20. Государственное учреждение "Региональная государственная инспекция по контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Владимирской области" (г. Владимир)

21. Государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов Ивановской области (г. Иваново)

22. Региональная государственная нефтеинспекция Иркутской области (г. Иркутск)

23. Госнефтеинспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов в Калининградской области (г. Калининград)

24. Государственное учреждение "Камчатская региональная государственная инспекция по контролю за рациональным использованием нефтепродуктов" (г. Петропавловск - Камчатский)

25. Костромская областная государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов Российской Федерации (г. Кострома)

26. Курская областная государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов Российской Федерации (г. Курск)

27. Государственное учреждение "Мурманская региональная государственная инспекция по контролю за рациональным использованием нефти, нефтяного сырья и нефтепродуктов" (г. Мурманск)

28. Государственное учреждение "Региональная государственная нефтеинспекция по Омской области" (г. Омск)

29. Государственное учреждение "Государственная инспекция Оренбургской области" (г. Оренбург)

30. Пункт утратил силу - См. предыдущую редакцию .

31. Региональная государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов в Ростовской области (г. Ростов - на - Дону)

32. Государственная инспекция по надзору за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов по Саратовской области (г. Саратов)

33. Государственная нефтеинспекция по Свердловской области (г. Екатеринбург)

34. Пункт утратил силу - приказ Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12 июля 1999 года N 228. - См. предыдущую редакцию .

35. Государственное учреждение "Государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Тульской области" (г. Тула)

36. Региональная государственная инспекция по контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов по Тюменской области (г. Тюмень)

37. Государственная нефтеинспекция по Челябинской области (г. Челябинск)

38. Государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Ярославской области (г. Ярославль)

39. Государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов Еврейской автономной области (г. Биробиджан)

40. Окружная государственная нефтяная инспекция Ханты Мансийского автономного округа (г. Ханты - Мансийск)

41. Государственная инспекция по контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов по Ямало - Ненецкому автономному округу (г.Салехард)

42. Государственное учреждение "Государственная инспекция Республики Ингушетия по контролю за региональным использованием нефти и нефтепродуктов" - Госнефтеинспекция Республики Ингушетия (г.Магас) (пункт дополнительно включен приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12 июля 1999 года N 228).

43. Государственное учреждение "Региональная государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Смоленской области" (г.Смоленск) (пункт дополнительно включен приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12 июля 1999 года N 228).

44. Государственное учреждение "Региональная госнефтеинспекция Госэнергонадзора по Читинской области" (г.Чита) (пункт дополнительно включен приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12 июля 1999 года N 228).

45. Государственное учреждение "Региональная государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов на территории Орловской области" (г.Орел) (пункт дополнительно включен приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 42).

46. Государственное учреждение "Региональная государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов по Воронежской области" (г.Воронеж) (пункт дополнительно включен приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 42).

47. Государственное учреждение "Государственная инспекция по надзору и контролю за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов по Московской области" (г.Москва) (пункт дополнительно включен приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 42).

Приложение 5. ПЕРЕЧЕНЬ региональных инспекций по качеству торфа системы государственного контроля за качеством торфа субъектов Российской Федерации

1. Брянская областная инспекция по качеству торфа (г. Белые Берега)

2. Нижегородская областная инспекция по качеству топлива и торфа "Инстоп" (г. Балахна-3)

3. Кировская областная инспекция по качеству торфа (г. Киров)

4. Ореховская районная инспекция по качеству торфа (г. Орехово-Зуево Московской обл.)

5. Северо - Западная региональная инспекция по качеству торфа и топлива СЭР "Инсторф" (г. С.-Петербург)

6. Свердловская областная инспекция по качеству торфа (г. Екатеринбург)

7. Шатурская районная инспекция по качеству торфа (г. Шатура Московской обл.)

8. Ярославская областная инспекция по качеству торфа (г. Ярославль)

Приложение 6. ПОЛОЖЕНИЕ о департаменте государственного энергетического надзора и энергосбережения министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Госэнергонадзоре)

1. Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения Министерства топлива и энергетики Российской Федерации (Госэнергонадзор) является структурным подразделением министерства, осуществляющим управление государственным энергетическим надзором и энергосбережением в Российской Федерации.

В систему государственного энергетического надзора и энергосбережения входят:

Департамент государственного энергетического надзора и энергосбережения центрального аппарата Министерства топлива и энергетики Российской Федерации;

региональные управления государственного энергетического надзора - территориальные органы Министерства топлива и энергетики Российской Федерации межрегионального уровня;

управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации - государственные учреждения.

Должностные лица, осуществляющие государственный энергетический надзор в Российской Федерации, имеют удостоверения единого образца.

2. В своей деятельности Госэнергонадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" , Положением о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации; Положением о порядке осуществления государственного контроля за рациональным использованием нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации, утвержденным Минтопэнерго России 19 июля 1995 года и зарегистрированным Минюстом России 11 сентября 1995 года (рег. номер 945); Положением о порядке осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации, утвержденным Минтопэнерго России 12 февраля 1996 года и зарегистрированным Минюстом России 1 марта 1996 года (рег. номер 1042); приказами и распоряжениями министерства и настоящим Положением.

3. Госэнергонадзор осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями министерства, с федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации, предприятиями, организациями и их объединениями независимо от формы собственности.

Непосредственное руководство деятельностью Госэнергонадзора осуществляет заместитель Министра топлива и энергетики Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей между заместителями Министра.

4. Основными задачами Госэнергонадзора являются:

4.1. Осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и тепловых установок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций.

4.2. Управление рациональным и эффективным использованием электрической и тепловой энергии, нефти, газа, угля, торфа, горючих сланцев и продуктов их переработки (далее именуются топливно энергетические ресурсы) в организациях независимо от формы собственности.

4.3. Управление работой региональных управлений государственного энергетического надзора - территориальных органов Министерства топлива и энергетики Российской Федерации межрегионального уровня и управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации государственных учреждений, организация и координация работ госнефтеинспекций и госторфинспекций субъектов Российской Федерации.

5. Госэнергонадзор в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

5.1. Осуществляет надзор непосредственно через региональные управления государственного энергетического надзора, управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации и государственные нефтеинспекции субъектов Российской Федерации за:

5.1.1. Проведением организациями мероприятий по сбережению топливно - энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции (работ, услуг) на стадиях добычи (производства), переработки, хранения, транспортировки и реализации, разработки, проектирования, изготовления, наладки и эксплуатации энерго- и топливопотребляющего, а также теплоутилизирующего оборудования.

5.1.2. Обеспечением организациями безопасности основных сооружений гидравлических и тепловых электростанций, а также гидротехнических сооружений, находящихся в ведении, собственности или эксплуатации организаций топливно - энергетического комплекса.

5.1.3. Соблюдением организациями правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических, тепловых установок и техники безопасности при их эксплуатации, а также правил пользования электрической и тепловой энергией и газом.

5.1.4. Организацией учета производства и потребления топливно энергетических ресурсов.

5.1.5. Проведение организациями балансовых энергетических испытаний действующих, вводимых в действие, реконструируемых и модернизируемых энергоемких установок и оборудования.

5.1.6. Эффективностью использования средств федерального бюджета, направляемых на цели энергосбережения.

5.1.7. Соблюдением организациями государственного стандарта качества электрической энергии и компенсации реактивной энергии (мощности).

5.2. Организует:

5.2.1. Разработку Правил энергоснабжения, Правил пользования газом, Правил устройства электроустановок, правил эксплуатации электрических и тепловых установок и техники безопасности при их эксплуатации для потребителей электрической и тепловой энергии и энергоснабжающих организаций, правил учета электрической, тепловой энергии и других топливно - энергетических ресурсов (ТЭР), а также других нормативно - технических документов по поднадзорным направлениям деятельности.

5.2.2. Издание нормативно - технической документации, осуществление научно - технической и информационной деятельности.

5.2.3. Участие в сертификации электрической энергии, электрических установок, приборов и систем учета и других поднадзорных ему работ и услуг.

5.2.4. Проведение обязательных энергетических и энергоэкономических обследований организаций независимо от формы собственности в части эффективного использования топливно энергетических ресурсов, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более 6 тыс. тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива, а также организаций с годовым потреблением менее 6 тыс. тонн условного топлива по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5.2.5. Подготовку предложений для включения в государственные, межотраслевые и отраслевые программы (планы) работ по разработке и пересмотру нормативно - технических документов и стандартов в пределах своей компетенции.

5.2.6. Координацию работ научно - исследовательских, проектных институтов; проектно - конструкторских организаций по разработке нормативно - технической документации, стандартизации и сертификации в пределах своей компетенции.

5.2.7. Разработку новых, пересмотр действующих нормативов, согласование и подготовку к утверждению руководством министерства нормативно - технической документации и стандартов в пределах своей компетенции.

5.2.8. Рассмотрение и согласование проектов государственных стандартов по электробезопасности и энергоэффективности, государственных стандартов и технических условий на электрическое и тепловое оборудование, приборы учета ТЭР, а также подготовку предложений о разработке новых стандартов и пересмотре устаревших действующих стандартов на указанное оборудование.

5.2.9. Координацию работ по выполнению Федеральной целевой программы "Энергосбережение России" и подпрограммы "Энергообеспечение районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а также мест проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока за счет использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива на 1997 - 2000 годы" ("Энергообеспечение северных территорий") Федеральной целевой программы "Топливо и энергия", Отраслевой программы "Безопасность энергетических сооружений".

5.2.10. Работу по установлению годовых лимитов потребления ТЭР организациями, финансируемыми из федерального бюджета или получающими энергию по льготным тарифам; по контролю за их соблюдением и совершенствованию нормативной базы лимитирования.

5.2.11. Проведение совещаний, семинаров и других научно практических мероприятий, а также тематических выставок, смотров, конкурсов.

5.2.12. Рассмотрение предложений, заявлений, жалоб граждан в пределах своей компетенции.

5.2.13. Подготовку предложений по научно - техническому и экономическому сотрудничеству с зарубежными странами по вопросам, входящим в компетенцию органов государственного энергетического надзора, включая предложения по командированию специалистов министерства за границу.

5.2.14. Подготовку предложений и осуществление мер, направленных на улучшение деятельности органов государственного энергетического надзора.

5.2.15. Подготовку заключений по проектам постановлений, приказов, инструкций и иных нормативных документов по вопросам государственного энергетического надзора.

5.2.16. Проведение работы по подбору, расстановке, воспитанию и повышению квалификации кадров системы государственного энергетического надзора и управления энергосбережением.

5.2.17. Взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации в целях согласования и учета интересов отраслей топливно-энергетического комплекса и регионов.

5.2.18. Участие региональных управлений государственного энергетического надзора и управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации, государственных нефтеинспекций субъектов Российской Федерации в лицензировании работ в области энергетики и использования нефтепродуктов в пределах полномочий, предоставляемых Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.

5.3. Выдает:

5.3.1. Свидетельства о взрывобезопасности электрооборудования на стадии серийного производства (кроме электрического оборудования для горнодобывающих предприятий).

5.3.2. Лицензии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на проведение отдельных видов деятельности в энергетике и заключения на право лицензионной деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций (пункт в редакции приказа Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12 июля 1999 года N 228 - См. предыдущую редакцию).

5.3.3. Сертификаты на электроустановки вновь вводимых и реконструируемых зданий на основании испытаний, проведенных аккредитованными лабораториями по сертификации, а также сертификаты по качеству электрической энергии.

5.3.4. Разрешения на применение электрической энергии для электротермических процессов в промышленности, сельском хозяйстве и коммунально - бытовом секторе.

5.3.5. Разрешения на эксплуатацию (ввод в эксплуатацию) гидротехнических сооружений, находящихся в ведении, собственности или эксплуатации организаций топливно - энергетического комплекса.

5.3.6. Разрешения на командирование в Москву работникам отрасли, вызываемым по инициативе Госэнергонадзора.

6. Госэнергонадзор для осуществления своих задач и основных функций имеет право:

6.1. Разрабатывать и представлять для утверждения в установленном порядке нормативно - методические документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

6.2. Запрашивать и получать в установленном порядке документы, справочные и информационные материалы от структурных подразделений министерства, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств, предприятий и организаций и их объединений независимо от формы собственности, необходимые для выполнения возложенных на Госэнергонадзор задач.

6.3. В необходимых случаях, при решении вопросов, связанных с поручением руководства министерства, привлекать в установленном порядке к совместной работе сотрудников других подразделений.

6.4. По согласованию с управлениями государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации централизовывать до 10 процентов средств, получаемых этими управлениями из других источников в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938 "О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" , использовать эти средства на развитие материально технической базы, разработку методических, нормативно - технических и информационных материалов по энергосбережению, проведение энергетических обследований и мероприятий по подготовке и повышению квалификации работников государственного энергетического надзора.

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации утверждает по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации порядок использования указанных средств.

6.5. Аннулировать выданные свидетельства, разрешения и сертификаты или приостанавливать их действие, а также приостанавливать действие выданных лицензий.

6.6. Рассматривать технико - экономические обоснования, выдавать разрешения на использование электрической энергии для термических целей в народном хозяйстве, утверждать нормативно технические документы по использованию электрической энергии для термических процессов.

6.7. Аккредитовывать совместно с Госстандартом России органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), осуществляющие сертификационные испытания по качеству электрической энергии электроустановок, взрывозащищенного электрооборудования, приборов, услуг, поднадзорные Госэнергонадзору.

6.8. Определять необходимость разработки и согласовывать министерствам и ведомствам специальные правила по безопасной эксплуатации электрических и тепловых установок.

6.9. Согласовывать и при необходимости представлять руководству министерства на утверждение нормативно - техническую документацию и стандарты в пределах своей компетенции.

6.10. Готовить предложения по перечню важнейших разработок нормативно - технических документов, стандартов и проектов, подлежащих финансированию из бюджетных и внебюджетных фондов министерства.

6.11. Осуществлять функции заказчика научно - технических работ по направлениям: безопасность энергетических сооружений, малая и нетрадиционная энергетика, энергосбережение.

6.12. Самостоятельно вести переписку с организациями министерства, другими организациями и ведомствами по вопросам, входящим в его компетенцию.

7. Главный государственный инспектор по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместители, старшие государственные инспектора и государственные инспектора имеют право:

7.1. Давать обязательные для всех организаций предписания об устранении нарушений правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических и тепловых установок, техники безопасности при их эксплуатации, пользования электрической и тепловой энергией и газом, а также других нарушений в пределах своей компетенции.

7.2. Требовать от руководителей организаций немедленного отключения электрических и тепловых установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять иную опасность для человека.

7.3. Осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим электрические и тепловые установки, правил технической эксплуатации этих установок и техники безопасности при их эксплуатации.

7.4. Давать обязательные для руководителей организаций указания об отстранении от работы на электрических и тепловых установках лиц, не прошедших проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации установок или нарушающих эти правила.

7.5. Принимать в установленном порядке участие в расследовании обстоятельств и причин аварий, инцидентов и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией электрических и тепловых установок.

7.6. Давать организациям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно энергетических ресурсов.

7.7. Проводить экспертизу проектов новых и реконструируемых электрических, тепловых и топливоиспользующих установок, приборов и систем учета ТЭР на соответствие действующим правилам техники безопасности при эксплуатации этих установок и требованиям рационального использования энергии и давать соответствующим должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений.

7.8. Осуществлять допуск в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых установок.

7.9. Согласовывать технические условия по эффективности использования газа на вновь изготавливаемое газоиспользующее и теплоутилизирующее оборудование, газогорелочные устройства и выдавать технические условия на проекты их установки.

7.10. Осуществлять регистрацию организаций, производящих пускои режимно - наладочные работы на газоиспользующем оборудовании.

7.11. Контролировать качество и своевременность проведения наладочных работ на газоиспользующем оборудовании, связанных с эффективностью использования газа.

7.12. Выдавать разрешения на пуск газа на топливноиспользующие установки после окончания их строительства, реконструкции, технического перевооружения и перевода на газ для проведения пусконаладочных работ и режимно - наладочных испытаний.

7.13. Беспрепятственно входить в любое время суток в помещения электрических, тепловых и топливноиспользующих установок организаций независимо от формы собственности по предъявлении служебного удостоверения.

Указанные в пункте 7 права предоставляются должностным лицам государственного энергетического надзора в пределах, определяемых главным государственным инспектором по энергетическому надзору Российской Федерации.

8. Действия должностных лиц, осуществляющих государственный энергетический надзор в Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке.

Подача жалобы не приостанавливает выполнения обжалуемого решения.

9. Госэнергонадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром.

Руководитель Госэнергонадзора является по должности главным государственным инспектором по энергетическому надзору Российской Федерации.

Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госэнергонадзор задач и осуществление им своих функций.

10. Руководитель Госэнергонадзора:

10.1. Руководит деятельностью Госэнергонадзора.

10.2. Распределяет обязанности между своими заместителями и сотрудниками подразделения.

10.3. Представляет предложения по вопросам структуры и штатного расписания Госэнергонадзора, подбора и расстановки кадрового состава.

10.4. Утверждает должностные инструкции сотрудников Департамента.

10.5. Представляет предложения о назначении и освобождении от должности сотрудников Госэнергонадзора.

10.6. Представляет предложения о поощрении сотрудников Госэнергонадзора и привлечении их к дисциплинарной ответственности.

10.7. Издает в пределах своей компетенции распоряжения организационно - распорядительного характера, обязательные для исполнения сотрудниками Госэнергонадзора.

10.8. Без доверенности представляет министерство в органах исполнительной власти и организациях по вопросам, входящим в компетенцию Госэнергонадзора.

11. Руководитель Госэнергонадзора для организации работы системы государственного энергетического надзора имеет право:

11.1. Утверждать от имени Министерства топлива и энергетики Российской Федерации положения о региональных управлениях государственного энергетического надзора, уставы управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации, сметы расходов и их штатные расписания.

11.2. Издавать приказы по вопросам организации работы системы Госэнергонадзора, региональных управлений государственного энергетического надзора и управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.

11.3. Назначать на должность и освобождать от должности руководителей региональных управлений государственного энергетического надзора, управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации и их заместителей.

11.4. Заключать трудовые договоры (контракты) с руководителями региональных управлений государственного энергетического надзора и начальниками управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации.

11.5. Распоряжаться в установленном порядке средствами, находящимися на счетах Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, формируемых в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938 .

11.6. Подписывать лично и делегировать право подписи руководителям региональных управлений государственного энергетического надзора и начальникам управлений государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации:

Лицензии юридическим и физическим лицам на проведение отдельных видов деятельности в энергетике;

Сертификаты на качество электрической энергии и на электроустановки вновь вводимых и реконструируемых зданий;

Другие разрешительные документы в пределах компетенции Госэнергонадзора;

11.7. Предоставлять права должностным лицам, осуществляющим государственный энергетический надзор, в пределах, определяемых "Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации" , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 г. N 938 .

12. Руководитель Госэнергонадзора имеет заместителей.

Заместители руководителя Госэнергонадзора в соответствии с распределением обязанностей обеспечивают выполнение задач, возложенных на Госэнергонадзор настоящим Положением, руководят порученными им участками работы, координируют деятельность отделов и служб Госэнергонадзора, выполняют другие функции, делегированные им руководителем Госэнергонадзора.

В период отсутствия руководителя Госэнергонадзора (отпуск, командировка, болезнь) один из заместителей руководит деятельностью Госэнергонадзора, обеспечивает выполнение задач, возложенных на Госэнергонадзор, несет ответственность за деятельность Госэнергонадзора в этот период.

Заместители руководителя Госэнергонадзора являются по должности заместителями главного государственного инспектора по энергетическому надзору Российской Федерации.

Начальники отделов и главные специалисты Госэнергонадзора, осуществляющие энергетический надзор, являются старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Другие работники, осуществляющие энергетический надзор, являются государственными инспекторами по энергетическому надзору.

13. Госэнергонадзор имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, круглую печать, угловой штамп с указанием своего наименования, бланки установленного образца.

14. Структура и численность Госэнергонадзора определяются штатным расписанием министерства.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"

14. Проведение плановых проверок субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от присвоенной их деятельности определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

Плановые проверки субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, не проводятся.

15. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является истечение в году проведения проверки периода, указанного в пункте 14 настоящего Положения, начиная со дня:

а) получения разрешения на ввод в эксплуатацию объектов электроэнергетики и объектов теплоснабжения теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;

б) присвоения в установленном порядке деятельности субъекта электроэнергетики, теплоснабжающей организации, теплосетевой организации и потребителя электрической энергии определенной категории риска;

в) окончания проведения последней плановой проверки.

16. Отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется:

по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя) - для категорий высокого, значительного и среднего риска;

по решению руководителей территориальных органов органа государственного надзора по месту нахождения объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии, - для категорий умеренного и низкого риска.

При наличии объектов электроэнергетики, объектов теплоснабжения и энергопринимающих установок, используемых (эксплуатируемых) субъектами электроэнергетики, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и потребителями электрической энергии на территории 2 и более субъектов Российской Федерации, отнесение деятельности субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется по решению руководителя органа государственного надзора (его заместителя).

Действия (бездействие) должностных лиц решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента, обжалуются в досудебном (внесудебном) порядке.

Предмет досудебного (внесудебного) обжалования

86. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц, решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании Регламента.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, при которых ответ на жалобу не дается

Gри получении письменного обращения (жалобы), в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае, если в письменном обращении (жалобе) не указана фамилия заявителя, направившего обращение (жалобу), или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение (жалобу) не дается.

В случае, если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается заявителю, направившему обращение (жалобу), с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

В случае, если в обращении (жалобе) заявителя содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями (жалобами), и при этом в обращении (жалобе) не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения (жалобы) и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение (жалоба) и ранее направляемые обращения (жалобы) направлялись в один и тот же государственный орган. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение (жалобу).

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить обращение в Ростехнадзор или в его территориальный орган.

Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является подача заявителем жалобы.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме. Жалобы на решения, принятые руководителем, рассматриваются непосредственно руководителем.

Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"/

Жалоба должна содержать:

а) наименование должностного лица, либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

в) сведения об обжалуемых решениях и действиях, его должностного лица либо федерального государственного служащего;

г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием органа, его должностного лица либо федерального государственного служащего.

Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы

При рассмотрении обращения (жалобы) заявители имеют право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пунктах 87-92 Регламента, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.

Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба в досудебном (внесудебном) порядке

В порядке досудебного обжалования заявитель вправе обратиться для обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществленных (принятых) в ходе исполнения государственной функции, письменно почтовым или факсимильным отправлением, а также в устной форме при личном приеме.

Действия должностных лиц и руководителя, принятые в рамках исполнения государственной функции в соответствии с Регламентом, могут быть обжалованы руководителю.

Сроки рассмотрения жалобы

Письменное обращение (жалоба) рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы.

В исключительных случаях руководитель органа, в который поступило обращение, вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока рассмотрения заявителя.

Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре обжалования

По результатам рассмотрения жалобы на действие (бездействие) должностных лиц, осуществляющих предусмотренную настоящим Регламентом государственную функцию:

признает правомерными действия указанных лиц и отказывает в удовлетворении жалобы;

признает действия (бездействие) указанных лиц неправомерными и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений в ходе осуществления административных процедур, предусмотренных настоящим Административным регламентом.

Результат досудебного обжалования сообщается заинтересованному лицу в виде ответа, подписанного руководителем или его заместителем, руководителем территориального органа или его заместителем, или уполномоченным должностным лицом.

Ответ на обращение (жалобу) направляется по почтовому и (или) электронному адресу, указанному в обращении.

// Электрика. – 2007. – № 2.– С.3-6.

Государственный энергетический надзор в современных условиях

В. И. Поливанов

Управление Государственного энергетического надзора

Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Вопросам энергетики со стороны государственных органов всегда уделялось и уделяется огромное внимание. Работа над Энергетической стратегией России показывает первостепенную важность определения пути развития отрасли в условиях ограничений, накладываемых использованием углеводородного сырья. Не случайно и на саммите большой восьмёрки одним из трёх основных вопросов был вопрос обеспечения энергетической безопасности, которая должна пониматься максимально широко, но, в нем, без сомнения, имеются и задачи, стоящие перед энергетическим надзором Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 функции по контролю и надзору упразднённого Министерства энергетики РФ были переданы в Федеральный горный и промышленный надзор России. В результате проведения административной реформы в том же году создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор ), одним из подразделений которого стало Управление по надзору в электроэнергетике.

В настоящее время Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возглавляет К. Б. Пуликовский . Структура службы включает 15 управлений (см. 2 стор . обложки), в том числе Управление государственного энергетического надзора (организовано в апреле 2006 г.), в составе которого имеются отделы: по надзору за электрическими сетями и электроустановками потребителей; по надзору за электрическими станциями, тепловыми установками и сетями; по надзору за гидросооружениями; котлонадзора.

Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением:

· требований безопасности в энергетике, в том числе надзор за техническим состоянием и безопасным обслуживанием оборудования и основных сооружений электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, электрических и тепловых установок потребителей, при вводе в эксплуатацию энергетических объектов, за системой оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

· норм и правил безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики собственниками и эксплуатирующими организациями (за исключением гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);

· правил устройства электрических установок, технической эксплуатации электрических станций и тепловых энергоустановок, электроустановок потребителей, электрических и тепловых сетей и требований безопасности при их эксплуатации, правил охраны электрических сетей, правил устройства и безопасной эксплуатации оборудования, работающего под давлением (паровых котлов, трубопроводов пара и сосудов, работающих под давлением более 0,07 МПа, водогрейных котлов и трубопроводов горячей воды с температурой нагрева более 115 ºС);

· требований безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, на которых имеется оборудование, работающее под давлением, а также при изготовлении, монтаже, наладке, ремонте, реконструкции, техническом диагностировании (освидетельствовании) и эксплуатации такого оборудования.

Ростехнадзор (через Управление государственного энергетического надзора и территориальные органы) осуществляет надзор более чем за 3 миллионами объектов, в числе которых: 705 электростанций и блок-станций ; 26 тыс. малых (технологических) электростанций; около 1500 гидротехнических сооружений предприятий энергетики и промышленности; 800 тыс. потребителей тепловой энергии; 2 млн потребителей электрической энергии; 300 тыс. единиц оборудования, работающего под давлением на 32,5 тыс. предприятий; о коло 400 организаций-изготовителей такого оборудования и свыше 1000 организаций, осуществляющих его монтаж и наладку.

В нынешних экономических условиях, когда преобладает частная собственность, государственные надзорные структуры и экспертные организации должны обеспечить понимание собственниками необходимости проведения работ по обеспечению безопасности. Подобная проблема стоит и перед надзором в электроэнергетике. К. Б. Пуликовский на VII Всероссийском форуме по организации систем оценки соответствия отметил: «Для собственников на первом месте стоит экономическая эффективность, а перед Ростехнадзором – энергобезопасность . Задача – найти разумный баланс, чтобы собственник, думая об извлечении прибыли, не забывал об энергобезопасности».

К сожалению, общая государственная политика по сокращению числа лицензируемых видов деятельности привела к тому, что перестали лицензироваться: деятельность по эксплуатации электрических и тепловых сетей; проектирование и строительство опасных производственных объектов; изготовление, ремонт и монтаж оборудования для этих объектов. Как следствие, исключен контроль за предаттестационной подготовкой руководителей и специалистов. В результате снизилось качество проектных, строительных и монтажных работ, упал уровень подготовки персонала.

Задача, поставленная Правительством РФ перед Ростехнадзором – наладить контроль за организацией подготовки персонала во всех отраслях, и Управление должно возглавить эту работу по направлению госэнергонадзора . Мы организуем проведение аттестации и проверки знаний руководителей и специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области энергетики, промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением, безопасности гидротехнических сооружений объектов промышленности и энергетики, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, а также членов центральных аттестационных комиссий подконтрольных организаций.

Управление осуществляет учёт и анализ аварий, случаев производственного травматизма на поднадзорных объектах, участвует в техническом расследовании их обстоятельств и причин, осуществляет контроль правильности расследования и достаточности принимаемых профилактических мер, разрабатывает предложения по предупреждению аварий. Большое внимание уделяется вопросам технического диагностирования оборудования, отработавшего расчётный срок службы, разработке новых нормативных документов, методов и способов контроля состояния, оценки остаточного ресурса и продления срока службы оборудования.

Проведение оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору , предусмотрено несколькими федеральными законами: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О техническом регулировании», «Об электроэнергетике». Так, в соответствии со ст. 7 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязательную сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Отметим, что к моменту создания в ходе административной реформы Ростехнадзора под эгидой Минэнерго уже сформировалась и успешно работала Система подтверждения соответствия в области электроэнергетики (например, в ней регистрировали и аккредитовывали электроизмерительные лаборатории и органы по сертификации). Необходимо возобновлять утраченные системы подтверждения соответствия.

В настоящее время Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору закреплена функция контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике), поэтому Управление государственного энергетического надзора возобновляет работу по регистрации и аккредитации испытательных и измерительных электролабораторий . Система аккредитации охватывает и деятельность в области подготовки персонала по промышленной безопасности, а с выходом постановления Правительства РФ от 28.03.01 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» получила правовую поддержку деятельность по оценке соответствия в области неразрушающего контроля, определённая Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля и Правилами аттестации персонала в области неразрушающего контроля. Это позволит упорядочить деятельность организаций, отвечающих за подтверждение соответствияв электроэнергетике и повысить качество их работ.

Основным и самым эффективныминструментом в системе является процедура добровольной аккредитации, которая широко используется во всем мире. В Ростехнадзоре имеются органы оценки соответствия, которые могут осуществлять процедуры добровольной аккредитации (по линии Управления – НТЦ «Промбезопасность », ФГУ «Энергобезопасность » и др.). Для постановки работы по оценке соответствия на самый высокий научно-технический уровень, Ростехнадзор организовывает взаимодействие и сотрудничество с Российской академией наук, Московским энергетическим институтом (техническим университетом) и со многими другими ведущими организациями страны.

Управление в установленном порядке, в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», участвует в лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам, по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, по проведению экспертизы промышленной безопасности. Будут повышены требования к соискателям лицензий в соответствии с утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 г. № 389 «Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности». Основное изменение, вошедшее в новое Положение, – ужесточение лицензионных требований к персоналу и экспертам, к самой экспертной организации (работа эксперта в организации должна быть основной; в штате должен быть, как минимум, один работник, удовлетворяющий квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим проведение экспертизы соответствующего направления, и др.).

В области лицензирования деятельности по продаже электрической энергии гражданам Ростехнадзор по поручениюПравительства РФ подготовил и направил в Минпромэнерго, Минэкономразвития, Федеральную антимонопольную службу изменения в действующее Положение, прописав в нем, как одно из лицензионных требований, проведение сертификации качества поставляемой электрической энергии, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей». В первую очередь это нужно для того, чтобы потребитель, обращаясь в любую структуру, подведомственную Ростехнадзору , аттестованную или аккредитованную им, получал квалифицированное, основанное на единых требованиях, решение вопроса.

РАО "ЕЭС России" и Минпромэнерго РФ внесли в Правительство РФ технический регламент "О безопасности при нарушениях электроснабжения", основные положениякоторого будут реализованы в качестве методических указаний уже этой зимой. В регламенте введено понятие "режима с высокими рисками значительных нарушений электроснабжения" и определён механизм введения ограничений потребителей в энергодефицитных регионах. Решение об их объявлении или прекращении принимается системным оператором. При невыполнении распоряжений о введении ограничений потребитель может быть ограничен (или отключен) сетевой организацией до величины аварийной брони (минимальной мощности) по команде системного оператора. В каждом регионе, где объявлен такой режим, создают специальные штабы по контролю за электроснабжением . Руководителям территориальных органов Службы в регионах поставлена задача принимать самое активное участие в работе создаваемых штабов.

Отметим также, что к полномочиям Управления отнесена и организация согласования Службой схем развития системы энергоснабжения регионов, городов и населённых пунктов, а также проверка соответствия существующих схем энергоснабжения объектов и электроустановок потребителей установленным категориям надёжности. Эти вопросы приобретают особую актуальность в условиях функционирования рынков электроэнергии.

Давно наступило время качественного перевооружения существующих мощностей. Суммарный дефицит энергетических мощностей в России (по прогнозу Минэкономразвития) составит к 2010 г. 14 ГВт. Продолжает снижаться доля удовлетворяемых заявок на подключение к энергетическим системам, стоимость подключения растет. Согласно разработанной по поручению Президента РФ программе мер по привлечению инвестиций в электроэнергетику, утвержденной на заседании Правительства РФ, в 2006–2010 гг. объёмы инвестиций в отрасль должны составить 2,1 трлн руб. (в том числе в Москве предусмотрено пятилетнее финансирование в размере 439 млрд руб., в Санкт-Петербурге – 239 млрд руб.). Для реализации комплекса мер, связанных с вводом энергомощностей , необходимо обеспечение своевременной выдачи разрешений на вводимые и существующие объекты.

В этих условиях перед персоналом Службы стоит задача работать на опережение и уже на стадии технико-экономического обоснования проекта (в крайнем случае – настадии проектирования) подключаться к работе, чтобы при проектировании, подборе оборудования, его проверке, монтаже, наладке, испытаниях, вводе в эксплуатацию было обеспечено надлежащее надзорное сопровождение. Как намерена Служба реализовывать столь масштабную задачу? Это возможно только с участием самого широкого круга специализированных организаций, прошедших оценку соответствия в системе, которая создана в Ростехнадзоре . Более того, на базе действующей системы необходимо ее развитие для создания системы аудита качества.

Правительство РФ утвердило очередную программу разработки технических регламентов. Ростехнадзор участвует в разработке 111 технических регламентов, из них Управление госэнергонадзора – в восемнадцати. В течение 2007 г. Управление обязано совместно с другими управлениями центрального аппарата Ростехнадзора рассмотреть и представить в Минпромэнерго России замечания и предложения по 14 техническим регламентам,два регламента должны быть рассмотрены в январе-феврале 2008 г.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию от 15 мая 2006 г.Служба вышла с инициативой озаконодательном определении Ростехнадзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за эффективным использованием ТЭР. Это положение включено в проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об энергосбережении". Министерство природных ресурсов по поручению Правительства РФ в настоящее время прорабатывает предложение по созданию единого надзорного органа за гидротехническими сооружениями, идея которого поддержана Ростехнадзором .

В вопросах законотворческой деятельности Служба надеется на тесное сотрудничество с потребителями электрической и тепловой энергии, заинтересованными министерствами и ведомствами, с Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Позиции и видение путей решения существующих и возникающих проблем безопасности в энергетике могут быть различными, но Ростехнадзор во всех случаях руководствуется и будет руководствоваться стратегическими интересами развития электроэнергетики, обеспечивая в своей сфере деятельности энергетическую безопасность России.

1. В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 и согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного энергетического надзора (кроме бытовых установок и сетей), является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике).
Надзорно-контрольная деятельность Ростехнадзора регулируется Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
2. Полномочия по принятию соответствующих нормативных правовых актов в данной сфере деятельности находятся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ (п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 (в ред. от 24.03.2011)*(563)).
3. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований к безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии осуществляется согласно Федеральному закону от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 08.03.2011)*(564), применяющемуся в течение переходного периода реформирования электроэнергетики, а также Федерального закона "О техническом регулировании".
4. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения страны. Целями технического регулирования и контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике являются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
В состав мер контроля и надзора в электроэнергетике входит принятие технических регламентов, а также осуществление контроля по следующим вопросам:
- техническая и технологическая безопасность в электроэнергетике;
- качество электрической и тепловой энергии;
- устройство электрических и тепловых установок;
- деятельность, связанная с эксплуатацией электрического и теплового оборудования;
- деятельность, связанная с эксплуатацией электрических и тепловых сетей;
- обеспечения ядерной и радиационной безопасности в сфере атомной энергетики.
Одной из основных задач государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение надежного и безопасного функционирования Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем.
5. В рамках осуществления своих полномочий Ростехнадзор вправе:
- направлять юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания о совершении действий, предусмотренных законодательством РФ об электроэнергетике, о прекращении нарушений законодательства РФ об электроэнергетике, в том числе об устранении их последствий;
- направлять в органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства РФ об электроэнергетике;
- запрашивать у субъектов электроэнергетики информацию о возникновении аварий, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений и оборудования, которые могут причинить вред жизни или здоровью граждан, окружающей среде и имуществу граждан и юридических лиц;
- применять меры ответственности за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике и осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях;
- обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с нарушением законодательства РФ об электроэнергетике.