Федеральная служба судебных приставов сфера деятельности. Глава I

В п.2 Положения о ФССП содержатся основные задачиФССП. К ним законодатель относит: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, ВС РФ, ВАС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП России.

Решая эти задачи, ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. ФССП России состоит в ведении Министерства юстиции РФ. 12

Согласно ч.1 ст.8 Закона «О судебных приставах» ФССП возглавляет Главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ, который имеет пять заместителей, один из которых является первым. Разрешено создание тринадцати управлений по основным направлениям деятельности Службы.

ФССП России включает в себя: центральный аппарат; управления в субъектах РФ; структурные подразделения территориальных органов ФССП России. Предельная численность работников центрального аппарата ФССП с 1 апреля 2012 г. установлена Положением о ФССП в количестве 683 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), а предельная численность работников территориальных органов ФССП (без персонала по охране и обслуживанию зданий) - с 1 января 2012 г. в количестве 84 352 единиц. 13

В соответствии с Приказом ФССП России от 15 марта 2013 г. № 86 «Об утверждении структуры и внесения изменений в штатное расписание центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов», 14 в структуру центрального аппарата службы входят:

1.Управление организации исполнительного производства.

2.Управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов.

3.Управление организации дознания; организационно-контрольное управление; правовое управление.

4.Управление делопроизводства.

5.Управление делами.

6.Управление государственной службы и кадров.

7.Управление информационных технологий.

8.Управление организации работы по розыску должников, их имущества и розыску детей.

9.Управление рассмотрения обращений в исполнительном производстве.

10.Управление противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности.

Кроме того, в центральном аппарате ФССП России созданы и действуют: отдел по взаимодействию со средствами массовой информации; отдел по защите государственной тайны, мобилизационной подготовке и гражданской обороне.

Основой организации управления Федеральной службы судебных приставов России в субъектах РФ является Приказ Министерства юстиции РФ от 21 мая 2013 года № 74 «Об утверждении Типового Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов», 15 в соответствии с которым организуются территориальные службы судебных приставов в субъектах РФ.

Территориальным органом ФССП является управление (отдел), действующее на территории субъекта РФ, создание, реорганизация и ликвидация которых находится в компетенции директора ФССП - главного судебного пристава РФ по согласованию с Минюстом России.

Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минюста России, правовыми актами ФССП России и Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов. Руководство и контроль за его деятельностью осуществляет центральный аппарат ФССП.

На территориальный орган возлагаются следующие задачи:

1. Обеспечение установленного порядка деятельности судов, охраны зданий и помещений судов, в том числе и по решению директора ФССП в круглосуточном режиме и пропускного режима в зданиях и помещениях судов, находящихся на территории субъекта РФ; 2. Организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов и должностных лиц, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве; 3. Управление районными, межрайонными и специализированными отделами

Территориальный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои структурные подразделения во взаимодействии с полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе РФ, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В ст.8 Закона о СП закреплены наиболее значимые полномочия главного судебного пристава по организации деятельности ФССП, в силу которых он осуществляет руководство деятельностью Федеральной службы судебных приставов; осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц и за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов, определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений ФССП и определяет тактику проведения исполнительно- розыскных действий и ряд других полномочий.

Кроме того, директор ФССП обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, образует совещательные и консультативные органы, запрашивает статистическую и другую необходимую информацию, организует взаимодействие с уполномоченными государственными органами по вопросам противодействия терроризму и контроль в установленной сфере деятельности; определяет порядок формирования и ведения банков данных, необходимых для выполнения задач, возложенных на судебных приставов, и осуществляет иные полномочия.

В территориальный орган ФССП входят аппарат управления ТО ФССП России и структурные подразделения, в т.ч. районные, межрайонные и специализированные отделы ФССП России.

Территориальный орган возглавляет руководитель - главный судебный пристав субъекта РФ, который назначается приказом Минюста РФ по предложению директора ФССП, имеющий заместителей, назначаемых на должность приказом ФССП РФ. Количество заместителей устанавливается приказом ФССП РФ.

Руководитель осуществляет организацию и руководство деятельностью территориального органа, в т.ч. распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц территориального органа по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции ТО. Вносит (представляет) директору ФССП - главному судебному приставу РФ проект положения; предложения о предельной численности и фонде оплаты труда государственных служащих и работников, структуре и штатном расписании территориального органа и др.

Кроме того, в его обязанности входит утверждение положений о подразделениях ТО и его структурных подразделениях, должностных регламентов гражданских служащих и должностных инструкции работников ТО; регламента работы и служебного распорядка ТО; состава аттестационной, инвентаризационной комиссии по проверке вооружения, боеприпасов и специальных средств и других комиссий, обеспечивающих деятельность территориального органа; положения о совещательных и консультативных органах территориального органа; графика отпусков гражданских служащих территориального органа.

Руководитель издает поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществляет иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, организует производство по делам об административных правонарушениях в пределах компетенции в соответствии с законодательством России.

Важнейшими задачами руководителя территориального органа является обеспечение и контроль в соответствии с действующим законодательством РФ за исполнительным производством в различных структурных подразделениях; работой по обеспечению установленного порядка деятельности судов, осуществлению пропускного режима, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений территориального органа; охраной зданий, помещений судов в круглосуточном режиме; деятельность должностных лиц территориального органа по розыску должника, его имущества или розыску ребенка; безопасности должностных лиц Федеральной службы судебных приставов; обеспечение противодействие коррупции и реализация меры по ее профилактике среди работников. Также он осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве и иными нормативными правовыми актами.

На районном уровне создаются районные, межрайонные специализированные отделы - структурные подразделения территориальных органов ФССП. Данные подразделения являются основным звеном службы, возглавляются старшим судебным приставом и включают в себя различные должности судебных приставов.

Штат отдела судебных приставов по Медвежьегорскому району УФССП по РК на 26.05.2014 г. состоит изсудебных приставов-исполнителей – 8 чел., приставов по ОУПДС – 8чел., старших специалистов – 3 чел., дознаватель – 1 чел., старший судебный пристав - 1, зам. старшего – 2 чел.

В их компетенцию входит непосредственное исполнение задач, поставленных ст. 1 «Закона о судебных приставах», т.е. обеспечение установленного порядка деятельности судов, реализуемое судебными приставами по ОУПДС; исполнение актов юрисдикционных органов, обеспечиваемое судебными приставами-исполнителями; предварительное расследование в форме дознания по делам, отнесенным к подследственности ФССП, осуществляемое дознавателями ФССП. Так же отдел осуществляет деятельность по пресечению административных правонарушений.

11 мин. чтения

Обновлено: 12/12/2018

Судебный пристав – это государственный служащий, в чьи обязанности входит принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

Работа у судебных приставов неблагодарная. Именно они по решению суда арестовывают счета из-за неуплаты кредита, накладывают ограничение на выезд за границу, списывают с банковской карты в счет погашения штрафов ГИБДД или неуплаченных алиментов, изымают автомобили и недвижимость в случае неоплаты кредита.

В этой статье мы разберемся, кто же такие, судебные приставы-исполнители, на что они опираются, исполняя должностные обязанности, какими правами наделены и как противодействовать неправомерным действиям работников этого государственного органа. Кроме того, попытаемся понять, какую пользу можно извлечь из сотрудничества с судебными приставами.

ФССП РФ – это Федеральная Служба Судебных Приставов Российской Федерации. Орган исполнительной власти, который входит в единую систему министерства юстиции.

Основные функции службы судебных приставов:

  • Следить за безопасностью и обеспечивать порядок в судах;
  • Исполнять судебные акты, вступившие в законную силу, акты других властных государственных органов и должностных лиц;
  • Управлять территориальными органами, входящими в состав ФССП РФ;
  • Вести государственный реестр юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности (коллекторских агентств);
  • Осуществление государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств.

Структурно, федеральная служба судебных приставов состоит из следующих элементов:

1 Центрального аппарата ФССП России;

2 Территориальных органов, которые имеют деление по округам (всего 8 округов). В состав территориальных органов входят ГОСП (городские отделы судебных приставов) и РОСП (районные отделы судебных приставов).

В наше время подразделения судебных приставов - обыкновенный атрибут государственной власти в регионах, такой же, как суды, прокуратура, полиция, налоговые органы и другие органы государственной власти.

Представительство за рубежом и подведомственные государственные органы власти у ФССП отсутствуют.

Это подразделение в структуре исполнительной власти, в привычном нам виде, была сформирована в итоге реформы министерства юстиции. Положение о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, утверждено Указом Президента РФ 13 октября 2004 года. Но, невзирая на сравнительно небольшой срок деятельности, эта служба и профессия имеет очень глубокие исторические корни. История возникновения этой профессии начинает свой отсчет с 11-12 вв. н.э.

Первые исторические упоминания о судебных приставах можно найти и в «Русской правде» и в летописях Новгородской феодальной республики и в «Судебнике» 1479 года. Невзирая на то, что название должности звучало иначе (отроки, мечники, детские, подвойские и т.д.), суть их полномочий не изменилась и представляла собой исполнение денежных взысканий по решению судов.

Ситуация изменилась в XVII веке, когда, после принятия Земским Собором, Соборного уложения 1649 года, соотношение между имущественными и телесными наказаниями резко изменилось в сторону увеличения последних. Необходимость в специалисте для взыскания штрафов и пеней постепенно сходила на нет, и в начале XVIII века полномочиями судебных приставов наделили полицию.

В 1864 году император Александр II провел ряд реформ, которые в корне изменили ситуацию. Было принято решение возродить институт судебных приставов. Позже образована система приставов: существовали частные-становые приставы, городские следственные приставы, судебные.

В полномочия судебных приставов входили: привод, оповещение, получение денежных средств с должника до решения суда (чем не ?), исполнение судебных решений, доставка сторонам судопроизводства повесток и документов по судебным делам.

При поступлении на государеву службу пристав получал значок, печать и три прошнурованные книги. Книга учета входящих документов, исходящих, и денежная приходно-расходная книга.

Испытательный срок составлял 1 год. Кандидат на должность вносил залоговую сумму в размере 600 рублей, взнос, который был гарантом возмещения убытков от неправомерных действий пристава. Вступая в должность - пристав приносил присягу. Смена места жительства пристава без получения разрешения председателя суда была невозможна, а денежное довольствие - самым маленьким в канцелярии суда. Годовое довольствие вместе с оплатой питания и жилья составляло 600 рублей.

В 1917 году Декретом народных комиссаров «О суде», система судебных приставов была упразднена вместе с институтом мировых судей и окружных судов.

Радикальные экономические перемены в государстве в конце XX века побудили пересмотреть систему судопроизводства. С принятием в 1997 году законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», началось формирование службы судебных приставов. Сейчас, Федеральная служба судебных приставов, стала частью единой системы министерства юстиции и является ведомством, которое охватывает все регионы РФ и обеспечивает исполнительное производство.

Кто такие судебные приставы

Поступить на работу в ССП и занять должность судебного пристава, может любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое или экономическое образование, возрастом от 21 года. Будущий пристав не должен иметь судимости, в том числе и погашенной. У претендента на должность и его ближайших родственников не должно быть долгов.

Посмотреть квалификационные требования, предъявляемые ФССП к кандидатам на должность, можно на официальном сайте ФССП РФ, здесь же можно ознакомиться с иерархией должностей в ФССП.

В зависимости от обязанностей, которые возложены на работника ФССП, приставы делятся на категории:

1 судебные приставы-исполнители - это приставы, которые выполняют решения суда;

2 судебные приставы по ОУПДС (обеспечению установленного порядка деятельности судов) - эти лица следят за соблюдением правопорядка в судах, являются сопровождающими судебных приставов-исполнителей при выезде по адресам должников, разыскивают должников и так далее.

Давайте более подробно остановимся на первой категории, так как с ними людям чаще приходится иметь дело.

Судебный пристав-исполнитель - это должностное лицо, основной обязанностью которого является исполнение решений суда, а также других властных органов и должностных лиц, вступивших в законную силу.

Судебный пристав-исполнитель занимается принудительным изъятием денежных средств, куда входит обнаружение, арест и удержание денежных средств на банковских счетах должника, а также арест, оценку и передачу на продажу имущества должника, с последующим погашением задолженности.

Пристав не продает имущество должника самостоятельно. Он может только его арестовать и если есть подозрение, что имущество может быть утрачено, распродано или испорчено, изымает его и передает на ответственное хранение организациям, с которыми у приставов заключены договоры о хранении.

В СПП существуют специальные методики расчета оценки. Оценка имущества производится исходя из его технического состояния и внешних признаков. Если по предварительной оценке стоимость имущества должника составляет более 30 тысяч рублей, то привлечение специалиста-оценщика обязательно.

По истечении 10 дней, в течение которых можно обжаловать постановление об аресте, выносится постановление о реализации арестованной собственности и пакет документов передается в Росимущество. Росимущество занимается проведением торгов как самостоятельно, так и используя договорные отношения с организациями, занимающимися реализацией имущества. Правила реализации имущества должника прописаны в статье 87 Закона «Об исполнительном производстве».

Нажмите для увеличения изображения

После публикации в СМИ объявления о реализации, имущество выставляется на торги. Если на торгах арестованное имущество было продано, то в течение 5 дней, деньги поступят на счет приставов, а те, в свою очередь, перечислят их взыскателю.

Для того чтобы ускорить исполнение требований по ИД (исполнительному документу), приставы-исполнители обладают правом на применение ряда стимулирующих мер. Это, например, ограничение выезда за границы Российской Федерации, запрет на продажу, дарение (отчуждение) движимого и недвижимого имущества, запрет на получение загранпаспорта и другие.

Цель исполнения – максимально возможное удовлетворение интересов взыскателя, которые основаны на исполнительном документе. При этом, обязательным является соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе интересов должника.

Что такое исполнительный документ, можно узнать обратившись к статье 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007

Какие документы являются поводом для возбуждения приставами исполнительного производства:

Правовой статус судебного пристава-исполнителя

Особенности правового статуса (совокупности прав и обязанностей) этого представителя власти определяются правовыми нормами, которые регулируют вопросы исполнительного производства:

  • Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ
  • Федеральным законом «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

Кроме того, к таким документам можно отнести ряд локальных актов Министерства юстиции РФ.

Выполняя свои должностные обязанности, пристав-исполнитель представляет исполнительную ветвь власти, а следовательно, его требования являются обязательными и неподчинение им грозит административной ответственностью. Невыполнение требований судебного пристава влечет за собой наложение штрафа. Сумма составит от 1 до 2,5 тыс. рублей. Штраф может быть выписан и за другие нарушения (не уведомили об увольнении с работы, скрыли важную для исполнительного производства информацию и т.д.) по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ. Кроме того, чиня препятствия работе пристава, вы пытаетесь повлиять на ход исполнительного производства, за это предусмотрена уголовная ответственность (гл. 30 и 31 УК РФ).

Характеризуя компетенции пристава, необходимо указать на их обязательный признак - территориальность. То есть исполнение производится именно тем структурным подразделением ФССП, которое закреплено за территорией, на которой проживает, располагается, зарегистрирован должник.

Что входит в полномочия судебного пристава-исполнителя и какими именно правами он обладает

Полномочия судебных приставов в отношении должников весьма широки, что позволяет им успешно добиваться реализации требований исполнительных документов. Полномочия это права, которыми наделено должностное лицо для исполнения возложенных на него обязанностей.

Права и обязанности судебного пристава-исполнителя регламентированы статьей 12 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ.

Нажмите для увеличения изображения

Перечень прав является исчерпывающим, то есть является ограниченным законом. Другое дело, что некоторые формулировки закона можно трактовать неоднозначно, но это не вина приставов, а недоработки правотворчества.

Итак, пристав имеет право:

  • Получать информацию необходимую для работы в рамках исполнительного производства, а, именно, справки, ответы на запросы, и в том числе и ваши персональные данные;
  • Проверять работодателей в отношении его работников-должников, в том числе проводить проверки бухгалтерской документации по исполнению исполнительных документов;
  • Давать физ. лицам и организациям, участвующим в испол. производстве поручения, исполнение которых является обязательным, например, дать поручение (на основании постановления) финансово-кредитной организации, удержать денежные средства со счетов должника, дать поручение вручить повестку о необходимости явки на прием к приставу, например родственнику или руководителю организации, где работает должник и т.д.;
  • Входить в помещения, которые принадлежат должникам, осматривать их, при необходимости вскрывать эти помещения. Кроме того, на основании решения суда, пристав может совершить эти действия и по отношению к помещениям, которые принадлежат другим лицам, но в которых по мнению пристава, может находиться (укрываться) имущество должника;
  • Налагать арест на имущество, делать выемку, передавать на хранение и заниматься реализацией арестованного имущества;
  • Использовать, с согласия собственника, нежилые помещения для хранения имущества, которое было изъято, использовать транспорт должника или взыскателя для транспортировки изъятого имущества. Транспортные расходы возлагаются на должника.
  • Обращаться в суд, с просьбой разъяснить смысл требований исполнительного документа, если способ его исполнения неясен.
  • Объявлять как должника, так и его имущество в розыск;
  • Вызывать на прием стороны исполнительного производства, граждан и должностных лиц, проходящих по исполнительным документам. Для взаимодействия со сторонами исполпроизводства приставами широко используются обычные способы связи: повестка, телефонограмма, телеграмма. Пристав является представителем органа исполнительной власти и его требования обязательны для исполнения. Если вы игнорируете повестки, не отвечаете на звонки, и не приходите на прием, это может привести к негативным последствиям в виде привода - доставление в отдел судебных приставов против вашей воли, под конвоем;
  • Проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, у граждан, участвующих в исполнительном производстве, при совершении исполнительских действий;
  • Обращаться за помощью и взаимодействием к сотрудникам полиции, миграционной службы, ФСБ, МЧС, в органы местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам национальной гвардии Российской Федерации;
  • Совершать другие действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ).

Пресс-служба УФССП по Коми обнародовала интересные факты о своей деятельности

В результате исполнительных действий работниками ФССП за год взыскано и перечислено взыскателям 2 млрд 197 млн рублей. Самая большая сумма, более 1 млрд рублей - долг ухтинской организации по налогам. Самый маленький долг - 1 копейку взыскали судебные приставы Воркуты в пользу Пенсионного фонда.

Сумма долга, из-за которой житель Сосногорска был ограничен в праве выезда за пределы РФ, составила 184 рубля 80 коп.

Приставы Ухты установили минимальную стоимость арестованного имущества – 20 рублей за «утюг черного цвета, местами покрытый пылью, в рабочем состоянии, подошва утюга имеет незначительные царапины» (за долг 100 рублей).

Приставы Корткеросского района арестовали 17 коров должника.

Житель Инты, будучи ответственным хранителем арестованного мобильного телефона LG, передал арестованное имущество в пользование третьему лицу, за что был привлечен к уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ.

Самым странным документом к исполнению стало решение Сыктывкарского городского суда: устранить шум от работы аквариумного компрессора, расположенного в жилом помещении.

Как и кем регулируется работа судебных приставов

На основании статьи 19 Федерального Закона «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ, контроль и надзор за деятельностью приставов-исполнителей осуществляют вышестоящие должностные лица суд и прокуратура.

В адрес старшего судебного пристава (руководителя данного структурного подразделения ФССП) и суда можно обжаловать постановления пристава, его действия или бездействие. Причем, если вы уже написали жалобу в адрес вышестоящего должностного лица, это не препятствие для обращения в суд.

Прокуратура имеет право на осуществление надзора за исполнением законов при исполнении судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей.

Нажмите для увеличения изображения

Вред, который был причинен незаконными действиями или бездействием приставов, будет возмещен за счет казны Российской Федерации, согласно статье 1069 ГК РФ.

Нажмите для увеличения изображения

Что ожидает судебного пристава-исполнителя за превышение своих полномочий

К сожалению, реалии таковы, что судебные приставы часто превышают свои полномочия, или относятся спустя рукава к регламенту процедуры взыскания. Сложно сказать, в чем причина таких нарушений. Одной из причин может быть огромная загруженность рядовых сотрудников ФССП.

На одном из форумов бывший работник ФССП поделился своими впечатлениями о работе в ГОСП (городском отделе судебных приставов) Санкт-Петербурга. И, вот что он пишет:

В первый же день, в который я приступил к своим обязанностям, мне передали в работу 1400 исполпроизводств, которые возбуждал мой предшественник, еще 400, я возбудил самостоятельно, за первую неделю работы в должности…

А вот, еще один работник ФССП, на этот раз из Калининградской области.

… После двухнедельной стажировки, я приступила к работе. Первое, что я увидела, это трехметровый шкаф, заставленный коробками с кипами дел. Их было более двух тысяч. Я была в шоке.

Для того чтобы приступить непосредственно к работе, мне пришлось учиться работать в специальной программе - АИС ФССП (базе). В этой программе регистрируются все данные и сведения о должниках.

Работа в базе была для меня темным лесом, кроме того, программа постоянно висла.

Мне пришлось все разбирать и систематизировать бардак. Порой я просто не понимала, что я делаю. На меня хлынул поток информации, с которым я не могла справиться. Я работала до ночи, делала запросы, возбуждала и прекращала исполпроизводства. Рутина и однообразие выводили из себя и я стала срываться на посетителей…

Несмотря на то, что загруженность пристава-исполнителя, действительно огромна, он, являясь представителем власти, должен действовать только в рамках закона.

Закон предусматривает разные способы воздействия на судебного пристава-исполнителя. К ним относится и жалоба в порядке подчиненности, и жалоба в прокуратуру, и жалоба в суд.

Жалоба в прокуратуру на действия или бездействие судебных приставов-исполнителей, как правило, приносит хорошие результаты. Прокурорская проверка работы приставов, чаще всего проводится по заявлениям граждан или организаций (участников исполнительного производства). По результатам проверки, если выявлены нарушения закона, прокурор примет меры прокурорского реагирования. Обычно, прокурор выносит представление начальнику территориального подразделения ФССП, с требованием устранить нарушения закона.

В соответствии с законодательством РФ, судебный пристав-исполнитель отвечает за правонарушения и проступки. Взыскания на судебного пристава могут наложить вышестоящие должностные лица за исключением перевода на нижестоящую должность и увольнения со службы сотрудника, замещающего должность, назначение и освобождение осуществляются Президентом Российской Федерации. (Это должность руководителя ФССП - главного судебного пристава РФ). До момента вынесения решения о дисциплинарном взыскании, судебный пристав исполнитель может быть временно, но не более чем на 1 месяц, отстранен от выполнения своих обязанностей. Денежное содержание (зарплата) при этом сохраняется.

Законодательство устанавливает перечень дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Применение других взысканий не допускается.

Заключение

Можно много и долго рассказывать о судебных приставах, их обязанностях и правах, можно говорить и плохое и хорошее, но не нужно забывать, что каждый из нас может оказаться на месте должника и взыскателя. Можно попасть на должность, где вы будете обличены государственной властью, а можно скрываться от приставов, потому что по решению суда, он пытается арестовать у вас последний шкаф и любимую герань. Главное, в любой ситуации, кем бы мы ни были, и как бы не повернулась жизнь, оставаться человеком.

Видео на десерт: Судебные приставы. Ответы на вопросы. Ограничения и аресты.

  • Законодательство: федеральный закон от 02.05.2006 n 59-фз «о порядке рассмотрения обращений граждан российской федерации». Право граждан на обращения в органы государства и муниципальных образований.
  • Право гражданина на административную жалобу.
  • Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)
  • 17. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти - Костылева
  • Федеральное министерство: понятие, функции, структура.
  • 21. Федеральное агентство: понятие, функции, структура.
  • Вопрос 22:
  • Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • Вопрос 24. Общественные объединения как субъекты административного права. (2)
  • 27. Лицензирование отдельных видов деятельности.
  • 29. Понятие и юридическое значение акта управления.
  • 30. Виды актов государственного управления. Требования, предъявляемые к актам управления.
  • Классификация актов государственного управления
  • Вопрос 31: Понятие и виды административного принуждения
  • Виды административного принуждения
  • Государственная служба: понятие, признаки, принципы.
  • Вопрос 33. Система и виды государственной службы (2)
  • 35. Понятие и виды государственных служащих - Костылева
  • 38. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.
  • 39. Порядок прохождения государственной службы.
  • Вопрос 40: Военная служба как вид государственной службы (гс)
  • По призыву ст. 22 фз № 53-фз
  • По контракту ст. 32 фз № 53-фз:
  • Правоохранительная служба как вид государственной службы.
  • Вопрос 42. Способы обеспечения законности в государственном управлении. (2)
  • 44. Контроль органов законодательной власти. Финансовый контроль - Костылева
  • 47. Конституционный суд и его роль в обеспечении законности в сфере государственного управления.
  • 48. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в обеспечении законности в государственном управлении.
  • Вопрос 49: Прокурорский надзор в сфере государственного управления.
  • 3.Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • Понятие специальных административно-правовых режимов. Режим военного положения.
  • Военное и «особое» положение.
  • Вопрос 51. Понятие специальных административно- правовых режимов. Режим чрезвычайного положения. (Лозунова)
  • 53. Административная ответственность: понятие, характеристики, особенности - Костылева
  • Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 57. Производство по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Обжалование и пересмотр постановления по делу об административной ответственности.
  • Вопрос 58: Судьи (суды), органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, их компетенция.
  • Глава 3 КоАп рф называется «судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях»
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъекты административной юрисдикции:
  • Исполнение административных наказаний.
  • Административные взыскания и порядок их наложения.
  • Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания.
  • Вопрос 60. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. (Лозунова)
  • Глава 20 определяет виды административных правонару­шений, посягающих на общественный порядок и обществен­ную безопасность.
  • 62. Военная доктрина, ее содержание и значение в области управления обороной - Костылева
  • 65. Безопасность: понятие, виды, способы обеспечения.
  • 66. Концепция национальной безопасности рф, её содержание и значение.
  • Вопрос 67: Федеральная служба безопасности рф: задачи, функции, полномочия, структура.
  • Основы государственного управления в области безопасности. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области государственной безопасности.
  • Вопрос 69. Совет Безопасности рф: компетенция, структура, функции. (Лозунова)
  • 74. Милиция: виды, функции, организация деятельности.
  • 75. Внутренние войска Министерства внутренних дел: задачи, структура, функции.
  • Вопрос 76: Основы государственного управления в области иностранных дел.
  • Основы государственного управления в области юстиции. Организационно-правовая система управления.
  • Органы управления в области юстиции.
  • Вопрос 78. Федеральная служба судебных приставов: компетенция, структура, функции и полномочия. (Лозунова)
  • Вопрос 78. Федеральная служба судебных приставов: компетенция, структура, функции и полномочия. (Лозунова)

    Схематично структуру Службы судебных приставов модно представить следующим образом:

    уровень субъектов РФ

    уровень субъектов местного самоуправления

    ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

    ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством, подведомственна Минюсту России.

    Основные задачи: § обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов

    § организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве

    § управление территориальными органами ФССП России

    ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы.

    Полномочия ФССП России:

    § обеспечение в соответствии с законодательством РФ установленного порядка деятельности судов; осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа; проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

    § организует в соответствии с законодательством РФ: хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

    розыск должника-организации, а также имущества должника; участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства; участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

    § руководит деятельностью территориальных органов, осуществляет контроль их деятельности;

    § проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

    § создает и ведет в установленном порядке банки данных исполнительных производств, обеспечивает согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

    § обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносит Минюст России предложения по его совершенствованию;

    § осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенных на нее функций

    § организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию, а также проведение мероприятий гражданской обороны, мероприятий по повышению устойчивости работы центрального аппарата ФССП России и территориальных органов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время

    § осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

    § разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников ФССП России

    § осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, в том числе обеспечение оружием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

    § осуществляет меры по соблюдению правил оборота оружия в ФССП России в порядке, установленном Правительством РФ

    § обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну

    § организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством РФ срок

    § осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов ФССП России;

    ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право:

    § запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности

    § привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов

    § образовывать в установленном порядке самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совещательные и консультативные органы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности

    Организация деятельности территориального органа Федеральной службы Судебных приставов субъекта РФ

    Территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является главное управление Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта РФ. В территориальный орган ФССП России входят: аппарат управления и структурные отделы территориального органа ФССП России.

    Территориальный орган ФССП России возглавляет руководитель - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Министерства юстиции РФ по предложению директора ФССП России - главного судебного пристава Российской Федерации.

    Территориальный орган ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

    Территориальный отдел является основным звеном Службы судебных приставов и включает в себя должности судебных приставов - исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (судебные приставы по ОУПДС).

    Судебным приставом-исполнителем, согласно ст.3 ФЗ " О судебных приставах" может стать гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, ранее не судимый, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава по ОУПДС назначаются лица, достигшие двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, ранее не судимые и прошедшие службу в рядах Вооруженных сил РФ. Назначение на должность и освобождение от нее осуществляется Главным судебным приставом ФССП субъекта РФ.

    Лицо назначенное на должность и успешно прошедшее испытательный (6 месяцев) срок, проходит аттестацию, после чего судебный пристав вступает в должность и приносит присягу. Как служащий органов Минюста РФ судебный пристав получает служебное удостоверение единого образца. Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции: государственных советников юстиции 1-3 класса, советников юстиции 1-3 класса и юристов 1-3 класса. При исполнении служебных обязанностей судебные приставы носят форменную одежду, имеют знаки различия. Знаками различия по классным чинам судебных приставов Федеральной службы судебных приставов являются погоны

    Судебные приставы проходят: профессиональную подготовку кадров в образовательных учреждениях; служебную подготовку; повышение квалификации; стажировку; боевую и специальную подготовку (только для судебных приставов по ОУПДС). Не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года проводится аттестация, что позволяет определить соответствие служащего занимаемой им должности или решить вопрос о присвоении квалификационного разряда.

    Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов - исполнителей. Согласно Указа Президента РФ в 2004 году определены специфичные полномочия судебных приставов, такие как организация розыска должника и его имущества, производство дознания по ряду статей УК РФ, административное производство.

    Основная задача судебного пристава-исполнителя состоит в своевременном, полном и правильном исполнении судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующий бюджет денежных средств или иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от них. Целью исполнения является наиболее полное удовлетворение интересов взыскателя, основанных на исполнительном документе, при условии соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций.

    Требования и указания судебного пристава-исполнителя являются обязательными для всех, к кому они обращены (для органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ). Только он обладает особым правомочием -- от имени государства применять меры принуждения к должнику, не исполняющему требование исполнительного документа. Компетенция судебного пристава-исполнителя характеризуется признаком территориальности, так как по общему правилу исполнение осуществляется на территории, закрепленной за определенным отделом Службы судебных приставов.

    На судебных приставов по ОУПДС возложены задачи обеспечение безопасности судей, свидетелей и участников судебного процесса, охрана помещения судов и поддержание в них установленного порядка, осуществление привода уклоняющихся от явки в суд (к судебному приставу-исполнителю) лиц, участие в исполнительных действиях.

    Возглавляет отдел начальник - старший судебный пристав. Функции старшего судебного пристава (ст.10 ФЗ " О судебных приставах"), предполагают не только его организующую и контролирующую роль, как начальника отдела, но также осуществление им специальных и процессуальных полномочий.

    Прежде всего, судебный пристав по своему статуса является государственным служащим. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Должность судебного пристава относится к старшей должности государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности территориального органа исполнительной власти. Поэтому статус судебного пристава определяется не только ФЗ "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве", но и законодательством о государственной службы.

    К числу специальных полномочий судебного пристава относится право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия после прохождения соответствующей профессиональной подготовки. Судебные приставы могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава. Специальные средства, имеющиеся на вооружении судебных приставов (слезоточивый газ, резиновые палки, наручники и некоторые другие) применяются:

    § для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях

    § для пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей

    § для задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности

    § для доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим

    § для исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю

    Специальные средства не применяются в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан. Огнестрельное оружие судебными приставами может применяться в исключительных случаях, а именно:

    § для отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности

    § для пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами

    § для отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения

    § для пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

    Во всех случаях возможного применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав обязан предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным. Применять указанные силу, средства и оружие только соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным и обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

    О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

    Принимая участие (по указанию старшего судебного пристава) в совершении исполнительных действий, судебный пристав по ОУПДС обязан обеспечить охрану пристава-исполнителя от неправомерных действий заинтересованных лиц. Одновременно с этим он оказывает приставу- исполнителю реальную помощь в исполнении решений суда и других органов путем принуждения к этому обязанных лиц. При этом его действия должны быть соразмерны с угрозами жизни и здоровью пристава-исполнителя и других участников исполняемого действия. В то же время он выполняет и вспомогательную функцию, вынуждая обязанных лиц исполнять требуемые действия. В тех случаях, когда должник отказывается открыть помещение или хранилище, судебный пристав по ОУПДС принимает соответствующие меры по преодолению сопротивления и обеспечивает приставу-исполнителю возможность проведения их осмотра. По указанию судебного пристава-исполнителя он вправе изымать вещи и предметы, подлежащие включению в опись.

    Судебные приставы, выступая как государственные служащие, имеют следующие права:

    Право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей. Право на ознакомление с соответствующими документами представляет собой гарантию, обеспечивающую надлежащее исполнение государственным служащим его служебных обязанностей, объективную оценку его работы и возможное продвижение по службе.

    Должностные права и обязанности судебного пристава-исполнителя определяют не только ФЗ, но также акты, утверждаемые руководителями территориальных органов юстиции и главными судебными приставами, -- правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положения.

    Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Указанное право имеет важнейшее значение для судебного при-става-исполнителя, поскольку предоставляет ему возможность доступа практически к любой информации -- требовать представления различных документов (выписок из них либо копий), сведений, материалов, доступа к базам данных, хранящимся в памяти компьютеров. Это требование может быть направлено в адрес любых лиц -- государственных и местных органов, граждан, организаций любых организационно-правовых форм. При определенных условиях и в установленном порядке государственный служащий может требовать доступа к служебной и коммерческой тайне, а также к сведениям, составляющим государственную тайну.

    Право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности. Данное право непосредственно связано с правом на получение информации. Оно обеспечивает осуществление судебным приставом-исполнителем основных его служебных функций, особенно в случаях принудительного исполнения. Он может требовать пропуска в любое помещение (на территорию), если это необходимо для осуществления его должностных обязанностей, и охрана, в том числе вооруженная, не является препятствием для проникновения в помещение или на территорию.

    Право на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями. При обсуждении вопросов деятельности службы судебных приставов это право позволяет вносить предложения и высказывать критические замечания, участвовать в различных совещаниях и комиссиях создаваемых для обсуждения служебных вопросов.

    Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы, независимо от того, какую должность он занимает в данное время.

    Право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы и уровня квалификации.

    При наличии соответствующих условий государственный служащий вправе ставить перед своими руководителями вопрос о присвоении ему квалификационного разряда (звания), об увеличении денежного содержания, о продвижении по службе. Такими условиями являются, например, общая выслуга лет длительность работы по специальности, получение профессионального образования или повышение квалификации, которая соответствует более высокой, чем занимаемая, должности.

    Право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений.

    Личное дело государственного служащего является важнейшим источником документов, подтверждающих его служебную биографию. Право знакомиться с ним дает возможность контролировать объективность заносимых сведений (до помещения документов в дело), требовать изменения их содержания, обжаловать в суд либо в вышестоящий орган. Но нельзя требовать изъятия документов из личного дела, поэтому все перипетии спора получат свое отражение в личном деле. Государственный служащий может ознакомиться с делом и снимать копии с него не только лично, но также через иное доверенное лицо. Личное дело государственного служащего без его согласия не может быть направлено в другое ведомство (министерство)

    Право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета. Профессиональная подготовка -- важнейший показатель квалификации государственного служащего и непременное условие надлежащего качества исполнения должностных функций. Данное право закрепляет за государственным служащим возможность получить профессиональную подготовку в процессе прохождения службы (подготовиться к занятию более высокой должности, к участию в конкурсе либо к сдаче профессиональных экзаменов).

    Право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы.

    Вопросы назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет регулируются федеральным законом. Члены семьи государственного служащего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в случае его смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей.

    Право на проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.

    Право требовать проведения служебного расследования для их опровержения является важнейшей правовой гарантией, предохраняющей от необоснованных обвинений и привлечения, виновных к ответственности. На любом этапе служебного расследования судебный пристав имеет право знакомиться с материалами расследования и представлять свои объяснения, а при несогласии с решением, принятым по результатам расследования, обжаловать его содержание и мотивировку.

    Право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции. Предложения могут относиться, например, к совершенствованию законов или иных нормативных актов либо к улучшению правоприменительной деятельности. Такое право является залогом постоянного развития и улучшения государственной службы.

    На судебных приставов распространен ряд ограничений, направленных на обеспечение служебной дисциплины и недопустимость совмещения государственной службы с другими видами деятельности. Так запрещается заниматься другой, помимо работы по службе, оплачиваемой деятельностью. Исключение сделано для педагогической, научной или иной творческой деятельности. Судебный пристав не может также совмещать службу с функциями депутата законодательного органа РФ, законодательных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления. Поэтому в случае избрания его депутатом и выполнения депутатских полномочий деятельность по службе приостанавливается.

    Не допускается предпринимательская деятельность (в том числе и через доверенных лиц), представительство по делам третьих лиц в органе, в котором проходит его служба. Запрещается получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего, получать от третьих лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей (в том числе после выхода на пенсию) либо за их счет выезжать в служебные командировки, участие в забастовках. В соответствии с ФЗ судебный пристав обязан представлять сведения о полученных доходах (и ином имуществе, принадлежащем ему на праве собственности), являющихся объектами налогообложения.

    Ответственность судебного пристава

    Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

    Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством РФ.

    ст. 283 УК - разглашение сведений, составляющих государственную тайну

    ст. 285 УК - использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы, что повлекло нарушение прав и законных интересов граждан или организаций

    ст. 286 УК - совершение действий, выходящих за пределы полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций

    ст.290 УК - получение взятки в виде денег, (ценных бумаг, имущества) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя

    ст.292 УК - служебный подлог: внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, искажающих их действительное содержание

    ст.293 УК - халатность: неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций

    Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

    Согласно ст.59 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в отношении судебного пристава может быть проведена служебная проверка. В ходе проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

    1) факт совершения дисциплинарного проступка

    3) причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка

    4) характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка

    5) обстоятельства, послужившие основанием для проведения служебной проверки

    За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на судебного пристава должностных обязанностей, применяются следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание

    2) выговор

    3) предупреждение о неполном должностном соответствии

    4) освобождение от замещаемой должности

    5) увольнение

    79. Основы государственного управления в финансовой сфере.

    Финансовая деятельность направлена на развитие и укрепление экономики страны, развитие рыночных отношений, в конечном счёте – на повышение благосостояния населения.

    Основная роль в решении межотраслевых задач принадле­жит Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству финансов РФ, Центральному банку России с их структурными органами на местах, а также Комитету РФ по финансовому мониторингу.

    Правовые основы деятельности Минфина России.

    Министерство финансов РФ (Минфин России) является фе­деральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство вопросами организации финансовых отношений в стране, а также координацию этой деятельности в иных феде­ральных органах исполнительной власти страны.

    Министерство финансов РФ, органы управления финанса­ми субъектов РФ и органы федерального казначейства входят в единую систему органов государственного управления финансами.

    Минфин России координирует деятельность органов управле­ния финансами субъектов Федерации и регулирует деятельность подведомственных федеральных предприятий, а также руково­дит подведомственными учреждениями и организациями.

    В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Правительством РФ от 30 июня 2004 г., Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере, валютной, страховой, банковской сфере. В пределах своей компетенции Минфин осуществляет составление проекта федерального бюджета; составление и представление в Правительство РФ отчётности об исполнении федерального бюджета; государственную регистрацию условий эмиссии и обращение государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований; организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней; управление Стабилизационным фондом РФ, государственным долгом РФ; Министерство финансов РФ принимает участие в определе­нии ценовой политики, в разработке и осуществлении мер по обеспечению товарно-денежных отношений и сбалансирован­ности денежных доходов и расходов населения, повышения уровня покупательной способности рубля и т. д.

    Минфину России подведомственна деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Федерального казначейства.

    Помимо Минфина России в сфере финансов функционирует:

    Федеральная налоговая служба (ФНС России), согласно положению о ней, утверждённому Правительством РФ 30 сентября 2004 г., осущствляет проведение взимания законно установленных налогов, сборов, других обязательных платежей; разработку и утверждение обязательных для налогоплательщиков форм; представление налоговым агентам в налоговый орган сведений о долходах физических лиц и т.д.

    В области управления финансами и кредитом важная роль принадлежит Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР России), согласно Положению о ней, утверждённому Правительством РФ 30 июня 2004 г., Служба осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской, аудиторской деятельности) подчиняясь Правительству РФ.

    На службу возложено утверждение норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, квотирования; регистрация правил негосударственных пенсионных фондов и т.д.

    Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансирование терроризма. По вопросам своей компетенции он координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействуя с ними.

    Федеральное казначейство (Казначейство России) имеет правовой статус федеральной службы. Положение о нём утверждено Правительством РФ 1 декабря 2004 г. Согласно данному Положению оно осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

    Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). В соответствии с Положением о ней, утверждённым Правительством РФ 30 июня 2004 г., она осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства; осуществляет контрольно-надзорные полномочия за обеспечением страховщикам их финансовой устойчивости и платежеспособности, выдачей им банковских гарантий и т.д.

    Центральный банк (Банк России) - ведущий банк России. В своей деятельности Банк России руковод­ствуется федеральным законом от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О центральном банке РФ (Банке России)». Банк России подотчетен Государственной Думе. Он не входит в струк­туру федеральных органов исполнительной власти, но играет большую роль в регулировании финансовых и кредитных от­ношений.

    В задачи Банка России входит регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслу­живания, защита интересов вкладчиков, надзор за деятельно­стью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление внешнеэкономических операций. Банк России наделен правом эмиссии денег. При выявлении нарушений в работе банков он вправе взыскивать денежный штраф, повы­шать нормы обязательных резервов, назначать временную ад­министрацию по управлению провинившимся банком, отзы­вать лицензию на совершение банковских операций.

    Он осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль

      Основы государственного управления в сфере образования - Костылева

    Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

    В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

    единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур;

    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

    светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

    свобода и плюрализм в образовании;

    демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

    Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

    Система образования - это собой совокупность взаимодействующих:

    преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

    сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

    органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

    объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

    С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

    Образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

    К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    В Российской Федерации могут создаваться и действовать государственные и муниципальные органы управления образованием:

    федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

    федеральные ведомственные органы управления образованием;

    государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации;

    муниципальные органы управления образованием.

    Президент РФ на основе специального доклада Правительства РФ определяет направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также приоритеты развития образования как одной из сфер внутренней политики государства.

    Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки, обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.

    В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий.

    Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

    Также управлением в сфере образования занимаются:

    Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

    Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

    Федеральном агентстве по науке и инновациям

    Федеральном агентстве по образованию

    Исполнение судебных решений - это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

    Воссоздание службы судебных приставов было осуществлено в 1997 году в соответствии с Федеральными законами"О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве". В результате административной реформы, проведенной в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 13.10.2004 № 1316 "Вопросы службы судебных приставов", Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

    В систему органов ФССП России входят: главный судебный пристав Российской Федерации, его заместители, 9 управлений: управление организации исполнительного производства, управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов, организационно-контрольное управление, правовое управление, управление организации работы по реализации имущества должников, управление организации дознания и административной практики, управление делопроизводства, управление делами, управление государственной службы и кадров, территориальные органы ФССП России: управления и отделы, структурные подразделения территориальных органов ФССП России, которые включают: районные, межрайонные и специализированные отделы ФССП России.

    Регламентирующими нормативными правовыми актами являются:

      Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (вступил в силу 1 февраля 2008 года);

      Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах";

      Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов";

      Приказ Министерства юстиции РФ от 27.12.2006 № 384 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации установленного порядка деятельности судов";

      Приказ Министерства юстиции РФ от 08.07.2008 № 138 "О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2006 № 384;

      Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии";

      Федеральный закон от 04.12.2009 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

    Федеральная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, ФССП России имеет геральдический знак – эмблему и флаг, учреждаемые Президентом России.

    Многие люди знают, чем занимаются судебные приставы. Не нужно иметь специализированное юридическое образование, чтобы это понимать. Однако некоторым гражданам, которые сталкиваются с судебным производством или не исполняют распоряжение суда, приходится знакомиться с ними впервые. Давайте же разберемся, чем занимаются судебные приставы, какова их роль?

    Задача

    Судебные приставы приступают к работе в том случае, если гражданин отказывается выполнять предписание суда или уклоняется от выполнения своих обязательств в добровольном порядке. Учитывая тот факт, что судебное предписание должно быть выполнено в обязательном порядке, приставов наделяют широкими полномочиями. Они разными способами могут воздействовать на должника для того, чтобы тот выполнил судебное распоряжения или предписание.

    Суть работы

    Итак, теперь известно, чем занимаются судебные приставы. Чаще всего им приходится работать с должниками по коммунальным платежам, алиментам, налогам, штрафам, кредитам и т. д. Исков против них в последнее время стало намного больше.

    После признания судом обязательств по выплате задолженностей законными, а требования истца объективными, решение направляется службе судебных приставов. Именно она принимает все меры для исполнения судебного решения в краткие сроки. Должник при этом может добровольно погасить обязательства в установленный службой срок.

    Узнать о наличии задолженности можно через специальный сервис, который размещается на официальном сайте службы. Там же можно оплатить задолженность, что значительно упрощает процесс взыскания долга и работу приставов.

    Закон

    Учитывая то, чем занимаются судебным приставы и какие меры применяют по отношению к должникам, необходимо правовое регулирование их деятельности. Для этого существуют специальные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок работы ФССП и ее представителей. В частности можно выделить:

    1. Закон №118.
    2. Закон №229.

    Первый закон определяет общее положение службы и правовой статус должностных лиц, их систему подчиненности, обязанности, права. Второй разъясняет практическое применение службы, то есть растолковывает, чем занимается отдел судебных приставов. Этими двумя законодательными актами приставы и руководятся при осуществлении своей деятельности.

    Права и обязанности

    Работники ФССП наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения. В частности им дано право в принудительном порядке исполнять постановление суда в отношении должника. Пристав может принять решение об изъятии имущества должника в счет его долга. Однако при этом ему необходимо соблюсти предусмотренную законом процедуру. В частности, он должен своевременно уведомить должника о месте и дате изъятия имущества. Такое письмо обычно направляется в течение двух месяцев после неоплаты долга в добровольном порядке.

    Оповещение (письмо) адресуется по месту постоянной прописки. Но если должник проживает по другому адресу, но об этом он не уведомил ФССП, то он все равно будет считаться уведомленным.

    Принятие решения об изъятии имущества и уведомление - это еще не все, чем занимаются судебные приставы. Самый важный этап их работы - это исполнительное производство.

    Принудительное взыскание долгов

    При исполнении работы приставы посещают должника, что соответствует федеральному законодательству. При этом закон позволяет служащим входить в помещение, владельцем которого является должник. При наличии препятствия приставы могут взломать дверь и вскрыть жилище даже в том случае, если человек отсутствует по любой причине. Однако для этого потребуется разрешение старшего пристава.

    Впрочем, есть определенные ограничения, которые предусмотрены законодательством. Пристав не имеет права:

    1. Нанести визит в промежутке 22:00-6:00 или явиться в выходной день.
    2. Угрожать здоровью или жизни должника.
    3. Посещать жилье человека, если тот исправно выполняет предписание суда.
    4. Посещать должника, которому судом одобрена рассрочка.

    Это перечень того, чем заниматься судебные приставы не имеют права. Также стоит отметить, что объявление в розыск должника может стать поводом для приостановки исполнительного производства.

    Арест имущества

    Одним из популярных способов взыскания долга является арест имущества, которое в дальнейшем может быть реализовано для погашения задолженности. Существует Закон "Об исполнительном производстве", который определяет процедуру ареста имущества. На его основании изъятие собственности может быть проведено только в присутствии понятых.

    При изъятии процесс оформляется специальным актом об аресте, в котором расписывается пристав, должник и понятые. Если должник отказывается ставить свою подпись в акте, то об этом делается соответствующая отметка, но при этом юридическая сила документа не теряется.

    Взыскание долга

    Так как взыскание задолженности - основное, чем занимается служба судебных приставов, необходим строгий порядок и определение прав исполнителя. В частности пристав имеет право:

    1. Арестовать банковские счета и списывать с них деньги для погашения задолженности.
    2. Принимать меры по розыску банковских счетов и имущества должника. Для этого он направляет запросы в банки, компании.
    3. Арестовать имущество и продавать его на торгах.
    4. Ограничить право лица с задолженностью выезжать за пределы РФ.
    5. Приостановить действие прав управления автомобилем.

    Естественно, любые другие действия, которые противоречат законодательству РФ, недопустимы. И вообще все, чем занимается судебный пристав-исполнитель, должно соответствовать нормативно-правовым актам.

    Алименты

    Неисполненные в срок алиментные обязательства также попадают под внимание приставов. На неплательщиков могут воздействовать разными способами для стимуляции выплаты задолженностей. В частности служба может либо арестовать имущество, либо запретить выезжать за территорию РФ, то есть возможно применение тех же классических инструментов для взыскания задолженности.

    При этом стоит учитывать, что арестовывать можно не все предметы собственности. В частности запрещено изымать:

    1. Предметы домашнего обихода (посуда, обувь, одежда, продукты).
    2. Денежные средства, сумма которых не превышает утвержденный государством прожиточный минимум.
    3. Предметы, использующиеся для получения заработка. Например, у таксиста не могут отнять автомобиль.
    4. Жилплощадь, если она является единственным местом проживания. Исключением являются квартиры в ипотеке.
    5. Эксплуатируемое инвалидом имущество: коляска или, к примеру, специальный автомобиль.
    6. Имущество членов семьи должника при наличии подтверждающих документов.

    Что разрешено приставам?

    Вот краткий перечень того, чем занимается федеральная служба судебных приставов:

    1. Получение документов и поиск другой информации, необходимой для розыска счетов и имущества должников.
    2. Предоставление разрешения участникам исполнительного производства.
    3. Арест счетов должника.
    4. Арест имущества для последующей продажи.
    5. Проведение проверок на месте работы должника.
    6. Посещение помещений, принадлежащих должнику. При необходимости служба имеет право даже взломать дверь при получении разрешения от старшего пристава. Конечно, при этом должен быть соблюден ряд установленных законодательством ограничений.
    7. Объявление должника в розыск.
    8. Вызов граждан, которые принимают участие в исполнительном производстве.

    В заключение

    Мы объяснили простыми словами, чем занимаются судебные приставы. По сути, они "выбивают" долги из неплательщиков, однако используют для этого законные методы, установленные государством. ФССП - это тот инструмент исполнительной власти, благодаря которому решения судов действительно имеют большой вес. Судебное постановление должно быть введено в действие, и об этом обязательно позаботятся приставы. Это их основная задача.