Изменения юр лица в году. В Гражданский кодекс внесен ряд важных изменений, касающихся деятельности юридических лиц

Документ

Информация о представительствах и филиалов должна включаться в ЕГРЮЛ

Согласно изменениям, внесенным в ч. 3 ст. 55 ГК РФ помимо необходимости указания представительств и филиалов в учредительных документах создавшего их юридического лица, нужно будет также сообщать о них в регистрационные органы для включения соответствующей информации в ЕГРЮЛ. Согласно порядку, который применяется на сегодняшний день, информация о представительствах и филиалах должна содержаться только в учредительных документах организации.

Юридические лица разделены на два типа – корпоративные и унитарные

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что:

  • ОАО, размещающие свои акции, после 01.09.2014 должны быть переименованы в публичные АО;
  • ОАО, не размещающие свои акции, а также ЗАО после 01.09.2014 должны быть переименованы в АО;
  • ООО после 01.09.2014 могут использовать старое наименование.

Решение о реорганизации корпорации может быть признано недействительным, а сама реорганизация - несостоявшейся

Кроме того, по требованию учредителей (участников) юридического лица или кредитора, члены ликвидационной комиссии должны будут возместить им причиненные убытки.

Деятельность хозяйственных товариществ и обществ будет регулироваться по новым правилам

  • общества с дополнительной ответственностью – об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87 – 90 , 92 – 94);
  • сбытовые (торговые) потребительские кооперативы – о производственных кооперативах (ст. 106.1 – 106.6);
  • потребительские общества, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы – о потребительских кооперативах (ст. 123.2 и 123.3);
  • политические партии, созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориальные общественные самоуправления – об общественных организациях (ст. 123.4 – 123.7);).

Все перечисленные изменения вступают в силу с 01.09.2014. Исключением является требование к некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность, приносящую доход, иметь достаточное имущество стоимостью не менее уставного капитала. Это правило вступило в силу в день опубликования закона № 99-ФЗ – 05.05.2014 и уже должно применяться вновь создаваемыми некоммерческими организациями. Организации, которые были созданы до 05.05.2014, должны будут применять это правило, начиная с 01.01.2015.

Юридические лица: изменения, внесенные в главу 4 ГК РФ (Сосновская И.А.)

Дата размещения статьи: 19.06.2014

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ) внесены изменения и дополнения в гл. 4 "Юридические лица" части первой Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), вступающие в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением положений, для которых ст. 3 данного Закона установлены иные сроки вступления в силу.
Рассмотрим наиболее существенные изменения.

Статья 48 "Понятие юридического лица" изложена в новой редакции. В нее добавлено положение о том, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ (п. 2). В п. 1 отсутствует предложение, где в прежней редакции говорилось, что юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Исключен п. 3, определявший, что к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Согласно п. 4 правовое положение Банка России определяется Конституцией РФ и Законом о Банке России.

В ст. 49 "Правоспособность юридического лица" в новой редакции абз. 3 п. 1 сказано, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (ранее было только специальное разрешение (лицензия)).
Пункт 3 изложен в следующей редакции:
"3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ".
Статья 49 дополнена п. 4, устанавливающим, что гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (ст. 2) регулируются ГК РФ. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в конкретных сферах, определяются в соответствии с ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

В ст. 50 "Коммерческие и некоммерческие организации" расширен перечень организационно-правовых форм юридических лиц - некоммерческих организаций. В связи с этим п. 3 изложен в следующей редакции:
"3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний".
В новой редакции п. 4 сказано, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Статья 50 дополнена п. п. 5 и 6:
"5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).
6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное".

В гл. 4 включена новая статья:
"Статья 50.1. Решение об учреждении юридического лица
1. Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.
2. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.
В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.
3. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.
В решении об учреждении корпоративного юридического лица (статья 65.1) указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.
В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом".

Статья 52 "Учредительные документы юридического лица" изложена в другой редакции:
"Статья 52. Учредительные документы юридических лиц
1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица.
2. Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В этих случаях сведения, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи и пунктом 5 статьи 54 настоящего Кодекса, не включаются в устав юридического лица и указываются в едином государственном реестре юридических лиц.
3. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
4. Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.
5. Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения (пункт 1 статьи 2) и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица.
Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.
6. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений".

В ст. 53 "Органы юридического лица" в новой редакции п. 1 сказано, что порядок образования и компетенция (ранее - порядок назначения или избрания) органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
Добавлено следующее: учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга; сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ.
Пункт 3 также изложен в другой редакции:
"3. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.)".
Исключено положение, что названное лицо обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.
В ст. 53 добавлен п. 4, согласно которому отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются ГК РФ и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах.

Глава 4 дополнена ст. ст. 53.1 и 53.2:
"Статья 53.1. Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица
1. Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
2. Ответственность, предусмотренную пунктом 1 настоящей статьи, несут также члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.
3. Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания лицам, названным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
4. В случае совместного причинения убытков юридическому лицу лица, указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, обязаны возместить убытки солидарно.
5. Соглашение об устранении или ограничении ответственности лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, за совершение недобросовестных действий, а в публичном обществе за совершение недобросовестных и неразумных действий (пункт 3 статьи 53) ничтожно.
Соглашение об устранении или ограничении ответственности лица, указанного в пункте 3 настоящей статьи, ничтожно.

Статья 53.2. Аффилированность
В случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом".

В новой редакции изложена ст. 54 "Наименование и место нахождения юридического лица":
"Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.
2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории Российской Федерации сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.
4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.
5. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц".

Наименование ст. 55 "Представительства и филиалы" заменено на "Представительства и филиалы юридического лица".
В абз. 3 п. 3 данной статьи сказано, что представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (ранее - в учредительных документах создавшего их юридического лица).

Изменена редакция ст. 56 "Ответственность юридического лица":
"Статья 56. Ответственность юридического лица
1. Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса. Особенности ответственности религиозной организации определяются правилами пункта 2 статьи 123.28 настоящего Кодекса.
2. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом".
То есть п. п. 1 и 2 прежней редакции объединены, в новой редакции п. 1 указаны особенности ответственности не только казенных предприятий и учреждений, но и религиозных организаций. В п. 3 (в прежней редакции) исключен абз. 2, касающийся субсидиарной ответственности в случае, если несостоятельность юридического лица вызвана учредителями...

В ст. 57 "Реорганизация юридического лица" п. 1 значительно расширен:
"1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.
Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций".
В новой редакции абз. 2 п. 1 речь идет об арбитражном управляющем (ранее - внешний управляющий) юридическим лицом.
В абз. 1 п. 4 слова "вновь возникших юридических лиц" заменены словами "юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации".
Пункт 4 дополнен абзацем, где говорится, что государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации.
В ст. 58 "Правопреемство при реорганизации юридических лиц" в п. п. 1, 2 исключены слова "в соответствии с передаточным актом", а в п. п. 3, 4 слова "разделительным балансом" заменены словами "передаточным актом".
В новой редакции п. 5 данной статьи определено, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
При этом к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ не применяются.

Статья 59 "Передаточный акт и разделительный баланс" приведена в следующей редакции:
"Статья 59. Передаточный акт
1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации".
То есть теперь эта статья касается только передаточного акта, а ранее - еще и разделительного баланса. В абз. 2 п. 2 говорится об отказе в госрегистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, а в прежней редакции было "вновь возникших юридических лиц".

Статья 60 "Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица" изложена в новой редакции.
Помимо редакционных изменений в п. 1 внесено предложение: "Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации".
В п. 2 после абз. 1 добавлен следующий текст:
"Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.
Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.
Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи".
Положения, ранее приведенные в п. п. 3 - 6 ст. 60, в новой редакции данной статьи отсутствуют.
Статьей 2 Закона N 99-ФЗ признаны утратившими силу некоторые положения ряда Федеральных законов.

Приведем основные положения ст. 3 Закона N 99-ФЗ.
Положения ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ. По правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, положения ГК РФ в новой редакции применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ.
Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства СССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ).
Со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 ГК РФ в новой редакции.
Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ в новой редакции не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы гл. 4 ГК РФ в новой редакции.

Совсем недавно вступили в силу изменения, касающиеся правового регулирования юридических лиц. Каким нормативным правовым актом внесены поправки и когда они вступают в силу? Какие цели преследует новый Закон? Какие изменения затронули вопросы правоспособности юридического лица? Какие учредительные документы необходимы для регистрации юридического лица в соответствии с новыми положениями? Как урегулированы вопросы определения наименования, адреса и местонахождения юридического лица? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с принятыми изменениями в ГК РФ, - в нашем материале.

Общая характеристика изменений, внесенных в ГК РФ

Поправки в ГК РФ были внесены Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
Данный документ начал действовать с 01.09.2014, за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня официального опубликования Закона.

Обратите внимание! Положения ГК РФ в редакции Федерального закона N 99-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу данного Закона. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу рассматриваемого Закона, положения ГК РФ в новой редакции применяются только в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ.

Федеральный закон N 99-ФЗ разработан в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" и одобренной 07.10.2009 Решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Изменения и дополнения, касающиеся правового регулирования юридических лиц, направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц, повышение роли ГК РФ в регулировании корпоративных отношений, в частности путем закрепления в нем исчерпывающего перечня организационно-правовых форм юридических лиц. Вместе с тем в целях предотвращения и исключения имеющихся в этой сфере многочисленных злоупотреблений и правонарушений предусматриваются повышение уровня требований к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц и усиление имущественной ответственности их органов.

Понятие юридического лица и его организационно-правовые формы

Уточняется понятие юридического лица: им признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. То есть исключается правовая норма о необходимости наличия в собственности или на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления имущества, которое на практике не реализовывалось (многочисленны случаи регистрации юридических лиц, обладавших вещными правами в отношении какого-либо имущества). Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (ст. 65.1 ГК РФ).
Помимо уточнения понятия юридического лица, новый Закон упорядочивает организационно-правовые формы юридических лиц, предусматривает их деление на корпоративные и унитарные организации, что позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ и производственных кооперативов) и некоммерческих корпораций - потребительских кооперативов (включая садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан и общества взаимного кредитования и взаимного страхования), общественных организаций граждан (в том числе политических партий, профсоюзов и созданных гражданами объединений по интересам), ассоциаций или союзов (включая торгово-промышленные, адвокатские и нотариальные палаты, объединения (союзы) работодателей, некоммерческие партнерства), а также коммерческих унитарных организаций (государственных и муниципальных унитарных предприятий) и некоммерческих унитарных организаций (фондов, учреждений и религиозных организаций). Такой подход, в основном сохраняя сложившиеся организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, вместе с тем позволяет урегулировать общие элементы их гражданско-правового статуса.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
При этом Закон отказывается от не оправдавших себя закрытых акционерных обществ, статус которых практически полностью дублировался статусом обществ с ограниченной ответственностью, и обществ с дополнительной ответственностью, которые не получили практического распространения. Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ, при этом имеется в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках, требует более строгого регулирования, поскольку это касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц.
Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК РФ общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников (ст. ст. 65.1 - 65.3 ГК РФ), что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им ст. 65.2 ГК РФ прав участвовать в управлении делами корпорации, получать информацию о ее имущественном положении, оспаривать исключение из корпорации и т.д.). Законодательно закрепляется появившаяся в судебно-арбитражной практике новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации - восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней ("восстановление корпоративного контроля"), обеспечивающая права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного "списания" акций и долей участия, "корпоративных захватов" и других подобных неправомерных действий и злоупотреблений (п. 2 ст. 65.2 ГК РФ).

Обратите внимание! Со дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 ГК РФ (в редакции данного Закона). Вместе с тем перерегистрация ранее созданных юридических лиц в связи с началом действия Федерального закона N 99-ФЗ не требуется.

Устанавливается, что со дня вступления изменений в силу к обществам с дополнительной ответственностью применяются положения об обществах с ограниченной ответственностью, к закрытым акционерным обществам - нормы гл. 4 ГК РФ (в ред. Федерального закона N 99-ФЗ) об акционерных обществах.
Положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Также закрепляется, что акционерные общества, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ с учетом последних изменений), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменных наименованиях на то, что общества являются публичными.

Правоспособность юридического лица

Отдельные изменения затронули правовые положения о правоспособности юридического лица.
Так, положения о специальной правоспособности приведены в соответствие с реальной действительностью: в случаях, предусмотренных Законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (СРО) или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ. Ранее основанием для возникновения специальной правоспособности была только лицензия.
Таким образом, скорректированы положения о возникновении и прекращении правоспособности юридического лица: она возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в СРО или получение свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в СРО или выдачи последней свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Решение об учреждении юридического лица

Гражданский кодекс дополняется новой статьей - ст. 50.1 "Решение об учреждении юридического лица", которой устанавливается следующее. Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) о его учреждении. При учреждении юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично. В случае же учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.
В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, избрании (назначении) органов юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные законом.
В решении же об учреждении корпоративного юридического лица (ст. 65.1 ГК РФ) должны быть также отражены сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Учредительные документы

Некоторые изменения затронули и правовое регулирование учредительных документов юридического лица.
Так, согласно ст. 52 ГК РФ в новой редакции юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.
Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц. В этих случаях сведения, предусмотренные п. 4 ст. 52 и п. 5 ст. 54 ГК РФ (наименование, фирменное наименование и место нахождения, порядок управления деятельностью), не включаются в устав юридического лица и указываются в ЕГРЮЛ.
В случаях, предусмотренных Законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
Устанавливаются следующие требования к уставу юридического лица: он должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другую информацию, предусмотренную законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и (в предусмотренных законом случаях) уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случае, если по закону это не является обязательным.
Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица. В таких документах не могут содержаться положения, противоречащие учредительному документу юридического лица.
Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Таким образом, в целях ускорения процедуры регистрации устанавливается один учредительный документ - устав (для хозяйственных товариществ - учредительный договор). Кроме того, по желанию учредителей можно использовать типовые уставы (с учетом, в частности, того обстоятельства, что 3/4 всех зарегистрированных в РФ юридических лиц составляют общества с ограниченной ответственностью).

Обратите внимание! Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в ред. Федерального закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы этих юридических лиц до приведения их в соответствие с положениями гл. 4 ГК РФ в новой редакции действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Наименование, место нахождения и адрес юридического лица

Согласно новым положениям, как и ранее, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и (в предусмотренных законом случаях) наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Включение в наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством РФ.
Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента РФ или актами Правительства РФ.
Кроме того, закрепляется, что нормативными правовыми актами субъектов РФ может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официальных наименований субъектов РФ.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, другого правового акта или учредительного документа.
Также в ЕГРЮЛ должен быть обозначен адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя.

Обратите внимание! Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по данному адресу.
При наличии у иностранного юридического лица представителя на территории РФ сообщения, доставленные по адресу такого представителя, считаются полученными иностранным юридическим лицом.

Помимо этого, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.
Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и ЕГРЮЛ.
Представительства и филиалы должны быть также отражены в ЕГРЮЛ.

Обратите внимание! Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с положениями гл. 4 ГК РФ в новой редакции не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.

Ответственность юридического лица

В соответствии со ст. 56 ГК РФ с учетом произошедших изменений юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения, религиозной организации по своим обязательствам определяются правилами ГК РФ.
Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника имущества, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Ответственность руководителя, членов коллегиальных органов юридического лица и иных лиц, определяющих действия юридического лица

Отметим, согласно новой редакции ГК РФ учредительным документом юридического лица может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга (сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ). В Законе прямо закреплено, что такое лицо должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность имеют члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).
Гражданский кодекс дополняется новыми положениями об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица. Так, лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (п. 3 ст. 53 ГК РФ), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Лицо, которое уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе в случае, если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
Кроме того, указанную ответственность несут члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании.
Необходимо отметить, что лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе возможность давать указания вышеуказанным лицам, обязано действовать в интересах юридического лица разумно и добросовестно и также несет ответственность за убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.
В случае совместного причинения убытков юридическому лицу все указанные лица обязаны возместить убытки солидарно.
Соглашение об устранении или ограничении ответственности данных лиц за совершение недобросовестных действий, а в публичном обществе - за совершение недобросовестных и неразумных действий (п. 3 ст. 53 ГК РФ) ничтожно.
Таким образом, следуя общеевропейским тенденциям развития законодательства о статусе юридических лиц, Федеральный закон N 99-ФЗ закрепляет положения об имущественной ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени соответствующего юридического лица (то есть физических лиц, являющихся его органами-руководителями), а также членов его коллегиальных органов (наблюдательных советов, правлений и т.п.) и лиц, фактически определяющих (контролирующих) его действия. Все эти лица должны возмещать убытки, причиненные ими юридическому лицу, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе в случае, если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

Реорганизация и ликвидация

В ст. ст. 57 - 64.2 ГК РФ в новой редакции, регулирующих вопросы реорганизации и ликвидации юридического лица, модернизированы правила ГК РФ о реорганизации и ликвидации юридических лиц. В частности, предусматривается возможность преобразования коммерческих организаций в некоммерческие (и наоборот) в случае реорганизации унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих корпораций (кроме общественных организаций), а также в иных случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 57 ГК РФ). При этом разрешаются любые реорганизации внутри коммерческих организаций, в том числе путем соединения в одном акте реорганизации нескольких ее способов (разделение с одновременным преобразованием и т.п.), а также реорганизация с участием более двух юридических лиц, что призвано облегчить диверсификацию предпринимательской деятельности.
Кроме того, в новой редакции ГК РФ отражена попытка найти разумный баланс между интересами кредиторов реорганизуемого юридического лица и интересами его учредителей (участников) путем определенного ослабления права кредитора такой организации требовать от нее досрочного исполнения обязательств.
Также ГК РФ дополняется специальными правилами о юридических последствиях признания недействительным решения о реорганизации юридического лица (ст. 60.1 ГК РФ) и признании реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2 ГК РФ), отсутствие которых вызывало много вопросов и споров в правоприменительной практике.
Уточнен порядок ликвидации юридического лица и удовлетворения требований его кредиторов, в том числе в части его соотношения с возможной процедурой банкротства.
Отметим, что вопросы реорганизации и ликвидации юридического лица с учетом произошедших изменений требуют подробного исследования.

Федеральный закон N 99-ФЗ внес в ГК РФ очередные поправки - о правовом регулировании юридических лиц. Данные изменения затрагивают интересы всех юридических лиц. После 1 сентября 2014 г. юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 ГК РФ (в ред. Федерального закона N 99-ФЗ).
При этом перерегистрация ранее созданных юридических лиц в связи с вступлением в силу Федерального закона N 99-ФЗ не требуется.
Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ (в ред. данного Закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы этих юридических лиц до приведения их в соответствие с положениями гл. 4 ГК РФ в новой редакции действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Изменения положений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах

Изменения положений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) внесены существенные изменения в положения ГК РФ, касающиеся юридических лиц. Краткая характеристика основных изменений:

1. Изменение положений о видах и правоспособности юридических лиц

1.1. Предусмотрен закрытый перечень некоммерческих юридических лиц Все юрлица (как коммерческие, так и некоммерческие) разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

Корпорациями являются организации, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ. К данным организациям отнесены все коммерческие юрлица (за исключением унитарных предприятий), а также ряд некоммерческих:

В свою очередь, юрлица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия (являющиеся коммерческими организациями), а также некоммерческие организации.

1.2. Исключена возможность создания обществ с дополнительной ответственностью и закрытых акционерных обществ.

С 1 сентября 2014 г. к ЗАО применяются нормы гл. 4 ГК РФ об акционерных обществах. Положения Закона об акционерных обществах, касающиеся ЗАО, будут применяться к ним до первого изменения уставов. Перерегистрация ранее созданных ОДО и ЗАО в связи со вступлением в силу Закона N 99-ФЗ не потребуется.

1.3. Создана новая организационно-правовая форма некоммерческой организации - товарищество собственников недвижимости.

Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимых вещей (помещений в здании, в том числе многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное для совместного владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения имуществом (вещами), которое в силу закона находится в их общей собственности и (или) в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). По существу товарищество собственников недвижимости будет общим институтом, включающим, в частности, товарищества собственников жилья (разд. VI Жилищного кодекса РФ) и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, деятельность которых урегулирована Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

2. Допускается возложение на мажоритарного участника ответственности за убытки, причиненные по его вине юрлицу.

Для лиц, которые в силу закона, иного правового акта или учредительных документов юрлица уполномочены выступать от его имени, установлена обязанность действовать в интересах этого юрлица добросовестно и разумно. Аналогичная обязанность предусмотрена для членов коллегиальных органов организации В случае нарушения этой обязанности указанные лица будут нести ответственность перед юрлицом: по требованию юрлица, его учредителей (участников), выступающих в интересах организации, они должны возместить причиненные по их вине убытки. Устранить и ограничить такую ответственность в соглашении нельзя, в противном случае его условия будут считаться ничтожными.

Подобные нормы уже содержатся в специализированном законодательстве об отдельных видах юрлиц, но широко они не применяются в силу сложности доказывания неразумности и недобросовестности.

Ответственность за причиненные юрлицу убытки будет нести и его мажоритарный участник (или иное лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юрлица, включая возможность давать указания членам органов управления), если они причинены по вине этого участника.

3. Изменение положений о реорганизации юридического лица

3.1. Введена возможность смешанной реорганизации, а также одновременной реорганизации нескольких юрлиц.

Статья 57 ГК РФ дополнена новыми видами реорганизации комплексного характера, в частности, смешанной реорганизацией (реорганизация юл различной организационно-правовой формы – ООО К АО и т.п.), которая ранее была предусмотрена исключительно для акционерных обществ.

Помимо этого, появится возможность реорганизации одновременно двух и более юрлиц, в том числе имеющих различную организационно-правовую форму. Однако на такую реорганизацию установлены некоторые ограничения. Например, реорганизация с участием двух и более юрлиц, в том числе относящихся к различным организационно-правовым формам, допускается, если согласно ГК РФ или закону разрешено преобразование юрлица одной формы в юрлицо другой формы (абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Иные ограничения на реорганизацию юрлиц могут быть определены в законе (абз. 4 п. 1 ст. 57 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

3.2. Изменено регулирование прав кредиторов реорганизуемого юрлица.

В Законе N 99-ФЗ подробно урегулированы вопросы предоставления гарантий кредиторам реорганизуемого юрлица (ст. 60 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Установлена солидарная ответственность вновь созданного юрлица по долгам реорганизованного юрлица в случае невозможности определить правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов и обязательств, если это привело к существенному нарушению интересов кредиторов (п. 5 ст. 60 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

3.3. Предусмотрена возможность признать решение о реорганизации юрлица недействительным или реорганизацию корпорации несостоявшейся.

Последствия признания недействительным решения о реорганизации юрлица и несостоявшейся реорганизации корпорации вводятся в специальных нормах (ст. 60.1 и 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

Решение о реорганизации юрлица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юрлица, а также иных лиц, если данное право предоставлено им законом (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Предъявить указанное требование в суд можно в течение трех месяцев после внесения в ЕГЮРЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не предусмотрен законом.

Если суд признает решение о реорганизации юрлица недействительным, то это не повлечет ликвидации вновь образованных юрлиц. Также не признаются недействительными сделки, заключенные данными юрлицами (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

В случае признания решения о реорганизации юрлица недействительным у участника реорганизованного юрлица, голосовавшего против этого решения или не участвовавшего в голосовании, а также у кредиторов реорганизованного юрлица появится право потребовать возмещения убытков. Возместить убытки обязаны лица, которые недобросовестно способствовали принятию решения о реорганизации. Они, а также юрлица, образованные в результате признанной недействительной реорганизации, отвечают перед участниками и кредиторами реорганизованного лица солидарно (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

Совершенно иные последствия возникают в случае признания реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ):

Восстанавливаются юрлица, существовавшие до реорганизации, и одновременно прекращается существование созданных в результате реорганизации юрлиц, о чем делается запись в ЕГРЮЛ;
- сделки новообразованных юрлиц с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юрлиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;
- переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, за исключением случая, когда права и обязанности переходят в пользу созданного юрлица от должников, добросовестно полагавшихся на правопреемство на стороне кредитора;
- доли в уставном капитале ранее существовавшего юрлица сохраняются за участниками в том же размере, что и до реорганизации, а при смене участников юрлица в ходе такой реорганизации или по ее окончании возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.

Следует отметить, что реорганизация корпорации может быть признана несостоявшейся только судом по требованию участника корпорации, голосовавшего против решения о реорганизации или не принимавшего участия в голосовании по этому вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ). Потребовать признать реорганизацию несостоявшейся можно в двух случаях:
- если решение о реорганизации корпорации ее участники не принимали;
- если для госрегистрации юрлиц, создаваемых путем реорганизации, были представлены документы с заведомо недостоверными данными о реорганизации.

4. Изменение положений о ликвидации юридического лица.

4.1. Уточнены основания ликвидации организации в судебном и внесудебном порядке Юрлицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ):
- признания госрегистрации юрлица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), при несоблюдении условия об обязательном членстве в СРО или при отсутствии необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО;
- осуществления деятельности, запрещенной законом;
- осуществления деятельности с нарушением Конституции РФ либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям;
- невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности юрлица становится невозможным или существенно затрудняется;
- в иных случаях, предусмотренных законом. Во внесудебном порядке юрлицо может быть ликвидировано по решению его участников либо органа, уполномоченного уставом (п. 2 ст. 61 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

4.2. Установлена норма об исключении из государственного реестра недействующего юрлица.
Согласно Закону N 99-ФЗ фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) признается юрлицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юрлицо исключается из ЕГРЮЛ, что влечет правовые последствия, установленные для ликвидации организаций (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

5. Изменение положений о хозяйственных товариществах и обществах.

5.1. Хозяйственные общества разделены на публичные и непубличные Хозяйственные товарищества и общества определены в Законе N 99-ФЗ как корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет этих долей (вкладов), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит ему на праве собственности (абз. 1 п. 1 ст. 66 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

Хозяйственные общества разделены на публичные и непубличные. К первым относятся акционерные общества, акции которых и конвертируемые в такие акции ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Положения о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

К непубличным обществам относятся общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые не отвечают признакам публичного общества (п. п. 1 и 2 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

5.2. Допускается определять объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества не только пропорционально долям в уставном капитале Данное нововведение установлено в п. 1 ст. 66 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ. Объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может определяться не только пропорционально их долям в уставном капитале общества, но и по иным правилам, если это предусмотрено уставом общества или корпоративным договором. Сведения о заключении корпоративного договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Представляется, что целью этого положения Закона N 99-ФЗ является защита интересов третьих лиц, которые должны знать, какой объем правомочий они могут получить, приобретая доли в уставном капитале общества.

5.3. Ограничено право учредителей хозяйственных обществ самостоятельно оценивать стоимость неденежных вкладов в уставный капитал.

Ужесточены требования к оценке неденежных вкладов в уставный капитал хозяйственных обществ: она должна осуществляться только оценщиком. Оценка неденежного вклада, определенная самими участниками хозяйственного общества, не может быть выше оценки, установленной независимым оценщиком (абз. 2 п. 2 ст. 66.2 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).

5.4. Установлены общие положения о корпоративных договорах (соглашения акционеров/участников).

Все или некоторые участники общества вправе заключить между собой договор об осуществлении своих корпоративных (членских) прав (корпоративный договор), в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом, в частности:
- голосовать определенным образом на общем собрании участников общества;
- согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом;
- приобретать или отчуждать доли (акции) в его уставном капитале по определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения доли (акций) до наступления определенных обстоятельств.

В корпоративном договоре не могут быть предусмотрены:
- обязанность участников голосовать в соответствии с указаниями органов общества;
- определение структуры органов общества и их компетенции.

Установлена обязанность участников хозяйственного общества, заключивших корпоративный договор, уведомить это общество о факте заключения договора. Его содержание при этом раскрывать не требуется.

Нарушение корпоративного договора может являться основанием для признания недействительным решения органа хозяйственного общества по иску стороны корпоративного договора. Это возможно, если на момент принятия такого решения сторонами корпоративного договора являлись все участники хозяйственного общества. Признание решения органа хозяйственного общества недействительным не влечет недействительности сделок данного общества с третьими лицами, совершенных на основании такого решения. Нарушение корпоративного договора, который заключили не все участники хозяйственного общества, не влечет признания соответствующего решения органа хозяйственного общества недействительным.

Сделка, заключенная стороной корпоративного договора в его нарушение, может быть признана судом недействительной по иску участника такого договора, но только при условии, что другая сторона сделки знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных корпоративным договором. Стороны договора не вправе ссылаться на его недействительность в связи с тем, что он противоречит положениям устава общества.