Проблемы публично правовых компаниях в российской федерации. Публично-правовые компании — новый вид юрлица для госкорпораций

1. Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями, созданная Российской Федерацией в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или решения Правительства Российской Федерации,может быть создана путем реорганизации государственной корпорации, государственной компании на основании федерального закона, определяющего порядок такой реорганизации,путем реорганизации акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация, на основании решения Правительства Российской Федерации, может быть создана в целях проведения государственной политики, оказания государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера.

Учредителем публично-правовой компании является Российская Федерация.

Публично-правовая компания имеет банковский счет в Центральном банке Российской Федерации, а также вправе открывать банковские счета в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено решением о ее создании.

4. Публично-правовая компания, если иное не предусмотрено решением о ее создании, имеет право:

1) создавать филиалы и открывать представительства, в том числе за пределами Российской Федерации;

2) создавать коммерческие и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами, принимать участие в российских и иностранных организациях, в том числе в хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах, для достижения целей, предусмотренных решением о создании публично-правовой компании. Порядок участия в иностранных организациях устанавливается наблюдательным советом публично-правовой компании (далее - наблюдательный совет);

3) принимать участие в ассоциациях (союзах) и иных объединениях организаций.

5. Решением о создании публично-правовой компании могут быть определены иные права публично-правовой компании.

6. Публично-правовая компания вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для достижения которых она создана.

7. Публично-правовая компания отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с настоящим Федеральным законом.

8. Российская Федерация не отвечает по обязательствам публично-правовой компании, а публично-правовая компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации.

9. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью публично-правовой компании.

Органами управления публично-правовой компании являются наблюдательный совет, генеральный директор публично-правовой компании, а также правление публично-правовой компании в случае, если его создание предусмотрено решением о создании публично-правовой компании.

Реорганизация и ликвидация публично-правовой компании, созданной на основании решения Правительства Российской Федерации, осуществляются на основании решения Правительства Российской Федерации.

Реорганизация и ликвидация публично-правовой компании, созданной на основании федерального закона, осуществляются на основании федерального закона.

1. Реорганизация публично-правовой компании осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Публично-правовая компания может быть преобразована в хозяйственное общество или фонд.

3. Решением о реорганизации публично-правовой компании должны быть, в частности, определены порядок и сроки опубликования отчета (отчетов) о распоряжении денежными средствами и другим имуществом, принадлежащими публично-правовой компании на дату принятия решения о ее реорганизации.

62.Публично-правовые образования как субъект предпринимательского права.

современное гражданское законодательство традиционно рассматривает Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования (далее - публично-правовые образования) в качестве особых субъектов гражданского права. Являясь носителями публичной власти, данные субъекты вступают в сферу гражданско-правовых отношений на равных началах с иными участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

В гражданских правоотношениях проявления публичной власти как бы нейтрализуются: публичная власть сохраняется и продолжает принадлежать законным образованиям, но на частные права она повлиять не может. Это обстоятельство еще раз подтверждает тезис о глубинных внутрисистемных связях в праве, где тесно переплетаются частно-публичные элементы.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, как и другие субъекты гражданского права, могут участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако их правоспособность обладает рядом особенностей, связанных прежде всего с тем, что они являются главными субъектами публичного права – носителями власти. При этом в частноправовых отношениях, соблюдая такой важный принцип гражданского права, как равенство сторон, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования отказываются от своего особого положения. Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса они участвуют в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах. И все же, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований по вмешательству в гражданско-правовые отношения достаточно велики.

Характер государства как субъекта гражданского права выражается в том, что хотя оно и является организацией, но, тем не менее, не выступает в гражданском обороте юридическим лицом. Поэтому в российском гражданском праве классификацию субъектов составляют физические, юридические лица и особое лицо – государство. Однако законодатель на государство распространяет нормы, которые определяют участие юридических лиц в гражданских отношениях. Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.

Правоспособность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований не может быть тождественна правоспособности физических и юридических лиц. Это связано с тем, что их правовая природа, с одной стороны, позволяет (или, напротив, не позволяет) Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям приобретать ряд прав, доступных (не доступных) физическим и юридическим лицам и возлагать (не возлагать) некоторые обязанности доступные (или недоступные) физическим и юридическим лицам. Например, государство может приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. Но при этом не может передавать имущество по наследству, иметь свое имя. С другой стороны, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, а не для удовлетворения своих частных интересов. Эти цели и предопределяют правоспособность Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса).

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления.

Участие в гражданских правоотношениях и ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через созданные им государственные юридические лица, а именно государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые государством учреждения. При этом, как правило, государство отвечает по долгам созданных им юридических лиц и контролирует деятельность последних. Однако не всегда созданное государством юридическое лицо одновременно действует и от своего собственного имени, и от имени государства, как, например, министерство или федеральное агентство, которые в гражданском обороте могут представлять государство, но в то же время действуют и как самостоятельные юридические лица, приобретающее права и обязанности для себя, а не для государства.

Что же касается органов государственной власти, то они в гражданском обороте действуют не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. Так, согласно п. 1 и 2 ст. 125 Гражданского кодекса, от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Также от имени государства в гражданском обороте могут выступать как представительные, так и исполнительные органы Российской Федерации – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, различные министерства и федеральные агентства и др., а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица – государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица (п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса).

Каким бы образом государство ни участвовало в гражданском обороте – непосредственно или через созданные им юридические лица и органы государственной власти, – следует особо заметить, что принцип иерархии отходит на задний план и главенствующим становится принцип равноправия, хотя особый режим государства наряду с физическими и юридическими лицами, безусловно, прослеживается. Так, государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 Гражданского кодекса. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество. Государство выступает участником сделок, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом не существует никаких ограничений по видам, содержанию и форме совершаемых государством сделок. Также государство участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом.

Однако, когда государство становится участником гражданско-правовых отношений, оно, также как и иные участники гражданского оборота, может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов. В ст. 126 Гражданского кодекса закрепляется, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования по своим обязательствам несут самостоятельную имущественную ответственность. При этом они не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Так, государственные юридические лица при причинении ими вреда отвечают самостоятельно. Однако в п. 6 ст. 126 Гражданского кодекса предусмотрено исключение, согласно которому это правило не распространяется на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации. Кроме того, государство отвечает за вред, причиненный гражданину действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, независимо от их вины. Ответственность государства наступает в случаях незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ и в других случаях.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 16 Гражданского кодекса). Также согласно ст. 306 Гражданского кодекса ответственность государства наступает, в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности. Убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством, а споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств регулируются ст. 127 Гражданского кодекса и определяются законом об иммунитете государства и его собственности

Однако в двух случаях публично-правовые образования вправе воспользоваться своей властью:

согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 и. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Публично-правовые образования создаются для достижения строго определенных целей, поэтому их участие в гражданских правоотношениях обусловлено достижением этих целей и является следствием объективной необходимости.

В состав гражданской правоспособности публично-правовых образований входят такие элементы, которые юридическим и физическим лицам просто не присущи.

Таким образом, можно говоритьо специальной гражданской правоспособности , которая имеет свои особенности, а именно:

государственные образованиявправе быть собственниками любых вещей, в том числе изъятых из оборота и ограниченных в обороте, причем без соблюдения каких-либо условий. Более того, некоторые элементы гражданской правоспособности могут принадлежать только государству, например государственная монополия на определенные виды деятельности;

публично-правовые образованиямогут приобретать имущество в собственность по специфическим основаниям (принудительное отчуждение, изъятие, национализация, реквизиция и конфискация);

имущество публично-правовых образований переходит в частную собственность по особым правилам, образующим институт приватизации;

именно публично-правовые образования (и никто другой) вправе создавать унитарные предприятия и т. п.;

в некоторых отношениях публичное образование участвовать не может (договор коммерческой концессии, договор ренты и др.).

Многие положения об участии публично-правовых образований в гражданском обороте подчиняются нормам о юридических липах, являющихся некоммерческими организациями. Это вытекает из смысла нормы п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которой к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

К публично-правовым образованиям не могут быть применены многие нормы, регламентирующие правовое положение юридических лиц, как-то: нормы о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их учредительных документах, отношениях с учредителями, государственной регистрации и др.

Однако не ко всем юридическим лицам применяются общие положения - для ряда из них установлены специальные основания. Что касается государственной регистрации, то муниципальные образования, равно как и их уставы, могут подлежать государственной регистрации, а в государственной регистрации таких публично-правовых образований, которые сами относятся к числу государственных - Российской Федерации и ее субъектов - просто не существует необходимости.

Кроме того, необходимо отмстить, что если понятие юридического лица определяется исключительно в гражданском праве, то конструкция государства (государственного или муниципального образования) - предмет изучения конституционного (государственного) и административного права. Поэтому раскрытие вопроса о правовой природе указанных образований, их сущности и признаках не может быть осуществлено только на основе методов науки гражданского права.

В связи с тем что метод гражданско-правового регулирования прямо противоположен административно-правовым методам, необходимым условием вступления государства (государственного или муниципального образования) в гражданский оборот является «отказ» этого субъекта от некоторых только ему присущих характеристик (суверенитет, власть), входящих в противоречие с общими принципами гражданского права. В связи с этим в п. 1 ст. 124 ГК РФ в отношении государства (государственного или муниципального образования) еще раз (как и в и. 1 ст. 1 ГК РФ) получил закрепление принцип равенства всех участников гражданских правоотношений.

63.Решение об учреждении юридического лица. Государственная регистрация юридического лица.

Статья 50.1. Решение об учреждении юридического лица

1. Юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

2. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично.

В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно.

3. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

В решении об учреждении корпоративного юридического лица (статья 65.1) указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

В решении об учреждении юридического лица указываются также иные сведения, предусмотренные законом.

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

2. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

4. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

5. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.

6. Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

7. Убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

8. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

24 июня 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту о вопросах финансового контроля участников бюджетного процесса Законопроектом предлагается внести в Бюджетный кодекс комплексные изменения, направленные на совершенствование нормативного правового регулирования в сфере контроля за исполнением бюджетов всех уровней. Предусматривается расширение сферы государственного (муниципального) финансового контроля. Поправки к законопроекту подготовлены Минфином России. Поправками к законопроекту, в частности, предлагается исключить из преамбулы Бюджетного кодекса указания на то, что Бюджетный кодекс устанавливает основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Одновременно в преамбуле Бюджетного кодекса предлагается указать, что Бюджетный кодекс устанавливает порядок применения бюджетных мер принуждения.

10 июня 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту о внесении изменений в систему межбюджетных отношений Законопроектом предусматривается возможность предоставления из бюджета субъекта Федерации субсидий («горизонтальных» субсидий) бюджетам других субъектов Федерации, а также предоставление местным бюджетам дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Поправками к законопроекту в том числе предлагается установить правовые основания для проведения уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа субъекта Федерации квалификационным требованиям.

10 июня 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту об ипотечных ценных бумагах Законопроектом предлагается обеспечить возможность включения права требования по кредитам и займам, обеспеченным залогом прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве (далее – ДДУ), в ипотечное покрытие облигаций. Поправками к законопроекту предусматривается актуализация его положений в связи с внесением изменений в законодательство в сфере участия в долевом строительстве многоквартирных домов и других объектов недвижимости. С 1 июля 2019 года ДДУ должны заключаться только с использованием счетов эскроу. Поправками предусматривается, что в случае если в ипотечное покрытие облигаций включены права требования, обеспеченные залогом прав требования участника долевого строительства по ДДУ, то при расторжении такого договора денежные средства, находящиеся на счёте эскроу, подлежат перечислению на залоговый счёт участника долевого строительства, права по которому переданы в залог, и должны выступать обеспечением по соответствующим облигациям.

20 мая 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту об административной ответственности за самовольное строительство Законопроектом предлагается уточнить положения части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, распространив её санкции не только за строительство и реконструкцию объектов капитального строительства без соответствующего разрешения, но и за строительство и реконструкцию, которые приводят к нарушению установленных предельных параметров. Поправками предлагается исключить из законопроекта положения, предусматривающие установление ответственности за неисполнение в установленный срок решения о сносе самовольной постройки или о её приведении в соответствие с установленными требованиями, вынесенного судом или органом местного самоуправления городского округа, поселения в соответствии с гражданским законодательством. Предлагаемое изменение исключает возможность при одном нарушении, связанном с неисполнением решения о сносе самовольной постройки, применить к нарушителю несколько мер ответственности.

26 марта 2019 , Таможенно-тарифное регулирование Правительство направило в Госдуму поправки к законопроекту об освобождении от уплаты вывозных таможенных пошлин ряда товаров, предназначенных для разведки и добычи углеводородного сырья Законопроектом предлагается освободить от уплаты вывозных таможенных пошлин топливо, моторные масла и смазочные материалы, вывозимые из России для обеспечения работы судов, которые используются в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации или в российском секторе дна Каспийского моря для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья. Поправки к законопроекту подготовлены Минэнерго России. В целях устранения правовой неопределённости относительно видов товаров, подлежащих регулированию законопроектом, поправками предлагается заменить в статье 1 законопроекта слово «товары» словом «топливо». Также поправками предусмотрено указание конкретной единицы измерения количества топлива – в единицах валовой вместимости. Поправки не вносят в законопроект изменений концептуального характера.

20 марта 2019 , Автомобильный транспорт. Безопасность дорожного движения Правительство направило в Госдуму поправки к законопроектам о совершенствовании системы техосмотра транспортных средств Законопроекты направлены на противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств, а также на противодействие незаконному оформлению диагностических карт, сертификатов соответствия и деклараций о соответствии лицами, которые не имеют разрешения на такую деятельность. Предусматривается также усиление административной ответственности всех участников системы техосмотра. Поправками к законопроектам, в частности, предлагается закрепить возможность индивидуальных предпринимателей выполнять функции технического эксперта.

20 марта 2019 , Спорт высших достижений и массовый спорт Правительство направило в Госдуму поправки к законопроектам о подготовке и проведении в России матчей чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года Цель законопроектов – создание правовых основ для комплексной реализации гарантий Правительства России Союзу европейских футбольных ассоциаций и обеспечение проведения в России матчей чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года. Поправками уточняются ряд положений законопроектов в связи с тем, что по итогам инспекции 2018 года UEFA сформировала дополнительные нормативные предложения по совершенствованию правил, которые должны применяться при подготовке к чемпионату Европы.

20 марта 2019 , Правительство направило в Госдуму поправки к законопроекту, направленному на повышение достоверности данных в кредитных историях физических и юридических лиц

19 марта 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Правительство направило в Госдуму поправки к законопроекту, направленному на предотвращение проведения незаконных азартных игр и лотерей под видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

18 марта 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту об освобождении от уплаты вывозных таможенных пошлин ряда товаров, предназначенных для разведки и добычи углеводородного сырья Законопроектом предлагается освободить от уплаты вывозных таможенных пошлин топливо, моторные масла и смазочные материалы, вывозимые из России для обеспечения работы судов, которые используются в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации или в российском секторе дна Каспийского моря для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья. В целях устранения правовой неопределённости относительно видов товаров, подлежащих регулированию законопроектом, поправками предлагается заменить в статье 1 законопроекта слово «товары» словом «топливо». Также поправками предусмотрено указание конкретной единицы измерения количества топлива – в единицах валовой вместимости. Поправки не вносят в законопроект изменений концептуального характера.

14 марта 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Правительство направило в Госдуму поправки к законопроекту об изменениях в порядке создания и реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий

11 марта 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения проекты поправок Правительства к законопроектам о подготовке и проведении в России матчей чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года Цель законопроектов – создание правовых основ для комплексной реализации гарантий Правительства России Союзу европейских футбольных ассоциаций и обеспечение проведения в России матчей чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года. Поправками уточняются ряд положений законопроектов, устанавливаются случаи, когда не уплачивается госпошлина за регистрацию юридических лиц, аккредитацию филиалов иностранных организаций, выдачу приглашений и виз иностранным участникам чемпионата Европы.

4 марта 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту об изменениях в порядке создания и реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий Законопроектом предусматривается внесение в законодательство изменений, которыми устанавливается запрет на создание унитарных предприятий или изменение их видов деятельности, за исключением отдельных случаев. Поправками к законопроекту предусматривается, в частности, расширение случаев, в которых может быть создано унитарное предприятие.

4 марта 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту, направленному на повышение достоверности данных в кредитных историях физических и юридических лиц

4 марта 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту, направленному на предотвращение проведения незаконных азартных игр и лотерей под видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

21 декабря 2018 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О поправках Правительства к законопроекту, направленному на развитие систем учёта электрической энергии Законопроектом предлагается установить требования об обязательном использовании сетевыми организациями интеллектуальных приборов учёта электроэнергии, обеспечивающих предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электроэнергии минимального набора функций, который должна предоставлять интеллектуальная система учёта электроэнергии. Поправками к законопроекту предусматривается перенесение с 1 июля 2020 года ответственности за организацию учёта электроэнергии с потребителей на квалифицированных субъектов рынка электроэнергии (сетевые организации и гарантирующих поставщиков). Это позволит снять с потребителей электроэнергии несвойственные им функции по установке, замене, обслуживанию и поверке приборов учёта электроэнергии.

28 ноября 2018 , Экологическая безопасность. Обращение с отходами О поправках Правительства к законопроекту об уточнении порядка установления административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды Поправками к законопроекту предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях нормами об усилении ответственности за нарушение требований законодательства об экологической экспертизе и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

7 ноября 2018 , Телекоммуникации. Электросвязь О поправках Правительства к законопроекту об отмене дифференцированных тарифов мобильной связи Законопроектом предлагается отменить дифференцированные тарифы на услуги связи в зависимости от нахождения абонентов в том или ином субъекте Федерации, а также отменить для абонента, находящегося за пределами территории субъекта Федерации, указанной в решении о выделении оператору связи ресурса нумерации, включающего в себя выделенный этому абоненту номер, платы за телефонное соединение, установленное в результате вызова другим абонентом. Поправками предлагается изложить текст законопроекта в новой редакции, предусмотрев в том числе норму о том, что на территории России оператор подвижной радиотелефонной связи в своей сети связи устанавливает одинаковые условия оказания услуг подвижной радиотелефонной связи абоненту в случае его нахождения в пределах территории субъекта Федерации, указанной в решении о выделении оператору связи ресурса нумерации, включающего в себя выделенный этому абоненту абонентский номер, и за пределами такой территории.

16 октября 2018 , Продовольственный рынок О поправках Правительства к законопроекту об изменениях в правовом регулировании вопросов возврата торговыми сетями не проданных продовольственных товаров поставщикам Законопроектом, в частности, предлагается дополнить Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» положением, запрещающим ритейлерам заключать договор, содержащий условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определённого срока. Поправками к законопроекту предлагается установить запрет на заключение договоров поставки, которые содержат условие о возврате поставщику продовольственных товаров, срок годности на которые установлен до 30 дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости. Кроме того, предлагается установить запрет на навязывание торговыми сетями поставщику условий о возврате продовольственных товаров, срок годности которых составляет свыше 30 дней.

1

Научный руководитель: Рябова Е.В., кандидат юридических наук, доцент

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Одна из тенденций современного развития мировой экономики проявляется в том, что, несмотря на тип экономики, во многих государствах важное место в системе предоставления жизненно-необходимых услуг занимают предприятия и организации, которые полностью или частично принадлежат государству. При этом в каждом из государств используется собственный подход к определению термина «государственная корпорация» («государственная компания») и формированию критериев для отнесения того либо иного юридического лица к категории «государственное».

В Российской Федерации в качестве полноправных субъектов гражданского оборота государственные корпорации получили свое легальное закрепление в 1999 г. путем принятия поправок в текст Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ). В Закон была введена специальная ст. 7.1, из которой следует, что: «государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, которая учреждена Российской Федерацией на основе имущественного взноса и создана для осуществления социальных, управленческих либо иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается в соответствии с федеральным законом».

Однако, с момента появления в российском законодательстве нормы, предусматривающей возможность создания юридического лица в организационно-правовой форме государственной корпорации, до 2007 г. законодателем она применялось только дважды – при учреждении Агентства по реструктуризации кредитных организаций и Агентства по страхованию вкладов. Пик массового создания государственных корпораций пришелся на 2007 г. Государство образовало шесть таких структур – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «Внешэкономбанк», «Роснанотех» («Роснано»), «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом». В последующем ряд из них был упразднен либо реорганизован, в результате чего на конец 2017 г. в отечественной экономике функционируют шесть государственных корпораций (Агентство по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Внешэкономбанк», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос») и одна государственная компания «Автодор», по своему статусу практически идентичная государственной корпорации.

Если проанализировать все озвученные в юридической литературе мнения, то мы можем выделить следующие специфические черты, присущие правовому статусу государственной корпорации, отличающие ее от корпорации, в ее обычном гражданско-правовом понимании:

Государственные корпорации наделены целым комплексом властных полномочий, в частности, правом нормативно-правового регулирования, что, как следует из общей теории права, является исключительной прерогативой государственных органов власти;

У государственных корпораций отсутствуют учредительные документы (уставы), их функции выполняет федеральный закон. Как результат, появление парадоксальной с правовой точки зрения ситуации: юридические лица, имея одну организационно-правовую форму, осуществляют свою деятельность не на основании Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), как обычные юридические лица, а в соответствии с положениями разных законов а, значит, не всегда по одинаковым правилам ;

Реорганизация или ликвидация государственной корпорации возможна лишь на основании специального федерального закона. Правила, регламентированные в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), в отношении госкорпораций не применяются;

В отношении деятельности государственных корпораций действует целый ряд исключений из общих правил, которые применяются ко всем юридическим лицам. Например, на Агентство по страхованию вкладов, которое в системе обязательного страхования вкладов признается страховщиком, не распространяются общие требования о лицензировании страховой деятельности.

Если обратить внимание на представленный (далеко не полный) перечень особого правового статуса государственных, то наиболее важным элементом следует признать наделение их отдельными властными полномочиями, что никак не корреспондирует правовому статусу всех остальных юридических лиц. Автор поддерживает точку зрения Д.В. Новака о том, что «государственные корпорации должны рассматриваться в качестве группы юридических лиц, цель создания которых – «решение общих дел». Для достижения указанной цели государство может их наделять отдельными властными полномочиями» .

Значение государственных корпораций в системе отечественной экономики экспертами оценивается неоднозначно. Одни их критикуют, предлагая «упразднить, преобразовать данную организационно-правовую форму в иные формы юридических лиц без наделения специальным статусом и привилегиями» . Другими, напротив, озвучивается мнение об эффективности деятельности таких организаций . При этом практически все из них сходятся во мнении о недостаточности правовой регламентации статуса государственных корпораций.

Мы полагаем, что растущая потребность в совершенствовании всего законодательного массива, регламентирующего правовой статус государственных корпораций, дала толчок для развития идеи о создании публично-правовых компаний и принятии специального закона, обобщающего их регулирование.

Новая организационно-правовая форма юридического лица – «публично-правовая компания» – в правовой оборот официально была введена в 2014 г. путем принятия поправок в ст. 50 ГК РФ , а Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 236-ФЗ) уже были определены правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. 29 июля 2017 г. был принят Федеральных закон, предусматривающий создание первой публично-правовой компании, цель которой – осуществление защиты прав участников долевого строительства .

Как закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ, публично-правовая компания – это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества. Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т.е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, ч. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ). Создается публично-правовая компания либо указом Президента РФ, либо на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации: акционерного общества со 100-процентным участием РФ; государственной компании; некоторых государственных корпораций.

По верному утверждению О.В. Романовской, анализ Федерального закона № 236-ФЗ позволяет прийти к выводу о том, что государство активно занимается поиском форм собственного участия в предпринимательской деятельности, нацеленной на реализацию публичных функций (когда государственные ресурсы вкладываются в развитие того или иного сектора экономики, благодаря чему появляется некоторая прибыль, но которая, в свою очередь, не является самоцелью). Публичные функции с течением времени видоизменяются, что предопределяет изменение и форм участия в их реализации .

При этом, можем предположить, что основная цель, которую преследовал законодатель при разработке Федерального закона № 236-ФЗ, заключалась в унификации законодательного регулирования деятельности государственных корпораций, а также государственных компаний, разрозненного по специальным законам, узко направленным на регламентацию деятельности каждой государственной корпорации в отдельности . Ввиду схожести конструкций, в научной среде высказывалось мнение о том, что публично-правовая компания является ни чем иным как новым названием государственной корпорации .

Исходя из содержания Пояснительной записки к законопроекту, следует, что публично-правовые компании должны стать тем знаменателем, к которому должны быть приведены государственные корпорации и государственные компании . В том числе разработчиками законопроекта особо указывается, что согласно Плану-графику, утвержденному Председателем Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 6793п-13, существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания «Автодор» должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы. Вместе с тем, согласно Плану-графику в форму публично-правовой компании предполагается преобразовать только государственные корпорации «Внешэкономбанк» и Агентство по страхованию вкладов. Но ведь этими организациями перечень государственных корпораций не исчерпывается.

В самом Федеральном законе № 236-ФЗ какие-либо уточнения, касающиеся статуса государственных корпораций, отсутствуют. В ГК РФ, несмотря на внесение изменений, связанных с введением в законодательство новой организационно-правовой формы юридического лица – публично-правовой компании, положения, относящиеся к государственным корпорациям, изменены не были. Это означает, что правовой статус государственных корпораций по-прежнему определяют: статья 7.1 Федерального закона № 7-ФЗ и федеральные законы о создании конкретных государственных корпораций.

С учетом имеющегося к настоящему времени законодательного массива, возникает вполне закономерный вопрос о соотношении государственных корпораций и публично-правовых компаний.

Первое на что следует обратить внимание, это цели создания данных юридических лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Федерального закона № 7-ФЗ целью создания государственных корпорация является осуществление управленческих, социальных и иных общественно полезных функций. Этим положением, по словам Ю.А. Тарасова и Г.С. Игнатенко, существенно ограничивается сфера их применения в качестве инструмента государственной экономической политики . Из ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ следует, что публично-правовая компания может быть создана в случае необходимости «проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в конкретных сферах и отраслях экономики, для реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе социально-экономического развития регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера». Следовательно, публично-правовые компании нацелены на решение гораздо более широкого круга задач, чем государственные корпорации.

Для достижения поставленных целей на публично-правовые компании возлагается широкий круг правомочий. В частности, они наделяются правами по созданию филиалов и представительств, приобретению активов, созданию коммерческих и некоммерческих организаций, правом на принятие участия в российских и иностранных организациях и правом членства в ассоциациях и союзах (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 236-ФЗ). У государственных корпораций (равно как и государственных компаний) такие полномочия отсутствуют.

Признает различия между государственными корпорациями и публично-правовыми компаниями и законодатель. Об этом свидетельствует отсутствие цели на преобразование существующих государственных корпораций в новую форму. В ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ закреплено положение о том, что уже существующие государственные корпорации не подлежат реорганизации в публично-правовые компании. При этом новые государственные корпорации не создаются.

Однако, несмотря на наличие указанных выше и иных особенностей, большинство юристов сходятся во мнении, что публично-правовые компании по своей сути представляют собой не что иное, как новую версию такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация (с некоторым расширением их функций) . Подтверждает этот вывод и факт разработки и принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации», направленного непосредственно на унификацию законодательства о государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение эффективности и прозрачности их деятельности путем введения новой организационно-правовой формы. Последние по замыслу разработчиков закона должны быть преобразованы в публично-правовые компании, но, скорее всего, будет не все так просто. Государственные корпорации, имея одну организационно-правовую форму, существенно различаются объемом прав и обязанностей, в первую очередь, в сфере выполнения государственно-властных полномочий. Наиболее яркой индивидуальностью в указанной сфере отличается корпорация «Росатом». Как верно подмечено О.В. Романовской, «при всей шлифовке статуса «Росатома» (в целях исключения ее из перечня органов государственной власти), ее публично-правовое предназначение (а точнее, ее государственный статус) не может быть скрыт витиеватыми фразами об отношении государственной корпорации к некоммерческим организациям. Исходя из этого, поиск оптимального сочетания властных и частноправовых форм участия государства в экономической сфере не исчерпан. По-видимому, публично-правовая компания – только определенный этап развития института государственного участия в экономике» .

Резюмируя вышеизложенное, можем предположить, что развитие законодательства о государственных корпорациях, равно как и публично-правовых компаний не закончено. При этом, неоспоримым следует признавать факт наличия специфики правового статуса таких юридических лиц, вытекающего из большого объема реализуемых ими публичных функций. В сущности, государственная корпорация (как и публично-правовая компания) должна быть отнесена к юридическим лицам публичного права, проблема заключается в том, что с точки зрения законодательства такой категории не существует. К тому же, в условиях отсутствия единообразного понимания сути «юридического лица публичного права» крайне некорректным представляется определение сущности создаваемой организационно-правовой формы через указанное понятие. То есть, отнесение Федеральным законом № 236-ФЗ публично-правовой компании к юридическим лицам публичного права не решило проблему регулирования уже фактически существующих лиц данной категории. Автор придерживается мнения о том, что функционирование в правовой системе России юридических лиц, полноценное правовое регулирование которых не может осуществляться в соответствии с нормами гражданского права, свидетельствует в пользу закрепления на законодательном уровне разделения юридических лиц на лиц частного права и лиц публичного права, с оговоркой, что статус и деятельность публичных юридических лиц должны регулироваться специальным законодательством.


Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4808.
  2. Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4767.
  3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. 1). Ст. 4169; 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4816.
  4. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
  5. Федеральный закон от 08.07.1999 № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3473.
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 14.11.2017) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 2017. № 47. Ст. 6846.
  7. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС КонсультантПлюс.
  8. Абрамова М.Г. Государство и бизнес: возможно ли эффективное партнерство? (на примере системы страхования вкладов в Российской Федерации) // Безопасность бизнеса. 2014. № 3. С. 11-14.
  9. Аюшеева И.З. К вопросу об организационно-правовых формах некоммерческих организаций // Власть Закона. 2016. № 4. С. 68.
  10. Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. С. 563-567.
  11. Курбатов А. Реформа гражданского законодательства: чего ожидать юридическим лицам публичного права? // Legal insight. 2011. № 1. [Эл. ресурс]. URL: https://zakon.ru/publication/reforma
  12. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. № 3. [Эл. ресурс]. URL: http://www.mvgp.ru/arhive/5/49/ (дата обращения: 28.12.2017).
  13. Романовская О.В. Публично-правовые компании: новеллы в системе юридических лиц // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2017. Т. 5. № 1(17). [Эл. ресурс]. URL: http://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/romanovskaya_ov_17_1_03.pdf (дата обращения: 28.12.2017).
  14. Семенихин В.В. Все о некоммерческих юридических лицах. М.: ГроссМедиа, 2014. [Эл. ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1626584/ (дата обращения: 28.12.2017).
  15. Серова О.А., Антропцева И.О., Иванов А.В. и др. Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный). [Эл. ресурс]. СПС КонсультантПлюс, 2016.
  16. Тарасов Ю.А., Игнатенко Г.С. Публично-правовая компания – новая организационно-правовая форма юридических лиц в Российском законодательстве // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 6(69). С. 257.
Количество просмотров публикации: Please wait

Понятие «публично-правовая компания» было введено в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ в рамках реформы гражданского законодательства. Это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества, наделенная публично-правовыми функциями и полномочиями и созданная на основании федерального закона, решения Правительства РФ или в результате реорганизации госкорпорации, госкомпании или акционерного общества, единственным участником которого является РФ. Правовое положение таких компаний, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регламентируется специальным федеральным законом. Что представляет из себя публично-правовая компания, для чего она создается? Ответы на эти вопросы вы найдете в комментарии экспертов 1С.

Новая организационно-правовая форма юридических лиц - публично-правовая компания (далее - ППК), - появилась в Гражданском кодексе РФ с 01.09.2014 (пп. «б» п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ). Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (далее - Закон № 236-ФЗ) определил правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Данный закон вступил в силу 02.10.2016. Ниже мы расскажем о том, что представляет собой публично-правовая компания и для каких целей она может быть создана.

Понятие и правовое положение публично-правовой компании

Публично-правовая компания - это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества (п. 1 ст. 2 Закона № 236-ФЗ). Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т. е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, п. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ).

Создается ППК указом Президента РФ или на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации:

  • АО со 100-процентным участием РФ;
  • государственной компании;
  • некоторых госкорпораций.

Основным документом ППК является ее устав (ст. 4 Закона № 236-ФЗ). ППК, в частности, имеет право (п. 4, 6 ст. 5 Закона № 236-ФЗ):

  • создавать филиалы и открывать представительства;
  • создавать коммерческие и некоммерческие организации и принимать в них участие (для достижения целей, ради которых была создана сама ППК);
  • осуществлять деятельность, приносящую доход, если это предусмотрено решением о создании ППК и ее уставом (для достижения целей, ради которых она создана).

Цели создания ППК

Публично-правовая компания может быть создана, в частности, в целях (п. 5 ст. 2 Закона № 236-ФЗ):

  • проведения государственной политики;
  • предоставления госуслуг;
  • управления госимуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных и управленческих функций и полномочий;
  • реализации особо важных госпроектов и программ.

Порядок и сроки реализации целей, поставленных перед создаваемой ППК, фиксируются в стратегии ее развития, которая утверждается наблюдательным советом компании (пп. 3 п. 1 ст. 9, ст. 14 Закона № 236-ФЗ).

Общей целью создания нового вида организаций является более гибкое и эффективное участие государства в тех сферах экономической деятельности, где использование существующих форм организаций невозможно или является ограниченным. Также при помощи ППК государство планирует ужесточить контроль над целевым использованием государственного имущества.

Особые условия отчетности

Как следует из норм Закона № 236-ФЗ, ППК с особой тщательностью должны подходить к своей отчетности. Они обязаны создавать систему внутреннего контроля и службу внутреннего аудита. Годовая бухгалтерская и консолидированная отчетность ППК подлежат обязательному аудиту организацией, отобранной в ходе конкурса. Годовой отчет направляется Президенту РФ, Правительству РФ, обеим палатам Федерального Собрания РФ, в Счетную и Общественную палаты РФ (п. 9 ст. 5, пп. 15 п. 1 ст. 9, ст. 15, 16 Закона № 236-ФЗ).

В решениях «1С:Предприятие 8» необходимые изменения, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 236-ФЗ, будут внесены с выходом очередных обновлений. О сроках см. в

Публично-правовая компания - унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

Публично-правовые компании сокращенно называют как ППК.

Разъяснение

Публично-правовая компания - это одна из , предусмотренных для .

Правовое положение Публично-правовых организаций регулируется Федеральным законом от 03.07.2016 N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Публично-правовой компанией является унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ).

Публично-правовая компания может быть создана на основании федерального закона или указа Президента Российской Федерации и действует на основании решения о создании публично-правовой компании и утверждаемого Правительством Российской Федерации устава (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ).

Пример

Публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" - создана в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд) создается Российской Федерацией в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства, средства которых привлекаются для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу жилых помещений, в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков. (ст. 2 закона 218-ФЗ)

Правовое положение публично-правовой компании (ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

1. Учредителем публично-правовой компании является Российская Федерация.

2. Публично-правовая компания имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием.

3. Публично-правовая компания имеет счет в Центральном банке Российской Федерации и (или) лицевые счета в органах Федерального казначейства, а также вправе открывать счета в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, если иное не предусмотрено решением о создании публично-правовой компании.

3.1. Правительство Российской Федерации устанавливает требования к кредитным организациям на территории Российской Федерации, в которых публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета и с которыми публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), а также срок, в течение которого публично-правовой компанией должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в кредитных организациях на территории Российской Федерации, которые перестали соответствовать указанным требованиям. При установлении требований к кредитным организациям Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) кредитной организации и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Банком России. Правительство Российской Федерации вправе установить лимиты размещения средств публично-правовой компанией в кредитной организации в зависимости от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и (или) уровня кредитного рейтинга, присвоенного кредитной организации по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации. Публично-правовая компания уведомляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о каждом открытии, закрытии, об изменении реквизитов счетов в иностранных банках, о заключении, расторжении договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) с иностранными банками и внесении в них изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить требования к иностранным банкам, в которых публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета и с которыми публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), а также срок, в течение которого публично-правовой компанией должны быть приняты меры по возврату денежных средств, размещенных на счетах и в депозиты в иностранных банках, которые перестали соответствовать указанным требованиям.

3.2. Публично-правовая компания вправе заключать договоры банковского счета, банковского вклада (депозита) с государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в случае, если это предусмотрено частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития".

3.3. Публично-правовая компания вправе открывать банковские и иные счета, заключать договоры банковского вклада (депозита) в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи, в случае включения таких кредитных организаций в перечень кредитных организаций, размещенный для указанных целей Банком России на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

4. Публично-правовая компания имеет право:

1) создавать филиалы и открывать представительства, в том числе за пределами территории Российской Федерации;

2) создавать коммерческие организации и некоммерческие организации на территории Российской Федерации и за ее пределами, принимать участие в российских организациях и иностранных организациях, в том числе в хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах, для достижения целей, предусмотренных решением о создании публично-правовой компании. Порядок участия в иностранных организациях устанавливается наблюдательным советом публично-правовой компании;

3) являться участником ассоциаций (союзов).

5. Публично-правовая компания вправе осуществлять иные права, предусмотренные решением о создании публично-правовой компании.

6. Публично-правовая компания вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено решением о создании публично-правовой компании и ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

7. Публично-правовая компания отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Российская Федерация не отвечает по обязательствам публично-правовой компании, а публично-правовая компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации.

9. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют внешний государственный аудит (контроль) в отношении публично-правовой компании.

10. Федеральными законами о создании публично-правовых компаний, а также правовыми актами Президента Российской Федерации может быть предусмотрено осуществление Президентом Российской Федерации отдельных полномочий в отношении публично-правовых компаний.

Имущество публично-правовой компании (ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

1. Имущество публично-правовой компании формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, имущества, полученного в порядке правопреемства в результате преобразования юридических лиц в публично-правовую компанию, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных публично-правовой компанией от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.

2. Состав имущества, передаваемого публично-правовой компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации. Одновременно Правительством Российской Федерации может быть установлен перечень имущества и (или) видов имущества публично-правовой компании, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам публично-правовой компании.

3. Имущество публично-правовой компании принадлежит ей на праве собственности и используется для достижения целей деятельности публично-правовой компании и осуществления возложенных на нее функций и полномочий.

4. Часть имущества публично-правовой компании по решению наблюдательного совета публично-правовой компании может быть безвозмездно передана в собственность Российской Федерации в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

5. Публично-правовая компания может формировать резервный фонд и иные целевые фонды на основании решения наблюдательного совета публично-правовой компании.

6. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в решении о создании публично-правовой компании, вправе требовать, действуя от имени публично-правовой компании, возмещения убытков, причиненных публично-правовой компании по вине органов управления публично-правовой компании.

Органы управления публично-правовой компании (ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 236-ФЗ)

Органами управления публично-правовой компании являются наблюдательный совет публично-правовой компании, генеральный директор публично-правовой компании, а также правление публично-правовой компании в случае, если его создание предусмотрено решением о создании публично-правовой компании.

Дополнительно

Организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности