Унитарные предприятия переход на 44 фз. Аналитика аналитические обзоры

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее – Изменения в законодательство о закупках, Изменения) вносятся изменения в основные законодательные акты, регулирующие закупочную деятельность:

(a) Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон 44-ФЗ);

(b) Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон 223-ФЗ).

Основная идея изменений – включение государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее – Унитарные предприятия) в контрактную систему и обеспечение тем самым соблюдения Унитарными предприятиями норм Закона 44-ФЗ при осуществлении закупочной деятельности.

В частности, Изменениями в законодательство о закупках в качестве общего правила предусмотрено исключение Унитарных предприятий из сферы применения Закона 223-ФЗ и одновременное распространение на них положений Закона 44-ФЗ. После вступления указанных изменений в силу Унитарные предприятия смогут осуществлять закупки по Закону 223-ФЗ только при соблюдении совокупности следующих условий:

(a) наличие у Унитарного предприятия положения о закупках, принятого в установленном Законом 223-ФЗ порядке;

(b) размещение положения о закупках до начала года в единой информационной системе;

(c) осуществление закупок:

(i) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в том числе иностранными), а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, либо за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; либо

(ii) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств Унитарного предприятия (за исключением ситуаций, когда такой контракт был заключен на основании пункта 2 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ – осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации).

Таким образом, применение Унитарными предприятиями Закона 223-ФЗ будет являться исключением из правил по аналогии с регулированием, действующим в отношении бюджетных учреждений. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим закупочную деятельность, станет Закон 44-ФЗ.

Порядок проведения закупок, предусмотренный Законом 44-ФЗ, предполагает существенные ограничения закупочной деятельности для Унитарных предприятий. Среди таких ограничений можно выделить следующие:

(a) ужесточение порядка планирования закупок;

Статьи 17, 21 Закона 44-ФЗ предусматривают обязанность заказчиков в установленном порядке и в предусмотренные указанными нормами сроки формировать, утверждать планы и планы-графики закупок, а также вносить в них изменения. Помимо общих правил планирования, которые будут распространяться на деятельность ГУП, указанные Изменения предусматривают, что план закупок Унитарных предприятий должен быть утвержден в течение 10 дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности предприятий (по аналогии с бюджетными учреждениями).

(b) необходимость проведения обязательного общественного обсуждения закупок в отношении отдельных закупок;

В 2014–2016 годах такое обсуждение проводится по закупкам, начальная (максимальная) цена которых превышает 1 млрд рублей; при этом региональным и местным законодательством могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения. С 1 января 2017 года случаи проведения такого обсуждения и его порядок будут установлены Правительством РФ. По результатам общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы, планы-графики закупок, документацию о закупках, кроме того, закупки могут быть отменены.

(c) необходимость соблюдения правил о нормировании закупок;

Согласно части 4 статьи 19 Закона 44-ФЗ Правительство РФ устанавливает правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Изменения в законодательство о закупках предусматривают принятие Правительством РФ аналогичных правил также в отношении Унитарных предприятий (пункт 5 статьи 2 Изменений в законодательство о закупках).

(d) установление закрытого перечня способов осуществления закупок (конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного источника) без возможности проведения закупки любыми другими способами;

Текущее регулирование закупочной деятельности Унитарных предприятий (Закон 223-ФЗ) позволяет заказчикам самостоятельно определять порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона 223-ФЗ). Статистика закупок за 2016 год (по 13 июля 2016 года) показывает, что более 47% закупок осуществляется заказчиками именно с использованием иных способов .

Переход на Закон 44-ФЗ предполагает отказ от такой свободы и возможность для Унитарных предприятий проводить закупки только способами, прямо указанными в Законе 44-ФЗ.

(e) императивное регулирование процедуры проведения закупки каждым из предусмотренных Законом 44-ФЗ способов, включая, среди прочего, требования к содержанию закупочной документации, требования к участникам закупок, срокам проведения закупок, критериям оценки заявок/предложений;

(f) установление закрытого перечня случаев осуществления закупки путем проведения запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного источника без возможности расширения перечня таких случаев;

Текущее регулирование закупочной деятельности Унитарных предприятий (Закон 223-ФЗ) дает заказчикам свободу в определении случаев проведения закупки тем или иным способом. Анализ данных о фактически проведенных закупках за 2016 год (по 13 июля 2016 года) показывает, что наиболее популярным после иных способов закупки является закупка у единственного поставщика (данный способ использовался более чем в 45% случаев) . При этом анализ положений о закупках свидетельствует о том, что заказчики активно использовали предоставленную Законом 223-ФЗ возможность самостоятельно определять случаи проведения закупки у единственного поставщика. Закон 44-ФЗ, напротив, не предполагает такой диспозитивности.

По смыслу статей 72, 83, 93 Закона 44-ФЗ указанные способы закупок применяются государственными заказчиками исключительно в случаях, перечисленных в Законе 44-ФЗ. Проведение закупок такими способами в иных случаях не допускается.

Так, запрос котировок возможен при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, а годовой объем закупок с использованием данного способа не превышает 10 % совокупного годового объема закупок и составляет не более чем сто миллионов рублей (статья 72 Закона 44-ФЗ).

Запрос предложений возможен в семи прямо перечисленных в Законе 44-ФЗ (статья 83) случаях. При этом один из таких случаев (заключение федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации) исключается с 1 января 2017 года . Большинство перечисленных в статье 83 Закона 44-ФЗ случаев являются специфичными и не имеют широкого применения (например, заключение контракта на поставку спортивного инвентаря и оборудования, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх; осуществление закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии). В этой связи для большинства Унитарных предприятий применение запроса предложений будет релевантно только в случае, когда закупка осуществляется на недопоставленное количество товара (работ, услуг) в случае досрочного расторжения ранее заключенного контракта на основании решения заказчика об одностороннем отказе, либо в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися по строго определенному перечню обстоятельств.

Основания закупки у единственного поставщика прямо перечислены в статье 93 Закона 44-ФЗ. Перечень, приведенный в данной статье, является закрытым и не подлежит расширению со стороны заказчика. Указанная статья предусматривает довольно широкий список оснований, однако большинство из них также являются специфичными и не имеют широкого применения.

(g) необходимость обосновывать закупку, в том числе начальную (максимальную) цену, в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ и принятых во исполнение указанного закона подзаконных нормативно-правовых актов;

Статьей 18 Закона 44-ФЗ установлено требование об обосновании закупок заказчиком при формировании плана закупок, плана графика. Указанное положение предполагает, среди прочего, необходимость обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Порядок такого обоснования закреплен в статье 22 Закона 44-ФЗ, которой установлены конкретные методы обоснования, а также случаи применения того или иного метода.

(h) императивное регулирование процедуры заключения, исполнения и расторжения контрактов, в том числе закрепление обязательных для включения в контракт положений;

Процесс заключения, исполнения и расторжения контракта закреплен в параграфе 7 Закона 44-ФЗ (статьи 94, 95). Указанные положения предусматривают подробное регулирование поведения заказчика на стадии, следующей после непосредственного осуществления закупки. Например, часть 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчика привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (за некоторыми прямо указанными в законе исключениями). Часть 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ устанавливает закрытый перечень оснований для изменения существенных условий контракта.

Таким образом, помимо существенного ограничения непосредственно деятельности по отбору контрагентов, Унитарные предприятия также лишаются значительной части своей свободы в дальнейших договорных отношениях.

Важно отметить, что Изменения в законодательство о закупках вступают в силу с 1 января 2017 года. Согласно пункту 9 статьи 2 Изменений до 31 декабря 2016 года Унитарные предприятия обязаны:

(a) создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ;

(b) осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона 44-ФЗ;

(c) зарегистрироваться в единой информационной системе.

Примечательно, что срок вступления в силу положений, предусматривающих указанные обязанности, – также 1 января 2017 года. Следовательно, фактически обязанности возникают только после истечения срока для их выполнения. В этой связи остается непонятным вопрос о возможности применения данных положений Изменений на практике.

Выводы

Как видно из приведенного анализа, Изменения в законодательство о закупках требуют кардинального изменения закупочной деятельности Унитарных предприятий. В этой связи Унитарным предприятиям рекомендуется заблаговременно (до вступления в силу Изменений) принять все необходимые меры в целях обеспечения готовности перехода на контрактную систему.

Среди таких мер могут быть: внесение поправок в положение о закупках в соответствии с Изменениями и размещение новой редакции положения в единой информационной системе; проведение тренингов для персонала и должностных лиц, ответственных за закупочную деятельность; подготовка пакета документов для перехода на Закон 44-ФЗ (например, плана финансово-хозяйственной деятельности, плана и плана-графика закупок, шаблона извещения о закупке, проектов государственных контрактов по типовым видам деятельности с учетом императивных норм Закона 44-ФЗ); разработка/внесение корректив в иные внутренние локальные акты, которые регулируют процесс осуществления закупок.

См. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html .

См. Федеральный закон от 03.07.2016 № 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Рассмотрим систему отношений между МУП и 44-ФЗ, последние новости в которые внес закон № 174-ФЗ от 29.06.2018. Новый акт вернул унитарным предприятиям возможность осуществлять закупки товаров, работ и услуг по закону 223-ФЗ. Так в контрактной системе произошла отмена 44-ФЗ для МУПов с 2019 года, а также и отмена 44-ФЗ для ГУПов.

Причем это касается только тех заказов, которые проводят за счет собственных средств.

Причина нововведений — отсутствие экономического эффекта от деятельности таких заказчиков в контрактную систему в 2017 г. Поэтому на вопрос: отменят ли 44-ФЗ для МУПов — можно теперь дать положительный ответ. К тому же заказы, проводимые по таким правилам, имеют более длительные сроки, нежели аналогичные закупки госкомпаний. Это не всегда удобно для унитарных организаций как государственного, так и муниципального уровней.

Например, если ГУП или МУП оказывает (теплоснабжение, водоотведение и т. д.), то в случае аварии нельзя оперативно посчитать точный объем заказа. А также такие ситуации требуют срочной ликвидации, а значит, и оперативных закупок. Что практически невозможно для заказов в контрактной системе.

Ожидается, что отмена 44-ФЗ для унитарных предприятий 2019 должна повлиять на эффективность деятельности таких организаций.

Для деятельности по новым правилам, которые отменяют 44-ФЗ для МУП в 2019 году, предприятие до 01.10.2018 должно утвердить либо изменить и опубликовать в ЕИС и . В противном случае придется проводить заказы по старым нормам до конца 2019 г.

А чтобы перейти на закон 223-ФЗ с 01.01.2019, вышеуказанные документы необходимо подготовить до 31.12.2018. Таким образом вопрос о том, отменят ли 44-ФЗ для МУПов в 2019 году, отпадает сам собой.

ГУП и МУП нужно внести правки в существующие план и план-график — убрать из них те заказы, которые будут проведены по 223-ФЗ.

Кого не коснутся изменения

Однако не все предприятия смогут воспользоваться такими новшествами, как отмена 44-ФЗ для МУП. Под новые правила не попали заказы, которые финансируются за счет субсидий федерального бюджета с целью:

  1. Капитальных вложений в строительство капитальных объектов государственной собственности.
  2. в собственность государства.

Поэтому тот факт, что 44-ФЗ для ГУПов отменят в 2019 году, на такие закупки никак не повлияет.

Чем завершится реформа

Отмена 44-ФЗ для МУПов — это только начало перемен.

С 01.01.2019 будет введен запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий, кроме случаев, когда:

  1. Организация создана в соответствии с федеральным законом либо актами Президента и Правительства.
  2. Учредитель предприятия — федеральный орган исполнительной власти, который составляет и исполняет политику в сфере безопасности и обороны государства.
  3. Организация работает в сфере естественных монополий.

Деятельность существующих государственных и муниципальных унитарных компаний на соответствие вышеуказанным требованиям будет проверять ФАС. Эта же служба будет выдавать разрешения на создание новых организаций такого типа.

Конечно, между 223-ФЗ и 44-ФЗ существует большая разница, знать которую должен как заказчик, так и поставщик. Даже объем текста и его содержание уже говорит о том, 44-ФЗ конкретизированный, жесткий, сложный, но в то же время для государства - более прозрачный и подразумевает добросовестную конкуренцию.

223-ФЗ имеет гибкую систему закупок, поэтому позволял ГУП и МУП самим решать, продукцию каких марок и у кого они будут покупать, заключая договоры. Также было больше возможностей закупать товары или услуги у единственного поставщика.

Теперь же соблюдение 44-ФЗ предусматривает строгую отчетность, и в случае нарушений требований закона налагает административную ответственность.

Следить за действиями предприятий в сфере закупок можно через Единую Информационную Систему, в которой каждый зарегистрированный участник публикует планы, графики и планы закупок.

С вступлением в силу 44-ФЗ появилась контрактная служба. Сотрудникам, входящим в состав этой группы, необходимо выполнять большой объем работ. Чтобы они могли делать это качественно, было предусмотрено обучение не менее 108 часов в различных учебных центрах.

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (

Муниципальные и государственные унитарные предприятия - это коммерческие организации, которые не владеют имуществом, которое за ними закреплено. Оно принадлежит государству, региону или муниципальному образованию. Какие изменения в закупках ГУП и МУП произошли в 2018 и ожидаются в 2019 годах, читайте в статье.

Как закупают МУПы и ГУПы

Особенностям закупок унитарных предприятий посвящена ст. 15 Закона о контрактной системе. С 2017 года все они были переведены на 44-ФЗ. Не коснулось это требование только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило Правительство. Однако позже по одному стали вводить исключения.

В 2018 году закупать по 223-ФЗ можно в следующих случаях:

  • за счет безвозмездно полученных грантов, независимо от того, от кого они получены - граждан или юрлиц, а также за счет субсидий из казны любого уровня;
  • при закупках, в которых МУП или ГУП выступает исполнителем по контракту в случае привлечения третьих лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;
  • при закупочных процедурах, в которых не участвуют бюджетные средства.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

О последнем пункте, новом для 44-ФЗ, далее расскажем подробнее. Чтобы закупать по 223-ФЗ, предприятие должно утвердить и разместить в ЕИС положение о закупках до начала года, в котором собирается проводить процедуры. Принятое решение о закупках по 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Иногда закупки проводятся за счет квартиросъемщиков и собственников жилья в многоквартирных домах. Как быть в этом случае, сообщил Минфин в своем письме от 29.01.2018 № 24-01-07/4711. Им в ведомстве прояснили исчерпывающий перечень ситуаций, когда возможно не применять 44-ФЗ. Процедур, которые проводятся за счет жильцов домов, там нет. Это означает, что такие закупки осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.

Изменения с 2018 года

С 2018 года унитарным предприятиям позволили проводить больше закупочных процедур по 223-ФЗ. Госдума приняла 21 июня Федеральный закон от 29.06.2018 № 174-ФЗ. Некоторые положения ФЗ о ГУПах и МУПах вступили в силу 29 июня 2018 года. Он разрешил МУПам и ГУПам закупать по 223-ФЗ за счет собственных средств. Поправки уже внесены в ст. 15 44-ФЗ.

Под собственными средствами понимают деньги, полученные от приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц. Это может быть, в том числе, деятельность, входящая в список основных по учредительным документам. Правда, это правило не распространяется на средства, которые предназначены для оказания и оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Какие действия предпринять ГУП и МУП, чтобы проводить закупки по 223-ФЗ по новым правилам, расскажет эксперт

ГУП и МУП вернулись обратно. Три ценных совета по 223-ФЗ

ГУП и МУП стали объектом эксперимента. Сначала они работали по Закону № 223-ФЗ. Потом в целях повышения эффективности закупок их перевели на закупки по закону о контрактной системе. Перевод себя не оправдал, ГУП и МУП снова на 223-ФЗ. Расскажем, как теперь работать тем, кто попал назад в будущее, и дадим три ценных совета, о которых можно узнать только лишь на практике.

Изменения с 2019 года: ликвидация ГУП и МУП

ФАС предложила ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые ведут деятельность на конкурентных рынках (Проект Федерального закона от 25.09.2018 № 554026-7). Причина, по мнению ведомства, состоит в том, что через ГУП и МУП заказчики уходят от закупок по Закону № 44-ФЗ. Проект Федерального закона рассматривают в Госдуме.

  • предприятие создают на основании федерального закона, акта Президента или Правительства;
  • учредителями выступают федеральные органы исполнительной власти, которые вырабатывают и реализуют госполитику в сфере обороны и безопасности;
  • предприятие ведет деятельность в сфере естественных монополий.

Отвечает предприятие перечисленным требованием или нет, определит ФАС. Без согласия контролера зарегистрировать и создать новое ГУП или МУП будет нельзя. Если унитарное предприятие не отвечает условиям из списка, учредитель обязан упразднить его в срок до 1 января 2021 года. Если требование не выполнят, ГУП и МУП ликвидируют в судебном порядке по иску ФАС.

Специалисты контрольного органа пояснили: при помощи ГУП и МУП заказчики избегают конкурентных процедур по Закону № 44-ФЗ – передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным предприятиям с целью закупок для нужд учреждения. Именно работа унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Проект одобрило и внесло в Госдуму Правительство.

Как ГУП и МУП перейти на Закон 223-ФЗ

До 1 октября предприятие вправе изменить план закупок, а также внести правки в положение или утвердить его, чтобы попасть под действие 223-ФЗ. Если организация не успевает этого сделать, то до конца года будет закупать по 44-ФЗ. Перейти на Закон о закупках отдельными видами юрлиц можно будет с нового года, если разместить положение до 31 декабря 2018-го. Рекомендуем также изменить план закупок и план-график по 44-ФЗ , исключив из них те позиции, которые будут закуплены по 223-ФЗ.

Как привлекать соисполнителей

Иногда при исполнении контрактов приходится привлекать соисполнителей. Муниципальные и государственные унитарные предприятия - не исключение. Как им привлекать сторонние организации, в своем письме от 22 декабря 2017 г. № 24-04-08/87329 рассказал Минфин.

Если унитарное предприятие выступает по госконтракту исполнителем и привлекает соисполнителей, оно может применять 223-ФЗ, но только в тех объемах, которые необходимы для исполнения госконтракта, заключенного по 44-ФЗ. Если же изначально был заключен договор по 223-ФЗ, то соисполнители привлекаются по нормам Закона о контрактной системе.