Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей: понятие, субъекты, основание, процессуальное оформление

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. Автор неизвестен

Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

1. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

2. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами, указанными в статье 27.3, части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии владельца вещей и двух понятых.

В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца.

3. В случае необходимости применяются фото– и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

4. Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. В протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото– и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фото– и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.

5. В случае необходимости товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.

6. Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

7. В случае отчуждения или сокрытия товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, лицо, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, или хранитель подлежит ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 14. 2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, –влечет наложение административного штрафа на

автора Законы РФ

Статья 27. 14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей 1. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств 1. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров,

Из книги Таможенный кодекс РФ автора Дума Государственная

Статья 371. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств 1. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств – внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации

Из книги Таможенный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 372. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств 1. Таможенный досмотр – проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров,

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 390. Идентификация товаров и транспортных средств 1. Для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные),

Из книги ГИБДД. Как вести себя, что важно знать? автора Шалимова Наталия Александровна

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, – влечет наложение административного штрафа на

Из книги автора

Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей 1. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и

Из книги автора

Статья 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств 1. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров,

Из книги автора

Статья 372. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств 1. Таможенный досмотр – проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров,

Из книги автора

Статья 390. Идентификация товаров и транспортных средств 1. Для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные),

Из книги автора

СТАТЬЯ 282. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств 1. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется, если стоимость товаров,

Из книги автора

СТАТЬЯ 372. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств 1. Таможенный досмотр – проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров,

Из книги автора

СТАТЬЯ 390. Идентификация товаров и транспортных средств 1. Для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные),

Из книги автора

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, -влечет наложение административного штрафа на

Из книги автора

2.7. Арест транспортных средств Статьей 27.14 КоАП РФ предусмотрено: «Арестованы могут быть товары, транспортные средства и иные вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения. Применяется в случае, если указанные товары, транспортные

Арест товаров, т.с. и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения: заключаетсяв составлении описи указанных товаров, т.с. и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, т.с. и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Субъекты: д.л.имеющие правоосуществлять административное задержание (10 субъектов) и д.л. уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (85 субъектов)

Основание: невозможность изъятия товаров, т.с. и иных вещей или в случаях, если их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Цель наложения ареста: обеспечить возможность взыскания штрафа, если он будет наложен за совершенное правонарушение.

- арест проводится в присутствии владельца вещей и двух понятых.

- в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца.

- товары, т.с. и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным д.л., наложившим арест.

- аресту подлежат только те товары, т. с. и иные вещи, которые явились орудием или предметом совершения правонарушения.

Арест судна, доставленного в порт РФ должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 10.1 части 1 статьи 27.2 КоАП РФ, осуществляется в соответствии со статьей 27.14 КоАП РФ.

2. Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата арестованных судов и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, устанавливаются Правительством РФ.

Судно, явившееся орудием совершения административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20 КоАП РФ, подлежит незамедлительному освобождению после внесения залога.

Процессуальное оформление:

- об аресте товаров, т. с. и иных вещей составляется протокол (в нем указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера, и о лице, во владении которого находятся товары, т.с. и иные вещи, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, данные материалы прилагаются к протоколу).

- копия протокола об аресте товаров, т.с. и иных вещей вручается лицу, привлекаемому к ответственности, либо его законному представителю.

(КоАП РФ редакция 2018-2019)

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

1. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

2. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами, указанными в статье 27.3, части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии владельца вещей, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца.

3. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

4. Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. В протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

5. В случае необходимости товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.

6. Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.

7. В случае отчуждения или сокрытия товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, лицо, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, или хранитель подлежит ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анненков Алексей Юрьевич - кандидат юридических наук, старший преподаватель Тульского института управления и бизнеса.

Шурухнов Николай Григорьевич - доктор юридических наук, профессор Московского гуманитарного университета.

В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы применения такой меры административного принуждения, как арест товаров, транспортных средств и иных вещей, на основании чего формулируются предложения по применению данной меры процессуального обеспечения (принуждении).

Ключевые слова: административное принуждение, процессуальное обеспечение, арест, производство, правонарушение, процедура, процесс.

Arrest of goods, vehicles and other items as a measure of establishing a procedure on administrative offences

A.Yu. Annenkov, N.G. Shuruhnov

The article considers the legal and organizational problems of using such a measure of administrative enforcement as an arrest of goods, vehicles and other items which usually results in formulating a proposal to apply the mentioned measure of enforcement.

Key words: administrative enforcement, procedural guarantees, arrest, proceeding, violation of law, procedure, process.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей применяется в тех случаях, когда изъятие товаров, транспортных средств и иных вещей невозможно, например, ввиду их громоздкости, большого количества либо их сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Применительно к рассматриваемому действию обеспечение производства предполагает решение вопроса о последующем взыскании штрафа, если он будет наложен как мера наказания за совершенное административное правонарушение.

Буквальное толкование ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ дает основание предполагать, что посредством действия, регламентированного этой нормой, арестованы могут быть только те товары, транспортные средства и вещи, которые являлись орудием или предметом совершения административного правонарушения. Однако в некоторых работах применительно к анализируемой мере обеспечения обоснованно указывается, что посредством ее может быть наложен арест на любые вещи, имеющие доказательственное значение по делу об административном правонарушении <1>. Такой подход представляется верным, однако он требует законодательного закрепления. Действительно, вещь (предмет) может иметь доказательственное значение для установления обстоятельств по делу об административном правонарушении, не являясь при этом орудием совершения или предметом административного правонарушения. Так, прицепное устройство, имеющее дефекты, в результате которых произошло дорожно-транспортное происшествие, подпадающее под признаки административного правонарушения, не является ни орудием совершения, ни предметом административного правонарушения, но имеет доказательственное значение. В связи с этим легитимность ареста такого транспортного средства сомнительна. По этой причине в ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ требуется внесение дополнения, указывающего на возможность ареста объектов, имеющих доказательственное значение.

<1> См.: Административно-процессуальное право / Под ред. И.Ш. Килясханова. М., 2004. С. 318.

Правовая природа данного действия состоит в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими. Выявление названных объектов может иметь место в ходе процессуальных действий, однако установление факта наличия товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, возможно и посредством иных действий, предусмотренных КоАП РФ (например, в результате направления запроса или получения показаний свидетелей, потерпевших). Отсюда следует вывод о том, что арест товаров, транспортных средств и иных вещей объективно может иметь самостоятельное значение и приобретать независимую процессуальную форму.

Являясь мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, арест товаров, транспортных средств и иных вещей носит принудительный характер. Поэтому разрешения требует вопрос о том, в каком соотношении находится рассматриваемая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении с иными мерами административно-процессуального принуждения в рамках указанного производства.

Следует сказать, что применение административно-процессуального принуждения требует особой осторожности, поскольку связано с вторжением в права и законные интересы граждан, юридических лиц. В силу чего сама мера должна выступать гарантом законности. В этой связи объективно назрела необходимость нормативно детализировать порядок производства действий, сопровождающихся возможностью принуждения в ходе производства по делам об административных правонарушениях.

Необходимо указать, что вопросы об общих, концептуальных положениях административного принуждения, в том числе и при производстве об административном правонарушении, на протяжении длительного времени активно исследуются учеными-административистами <2>. Однако пристального внимания требуют вопросы процессуальных форм реализации конкретных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, их соотношения с административно-процессуальным принуждением.

<2> См.: Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005; Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004; Тюрин В.А. Проблемы применения мер пресечения в административном праве России: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004; Хвастунов К.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004; Горяинов А.И. Правовые и организационные основы деятельности ГИБДД МВД России по применению мер административного принуждения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Ардавов М.М. Эффективность административно-правовых средств принуждения, применяемых милицией: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1998; Дворяк А.И. Меры административно-процессуального пресечения, применяемые милицией: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997; Россинский Б.В. Проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Государство и право. 2000. N 10. С. 25; Макаров Д.В. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004 и др.

Как обоснованно считает А.И. Дворяк, пресекательную функцию мер обеспечения производства "необходимо рассматривать в двух аспектах - основном и второстепенном. В качестве основной пресекательной функции мер обеспечения необходимо выделить пресечение самой возможности продолжения определенных деяний лицом, в отношении которого они применяются. В качестве второстепенной (дополнительной) - пресечение правонарушения или иного общественно-опасного деяния. Второстепенная пресекательная функция может отсутствовать именно потому, что меры обеспечения нередко применяются в условиях уже оконченного правонарушения или иного общественно-опасного деяния" <3>.

<3> См.: Дворяк А.И. Указ. соч. С. 70.

Отсюда же вытекают различия и в назначении рассматриваемых групп мер. Главное назначение мер административного пресечения состоит в том, чтобы исключить возможность доведения противоправного деяния до конца. Главное же назначение мер обеспечения производства состоит в обеспечении неуклонения правонарушителя от ответственности, а также в фиксации, сборе доказательств по установлению истины и созданию условий для последующего обеспечения исполнения административных наказаний. При этом пресекательно-предупредительный характер присущи им.

Основанием применения для обеих групп мер может являться совершение правонарушения или обоснованное подозрение в его совершении. При этом применение любой меры обеспечения производства (даже с превалирующей целью пресечения правонарушения) означает возбуждение дела об административном правонарушении. Однако уже совершенное, оконченное правонарушение является основанием применения только мер обеспечения производства.

Как представляется, формулировка ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ не вполне обоснованно выдвигает на первый план именно пресекательную направленность ареста товаров, транспортных средств и иных вещей. Возможно, это объясняется тем, что среди целей применения всех мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях первой указывается пресечение административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ). Реализации этой цели, во-первых, служит указание в ст. 27.14 КоАП РФ на возможность ареста только тех товаров, транспортных средств и иных вещей, которые явились орудиями совершения или предметами административного правонарушения. В большинстве случаев изъятие таких предметов происходит в порядке ст. 27.10 КоАП РФ в момент совершения правонарушения, что выполняет пресекательное назначение (при этом изъятые предметы могут использоваться и в качестве доказательств). Однако при невозможности или нецелесообразности их изъятия законодатель предусмотрел возможность их ареста.

Заметим, что рассматриваемая мера административно-процессуального обеспечения не связывается ст. 27.14 КоАП РФ с какими-либо иными административными процедурами, присущими пресечению административного правонарушения. Так, если изъятие вещей и документов в силу требований ст. 27.10 КоАП РФ возможно, лишь если они обнаружены на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, досмотра транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, то для ареста товаров, транспортных средств и иных вещей законодательством подобного требования не установлено. Вместе с тем указанные действия также в большинстве случаев подразумевают пресечение правонарушения.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях характеризуется рядом специфических признаков, отграничивающих его от иных достаточно многочисленных видов лишения (ограничения) права владения предметами (документами) в административном порядке.

Прежде всего это действие является процессуальным, т.е. регламентирующим порядок производства по административному правонарушению. Учитывая, что административно-процессуальные нормы предполагают разнообразные административные производства, следует уточнить, что арест товаров, транспортных средств и иных вещей должен быть предусмотрен процессуальными нормами, регламентирующими процесс доказывания в ходе производства по делам об административных правонарушениях. В настоящее время такие нормы предусмотрены КоАП РФ. Однако, очевидно, назрела настоятельная необходимость создания административно-процессуального кодекса, в котором были бы сосредоточены процедурные нормы, регламентирующие порядок всех административных производств, в том числе и по делам об административных правонарушениях.

Важным признаком ареста товаров, транспортных средств и иных вещей как способа, как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является направленность на получение сведений о фактах (доказательств). Так, в большинстве случаев не является способом собирания доказательств арест транспортного средства при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством, до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении. В данном случае транспортное средство не выступает в качестве доказательства, а его арест <4> обеспечивает своевременное принятие решения по делу об административном правонарушении. В этих случаях сотрудники милиции, пресекая правонарушение, принудительно обеспечивают выполнение предписания или соблюдения запрета, содержащегося в нормативном акте. В данном случае налицо выдвижение на первый план иной функции ареста: пресекательной и организационно-обеспечительной. В этой связи ряд авторов предлагает относить арест товаров, транспортных средств и иных вещей к мерам административного пресечения <5>. Другие авторы полагают, что рассматриваемая мера в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется в целях получения и обеспечения сохранности доказательственного материала, необходимого для всестороннего и полного разрешения дела об административном правонарушении, а также для обеспечения исполнения принятого по делу решения, например о лишении права управления транспортным средством. Кроме того, по мнению этих ученых, данная мера направлена на прекращение неправомерного владения (пользования, распоряжения) соответствующими вещами (предметами) и неправильного их использования. В связи с этим арест товаров, транспортных средств и иных вещей они относят к группе мер, направленных на получение доказательств, которые, в свою очередь, входят в группу мер административно-процессуального обеспечения. Однако, кроме того, эта мера по характеру выполняемых функций зачастую является и мерой административно-процессуального пресечения. Это означает, что арест товаров, транспортных средств и иных вещей, принадлежащих определенному лицу, для проведения процессуальных действий фактически пресекает самое возможность продолжения распоряжения и пользования этим предметом <6>.

<4> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Российская газета. 2007. 31 июля.
<5> См.: Денисенко В.В., Позднышов А.Н., Михайлов А.А. Административная юрисдикция органов внутренних дел. М., 2002. С. 37.
<6> См.: Макаров Д.В. Указ. соч. С. 128.

Так, даже в случае, когда арест транспортного средства является мерой, направленной на получение доказательств (например, в случае отсутствия документов на транспортное средство), его назначение состоит не только в создании условий для производства процессуальных действий, требующих использования предмета, на который наложен арест, но и в пресечении возможности использования данного предмета правонарушителем в дальнейшем.

Вместе с тем можно спорить с авторами, которые утверждают, что цель ареста товаров, транспортных средств и иных вещей как меры административно-процессуального пресечения состоит в выявлении, фиксации и сохранении доказательств, необходимых для всестороннего и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении <7>. Такое определение подчеркивает, что данная мера является в первую очередь мерой пресечения, однако, по нашему мнению, очевиден, прежде всего, обеспечительный характер ареста товаров, транспортных средств и иных вещей. При этом среди иных направлений обеспечения производства превалирует направленность именно на получение доказательств по делу об административном правонарушении.

<7> Там же.

Н.Г. Салищева, комментируя главу 27 КоАП РФ, на наш взгляд, также допускает смещение акцента, указывая, что в целях обеспечения законности при применении мер административного принуждения в ходе возбуждения, рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в КоАП РФ регламентируются административно-пресекательные меры, которые именуются в Кодексе мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях <8>. Дело в том, что в главе 27 КоАП РФ, действительно указывается, что целями применения мер, указанных в ней среди иных (установление личности физического лица или данных юридического лица, составление протокола об административном правонарушении; оперативное исполнение постановления; объективное рассмотрение дела), является и пресечение административного правонарушения. Однако цели применения мер, определенных главой 27 КоАП РФ являются общими для всего спектра перечисленных в ней мер. Одни действительно имеют, прежде всего, пресекательный характер: отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации, другие, в том числе и изъятие, предполагают в качестве главенствующей, наряду с существованием пресекательной, обеспечительную направленность (применительно к аресту товаров, транспортных средств и иных вещей - направленность на получение доказательств).

<8> См.: Салищева Н.Г. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях (вводный). М., 2002. С. 27.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей предполагает возможность непосредственного воздействия компетентного должностного лица на указанные предметы. В этой связи имеет смысл обратиться к используемому в административно-правовой науке понятию "непосредственного принуждения". Ряд правоохранительных органов наделяется государством полномочиями по немедленному реагированию на чье-либо противоправное поведение и его пресечение. "Немедленная реакция" реализуется через полицейские полномочия по задержанию, досмотру (осмотру) и изъятию, подкрепленные правом применения мер непосредственного принуждения. Термин "непосредственное принуждение" уже встречался в научной литературе, и авторы, употреблявшие его так или иначе, понимают под ним применение физической силы, специальных средств, оружия <9>. В научной литературе под непосредственным принуждением понимается прямое физическое воздействие, направленное на людей, животных и предметы с помощью мускульной силы, специальных (технических) средств принуждения, оружия, боевой и специальной (полицейской) техники. Что касается мер непосредственного принуждения, то к ним относят физическую силу, специальные средства принуждения, оружие, боевую и специальную (полицейскую) технику, состоящие на вооружении правоохранительных органов Российской Федерации, применение которых осуществляется в соответствии с установленными правилами и не требует предварительного вынесения акта управления. Несмотря на то что указание на необязательность акта управления, предшествующего применению непосредственного принуждения, обосновывается административистом <10>, это не главная характеристика непосредственного принуждения. Основным в этой характеристике является указание на непосредственный контакт воздействующего субъекта с субъектом, на который осуществляется воздействие в момент пресечения деяния, получения доказательства и т.д.

<9> См.: Кондрашов Б.П. Правовые основы организации и деятельности милиции России: Дис. ... канд. юрид. наук в форме научного доклада. М., 1992. С. 11.
<10> См.: Клюшниченко А.Л. Меры административного принуждения, применяемые милицией (Особенности. Классификация. Системовыражение). Киев, 1979. С. 72.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей предполагает проявление инициативы должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении. По нашему мнению, принадлежность инициативы в получении объекта компетентным должностным лицом является юридически значимым признаком, в зависимости от которого могут быть разрешены вопросы о применении принуждения. Принадлежность инициативы в получении объекта означает установление того факта, кто первый официально обратился по поводу выдачи перечисленных в законе предметов - гражданин, незаконно хранивший их, к должностным лицам правоохранительных органов или же, наоборот, должностные лица к гражданину. В первом случае выдача будет добровольной, во втором данное свойство утрачивается.

При этом следует согласиться с тем, что понятие добровольной сдачи криминальных объектов, которое должно определяться через принадлежность инициативы в получении объектов, следует отличать от их добровольной выдачи. В обоих случаях речь идет о добровольных действиях, различаются же они тем, что в одном случае говорится о сдаче объектов, в другом - об их выдаче. Под выдачей понимается такая их передача в распоряжение правоохранительных органов, которая состоялась после официального обращения соответствующего должностного лица по этому поводу.

Применительно к аресту товаров, транспортных средств и иных вещей следует считать, что он имеет место только при непосредственном контакте компетентных должностных лиц и владельцев вещей, при наличии возможности воздействовать на эти вещи, в том числе и посредством принуждения в случае заявленного требования о передаче вещи или иным образом выраженной инициативы в получении вещи. Если вещь передается по инициативе участников производства по делам об административных правонарушениях или иными гражданами, должностными лицами, то правомерно рассматривать принятие таких вещей как самостоятельное процессуальное действие (представление). В этой связи в КоАП РФ необходимо предусмотреть и регламентировать такую возможность.

Еще раз специально отметим, что арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудием совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест (ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ). В случае отчуждения или сокрытия товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, лицо, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, или хранитель подлежит ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, арест товаров, транспортных средств и иных вещей не предполагает перемещение арестованного имущества в иное место, не всегда связан с лишением лица права владения имуществом.

Как известно, содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью (ст. 209 ГК РФ) <11>. Указанные правомочия, как субъективное право собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности поведения собственника, они принадлежат ему до тех пор, пока он остается собственником. В тех случаях, когда собственник не в состоянии эти правомочия реально осуществить, он не лишается ни самих правомочий, ни права собственности в целом.

<11> О содержании правомочий собственника более подробно см.: Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 1. 6-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2004. С. 403; Гражданский Кодекс России. Проблемы. Теория. Практика // Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. редактор А.А. Маковский. М., 1998; Сафронова Т.Н. Проблемы владения в гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002; Суханов Е.А. Общие положения о праве собственности и других вещных правах // Хозяйство и право. 1995. N 6; Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991; Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995 и др.

Правомочие владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью <12>. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. При наложении ареста на имущество правомочие владения сохраняется. Собственник лишается данного правомочия в случае, например, реализации арестованного имущества и передачи имущества новому собственнику.

<12> См.: Резниченко Л.А. Правомочия собственников // Общество и экономика. 1997. N 1 - 2. С. 34.

Правомочие пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определять судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей выражается в возможности ограничения правомочий пользования и распоряжения индивидуально-определенными предметами, указанными в протоколе процессуального действия. Данные ограничения выражаются не в полном лишении собственника арестованного имущества названных правомочий, а в том, что собственник принадлежащие ему правомочия не может осуществлять по своему усмотрению.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей предполагает разрешение вопроса о судьбе арестованного имущества по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. Вопрос об указанных объектах, в отношении которых не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ), разрешается в постановлении по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

Изложенное позволяет сформулировать следующее определение. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а также имеющих доказательственное значение, является мерой (процессуальным действием) обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, сущность которого состоит в описи указанных объектов, осуществляемой уполномоченными лицами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, с принятием мер по запрету распоряжаться (в случае необходимости пользоваться) ими, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи невозможно изъять, а сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить следующее:

  1. В целях наиболее эффективного обеспечения правоприменительной практики, полноты и объективности производства по делам об административных правонарушениях начало ч. 1 ст. 27.14 КоАП РФ изложить в следующей редакции: "Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а также имеющих доказательственное значение, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей, с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия".

Указание на возможность ареста объектов, имеющих доказательственное значение, не только подчеркнет направленность данного процессуального действия, но и будет способствовать эффективности производства по делам об административных правонарушениях.

  1. Аресту товаров, транспортных средств и иных вещей как мере обеспечения производства по делам об административных правонарушениях присущи специфические признаки, позволяющие отграничить его от иных видов лишения (ограничения) права владения предметами (документами) в административном порядке. К их числу относятся: 1) закрепление процедуры ареста товаров, транспортных средств и иных вещей в процессуальных нормах; 2) направленность на получение сведений о фактах (доказательствах); 3) непосредственное воздействие компетентного должностного лица на предметы ареста; 4) инициатива уполномоченных должностных лиц в реализации действий, составляющих содержание рассматриваемой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 5) ограничение права владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом без его перемещения в иное место; 6) возможность разрешения вопроса о судьбе арестованного имущества по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.
  2. С учетом изложенного арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, а также имеющих доказательственное значение, является мерой (процессуальным действием) обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, сущность которой состоит в описи указанных объектов, осуществляемой уполномоченными лицами при наличии оснований и в порядке, установленном законом, с принятием мер по запрету распоряжаться (в случае необходимости и пользоваться), если указанные товары, транспортные средства и иные вещи невозможно изъять, сохранность может быть обеспечена без изъятия.

Библиографический список

  1. Ардавов М.М. Эффективность административно-правовых средств принуждения, применяемых милицией: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1998.
  2. Горяинов А.И. Правовые и организационные основы деятельности ГИБДД МВД России по применению мер административного принуждения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
  3. Дворяк А.И. Меры административно-процессуального пресечения, применяемые милицией: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.
  4. Денисенко В.В., Позднышов А.Н., Михайлов А.А. Административная юрисдикция органов внутренних дел. М., 2002.
  5. Дихтиевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.
  6. Клюшниченко А.Л. Меры административного принуждения, применяемые милицией (Особенности. Классификация. Системовыражение). Киев, 1979.
  7. Кондрашов Б.П. Правовые основы организации и деятельности милиции России: Дис. ... канд. юрид. наук в форме научного доклада. М., 1992.
  8. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
  9. Макаров Д.В. Правовые и организационные вопросы применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004 и др.
  10. Тюрин В.А. Проблемы применения мер пресечения в административном праве России: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004.
  11. Хвастунов К.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.
  12. Россинский Б.В. Проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Государство и право. 2000. N 10.
  13. Салищева Н.Г. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях (вводный). М., 2002.

Саратовская государственная академия права, г. Саратов
Summary. The article considers the legal and organizational problems of using such a measure of administrative enforcement as an arrest of goods, vehicles and other items. According to the results of legislatures analyses in this sphere there are the following ways out of legal regulations improvement can be found.
Key words: arrest of goods, vehicles and other items; measures of administrative enforcement; provisions procedure measures of misdemeanor cases; proceeding; violation of law.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей представляет собой меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, заключающуюся в ограничении конституционного права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ ), для предупреждения его сокрытия или отчуждения. Установление в качестве объектов принудительного воздействия вещей исключает применение рассматриваемой меры в отношении вещных прав и права требования, являющихся, наряду с вещами, составляющими понятия «имущество» в его конституционно-правовом смысле .
В науке административного права процессуальным вопросам порядка применения ареста товаров, транспортных средств и иных вещей уже уделялось пристальное внимание. Так, А. Ю. Анненков выделяет в практической реализации данной меры три последовательно сменяющих друг друга стадии: предварительную, рабочую и заключительную, каждой из которых соответствует свой набор тактических приёмов .
Анализ действующего законодательства, на наш взгляд, позволяет выделить в структуре ареста товаров, транспортных средств и иных вещей как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следующие этапы: 1) подготовительный; 2) применение ареста товаров, транспортных средств и иных вещей; 3) его документальное оформление.
  1. Подготовительный этап включает в себя производство целого ряда действий. Это установление сведений о наличии имущества, подлежащего аресту, и его местонахождении; установление владельцев данного имущества; определение круга участников ареста, а также лиц, которым арестованное имущество может быть передано на ответственное хранение; приглашение понятых; подготовка технических средств фиксации данного административно-процессуального действия.
При необходимости для участия в производстве ареста товаров, транспортных средств и иных вещей могут быть, привлечены на договорных началах бухгалтеры, товароведы, инженеры, специалисты по маркетингу, антиквары и другие компетентные специалисты незаинтересованных организаций и предприятий.
  1. В российском административно-деликтном законодательстве, как и в законодательстве иных стран СНГ, предусматривающих рассматриваемую меру в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (Республика Беларусь, Кыргызская Республика), арест товаров, транспортных средств и иных вещей применяется как к физическим, так и к юридическим лицам. Исключение составляет лишь законодательство об административных правонарушениях Республики Казахстан, определяющее в качестве субъектов принудительного воздействия данной меры лишь юридических лиц (ст. 632-1) .
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. Вместе с тем, в отличие от изъятия вещей и документов, в случаях, не терпящих отлагательства, допускается осуществление данной меры в отсутствие их владельца. К таким случаям, на наш взгляд, могут быть отнесены случаи пресечения совершающегося административного правонарушения.
Понятые предусмотрены для удостоверения факта применения данной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Однако в законодательстве таких стран, как Республика Беларусь и Республика Казахстан, при проведении ареста имущества участие понятых не требуется. С одной стороны такая ситуация обусловлена уровнем доверия законодателя указанных государств к лицам, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении. С другой стороны, наличие понятых, выступающих в качестве дополнительного источника доказательств, позволяет с большей точностью воспроизвести при необходимости содержание, ход применения и результаты производства ареста, что, вне всякого сомнения, играет позитивную роль.
Применение ареста товаров, транспортных средств и иных вещей предполагает определение содержания и пределов запретов, налагаемых на арестованное имущество, которые объявляются лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.
При необходимости товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.
В целях детального отражения хода реализации данной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 3 ст. 27.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) , могут быть применены фото- и киносъёмка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
Кроме того, компетентными должностными лицами, полномочными применять арест, должен быть разрешён вопрос о размещении арестованного имущества и обеспечении его сохранности. Вместе с тем КоАП РФ не определяет, в каких случаях товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам.
Указанное положение сочетается с установленной ответственностью лиц, в отношении которых применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, или хранителей за отчуждение или сокрытие товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест (ч. 7 ст. 27.14 КоАП РФ). Однако в российском законодательстве ответственность за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого аресту, установлена лишь ст. 312 УК РФ. В КоАП РФ ответственность за совершение соответствующего деяния в качестве самостоятельного состава административного правонарушения не предусмотрена. Административная ответственность лиц, совершивших отчуждение или сокрытие товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, наступает в соответствии с положениями ст. 17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении», либо ст. 19.1 КоАП РФ «Самоуправство».
  1. Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол с проведением их описи. В протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото- и киносъёмки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, полученные материалы прилагаются к протоколу. Кроме того, на наш взгляд, протокол процессуального действия должен содержать конкретные запреты, налагаемые на арестованное имущество, оценку каждого предмета в отдельности и стоимость всего имущества, включённого в опись, если это возможно, а также сведения о том, какие предметы опечатаны и количество печатей, наложенных на каждый предмет, если опечатывание производилось.
Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 1. - Ст. 197.
  3. Анненков А. Ю. Административно-процессуальные и организационнотактические основы ареста товаров, транспортных средств и иных вещей при производстве по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. - С. 12, 21.
  4. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-II // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2001. - № 5-6. - Ст. 24.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1. - Ч. I. - Ст. 1.