Административно-юрисдикционные производства. Административная юрисдикция: понятие, признаки, виды производств Административную юрисдикцию в судебном порядке

Административная юрисдикция – это понятие используют при регулировании различных правонарушений административного характера.

Такая юрисдикция полностью занимается регулированием процесса деятельности органов судебной системы и представительных лиц при рассмотрении дел различных административных нарушений и правонарушений. Сюда же можно отнести и регулирование процесса применения различных санкций и штрафов при совершении административных правонарушений.

Регулирование административных правонарушений

Регулированием правонарушений административных занимается кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также различные НПА (акты, правового характера).

Стоит отметить тот факт, сто в начале 21 века были большие сложности в практическом применении подобных документов, так как они не совпадали с положениями Конституции РФ. Лишь с 2002 года вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях, который позволяет решать все возникшие несовпадения.

Юрисдикция административная, в основном, применяют во внесудебном порядке. Но в некоторых случаях, при разногласиях, данная юрисдикция принимает судебный характер.

Существуют различные органы, регулирующие подобные правонарушения:

  • КДН или комиссия по делам несовершеннолетних;
  • различные административные комиссии;
  • государственные инспекции по безопасности дорожного движения;
  • различные органы судебной власти.

Юрисдикционное производство – это юрисдикция административная, применяемая на практике. Предметом юрисдикционного производства выступает спор, возникающий в связи с тем, что одна сторона считает, что ее законные интересы и права нарушаются другой стороной.

Целью административной юрисдикции является решение любых проблем законным путем с возможным применением санкций.

Задачей административной юрисдикции является рассмотрение споров и принятие решения по нему, соответствующему всем нормам, решение публично-правовых споров.

Особенности административной юрисдикции

Юрисдикция административная является специфической отраслью – разрешения конфликта или спора административного правового характера.

Особенностью можно назвать и тот факт, что такую юрисдикцию необходимо оценивать с правовой стороны спора между сторонами. Это и будет основной стороной, которая обеспечит справедливое и законное решение спора. Еще одной особенностью можно назвать необходимость применения мер административного или дисциплинарного взыскания к виновной стороне.

По итогу рассмотрения всех особенностей юрисдикции административной, необходимо отметить следующий факт, что такая юрисдикция возникает во внесудебном порядке и требует разрешения споров в законном порядке.

Формы и виды

являются:

  • возбуждение производства по делам об административных правонарушениях;
  • производство дисциплинарное;
  • производство по жалобам;
  • производство согласительное.

Становимся более подробно на каждом виде.

Дисциплинарное производство

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Санкции за дисциплинарный проступок должны быть наложены в течение месяца. По истечению шести месяцев со дня совершения проступка, привлечь виновное лицо не удастся.

Производство по жалобам

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Исполнительное производство

Под исполнительным производством понимается решение проблем через судебные органы путем возбуждения исполнительного производства с принудительным изъятием денежных средств или имущества в пользу государства.

Согласительное производство

Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.

Формы административной юрисдикции

Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:

  • Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
  • Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
  • Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
  • Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.

Основной же формой административной юрисдикции считают право применения. Важное место должно отводится применению мер взыскания к нарушителям норм права.

Функции и методы

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Реализация функций административной юрисдикции

Все функции административной юрисдикции реализовываются при помощи соответствующих методов.

Существуют так называемые универсальные методы, применяемые к любому виду деятельности: убеждение и принуждение.

При убеждении самыми популярными формами являются беседы, как индивидуального характера, так и коллективного. Они могут выражаться беседами, установление шефства и другими способами. На практике чаще всего используют беседы. Они бывают административные, ознакомительные, профилактические, воспитательные.

Принуждение выражается в прямом воздействии на объект, для достижения поставленных целей.

Органы, уполномоченные в рассмотрении дел

Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:

  • судебные органы;
  • органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.

Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.

Принципы административной юрисдикции

Как мы выяснили выше, что юрисдикция административная делится на административную юрисдикцию в судебном порядке и административную юрисдикцию, которая осуществляется в административном порядке.

Выделяют следующие принципы юрисдикции:

  • Подведомственности . Он означает, что все дела рассматриваются по подведомственности уполномоченным органом и никак иначе.
  • Уполномоченности . Этот принцип означает, что, например, составлением протокола занимается ответственное должностное лицо, уполномоченное совершать подобную процедуру в соответствии с законодательством.
  • Законности . Такой принцип за основу берет нормативные правовые акты, действующие на территории РФ. Он устанавливает правомерное и законное поведение всех членов общества.
  • Гласности . Все споры должны рассматриваться открыто, в присутствии всех сторон конфликта. Исключением лишь может являться тот факт, что лицо заявило о рассмотрении дела без его присутствия.
  • Презумпция невиновности . Этот принцип означает, что лицо считается невиновным до тех пор, пока решение и приговор суда не вступит в силу. Гражданин, который обвиняется в проступке, не обязан доказывать свою невиновность.
  • Экономичности и оперативности . Этот принцип выражается в довольно коротком промежутке времени между поступлением жалобы и вынесением решения по ней. Это позволяет свести к минимуму затраты на данное мероприятие.
  • Право на защиту . Означает, что обвиняемая сторона имеет полное право знакомиться со всеми материалами дела, привлекать адвоката или эксперта в момент рассмотрения дела.
  • Равенства граждан .
  • Ответственности . Означает, что любое должностное лицо, рассматривающее подобные споры должно принимать решения в соответствии с законодательством и никак иначе.

Все принципы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом.

Во многих странах такая юрисдикция, решаемая через судебные органы, занимает приоритетное положение, чем решение споров во внесудебном порядке. В основном к таким странам относятся страны запада. В Российской Федерации данная практика пока еще находится в процессе становления и не развита до уровня других стран.

Если проанализировать органы, занимающиеся разрешением подобных споров в РФ, лидирующее место занимают органы внутренних дел РФ.

Рассмотрение дел напрямую связано с таким понятием, как юрисдикция. Эффективное и четкое использование всех норм права зависит от компетенции должностных лиц, их знаний и правильному применению их на практике.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

установленная законодательными актами совокупность правомочий судов, органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению юридических санкций в административном порядке. Специфическая исполнительно-распорядительная деятельность по применению установленных государством нормативных предписаний к конкретным случаям разрешения конфликтных правовых ситуаций при возникновении спора о праве или нарушении установленных правил. Это одна из форм правоохранительной деятельности судов, органов управления, осуществляемая на основании и во исполнение законодательных предписаний. А.ю., как и гражданское и уголовное судопроизводство, не формирует правовых норм, а осуществляет их применение в конкретных ситуациях.

А.ю. отличается от других видов работы судов, органов государственного управления и должностных лиц и регламентируется соответствующим законодательством, например КоАП. Разрешение конкретных административных дел

и применение мер административного воздействия осуществляется гласно, с соблюдением предусмотренных законом гарантий.

А.ю. осуществляют в РФ суды, отраслевые и межотраслевые органы управления, административные комиссии при районных и городских администрациях, деятельность которых регламентируется правовыми актами субъектов РФ. Создание и деятельность сельских и поселковых административных комиссий, а в некоторых субъектах РФ - и районных, городских комиссий определяется уставами муниципальных образований (ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в. Российской Федерации").

Широкие полномочия в области А.ю. имеют: комиссии по делам несовершеннолетних , создаваемые при районных, городских администрациях либо при соответствующих органах местного самоуправления; органы внутренних дел (милиция); органы государственных инспекций и другие органы и должностные лица..

А.ю. осуществляется по правилам административного процесса (соблюдение последовательности стадий). Законом установлены: подведомственность административных дел, компетенция органов административной юрисдикции, сроки рассмотрения, порядок обжалования принятых решений. Расширены возможности судебного обжалования решений, принятых в порядке административной юрисдикции (Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").

Колодкин Л.M.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ" в других словарях:

    Установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц поразрешению индивидуальных административных дел и применению соответству ющих юридических санкций в административном порядке (без обращения… … Финансовый словарь

    1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда); 2) деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и… … Юридический словарь

    Деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке … Большой Энциклопедический словарь

    Деятельность органов государственного управления и органов местного самоуправления их должностных лиц, установленная законодательными актами, по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в… … Словарь бизнес-терминов

    административная юрисдикция - — EN administrative jurisdiction The extent, power or territory in which an office with executive or managerial authority administers justice or declares judgments. (Source: RHW /… … Справочник технического переводчика

    Административная юрисдикция - (англ. administrative jurisdiction) 1) дела, относящиеся к подведомственности органов управления (административных органов); 2) предусмотренная законодательством деятельность органов государственного управления (органов исполнительной власти) и… … Энциклопедия права

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию суда или арбитражного суда; 2) установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по… … Юридическая энциклопедия

    Деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих санкций в административном порядке. * * * АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ … Энциклопедический словарь

    Административная юрисдикция - деятельность органов государственной исполнительной власти (должностных лиц) по разрешению дел об административных правонарушениях и применению санкций соответствующих правовых норм в административном порядке, т.е. без обращения в суд.… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Установленная правовыми нормами деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.… … Большая советская энциклопедия

    АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ - – 1) круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию органов гос. власти, суда и прокуратуры. 2) Разрешение споров о праве в области гос. управления в буржуазных государствах (см.… … Советский юридический словарь

Книги

  • Криминология и административная юрисдикция полиции 2 издание , Антонян Ю. , Рассматриваются проблемы криминологического и административно-правового характера, которые касаются предупреждения преступлений и административных правонарушений. Подчеркивается необходимость…
  • Административная юрисдикция. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры , Агапов А.Б. , В учебнике рассмотрены основные виды юрисдикционной деятельности, в том числе обусловленные рассмотрением обращений граждан и административными процедурами юрисдикционного производства.… Серия: Бакалавр. Специалист. Магистр Издатель: ЮРАЙТ , Производитель:

Другие статьи по предмету Юриспруденция, право, государство

Административная юрисдикция

B.C. Четвериков

1. Понятие и основные черты административной юрисдикции

Под административной юрисдикцией понимается установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция это, по существу, подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях закрепленная в 3-м разделе КоАП РФ, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполномоченными на то органами, должностными лицами, на основании и в порядке, определенном федеральными нормативно-правовыми актами и законами субъектов РФ.

Административная юрисдикция в процессуальном отношении основана на принципах судебной юрисдикции, включает правовую оценку поведения участников административно-правовых отношений и применение к ним в необходимых случаях мер государственно-властного принуждения. Исключением в судебной юрисдикции является рассмотрение дел об административных правонарушениях судьей, который при рассмотрее нии дела об административном правонарушении руководству-V ется административно-процессуальными нормами, так же, как и прокурор. Административная юрисдикция органов исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченных должностных лиц является, по существу, обеспечивающей мерой в процессе реализации их основных функций, например, социальных, экономических, правоохранительных и других.

Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий имеющих государственно-властный характер исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции, судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.

Как правило, оба этих аспекта административного процесса не находятся в противоречии друг к другу, а дополняют друг друга.

Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.

При этом исполнительный орган, должностное лицо вправе совершать действия как по разрешению административно-правового спора, так и правоохранительные действия, которые в полной мере не относятся к деятельности юрисдикционного характера.

Например, при осуществлении контрольно-надзорных функций имеются процессуальные действия, однако административно-правовой спор отсутствует. Административно-процедурная деятельность проявляется в таких управленческих функциях как лицензирование, квотирование, регистрация и др. Административно-юрисдикционная деятельность предполагает наличие спора, в то время как административно-процедурная деятельность может проявляться в реализации таких функций, как разрешительных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих и иных. Поэтому эти аспекты комплексно проявляются в административном процессе в реализации конкретных административно-процессуальных отношениях.

Порядок разрешения дел в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ исходит из принципов административного процесса и норм, определяющих процессуальные права и обязанности участников процесса (применительно к стадиям процесса).

Юрисдикционные отношения при рассмотрении дел об административных правонарушениях регламентируются исключительно административно-процессуальными нормами. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также дисциплинарное производство по обращениям граждан, поощрительное, материальное и иное административное производство осуществляется в рамках административного процесса. Однако административно-процедурный аспект административного процесса также имеет свои веские обоснования именно в сфере государствнно-управленческой деятельнос-ти.(См.: 1. С. 303-304)

Основные черты (признаки) административно-юрисдик-ционной деятельности.

1. Юрисдикционная деятельность в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об административно-правовых спорах в объеме и порядке, определенном административно-процессуальными нормами и административными процедурами.

При этом, как правило, административно-правовые споры возникают по инициативе управляемой стороны (объекта управления), испытывающей на себе не всегда позитивное управляющее воздействие со стороны субъекта управления (органа исполнительной власти, уполномоченного должностного лица). Например, подача жалобы на неправомерные действия или решения органа исполнительной власти, должностного лица.

При рассмотрении и разрешении административных дел юрисдикционные отношения могут также возникать и по инициативе управляющей стороны (уполномоченного субъекта управления). Например, при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенным физическим или юридическим лицом, уполномоченный орган или должностное лицо принимает решение о привлечении виновного физического или юридического лица к административной ответственности.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти, например, споры различных субъектов Российской Федерации или спор субъекта РФ с Федеральным органом исполнительной власти. При решении таких споров Президент РФ может использовать согласительные процедуры (п. 1 ст. 85 Конституции РФ). В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Так как согласно п. 1 и п. 2 ст. 80 Президент Российской Федерации является главой государства, а не высшим должностным лицом федеральных органов исполнительной власти, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 80 он... обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. На основании ст. 10 Конституции РФ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения, на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Эта самостоятельность реализуется по предметам ведения и в объеме компетенции каждой ветви власти, а государственная власть едина, и это единство Президент РФ как глава государства обеспечивает соответствующими конституционными процедурами согласования взаимодействия.

3. В основе административно-правовых споров (природа которых в теории и практике недостаточно полно изучена), как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должностным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, то есть одна из сторон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или возможно ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифицирует (дает правовую оценку) правовой спор и принимает обязательное для исполнения спорящими сторонами решение. Конфликтные отношения возникают также и в случаях рассмотрения дел об административных правонарушениях. Например, рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения уполномоченным органом, должностным лицом о привлечении к административной ответственности правонарушителя, при этом возможен случай подачи жалобы гражданином на необоснованное решение о привлечении его к административной ответственности.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения административно-правовых, процедурных (в целом управленческих) споров и дел об административных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами. Процессуальные нормы устанавливают определенную процедуру рассмотрения и разрешения этой категории дел, порядок принятия по ним решений, предусматривают осуществление права на обжалование и обеспечивают исполнение принятых решений, осуществляют одновременно правоохранительные функции. То есть эти нормы определяют не только саму процедуру и порядок рассмотрения административных дел (осуществление регулятивных функций), но и влияют на существо разрешения самого спора, что позволяет судить об особом правоохранительном характере процессуальных норм.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения (точнее воздействуют на поведение субъектов их реализующих эти отношения), в процессе юрис-дикционной (государственно-властной) деятельности они создают также основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определенной стадии отношения равенства сторон, которые потом переходят в стадию неравенства, например, заключение административного договора о контрактной службе в органах внутренних дел или в вооруженных силах.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность видов административных производств, обладающих некоторой целостностью порядка и последовательности осуществления стадий производства. Это относится не только к производству по делам об административных правонарушениях, но и к дисциплинарному производству, производству по обращениям граждан (жалобам, предложениям, заявлениям, петициям и др.), к производству по делам о поощрениях, материальному производству (о возмещении материального ущерба, причиненного в результате административного правонарушения) и др.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) имеет свои специфические особенности по уполномо

ЛЕКЦИЯ 10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Виды индивидуальных административных дел и виды административных производств

Виды индивидуальных административных дел:

Дела об административных правонарушениях;

Дела о дисциплинарных проступках;

Дела об обращениях граждан;

Дела о приеме в гражданство РФ;

Дела о возмещении в административном порядке материаль­ного ущерба, причиненного государству, предприятию, учреж­дению, организации;

Дела по исполнению постановлений о наложении админист­ративных взысканий;

Дела, связанные с административным надзором;

Арбитражные дела о спорах в сфере управления и др.

Индивидуальные административные дела объединяются в отдельные виды административных производств:

производство по делам об административных правонаруше­ниях;

дисциплинарное производство;

производство по делам об обращениях граждан;

производство по делам о приеме в гражданство РФ; производство о возмещении в административном материального ущерба, причиненного государству, предприятию, учреждению, организации;

производство по исполнению постановлений о наложении административных наказаний;

производство, связанное с административным надзором;

арбитражное производство о спорах в сфере управления и другие производства.

Одной из сторон административно-процессуальных отношений всегда является судья, орган или уполномоченное должностное лицо, осуществляющие полномочия государственно-властного характера; второй стороной является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Административная юрисдикция - установленная админи­стративным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об ад­министративных правонарушениях, а также правовое рассмот­рение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях вос­становление нарушенных прав и применение в административ­но-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

Административная юрисдикция - это, по существу, подведом­ственность рассмотрения дел об административных правонару­шениях, а также рассмотрение и разрешение управленческих споров, в необходимых случаях восстановление нарушенного права и применение к виновным юридических санкций уполно­моченными на то органами в порядке, определенном законода­тельством.

Особое значение имеет административная юрисдикция при реализации правоохранительной деятельности, так как без юрисдикционных полномочий, имеющих государственно-властный характер, исполнительные органы и их должностные лица не в состоянии эффективно осуществлять правоохранительные функции; судебная же юрисдикция в реализации правосудия является основной при осуществлении всех видов судопроизводства.



Оба этих аспекта административного процесса дополняют друг друга. Они имеют сходные черты: 1) в основном внесудебный характер разрешения дел; 2) индивидуальность решения дел; 3) регламентация, как правило, одним нормативно-правовым актом.

Основные черты (признаки) административно-юрисдикционной деятельности

1. Юрисдикционная деятельность, по существу, в своей основе содержит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях и индивидуальных дел об админист­ративно-правовых спорах в объеме и порядке, определенных административно-процессуальными нормами и административ­ными процедурами.

2. Сторонами административно-правового спора могут быть и органы исполнительной власти.

3. В основе административно-правовых споров, как правило, лежит правовое разрешение уполномоченным органом, должно­стным лицом индивидуально-конкретных споров, которые по своей природе имеют субъективный характер, т.е. одна из сто­рон пытается восстановить или защитить свое субъективное или так называемое мнимое право или ущемленный интерес. В этом случае уполномоченный орган, должностное лицо квалифициру­ют (дают правовую оценку) правовой спор и принимают обяза­тельное для исполнения решение.

4. Правила и порядок рассмотрения и разрешения админис­тративно-правовых, процедурных споров и дел об администра­тивных правонарушениях регламентированы административно-процессуальными нормами.

5. Нормы административного права не только регулируют управленческие отношения, но и создают основу для особых административно-правовых отношений, имеющих на определен­ной стадии отношения равенства сторон, которые потом пере­ходят в стадию неравенства, например заключение админист­ративного договора о контрактной службе.

6. В определенной мере административная юрисдикция как система представляет собой взаимосвязанную и взаимозависи­мую совокупность видов административных производств, обла­дающих некоторой целостностью порядка и последовательнос­ти осуществления стадий производства.

7. Административная юрисдикция (подведомственность) име­ет свои специфические особенности по видам уполномоченных субъектов, ее осуществляющих. В КоАП РФ перечислен 61 субъект, уполномоченный осуществлять функции административной юрисдикции.

Юрисдикционная деятельность, кроме того, осуществляет широкий диапазон правоохранительных функций в различных отраслях права (финансовых, жилищных, земельных, водных трудовых и др.).

Отправляясь от общей характеристики административно-процессуальной деятельности, модно выделить, прежде всего, основные черты, свойственные ее юрисдикционному пониманию как наиболее предпочтительному в юридическом смысле и наиболее подверженному правовому регулированию. При этом необходимо учитывать, что административно-юрисдикционная деятельность имеет определенные границы, не позволяющие полностью отождествить ее с любым вариантом государственно-управленческой деятельности вообще. Это проявляется в следующем:

1. Административный процесс в юрисдикционном смысле своим источником имеет возникающие в сфере государственного управления специфические споры между сторонами регулируемых административно-правовыми нормами управленческих общественных отношений. Это - споры о праве административном, или же административно-правовые споры.

Юридическая природа такого рода правовых споров еще не исследована с достаточной полнотой. Однако есть все основания утверждать, что возникают они в связи со сложившимся у одной из сторон конкретного административно-правового отношения представлением о том, что ее права и законные интересы нарушаются, либо тем или иным образом ущемляются действиями второй стороны. С учетом особенностей административно-правовых отношений следует ориентироваться на то, что, как правило, административно-правовые споры возникают по инициативе управляемой стороны, испытывающей на себе управляющее воздействие того или иного субъекта исполнительной власти и считающей это воздействие (например, правовой акт управления) дефектным. Споры такого рода могут возникать и по инициативе управляющей стороны (например, при возбуждении дела о привлечении гражданина к административной ответственности), а также между различными субъектами управления (например, между исполнительными органами одного или различного уровня). Наконец, административно-правовые споры могут иметь место в случаях, когда-то или иное дело возникает по инициативе специальных правоохранительных органов (например, при опротестовании органами прокуратуры актов или действий исполнительных органов). Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М. - 1995 год.

Следовательно, как правило, основаниями административно-правовых споров являются жалобы граждан и иных участников административно-правовых отношений, а также протесты прокурора.

Развитие федеративных отношений привело к тому, что появился новый вид споров административно-правового характера, сторонами которого могут быть органы исполнительной власти различных субъектов Российской Федерации. Так, для разрешения разногласий между такими органами, а также между ними и федеральными органами исполнительной власти. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры, целью которых является достижение согласованного решения. Статья 85. Конституция Российской Федерации. Правительство Российской Федерации разрешает споры и разногласия между центральными федеральными органами исполнительной власти и правительствами республик, администрацией иных субъектов федерации, а также между министерствами, государственными комитетами Российской Федерации и т.д.

  • 2. В основе административно-правовых споров, в процессе разрешения которых осуществляется правовая оценка поведения (действий) спорящих сторон, лежат индивидуальные административные дела. Рассмотрение не любых, а только спорных конкретных дел составляет содержание юрисдикционного административного процесса (например, рассмотрение дел об административных правонарушениях, жалоб граждан).
  • 3. Разрешение административно-правовых споров предполагает установление определенного порядка, то есть правил, которыми следует руководствоваться при рассмотрении индивидуальных дел. Это означает необходимость особого правового регулирования административно-процессуальной деятельности юрисдикционального характера Агапов А.Б. Федеральное административное право России. М. - 1997 год.

Само понятие административного процесса нельзя отождествлять с такого рода порядком, ибо «порядок» в данном случае создает правовую основу процесса, как разновидности государственно-управленческой деятельности. Соответственно в механизме административно-правового регулирования выделяются устанавливающие и обеспечивающие такой порядок административно-процессуальные нормы. Например, они содержатся в республиканском Кодексе об административных правонарушениях. Назначение этих правовых норм заключается не только в определении юридических правил разрешения индивидуальных дел, но и самого характера таковых. Это означает, что административно-процессуальные нормы устанавливают границы юрисдикционной деятельности: не любое индивидуальное дело, возникающее в сфере государственного управления, составляет ее предмет, а лишь те, на которые распространяется действие установленного этими нормами порядка. Многие индивидуальные дела носят соответственно не юрисдикционный, а процедурный характер. Последнее, как уже отмечалось, нередко вообще не урегулировано правом с достаточной полнотой. Кроме того, они не содержат в себе элементы спорного правового характера. Козлов Ю.М., Потов Л.Л. Административное право. М. - 2000 год.

4. Правовое регулирование юрисдикционной административно-процессуальной деятельности придает ей юридический характер и создает основу для возникновения в рамках административного процесса особого вида правовых отношений. Это - административно-процессуальные отношения горизонтального типа, то есть в их рамках обеспечивается одинаковый правовой уровень их участников.

Но равенство сторон имеет силу до определенного момента. Таковым является момент вынесения решения по данному спору или индивидуальному делу, что относится к прерогативе субъектов процессуальных отношений, в руках которых сосредоточены юридически-властные полномочия, необходимые для такого решения.

В юрисдикционных правоотношениях практически реализуются материальные нормы административно-процессуального права. При этом административная юрисдикция, находящая свое выражение в этих отношениях, прежде всего, закрепляется в виде полномочий соответствующих исполнительных органов (должностных лиц) по разрешению административно-правовых споров.

5. Административная юрисдикция, как процессуальная категория, служив, в конечном счете, целям правоохраны, обеспечение стабильного правопорядка в сфере государственного управления.

Своим основным назначением она, следовательно, имеет, прежде всего, правовую защиту административно-правовых отношений. Одновременно в рамках административной юрисдикционной деятельности практически осуществляется защита и многих других правовых отношений (например, финансовых, трудовых, земельных, природоохранительных и т.д.). В то же время границы административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера определены таким образом, что в ее порядке происходит не только защита, но и реализация требований не только материальных административно-процессуальных норм, но и такого же рода правовых норм других отраслей российского права. Коренев А.П. Административное право России. Часть I. М. - 1996 год.

6. Административно-процессуальная деятельность юрисдикционного характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не является прерогативой исполнительных органов (должностных лиц). Конечно, она достаточно показательна именно для функционирования названных субъектов. Однако во многих случаях она может осуществляться не только во внесудебном (административном) порядке, но и в судебном, причем сфера административной юрисдикции, осуществляемой различными органами судебной власти, постоянно расширяется.

Необходимо учитывать также и то, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены всей полнотой полномочий административно-юрисдикционного характера. Как правило, это полномочия связанные с реализацией дисциплинарной власти, с разрешением жалоб граждан. Полномочия же по разрешению индивидуальных дел об административных правонарушениях, по применению мер административной ответственности закрепляются не за всеми такими субъектами. Макарейко Н.В., Черенков Е.А. Административное право в определениях и схемах. М. - 2000 год.

7. Административно-процессуальная деятельность базируется на определенных принципах, которые: во-первых, характерны для государственно-управленческой деятельности в целом, во-вторых, близки по своему характеру к принципам правосудия, в-третьих, отражает специфику административной юрисдикции. К числу таких принципов относится: законность, компетентность, процессуальное равенство сторон, охрана интересов государства и личности, достижение материальной истины, доступность, гласность, экономичность и состязательность.

Конечно, не каждый из них выражается столь отчетливо и всесторонне, как при осуществлении юрисдикции в рамках судебного процесса по гражданским и уголовным делам. Объясняется это тем, что административно-правовые споры, как правило, более просты по своему содержанию, а потому правовая оценка поведения сторон не требует той скрупулезности каковая характерна для отправления правосудия. Даже при рассмотрении таких споров народными судами (народными судьями) не всегда требуется соблюдение всех процессуальных атрибутов (например, при наложении административных взысканий). Оперативность в решении индивидуальных административных дел в силу этого - одна из главных характеристик административной юрисдикции, что не исключает необходимости тщательного разбора дел объективно нуждающихся в этом (например, при разрешении споров в Конституционном суде РФ) Котельникова Е.А., Семенцова И.А., Смоленский И.Б. Административное право. Ростов Н./Д - 2003 год.

  • 8. Административная юрисдикция имеет своим юридическим результатом соответствующие властное и одностороннее воздействие, находящее свое конечное выражение в решении вопроса либо о судьбе соответствующего индивидуального административно-правового акта, являющегося объектом спора, либо о правомерности или не правомерности поведения (действий) тех или иных лиц организаций, либо, наконец, о необходимости применения соответствующих принудительных мер в интересах восстановления или защиты правопорядка в сфере государственного управления.
  • 9. Административная юрисдикция нуждается в определенных формах своего практического выражения в зависимости от характера индивидуальных административных дел. Эта зависимость определяет выделение в рамках единого института административно-юрисдикционной деятельности определенных ее видов. Каждый из них отличается тем или иным своеобразием конкретным назначением, организационно-правовыми функциями, конкретными субъектами и т.д. На этой базе формируется понятие административного производства, под которым понимается нормативно-урегулированный вид деятельности полномочных субъектов по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел.

Совокупность административных производств - базовая характеристика административной юрисдикции. Различие между производствами проводится как по субъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету (объекту). С учетом состояния действующего российского законодательства и административно-процессуальных норм можно выделить следующие виды административного производства:

  • - производство по делам об административных правонарушениях;
  • - дисциплинарное производство;
  • - производство по жалобам;
  • - согласительное производство.

В наибольшей степени урегулировано производство по делам об административных правонарушениях. В меньшей степени это относится к дисциплинарному производству, а также к производству по жалобам (как правило, действует устаревший нормативный материал). Согласительное производство - новое и пока еще не регламентированное явление административно-юрисдикционного характера. Овсянко Д.М. Административное право. М. - 2000 год.

  • 10. Необходимо подчеркнуть, что многое из черт присущих административной юрисдикции, в той или иной степени могут быть отнесены к характеристике административно-процессуальных действий. Главное заключается в учете специфики назначения юрисдикционных и процедурных управленческих акций, что в ряде случаев игнорируется, а потому и приводит к их смещению. Так, без такого учета, выделяются, например, производства по комплектованию личного состава исполнительных органов, приватизация имущества, по применению оружия, по изобретениям и открытиям и т.п. Однако названные виды производства рассматриваются в одном массиве, например, с производством по делам административных правонарушениях, в котором элементы административно-правового спора налицо, о чем свидетельствует присущие ему элемент состязательности, создает впечатление об универсальном характере административного процесса, что не соответствует действительности. Не учитывается основное, а именно предмет производства, который не одинаков для различных вариантов административно-процессуальной действительности.
  • 11. Административная юрисдикция зависит от особенностей субъекта уполномоченного на ее осуществление. По этому критерию можно выделить такого рода юрисдикцию, осуществляемую непосредственно исполнительными органами, то есть управленческом (внесудебном) порядке, и осуществляемую судебными органами.

Вывод. В Российской Федерации пока еще система административной юстиции не сформировалась, хоты ее определенные элементы всегда наблюдались, а в последнее время они получают заметное развитие. В числе подобных элементов: судебное разрешение жалоб на неправомерное действия исполнительных органов, рассмотрение и разрешение индивидуальных дел об административных правонарушениях, разрешение споров между органами исполнительной власти различных управлений в Конституционном, Высшем, Арбитражном и общих судах. В перечисленных случаях субъектом административной юстиции являются органы, реализующие судебную власть посредством, в частности, административного судопроизводства. Статья 118. Конституция Российской Федерации. Из 118 статьи Конституции РФ вытекает необходимость приведение в единую систему пока разрозненных административно-правовых норм процессуального характера, посвященных охране прав и законных интересов граждан, а также и иных участников административно-правовых отношений, а рамках административного судопроизводства, осуществляемого как общими судами, так и Конституционным Там же. Статья 125. и Высшем Арбитражным судом. Там же. Статья 127.

Таким образом, специального субъекта административной юстиции у нас пока нет. Вопросы же, связанные с осуществлением административной юрисдикции в судебном порядке, имеют существенное значение в аспекте становления правового государства.