Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в рф. Социальная защита детей

Это состав независимых экспертов, которые контролируют выполнение «Конвенции о правах ребенка» всеми государствами-участниками . Заседания комитета проводятся в Женеве, и, обычно, это три сессии в год, состоящие из трех недель пленарных заседаний и одной недели предсессионной работы в группах.

Комитет по защите прав ребенка рекомендовал каждому государству - участнику учредить независимый механизм, предназначенный защищать и поощрять права ребенка , наделив его полномочиями по на нарушение прав детей и отслеживанию принятых мер. В России такой механизм был создан в 1998 году по инициативе Минздравсоцразвития и при непосредственном участии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Он призван обеспечить координацию всех программ в интересах детей.

Уполномоченный по правам ребенка

В итоге совместного проекта Минздравсоцразвития и ЮНИСЕФ в России учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка (УППР). Но, к сожалению, до сих пор этот статус не подкреплен никаким актом, и его деятельность регулируется законодательством субъектов РФ . Есть факты, что в некоторых регионах, уполномоченные работают на общественных началах, либо эта должность встроена в структуру органов региональной исполнительной власти.

Приближенность к структуре исполнительной власти в разных регионах проявляется по - разному. Большую независимость эта должность приобретает, как отдельная структура городской или областной администрации, что позволяет со стороны оценить качество государственной заботы , в сфере прав детей. В некоторых случаях наблюдается поглощение должности УППР другими государственными структурами, курирующими права детей: комитет по труду и защите населения, соцзащита материнства и детства и др.

Отдел по защите прав детей

Отрадно, что в последнее время стали появляться отделы по защите прав детства в рамках полномочий аппарата по правам человека. К главным задачам, которые предстоит решать такому отделу, относятся:

  • рассмотрение устных и письменных жалоб;
  • правовое просвещение и консультирование граждан по вопросам прав детства;
  • проведение правовой экспертизы, принимаемых муниципальных правовых актов;
  • внесение предложений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции.

Возможно, эта практика повлечет за собой тенденцию развития самостоятельного института уполномоченного в субъектах РФ.

Права несовершеннолетних защищают:

  • органы опеки и попечительства (такая служба обычно находится при Администрациях районов или при отделах образования);
  • прокуратура;
  • инспекция по делам несовершеннолетних при районных ОВД;
  • комиссии по делам несовершеннолетних при муниципальных образованиях.

Организации по защите прав ребенка

Если нарушены права ребенка, то он может сам обратиться за защитой в местные органы опеки и попечительства, а после 14-ти лет, и в суд.

Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные граждане или должностные лица обязаны поставить в известность органы опеки и попечительства , которые в свою очередь должны принять необходимые меры исходя из конкретных обстоятельств дела.

В большинстве случаев, всей работой ведает один единственный специалист - инспектор по охране детства . Федеральная норма, по которой один специалист положен на пять тысяч несовершеннолетних, позволяет выполнить только самую неотложную работу.

Приведенный выше перечень государственных органов, призванных защищать права детей, далеко не полный. На деле разрешить детские проблемы помогают и другие службы, количество которых постоянно растет.

Это социальная помощь семье и детям, психолога - педагогическая помощь населению, экстренная психологическая помощь (в том числе и анонимная) по телефону, центр социальной реабилитации подростков, центр помощи детям - сиротам и др.

Во многих регионах активно работают общественные организации по содействию защите правовых интересов детей.

Защищают различные организации, в том числе наделенные специальными полномочиями комитеты по . Такие органы выполняют разнообразные функции, направленные на организацию и поддержание мероприятий по защите прав детей.

В России такое учреждение существует, более того, в каждом регионе есть специальные отделы, которые занимаются работой с населением. Одной из основных задач такой организации является оказание помощи нуждающемуся ребенку и привлечение к ответственности людей, совершивших преступные деяния в отношении несовершеннолетнего.

В данной статье мы подробно рассмотрим аспекты работы такой организации и расскажем о том, куда обратиться в случае возникновения проблемной ситуации.

Данная организация осуществляет свою деятельность на государственном уровне и отвечает за исполнение всех положений , ранее принятой большинством государств. В состав комитета входят независимые эксперты, которые несут ответственность за правильное и своевременное исполнение своих обязанностей. Не реже трех раз за год в Женеве проводится специальные сессии, которые необходимы для правильной организации работы отдельных представительств организации по всему миру.

Каждому государству изначально были даны рекомендации по разработке и внедрению независимого механизма, направленного на осуществление защиты и поощрения прав ребенка. Изначально орган был наделен правами по рассмотрению поступающих жалоб о нарушении прав несовершеннолетних граждан.

На территории РФ механизм был разработан в 1998 году, инициатором этого стал Минздравсоцразвития. Участие в разработке также принял Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Именно эта организация была призвана координировать внедрение каждой программы в интересах детей.

Кто такой уполномоченный по правам ребенка?

В рамках работы комитета была учреждена специальная должность – . Увы, деятельность уполномоченного не зафиксирована на федеральном уровне, и контроль по данному вопросу возлагается исключительно на региональные законодательные акты. Более того, в отдельных краях и областях страны ответственное лицо работает на общественных началах или в качестве сотрудника исполнительного органа власти.

Наибольшую независимость такая структура приобретает в том случае, когда действует как отдельный орган, призванный со стороны оценивать степень госучастия в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан. В отдельных случаях наблюдается «поглощение» данной структуры такими учреждениями, как трудовая инспекция или органы соцзащиты. Такой вариант недопустим, поскольку не позволяет исполнять УППР свои обязанности в полном объеме.

Перед представителем по правам ребенка ставятся такие задачи, как:

  • обеспечение защиты прав малышей и содействие по их восстановлению;
  • организация мероприятий, направленных на обеспечение правовой информированности детей и взрослых;
  • направление запросов в разные организации и предприятия;
  • получение необходимых материалов и информации на любом уровне;
  • беспрепятственное посещение любых организаций и проведение необходимых проверок;
  • привлечение экспертов и направление в исполнительные органы власти заявлений от лица ребенка о нарушении его прав.

Куда обращаться за помощью?

В последние годы в регионах стали появляться отделы по защите прав детства. Основными задачами таких организаций стало решение следующие вопросов:

  1. Рассмотрение поступивших устных и письменных жалоб.
  2. Правовое просвещение и оказание консультационных услуг населению.
  3. Проведение экспертной оценки вынесенных актов.
  4. Внесение отдельных предложений по улучшению законодательства в рамках функционирования учреждения.

Помимо таких отделов, помощь детям могут оказать:

  • Органы опеки и попечительства, чаще всего располагаются в Администрации региона или в образовательном отделе.
  • Прокуратура.
  • Инспекция по делам несовершеннолетних.
  • Комиссии по делам малолетних граждан, размещающихся при муниципалитетах.
Каждый из этих органов наделен определенными полномочиями по решению вопросов, связанных с нарушением прав несовершеннолетних граждан.

Порядок обращения в уполномоченную организацию

Ребенок имеет право сам обратиться за помощь в органы опеки по месту своего проживания, если ему исполнилось 14 лет. Также он может подать заявление в судебную инстанцию.

Если речь идет о малыше не старше указанного возраста, то сообщить о правонарушении в отношении ребенка обязаны должностные лица или граждане, которые стали свидетелями события.

Помимо сообщения, они обязаны предпринять определенные меры по устранению негативного влияния на малыша с учетом конкретной ситуации. Чаще всего всей работой в этом направлении руководит инспектор по охране детства. Дополнительную помощь оказывают другие организации, например, социальный психолог или педагог, центры соцреабилитации.

Заключение

Права ребенка в России защищают сразу несколько организаций. Одной из таких считается Комитет по защите прав ребенка. Данный орган должен действовать как отдельный независимый механизм и обеспечивать полноценную защиту несовершеннолетних граждан.

В 1989 году Генеральная Ассамблея ООН приняла основополагающий документ, охраняющий права несовершеннолетних – Конвенцию о правах ребенка. Этот документ впоследствии был подписан практически всеми странами мира, в том числе Россией. Для контроля реализации Конвенции на практике создан специальный Комитет по защите прав детей. В этот орган может обратиться гражданин любой страны, чтобы сообщить о возможном нарушении прав и принятии соответствующих мер.

Что такое комитет по защите: основные задачи

Комитет состоит из 18 независимых экспертов, которые обычно набираются из разных стран. Они работают на постоянной основе, причем с периодичностью не реже раза в 3 года комитет проводит специальные отчетные сессии для анализа своей работы. К основным задачам организации относится создание и поддержание условий для нормальной жизни ребенка:

  • обеспечение едой и чистой водой;
  • создание условия для нормального воспитания, обучения и развития;
  • обеспечение социальных потребностей ребенка;
  • создание психологически комфортных условий жизни.

Комитет обязан фиксировать обращения граждан и проводить проверки по выявлению фактов нарушений прав детей. В каждой стране этими конкретными задачами занимаются свои органы или уполномоченные лица. Что касается РФ, то основные функции комитета выполняет Уполномоченный по правам ребенка. В настоящий момент эту должность занимает Анна Кузнецова.

К тому же уполномоченные по правам есть и в каждом регионе России. Например, в Москве это Бунимович Евгений, а в Санкт-Петербурге – Агапитова Светлана.

Должность уполномоченного (его также называют детским омбудсменом) создается на общественных началах или в рамках структур исполнительной власти (при Правительстве, при Президенте и т.п.). Уполномоченный не является органом власти как таковым, однако он может инициировать проверку, принять срочные меры по защите детей, обратиться в правоохранительные структуры, суды и другие инстанции, решения которых обязательны к исполнению.

Как обратиться в комитет: пошаговая инструкция

Обратиться к омбудсмену может любое лицо, гражданин РФ. Причем составить обращения вправе как взрослый человек, так и несовершеннолетний гражданин. Заявления составляются любыми лицами, которые обнаружили или подозревают факт нарушения прав ребенка. Это могут быть:

  • учителя;
  • соседи;
  • знакомые семьи;
  • представители организаций (детский сад, школа);
  • должностные лица;
  • врачи и многие другие.

Регламент предусматривает, что в первый раз заявитель должен обращаться в правоохранительные органы или непосредственно к представителям местной Администрации. Если же заявление осталось без ответа или гражданин не согласен с решением, он может обжаловать его любыми законными способами:

  1. Через вышестоящую инстанцию.
  2. Через суд.
  3. Через прокуратуру.
  4. Через Уполномоченного по правам ребенка и др.

Обращение на имя детского омбудсмена составляется в произвольной форме. Оно должно содержать:

  1. ФИО, контактные данные отправителя.
  2. Суть претензии.
  3. Дату, подпись.

К претензии можно приложить документы, видеозаписи, фото и другие материалы, которые связаны с инцидентом. Однако заявитель не обязан обосновывать свою позицию – достаточно просто сообщить о факте нарушения прав ребенка. Также гражданину желательно прописать, какие именно меры он уже принял для защиты прав детей, куда обращался, какие ответы получил (приложить копии соответствующих документов).

Подать жалобу можно всеми доступными способами:

  1. Лично на приеме у Уполномоченного (информацию о приемных днях/часах нужно уточнять на сайте).
  2. По обычной или электронной почте.
  3. С помощью онлайн-обращения, в чате или на форуме (если такая возможность есть на сайте).

По регламенту Уполномоченный должен ответить на заявление в течение 30 календарных дней, в некоторых случаях срок увеличивается в связи с необходимостью проведения дополнительных проверок. Омбудсмен обязан организовать проверки всех описанных фактов. При необходимости для этого привлекаются должностные лица, правоохранительные органы, представители органов опеки и другие лица. По результату заявителю предоставляется ответ, который при необходимости можно обжаловать в судебном порядке.

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

Какие права имеет ребенок, только родившись;
- от кого нужно защищать ребенка;
- какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
- кто обязан защищать права ребенка;

Права ребёнка

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

    Ребёнок имеет право на семью.

    Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

    Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

    Ребёнок имеет право на равенство.

    Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

    Ребёнок имеет право на собственное мнение.

    Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

    Ребёнок имеет право на получение информации.

    Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

    Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

    Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

    Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность - за дело ведь, накричать - а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного. А это самые настоящие проявления насилия - физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно - детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание - это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее - в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа-лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичныенарушения прав таких детей - невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона«О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме.В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

    Прокуратура

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

    Суд.

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (если ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

    Родитель, приемный родитель, опекун.

    Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

    Органы опеки и попечительства.
    Принарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

    Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.