Выемка в УПК РФ: особенности и порядок проведения процедуры. Порядок проведения выемки и ее процессуальное оформление

СТ 183 УПК РФ

1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

3.1. При производстве выемки изъятие электронных носителей информации производится с участием специалиста. По ходатайству законного владельца изымаемых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации специалистом, участвующим в выемке, в присутствии понятых с изымаемых электронных носителей информации осуществляется копирование информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изымаемых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. При производстве выемки не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в протоколе делается запись.

4. Утратила силу.

5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.

Комментарий к Статье 183 Уголовно-процессуального кодекса

1. Выемка - это следственное действие, заключающееся в изъятии значимых для расследования предметов, документов и ценностей, находящихся у конкретного гражданина или юридического лица.

2. Выемка указанных объектов производится по мотивированному постановлению следователя, в котором указывается: основание выемки; какие предметы, документы и ценности подлежат выемке; у какого гражданина или юридического лица и по какому адресу надлежит произвести это следственное действие.

3. Основное отличие выемки от обыска состоит в наличии у следователя фактических данных о месте нахождения подлежащих выемке тех или иных объектов, об их наименовании и свойствах. Следует иметь в виду, что по судебному решению выемка предметов, документов и ценностей производится и в тех случаях, когда это следственное действие проводится в жилище (п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Требуется судебное решение и при выемке почтово-телеграфных отправлений, электронной почты, пейджинговых сообщений.

4. При производстве выемки действия следователя сводятся к тому, что он знакомит гражданина или руководителя учреждения с постановлением (судебным решением) о производстве выемки, предлагает выдать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, а в случае отказа производит выемку принудительно. Производство выемки принудительно возможно лишь тогда, когда следователю точно известно, где находятся эти объекты. При отсутствии сведений об этом может возникнуть необходимость в производстве обыска. В этом случае следователь выносит постановление о производстве обыска и производит его безотлагательно. В дальнейшем законность обыска, произведенного в жилище, определяется судом.

5. При производстве принудительной выемки в жилых помещениях следователь может вскрывать запертые шкафы, помещения и т.п. Однако при этом нельзя производить поисковые действия без соответствующего постановления следователя.

6. Присутствие понятых при производстве выемки и изъятии с участием специалиста электронных носителей информации является обязательным. В других случаях участие понятых при производстве выемки определяется по усмотрению следователя.

7. Основной формой фиксации результатов выемки является протоколирование. Протокол составляется в соответствии со ст. ст. 166 и 167 УПК РФ. В протоколе фиксируются время, место выемки, должностные данные следователя, сведения о лице, у которого произведена выемка, основание для производства выемки, факт выдачи подлежащих выемке объектов добровольно или производства принудительной выемки, точное наименование и свойства изъятых предметов, документов или ценностей. Протокол обыска составляется в двух экземплярах под копирку. Копия протокола выдается лицу, у которого произведена выемка.

  • 19. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Контроль и запись телефонных и иных переговоров: основания, порядок производства.
  • 20. Порядок производства допроса. Очная ставка: понятие, основания и порядок производства.
  • 21. Понятие, виды и порядок предъявления для опознания.
  • 22. Проверка показаний на месте: понятие, основания и порядок проведения. Процессуальное оформление хода и результатов проверки показаний на месте.
  • 25. Основания, порядок и условия приостановления предварительного следствия. Возобновление приостановленного предварительного следствия. Понятие и значение приостановления предварительного следствия
  • Основания, условия и процессуальный порядок приостановления предварительного следствия
  • Возобновление приостановленного предварительного следствия
  • 26. Основания и порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования. Реабилитирующие и нереабилитирующие основания.
  • 27. Основания и процессуальный порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением. Основания и процессуальный порядок окончания дознания с обвинительным актом.
  • 28. Контроль и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия в стадии возбуждения уголовного дела.
  • 29. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу.
  • 30. Общий порядок подготовки к судебному заседанию. Основания и порядок проведения предварительного слушания.
  • 31. Понятие и значение стадии судебного разбирательства. Понятие и система общих условий судебного разбирательства.
  • 32. Непосредственность и устность судебного разбирательства. Неизменность состава суда.
  • 33. Гласность судебного разбирательства. Равенство прав сторон в судебном заседании.
  • 34. Участие подсудимого в судебном заседании. Случаи разбирательства дела в отсутствии подсудимого. Участие обвинителя в судебном заседании.
  • 35. Протокол судебного заседания. Замечания на протокол судебного заседания.
  • 36. Порядок и структура судебного разбирательства.
  • 37. Подготовительная часть судебного заседания.
  • 38. Судебное следствие.
  • 39. Судебные прения. Реплики участников судебных прений. Последнее слово подсудимого.
  • 40. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора.
  • 18. Обыск, выемка: понятие, основания и порядок производства. Отличие выемки от обыска.

    Обыск – следственное действие, посредством которого отыскивают и при необходимости изымают объекты, имеющие значения для дела. Целью обыска может быть обнаружение разыскиваемых лиц, а также трупов.

    Основание – достаточно обоснованное предположение, что в каком-либо месте или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

    Выемка отличается от обыска тем, что для ее производства должно быть точно известно, где и у кого находятся подлежащие изъятию объекты (ч. 1 ст. 183 УПК РФ).

    Перед началом обыска или выемки должностное лицо правоохранительного органа предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности. Если все это будет выдано добровольно и нет оснований опасаться сокрытия разыскиваемых или подлежащих выемке объектов, то дальнейшие поиски могут быть прекращены, и полученные результаты заносятся в протокол обыска.

    При обыске или выемке изъятию подлежат предметы и документы, исключенные из оборота. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится с санкции прокурора.

    Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, должна производиться на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.

    Личный обыск подозреваемого (обвиняемого) обычно производится в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 182

    УПК РФ. При задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, могущие иметь значение для уголовного дела, личный обыск возможен и без соответствующего постановления (ч. 2 ст. 184 УПК РФ). Закон обязывает производить его только лицом одного с обыскиваемым пола.

    Итоги обыска или выемки оформляются протоколом с соблюдением требований ст. 166 и 167 УПК РФ. Копия протокола обыска или выемки должна быть вручена лицу, в помещении которого был произведен обыск либо состоялась выемка, либо совершеннолетнему члену его семьи.

    Соблюдение ряда дополнительных гарантий предусмотрено для случаев наложения ареста на почто-во-телеграфные отправления, их осмотра и выемки.

    Поскольку такие действия связаны с ограничением важных прав граждан, охраняемых Конституцией РФ (ч. 2 ст. 23), для их производства необходимы не только постановление соответствующего компетентного органа (органа дознания, следователя или прокурора), но непременно и решение суда (ч. 2 ст. 185 УПК РФ).

    Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных поч-тово-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения.

    Выемка - это следственное действие, состоящее в изъятии индивидуально определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся. Указанные предметы и документы могут быть выданы добровольно или изъяты принудительно. Если для этого требуется принудительное обследование жилых или нежилых помещений, в которых хранятся объекты, подлежащие изъятию, должен быть произведен обыск.

    Употребленное в процессуальном законе выражение “предметы и документы, имеющие значение для дела” не может толковаться узко.Объектами выемки, кроме указанных - вещественных доказательств, могут быть документы, имеющие значение для розыска скрывшегося обвиняемого (фотографии, письма и т.д.), предметы, используемые в качестве образцов для сравнительного исследования (например, образцы тканей). Изъятие предметов и документов происходит не только при выемке, но и при обыске и осмотре. Однако изъятие в этих случаях является не самостоятельным следственным действием, а составной частью (элементом) обыска или осмотра.

    Процессуальным основанием для производства выемки является мотивированное постановление, выносимое следователем. Фактическим основанием служат те сведения об объектах выемки, которые содержатся в материалах дела. Вынесенное следователем постановление о производстве выемки в санкции прокурора не нуждается. Исключение составляет выемка почтово-телеграфной корреспонденции и документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной.

    Обыск как самостоятельное следственное действие состоит в принудительном обследовании помещений и иных мест, а при личном обыске - тела человека и носимой им одежды (ст. 168 УПК).

    Следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значения для дела, производит обыск для их отыскания и изъятия.

    Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов.

    Процессуальным основанием для производства обыска является постановление следователя. Фактическим основанием служат установленные в процессе расследования данные, позволяющие предположить, что в определенном помещении или у определенного лица находятся объекты, которые имеют существенное значение для дела. Все эти данные должны быть установлены процессуальным путем, подвергнуты проверке и отражены в материалах дела.

    Постановление о производстве обыска должно быть мотивировано, т.е. содержать указание на фактические основания, обусловившие решение о его производстве. Постановление должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. Разрешение на производство обыска, связанного с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц, может быть оформлено судебным решением (ст. 25 Конституции РФ). В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в суточный срок (ч. 3 ст. 168 УПК). Личный обыск без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора возможен: а) при задержании или заключении лица под стражу; б) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится выемка или обыск, скрывает при себе предметы и документы, могущие иметь значение для дела (ст. 172 УПК). При этом личный обыск должен производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.

    К числу случаев, не терпящих отлагательства, когда производство обыска возможно без санкции прокурора, относятся следующие: неотложность обыска диктуется обстановкой только что совершенного преступления; производство обыска необходимо для немедленного пресечения дальнейшей преступной деятельности определенного лица; основания для производства обыска возникли внезапно при производстве других следственных действий; промедление с обыском может привести к уничтожению, сокрытию, порче искомых объектов, другие подобные обстоятельства.

    По общему правилу, обыск производится в дневное время, лишь в исключительных случаях допускается обыск ночью.

    Обыск в помещениях, занимаемых дипломатическими представителями, а равно в помещениях, где проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя, которое испрашивается черед МИД РФ. При производстве обыска в указанных помещениях обязательно присутствие прокурора и представителя МИД (ст. 173 УПК).

    При производстве обыска, как впрочем и выемки, обязательно присутствие понятых. Должно быть также обеспечено присутствие лица, у которого производится обыск, или совершеннолетних членов его семьи. При невозможности их присутствия приглашается представитель жилищно-эксплуатационной организации либо сельской (поселковой) администрации. К участию в обыске может быть привлечен соответствующий специалист.

    Вскрытие запертых помещений и хранилищ во время производства обыска допускается только в случаях, когда владелец отказывается открыть их добровольно. При этом закон обязывает следователя избегать повреждений, которые не вызываются необходимостью.

    Если при выемке или обыске выявляются обстоятельства интимной жизни тех лиц, у которых данные следственные действия производятся или других лиц, следователь обязан принять меры к тому, чтобы сведения о них не оглашались.

    Приступая к производству выемки, следователь обязан предъявить вынесенное им по этому поводу постановление. После этого при выемке предлагается добровольно выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. При отказе от выполнения сделанного предложения выемка производится принудительно.

    Если предложение о выдаче будет выполнено, следователь вправе не производить обыска. Однако, принимая такое решение, необходимо быть твердо уверенным в том, что нет оснований опасаться сокрытия других предметов, имеющих значение для дела. Если подобные опасения не исключены, обыск должен быть произведен (ст. 170 УПК).

    Два вида выемки имеют своим особенности: а) выемка почтово-телеграфной корреспонденции и б) выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной. Эти особенности связаны с ограничением важных прав граждан, охраняемых Конституцией РФ (ч. 2 ст. 23). Поэтому для производства таких следственных действий необходимо не только вынесение постановления органа дознания, следователя или прокурора, но также и решение суда, разрешающее произвести соответствующее действие. Под корреспонденцией имеются в виду не только всякого рода письма (открытки, закрытые письма, заказные и ценные письма), но и телеграммы, посылки, заказные и простые бандероли, переводы и другие почтовые отправления. Осмотр и изъятие задержанной корреспонденции производится в присутствии понятых из числа работников данного почтово-телеграфного учреждения (ст. 174 УПК).

    Выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, также может производиться лишь с санкции прокурора. Порядок выемки в таких случаях согласовывается с руководителем соответствующего учреждения (ст. 167 УПК). В качестве понятых могут участвовать лишь лица, допущенные к ознакомлению с

    такого рода сведениями.

    О производстве обыска или выемки составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. 141 и 176 УПК. В протоколе должны найти отражение весь ход этих действий и полученные результаты. В отношении предметов и документов, подлежащих изъятию, должно быть указано, выданы ли они добровольно или изъяты принудительно, в каком месте и при каких обстоятельствах обнаружены. Все изъятое должно быть перечислено и описано в протоколе с точным указанием количества, меры, веса или индивидуальных признаков предметов и по возможности, их стоимости. При необходимости к протоколу может быть приложена особая опись изъятых или передаваемых на хранение предметов или документов.

    В протоколе обыска или выемки отражаются данные о выполнении требований ст. 169 УПК применительно к лицам, присутствовавшим при производстве этих следственных действий (обеспечение права присутствовать тем, у кого производятся названные действия, лично, обеспечение присутствия соответствующих представителей организаций, учреждений и т.п. при совершении таких действий, а равно прав делать заявления по поводу этих действий с занесением замечаний в протокол).

    Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 182 УПК РФ).

    Обыск производится на основании постановления следователя. Обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

    До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, — судебное решение, разрешающее его производство.

    Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

    В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются:

    1. фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться;
    2. основания наложения ареста, производства осмотра и выемки;
    3. виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;
    4. наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующие почтово-телеграфные отправления.

    В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.

    Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производятся следователем в соответствующем учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения. В необходимых случаях для участия в осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается, кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы, отправлены адресату или задержаны.

    Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

    При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о , тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

    При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении , свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления — на основании судебного решения.

    В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

    1. уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
    2. основания, по которым производится данное следственное действие;
    3. фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;
    4. срок осуществления контроля и записи;
    5. наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

    Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

    Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания по данному уголовному делу.

    Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

    О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

    Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

    Следственное действие. Обыск: Видео

    Порядок производства выемки и фиксации ее хода и результатов определяется ст.183, ч. 5 ст. 185 и некоторыми другими положениями УПК. Согласно ч. 1 ст. 183 УПК выемка производится при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся. Таким образом, выемка - следственное действие, сущность которого заключается в изъятии (при необходимости - принудительном) компетентным должностным лицом на основаниях и в порядке, предусмотренном законом, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся. 428 Выемка, как и обыск, может осуществляться лишь после возбуждения уголовного дела. В зависимости от особенностей процессуального порядка могут быть выделены следующие виды выемки: 1) выемка предметов (документов) в помещениях предприятий; 2) выемка предметов (документов) в жилище; 3) выемка документов, содержащих сведения, являющиеся государственной или иной охраняемой федеральным законом тайной; 4) выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; 5) выемка почтово-телеграфных отправлений. Некоторые авторы ведут речь о выемке живых лиц, если точно известно, где они скрываются315. Однако законодатель указывает на возможность изъятия посредством производства выемки лишь предметов и документов (ч. 1 ст. 183 УПК). В этой связи, даже если точно известно, где и у кого находится конкретное разыскиваемое лицо или труп, необходимо производить обыск, а не выемку. Фактическое основание производства выемки - наличие доказательств, на основании которых может быть сделан вывод о нахождении индивидуально определенных, имеющих значение для уголовного дела предметов (документов) в конкретном месте и во владении конкретного лица. Выемка не может быть проведена, если известно, что предмет (документ) находится в определенном помещении, но отсутствуют доказательства, свидетельствующие о конкретном месте его нахождения. В случае, когда известно конкретное место нахождения предмета (документа), но отсутствуют данные о его индивидуальных признаках, также необходимо производство обыска, поскольку таких предметов в этом месте может оказаться несколько, а посредством выемки может быть изъят лишь один из них, прямо указанный в постановлении. При наличии доказательств, прямо указывающих на место нахождения индивидуально определенного предмета (документа), изъятие его путем производства выемки возможно лишь при условии, если точно известно, в чьем распоряжении находится предмет (документ) на момент производства выемки. При этом не имеет значения; кому он принадлежит, важно, у кого предмет (документ) находится. Юридическим основанием производства выемки является постановление о производстве выемки, вынесенное должностным лицом, осуществляющим производство по уголовному делу (приложение 77 к ст. 476 УПК). По общему правилу данное постановление не подлежит согласованию с прокурором. Однако если предметы или документы содержат государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, то их выемка производится с санкции прокурора316. При этом не имеет значения, где находятся такие документы - в соответствующем учреждении или в другом месте (например, в чьей-либо квартире). Выемка в жилище, а также выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК. Выемка производится в порядке, который во многом совпадает с порядком производства обыска. Так, выемка не допускается в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При производстве выемки необходимо обеспечить присутствие не менее двух понятых, а также лица, у которого производится выемка, или совершеннолетних членов его семьи. В производстве выемки по решению следователя может принимать участие специалист. Лицо, у которого производится выемка, имеет право на юридическую помощь адвоката. Перед началом следственного действия следователь должен разъяснить права и обязанности лицам, принимающим в нем участие. После этого лицу под расписку предъявляется постановление о производстве выемки и предлагается выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. В случае, когда предметы и документы, указанные в постановлении, не выдаются добровольно, выемка может быть проведена принудительно. При этом допускается вскрывать помещения и хранилища, в которых по сведениям следователя находится предмет (документ), подлежащий изъятию, избегая не вызываемых необходимостью повреждений. Если подлежащие изъятию предметы (документы) не обнаружены в предполагаемом месте, то производство поисковых действий (в отличие от обыска) не допускается. В этом случае производство выемки заканчивается. Необходимость обнаружения и изъятия предмета (документа) представляет собой случай, не терпящий отлагательства, поэтому следователь 430 вправе вынести постановление о производстве обыска, в ходе которого произвести поисковые действия с последующим уведомлением об этом суда и прокурора по правилам, предусмотренным ч. 5 ст. 165 УПК. Изъятые в ходе выемки предметы предъявляются понятым, иным лицам, присутствующим при выемке, упаковываются и опечатываются на месте производства выемки. Определенные особенности имеет выемка почтово-телеграфной корреспонденции, на которую наложен арест317. Производству такой выемки предшествует наложение по решению суда ареста на почтово-телеграфные отправления и, в случае задержания таковых в учреждениях связи, их осмотр. Выемка почтово-телеграфных отправлений производится в учреждениях связи с участием понятых из числа работников данного учреждения. В необходимых случаях для участия в выемке почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика (ч. 5 ст. 185 УПК). 0 производстве выемки составляется протокол (приложение 80 к ст. 476 УПК). В протоколе указываются, выданы ли предметы (документы) добровольно или изъяты принудительно; количество, мера, вес, индивидуальные признаки и, по возможности, стоимость изъятого. Если имели место попытки уничтожить подлежащие изъятию предметы (документы), об этом также делается отметка в протоколе. Копия протокола вручается лицу, у которого производилась выемка. Таким образом, выемка отличается от обыска следующими признаками: 1) проводится лишь в случаях, когда точно известно, какие предметы (документы) подлежат изъятию; 2) производится лишь в случаях, когда точно известно конкретное местонахождение предметов (документов), подлежащих изъятию; 3) производится лишь в случаях, когда точно известно, в чьем распоряжении на момент производства выемки находятся подлежащие изъятию предметы (документы); 4) в ходе выемки не допускается проводить поисковые действия.

    Уголовно-процессуальный закон выделяет ряд общих условий, относящихся к производству, как большинства следственных действий, так и к производству выемки. К ним можно отнести:

    обязательное участие понятых;

    привлечение к участию специалиста;

    применение технических средств при производстве выемки;

    неразглашение выявленных в ходе выемки обстоятельств частной жизни лица, в помещении которого была произведена выемка, его личной и (или) семейной тайны, а также обстоятельств частной жизни других лиц;

    оформление хода и результатов выемки.

    Выемка – одно из тех следственных действий, при производстве которого обязательно участие не менее двух понятых (ч. 1 ст. 170 УПК РФ).

    Понятым по смыслу ч. 1 ст. 60 УПК является не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Гражданин становиться указанным участником уголовного судопроизводства с момента приглашения его следователем для участия в следственном действии.

    Уголовно-процессуальный закон устанавливает перечень лиц, которые не могут являться понятыми. К ним относятся: несовершеннолетние; участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники; работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования.

    Законодателем также предусмотрены случаи, при которых участие понятых в производстве выемки исключается. Речь идет об обстоятельствах производства выемки:

    в труднодоступной местности (в значительном отдалении от населенных пунктов);

    при отсутствии надлежащих средств сообщения (во время схода снежной лавины, паводка);

    если производство выемки может быть связано с опасностью для жизни и здоровья людей (в теплотрассах, на объектах, находящихся в аварийном состоянии).



    В указанных ситуациях выемка производится без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись и в ходе выемки применяются технические средства фиксации ее хода и результатов. Однако, если применение технических средств невозможно, то в протоколе выемки делается соответствующая запись (ч. 3 ст. 170 УПК РФ).

    Организуя производство выемки, следователь должен заранее решить вопрос о том, кого он привлечет в качестве понятых, исходя из обстоятельств и особенностей того или иного вида выемки. Следователь может пригласить граждан для участия в качестве понятых в месте производства выемки, или, при определенных обстоятельствах, необходимо будет их доставлять из другого места (места производства предварительного расследования, из населенного пункта).

    Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста (ч. 1 ст. 168 УПК РФ). Специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

    В случае привлечения специалиста к участию в выемке, как правило, требуются его содействие именно в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, предварительном исследовании изымаемых объектов, а также в применении технических средств.

    Организуя выемку, следователь должен решить необходимо ли участие в данном следственном действии специалиста, какого именно, и возможно не одного. Например, при выемке ювелирных изделий в ломбарде можно привлечь к участию специалиста в области ювелирного дела, для изъятия определенный изделий, описанных потерпевшим, а также специалиста-криминалиста, который будет фиксировать ход и результаты выемки с помощью видеозаписи.

    Перед непосредственным производством выемки, специалиста необходимо в определенной степени ознакомить с обстоятельствами совершенного преступления, чтобы он имел возможность правильно применить свои знания в ходе следственного действия. Так, например, при изъятии документов в аудиторской организации, необходимо участие специалиста-аудитора, который правильно укажет какие документы имеют значение для уголовного дела, только при предварительном ознакомлении со сложившейся следственной ситуацией. Изъятие документов без предварительного отбора может нанести вред интересам лиц и организаций, не имеющих отношения к расследуемому преступлению. В контексте ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» это повлечет разглашение аудиторской тайны.

    При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ч. 6 ст. 164 УПК РФ).

    Можно выделить следующие виды технических средств, применяемых в ходе предварительного расследования:

    средства обнаружения, фиксации, изъятия, предварительного исследования следов и объектов (лупы, пинцеты, дактопленка, осветительные приборы, газоанализаторы);

    средства фиксации хода и результатов следственных и процессуальных действий (аудио-, видеозапись, фотографирование);

    средства изготовления, копирования, протоколов следственных действий (компьютеры, принтеры, ксероксы).

    В ходе производства выемки, в зависимости от ее вида и следственной ситуации могут, применяться как отдельные виды технических средств, так и все в совокупности. Для применения определенных технических средств необходимо привлечение к участию в производстве выемки специалиста, другие технические средства следователь применяет самостоятельно. Так, например, фиксация хода и результатов выемки с помощью видеозаписи целесообразно осуществлять при помощи специалистов, имеющих определенные навыки в применении видеотехники. Приглашение специалиста освобождает следователя от технической работы, положительно сказывается на качестве видеозаписи, а также способствует успешному проведению следственного действия в целом.

    В процессе планирования производства выемки следователю заранее необходимо определиться будут ли применяться в ходе данного следственного действия технические средства, если будут, то какие, а также нужно ли привлекать для их применения специалиста.

    Неразглашение выявленных в ходе выемки обстоятельств частной жизни лица, в помещении которого была произведена выемка, его личной и (или) семейной тайны, а также обстоятельств частной жизни других лиц (ч. 7 ст. 182 УПК РФ) гарантирует соблюдение при производстве выемки закрепленного в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Тем не менее, ст. 182 УПК РФ не определен круг конкретных мер, которые в этих целях должен принять следователь. Однако, безусловно, данными мерами могут быть только меры, предусмотренные законом. Данными мерами являются предупреждение лиц, участвующих в производстве выемки о недопустимости без разрешения разглашать ставшие им известными в связи с участием в следственном действии сведения, а также отобрание у них подписки о предупреждении об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ.

    Указанные меры могут играть решающую роль для результатов производимого следственного действия, в случае, когда лицо отказывается добровольно выдать необходимый предмет или документ именно из-за боязни оглашения обстоятельств его интимной жизни, нежелания причинить неприятности родственнику или иному близкому лицу. Предупреждение, в этом случае, участников следственного действия о неразглашении подобной информации, может подвигнуть лицо, у которого производится выемка, к добровольной выдаче объектов и избавить следователя от необходимости применения принудительных мер.

    Согласно положениям уголовно-процессуального закона в ходе выемки, как и любого другого следственного действия, или непосредственно после ее окончания должен быть составлен протокол, фиксирующий ход и результаты следственного действия.

    В протоколе выемки должны быть указаны следующие данные:

    место и дата производства выемки, время ее начала и окончания с точностью до минуты;

    должность, фамилия и инициалы следователя, составившего протокол;

    фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в производстве выемки, а в необходимых случаях их адреса и другие данные о их личности.

    После указания данных участников следственного действия, протокол выемки должен также содержать запись о разъяснении участникам их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственного действия. Также в протоколе указывается, что если в ходе следственного действия применялись технические средства, то перед их применением все участники выемки об этом были предупреждены. Данный факт удостоверяется соответствующими подписями участников. Если же технические средства не применялись, то отметку об этом также целесообразно сделать в протоколе.

    предъявление лицу (представителю организации), у которого производится выемка, постановления о ее производстве или судебного решения;

    предложение выдать соответствующие предметы (документы);

    реакция лица на сделанное предложение (были ли предметы (документы) выданы добровольно или изъяты принудительно.

    После этого в протоколе выемки, если требуемые объекты не были выданы добровольно, отражается последовательность действий следователя по их принудительному изъятию. Также в любом случае излагается перечень изъятых объектов, их индивидуальные признаки, упаковка.

    В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты.

    Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. Он может быть зачитан следователем вслух, или по желанию самостоятельно прочитан каждым участником следственного действия. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц. Протокол выемки подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.

    К нему прилагаются результаты применения технических средств (фотопленки, видеокассеты диски).

    Законодатель предусмотрел обстоятельства отказа кого-либо из участников подписать протокол выемки. В этом случае протокол не теряет юридической силы. В графу протокола, где должна стоять подпись соответствующего участника, следователь вносить запись о его отказе от подписания документа. Данная запись удостоверяется подписями следователя, понятых, защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в следственном действии.

    Одновременно с заполнением протокола выемки или после его составления изготавливается его копия. По завершении следственного действия она вручается лицу, у которого производилась выемка, или совершеннолетним членам его семьи. Если выемка производилась в организации, копия протокола вручается представителю ее администрации. Думается, что в данном случае под организацией следует понимать не только юридические лица, но и индивидуальных предпринимателей, если выемка производилась в месте осуществления их законной деятельности.