Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу. Законодательство, регулирующее жилищные отношения

1. Комментируемая статья определяет виды жилищных отношений и их участников.

Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

2. В число жилищных входят отношения по поводу:

учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

предоставления жилых помещений;

пользования жилыми помещениями;

использования жилищного фонда;

оплаты жилья;

управления жилищным фондом, содержания жилищного фонда и проч.

От жилищных неотделимы отношения по оказанию гражданам коммунальных услуг. Так, обязанность наймодателя - обеспечить предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (ст. 65 ЖК РФ), а обязанность нанимателя - своевременно оплатить такие услуги (ст. 67 ЖК РФ). Эти обязательства являются составляющими жилищных отношений.

3. Государственный учет жилищного фонда регламентируется ст. 19 ЖК РФ (ч. 4 и 5). Порядок учета жилищного фонда был определен Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.97 N 1301.

Основная задача государственного учета жилищного фонда - получение информации о местоположении, количественном и качественном составе жилищного фонда, его техническом состоянии, уровне благоустройства и т.д. Учету подлежат все жилые дома, жилые помещения независимо от формы собственности.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый путем проведения технической инвентаризации и технической паспортизации (см. ч. 5 ст. 19 ЖК РФ).

4. Возникновение, реализация, изменение и прекращение права пользования жильем по договору социального найма регулируются положениями разд. III ЖК РФ.

Кодекс определил категории граждан, имеющих право на получение жилья по договору социального найма (ст. 49). В ЖК РФ установлен порядок обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма (ст. 57), обозначены стороны договора (ст. 60), предмет договора социального найма жилого помещения (ст. 62), форма договора (ст. 63), права и обязанности сторон (ст. 65, 67), а также ответственность за нарушения жилищного законодательства и условий договора социального найма (ст. 66, 68).

Раздел IV ЖК РФ содержит нормы, определяющие основания и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда (ст. 99, 104 - 109), порядок заключения договора найма этих помещений (ст. 100).

5. Договор социального найма должен быть изменен в следующих случаях: вселение других граждан в качестве членов семьи нанимателя (ч. 2 ст. 70 ЖК РФ); предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире (ст. 59 ЖК РФ); объединение граждан, проживающих в квартире по отдельным договорам социального найма, в одну семью с заключением одного договора на все помещения, а также замена нанимателя (ст. 82 ЖК РФ) и др. Следует отметить, что Кодексом не предусматривается возможность заключения отдельного договора с членом семьи нанимателя, как это предусматривалось ст. 86 ЖК РСФСР.

Договор "коммерческого" найма изменяется в случаях замены нанимателя (ст. 686 ГК РФ), вселения других граждан в жилое помещение (ст. 679 ГК РФ), переоборудования жилого дома (ст. 681 ГК РФ).

6. Статьи 83 - 91 ЖК РФ посвящены вопросам расторжения договора социального найма жилого помещения и выселения; ст. 101 и 103 ЖК РФ - вопросам расторжения договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и выселения из этих помещений. Расторжение договора "коммерческого" найма и выселение из жилья, занимаемого по такому договору, предусмотрены ст. 687 и 688 ГК РФ.

7. Жилищные отношения, связанные с пользованием, могут основываться не только на договоре найма, но и на договорах безвозмездного пользования, пожизненного содержания, а также на завещательном отказе (см. гл. 33, 36 и 62 ГК РФ, а также ст. 34 и 33 ЖК РФ).

8. Отношения собственности на жилое помещение тесно связаны с жилищными. Право собственности служит основанием для возникновения и осуществления жилищных отношений.

Отношения собственности на жилое помещение регулируются гл. 18 ГК РФ: ст. 288 этой главы определяет назначение жилого помещения, принадлежащего гражданину - собственнику этого помещения, права собственника на сдачу помещения в пользование другим лицам; ст. 289, 290 - общее имущество многоквартирного дома; ст. 292 - права членов семьи собственника жилого помещения; ст. 293 - условия и порядок принудительного изъятия жилого помещения.

О пользовании жилыми помещениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, говорится также в ст. 30 и 31 ЖК РФ. Что касается пользования общим имуществом многоквартирного дома, то данному вопросу посвящена гл. 6 ЖК РФ (право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме - ст. 36; определение долей в праве общей собственности - ст. 37; изменение границ помещений в многоквартирном доме - ст. 40 и т.д.).

9. Об управлении многоквартирными домами, создании и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов и ТСЖ, оплате жилья и коммунальных услуг сказано в разд. V - VIII ЖК РФ.

О переводе жилых помещений в нежилые и наоборот, переустройстве жилья см. гл. 3 и 4 ЖК РФ. Об отнесении помещений к числу жилых и исключении из жилищного фонда - ч. 2 и 4 ст. 15, гл. 3 ЖК РФ.

10. Комментируемая статья называет в числе жилищных отношений контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, за соответствием жилища установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Такой контроль осуществляется государственными жилищными инспекциями субъектов РФ.

11. Участниками жилищных отношений являются также граждане, которым жилые помещения предоставлены юридическими лицами - арендаторами этих помещений.

1. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

3) пользования общим имуществом собственников помещений;

4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

5) учета жилищного фонда;

7) переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ)

8) управления многоквартирными домами;

9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

10) предоставления коммунальных услуг;

11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также — взнос на капитальный ремонт);

(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

11.1) формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее — фонд капитального ремонта);

(п. 11.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

13) осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;

(п. 13 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

14) ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

(п. 14 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

2. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

3. Положения настоящего Кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим федеральным законом.

Комментарии к статье

1. При характеристике принципа равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями обращалось внимание на то, что он распространяется только на определенный вид отношений - собственно жилищные отношения как вид гражданско-правовых отношений (п.1 ст.1 ГК РФ). Этот принцип не распространяется на отношения, составляющие предмет публично-правового регулирования и регулируемые методом “власти и подчинения”, например, на отношения по управлению жилищным фондом. Следовательно, в жилищной сфере складываются разные по юридической природе отношения.

Действительно, жилищное законодательство, являясь комплексным, т.е. содержащим нормы разных отраслей права (см. коммент. к ст.5 ЖК), регулирует разные по природе отношения, складывающиеся в жилищной сфере.

Одни отношения выступают предметом гражданско-правового регулирования и являются собственно жилищными отношениями, например, отношения найма жилого помещения; отношения собственности на жилое помещение, отношения залога жилого помещения и др. Право, регулирующее указанные отношения, является жилищным. Иначе говоря, жилищное право можно определить как совокупность общих и специальных норм гражданского права (содержащихся, в частности, в ЖК), регулирующих жилищные отношения, т.е. имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (участников жилищных отношений).

Другие отношения составляют предмет публично-правового регулирования, например, отношения по учету граждан, нуждающихся в жилище; отношения по управлению жилищным фондом и т.п. Нормы жилищного законодательства, включая соответствующие нормы ЖК, составляют массив публичного (в основном административного) права, регулирующего соответствующие отношения в жилищной сфере методом власти и подчинения.

Здесь уместно заметить, что вопросы понятия жилищного права и его места в системе права в среде специалистов-“жилищников” остается дискуссионным. Одни считают жилищное право комплексной отраслью права (см., например: Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 1996. С. 25-26; Седугин П.И. Жилищное право. М., 1997. С. 13; Городов О. А. Жилищное право. М., 2001. С. 19), другие, на наш взгляд, обоснованно относят жилищное право к институту гражданского права (см., например: Чигир В. Ф. Жилищное право. Минск, 1986. С.19; Литовкин В. Н. Жилищное право, жилищное законодательство - соотношение с гражданским правом // Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. М., 1995. С. 64).

2. Несмотря на то что коммент. ст. названа “Жилищные отношения. Участники жилищных отношений”, в ней указаны различного рода отношения: не только собственно жилищные отношения и их участники, но и отношения, не относящиеся к собственно жилищным отношениям - публичные отношения. Иначе говоря, в коммент. ст. понятие “жилищные отношения” является собирательным и в этом смысле неточным.

Например, к жилищным отношениям можно отнести отношения, указанные в подп.1, 2, 3, 10, 11 п.1 ст.4 коммент. закона, складывающиеся по поводу владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги как регулируемые методом равенства (п.1 ст.2 ГК РФ).

Отношения же, складывающиеся по поводу учета жилищного фонда, управления многоквартирными домами, контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и ряд других (подп.5, 8, 12 п.1 ст.4 ЖК), не являются собственно жилищными. Это административные отношения, регулируемые методом власти и подчинения.

3. Указанные в п.2 ст.4 участники жилищных отношений (граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) могут быть как участниками жилищных отношений, так и участниками иных отношений, складывающихся в жилищной сфере.

Так, всем указанным лицам могут принадлежать жилые помещения (дома, квартиры) на определенном вещном праве. Например, государственному предприятию может принадлежать на праве хозяйственного ведения жилой дом, являющийся одновременно объектом права государственной собственности, квартиры в котором сданы внаем по договору жилищного найма. Жилые помещения могут принадлежать юридическим лицам также на праве собственности, праве оперативного управления, на праве аренды.

У граждан жилые помещения могут находиться на различных основаниях: на праве собственности, по договору найма жилого помещения, договору социального найма жилого помещения, договору поднайма жилого помещения и некоторых других основаниях.

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования могут выступать как участниками гражданских отношений в жилищной сфере, так и участниками административных отношений в жилищной сфере.

4. На иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных отношений, распространяется безусловный (т.е. не требующий взаимности со стороны государства иностранца) национальный правой режим с изъятиями, которые предусмотрены ЖК и другими федеральными законами (см. п.3 коммент. ст.).

Суть национального режима состоит в том, что жилищные права иностранцев на территории России определяются в принципе российским жилищным законодательством, а не личным законом иностранцев. При этом предоставляемый иностранцам режим не может быть менее благоприятным, чем режим жилищных прав, предоставляемый гражданам РФ.

Следует обратить внимание на то, что исключения из указанного правила должны быть установлены только на уровне федерального закона. Например, российским законодательством могут быть предусмотрены ограничения для проживания иностранных граждан на определенных (закрытых) территориях страны.

Изъятия из правила могут быть установлены также международными договорами РФ, например, двусторонними договорами РФ и иностранного государства. В таких договорах может быть предусмотрено, что к гражданам иностранных государств, заключивших с РФ соответствующее соглашение, применяется режим наибольшего благоприятствования, который состоит в том, что иностранные граждане приравниваются не к собственным гражданам, а к гражданам другого “наиболее благоприятствуемого” иностранного государства, с которым тоже заключен договор.

С учетом положений ст. и ЖК можно сделать вывод об определенной иерархии актов жилищного законодательства, применяемых к жилищным отношениям с участием иностранцев с точки зрения их юридической силы: международные договоры РФ; федеральные законы, устанавливающие изъятия из ЖК; ЖК; иные федеральные законы; подзаконные правовые акты.

Жилищное законодательство ставит перед органами государственной власти задачу обеспечить гражданам исполнения права на жилище, обеспечить его безопасность и неприкосновенность.

Жилищное законодательство защищает граждан от произвольного лишения жилища, а также признает равенство участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Жилищное законодательство обеспечивает сохранность жилищного фонда и обеспечивает использование жилых помещений по назначению.

Жилищные права граждан могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

  1. содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
  2. используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
  3. в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
  4. стимулируют жилищное строительство;
  5. обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
  6. обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным , иным требованиям законодательства;
  7. обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;

Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных Жилищным Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

  1. возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
  2. пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
  3. пользования общим имуществом собственников помещений;
  4. отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;
  5. учета жилищного фонда;
  6. содержания и ремонта жилых помещений;
  7. переустройства и перепланировки жилых помещений;
  8. управления многоквартирными домами;
  9. создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
  10. предоставления коммунальных услуг;
  11. внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
  12. контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК применяются положения ЖК.

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

Жилищные права и обязанности возникают из следующих оснований:

  1. из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
  2. из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
  3. из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
  4. в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
  5. из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
  6. вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает
    возникновение жилищных прав и обязанностей;

Защита жилищных прав осуществляется путем:

  1. признания жилищного права;
  2. восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
  3. признания судом недействующими полностью или в части нормативного правого акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права;
  4. неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ;
  5. прекращения или изменения жилищного правоотношения;

В понятие жилищного законодательства входит совокупность норм правового характера, регулирующая правоотношения по поводу помещений жилого типа. В такое понятие может входить предмет, регулирующие методы, а также определенные принципы, которые зафиксированы в кодифицированных актах.

До принятия нового жилищного кодифицированного акта проблема отношений жилищного типа не имела однозначного решения. И лишь в современном законодательстве были подробно закреплены не только основные термины, но и разновидности таких отношений, их особенности, состав участников и так далее.

Особенности жилищных правоотношений

Для того чтобы осуществлять полноценную защиту таких отношений, нужно определить, что же входит в их понятие, понять ключевые особенности данной отрасли. Во-первых, в структуру этих отношений входят субъекты. К ним относятся граждане, органы власти исполнительного типа, органы муниципалитета, а также организации, независимо от их формы организационно-правового характера.

Еще одна составляющая часть - объекты. В качестве них выступают помещения жилого типа, которые принимаются физлицами по назначению. В качестве оснований при этом выступают договоры найма или поднайма, а также акты органов государственного характера.

Наконец, в понятие отношений входит и содержание. Содержание представляет собой права и обязанности, которые могут быть различными, в зависимости от статуса сторон, а также от статуса помещения жилого характера.

Отношения, регулируемые жилищным правом

В понятие правоотношений входит перечень определенных прав и обязанностей, которые должны быть урегулированы законодателем. Правовое регулирование жилищных отношений осуществляется на федеральном и региональном уровне. Ниже приведены основные виды жилищных отношений.

Жилищное законодательство регулирует отношения по следующим поводам:

  • возникновение права использования, владения и собственности помещением жилого типа, которое относится к фонду государства или же муниципалитета (также возможно изменение жилищных отношений и их прекращение);
  • управление жилищными отношениями по поводу пользования помещениями жилого типа, которые относятся к фонду частных лиц;
  • использование общего имущества, которое имеется у собственников недвижимости;
  • управление жилищными отношениями по поводу признания помещений жилыми, а также исключение их из фонда жилищного характера;
  • учет фонда жилищного характера;
  • правовое регулирование жилищных отношений возможно при управлении домами, в состав которых входит определенное количество квартир;
  • ремонт помещений жилого типа также относится к сфере регулирования данной отрасли права;
  • правовое регулирование жилищных отношений осуществляется в ходе предоставления услуг коммунального характера;
  • внесение оплаты за помещение и услуги коммунального характера - это также сфера действия норм жилищного права;
  • управление жилищными отношениями осуществляется в виде государственного надзора, а также контроля муниципалитетов.

Это основные виды жилищных отношений, которые закреплены в законодательстве. Именно на них распространяют свое действие нормы кодифицированного акта, которым предусмотрена защита прав участников.

Классификация жилищных отношений

В понятие данных отношений может входить следующее:

  • отношения организационного характера (в основу их входят принципы власти и подчинения);
  • отношения, которые возникают вследствие равенства сторон. Они в свою очередь могут быть имущественными или неимущественными (возникающими вследствие соседства).

Кроме того, отношения такого рода можно классифицировать на группы, в зависимости от фактов их возникновения:

  • при заключении соглашения о найме помещения (как коммерческом, так и социальном);
  • при появлении членства в кооперативе жилищного или жилищно-строительного типа;
  • при заключении соглашения о найме помещения, которое можно отнести к разряду служебных, а также при вселении в общежитие;
  • при заключении соглашения о пожизненном содержании, в которое входит иждивение;
  • при оформлении отказа завещательного типа;
  • при соглашении, которое предполагает вселение жильцов на определенное время и так далее.

Участники жилищных отношений

Согласно жилищному законодательству, участниками жилищных отношений являются граждане, организации, РФ и ее субъекты, а также муниципалитеты.

При этом положения данного кодифицированного акта могут применяться к отношениям, в которых участвуют граждане-иностранцы, лица, не имеющие никакого гражданства, и иностранные организации. Такие лица также могут рассчитывать на защиту своих прав.

Таким образом, для российских граждан и иностранных лиц в области таких отношений действует единый правовой механизм, однако и в этом случае действуют определенные исключения из правил. Так, в качестве нанимателей по соглашению о найме социального типа могут выступать только российские граждане. Кроме того, гражданам-иностранцам в большинстве случаев не предоставляются субсидии, с помощью которых можно оплачивать услуги коммунального характера. В этом также заключаются особенности регулирования данных отношений.

Список участников в кодифицированном акте сформулирован исчерпывающе. Именно поэтому субъекты, которые не указаны в кодексе, не могут напрямую принимать участие в правоотношениях жилищного типа.

Это правило распространяется, к примеру, на хозяйства крестьянского характера, которые нельзя отнести ни к физическим, ни к юридическим лицам. От имени такого хозяйства может выступать его глава в качестве физлица, все остальные участники выступают от своего имени.

Взаимодействие жилищного права с другими видами законодательства

Стоит отметить, что нормы этого права тесно связаны с другими отраслями, которые также предусматривают защиту участников. Так, управление жилищными отношениями осуществляется в частности и положениями гражданского права.

Метод гражданской диспозиции - это способ регулирования в гражданской отрасли, который входит и в понятие жилищного права и в его основы. Гражданское право также может регламентировать отношения, так или иначе связанные с помещениями жилого типа. Тем не менее, круг такого регулирования весьма ограничен. Так, ГК РФ освещает вопросы приобретения права собственности на недвижимость, то есть рассматривает помещение исключительно в качестве экономического объекта.

Жилищная отрасль связана и с понятием административного права. Именно оно определяет полномочия органов государственного типа и муниципалитета, основы распределения этой недвижимости и управления фондом жилищного характера.

Управление жилищными отношениями невозможно без понятия конституционного законодательства. Именно оно определяет основы жилищного права. В эти основы входят принципы данной отрасли права (право на жилье, его неприкосновенность, многообразие разновидностей собственности и так далее).

В некоторых случаях понятия жилищного права могут пересекаться с уголовными нормами. Так, УК РФ предусмотрена ответственность за несанкционированное проникновение в жилище. Благодаря этому осуществляется полноценная защита жилищных отношений.

Некоторые понятия и принципы семейного права, регулирующие права участников, также входят в жилищные отношения. Так, определение состава семьи очень важно при регулировании вопросов собственности и пользования помещением жилого характера.

Таким образом, отношения, которые возникают по поводу такой недвижимости, регулируются не только ЖК РФ, но и другими локальными нормативными актами (акты могут быть федеральными, некоторые акты принимаются на уровне субъектов РФ или муниципалитетов). Жилищное право - это отрасль, которая тесно связана с другими областями. Для полноценной защиты правомочий участников необходимо влияние норм из других юридических отраслей, в частности, из гражданского и уголовного законодательства, акты которого так или иначе затрагивают вопросы, связанные с жильем.