Какие права даны гражданину рф. Обязанности россиян согласно Конституции РФ

Понятие «право гражданина» понимается как требования общества, которые должны реализовывать государственные управляющие организации.

Понятие «свободы гражданина» аналогично понятию права, но в данном случае делается ударение на максимальной самостоятельности личности, которая , имеет, либо , в разнообразных аспектах жизни. Большей частью – это когда общественные структуры и организации проводят политику невмешательства в личную жизнь человека.

Гражданин имеет свободу личного выбора в своей жизни, что соответствует его умениям и целям. Это в том случае, когда его свобода не угрожает жизни и нормальному существованию других людей или безопасности государства. При этом последнее должно не просто быть гарантом прав и свобод личности, но и свести к минимуму вмешательство в социальную или экономическую сферу.

Крайняя степень этого вмешательства, что одновременно ущемляет право и свободу личности, имеет название тоталитарный режим.

Баланс между равномерным соблюдением права, свободы гражданина и государственным давлением на социум – это залог процветания государства. Стоит учесть, что с прекращаются и права гражданина.

Конституционные права и свободны гражданина России

Главными правами и свободой личности, считаются те, что указаны в Конституции страны:

  • Естественные, приобретенные при рождении, без учета пола, социальной принадлежности, расы или веры (право жить, к примеру).
  • Те, которые возникли как результат развития социума или достижения определенного возраста (например, право избирать или быть избранным).

Как классифицируются права человека

К личным правам относятся:

  • Право жить (согласно 20 статье Конституции РФ, смертный приговор на территории Российской Федерации отменен).
  • Право на достоинство личности (статья 21 запрещает любое унижение или ущемление в правах, запрещено насильственное проведение научных врачебных опытов над людьми).
  • Право свободы и неприкасаемость индивидуума как отдельной личности (статья 22 гарантирует, что гражданина не арестуют без судебного постановления, а до принятия последнего под стражей он может находиться до двух суток).
  • Право на неприкосновенность личной жизни (статьей 23 гарантируется, что будет соблюдаться любая личная или семейная тайна, защищено имя и честь). Должна быть обеспечена скрытность почтовой или иной переписки, разговоров с использованием средств связи. Любая личная информация без согласия субъекта не должна быть распространена (статья 24).
  • Право на свободу передвижения по территории РФ, свободно в нее въезжать и выезжать, выбирать местожительства (статьи 25–27).
  • Право на совесть, веру, этническую принадлежность, использование родного языка (статьи 26–28).
  • Возможность обращаться в судебные инстанции для защиты своих гражданских прав.
  • Существуют специальные , которые касаются отдельных категорий граждан (например, пенсионеров или депутатов).

Перечень политических и муниципальных прав граждан РФ:

  • Граждане имеют право участвовать в процессах политического движения общества самостоятельно или через посредников.
  • Личности могут организовывать союзы для защиты своих прав, проводить мирные акции протеста в виде собраний, встреч и митингов.
  • Избирательные права подданных РФ могут быть осуществлены двумя способами – люди могут избирать сами или быть избранными кем-либо в органы государственной власти или местного управления. Это активные и пассивные права политического выбора.
  • Одинаковый доступ любого гражданина к государственной службе или судебной власти.
  • Заменять службы в армии альтернативным вариантом.
  • Отправлять обращения и просьбы в государственные учреждения, службы или органы самоуправления.

Политические права граждан РФ должны способствовать привлечению самих людей к управлению страной:

  • Участвовать в управлении страной имеют право только подданные.
  • Личность имеет право свободно выражать свое мнение лично и через СМИ – цензура запрещена при условии, если нет пропаганды или призыва к этническим, социальным или религиозным беспорядкам.
  • Каждый гражданин имеет право на получение, передачу и хранение информационных данных – законы или законодательные нормы должны оставаться общедоступными и печататься в СМИ (исключением будет только информация, являющаяся государственной тайной).
  • Граждане могут организовывать социальные и политические группировки: партию, союз, гражданские организации.
  • Каждый может голосовать на референдуме (по достижению 18 лет) и реализовать право голосования за понравившегося кандидата.
  • Права избрания на выборах лишены лица, осужденные судом или недееспособные, а также не достигшие возраста 18 лет.
  • Право исполнения функции присяжного в судебных инстанциях.

Юридические права гражданина РФ:

  • Юридическая защита гражданского права.
  • Защита прав и свобод личности в зале суда.
  • Право получения качественной помощи юристов и правозащитников.
  • Существует так называемая презумпция невиновности. Если вина полностью не доказана, человек невиновен.

Права на организацию публичных выступлений и протестов имеют исключительно граждане РФ:

  • Территория и время осуществления акции протеста обязательно должно сообщаться властям заранее.
  • Наличие оружия не допускается.
  • Все необходимо проводить в соответствии с федеральным законом (далее – ФЗ) о демонстрациях и пикетах.

Экономические права и свободы граждан РФ:

Под ними принято понимать конституционные права на владение гражданином имуществом и ведение экономической деятельности:

  • Гражданин имеет право использовать свои знания и склонности для ведения деятельности в сфере экономики и бизнеса.
  • Каждый человек имеет имущественное право общественного или индивидуального характера.
  • Лишение прав на имущество осуществляется исключительно в зале суда.
  • Конфисковать имущество за правонарушение или преступление и национализировать частную собственность, согласно ФЗ РФ, нельзя.
  • Отчуждение имущества возможно, только если появилась государственная необходимость, но исключительно при условии возмещения стоимости.
  • Право наследовать имущество гарантируется любому гражданину.
  • Гарантируются земельные права граждан и права собственности на земельный участок.

Подробнее по теме «Конституционное право: права и свободы человека» в следующем видео:

Социальные права граждан РФ. Таблица 1.

Трудовые права граждан Право на охрану здоровья Жилищные права граждан Пенсионные права граждан и соцобеспечение Право на получение бесплатного образования
Человек имеет полное право ходить или не ходить на работу. Бесплатная медицинская помощь в госучреждениях. Никто не имеет права лишать личности права на жилое помещение. Органы социальной защиты граждан образуют систему, которая проводит деятельность, направленную на социальное обеспечение различных групп населения. Дошкольное образование.
Принуждение к труду не допускается. Свободный выбор врача или врачебной практики. Многодетные и бедные имеют право на бесплатное получение квартиры. Обеспечение пенсией по причине старости, инвалидности, потери кормильца. Школьное.
Свободные выбор места работы и профессии. Государственные структуры выделяют деньги на оздоровительные мероприятия. Государственные структуры должны субсидировать постройку нового жилья. Пособие в случае временной нетрудоспособности. Профессиональное.
Контроль условий труда. Контроль состояния окружающей среды. Жилищные права можно оспаривать в зале суда. Безработные имеют право на получение пособия. Высшее (на условиях прохождения конкурса)
Каждый работающий имеет право на оплату (таблица 3) без какого-либо ущемления в правах. Если вред здоровью нанесен по вине государства, то расходы, связанные с мед. помощью должны быть компенсированы. Выплаты на несовершеннолетних детей, при беременности и родах.
Минимальная заработная плата установлена на уровне государства. Медицинская помощь может предоставляться за счет бюджетных денег, страховых организаций или средств частных лиц. Постоянно проживающие за границей, но имеющие гражданство РФ, имеют право на пенсионное обеспечение.
Возможность уехать на отдых и получить при этом оплачиваемый отпуск, выходные и больничные дни. Размер пенсии устанавливается законодательно (таблица 2).
Вероятность профессиональной переквалификации. Денежные выплаты могут быть заменены натуральными, например, обслуживанием в доме престарелых или на дому.
Гражданин может уйти с рабочего места для выражения протеста (бастовать).

Таблица 2. Средние суммы пенсий (данные ПФР на 2017 год).

Таблица 3. Средние зарплаты в РФ (данные Росстата).

Культурные и экологические права

Культурные права граждан дают возможность личности духовно развиваться:

  • Свобода любого вида творчества (в литературе, науке, искусстве).
  • Использование достижений НТР и НТП.
  • Исключительное право владения интеллектуальной собственностью (право использовать результат своей интеллектуальной работы любыми способами, которые не идут против закона).
  • Право беспрепятственного доступа в музеи, театры, выставки и другие культурные учреждения.

Список экологических прав граждан Российской Федерации (Раскрыты в ст. 42 Конституции Российской Федерации)

Таблица экологических прав граждан Рф

  • Иметь достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
  • Создавать организации и группы с целью защиты окружающей среды.
  • Участвовать в митингах и шествиях по защите экологии.
  • Защищать свои интересы, связанные с моментами заботы об экологическом состоянии местности, в которой субъект проживает, в судебном порядке.
  • Земля, вода и другие, необходимые для жизни природные ресурсы находятся под охраной государства.
  • Использование природных ресурсов не ограничено, если это не угрожает природе или не затрагивает интересы других лиц и не наносит им ущерб.
  • Участвовать в программах по охране окружающей среды.
  • Участвовать в проведении экологических мониторингов и экспертиз.
  • Работать в благоприятной среде, с экологической точки зрения.
  • Отдыхать в лесу и участвовать в туристических мероприятиях.
  • Получать защиту в случае чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС).

Для защиты во время ЧС в Российской Федерации приняты следующие законы:

1. Статья 32 закрепляет право участвовать в управлении делами государства. Это право адресовано каждому гражданину, а не политически организованной группе граждан, ассоциированных как народ, так как народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти. Осуществление данного права граждан выражается в различных формах, как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей.

2. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Лишаются права избрания лица недееспособные и осужденные к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда.

3. Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать. Как указывалось выше, возраст гражданина, обладающего таким правом, должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах — в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы — 21 года. Необходимо отметить, что как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. Избирательное право в РФ является всеобщим, равным и прямым, осуществляется при тайном голосовании.

4. Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 28 июня 2004 г. был подписан Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации». Референдум регулируется также Федеральным законом от 16 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Референдум выступает в качестве гарантии права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации). Проведение референдума предполагает реализацию комплекса конституционных прав и свобод. В целом же можно сказать, что референдум — это институт, относящийся к системе прав и свобод человека и гражданина, и в этом качестве он обладает высокой гуманитарной ценностью. Законодательство о референдуме подтверждает юридический характер данного института, его особое место в системе права среди институтов конституционного права как его подотрасли.

5. Право на участие в референдуме, как и активное избирательное право, является равным и прямым для всех граждан РФ. Никто из них не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой права избирать и права на участие в референдуме РФ. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов или референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти субъекта РФ, а также права участвовать в референдуме РФ. Круг лиц, не имеющих права избирать и участвовать в референдуме, один и тот же — это граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин РФ участвует в референдуме на основе принципа свободы и добровольности. Он сам решает, принять участие в голосовании или нет, сам определяет свою волю при голосовании. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан.

6. Часть 3 статьи 32 предусматривает, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными. Может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Основанием для лишения гражданина дееспособности является не всякое психическое расстройство, а только такое, которое лишает его возможности понимать значение своих действий и руководить ими. Оценку здоровья гражданина дает судебно-психиатрическая экспертиза, которая производится на основании Закона РФ от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Признает гражданина недееспособным только суд. В пункте 3 статьи 5 указанного Закона установлено, что «ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, отвечают в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации». Гражданин вправе обжаловать в суд поставленный ему диагноз. Такие случаи в судебной практике встречаются. Тогда назначается повторная экспертиза. В ГПК подробно урегулирована процедура признания гражданина недееспособным. Дело может быть начато по заявлению членов его семьи, общественных организаций, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного учреждения в суде по месту жительства гражданина или по месту нахождения лечебного учреждения, где он пребывает. Судья в порядке подготовки дела к судебному заседанию назначает судебно-психиатрическую экспертизу. В судебном заседании участвуют: сам гражданин, если это возможно по состоянию его здоровья, члены его семьи, прокурор, представитель органа опеки и попечительства.

7. Другой вид ограничений касается лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Ограничение не распространяется на лиц, находящихся под стражей, в следственных изоляторах, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы.

8. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет, что под государственной гражданской службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. В Законе закреплено, что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральным законом. Закон также устанавливает, что право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государственных служащих.

9. Статья 16 Закона предусматривает, что гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

10. Пункт 5 статьи 32 устанавливает, что граждане РФ также имеют право на участие в отправлении правосудия. Подробнее данное право раскрывается в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Граждане могут занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем. Более того, согласно пункту 2 статьи 8 Закона участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

Как получить от государства 260 000 рублей и возможно ли это? Да, вполне. У многих людей, узнавших об этом, появляются блеск в глазах и жгучее желание поскорей разузнать подробности. Действительно, четверть миллиона - деньги неплохие. 99,9% населения, услыхав об этой сумме, сразу прикидывают, на что бы они её потратили. Но всё не так просто. К сожалению, в России просто так деньги никому не дают. Нужно соответствовать кое-каким условиям.

Общее положение

Первое, что стоит отметить вниманием, рассказывая о том, как получить от государства 260 000 рублей, так это основное условие. И заключается оно в следующем: каждый гражданин Российской Федерации может стать обладателем данной суммы, но только единожды за всю свою жизнь. Ну а второе условие такое - эти деньги выдают людям, купившим жилье. Или собирающимся его прибрести.

260 000 рублей от государства может получить каждый гражданин РФ, оплачивающий подоходные налоги. Выдают сумму тому, кто приобретает жилье себе или несовершеннолетнему ребёнку.

Конкретизация средств

Говоря о том, как получить от государства 260 000 рублей, нужно отметить вниманием один немаловажный нюанс. Указанная сумма - максимальная. Вообще, как правило, гражданину выдают 13% от стоимости жилья, на которое он положил глаз, при этом она не должна превышать двух миллионов рублей. Вот и получается максимум в 260 000 руб.

В том случае, если квартира/дом стоят меньше 2 000 000 руб., то недостающую сумму человек может «добрать» тогда, когда будет осуществлять следующую покупку недвижимости.

Пару слов об ипотеке. Люди, оформляющие данный вид займа, особенно интересуются тем, как получить от государства 260 000 рублей. Что ж, помимо пресловутых 13%, они имеют право на возвращение 13% с уплаченных процентов по кредиту. Что это значит? Элементарную вещь. Человек, купивший жильё в ипотеку, имеет полное право на более «привлекательную» сумму. Но и тут есть своё ограничение. Оно равно не двум, а трём миллионам рублей.

Вычет

Все документы для возвращения денег, уплаченных по процентам, подаются в налоговую службу. Туда необходимо отнести несколько бумаг. Потребуются налоговая декларация по НДФЛ за 12 месяцев, справки о доходах с места работы, документы на производственные расходы и подтверждающие право на жилье. Если всё это есть, то человек имеет возможность получить 260 000 рублей от государства. Налоговый вычет будет произведён, только перед всем этим инспекторы должны рассмотреть заявление человека и проверить бумаги. Потом средства перечисляют по указанным реквизитам. Но нужно понимать, что делается всё далеко не за неделю. Ждать придётся долго.

На что ещё можно потратить деньги?

Есть ещё бесчисленное множество нюансов, касающихся того, как получить от государства 260 000 рублей. «Доступно каждому!» - такой слоган слышится повсеместно. На деле всё не совсем так. Хотя да, каждому, кто намеревается строить или покупать дом, квартиру, дачу или другое жилое имущество. Деньги нельзя пустить на то, на что захочется. Ими можно оплатить проект и смету, материалы для строительства и отделки, труд ремонтников, проведение и подключение коммуникаций.

Правда, ещё совсем недавно стали давать разрешение на так называемую перекредитацию. Что это значит? Например, человек узнал о выгодных ипотечных предложениях другого банка. Но слишком поздно - кредит-то он уже оформил давным-давно. Ничего страшного. Он может взять там кредит и погасить за счет этих средств ипотеку. После чего уже отдавать долг на более выгодных условиях данному банку. При чем тут государства? При том что её тоже можно пустить на оплату процентов.

Прочие документы

Многие люди интересуются тем, как получить от государства 260 000 рублей. Советы тех, у кого это уже получилось, нередко могут помочь упростить себе задачу. Как показывает практика, в налоговую нужно принести как можно больше разнообразных документов. При себе должно быть не только свидетельство о гос. регистрации права собственности на имущество. Ещё важно взять договор о его приобретении. Там должна быть обозначена стоимость жилья. Если это участок с домом, то цена указываться в отдельности - как за постройку, так и за землю.

Ещё обязательно иметь акт о приёме-передаче жилища налогоплательщику. Помимо этого, важно наличие договора участия в долевом строительстве и уступки права требования на квартиру/дом/участок. И наконец, необходимо предоставить судебное решение, являющееся окончательным подтверждением права собственности человека.

Но даже это ещё не всё. Все документы на оплату тех или иных расходов должны быть у человека при себе. Это квитанции, кассовые и товарные чеки, выписки, расписки, платежные поручения… и всё перечисленное обязано содержать в себе ФИО человека, подающего заявление на получение материальной помощи.

Кредитные бумаги

Если человек оформлял ипотеку, то ему ещё потребуется предоставить дополнительные документы. Вместе с ними получится самая настоящая увесистая папка. Так вот, нужны ипотечный/кредитный договор, график погашения займа и «капающих» процентов, а ещё справка, выданная банком. В ней должна содержаться подробная информация о процентах, которые гражданин уже успел выплатить. Доказательством тому будет являться выписка со счета. Естественно, её также понадобится предъявить.

Вот как получить от государства 260 000 рублей на недвижимость. Документов очень много. Больше даже, чем на получение ВНЖ в какой-нибудь высокоразвитой стране. И это даже вызывает улыбку, учитывая, что речь идет максимум о 260 тыс. руб.

Пример

Чтобы понять, как всё работает, нужно перенести теорию на практику. Достаточно будет одного примера.

Итак, есть человек, условно его можно назвать Антоном. Он трудоустроен и в месяц получает 45 тысяч рублей. Но также он уплачивает 13% от этой суммы в качестве налога. Эта сумма составляет 5 850 р. Получается, что за один год Антон выплатит 70 200 рублей. И это как раз та сумма, которую государство вернёт Антону в виде Но нужно помнить, что право получить такую «привилегию» действует лишь в том году, когда он приобретает имущество.

Антон решает купить квартиру за 2 000 000 рублей. И, в соответствии с законом, ему полагается пресловутый 13-процентный вычет - 260 000 р. Если зарплата Антона останется такой же, то в течение трех лет он будет получать вычет в размере 70 200 рублей, и потом ещё один год - 49 400 р. Вот как получить от государства до 260 000 рублей. Простые налоги, которые человек просто легально не платит, работая - вот что подразумевает эта А если ещё вспомнить, сколько всяческих бумаг надо предоставить, чтобы получить разрешение от налоговой! В итоге ведь, по сути, человеку выдают заработанные им же деньги. Не удивительно, почему многие сейчас предпочитают работать без трудоустройства - это действительно выгодней.

Что ещё стоит знать

Стоит также отметить, что пресловутые 13%, кровно заработанные, между прочим, можно вернуть в качестве компенсации за платное лечение (дорогостоящую операцию, например) или за учёбу. Естественно, потребуется предоставить массу бумаг, как и в ранее упомянутом случае. Но кроме актов на покупку жилья и всего прочего, нужно будет собрать договор о платном лечении/обучении, лицензию учреждения (клиники или вуза), платёжные квитанции и НДФЛ. Затем - всё так же. Подача документов в налоговую и долгое ожидание. Если верить отзывам, то заявление могут рассматривать до трёх месяцев. После принятия решения в течение 30 дней человеку на счет придут деньги.

Что ж, как можно видеть, соблазнительные 260 000 рублей просто так никому не дают. Только налогоплательщикам и из их же средств. Впрочем, если человек трудоустроен и ежемесячно отдает 13% в казну государства, он просто обязан воспользоваться такой возможностью и, что называется, забрать своё. В конце концов, 260 тысяч - это тоже деньги, и неплохие.

Кстати, есть и более выгодные предложения. Например, «молодая семья». В рамках этой программы тоже выдают деньги на приобретение жилья. Документов и волокиты много, но зато можно получить не 13, а 30 процентов или даже 35% (при наличии ребёнка).

Текст Ст. 32 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет народа означает, что:

а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны;

б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны. Эта особенность свидетельствует о полноте суверен ной власти народа;

в) суверенитету власти народа свойственно верховенство, когда на род выступает как единое целое и является единственным носителем публичной власти и выразителем верховной власти во всех ее формах и конкретных проявлениях*(128).

Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:

избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

участвовать в референдуме;

на равный доступ к государственной службе, т.е. право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации;

участвовать в отправлении правосудия, что означает право граждан занимать должность судьи, быть присяжным или народным заседателем.

Право участвовать в управлении делами государства в соответствии с комментируемой нормой принадлежит только гражданам России. Это право юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений в своей стране, в сферу национальной политики, в связи с чем данное право гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность. Право граждан России на управление делами государства де-юре обеспечивает их включение в сферу политики, являясь юридическим выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей учредительной власти.

Данное положение вытекает из общепризнанных принципов и норм международного права. В частности, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах содержится положение о том, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом для реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций служат гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, право на создание объединений, право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги.

Право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее, с наличием особых прав (постоянное проживание на территории России непосредственно перед выборам, а также обладание гражданством России). Например, для избрания в депутаты Государственной Думы обязательный возрастной ценз составляет 21 год; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории России не менее 10 лет,

возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя существуют и иные данные для избрания и осуществления полномочий (наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность и т.д.).

Возрастной ценз, при котором возможно участие в референдуме, составляет 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другими ограничениями.

Следует особо отметить, что провозглашенное на конституционном уровне всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся под стражей.

В статье 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(129) в обеспечение ч. 2 ст. 32 Конституции РФ сказано: «Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации». Однако российское законодательство при наличии определенных условий предоставляет иностранным гражданам более широкие права в области формирования органов местного самоуправления. Так, п. 10 ст. 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»*(130) предусматривает, что «на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях).

2. Обычно под непосредственным участием граждан в управлении делами государства понимают участие в выборах и референдумах.

Наиболее значимым выражением воли и интересов тех или иных слоев населения являются выборы — процедура, посредством которой группа людей выдвигает из своей среды кандидата для выполнения каких-либо общественных функций (задач). Это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Путем выборов передается право на реализацию суверенитета в установленных Конституцией РФ пределах.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в нашей стране (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях), является Закон об основных гарантиях.

Одна из форм конституционного права граждан на участие в управлении делами государства — референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено, передано) — всенародное голосование с целью выявить общественное мнение страны для принятия окончательного решения по важному государственному вопросу. На референдуме решаются, как правило, наиболее важные вопросы жизнедеятельности общества и государства (например, утверждение Конституции). Голосование избирателей иначе называют плебисцитом (от лат. plebiscitum — решение народа). С точки зрения юридической различий нет — это полные синонимы; плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: о государственной принадлежности спорной территории, форме правления, дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д.

Правовая регламентация этого института непосредственной демократии заключена в Конституции РФ, Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»*(131), Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В отличие от выборов, голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа, и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

Референдум в Российской Федерации — форма прямого волеизъявления граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Он проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».

Местный референдум — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Согласно ст. 12 Закона об основных гарантиях, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Вопросы местного референдума не должны противоречить российскому законодательству, а также законодательству соответствующего субъекта РФ.

Референдум субъекта Российской Федерации — референдум, проводимый среди обладающих правом на участие в референдуме граждан РФ, место жительства которых расположено на территории субъекта РФ. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Недееспособность — это юридическое понятие, означающее утрату лицом способности самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности вследствие глубоких нарушений психики, обусловленных психической болезнью или слабоумием.

Признать гражданина недееспособным может только суд в порядке, предусмотренном законом. Для установления психического состояния лица, о дееспособности которого решается вопрос, суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу.

Судебно-психиатрическая экспертиза в уголовном процессе назначается для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в случаях, когда имеются сомнения в его вменяемости либо способности к моменту рассмотрения дела отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, а также для определения психического состояния свидетеля и потерпевшего, если требуется установить у них наличие способности адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. С помощью судебно-психиатрической экспертизы устанавливают также необходимость применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим общественно опасные деяния. В гражданском процессе судебно-психиатрическая экспертиза назначается для установления психического состояния лица, по поводу которого решается вопрос о его дееспособности, и определения психического состояния и способности истцов и ответчиков понимать значение своих действий или руководить ими при совершении гражданско-правовых сделок.

Порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы регламентирован Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами РФ, а также специальной инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы.

Гражданин, совершивший преступление (согласно ст. 14 УК РФ , виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания), должен быть наказан, т.е. осужден и приговорен к определенному, соответствующему степени и характеру совершенного преступления, наказанию, в частности к определенному сроку лишения свободы.

4. Внимательное прочтение Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что под понятие «непосредственное участие граждан в управлении делами государства» подпадают (наряду с участием в выборах и референдумах) и случаи замещения гражданами государственных должностей. В пользу этого говорит хотя бы то, что понятие государственной службы и равенство прав граждан на замещение государственных должностей устанавливаются той же ст. 32 Конституции РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов РФ;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

2) военная служба (вид федеральной государственной службы);

3) правоохранительная служба (вид федеральной государственной службы).

Согласно ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральным государственным служащим является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта РФ — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ*(132).

Согласно комментируемой норме граждане, замещая государственные должности, реализуют свое право. Право же, согласно Конституции, может быть ограничено в оговоренных Конституцией случаях только законом. В силу данного положения государственная служба, т.е. выполнение обязанностей по государственной должности, существенно отличается от работы по найму. Во втором случае нанимателем выступает конкретное лицо, а в первом «нанимателем» является все общество, от имени которого и принимаются законы.

Более того, смысл формулировки «граждане Российской Федерации имеют…» предполагает отсутствие каких-либо ограничений для тех или иных групп граждан, всеобщность (все граждане России) и безусловность. Декларативность этой формулировке придает хотя бы тот факт, что, например, согласно ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, которые должны к этому моменту:

владеть государственным языком Российской Федерации;

достигнуть возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Кроме того, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», специальным федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, исходя из п. 4 ст. 32 Конституции РФ, не имеют равного с гражданами России доступа к государственной службе.

Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в ст. 14 лишает иностранных граждан права:

находиться на муниципальной службе;

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации;

быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятым на работу на объекты и в организации (в соответствии с Перечнем, утвержденным Правительством РФ), деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации*(133);

заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом*(134).

5. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право граждан России участвовать в отправлении правосудия. В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Участие в осуществлении правосудия на территории России могут принимать судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также присяжные заседатели. Из Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» следует, что «судьей может быть гражданин Российской Федерации…»*(135).

Конституция как основной закон является печатным воплощением такого договора. Российская Федерация по праву рождения предоставляет своим гражданам, а также гражданам других государств и лицам без гражданства, пребывающим на территории РФ, неотчуждаемые права, ограничение которых возможно в строго регламентируемом порядке. Примером можно назвать лишение свободы, применяемое судебными органами как наказание за совершение преступления.
На территории Российской Федерации права и свободы предоставляются каждому человеку в равной степени вне зависимости «пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
Разные авторы классифицируют права граждан РФ на несколько групп (от 3 до 6), это:
личные, политические, социально-экономические, культурные и экологические.

Личные права

Их еще называют естественными, то есть это права человека , закрепленное законодательно.
К таковым относят:
- право на жизнь и личную неприкосновенность
- право на неприкосновенность личной жизни, тайну переписки и любых видов сообщений
- право на неприкосновенность жилища
- право на национальное самоопределение
- право пользоваться родным языком
- право на свободное перемещение в пределах РФ, на выезд за границу и на возвращение обратно
- право на свободу мысли и слова, совести, вероисповедания

Политические права

В отличие от личных прав, которые гарантированны любому человеку на территории РФ, политические права предоставляются исключительно гражданам, как-то:
- право избирать и быть избранным
- право на участие в делах государства
- право на объединение
- право на проведение митингов, собраний и т.д.
- право на доступ к государственной службе
- право на участие в отправлении правосудия
- право на обращение в государственные органы

Социально-экономические, культурные и экологические права

Российская Федерация гарантирует каждому гражданину:
- право осуществлять предпринимательскую деятельность
- право на частную собственность, в том числе и на землю и другими природными ресурсами
- право наследования
- право свободного выбора профессии, на безопасный и оплачиваемый труд
- право на отдых
- право на семью
- право на социальное обеспечение
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь
- право на благоприятную экологическую среду, право на информацию о состоянии экологии
- право на образование, в том числе на обязательное среднее и доступное высшее
- право на творчество, участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям
- право на правосудие, на юридическую помощь
- право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов

Обязанности человека и гражданина

Российская Федерация в основном законе обязывает своих граждан:
- каждый человек обязан уважать права и свободы других, соблюдать законы РФ
- родители обязаны заботиться о детях
- совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях
- уплачивать налоги и иные сборы
- защищать Родину, в том числе воинский долг
- получить среднее образование
- бережно относится к культуре, сохранять памятники культуры и истории
- бережно относится к окружающей среде