Классный час "опасные ситуации на дорогах с пешеходами". Урок ОБЖ на тему «Опасные ситуации на дороге

МБОУ «Гремячинская ООШ»

Занятие подготовила и провела классный руководитель 5 класса Трескова Татьяна Федоровна

Тема занятия: Опасные ситуации на дорогах с пешеходами (Дорожные «ловушки»)

Цель: - изучение опасных дорожных ситуаций, в которые попадают

пешеходы;

Выработать правильное поведение на улицах и дорогах;

Формирование умелых действий, обеспечивающих безопасность на

дороге.

    (1 слайд) Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте ребусы.

(дорога, переход, знаки, пешеход)

Кто нарушил правила? (слайд 2)

А вы знаите правила дорожного движения?

    Вопрос – ответ: «Знатоки ПДД» (слайд 3)

1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

2. Как и где лучше переходить улицу?

3. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по дорогам?

4. Где следует ожидать транспорт?

5. Что означает данный знак?

6. Где должны ходить пешеходы вне населенных пунктов при отсутствии тротуара?

7. Кто такой пассажир?

8. Что означает данный знак?

Посмотрите внимательно на слайд. К чему приводят данные дорожные ситуации?

    Причины ДТП (слайд 4) (формулируется тема)

Основные группы дорожных ситуаций повышенной опасности «ловушек»: закрытый обзор, неожиданный выход на проезжую часть, ошибочный прогноз, отвлечение внимания, «пустынная» улица, опасные действия пешехода в результате испуга.

Знание «ловушек» должно стать основой формирования умелых соответствующих дорожной обстановке действий, обеспечивающих безопасность в транспортной среде.

    Опасность для ребенка в дорожных ситуациях

(учащимся раздаются тексты, по которым они готовятся и рассказывают об опасных ситуациях на дороге и как их предотвратить) (слайд 5)

1). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с закрытым обзором .

Пропустив автомобиль, ребенок выходит на проезжую часть сразу же после того, как он проедет. Находясь рядом, автомобиль может скрывать за собой встречное транспортное средство. Стоящее транспортное средство (пропускающее пешеходов, поломавшееся и т. д.) может скрывать от пешехода движущийся транспорт, а от водителя - пешеходов. Ребенок перебегает дорогу, когда желтый сигнал светофора меняется на зеленый, думая, что успеет завершить переход, пока стоящие автомобили еще не начнут движение, и не видит за ними автомобиля, подъезжающего к пешеходному переходу. Выход ребенка на проезжую часть из-за предметов, затрудняющих обзор ребенку и водителю (кустов, деревьев и т. д.), не позволяет последнему вовремя увидеть опасность и принять меры для ее предотвращения. Внезапное появление детей во дворах из подъездов, домов, из-за кустарников и деревьев, других строений зачастую не позволяет водителям своевременно принять меры безопасности.

Общественный транспорт, из которого вышел ребенок, скрывает его от водителей, проезжающих мимо остановки и не позволяет ребенку вовремя заметить движущийся к нему автомобиль.

Для перехода улицы надо осмотреться и найти место установленное для перехода улицы.

2). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с ошибочным прогнозом .

Готовясь к переходу проезжей части, ребенок ошибочно оценивает будущее направление движения транспортного средства, выходит на проезжую часть перед приближающимся транспортом. Увидев движущийся в его сторону автомобиль, начинает переходить улицу, не имея необходимого для этого резерва времени. Осмотрев проезжую часть один раз и увидев автомобиль, при переходе проезжей части больше не смотрит в его сторону, уверенный, что успеет перейти дорогу. Однако автомобиль может увеличить скорость или изменить направление движения, из переулка или двора может появиться другое транспортное средство. Двигаясь по проезжей части, ошибочно рассчитывать, что водитель видит его и сумеет объехать или своевременно остановиться. Ребенок ожидает, что водитель автомобиля, двигающегося с включенным ближним светом фар или подфарниками, увидит его и при необходимости своевременно остановит автомобиль. Однако в условиях взаимного ослепления водителей светом фар встречных машин, уличным освещением, отражающимся от проезжей части, темной одежды пешехода на фоне темноты пешеходу легче заметить автомобиль, чем водителю пешехода. Ребенок начинает переходить проезжую часть сразу после того, как задняя часть автомобиля поравнялась с ним, не ожидая, что машина может иметь прицеп. Переход проезжей части на зеленый сигнал светофора, по пешеходному переходу не является гарантией безопасности: транспортное средство может заехать на пешеходный переход из-за неправильных действий водителя, неисправности транспортного средства, сложившейся аварийной ситуации.

Пешеходы, не закончившие переход в момент включения красного сигнала светофора, сравнительно спокойно идут дальше, думая, что водители транспортных средств, стоящих в ожидании зеленого сигнала, видят их и пропустят. Однако водитель машины, приближающейся к перекрестку в момент переключения сигналов светофора, может, не останавливаясь, поехать на загоревшийся для него зеленый свет, не замечая из-за стоящих машин идущего пешехода.

3). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с отвлечением внимания . Опасность движения по улице группой - отвлечение внимания: друг на друге при разговоре, на впереди идущих со стороны тех, кто идет сзади; на находящихся на другой стороне улицы - со стороны тех, кто еще не перешел ее. Сконцентрировав свое внимание на группе детей (ребенке), па родителях или других родственниках, находящихся на противоположной стороне улицы, ребенок начинает перебегать проезжую часть перед движущимся автомобилем, которого он не замечает. Думая о животном или о предмете, на который может наехать автомобиль, ребенок выбегает на проезжую часть, чтобы спасти его, подвергая себя смертельной опасности. Боясь опоздать на автобус, на занятия в школе, кружке, ребенок бежит через проезжую часть, не видя других движущихся машин и не думая об опасности, которой себя подвергает. Ребенок, внимание которого занято собственными мыслями (о школе, о доме, о кино, о мороженом и т. д.), переходя проезжую часть, не видит и не слышит приближающегося к нему транспортного средства. Стремясь перейти улицу перед машиной, находящейся сравнительно близко, ребенок не замечает встречную машину, создающую угрозу его жизни.

4). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с неожиданным выходом на проезжую часть. Надеясь проскочить дорогу перед близко идущим транспортом, ребенок внезапно выходит (выбегает) на проезжую часть. Водители транспортных средств, увидев на проезжей части человека, не могут вовремя остановить их, так как скорость автомобилей в 10--12 раз выше скорости пешехода. Транспорт мгновенно остановить нельзя.

5). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с «пустынной» улицей .

«Пустынные» улицы с редким движением машин не менее опасны, чем улицы с оживленным движением. На улицах, по которым машины ходят редко, дети часто выходят на проезжую часть, не осмотрев ее, интуитивно предполагая, что «улица пуста». Не увидев машины и не слыша ее приближения из-за уличного шума, дети попадают под приближающийся автомобиль.

6). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с испугом .

Ребенок должен понимать опасность, связанную с движением транспортных средств, но не должен бояться улицы. Чувство страха парализует действия ребенка, делает его менее находчивым в момент опасности. Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, самообладание, умение быстро и правильно оценивать обстановку, расстояние до приближающегося транспорта, скорость движения автомобиля.

Переход проезжей части по пешеходному переходу опасен, когда водители создают помехи для движения пешеходов: проезжают мимо, не снижая скорости, внезапно подают звуковые сигналы, не пропускают пешеходов, приближаются к ним почти вплотную, заставляя пешехода отшатываться в сторону полосы встречного движения. Проход пешеходов под арками домов рядом с едущим грузовиком опасен. Уровень шума, создаваемого грузовой машиной, резко возрастает под аркой, вследствие акустического эффекта. Это пугает, что способствует возникновению критических ситуаций. Опасные ситуации создаются при движении пешеходов по тротуару мимо выезда из-под арки дома, когда водители выезжают на тротуар на высокой скорости и пугают проходящих пешеходов.

    Справка о ДТП. (слайд 6)

(по страницам газеты «Осинское Прикамье»)

    Зашифрованное письмо” (слайд 7)

Работа в парах (группах)

Пришли письма, посвящённые Правилам дорожного движения, но текст зашифрован. Вам предстоит расшифровать его и прочитать выразительно.

Карточки:

1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись … тротуара. Посмотри внимательно сначала …, потом …, нет ли машин. Переходи дорогу …. …соблюдай правила дорожного …! Будь … пешеходом!”

1) никогда, 2) опасное, 3) наискосок, 4) у центра, 5) безопасное, 6) направо, 7) по прямой, 8) у края, 9) всегда, 10) налево, 11) транспорта, 12) рассеянным, 13) движения, 14) внимательным.

2. “Ребята! Изучайте и … правила … движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её …. Переходите дорогу только на … сигнал светофора. … переходите проезжую часть улицы … близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить …! Дорога – это … место для игр!”

1) можно, 2) красный, 3) транспортного, 4) жёлтый, 5) игнорируйте, 6) нельзя, 7) не, 8) зелёный, 9) соблюдайте, 10) позади, 11) дорожного, 12) опасности, 13) перед, 14) то, 15) безопасности.

3. “Ребята! … за борта грузовиков или других … средств – это приводит к …. Играть на мостовой …. Помогайте своим младшим товарищам … переходить улицы и …. Играть и бегать по дороге – …! Будьте во всём … примером для младших детей”.

1) безопасно, 2) тротуары, 3) разрешается, 4) держитесь, 5) опасно, 6) плохим, 7) дороги, 8) счастью, 9) не цепляйтесь, 10) дорожных, 11) как-нибудь, 12) запрещается, 13) хорошим, 14) транспортных, 15) правильно, 16) беде.

1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Посмотри внимательно сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!”

2. “Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!”

3. “Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером для младших детей”.

7. К рисункам найти и сформулировать правила безопасного поведения на дороге. (слайды 8-14)

(рисунки показываются на экране, учащиеся находят соответствующее правило на столе, зачитывают его и вывешивают на доску)

Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем.

Это опасно потому, что водитель не может остановить машину сразу.

Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному переходу.

На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.

Выйдя из автобуса, не выбегайте на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.

Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте

водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

Умейте пользоваться светофором.

Нельзя ходить по бордюру. Это опасно.

Выйдя на улицу, юный пешеход должен вежливо передвигаться только по тротуару или обочине!

Основная опасность, которая подстерегает юных велосипедистов, - это дорога. Категорически запрещается ездить там, где есть хоть какое-то дорожное движение. Не следует забывать, что велосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.

    Итог занятия. (слайд 15) http://www.dddgazeta.ru/

«Дорога - это жизнь», - считали ещё в древности. Дорога всегда являлась путём сообщения для людей и транспорта. Первые хорошо обустроенные, мощёные дороги появились несколько тысячелетий назад в Междуречье Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Всё было просто, пока люди только ходили по земле, но с появлением всадников и повозок возникли проблемы. Люди попадали под колёса и копыта лошадей. Поэтому древние римляне взяли и поделили дорогу на проезжую часть для транспорта и обочину для пешеходов.

Дороги бывают разные: например, лесные и полевые, сезонные дороги - зимники и ледовые переправы, улицы, проспекты, магистрали с эстакадами - развязками для автомобилей.

Современная дорога может включать одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

По проезжей части движутся автомобили, автобусы, троллейбусы. Вдоль границы проезжей части или по её середине могут располагаться трамвайные пути. По обе стороны от проезжей части в городе находится тротуар для пешеходов. А за городом - незаасфальтированная полоса дороги. Это обочина. Она служит для вынужденной остановки транспорта.

На современных дорогах выделяют специальную велосипедную дорожку и полосы для движения общественного транспорта. На широких дорогах с интенсивным движением транспорта выделяют разделительную полосу, чтобы отделить друг от друга встречные автомобили. Разделительная полоса или всегда приподнята над проезжей частью и окаймлена бордюрным камнем, или выделена с помощью разметки. Движение транспорта бывает односторонним и двусторонним.

Одностороннее движение - когда весь транспорт движется в одном направлении по всей ширине проезжей части, куда указывает белая стрелка на придорожном знаке (встречный транспорт в этом случае исключён). Знак устанавливается за перекрёстком, в начале дороги. Знак разрешает движение прямо, налево или направо, но запрещает разворот.

Двустороннее движение - когда транспорт движется навстречу друг другу. Существует специальный знак о «Двустороннем движении» - на треугольнике две встречных линии со стрелками. Знак предупреждает, что дорога с односторонним движением сменяется на участок дороги с двусторонним (встречным) движением.

На дорогах России, как у большинства стран мира, установлено правостороннее движение транспортных средств. В ряде стран по традиции сохранено левостороннее движение (Великобритания, Австралия, Япония и др.). В этих странах выпускаются транспортные средства с правым расположением руля.

На дорогах с правосторонним движением водительское место в автомобиле должно находиться со стороны встречного потока, то есть слева, и справа - в странах с левосторонним движением.

Статистика

    Ежегодно в нашей стране происходят около 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В результате погибает 25-30 тысяч человек, 250 тысяч получают ранения различной тяжести.

Некоторые факты

    С появлением первого наземного транспорта - всадники, повозки и экипажи - возник вопрос, по какой стороне дороги ездить, чтобы избежать столкновения и заторов на дорогах. Правостороннее движение складывалось стихийно. Сказалась физиологическая особенность человека - большинство из нас правши. Правая рука сильнее и ею удобнее было управлять тяжёлыми конными экипажами, запряжёнными несколькими лошадьми. При разъезде на узкой дороге легче было направлять повозку или экипаж вправо на обочину дороги, натягивая вожжи правой, более сильной, рукой, чтобы придержать лошадей. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 г. русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

На улицах пешеходы движутся по тротуарам. Тротуар - это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Тротуар может примыкать к проезжей части или быть отделённым от неё газоном. Он обычно приподнят над проезжей частью на высоту 15-20 см. По тротуарам движение транспорта запрещено. В случае необходимости по тротуарам могут проезжать автомобили дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб для уборки снега или ремонта городских коммуникаций, а также подвоза груза к торговым предприятиям.

Одним из важных и опасных элементов дороги является перекрёсток . Это место пересечения дорог и улиц. Проезжую часть можно переходить у перекрёстка по пешеходным переходам. На перекрёстке очерёдность движения определяется сигналами светофора или при необходимости регулировщиком.

Вопросы

  1. Что такое дорога?
  2. Какие элементы дороги ты знаешь?
  3. Почему дорогу разделили на проезжую часть, тротуар и обочину?
  4. Для чего нужна обочина?
  5. По какой части дороги может ходить пешеход?
  6. Как ты думаешь, почему перекрёсток - это самый опасный участок дороги?

Задание

  1. Используя дополнительную литературу и другие источники, подготовь краткое сообщение на тему: «Правостороннее и левостороннее движение».

Участники дорожного движения

Главные участники дорожного движения - это пешеходы, водители и пассажиры, то есть мы с вами. Участвуя в дорожном движении, мы обязаны выполнять определённые правила поведения, чтобы избежать опасных ситуаций на дорогах.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла одновременно с появлением автомобиля. В 1886 г. в мире появился первый автомобиль, а через 10 лет произошло первое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - наезд на пешехода. Уже в 1899 г. в результате дорожной аварии погиб человек.

По дорогам и улицам городов движутся автомобили и мотоциклы, троллейбусы, трамваи и велосипеды, иначе говоря - различные виды транспорта, или транспортных средств. Транспорт - это все возможные средства, предназначенные для перемещения людей и грузов из одного места в другое. По назначению транспорт разделяют:

  • пассажирский - автобусы, троллейбусы, трамваи и легковые автомобили;
  • грузовой - автомобили, которые перевозят различные грузы. Они различаются по грузоподъёмности, особенностям конструкции, видам перевозимых грузов. Например, самосвалы и фургоны, панелевозы и контейнеровозы.
  • Специальные автомобили : пожарные, полицейские, медицинские. Эта категория транспорта пользуется определёнными преимуществами перед другими участниками дорожного движения. Они спешат к тяжело больному человеку, или на пожар, или на срочное задержание нарушителей общественного порядка.

Положительное значение автомобильного транспорта очевидно. Однако не следует недооценивать и той опасности, которую несёт в себе автомобиль в случае ДТП.

Автомобили на шумных магистралях движутся на высоких скоростях, создавая труднопреодолимые потоки для пешехода и водителей. Городские службы не успевают реконструировать дорожную сеть городов в более безопасные магистрали, которые бы обеспечивали повышенную защищённость пешеходов и автомобилей. Такая напряжённая ситуация на дорогах, конечно, приводит к росту аварий.

Основные причины дорожно-транспортных происшествий - это нарушение правил дорожного движения пешеходами и водителями. Мы часто переходим дороги в неустановленном месте, не обращаем внимания на сигналы светофора. Ходим по проезжей части при наличии тротуаров. Можем промчаться на роликовых коньках, самокатах по оживлённой магистрали. Автомобилисты проезжают на красный сигнал светофора, игнорируя требования дорожных знаков, или позволяют себе сесть за руль в нетрезвом виде.

Некоторые факты

    При анализе детского дорожно-транспортного травматизма выявлено, что «группу риска» составляют мальчики школьного возраста. Наибольшее число автодорожных происшествий с детьми происходит в марте и сентябре. «Пик аварийности» приходится на период от 16 до 20 часов. В основном трагедии происходят, когда дети выходят на проезжую часть перед близко идущим транспортом, при переходе улицы в неустановленном месте и на остановке общественного транспорта.

Запомни , сегодня, чтобы избежать опасной ситуации на дороге, сохранить свою жизнь и не принести вреда окружающим, необходимы хорошие знания правил дорожного движения (ПДД) и их обязательное выполнение. Если кто-то из пешеходов нарушает правила дорожного движения, например, решил перейти дорогу на красный запрещающий сигнал светофора, то это не значит, что ты должен идти с ними. Автомобиль может появиться неожиданно.

Запомни правило : на дороге не делай, как все, делай так, как требуют правила дорожного движения. Учись самостоятельно принимать правильные решения.

Многие из главных правил дорожного движения ты уже изучил в начальной школе. Давай ещё раз вспомним основные рекомендации для пешеходов:

  • если ты пешеход, то должен идти по тротуару или пешеходной дорожке, а при их отсутствии по обочине дороги;
  • при движении по краю проезжей части пешеход должен идти навстречу движению;
  • при приближении специального транспорта с включённым проблесковым маячком синего или красного цвета и звуковым сигналом воздержись от перехода проезжей части;
  • пересекай проезжую часть по пешеходным переходам (подземным и надземным);
  • строго подчиняйся сигналам светофора;
  • не ослабляй внимания при жёлтом сигнале светофора, когда при исключительных обстоятельствах водителям разрешается дальнейшее движение;
  • при отсутствии автомобилей в зоне видимости перехода не перебегай проезжую часть, а переходи её шагом и в прямом направлении, а не наискосок, предварительно убедившись, что нет приближающихся машин. Прежде, чем перейти проезжую часть, определи одно-или двустороннее движение. При одностороннем движении определи направление движения транспорта. При двустороннем движении, переходя первую половину смотри налево, вторую - направо. При одностороннем движении - всё время со стороны движения транспорта;
  • не успев перейти улицу перед приближающимся транспортом, не мечись, а остановись и дай возможность водителю объехать тебя;
  • будь внимательным и осторожным в ненастную погоду, в гололедицу или при густом тумане, когда водителю не всегда удаётся рассчитать тормозной путь его машины;
  • не выходи с тротуара на проезжую часть дороги вне пешеходных переходов или когда переход запрещён;
  • не останавливайся в непосредственной близости от движущегося автомобиля, так как выступающие детали машины могут сбить или зацепиться за одежду и потащить тебя за собой;
  • после выхода из общественного транспорта переходи улицу только по пешеходному переходу, а если его нет, то после отхода автобуса, троллейбуса, трамвая или маршрутного такси, когда дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны.

Трамвай, автобус и другой общественный транспорт ожидай на специальных посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.

Помни! Зона остановки - опасное место для взрослого и ребёнка . Остановившийся автобус или троллейбус сокращает обзор дороги; кроме того, люди здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть тебя на проезжую часть.

Запомни ещё одно правило, действующее на дороге. Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение. Даже сильное торможение не в силах моментально остановить троллейбус или автомобиль. Таким образом, до полной остановки транспортное средство пройдёт ещё какое-то расстояние. Это расстояние, которое оно проходит с момента торможения до полной остановки, называется тормозным путём. Чем больше скорость, например, и вес автомобиля, тем его тормозной путь больше. На его длину влияет состояние дороги и погода.

Вопросы

  1. Что такое правила дорожного движения?
  2. Почему от знания и соблюдения человеком правил дорожного движения зависит его жизнь?
  3. Какие правила дорожного движения ты знаешь?
  4. Кто такой пешеход?
  5. Большая часть несчастных случаев с пешеходом происходит там, где пересекаются транспортные и пешеходные пути. Перечисли эти опасные участки.
  6. Как ты думаешь, почему люди, хорошо зная правила дорожного движения, нарушают их?
  7. Какие ты знаешь виды общественного транспорта?
  8. Внимательно изучи рисунки. Какие правила нарушают пешеходы?

Задания

  1. На рисунках показаны разные варианты сигналов светофора. Подбери к каждому номеру текст, поясняющий эти сигналы.
    1. Внимание! Можно переходить проезжую часть дороги.
    2. Внимание! Нельзя переходить проезжую часть дороги.
    3. Внимание! Сейчас можно будет перейти проезжую часть дороги.
    4. Внимание! Автомобиль может ехать.
    5. Внимание! Автомобиль должен тормозить и остановиться около перехода.
    6. Внимание! Сейчас нельзя будет переходить проезжую часть дороги.

  1. Давай ещё раз повторим правила дорожного движения для пешеходов. Для этого закончи предложения.
    1. Пересекать проезжую часть дороги можно по...
    2. Нельзя переходить проезжую часть дороги на переходе, если сигнал светофора..., если сигнал светофора...
    3. Если есть тротуар, то нельзя идти по... части.
    4. Не останавливайся в непосредственной близости от проходящего..., потому что выступающие детали могут зацепиться за одежду и столкнуть тебя на проезжую часть.
    5. После выхода из общественного транспорта переходить дорогу надо только...
    6. Если нет специального перехода, то переходить дорогу можно после...

Задача

  1. На расстоянии 16 метров до пешеходного перехода одновременно начали тормозить три автомобиля. Тормозной путь первого составил 13 метров, второго - на 4 метра больше, третьего - на 3 метра больше. Кто из водителей будет считаться нарушившим правила после остановки и почему?

Ролевая игра

Начертите условную линию пешеходного перехода на дорожке школьной спортивной площадки и приближайтесь к ней бегом с постоянной скоростью. В момент приближения участников забега к линии условного перехода наблюдающий даёт команду: «Тормози!»

Каждый участник остановится на разном расстоянии от линии. Побеждает тот, кто остановился раньше всех, у него лучше реакция. Проигрывает тот, у кого самый длинный «тормозной путь» (от финиша до места полной остановки). Эта игра поможет понять, почему нельзя выбегать на проезжую часть, переходить дорогу в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора. Тормозной путь движущихся автомобилей может быть разным, что делает столкновение в некоторых случаях просто неизбежным.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная школа №20

Исследовательская работа

« Анализ опасных ситуаций на дорогах, связанных с детьми и меры профилактики нарушений ДТП »

Содержание

II . Основная ч асть

1.Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой

2.Основные причины ДТП

3. ДТП в нашем поселке

4.Анализ уровня знаний и соблюдения правил дорожного движения детьми и подростками

5.Проект по формированию безопасного поведения на дорогах

6.Результат

III . Заключение.

IV . Список использованной литературы

Введение

Каждый день, выходя из дома, мы даже не догадываемся, насколько в России опасно ходить пешком. По телевизору, в одной из программ новостей, мы услышал и о том, что на дорогах городов и посёлков России, каждый день гибнут дети.

Почти половина пострадавших на дорогах в Дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП) – это именно пешеходы. Для сравнения - в США на 100 пострадавших в ДТП, только 2 пешехода, В Европе – 4. Мы «обгоняем», как по числу самих происшествий, так и по серьёзности их последствий.

По словам, Главного, инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктора Кирьянова, каждый год 1 сентября за парты не садится буквально целая школа: это дети, погибшие в автомобильных авариях. К началу учебного года на больничных койках, лежит количество учеников равное численности 15 школ – и это ещё по самым скромным подсчётам.

Кто виноват? Водители или п ешеходы? Нас это очень тронуло, и мы заинтересовались данной проблемой. Захотелось внести свой вклад для предотвращения новых трагедий, особенно с участием детей. Ра ссматривая эту проблему, у нас возникли вопросы:

Почему гибнут дети? Кто в этом виноват?

В каком возрасте больше гибнет детей и почему?

Количество пострадавших детей в России, в городе Бор в ДТП.

Как помочь ученикам нашей школы избежать и предупредить ДТП?

В пои сках ответов на эти вопросы, мы определил и тему своей работы: «Анализ опасных ситуаций на дорогах, связанных с детьми и меры профилактики нарушений ДТП »

Много раз мы слышали в новостях по телевизору: « В дорожном происшествии погиб ребенок…» Почему на дорогах происходит так много аварий, в которых погибают дети? Особенно сейчас, когда постоянно растет количество машин, а вместе с ним число некультурных водителей, опасных происшествий – нужно быть предельно осторожным! Часто мы видим людей, которые перебегают дорогу в неположенных местах, переходят дорогу на красный свет. Одним словом, нарушают правила дорожного движения. Получается, что нарушают правила и водители, и пешеходы.

Актуальность

С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей Правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание. Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме.

Согласно официальной статистике, ежегодно на дорогах г. Бор под колеса машин попадает четвертая часть детей. Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность.

Сохранить жизнь и здоровье детей – значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети.

Вот уже 5 лет мы изучаем курс ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), поэтому знаем правила поведения на дороге. Мы замечаем, как люди просто игнорируют эти правила! Остановитесь на минуту, и вы увидите, например, как папа ведет ребенка через дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора. Ребенок же усваивает все это и со временем сам начинает нарушать правила. Нам стало интересно: как можно повлиять на нарушителей и сократить число дорожных происшествий?

Цель работы выяснить:

    Почему дороги являются зоной повышенной опасности, в особенности для детей и подростков?

    Как можно повлиять на ситуацию и сократить количество ДТП?

Гипотезы:

    Большинство детей не соблюдают правила дорожного движения.

    Большинство детей знают правила дорожного движения недостаточно хорошо.

Задачи:

1. Проанализировать художественную и методическую литературу по проблеме изучения и соблюдения Правил дорожного движения для уточнения понятия «Грамотный пешеход», выявить основные причины ДТП, закономерность между нарушением ПДД и дорожным травматизмом.

2. Познакомиться с основными терминами, связанными с данной проблемой, и их значением.

3. Изучить особенности, присущие детскому возрасту и влияющие на выбор способа действия в дорожных ситуациях.

4. Разработать и внедрить проект, включающий пути эффективного формирования «Грамотного пешехода» в начальной школе.

Для достижения цели мы использовали следующие методы :

Изучение литературы по проблеме.

Наблюдение,

Тестирование,

Беседа,

Анализ результатов.

Основная часть

    Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой.

Решая первую задачу, мы проанализировали литературу с целью обоснования, уточнения основного понятия нашей работы: формирование «Грамотного пешехода».

В книжном уголке надо расставить иллюстрации по ПДД, картинки с изображением переходов, светофоров.

Попросить детей составить рассказ по иллюстрациям. Проследить за тем, чтобы ребята говорили полными предложениями, правильно согласовывали род, число и падеж существительных и прилагательных.

Чтение художественной литературы:

    Е. Житков «Светофор»;

    А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

    А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»;

    А. Петров «Я бегу через дорогу»;

    В. Клименко «Кто важнее всего на улице?»;

    И. Серяков «Законы улиц и дорог».

    В. Кожевникова «Светофор»;

    С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер»;

    Я. Пишумов «Самый лучший переход», «Дорожная азбука»;

    О.Тарутин «Самый лучший переход».

Заучивание стихотворения Берестова «Светофор».

Это понятие «Грамотный пешеход» мы получили через рассмотрение общих понятий: ПДД, ДТП, пешеход.

Когда появились первые автомобили, стало ясно, что на дорогах нужны особые правила.

«Правила дорожного движения» - это закон, устанавливающий порядок движения на дорогах. Они обязательны для всех участников движения - водителей, пешеходов, пассажиров

Событие, возникающее в процессе движения, при котором ранены или погибли люди, повреждены машины, называется дорожно-транспортным происшествием или ДТП .

Пешеход – это участник дорожного движения.

Грамотный пешеход – это участник дорожного движения, который знает и соблюдает ПДД.

    Основные причины ДТП

С увеличением количества машин на дорогах вырос риск попадания в ДТП. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным, ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет до 1500 и получает ранения свыше 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших – в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10000 единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше. Чем во Франции и Германии.

Мы обратились в Борскую Центральную Районную больницу к травматологу Шаброву Александру Юрьевичу с вопросом: - Сколько в месяц обращается пациентов с травмой? Сколько – с травмами ДТП?

По данным за февраль месяц всего поступило 52 человека из них: 40 человек с бытовыми травмами и 12 человек с ДТТ.

Сделали вывод: Из-за спешки, халатности, из-за того, что люди переоценивают свои возможности 12 человек из 52 все - таки попадают в больницу с травмами ДТП, 4 человека из них дети.

Мы прочитали некоторые части Государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Там указывается, что основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:

Нарушение правил перехода проезжей части (61,9%)

Неподчинение сигналам светофора (11,8%)

Неожиданный выход из-за транспортного средства (15,3%)

Игра на проезжей части (4,2%)

Неумелое управление велосипедом (3%)

Мы провели выборочное анкетирование в школе. Это дети начальной школы, среднего и старшего звена. Всего опрошенных - 124 человека из них:

Нарушают правила перехода проезжей части – 65 человек (52%)

Не подчиняются сигналам светофора – 24 человек (19%)

Неожиданный выход из-за транспортного средства – 12 человек (10%)

Играют на проезжей части – 5 человек (4%)

Неумелое управление велосипедом – 18 человек (15%)

В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель – май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего – в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 7 до 8, когда дети идут в школу, а также с 14 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП, являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Постояв на перекрестке, мы наблюдали за пешеходами и сделали следующие выводы. Утром с 7.00 до 7.30 прошло 318 человек и 32 человека переходили дорогу в неположенном месте, днем с 12.30 до 13.00 – прошло 153 человека из них 16 человек нарушили правила дорожного движения, вечером с 16.00 - 16.30 – прошло 224 человека и 33 человека снова перешли дорогу в неположенном месте.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумение правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к этой проблеме со стороны учебных заведений.

Несмотря на то, что изучать Правила дорожного движения начинают уже в детском саду, а в школе есть специальный предмет ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), результаты исследований показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

    ДТП в нашем поселке

В нашем поселке было очень много ДТП, пока не появился наземный переход.

Поселок пересекает дорога, по которой на огромной скорости мчатся машины. Около дороги стоит наша школа, следовательно, работа по правилам дорожного движения начинается с первых дней поступления ребенка в школу. Несмотря на это, дети оказываются в затруднительных ситуациях. Дети из-за спешки бегут, через дорогу не думая о своей безопасности. Год назад две девочки вместо того, чтобы подняться по переходу, побежали через дорогу. Одна пробежала, другую сшибли. Переломы, сотрясение мозга.

Страшный случай был несколько лет назад, когда вместо наземного перехода стоял светофор. Автобус приехал из Нижнего Новгорода. Из автобуса вышли пассажиры, среди них был мальчик со своей мамой. Мама поторопилась, и, не дождавшись, когда уедет автобус, побежала через дорогу. Из-за автобуса выехал автомобиль и на полном ходу, на глазах у сына, сшиб маму. Пролетев несколько метров, женщину спасти, не удалось.

Эту историю знает каждый житель нашего поселка. Это урок для всех и для взрослых, и для детей. Но иногда взрослые забывают о том, что дети копируют действия, поступки взрослых, своих родителей.

Исследования показали, что многие родители не думают о детях и о последствиях, перебегая через дорогу с ними в неположенном месте.

В анкетировании принимали участие 56 родителей начальной школы. На вопрос: Знаете ли вы правила дорожного движения? Родители однозначно ответили: Да.

На вопрос: Соблюдаете ли вы правила дорожного движения при детях, идущих рядом с вами? Большая часть родителей, а именно 44 человека (79%) ответили: Да. 12 человек (21%) – считают, что пока ребенок с ними, ничего не случится, даже если они переходят в неположенном месте.

М аленькие дети не могут быстро сообразить, что делать в ситуации, когда внезапно появляется автомобиль. Им кажется, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП. А ведь по нашей дороге мчатся машины с огромной скоростью. Дорога редко бывает пустой. Поэтому в 2011 году был построен мост через дорогу (наземный переход) – это спасение для всех жителей поселка.

    Анализ уровня знаний и соблюдения правил дорожного движения детьми и подростками.

В нашем исследовании приняли участие 137 учащихся нашей школы.

    Знакомили ли тебя с правилами дорожного движения?

На этой диаграмме мы видим, что с правилами дорожного движения знакомили всех детей и подростков.

    Кто именно знакомил?

На диаграмме №2 мы видим, что 32% опрошенных знакомили с правилами дорожного движения учителя, по 20% - воспитатели и жизнь и 15% - родители.

    Как ты считаешь, необходимо ли соблюдать правила дорожного движения?

На диаграмме №3 мы видим, что 86 человек (63%) считают, что необходимо соблюдать правила дорожного движения, 39 человек (28%) считают, что это делать необязательно и лишь 12 человек (9%) – иногда надо соблюдать правила дорожного движения.

    Всегда ли ты соблюдаешь правила на дороге?

На диаграмме №4 мы видим, что 92 человека (67%) из 137 – соблюдают правила дорожного движения и лишь 2 человека (1%) никогда не соблюдают правила дорожного движения.

    Проект по формированию безопасного поведения на дорогах

Анализ публицистической и методической литературы по проблеме изучения и соблюдения Правил дорожного движения выявил основные причины ДТП.

Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой, и их значением.

Влияние на выбор способа действия в дорожных ситуациях.

Разработка памяток по соблюдению основных положений Правил дорожного движения для детей, родителей и водителей.

Создание обучающего видеофильма по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Выводы

1. Основные причины ДТП:

Нарушение правил перехода проезжей части;

Неподчинение сигналам светофора;

Неожиданный выход из-за транспортного средства;

Игра на проезжей части;

Неумелое управление велосипедом;

Время года;

Время суток.

2. Оформлены памятки, буклеты по ПДД (Приложение 1)

3. Проводятся игры, викторины, классные часы по ПДД.

4. Создан ролик по ПДД «Мы выбираем жизнь» (Приложение 2)

5. Была проведена акция «Соблюдаем правила движения» (Приложение 3)

6. Результат

Эффективность проекта можно только будет определить через определённый период времени, т.к. эта работа требует ежедневных повторении, отработки, уважения со стороны всех участников дорожного движения.

- Наш проект рассчитан на долгосрочный период времени, так как эффективность проделанной работы мы сможем оценить, изучив статистику ДТП с участием детей через год. Распространение памяток не ограничится одной акцией. Мы планируем продолжить проведение рейдов с участием детей, родителей, конкурсов по созданию новых памяток, листовок, плакатов.

Заключение

В ходе исследования, мы узнал и , что в большинстве случаев ребята забывают о мерах предосторожности и когда они поставлены перед срочным выбором: как поступить, то легко впадают в состояние безысходности и незащищенности.

Таким образом, выдвинутая нами в начале работы гипотеза подтвердилась.

Чтоб жить, не зная огорченья,

Играть, трудиться и мечтать,

Ты должен правила движенья

всегда и всюду соблюдать!

Литература

1.Астахов. П. Я и дорога.-М:ЭКСМО,2009

2.Воронова.Е.А.Красный.Желтый Зеленый. -Ростов на Дону: ООО «Феникс»,2008

3. Комментарий к правилам дорожного движения Российской Федерации.-М.: ИДТР, 2009

4 . http : // vladnews . ru

5. http : // bezopasnaya - ezda . info /

6.Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.

7.Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2001.

8. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрунин. Таллин: Валгус, 2001.

9. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 2002.

10. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 2002.

Госавтоинспекция напоминает, что зимний период традиционно отмечается ростом дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов. Это обусловлено с уменьшением продолжительности светового дня, тяжелыми погодно-климатическими условиями, когда в течение суток температура изменяется от положительного значения до заморозков и образования гололедных явлений, внезапно выпадают обильные снежные осадки или осадки в виде дождя. Это время года одинаково опасно как для водителей, так и для пешеходов.

Особую опасность представляют пешеходные переходы, на которых пешеход зачастую чувствует себя в безопасности и забывает о скрытой угрозе, что может привести к получению серьезных травм. При этом самой незащищенной категорией участников дорожного движения являются дети-пешеходы, которые не имеют достаточного жизненного опыта и не знают, как правильно действовать в той, или иной ситуации.

Дорожно – транспортное происшествие произошло 27 февраля 2018 года, в 12:45 на улице Черных, 46 А, водитель автомобиля «Ваз-21099» двигаясь по улице Черных, со стороны улицы Фрунзе, в сторону улицы Липового тракта допустил наезд на пешехода, переходившего проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу справа налево по ходу движения автомобиля. Пешеход-ребенок 2005 года рождения с диагнозом: ушиб левого бедра – госпитализирован в ЦГБ №3.

Обращаясь к родителям, хочется напомнить, что ответственность за действия детей несут в первую очередь взрослые (законные представители), при этом каждый родитель должен понимать, что нарушение Правил дорожного движения или отсутствие контроля за детьми вблизи проезжей части могут привести к непоправимым последствиям. Также напоминаем, что обязательное размещение не верхней одежде световозвращающих элементов позволит в несколько раз снизить вероятность получения травм на дороге, особенно в темное время суток, при этом приобретение световозвращающих элементов не требует значительных денежных затрат.

Водителям настоятельно рекомендуем максимально снизить скорость движения в период ухудшения погодных условий, избегать маневров, связанных с выездом на полосу встречного движения. При подъезде к пешеходным переходам и местам расположения образовательных организаций (обозначенных знаками 1.23 «Дети») быть особенно внимательными и ожидать неожиданный выход пешеходов на проезжую часть из-за стоявших автомобилей. При этом следует учитывать тот факт, что поведение детей бывает непредсказуемым. Если вы видите детей на обочине дороги необходимо быть готовым к любой ситуации и максимально снизить скорость движения.

В тоже время родители не всегда должным образом контролируют, чем занимаются дети и где они находятся.

Родителям рекомендуем ежедневно напоминать детям о соблюдении Правил дорожного движения и правил безопасного поведения на дороге, а также на дворовых территориях, напомнить детям, что во дворах также имеется проезжая часть, на которой нельзя играть.

Опасности могут подстерегать на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта и вам необходимо научится анализировать, сравнивать, принимать правильные решения.

Одно из важных особенностей при переходе проезжей части - требования ПДД в части необходимости убедиться в безопасности перехода, ситуации - «дорожные ловушки».

“ЛОВУШКИ” ЗАКРЫТОГО ОБЗОРА.

Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, забором, сугробом, стоящими и движущимися автомобилями, другими пешеходами. Обзору дороги могут мешать повороты, спуски и подъемы самой дороги. Именно поэтому пешеходам запрещено переходить проезжую часть в этих опасных местах.

Главную опасность на дороге представляет автомобиль: движущийся, стоящий, трогающийся с места, останавливающийся.

Участок проезжей части дороги, на котором стоит транспорт, сложен для перехода. Но опасен он лишь для тех, кто чересчур тороплив, небрежен, невнимателен к себе и к окружающим. Видимость дороги и объектов на ней - одно из важнейших условий безопасности движения. Основная часть информации, нужной водителям и пешеходам для правильной ориентации в дорожной обстановке, - это зрительная информация.

Вероятность дорожного происшествия в условиях ограниченной видимости в пять-восемь раз больше, чем в нормальных условиях. Резко ограничить обзор дороги для пешеходов могут зонтики, капюшоны, воротники. Чтобы правильно ориентироваться в такой обстановке и получать полную информацию, необходимо постоянно контролировать ситуацию на дороге, особенно участки “закрытого” (ограниченного) обзора дороги. В Правилах дорожного движения говорится по этому поводу: “…при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы …не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств”.

Для перехода проезжей части пешеходу необходимо видеть всю дорогу и сложившуюся на ней ситуацию – где и как далеко от пешехода находятся транспортные средства на проезжей части. Если из-за стоящего транспорта обзор ограничен или закрыт, то выходить на проезжую часть опасно, так как участники дорожного движения (пешеход и водитель) не видят друг друга.

“Ловушки” закрытого обзора могут подстерегать пешехода и у светофора. Пешеход, начавший переход на зеленый сигнал, бежит перед стоящим у светофора транспортом, заканчивая переход уже при красном сигнале. Он уверен, что водители трогающихся машин его видят и пропустят, и не понимает, что не все машины стояли. Из-за стоящих и трогающихся машин “с ходу” может выехать другая, водитель которой не видит пешехода. Он не тормозил у светофора, так как, подъезжая к перекрестку, загорелся уже зеленый сигнал. К тому же могут быть спешащие водители, проскакивающие переход на большой скорости, не успев сделать это при “своем” сигнале.

В этой ситуации, когда погас зеленый сигнал, пешеходу нужно как можно скорее закончить оставшиеся несколько метров перехода, уложившись в небольшую паузу между “зеленым” и “красным”, или когда горит “желтый”. Если все же переход не был закончен, то необходимо остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки, и ожидать, пока на светофоре загорится зеленый сигнал.

Все те же дорожные “ловушки” закрытого обзора есть и на перекрестке. На нерегулируемом пешеходном переходе это, прежде всего, “подвижный ограниченный обзор”: попутный и встречный транспорт. Кроме того, обзор ограничен остановившимися автомобилями, например, для поворота или разворота. Основная опасность на регулируемом перекрестке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла “зеленого” и проезд “с ходу” других автомобилей.

2. “ЛОВУШКИ” В ЗОНЕ ОСТАНОВКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА.

В зоне остановки попадает в ДТП треть пострадавших детей, в основном из-за стоящих маршрутных транспортных средств – большой помехи обзору на дороге (“закрытый” обзор) и спешки пешеходов или пассажиров.

3. “ЛОВУШКИ” НА ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ.

Обычно думают, что пешеходный переход – это безопасная зона, на которой с пешеходом ничего не может случиться. А ведь и здесь остановившийся автомобиль может скрывать движущийся, равно как и проехавший (“закрытый” обзор).

4. “ЛОВУШКИ” НА УГЛУ ПЕРЕКРЕСТКА.

Кроме дорожных ловушек “закрытого” обзора, опасность на углу перекрестка состоит еще и в том, что автотранспорт может поворачивать направо, при этом и водителю, и пешеходу горит зеленый сигнал. Водитель должен уступить дорогу пешеходу, но все же пешеход тоже должен быть внимательным. Иногда задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару, бывает неопытный водитель выезжает на “бровку” тротуара, к тому же автотранспорт может быть с прицепом или буксировать другой автомобиль.

5. “ЛОВУШКИ” У СВЕТОФОРА.

Кроме дорожных “ловушек” закрытого обзора у светофора, нельзя забывать, что на дороге могут возникнуть самые непредвиденные обстоятельства, например, поедут на красный сигнал спецмашины (скорая помощь, милиция, пожарная); могут быть и водители, нарушающие ПДД. Нередко и сами пешеходы, как взрослые, так и дети, не подчиняются сигналам светофора, т.е. переходят дорогу на красный сигнал.

6. “ЛОВУШКИ” ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.

Пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован к интересующему его предмету – автобус на другой стороне дороги, приятель, родные, мяч, собака, лужа после дождя, шляпа, которую сдул с головы ветер…

К дорожным “ловушкам” могут привести и еще два изобретения – плеер и мобильный телефон. Конечно, хорошо совмещать полезное с приятным, но так ли это безопасно? Экспериментально доказано, что разговор по телефону во время управления автомобилем увеличивает риск дорожно-транспортного происшествия в 4-5 раз. То же самое и с пешеходом, разговаривающим по телефону на ходу или слушающим музыку в наушниках.

7. “ЛОВУШКИ” ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ ИЛИ “ПУСТЫННАЯ ДОРОГА”.

Это улица, окруженная жилыми домами, зеленью, здесь часто играют дети. По ней редко проезжает транспорт, и создается ложное представление об отсутствии угрозы. У водителей тоже притупляется внимание, и они едут быстрее обычного, не предполагая появления пешеходов. Такие дороги часто становятся любимым местом роллеров, скейтбордистов, а также для различных игр, катания на санках и коньках.

8. “ЛОВУШКИ”, ПОДСТЕРЕГАЮЩИЕ ВОЗЛЕ ДОМА.

Нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящего транспорта. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что опаснее, – задним ходом. Особенно опасны грузовики-фургоны, такси и автомобили скорой помощи. Водителям грузовиков трудно наблюдать и замечать пешеходов. Такси и “скорая помощь” часто спешат. Проезды у домов часто становятся местом для игр, и дети попадают в дорожную ловушку “отвлечение внимания” или “пустынная улица”.

9. “ЛОВУШКИ” СЕРЕДИНЫ ДОРОГИ.

Наезд на пешехода, “мечущегося” по проезжей части в автомобильном потоке. Часто это происходит потому, что пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей, сильно испуган и его поведение хаотично и не поддается логике и прогнозу. На середине дороги обзор могут закрывать стоящие рядом пешеходы. От большого количества мелькающих рядом машин может закружиться голова, и пешеход потеряет равновесие. Настроить надо себя на предельную внимательность, никаких разговоров, никаких случайных движений, особенно назад. В этой ситуации смотреть надо влево и вправо, чтобы знать, какой транспорт проезжает за спиной и какой надо пропустить. Но лучше не останавливаться на проезжей части и перейти ее за один прием.

10. “ЛОВУШКИ” ПРИ ДВИЖЕНИИ ВДОЛЬ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ.

В эту ситуацию пешеход может попасть, если идет по дороге в нарушение Правил дорожного движения, то есть по правой обочине или правому краю проезжей части. В этом случае движение транспорта происходит со стороны спины, и пешеход не видит опасность. Автомобиль на скользкой дороге может вильнуть, или груз выступает за борта – все это грозит пешеходу травмами.

Отделение пропаганды ОГИБДД!

Главная опасность - стоящий автомобиль!

Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

И у светофора можно встретить опасность.

Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.

На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

На улице крепко держите ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо.

Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов - места скрытой опасности!

В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины.

Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

Помните!

Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.