Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях. Принципы законодательства об административных правонарушениях: понятие, классификация и характеристика

См. обзоры изменений КоАП РФ

См. комментарии к КоАП РФ

См. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

О разъяснении отдельных положений настоящего Кодекса см. письмо МАП РФ от 18 октября 2002 г. N СД/15395

О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10

О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении настоящего Кодекса, см. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10, от 24 марта 2005 г. N 5 и от 24 октября 2006 г. N 18

О некоторых вопросах, связанных с введением в действие настоящего Кодекса см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

См. схему "Законодательство об административных правонарушениях"

См. комментарии к статье 1.1 КоАП РФ

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

См. комментарии к статье 1.2 КоАП РФ

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

См. комментарии к статье 1.3 КоАП РФ

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.



См. комментарии к статье 1.4 КоАП РФ

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 1.5 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2008 г.

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

См. комментарии к статье 1.5 КоАП РФ

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

См. комментарии к статье 1.6 КоАП РФ

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 1.7 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

См. комментарии к статье 1.7 КоАП РФ

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ глава 1 настоящего Кодекса дополнена статьей 1.8

Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

См. комментарии к статье 1.8 КоАП РФ

  • 15. Административное право как наука.
  • 17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
  • 18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
  • 19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
  • 22. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • 23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.
  • 25. Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.
  • 26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
  • 27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.
  • 2Й этап (1996–1998 годы).
  • 3Й этап (к. 2000 г. – сер. 2001 г.).
  • 33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
  • 34.Система (виды) государственной службы
  • 35. Государственная гражданская служба рф. Государственная служба Воронежской области.
  • 38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
  • 39. Система управления государственной службой.
  • 41. Общие условия государственной службы.
  • Глава 2 фз "о системе государственной службы Российской Федерации" определяет общие условия государственной службы. К ним относятся:
  • Глава 3 фз "о гос. Гражданской службе рф" определяет правовой статус гражданского служащего:
  • 1. Права государственного служащего
  • 2. Обязанности государственного служащего
  • 3. Ограничения и запреты для государственного служащего
  • 43. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
  • 45. Кадровая служба государственного органа и кадровая работа.
  • 46. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе.
  • 47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент.
  • 48. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, систе­ма, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
  • 49. Оплата труда гражданских служащих.
  • 50. Поощрения и награждения за гражданскую службу.
  • 51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.
  • 52. Формирование кадрового состава гражд службы.
  • 53. Индивидуальный служебный спор: понятие, содержание и порядок рассмотрения.
  • 54. Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
  • 58. Профессиональные союзы и их административно-правовой статус: правовая основа деятельности, организация и учреждение, регистрация профсоюзов, их основные права и гарантии, защита прав профсоюзов.
  • 59. Административно-правовые основы религиозных объединений в рф.
  • 60. Понятие, значение и виды форм управленческих действий (государственного управления).
  • 63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.
  • 65. Виды правовых актов управления.
  • 66. Правовые акты Президента рф. Порядок их опубликования и вступления в силу.
  • 67. Правовые акты Правительства рф. Порядок их опубликования и вступления в силу
  • 68. Правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти: порядок принятия; государственная регистрация; опубликование и вступление в силу.
  • 70.Правовые акты управления, принимаемые исполнительными органами муниципальной власти.
  • 72. Методы осуществления управленческих действий (государствен­ного управления): понятие, особенности и виды.
  • 73. Административно-предупредительные меры: понятие, цели, осно­вания и порядок применения, система и виды.
  • 74. Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и поря­док применения.
  • 75. Административно-восстановительные меры как вид администра­тивного принуждения.
  • 76. Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях.
  • Глава 1 КоАп называется «Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях».
  • 78. Административная ответственность юридических лиц: содержа­ние, значение, особенности применения.
  • 80. Материальная ответственность в административном праве: поня­тие, признаки, цели, функции, основания, субъекты. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
  • 81. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 82. Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы, значение и виды.
  • 83. Объект административного правонарушения.
  • 84. Объективная сторона административного правонарушения.
  • 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.
  • 86. Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 87. Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • 89. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность.
  • 90. Предупреждение и штраф как меры административного наказания.
  • 91. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как вид административного наказания
  • 92. Лишение специального права, предоставленное физическому лицу как мера административной ответственности.
  • 93. Административный арест как мера административной ответственности.
  • 94. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
  • 95. Дисквалификация как мера административной ответственности.
  • 96. Административное приостановление деятельности как мера административной ответственности.
  • 98. Административные правонарушения, посягающие на права (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 5 КоАп рф).
  • 100. Административные правонарушения в области охраны собственности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 7 КоАп рф).
  • Вопрос 102. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 9 КоАп рф).
  • Вопрос 103. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 10 КоАп рф).
  • Вопрос 104. Административные правонарушения на транспорте (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 11 КоАп рф).
  • Вопрос 105. Административные правонарушения в области дорожного движения (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 12 КоАп рф).
  • Вопрос 106. Административные правонарушения в области связи и информации (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 13 КоАп рф).
  • Вопрос 107. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 14 КоАп рф).
  • 112. Административные правонарушения против порядка управления (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 19 КоАп рф).
  • 114. Административные правонарушения в области воинского учета (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАп рф).
  • 115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса: понятие и система.
  • 116 Структура административного процесса. Субъекты ап. Стадии ап. Обеспечение законности в ап. Понятие и виды административно-процессуальных производств.
  • 118. Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
  • 119. Административная юрисдикция: понятие, содержание, система органов.
  • 120. Дисциплинарное производство: понятие, правовые основы, принципы, субъекты, стадии.
  • 121. Поощрительное производство: правовая основа, общие положения, цели, принципы, субъекты и стадии.
  • 122. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьями.
  • 123. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
  • 125. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.
  • 126. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав как коллегиальные органы административной юрисдикции.
  • 129. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: юридическое значение и виды.
  • 130. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. Предмет доказывания. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, виды и оценка.
  • 131. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: значения, виды и содержание.
  • 132. Возбуждение дела об административном правонарушении.
  • 134. Административное расследование: задачи, место и сроки проведения.
  • 135. Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • 138. Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и постановления о наложении административного штрафа.
  • 141. Производство по исполнению постановления об административном аресте и постановления об административном выдворении за пределы рф.
  • 142. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.
  • 149. Сущность, задачи, предмет и пределы прокурорского надзора в системе публичного управления. Полномочия прокурора по осуществлению надзора.
  • 150. Административный надзор: понятие, организация и система.
  • 151. Административно – правовые режимы: понятие, признаки, назначения, правовое регулирование, виды
  • 152. Административные процедуры: понятие, назначения, содержание и принципы.
  • 155. Управление экономическим развитием: понятие, содержание и административно-правовые основы организации
  • 156. Финансовый контроль: понятие, организация, содержание
  • 158. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
  • Вопрос 159. Государственный пожарный надзор
  • 160. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
  • Организационно-правовые формы управления внутренними делами.
  • 162. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности.
  • 163. Полиция в рф: задачи, принципы деятельности, система, правоохранительная служба. Административное принуждение в деятельности полиции.
  • 164. Внутренние войска: задачи, функции, структура и полномочия.
  • 165. Организационно-правовые формы управления иностранными делами.
  • I. Общие положения
  • 166. Государственная граница рф и ее охрана.
  • 167. Организационно-правовые формы управления в области безопасности.
  • 168 Организационно-правовые формы управления обороной.
  • 169. Организационно-правовые формы управления юстицией. Система органов управления юстицией.
  • 76. Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях.

    Глава 1 КоАп называется «Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях».

    Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

    Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

    Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

    Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    Статья 1.5. Презумпция невиновности

    1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

    2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

    3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

    4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

    1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

    2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

    3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

    Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

    Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    77. Административная ответственность: понятие, признаки, цели, функции, основания. Ее отличие от других видов юридической ответ­ственности и положение в системе административного принуждения. Освобождение от административной ответственности и ее ограничение.

    КоАП РФ не содержит легального определения административной от­ветственности. Ад­министративная ответственность может наступать за совершение адми­нистративных правонарушений, которые содержатся в КоАП и принимаемых в соответствии с ним законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

    Административная ответственность является видом юридической от­ветственности и мерой административно-правового принуждения; представляет собой важное средство поддержания правопорядка в стране, выполнения соответствующих задач и функций правового государства.

    Административную ответственность характеризуют признаки, общие для всех видов юридической ответственности:

    Во-первых, она представляет собой государственное правовое принуж­дение.

    Во-вторых, административная ответственность влечет за собой наступ­ление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмот­ренных санкцией административно-правовой нормы.

    В-третьих, в мерах административной ответственности содержится правовая оценка деяния и правонарушителя от имени государства.

    Раскроем сущность административной ответственности с помощью спе­цифических признаков, позволяющих отделить данный вид юридичес­кой ответственности от иных ее видов :

      Основанием административной ответственности выступает админи­стративное правонарушение.

      Поэтому ответственность за административные правонарушения носит публичный, а именно административно-правовой характер.

      Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

      Мерой административной ответственности является администра­тивное наказание.

      Преимущественно вне­судебный порядок применения административных наказаний, бесспор­но, признается всеми административистами, что подтверждается так­же и позицией законодателя. В КоАП РФ содержится перечень орга­нов, компетентных рассматривать дела об административных правона­рушениях

    6. Применение административной ответственности не влечет судимости для лица, совершившего административное правонарушение. Однако административное наказание всегда влечет последствие, при котором нарушитель после его исполнения считается подвергнутым такому наказанию (состояние административной наказанности).

    7. Процессуальной формой применения административной ответствен­ности выступает производство по делам об административных правона­рушениях, регламентируемое нормами КоАП РФ, состоящее из стадий возбуждения производства по делу, рассмотрение дела и принятия по нему решения, исполнения постановлений по делам об административ­ных правонарушениях, обжалования принятых решений.

    Функции административной ответственности

    Под функциями административной ответственности понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается сущность, социальное назначение административ­ной ответственности и через которые достигаются ее цели.

    Регулятивная функция административной ответственности заключа­ется в установлении запретов совершать определенные действия; уста­новление позитивных обязанностей; установление составов правомерно­го поведения.

    Охранительная функция административной ответственности проявля­ется в ее воздействии на субъекты общественных отношений, побуждаю­щем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы.

    Предупредительная (превентивная) функция административной от­ветственности заключается в предотвращении совершения администра­тивных правонарушений.

    Карательная функция административной ответственности заключа­ется в том, что на физических и юридических лиц, совершивших пра­вонарушения, налагаются административные наказания.

    Воспитательная функция.

    В административно-правовой литературе выделяются нормативные и фактические основания административной ответственности.

    Нормативное основание административной ответственности представляет собой систему административно-деликтных законов, устанавливающих административную ответственность (материально-правовая основа) и регулирующих производство по делам об административных правонарушениях (процессуально-правовая основа).

    Фактическим основанием административной ответственности является совершение противоправных, виновных деяний, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административ­ная ответственность.

    В административно-правовой литературе выделяется еще и процес­суальное основание административной ответственности -акт компетентного субъекта административной юрисдикции о наложении административного наказания за конкретное административное пра­вонарушение.

    Освобождение от административной ответственности означает, что лицо, совершившее административное правонарушение, ос­вобождается от обязанности претерпеть ограничения личного, органи­зационного, морального, имущественного характера. В КоАП РФ пре­дусматриваются следующие случаи освобождения от административной ответственности:

      не является административ­ным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости. Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная угроза охраняемым законом интересам.

      не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости (бо­лезненного состояния психики)

      с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

      малозначительность совершенного административного правона­рушения. Само понятие малозначительности следует определять из имеющихся последствий совершенного правонарушения: незначитель­ного размера нанесенного ущерба или вреда охраняемым общественным отношениям.

    Ограничение административной ответственности заключается в том, что к некоторым категориям граждан, в силу особенностей их стату­са, не применяются отдельные виды административных наказаний.

      Например, административный арест не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; инвалидам IиIIгрупп.

      Возмездное изъятие или конфискация дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

      Лишение специального права в виде права управления транспорт­ным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транс­портным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происше­ствия, участником которого он являлся

      Лишение специального права в виде права охоты не может приме­няться к лицам, для которых охота является основным законным ис­точником средств к существованию.

      Федеральными законами предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих, судей, про­куроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иност­ранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от адми­нистративной юрисдикции на территории Российской Федерации.

    1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

    Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

    Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

    Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

    1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

    1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

    2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

    3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

    5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

    3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

    Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

    1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    Статья 1.5. Презумпция невиновности

    1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

    2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

    3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

    4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

    Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

    1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

    2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

    3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

    Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

    Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

    2. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    Кодекс РФ об административных правонарушениях Законы РФ

    Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

    Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

    1. Законодательство об административных правонарушениях

    1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

    Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

    Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях Статья 1. 1. Законодательство об административных правонарушениях 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

    Статья 1. 2. Задачи законодательства об административных правонарушениях Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического

    Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

    Статья 22. 3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 1. В случае упразднения

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 24. 1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

    Из книги автора

    Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно – эпидемиологического

    Из книги автора

    Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 1. В случае упразднения указанных

    Из книги автора

    Из книги автора

    Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СТАТЬЯ 1.1. Законодательство об административных правонарушениях 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

    Из книги автора

    Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним

    Из книги автора

    Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического

    Из книги автора

    Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.2. Закон,

    Из книги автора

    Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или

    Из книги автора

    Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 1. В случае упразднения

    Из книги автора

    Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

    Среди основных положений, определяющих суть любой отрасли права, отдельно стоит проблема правовых принципов. Значение правовых принципов трудно недооценить, поскольку это нормативно заданные основные (отправные) начала (идеи), определяющие систему отрасли права и адресованные субъектам правовых отношений. Касается это и принципов законодательства об административных правонарушениях. Именно в этой связи законодатель выделил в самом тексте Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоторые из правовых принципов. Однако, как представляется, данные нормы изложены не совсем корректно, бессистемно, более того, важнейшие принципы, определяющие суть законодательства об административных правонарушениях, отсутствуют в КоАП России. В этой связи представляется необходимым, во-первых, анализ принципов законодательства об административных правонарушениях, закрепленных в КоАП России, во-вторых, исследование соответствующих принципов, не нашедших отражения в данном законе, в-третьих, разработка законодательной модели отражения последних в действующем кодексе.

    Принципы права (в том числе законодательства об административных правонарушениях), хотя и обладают достаточной степенью стабильности (неизменности), тем не менее «склонны» к изменениям в зависимости от того или иного исторического периода развития государственности . Так, для древнейшего права абсолютно не характерным был принцип презумпции невиновности (ч.1 ст.1.5 КоАП России) (в некоторых законах он определяется как принцип вины) и, следовательно, к юридической ответственности наряду с фактическими виновниками могли привлекаться животные и даже неодушевленные предметы.

    Принципы современного российского законодательства об административных правонарушениях основаны на концепции правового государства. Можно также заметить, что большинство из них имеют своим «истоком» положения древне-римского права. Например, в Древнем Риме принцип равенства граждан перед законом выражался в двух наиболее известных крылатых выражениях: de majore et minore non variant jura (к большому и малому закон применяется один и тот же) и др.

    Как видно, тысячелетия не изменили классических формул юриспруденции, исходящих из естественных начал (принципов) бытия человека, общества и государства.

    Относительно классификации принципов законодательства об административных правонарушениях, первоначально следует отметить, что в теории права (равно как и на уровне отраслевых наук) сложились две основные точки зрения относительно системы правовых принципов (их классификации). В первом случае правовые принципы делят на общеправовые (свойственные всей системе права), межотраслевые (присущие отраслям права единого цикла: криминального, гражданского и т.п.) и отраслевые (характерные для отдельной отрасли). Во втором случае такого деления не проводят, а отраслевые принципы «выводят» из общеправовых, наделяя последние некоторой «отраслевой» спецификой. Последняя позиция, на наш взгляд, более справедлива по нескольким основаниям. Во-первых, трехзвенная классификация принципов права (общеправовые, межотраслевые, отраслевые) не имеет ярко выраженной практической значимости (а чрезмерная теоретизация научной проблемы не всегда обоснована). Во-вторых, гораздо важнее выделить принципы, отражающие природу законодательства об административных правонарушениях, определяющие цели, задачи и функции данного нормативного акта.

    Таким образом, классификация принципов законодательства об административных правонарушениях на общеправовые, межотраслевые и отраслевые представляется излишней. Здесь следует иметь в виду, что они (принципы законодательства об административных правонарушениях) являются отражением некоторых общеправовых начал, обладающих (наделенных) конкретно отраслевой спецификой .

    Классификация принципов законодательства об административных правонарушениях может вытекать и из особенностей самого российского законодательства об административных правонарушениях. Дело в том, что в рамках одного законодательного акта (КоАП России) регулируются вопросы материального (определяемого порой как административно-деликтное право) (разделы I, II КоАП России), административно-процессуального (разделы III, IV КоАП России) и административно-исполнительного (раздел V КоАП России) права.

    Соответственно, принципы законодательства об административных правонарушениях можно условно разделить на административно-материальные, административно-процессуальные (или принципы производства по делам об административных правонарушениях) и принципы административно-исполнительного производства.

    И еще об одной особенности российского законодательства об административных правонарушениях. В частности, российское законодательство об административных правонарушениях имеет двухуровневую систему: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.1.1. КоАП России). Однако, как представляется, применительно к классификации принципов российского законодательства об административных правонарушениях данная особенность значения не имеет, поскольку положения КоАП России по отношению к законам субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях являются определяющими.

    В этой связи целесообразно говорить о принципах законодательства об административных правонарушениях в целом, без какой-либо их градации на принципы федерального законодательства об административных правонарушениях (КоАП России) и принципы регионального законодательства об административных правонарушениях (законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях).

    Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях право определяет лишь два основных начала: принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП России) и принцип презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП России). Однако наряду с этим в нормах КоАП России определены и иные принципы законодательства об административных правонарушениях. В частности, в ч.1 ст.1.5 КоАП России «Презумпция невиновности» речь идет о принципе вины, в то время как лишь в ч.2 ст.1.5 КоАП России говорится непосредственно о презумпции невиновности. Кроме того, в ч.5 ст.41.1 КоАП России «Общие начала назначения административного наказания» речь идет о принципе справедливости «Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение». В ст.ст.24.2 и 24.3 КоАП России определяются принципы производства по делам об административных правонарушениях: «Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях» и «Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях». Вызывает недоумение законодательное решение, в соответствии с которым исключительно административно-процессуальный (принцип производства по делам об административных правонарушениях) принцип «презумпции невиновности» указан в первом разделе КоАП России, а не в четвертом. О принципах административно-исполнительного производства в КоАП России речь не идет совсем.

    Как видно, это подтверждает нашу мысль о том, что нормы-принципы изложены в КоАП России не совсем корректно, бессистемно, более того, важнейшие принципы, определяющие суть законодательства об административных правонарушениях, вообще отсутствуют в КоАП России.

    Характеризуя принципы законодательства об административных правонарушениях, остановимся на каждом из административно-материальных, административно-процессуальных (принципах производства по делам об административных правонарушениях) и принципах административно-исполнительного производства, предусмотренных в КоАП России .

    1. Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. При этом физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица, в свою очередь, подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    Формальным основанием данного правила является конституционное положение, согласно которому «все равны перед законом и судом» (ч.1 ст.19 Конституции России). Более того, ст.1.4 КоАП России, определяющая возможные основания неравенства граждан в уголовном праве, практически дублирует текст ч.2 ст.19 Конституции России: «пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное или должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям, а также другие обстоятельства». Этот факт опять же подтверждает «преломление» общеправовых принципов в конкретной отрасли российского права (в нашем случае -- административного).

    Как видно из содержания приведенных положений, перечень возможных оснований неравенства весьма широк, но все же не является исчерпывающим (законодатель использует формулировку «другие обстоятельства»). Следовательно, перечень возможных оснований неравенства является «открытым». В этой связи целесообразно перенести ч.2 ст.1.4 КоАП России в раздел V КоАП России.

    2. Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП России, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Более того, данный принцип, как отмечалось, является самостоятельным правовым принципом и никакого отношения к «презумпции невиновности» не имеет.

    Вина (виновность) является одним из основных составляющих административного правонарушения (состава административного правонарушения). Следовательно, без вины нет административного правонарушения, а без административного правонарушения нет наказания. Если вред причинен невиновно, независимо от качества вреда вредопричинитель административной ответственности не подлежит (то же самое характеризует виновность юридического лица).

    Таким образом, принцип вины является основополагающим в части формирования оснований административной ответственности и в этой связи требует своего самостоятельного закрепления в самостоятельной статье КоАП России. 3. В ч.2, 3 и 4 ст.1.5 КоАП России определяется непосредственно принцип презумпции невиновности: «Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело» (ч.2 ст.1.5 КоАП России); «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье» (ч.3 ст.1.5 КоАП России); «Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица» (ч.3 ст.1.5 КоАП России).

    Как представляется, отражение данного исключительно административно-процессуального (принципа производства по делам об административных право-нарушениях) принципа необходимо в главе 24 КоАП России, где определяются общие положения производства по делам административных правонарушений.

    4. В соответствии с ч.5 ст.4.1 КоАП России, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Это положение конкретизирует ч.1 ст.50 Конституции России «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление».

    Стоит отметить, что подобное положение в Уголовном кодексе России определяется как принцип справедливости и выделено в самостоятельную статью УК РФ. Не меньшее значение принцип справедливости имеет и для законодательства об административных правонарушениях. В связи с особым политико-правовым значением принципа справедливости, считаю, что он (данный принцип) требует своего самостоятельного закрепления в отдельной статье КоАП России. 5. Статья 24.2 КоАП России определяет, что «Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке -- государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право вступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика».

    Здесь, как представляется, конкретизируются положения Конституции России о государственном языке Российской Федерации, каковым является русский язык (ч.1 ст.68 Конституции России), о праве республик в составе Российской Федерации устанавливать свой государственный язык (ч.2 ст.68 Конституции России), о праве человека на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения (ч.2 ст.26 Конституции России), а также о праве на судебную защиту (ч.1 ст.46 Конституции России) и получение квалифицированной юридической помощи (ч.1 ст.48 Конституции России). Общим же началом закрепления данного принципа в отдельной статье КоАП России являются слова Преамбулы к Конституции России: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...».

    И в заключение анализа принципов законодательства об административных правонарушениях сформулируем несколько важных, на наш взгляд, положений.

    1. В ст.1.4 КоАП России в рамках принципа «равенства перед законом» отдельно стоит вопрос об особенностях административной ответственности некоторых категорий должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц) (ч.2 ст.1.4 КоАП России). Поскольку это сфера скорее процессуальная, а не административно-материальная, целесообразно перенести ч.2 ст.1.4 КоАП России в раздел V КоАП России.

    2. Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП России лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В специальной литературе этот принцип получил название «принцип вины. Поскольку принцип вины является основополагающим в части формирования оснований административной ответственности, он требует своего самостоятельного закрепления в самостоятельной же статье КоАП России, а не как ныне -- в ч.1 ст.1.5 КоАП России «Презумпция невиновности».

    3. В ч. 2, 3 и 4 ст.1.5 КоАП России определяется непосредственно принцип презумпции невиновности. Как представляется, отражение данного исключительно административно-процессуального (принципа производства по делам об административных правонарушениях) принципа необходимо в главе 24 КоАП России, где определяются общие положения производства по делам административных правонарушений.

    4. Принцип справедливости также требует своего самостоятельного закрепления в отдельной статье КоАП России.

    Обозначенные выводы -- лишь одна из попыток решения фундаментальной проблемы принципов законодательства об административных правонарушениях, которая еще ждет своих исследователей.

    административный правонарушение законодательство ответственность