Значение права для человека. Понятие и сущность права, его роль в жизни общества

Введение 3
1. Понятие и роль права 4
2. Право в реальной жизни 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Введение

Право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
Критически надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – с самим правом.
Целью настоящей работы является рассмотрение роли права в жизни человека, общества, государства.

1. Понятие и роль права

Право - явление цивилизации и культуры. Право соответствует определенной системе ценностей той или иной цивилизации, той или иной культуры. В различных цивилизациях встречаются различные подходы в понимании права. Например, можно рассматривать право в рамках китайской, индийской или же европейской цивилизации.
Право - это сложное явление общественной жизни. От понимания права во многом зависит общая ориентация юридической науки и практики. Задача научного познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность. И, кроме того, поняв смысл права как социальной ценности, надо распознать, что есть право и не скрыто ли под его внешним, формальным подобием нечто иное, противоположное праву.
В обыденной жизни нередко право сводят к законам государства. При подходе к праву только как к системе норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам законодательства, то есть отождествление права и закона, обедняет содержание права, не вскрывает его глубинной социальной природы и приводит к его искаженному восприятию. Законодательство действительно представляет собой важнейшую форму выражения права, особенно в современном мире. В связи с этим о достоинствах закона еще будет сказано особо. Однако не столь редко под видом закона скрывается произвол, закон таит в себе бесправие, при помощи закона государство санкционирует то, что противоречит праву. На практике трактовка права как норм, установленных государством, то есть якобы им порожденных и от него зависимых, постоянно приводила и приводит к оправданию любых актов государственной власти, законов, санкционирующих произвол со стороны тех, кто политически господствует, вне зависимости от того, идет ли речь о какой-либо элите, бюрократии, партии или диктаторе. Сводя право к закону, мы, по существу, можем оказаться среди тех, кто оправдывает произвол, а то и среди тех, кто, применяя закон, сам творит произвол и несправедливость. Есть в сведении права к закону и другой порок. Все знают, что законы устанавливаются государством, но если право и закон тождественны, тогда выходит, что и право порождается государством, представляет его возведенную в закон волю.
На самом же деле право - это не возведенная в закон воля, если даже это воля господствующего класса или всего народа. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы страны, порожденная обществом на данном этапе его развития. Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с внешней формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный феномен общественной жизни, искажаем действительную социальную природу права.

Право -- целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Кроме того, право -- это такая система норм, которые являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

  • 1. Классовый подход (в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса)
  • 2. Общесоциальный подход(в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
  • 3. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Роль права в жизни общества:

Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях.

С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Соотношение государства и права:

Единство государства и права выражается в их:

одновременном происхождении в силу одних и тех же причин;

сходной типологии;

одинаковой (в определенной степени) обусловленности экономическими, культурными и иными условиями;

общей исторической судьбе;

в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т.д.

Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.

Различия государства и права:

Государство осуществляет силу, а право -- волю.

Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Модели соотношения государства и права:

  • 1. государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель)
  • 2. право верховенствует над государством (либерально-демократическое государство, теория правового государства)
  • 3. государство создает право, но в своей деятельности им связано (реалистическая модель): соотношения права и государства: - единство права и государства.

В основе их возникновения лежат одни причины. Они являются объективно необходимыми социальными явлениями (однажды возникнув, они будут существовать всегда).

Общая цель - упорядочить общественные отношения, внести стабильность в жизнь общества. - влияние государства на право.

Государство создает право, поддерживает гармоничность правовой системы, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения, обеспечивает охрану права - воздействие права на государство.

Право констатирует существование и деятельность государства; законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму принципы и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц.

Является средством осуществления функций и задач государства. Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

Тема урока: «Роль права в жизни человека, общества, государства»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о роли права в жизни общества и государства; способствовать формированию правовой культуры, закрепить умения работать с источниками; воспитывать активную гражданскую позицию; формировать гражданские качества личности, делающих её политически активной в современном обществе, и выстраивать свою жизнь на основе нормативно- правовой основы РФ

а) образовательные:

Объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;

Объяснить, что не бывает прав без обязанностей;

Понимать, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.

Занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.

б) развивающие:

Способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий;

Умение работать с документами;

Развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;

Развивать умение делать выводы

в) воспитательные:

Содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;

Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;

Осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.

Ход урока

I . Вводная часть.

1. Организационный момент.

2. Актуализация работы.

Диалог двух учащихся. Звучит запись первого крика ребенка. У доски стоят два ученика и ведут диалог.

Человек родился?

Человек родился.

Человек!

Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.

Человек растет. Общается с окружающим его обществом.

А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.

А для чего люди придумывают социальные нормы?

Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

Но ведь эти правила выполнять необязательно, поэтому они не всегда наводят порядок.

Да, но некоторые правила обязательны и за то, что их не выполняют, приходится отвечать. Эти правила возведены в законы, которые охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Но как, же узнать, в каком случае, какой закон защищает наши права?

Давайте представим такую ситуацию. И взрослые, и дети постоянно что-то должны. Дети обязаны ходить в школу, делать домашние задания, выполнять различную работу на уроке. Взрослым людям нужно ходить на работу, заботиться о детях. Зачем всё это нужно, если мы хотим жить свободно? Представим полную свободу в обществе. Вы идёте по улице, кому-то понравилась ваша сумка. Её отбирают. Вы приходите на приём к врачу, а он говорит, что сегодня у него нет желания работать. В поезде, на котором вы едете, проводница не даёт вам постельное бельё, не объясняя причину. Ваш подарок от родителей (велосипед) брат отдал своему другу. Как вы думаете, к чему это приведёт?

- Хотели ли бы вы жить в таком обществе? Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод?

Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству? Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела обществознания – Право, которое как раз и поможет Вам защитить себя в нашей непростой жизни.

Запишем тему нашего урока: Право, его роль в жизни общества и государства

Определите цели урока

Верно, мы должны рассмотреть разные значения понятия права, определить его место в жизни общества и государства

Начать наше общение я предлагаю с постановки проблемы: «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

Я предлагаю вам высказать сейчас своё мнение, а в конце нашего занятия мы ещё раз обсудим этот вопрос, но уже опираясь на услышанное в ходе урока.

II . Основная часть. Изучение нового материала.

1. Рассмотреть содержание понятия «право»

В любом обществе должен существовать порядок. На чем же он базируется? На определенных нормах, правилах поведения, И неважно, говорим ли мы о древнейшем обществе охотников и собирателей, либо о современном постиндустриальном обществе. В нем обязательно работают социальные регуляторы, которые и определяют поведение каждого из нас. Как вы думаете, что это за социальные регуляторы (обычаи, традиции, религия, мораль, законы).

Правильно, поведение в обществе регулируется разными социальными нормами, которые действуют в обществе в целом или в ее отдельной сфере: в экономике, политике. Но один из этих регуляторов отличается коренным образом. Это – право. Оно получило свое название от латинского слова « justitia» (правда, справедливость). Понималось это слово в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Однако слово право может иметь разный смысл.

- Что же такое Право? Попробуйте сформулировать его определения

1) возможность поступать тем или иным образом: право на что-то;

2) совокупность правил поведения, принятых в государстве и обязательных для выполнения

- А для кого приняты эти нормы? (для граждан, для чиновников, для органов управления)

Т.е., право определяет, не только правила поведения, но и правила управления обществом, государством, создается единый, равный для всех порядок.

Перечисленные права можно поделить на две группы. Как думаете, какие? Почему?

Правильно. Одна группа прав дана человеку от рождения, эти права необходимы для нормального развития, называются естественными. они выражены в Декларации прав человека, принятой ООН. Другие права зависят от формы государства и их принимает само государство. Такое право называется позитивным.

Одним из прав, действующих в нашем обществе является право на свободу слова. Что это означает?

Действительно, это означает, что вы можете выражать свое мнение по любой теме. А если вы оскорбите человека, выражая свое мнение о нем? Вы нарушаете его право, а именно честь и достоинство.

- Что же должно лежать в основе права? (справедливость, мера)

Но стоит следующая проблема: как определить меру справедливости ? Давайте размышлять. – Что такое мера? (Мера – это то, что отвечает на вопрос: сколько, какое количество, какой размер и т.д.)

- Как определить меру прав человека ? Получается, надо ограничить свободу человека? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку

Т.о., подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей, которые, в свою очередь должны уважать ваши права. Право определяет, что человеку можно делать, а что нельзя, от чего он должен быть защищен и за что сам несет ответственность.

Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве права (абсолютно обязательном повелительном требовании). Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами. Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право - это, прежде всего, ответственность.

Прочитайте отрывок из документа Е.Н.Трубецкого с. 73 и ответьте на вопрос: что служит границей внешней свободы отдельного лица? (в соответствии с требованиями добра).

Понятие «добро» является сутью морали. Значит, мораль и право есть слова-синонимы или нет? - В чем состоит отличие права от морали?

Подводя итог, можем сделать вывод о том, что право определяет определенные права и обязанности, принятые в государстве, определяемые мерой свободы, справедливости и ответственности.

2. История возникновения права. Работа с документами.

- Как и когда возникло право?

- Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека? В частности было ли право в первобытном обществе?

Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной заборов – берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и хранить горсть земли.

Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности). В итоге появились письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем и своды законов. (Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали божественный характер.

Одним из первых записанных правил являются законы царя Хаммурапи, созданные в начале 2 тыс. дон.э. На Руси первый письменный судебник «Русская правда» появился в XI веке. Давайте, ребята рассмотрим отрывки из названных сводов законов.

- Перед Вами статьи из законов Хаммурапи и Русской правды

Законы Хаммурапи . Я - ц а р ь м о г у ч и й сред и ц а р е й, м о и слов а п р е в о с х о д н ы, м о я мудрость бесподобна. П о п о в е л е н и ю Ш а м а ш а, в е л и к о г о судьи небе с и з е м л и, д а воссияет м о е п р а в о в с т р а н е, п о слову М а р д у к а, м о е г о в л а д ы к и, д а н е найдет м о й п а м я т н и к н и к о г о, к т о б ы удалил е г о.

196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому).

197. Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему.

202. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения,

то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

203. Если свободный ударит по щеке свободного одинакового поло­

жения, то обязан уплатить мину серебра.

Русская правда.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

Определите общие черты законов и различия (Общее и различие: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения. Например, за убийство холопа 5 гривен, а за убийство старосты 12 гривен. Также необходимо отметить, что Хаммурапи утверждает, что законы его имеют божественное происхождение и они вечны).

- Сейчас для нас эти законы кажутся неправдоподобными. Однако они действительно существовали.

Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи рассуждали так: «Государство - это я», феодалы творили произвол и не соблюдали часто даже существующие законы, крепостные во многом вообще не попадали под юридическую защиту. В XVIII-XIX веках постепенно жизнь многих стран стала регулироваться Конституцией (о ней мы поговорим на будущих уроках) и ей подобными документами. Значит, власть была введена в определённые рамки, нарушать которые ей стало трудно. Закон вводит жизнь в управляемое русло. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий. Чем лучше законы, чем больше областей они регулируют, тем более мирные способы разрешения конфликтов, тем способнее общество к развитию. Другими словами без права невозможно регулировать жизнь общества и государства.

3. Определить признаки нормы права.

А теперь давайте откроем 72 страницу учебника и найдем определение нормы права. Выпишите это определение себе в тетради. Право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

Как видите, в основе права – совокупность правовых норм.

Что же собой представляет правовая норма? Найдите на с. 75 определение правой нормы и ее отличительные особенности

Норма права - это охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

Отличительные особенности:

Закрепленность в законе (или других нормативных актах0

Общеобязательность

Обеспеченность силой государства

Что значит общеобязательное?

Будет ли работать система, если каждая из норм права не будет обязательной для всех?

А кто должен обеспечить эту обязательность (Государство).

Каким образом? (Государство устанавливает, обеспечивает и гарантирует их выполнение и наказывает за их невыполнение)

4. Дать общую характеристику законам.

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает или закрепляет ее в официальном письменном документе. Такие документы называют нормативно-правовыми актами. Из чего же складывается система законодательства? Рассмотрите схему с. 74.(Конституция, законы, подзаконные акты).

Почему схема имеет ступенчатую форму?

Конституция – фундамент всех законов страны. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают высшей юридической силой чем подзаконные акты. Они принимаются Федеральным собранием или всем народом (путем референдума), делятся на основной (Конституция) и обыкновенные. Подзаконные акты зависят от того кто их издает: Указы (президент), постановления (правительство), приказы, распоряжения (министерства) и т.д.

Почему лестница имеет единое основание?

5. Главное предназначение права выражены в их функциях.

Функции права:

А) регулятивная: регулирует общественные отношения, устанавливая модель поведения их участников.

Б) охранительная: защищает, охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность.

III . Проверка усвоения материала

1. Признаки права. Упражнение « Реконструкция правового источника»

А теперь подробнее остановимся на современном праве. А именно современном праве России. Скажите ребята, а каким вы представляете право сейчас? Какими признаками вы наделите право? Для этого закончите предложения . Работа со слайдом. С некоторыми признаками Вы уже познакомились. Поэтому Вам будет нетрудно справиться со своей задачей.

1. Право выражено в …………нормативно-правовых актах. Правило, записанное в любом законе, и есть право.

2. Право принимается………государственными органами, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности.

3. За нарушение права всегда наступает…….юридическая ответственность.

4. Право регулирует только конкретные………..поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

5. Право не……вечно. Оно создается………. Людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

2. А теперь давайте снова вернёмся к вопросу, который мы обсуждали в начале нашего урока. Изменилось ли ваше мнение по вопросу о том, что «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

3. Скажите, какова же роль права в обществе и государстве?
4. Согласны ли вы с высказыванием У. Шекспира Сущность закона – человеколюбие

Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку.

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Что узнали нового?

Что вызвало затруднение?

IV . Подведение итогов урока.

Право играет одну из важнейших ролей в жизни человека и общества. Всё, что прописано в правовых источниках является основой для организации жизни и деятельности любого гражданского общества. Необходимо чётко осознавать всю важность соблюдения законов, т.к. это является незыблемым фундаментом для любого государственного устройства.

Не случайно символом нашего урока была древнегреческая богиня правосудия - Фемида. Фемида иносказательно означает теперь закон, а ее весы – символизируют правосудие. Ведь весы - древний символ справедливости и меры. Как вы думаете, что означает повязка на глазах? (Беспристрастие)

Что означает меч? Меч Фемиды – обоюдоострый, он не только карает, но и предупреждает. Держит его богиня в правой руке, что означает сторону действия"правого дела" и силы. Что означают символы - змея, книга, - подумать дома.

V . Д/з. п.8, с.69-70, 72-75 . Думаю, что каждый из вас в ходе работы на уроке сделал для себя определённые выводы. Домашнее задание будет носить творческий характер и вам предстоит написать эссе на тему: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (Вл. Соловьёв, философ).

  • 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?
  • 1. Наука в жизни современного общества.
  • 3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.
  • 1. Политический режим. Демократия.
  • 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  • 3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
  • 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  • 1. Личные
  • 2. Политические права и свободы
  • 3. Социально-экономические права
  • 4. Культурные права
  • 2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
  • 1. Биологическое и социальное в человеке.
  • 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
  • 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
  • 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  • 3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?
  • 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
  • 3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.
  • 1. Предпринимательство.
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.
  • 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
  • 1. Семья как малая группа.
  • 1. Особенности подросткового возраста.
  • 3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
  • 1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  • 1. Социальная структура общества.
  • 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  • 3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
  • 1. Рынок и рыночный механизм.
  • 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
  • Билет № 24
  • 1. Экономические цели и функции государства.
  • 1. Мышление и речь.
  • 1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  • 3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?
  • 1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  • 3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
  • 1. Человек и его ближайшее окружение.
  • 2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
  • Билет № 29
  • 1. Личность. Межличностные отношения.
  • 1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
  • Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:
  • 1. Право, его роль в жизни государства и общества.

    Право - совокупность устанавливаемых государственной властью норм и правил поведения, регулирующих отношения людей в обществе. Соблюдение этих норм обеспечивается мерами государственного принуждения. Они должны быть обязательны для всех.

    Источниками права являются:

    1. правовой акт (например, закон),

    2. правовой обычай (исторически сложившиеся нормы, которые могут быть не закреплены законодательно, но учитываются судом),

    3. судебный прецедент (учет прошлых решений, например, суды Российской Федерации обязаны руководствоваться толкованиямиЕвропейской конвенции о защите прав человека и основных свобод , изложенными в решениях Европейского Суда по правам человека),

    4. правовая доктрина (положения из работ известных ученых - характерно для Великобритании, в России официально не признается источником права),

    5. нормативный договор (соглашение, в котором одной из сторон является государство, но, в отличие от правовых актов, обязательно участие других субъектов, например, международное соглашение).

    Роль права в жизни государства и общества :

      Регулирует общественные отношения.

      Охраняет интересы людей.

    Важной особенностью пра́ва является то, что право предоставляет определенные права́ , в то же время налагаетобязанности , за невыполнение которых человек несет ответственность.

    В России действуют различные отрасли права:

      Конституционное право - регулирует наиболее важные отношения, например, основы государственного строя и избирательной системы.

      Уголовное право - определяет, является ли содеянное преступлением, и меры наказания.

      Гражданское право - регулирует имущественные отношения, защиту чести и достоинства.

      Трудовое право - отношения работников и работодателей.

      Семейное право - вступление в брак, совместная жизнь, развод.

      Административное право - отношения между гражданами и представителями власти, например, контролерами в общественном транспорте.

    Под правовым государством подразумевают наличие такой системы юридических норм, которые не противоречат естественным правам человека, формальному равенству людей. С этой точки зрения право рассматривается как форма общественного сознания (сравните с религией), а не просто свод законов. Конкретная юридическая норма может быть правово́й или неправово́й в зависимости от её соответствия принципам права. Учитывая, что права человека признаны большинством современных правовых систем, можно говорить о преобладании этого подхода в официальных представлениях о природе права (wikipedia).

    2. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

    Применительно к постиндустриальному обществу, данная фраза подчеркивает, что наука в постиндустриальном обществе становится непосредственной производительной силой , то естьмыслительный процесс рассматривается как необходимое условие производства .

    Здесь обыгрывается афоризм, автором которого считается известный математик и философ Рене Декарт (1596–1649): «Я мыслю, следовательно, я существую». Кастельс переиначивает фразу, заменяя слово «существую» на «произвожу». То есть, если у Декарта мышление является одним из основных условий существования, то Кастельс подчеркивает роль информации и мышления для производства в эпоху информационного общества.

    Основные характеристики постиндустриального общества (эта стадия наступает после индустриального ):

      Преобладает не промышленность (производство товаров), а информация и сфера обслуживания (производство услуг). - Превосходство сферы услуг над сферой производства товаров.

      Изменяется социальная структура: классовое деление заменяется делением по профессиональному признаку.

      Большое значение приобретает уровень образования. Затраты на образование и переподготовку кадров увеличиваются.

    3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

    Если Вы в данной ситуации постараетесь незамедлительно покинуть опасную зону, то ваше решение будет вполне разумным:

      Акции протеста, нарушающие общественный порядок, представляют серьезную угрозу для участников и окружающих людей. Может возникнуть драка, давка, что приводит к ранениям и гибели людей .

      Кроме того, за участие в беспорядках можно получить административное взыскание, подвергнуться судебному преследованию со стороны правоохранительных органов. Порядок проведения подобных мероприятий определяет Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В данном случае предлагается перекрыть движение, что нарушает правила дорожного движения, права людей, пользующихся автотрассой по назначению.

      Отказ от участия в акции протеста не обязательно означает равнодушие к судьбе гибнущего парка. Более правильным будет привлечь внимание властей и общественности через прессу, обратиться к администрации территории с требованием не допустить вырубку, обратиться за помощью к депутату, подать заявление в суд.

    Люди, которые считают необходимым поддержать акцию своим участием, выдвигают следующие аргументы:

      Попытки решить проблему законным путем не имели действия, поэтому только так, устроив затор на дороге, можно добиться внимания властей. Любая подобная акция, включая голодовки протеста и т.п., в случае получения огласки и общественного резонанса, служит поводом для проверки, смены кадрового состава. Это заставляет администрацию и депутатов более внимательно следить за соблюдением прав человека, прислушиваться к мнению населения.

      Пока будет принято решение законным путем, парк будет вырублен.

      Они уверены в правоте защитников парка, поэтому готовы пострадать ради спасения природы (надо отдавать себе отчет, что занятие это неблагодарное).

      Есть, правда очень малая, вероятность, что удастся доказать в суде, что решение о вырубке было принято с нарушением законодательства и что данная акция преследовала цель восстановления законности.

    Билет № 4

    В предыдущих темах мы рассмотрели экономическую, социальную и политическую сферы. При изучении политической сферы вы узнали, что есть особая организация, которая олицетворяет собой общество. Это - государство. А его главной задачей является управление обществом . При этом государство управляет обществом на основе законов, которые составляют правовую сферу общества. В данной теме мы попытаемся определить, что такое право, откуда и как оно появилось, какое место в обществе занимает.

    Человек, выделившись из мира животных, создал свою собственную сферу жизнедеятельности - общество. Одновременно с этим появились и правила поведения человека в обществе, которые отличались от законов стаи. Эти правила получили название социальных норм.

    Социальные нормы - это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие жизнь людей.

    Социальные нормы охватывают практически все стороны нашей жизни. Например, когда мы переходим дорогу, то делать это должны на зеленый свет. Это правило, за нарушение которого нас могут оштрафовать. Если вы кого-то обманули, то вас не оштрафуют и не посадят в тюрьму, но окружающие вас осудят, потому что в этом случае вы нарушили моральную норму - "Не лги!". Почему мы стараемся соблюдать нормы? Ответ прост - мы соблюдаем правила потому, что от нас этого ожидают окружающие нас люди.

    Так как человеческая деятельность очень разнообразна, то социальные нормы также бывают нескольких видов:

    Моральные нормы, которые закрепляют представления людей о плохом и хорошем, о Добре и Зле, о справедливом и несправедливом.

    Эстетические нормы, в которых выражены наши представления о прекрасном и безобразном.

    Бытовые нормы, регулирующие наше поведение дома, в быту.

    Религиозные нормы, которые устанавливают правила жизни для верующих людей.

    Юридические или правовые нормы

    Юридические нормы отличаются от других социальных норм тем, что они охраняются государством и за их нарушение предусмотрена юридическая ответственность. Все юридические нормы, действующие в том или ином обществе и составляют то, что мы называем правом.

    Слово "право" (jus) латинского происхождения и получило свое название от "justitia" (правда, справедливость), ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Профессия юриста возникла в глубокой древности и считалась "святым делом". Юристы приравнивались к жрецам (кто такие жрецы?), так как могли творить правосудие - отделять доброе от злого, плохое от хорошего. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает разрешить конфликты и устанавливает четкие правила поведения, облегчая нам жизнь во многих ситуациях.

    Право - система обязательных правил поведения, охраняемых государством и выраженных в определенных нормах.

    В современном обществе право регулирует почти 70% общественных отношений. Но так было не всегда. В первобытном обществе права не было. Обычаи и традиции регулировали жизнь в племени. Обычаи регулировали жизнь людей и передавались из поколения в поколение. Обычаи - это правила, которые соблюдаются по привычке . Как вы думаете, в современном обществе сохранились обычаи и традиции? Приведите примеры правил, которые соблюдаются по привычке. В обычаях и традициях закреплялись те нормы поведения, которые были приемлемы для большинства людей. Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью (пример - правила личной гигиены). Очень часто обычаи закреплялись религиозными обрядами и поддерживались угрозой наказания от Бога.

    Первые нормы носили характер запрета (табу). Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Постепенно обычаи закреплялись в нормах морали как представления людей о Добре и Зле, о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Наиболее распространенны моральные нормы?"Не убий", "Не укради", "Не прелюбодействуй", "Не лги", "Не завидуй". Характерно, что обычаи сначала трансформировались в религиозные нормы , а потом - в моральные . Как вы думаете, почему?

    Соблюдение моральных норм регулировалось силой общественного мнения. При их нарушении общество осуждало человека, он становился изгоем, отверженным.

    Одновременно с развитием письменности нормы морали и обычаи получили свое письменное закрепление. До нас дошли самые древние сборники социальных норм - библейские тексты, законы вавилонского царя Хаммурапи.

    Появление права происходило одновременно с развитием государства. Вспомните, почему и как появилось государство? Если обычаи выражали интересы всего племени, то первые нормы защищали в первую очередь интересы тех, кто их создавал - правителей и привилегированных слоев общества. ("Правда Русская", "Судебник" Ивана III). Наряду с нормами права возникали органы, которые следили за исполнением законов, наказывали тех, кто их нарушал.

    Анализируя процесс формирования права, можно выделить его основные признаки:

    Право носит нормативный характер , то есть устанавливает единые правила поведения в конкретных ситуациях.

    Всеобщность нормы права предполагает обязательность соблюдения данной правовой нормы для всех граждан государства, кого это касается.

    Охраняется силой государства . За нарушение норм права наступает юридическая ответственность.

    Право выражено в нормативно-правовых актах, то есть имеет письменный источник .

    Из признаков права вытекают и его функции:

    Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует жизнь общества, обеспечивает порядок в нем путем установления правил поведения человека в тех или иных ситуациях.

    Охранительная функция (отдельные нормы содержат указание на санкцию государства в случае нарушения правовых норм)

    Санкция - это мера принуждения, применяемая при нарушении правовых норм.

    Система права. Основные отрасли права

    Первые юридические нормы не имели четкого юридического языка, в одном законе смешивались нормы, регулирующие разные стороны человеческих отношений. Но постепенно вместе с усложнением общественных отношений появлялось большое количество правовых норм, регулирующих какую-либо одну сферу жизни. Так юридические нормы объединились в большие группы - отрасли права. При этом все юридические нормы, даже принадлежащие к различным отраслям права, взаимосвязаны между собой (Например, Конституция Российской Федерации устанавливает наши основные права, а нормы уголовного права их защищает). Поэтому все отрасли права представляют собой систему права.

    Отрасль права - это совокупность правовых норм, которые регулируют однородные общественные отношения.

    Основные отрасли российского права представляют собой две большие группы:

    А) Регулятивные отрасли - устанавливают права и обязанности людей в определенной сфере.

    Б) Охранительные отрасли - защищают правовые нормы от нарушения.

    Система права включает в себя следующие основные отрасли:

    Государственное (конституционное) право составляет основу для всех других отраслей права и всей правовой сферы. Нормы этой отрасли закрепляют основы конституционного строя, правовое положение личности, систему государственной власти и местного самоуправления, другие вопросы государственного устройства России.

    Административное право, нормы которого регулируют управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти.

    Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционирования банков и других финансовых учреждений.

    Земельное право регулирует отношения, связанные с землепользованием (рациональное использование земель, охрана собственности на землю и т.д.).

    Гражданское право - это отрасль права, которая регулирует имущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения. Важную часть их составляют отношения собственности, наследственные отношения, авторские права и др.

    Семейное право также регулирует имущественные отношения и личные неимущественные отношения, но лишь в области брачно-семейных отношений.

    Трудовое право определяет условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.

    Уголовное право составляют нормы, с помощью которых государство устанавливает, какие общественно-опасные деяния квалифицируются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. Нормы уголовного права содержатся в Уголовном кодексе.