Прогнозирование ЧС – опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование и оценка обстановки Мониторинг и прогнозирование ЧС

Среди факторов, от которых зависит устойчивость, оперативность управления в РСЧС и ГО, одним из важнейших является прогнозирование, оценка обстановки и принятие решений по защите персонала, населения, производства в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения чрезвычайных ситуаций - факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, требуемый состав сил и средств.

Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для некоторых природных бедствий), для заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Для прогнозирования обстановки используются соответствующие методики. В качестве основного поражающего фактора принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения и его наибольшие параметры

Поражающие факторы и их основные параметры (пример)

Поражающий фактор

Параметры

Землетрясение

Обломки зданий и сооружений

Интенсивность землетрясения

Воздушная ударная волна

Избыточное давление во фронте воздушной ударной волны

Тепловое излучение

Плотность теплового потока

Разрушение плотины

Волна прорыва

Высота волны, максимальная ее скорость; площадь и длительность затопления

Радиационная авария

Радиоактивное загрязнение

Доза облучения

Химическая авария

Токсичные нагрузки

Предельно допустимая концентрация, токсодоза

чрезвычайный защита руководитель персонал

Для оценки, какой бы то ни было обстановки, сложившейся или грозящей произойти в результате чрезвычайной ситуации, необходимо иметь постоянную (заблаговременную) и переменную исходную информацию об источнике воздействия (поражения) на объект.

Состав постоянной составляющей:

а) полная характеристика потенциально-опасного объекта (территории), включая описания и возможные сценарии развития аварий на объектах и территориях.

б) возможную обстановку последствий аварий, в зависимости от их масштабов и вариантов зоны поражения, распространения продуктов аварий. Зоны техногенного риска при авариях.

в) набор типовых метеорологических ситуаций с приведением наиболее характерных данных вертикальной устойчивости воздуха.

Переменная информация начинает поступать с момента возникновения и развития аварии (бедствия) и должна содержать:

а) наименование, местоположение, характер объекта аварии (бедствия), его фактическое состояние и т.п.

б) данные о характере, масштабах, причине аварии, количестве аварийных (повреждённых) структурных элементов объекта.

в) метеоусловия в очаге (зоне) поражения.

г) другие данные, принимаемые во внимание при прогнозировании и оценки обстановки ЧС.

Из многочисленных очагов массового поражения, возникающих в результате разных стихийных бедствий, наиболее значительными по масштабам последствий являются очаги, образующиеся при землетрясениях и наводнениях, а также при авариях на АЭС и других объектах ядерной энергетики, на предприятиях, имеющих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), и производствах со взрывоопасной и пожароопасной технологией.

Заблаговременное прогнозирование чрезвычайных ситуаций на опасных территориях и опасных производствах, позволит заранее спланировать мероприятия по защите территорий, опасных объектов, производственного персонала и населения, проживающего на опасных территориях и вблизи опасных промышленных объектов.

Радиационная обстановка (РО) -- ситуация, сложившаяся в результате радиоактивного заражения местности, оказывающая влияние на деятельность объекта экономики, сил ГОЧС и населения.

Оценку радиационной обстановки на объектах народного хозяйства проводят для определения масштаба и характера радиационного поражения людей, принятия на основе анализа и выводов решения на проведение АСДНР в зоне радиоактивного заражения.

РО характеризуется масштабом (размерами зон - их длина и ширина) и степенью радиоактивного заражения местности (уровнями радиации), являющимися основными показателями опасности радиоактивного заражения для людей.

Целью оценки РО является определение возможного влияния РО на работоспособность рабочих, служащих и личного состава НФ ГОЧС, населения, позволяющие своевременно принять меры защиты людей и обосновать решения по организации производственной деятельности объекта экономики и проведению АСДНР в условиях радиоактивного заражения местности.

Оценка РО включает:

определение масштабов и степени радиоактивного заражения местности;

анализ их влияния на деятельность объекта экономики, сил ГОЧС и населения;

выбор наиболее целесообразных вариантов действий, при которых исключается радиационное поражение людей.

Радиационная обстановка может быть выявлена и оценена методом прогнозирования или по данным разведки. Выявление РО осуществляется: постами радиационного наблюдения и разведгруппами, звеньями разведки НФ ГОЧС объекта. Они устанавливают время начала радиоактивного заражения, измеряют уровни радиации на местности и определяют границы зон радиоактивного заражения.

РО, которая выявлена и оценена методом прогнозирования, называется предполагаемой или прогнозируемой обстановкой. Оценка РО методом прогнозирования производится в управлениях, отделах (штабах) по делам ГОЧС города, области, края и т. п. Исходными данными для прогнозирования РО являются: мощность выброса, координаты АЭС и время аварии, направление и скорость среднего ветра. Оценка и выявление РО по прогнозу сводится к определению длины и ширины зон радиоактивного заражения и к нанесению их на карту. При этом также рассчитываются время выпадения осадков, ожидаемые уровни радиации на объектах и в тех или иных населенных пунктах. Выявление и оценка РО методом прогнозирования дает только приближенные характеристики о РО. Однако, этот метод обладает преимуществом - быстротой получения данных о возможном радиоактивного заражения. Он позволяет заблаговременно, до выпадения радиоактивных веществ на местности, принять меры по защите людей, установить и уточнить задачи радиационной разведки, проводимой на местности. Обстановка, выявляемая по данным разведки, называется фактической РО.

Оценка радиационной обстановки при радиоактивном заражении местности является обязательным элементом, обеспечивающим обоснованные решения по защите людей. Фактическая радиационная обстановка выявляется по данным разведки на основании измерений уровней радиации после выпадения радиоактивных веществ. Радиационная разведка ведется постами радиационного и химического наблюдения, группами и звеньями радиационной и химической разведки. Оценка радиационной обстановки включает решение задач по различным вариантам действий персонала предприятий, населения, формирований, выбор оптимального варианта действий, при котором исключаются радиационные потери людей в условиях радиоактивного заражения.

Степень опасности и возможные последствия радиоактивного заражения определяются путем расчета ожидаемых доз облучения людей и сопоставления их с допустимыми нормами. Опасность поражения людей ионизирующими излучениями находится в зависимости от уровней радиации и степени защищенности людей.

Задачи по оценке радиационной обстановки могут решаться аналитическим путем, графическим, но наиболее эффективным способом является решение задач с помощью персонального компьютера по заранее разработанным программам.

Оценка химической обстановки включает решение задач по определению масштабов и характера заражения отравляющими веществами (ОВ), АХОВ их влияния на жизнедеятельность персонала предприятий, населения, формирований.

Основными входными данными при этом являются тип и количество ОВ или АХОВ, время применения ОВ (разлива АХОВ), метеоусловия (скорость и направление ветра, температура воздуха и подстилающей поверхности, степень вертикальной устойчивости атмосферы - конвекция, изотермия, инверсия). Тип ОВ определяется разведкой, метеорологические данные поступают от постов радиационного и химического наблюдения, степень устойчивости - по данным прогноза погоды и по времени суток.

При решении задач по прогнозированию зон заражения АХОВ при аварии на химически опасном объекте и транспорте определяются следующие параметры зоны химического заражения:

Глубина зоны возможного заражения;

Форма зоны возможного заражения (территория, в пределах которой может перемещаться облако АХОВ) - окружность, полуокружность или сектор;

Угловой размер зоны - биссектриса сектора ориентируется от источника заражения по направлению ветра;

Площадь зоны заражения;

Время подхода зараженного облака к населенному пункту (объекту) с момента аварии;

время (продолжительность) действия источника заражения с момента аварии (время испарения АХОВ).

В комплекс задач по оценке химической обстановки входит определение возможных потерь людей в зоне заражения АХОВ, (из них легкой степени, средней и тяжелой степени с выходом из строя на 2-3 недели и нуждающихся в госпитализации, со смертельным исходом.), мероприятия по защите, спасению и оказанию первой помощи.

При землетрясении прогнозируемые характер и степень ожидаемых разрушений на объекте могут быть определены для различных дискретных значений интенсивности в интервале от величин, вызывающих слабые разрушения подавляющего большинства зданий и сооружений, до величин, вызывающих полные их разрушения.

Масштабы наводнений зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, площади затопления, времени затопления и др., что должно учитываться при прогнозировании характера и степени разрушений на объекте.

Для оценки возможной обстановки на пожаровзрывоопасных объектах необходимо определить параметры возможного взрыва, то есть давление во фронте воздушной ударной волны и степень ее воздействия на здания, сооружения и людей, находящихся открыто на местности. На основе полученных данных оценивается инженерная, медицинская и пожарная обстановка, которая может сложиться при возникновении данной чрезвычайной ситуации.

Решение задач по прогнозированию и оценке обстановки в чрезвычайных ситуациях осуществляется с помощью компьютерных программ или аналитическим путем, что обеспечивает оперативность принятия решений по защите, организации спасательных работ, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф.

По результатам оценки обстановки вырабатываются данные, необходимые для обеспечения органов управления объекта необходимой информацией для принятия управленческих решений на:

а) укрытие персонала и населения в защитных сооружениях;

б) принятие контрольных мер по ограничению доступа в зону поражения;

в) проведение профилактических мер;

г) эвакуацию и переселение людей;

д) дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию и т.д.

Эти решения оформляются в виде планов, приказов, распоряжений и т.д.

Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.

Наблюдение за окружающей средой представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия, а также за происходящими в окружающей среде природными, физическими, химическими, биологическими процессами.

Контроль за состоянием окружающей среды заключается в сопоставлении полученных данных о состоянии окружающей среды с установленными критериями и нормами техногенного воздействия или фоновыми параметрами с целью оценки их соответствия.

Объектами мониторинга могут быть экологические системы, техногенные объекты или природно-техногенные объекты.

В зависимости от масштаба ЧС различают пять уровней (степеней) мониторинга: глобальный, национальный, региональный, местный, локальный. Каждый ниже следующий уровень мониторинга входит составной частью в выше перечисленный уровень.

Непосредственное ведение наблюдений и сбор мониторинговой информации осуществляют отдельные министерства, ведомства и центральные органы управления. Ведущими структурами являются Комитет по гидрометеорологии, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальная Академия наук, Министерство образования.

Основу системы мониторинга в Республике Беларусь составляют Комитет по гидрометеорологии и санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава.

Комитет по гидрометеорологии контролирует: качество атмосферного воздуха, особенно в экологически опасных районах; качество поверхностных и подземных вод; степень загрязнения почв пестицидами и токсинами промышленного происхождения; радиационную обстановку в отдельных районах Республики Беларусь.

Санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения контролирует: качество воздуха в пределах санитарно-защитных зон крупных предприятий, качество питьевой воды в местах водозабора и после очистки, выполнение санитарных мероприятий на различных объектах.

Состояние погоды и большинство стихийных бедствий прогнозирует Гидрометеослужба Комитета по гидрометеорологии. Необходимую информацию служба получает от своих средств наблюдения, от Всемирной службы погоды, от аналогичных служб соседних государств.

Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций.

Для прогнозирования природных ЧС используют закономерности территориального распределения, и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в неживой природе. Точность прогнозов различных природных ЧС разная. Как правило, более точными являются кратковременные прогнозы, менее точными – долгосрочные.


Прогнозирование бурь, ураганов, смерчей осуществляется на основе изучения перемещения воздушных масс, обнаружения и определения маршрута движения циклона. Признаком, указывающим на приближение циклона является нарушение нормального суточного хода атмосферного давления и его падения на 3 – 3,5 мб/сутки. Признаками возможного шквала или смерча являются мощные кучево-дождевые облака. Смерч прогнозируют также путем обнаружения атмосферных радиопомех, так как обычно вокруг смерчей образуется электромагнитное поле строго определенного диапазона частот. Смерчи прекращают свое существование над лесами, возвышенностями, в городах. Это используется для прогнозирования смерчей.

Прогнозирование ливней, затяжных дождей, заморозков и сильных снегопадов основывается на оценке облачного покрова, атмосферного давления, влажности, температуры воздуха, направления и силы ветра. Обычно такие прогнозы отличаются значительной точностью, и население оповещается о них по средствам массовой информации.

Прогнозирование грозы, молнии, града возможно на основе анализа и оценки кучево-дождевых облаков, температуры воздуха на высотах 7–15 км. Если на этих высотах температура достигает –15–20 о С, то ожидается гроза, а при переохлаждении воды – и град.

Прогнозирование засухи делают на основе анализа и оценки результатов прогнозирования выпадения дождей, степени увлажнения почвы за счет таяния снега весной, учитывается особенность почвы, ландшафт и др.

Прогнозирование наводнений основывается на анализе и оценке количества таящего снега весной, скорости его таяния, глубины промерзания грунта на полях, наличие заторов и зажоров на реках и т.д. Наводнения могут возникнуть и за счет затяжных или ливневых дождей, а также за счет аварий и катастроф на гидротехнических сооружениях.

Прогнозирование лесных и торфяных пожаров основывается на оценке состояния погоды, прогнозирования засухи, степени посещаемости леса людьми и т.д. Так, при жаркой погоде, если дождей не бывает 15–18 дней, то лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар.

Прогнозирование землетрясений. Республика Беларусь находится вне пояса сильных землетрясений. Магнитуда сейсмических волн от землетрясений, эпицентры которых находятся на расстоянии многих сотен и тысяч километров, на территории РБ не превышает 4 баллов по шкале Рихтера. РБ получает информацию прогнозирования землетрясений от других стран. Прогнозирование тектонических и вулканических землетрясений не является точным, в то время как землетрясения от падения на Землю крупных небесных тел определяются относительно точно. За последнее время установлено, что землетрясения стали проявляться и в районах крупных водохранилищ, добычи нефти, газа, угля.

Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.

Прогнозирование техногенных ЧС – опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных ЧС и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.

Прогнозирование техногенных ЧС основано на оценке технического состояния оборудования, техники, оценке человеческого фактора и факторов окружающей среды.

Известно, что технологическое оборудование имеет свой «жизненный цикл». Он обычно начинается с установки, наладки, иногда доработки технологического оборудования на предприятии. Люди, которые его будут обслуживать, как правило, нуждаются в обучении. С началом эксплуатации этого оборудования вероятность аварий значительна как по вине обслуживающего персонала, не имеющего опыта эксплуатации, так и из-за несовершенства самого оборудования. На этом этапе обычно на оборудовании устраняются недостатки, а обслуживающий персонал приобретает опыт его эксплуатации. Очевидно, что в средине «жизненного цикла» величина риска аварий и катастроф минимальна. В дальнейшем, по мере износа оборудования, величина риска в конце «жизненного цикла» растет. Для более точного прогнозирования величины риска и возможных причин ЧС используют методику прогнозирования, суть которой рассмотрим на примере того же технологического оборудования на предприятии. Она заключается в следующем. Прежде всего, выявляются источники опасности, оборудование, которое может вызвать опасные состояния и исключают из анализа маловероятные случаи. Обычно источниками опасности являются источники энергии, процессы и условия эксплуатации оборудования.

Источники энергии, представляющие опасность: обычное топливо, взрывчатые вещества, заряженные конденсаторы, емкости под давлением, пружинные механизмы, подвесные устройства, газогенераторы, аккумуляторные батареи, приводные устройства, катапультированные предметы, нагревательные приборы, вращающиеся механизмы, электрические генераторы, статические электрические заряды, насосы, вентиляторы, воздуходувки и др.

Процессы и условия, представляющие опасность: разгон, коррозия, нагрев, охлаждение, давление, влажность, радиация, загрязнения, химическая диссоциация, химическое замещение, механические удары, окисление, утечки, электрический пробой, пожары, взрывы и др.

Отметим типичные причины ЧС техногенного характера:

Подробней прогнозирование техногенных ЧС рассматривается на практическом занятии.


Источники некоторых ЧС, их поражающие факторов и параметры представлены в таблице:

Виды источников ЧС

Поражающие факторы

Параметры

Химическая авария

Токсические нагрузки

Токсодозы

Авария на РОО, ядерный взрыв

Радиационное загрязнение (заражение)

Дозы облучения

Ураганы, взрыв

Воздушная ударная волна

Избыточное давление во фронте ударной волны приводящее к различным степеням разрушения

Пожар

Тепловое излучение

Плотность теплового потока, скорость распространения огня

Разрушение плотины

Волна прорыва

Высота волны, максимальные ее скорости, площадь и длительность затопления

Исходя из выше сказанного можно определить, что:

Целью прогнозирования возникновения ЧС является заблаговременное определение параметров поражающих факторов СБАК , способных вызывать ЧС, а также возможные масштабы ущерба и потерь в случае её возникновения.

То есть, если в результате прогнозирования параметры поражающих факторов возможных СБАК превышают допустимые, то высок риск возможности возникновения ЧС на этой территории или организации.

На пример: если концентрация АХОВ в воздухе при аварии на ХОО может превысить пороговую токсодозу. то может возникнуть ЧС (а в военное время концентрация ОВ в воздухе превышает поражающую токсодозу).

По этим параметрам (пороговым токсодозамданного АХОВ) выявляются граница района ЧС, а в военное время границы зоны поражения от ОВ - по поражающей токсодозе соответственного ОВ .

ГОСТ Р22.1.02-95 дает определение прогнозированию ЧС:

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Определение параметров поражающих факторов при прогнозировании проводится аналитическим (расчетным), графоаналитическим, графическим методами, с использованием таблиц, графиков, расчетных линеек и т.д.(в соответствии с используемой методикой). В настоящее время существуют методики прогнозирования и в электронном виде.

При прогнозировании ЧС рассматриваются:

Данные мониторинга природных и техногенных источников ЧС;

Возможные варианты возникновения и развития ЧС (сценариев ЧС);

Модели развития ЧС, отражающие развитие исследуемых процессов (с использованием статистических данных об источниках ЧС);

Результаты экстраполяции выявленных тенденций;

Экспертные оценки.

Мониторинг и прогнозирование ЧС осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (далее – центр «Антистихия»). Центр входит в РСЧС и ведёт мониторинг и прогнозирование ЧС по всему спектру заблаговременности. Результатом этой работы в соответствии с приказом МЧС России от 31.12.2002 № 632, является ежедневный прогноз, декадный прогноз, ежемесячный прогноз, прогноз ЧС на сезон, прогноз ЧС на год, а также экстренное предупреждение - вид прогноза, который основывается на «штормовых» предупреждениях. Данный вид оперативной информации требует незамедлительного реагирования (оповещение органов власти, населения, предприятий и т.д.). Эти вопросы мониторинга и прогнозирования ЧС в Ростовской области решает сектор мониторинга и прогнозирования ЧС ДПЧС и ТСМП. В органах местного самоуправления ОУ ГОЧС и МСМП. Их главной задачей является сбор, обработка и анализ полученной информаций, полученной в результате мониторинга и передачи её в вышестоящий ОУ ГОЧС, а также сбор, обработка и анализ полученной информаций от МЧС РФ (через центр «Антистихия»), ЮРЦ и других источников.

Цели прогнозирования возможности возникновения ЧС и оценки обстановки, в случае её возникновении:

Заблаговременное получение качественной и количественной информации о возможной ЧС;

Планирование применения необходимых сил и средств для проведения защитных мероприятий и ликвидации ЧС;

Оценка возможных социально-экономических последствий ЧС.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно

широкий круг задач, состав которых обусловлен целями и проблемами управленческого характера.

Наиболее значимыми задачами прогнозирования являются:

Вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных

ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в результате этих СБАК, размеров их зон;

Возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных

ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их

определенных совокупностей;

Готовность сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных

ситуаций.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и повышения устойчивости функционирования организаций.

Для прогнозирования используются различные методики, в которых учитывается вероятностный подход, т.е. наиболее возможное развитие ситуации, а также возможные материальные и людские потери. МЧС РФ разработаны методики прогнозирования и оценки остановки при СБАК (см. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС. Книги 1-4). – М.: МЧС, 1994,

Прогнозирование подразделяется на: заблаговременное, при отсутствии ЧС по оценочным параметрам с учетом преобладающих среднегодовых метеоусловий и различных допустимых величин. Оно проводится с целью планирования мероприятий по защите персонала и повышению устойчивости работы организации в различных ситуациях мирного и военного времени.

А также оперативное, при возможности возникновения или возникновении ЧС мирного и военного времени.

Оно ведется с учетом конкретной метеорологической обстановкой, времени года и суток, состоянием производственной деятельности, территориальных особенностей и других данных, с целью принятия решения на проведение АСДНР.

По итогам прогнозирования проводится выявление обстановки.
Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о ЧС, определение размеров зон чрезвычайных ситуаций и нанесение их на карту (план).
На основе спрогнозированной или (и) выявленной обстановке производится оценка обстановки с целью определения возможного влияния источника ЧС на деятельность организации, определения оптимальных действий по защите людей, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости функционирования, охране окружающей среды.
Под оценкой обстановки понимается решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу объектов экономики, жизнедеятельности населения и действия сил ликвидации чрезвычайных ситуаций. Заключительной фазой оценки обстановки являются сделанные на её основе выводы.

Выводы из оценки обстановки включают решение основных задач по выбору оптимальных действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, необходимых мероприятий по защите персонала, материальных ценностей и устойчивой работы объектов экономики.

Эти выводы из оценки обстановки являются основой для принятия решения руководителями (иначе – замысел действий ).
Прогнозирование, выявление и оценка обстановки проводятся в 3 этапа :

I этап – прогнозирование возможности возникновения ЧС и её последствий (заблаговременное прогнозирование), выявление и оценка возможной обстановки, которая может сложиться в случае возникновения ЧС.

Данный этап осуществляется до возникновения ЧС, в отсутствие угрозы её возникновения. Результаты этого этапа являются основой для принятия решения по определения мероприятий «Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС» и планирования по ПУФ

II этап –прогнозирование обстановки в зоне возможной или с получением информации о возникшей ЧС (оперативное прогнозирование, выявление и оценка сложившейся обстановки при ЧС до получения данных от разведки). II этап характеризуется невысокой степенью достоверности прогнозирования, но достаточно высокой оперативностью. Это необходимо для организации и проведения экстренных мероприятий защиты персонала организаций (населения), материальных и культурных ценностей.

III этап – Уточнение ранее проведенного прогнозирования и оценки обстановки при возникновении ЧС. (оно проводится выявлением и оценкой обстановки в зоне ЧС по данным разведки, т. е. выявление и оценка фактической обстановки после возникновения ЧС). Разведка предоставляет органам управления ГО-РСЧС наиболее достоверную информацию, но требует значительного времени для её организации и проведения. На основе полученных уточненных данных организуются и проводятся АСДНР,

При оценке радиационной обстановки необходимо определить:


1. Размеры зон радиоактивного загрязнения и их расположение на местности.

2. Мощность дозы гамма-излучения на любой момент времени после аварии.

3. Дозу внешнего и внутреннего облучения в зоне радиоактивного загрязнения.

4. Время начала радиоактивного загрязнения местности или объектов.

исходные данные:

1. Место расположение радиационно опасного объекта.

2. Тип реактора и его рабочая мощность.

3. Направление и скорость среднего ветра в районе размещения РОО.

4. Мощности доз и время их измерения.

5. Значение коэффициентов ослабления.

6.Допустимые дозы облучения.

При оценке химической обстановки необходимо определить:

1. Границу очага загрязнения АХОВ.

2. Глубину загрязнения по пороговой токсодозе АХОВ.

3. Продолжительность химического загрязнения в зонах воздействия АХОВ.

4. Ожидаемое время подхода облака АХОВ к любому намеченному рубежу.

Для определения этих параметров нужны следующие исходные данные: 1. Район и время выброса (разлива) АХОВ.

2. Тип АХОВ, условия хранения, общее количество при хранении (транспортировке).

3. Метеоусловия, кол-во АХОВ, выброшенного в атмосферу и характер разлива.

4. Степень защищенности людей.

5. Высота поддона или обваловки складских помещений.

При оценке инженерной обстановки необходимо определить:

1. Масштаб и степень разрушений.

2. Объем инженерных работ при проведении АСДНР.

3. Влияние разрушений на устойчивость работы отдельных элементов и организации в целом и жизнедеятельность персонала и населения.

Для определения этих параметров нужны следующие исходные данные:

2. Характеристики первичных и вторичных поражающих факторов ЧС.

3. Характеристика инженерно-технического комплекса организации и ее элементов и защитных сооружений.

При оценке пожарной обстановки необходимо определить:

1. Масштаб и характер (вид) пожара (площадь, протяженность).

2. Скорость и направление пожара.

3. Влияние пожара на устойчивость работы отдельных элементов и организации в целом и жизнедеятельность населения

Для определения этих параметров нужны следующие исходные данные :

1. Сведения о наиболее вероятных стихийных бедствиях, авариях, катастрофах.

2. Данные о пожаро- взрывоопасных объектах.

3. Метеорологические условия.

4. Данные об окружающей среде (леса, населенные пункты, рельеф местности, наличие различных преград и водоисточников).

Характеристика деятельности по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.

Существуют и другие виды мониторинга и прогноза, осуществляемые в ведомственных и иных интересах по разным видам объектов, явлений и процессов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей.

Необходимо подчеркнуть, что качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов.

Важность этого направления в деле защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000г. № 86–рп, и Приказа МЧС от 12.11 2001 №483 «Об утверждении Положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС ПТХ» определившие необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

В основе структурного построения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, региональный и территориальный.

Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) на федеральном уровне осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр “Антистихия”)

Мониторингом и сбором данных об обстановке в отсутствии ЧС и военных действий в регионах занимаются Территориальные системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (ТСМП). Она является составной частью территориальной подсистемы РСЧС. (Положение о ТСМП РО см. приложение№1). А в ГО - силы системы наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК ГО см. приложение №2). При ЧС и в военное время в организациях также разворачиваются посты радиационного и химического наблюдения, звенья и группы общей и специальной разведки (организацию разведки рассмотрим ниже).

Постановлением Правительства РО от 27. 02. 2012г. №123 «Об утверждении Положения о территориальной (областной) системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Ростовской области» в области создана территориальная (областная) система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными её задачами являются:

- сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

- организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев (элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- организация проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;

- создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы;

- организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.

В городских округах и сельских районах созданы местные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

В целом система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой целый ряд в определенной мере самостоятельных (автономных) и одновременно взаимосвязанных организационно и функционально межведомственных, ведомственных и территориальных систем (подсистем, звеньев, учреждений и т.п.):

- Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;

- Единую государственную автоматизированную систему радиационного контроля;

- Единую государственную систему экологического мониторинга;

специальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

- органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках РСЧС определены соответствующими нормативно-правовыми актами.

Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности. При этом главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации , ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету, Минсельхозу России, Минздраву России и МПР России, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В последние годы активно внедряются методы планирования мероприятий по данной проблеме на основе прогнозирования и анализа рисков чрезвычайных ситуаций.

При подготовке прогноза необходимо обработать довольно большой

объем информации, получаемой от взаимодействующих организаций.

В целях сокращения времени на подготовку ежедневного оперативного прогноза, Центром «Антистихия», совместно с ОАО «Соютехнопроект», разработаны Автоматизированные системы краткосрочного (оперативного) прогноза природно-техногенных чрезвычайных ситуаций. Эти системы функционируют во всех региональных Центрах МЧС России.

Системы позволяют рассчитывать спектр вероятностей для различных

видов ЧС, с детализацией до уровня территорий субъектов Российской

Федерации.

В настоящее время ведется разработка автоматизированной системы

прогноза с уровнем детализации до населенного пункта и объекта экономики.

Методологической основой автоматизированных систем, например

«Автоматизированной системы мониторинга параметров объектов

теплоснабжения», «Автоматизированной системы мониторинга и контроля

состояния износа объектов ЖКХ», является формализованный расчет спектра вероятностей различных уровней природно-техногенных чрезвычайных ситуаций. Следует отметить, что в такой постановке задача по прогнозу чрезвычайных ситуаций решена впервые в мировой практике.

Методологический подход, положенный в основу создания указанных

Автоматизированных систем прогнозирования, позволяет приступить к

разработке технологии сценарного моделирования комплексных рисков

чрезвычайных ситуаций. В основу технологии сценарного моделирования

положено единое информационно-расчетное пространство, основанное на интегрированном функционировании систем контроля состояния чрезвычайной обстановки, прогноза ее развития, прогноза развития возникших чрезвычайных ситуаций по всем видам заблаговременности, реагирования и контроля выполнения оперативных и плановых мероприятия по предупреждению и смягчению последствий ЧС.

С этой целью планируется создать банк (библиотека) прогностических и

инженерно-технических расчетов для конкретных видов процессов,

приводящих к чрезвычайным ситуациям. Модели расчетов должны включать положительные и отрицательные оценки мероприятий, выполненных при предупреждении и ликвидации ранее возникших аналогичных видов ЧС в России и за рубежом. В результате, будет сформирована основа для создания унифицированной технологии инженерных, экспертно-аналитических и прогностических модельных расчетов угроз возникновения и рисков последствий для практически любых теоретически допустимых синергетических комбинаций, формирующих чрезвычайные ситуации.
В качестве выводов:

Заблаговременная информация о характере и масштабах ЧС дает возможность принять необходимые предупредительные меры. Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций играет важную в этом роль. Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабов.

Инструментом и организационной структурой по решению задач вобласти мониторинга и прогноза ЧС является Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и её структурное подразделение - система мониторинга и прогнозирования ЧС (далее

– СМП ЧС). Создание целостной системы мониторинга и прогнозирования ЧС

является элементом национальной стратегии снижения рисков и последствий аварий, опасных природных явлений и процессов играет определяющую роль в защите населения, материальных и культурных ценностей.

1.1 Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций возможно только на основе решения задач мониторинга. Мониторинг окружающей среды - это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. В зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый.

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

Оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного и технического характера;

Прогнозирование возможного возникновения ЧС и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и иных служб наблюдения за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

Лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

Разработка и оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению ЧС;

Разработка сценариев развития ЧС;

Информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;

Создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных данных.

Под оценкой обстановки (инженерной, пожарной, биологической, радиационной, химической и др.) понимают изучение и анализ факторов и условий, влияющих на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Включает изучение и анализ данных о характере чрезвычайной ситуации, спасательных силах и средствах, районе действий, метеорологических и климатических условий, времени и др. Оценка обстановки при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях представляет собой изучение и анализ факторов и условий, влияющих на проведение работ по ликвидации последствий аварии (катастрофы) и стихийного бедствия. Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:

характер и масштаб аварии (катастрофы) или стихийного бедствия, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (взрывов, пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, наводнения, затопления и др.) и прогноз распространения;

виды, объемы и условия проведения неотложных работ;

потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;

количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода на объекты (в зону) для развертывания и проведения работ.

В процессе анализа данных обстановки специалисты определяют потребности в силах и средствах для проведения работ и сопоставляют с фактическим их наличием и возможностями, производя необходимые расчеты, анализируют варианты их использования и выбирают оптимальный (реальный). Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций руководителю объекта, органа местного самоуправления или органа исполнительной власти субъекта РФ (руководителю работ по ликвидации последствий аварии). Предложения специалистов обобщаются и используются в ходе принятия решения.

Оценка возможной обстановки может проводиться для следующих чрезвычайных ситуаций:

при возникновении аварий и катастроф на самом объекте;

при возникновении аварий и катастроф на других предприятиях и при перевозке опасных веществ, последствия которых могут создать опасность для функционирования объекта;

при возникновении стихийных бедствий.

16.АХОВ, понятие «Первичное облако АХОВ»

Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) - это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах)

Основные особенности АХОВ:

способность по направлению ветра переноситься на большие расстояния, где и вызывает поражение людей;

объемность действия, то есть способность зараженного воздуха проникать в негерметизированные помещения;

большое разнообразие АХОВ, что создает трудности в создании фильтрующих противогазов;

способность многих АХОВ оказывать не только непосредственное действие, но и заражать людей посредством воды, продуктов, окружающих предметов.

1 класс, чрезвычайно опасные: фтористый водород, хлорокись фосфора, этиленимин, ртуть.

2 класс, высокоопасные: акролеин, мышьяковистый водород, синильная кислота, диметиламин, сероуглерод, фтор, хлор и т. д.

3 класс, умеренноопасные: хлористый водород, бромистый водород, сероводород, триметиламин и др.

4 класс, малоопасные: аммиак, метилакрилат, ацетон.

1.Вещества с преимущественно удушающими свойствами.

С выpаженным пpижигающим действием (хлор,трихлористый фосфор);

Со слабым пpижигающим действием (фосген, хлорпикрин, хлорид серы).

2.Вещества преимущественно общеядовитого действия: оксид углерода, синильная кислота, динитрофенол, этиленхлорид и дp.

3.Вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием.

С выpаженным пpижигающим действием (акрилонитрил);

Со слабым пpижигающим действием (сероводород, оксиды азота, сернистый ангидрид).

4.Нейротропные яды (вещества, действующие на проведение и передачу нервного импульса, нарушающие действия центральной и периферической нервных систем): фосфорорганические соединения, сероуглерод.

5.Вещества, обладающие удушающим и нейротропным действием (аммиак).

6.Метаболические яды.

С алкилирующей активностью (бромистый метил, этиленоксид, метилхлорид, диметилсульфат);

Изменяющие обмен веществ (диоксин).

Первичное облако образуется в результате мгновенного (1-3 мин) перехода в атмосферу части АХОВ из емкости при ее разрушении, вторичное облако – при испарении разлившегося вещества с подстилающей поверхности. Только первичное облако возникает, если АХОВ представляет собой сжатый газ, только вторичное – когда АХОВ – жидкость с температурой кипения выше, чем температура окружающей среды, первичное и вторичное облака формируются, если АХОВ – сжиженный газ. 2) облако зараженного воздуха, образующееся при разрушении (повреждении) емкости в результате мгновенного перехода в атмосферу всего количества или части содержимого в ней АХОВ.


Похожая информация.


В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям первенство отдается комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчение их последствий. Это можно обеспечить, если будет действовать определенная система наблюдения за состоянием и развитием различных природных, техногенных процессов и явлений, а также опережающее предвидение либо определение вероятности возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Такая система, направленная на наблюдение и предвидение, составляет общее понятие «мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций».

Запомните!

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.

Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование - это творческий исследовательский интерес, в результате которого получают данные о будущем состоянии какого-либо объекта, явления, процесса.

Запомните!

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них - информация об объекте прогнозирования (природном явлении), раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.

В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежит эвристический или математический подход.

Суть эвристического подхода состоит в оценке мнений специалистов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя.

Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их обработке математическими методами, получении зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта (техногенного процесса) в данный момент времени.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В режиме повседневной деятельности прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций - факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть в основном эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для защиты от некоторых природных бедствий), заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Для прогнозирования возникновения техногенной чрезвычайной ситуации мониторинг организуется на конкретных объектах экономики. Так, например, на химически опасных объектах важно контролировать параметры, обеспечивающие хранение ядовитых веществ при заданных давлении и температуре, надежности технологических устройств (трубопроводов, задвижек, насосов, клапанов, приводов, датчиков резервуаров, теплоизоляции, компрессоров), а также устойчивость конструкций объектов к воздействию проектных нагрузок.

В прогнозировании опасных природных процессов используются два подхода.

Первый подход основан на изучении предвестников конкретных катастрофических природных явлений и анализе информации, полученной от сетей мониторинга.

Второй подход опирается на математические расчеты на основе имеющихся статистических данных.

Это интересно

В 1997 г. в МЧС России была развернута территориально распределенная система приема и анализа авиационно-космической информации. Система предназначена для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, мониторинга потенциально опасных территорий и объектов, обеспечения информацией органов управления федерального и территориального уровней РСЧС.

С помощью данной системы территория страны контролируется для выявления предвестников чрезвычайных ситуаций, оценки динамики их развития и определения масштабов распространения.

По данным МЧС России, практически во всех субъектах РФ созданы территориальные центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, 62 из которых уже в 2004 г. функционировали на штатной основе. Благодаря этому в течение 2005-2006 гг. на основе прогнозных данных были разработаны и реализованы меры по безаварийному пропуску паводковых вод, подготовке к пожароопасному сезону, что позволило предотвратить целый ряд чрезвычайных ситуаций.

Вопросы

  1. С какой целью создана система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и какие мероприятия она в себя включает?
  2. Как осуществляется мониторинг на отдельных объектах экономики для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера?
  3. Какие основные подходы используются для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера?
  4. Какая система и с какой целью была создана МЧС России для оперативного выявления природных и техногенных чрезвычайных ситуаций?
  5. Почему прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций является наиболее важным?

Задание

Объясните, какую роль, по вашему мнению, оказывают мониторинг и прогнозирование ЧС для смягчения их последствий.