Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет. Финансовый анализ при банкротстве предприятия Правила составления ликвидационного баланса

Ликвидационный баланс составляется при закрытии организации. Обязательно ли ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет, в каком случае возникает нулевой ликвидационный баланс, вы узнаете из нашего материала.

Этапы процедуры ликвидации

Для получения ответа на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» разберем несколько моментов, связанных с процедурой ликвидации предприятия.

В ст. 61-64 ГК РФ выделены этапы, которые должна пройти компания при ликвидации:

  1. Вынесение органом управления или единоличным собственником решения о закрытии предприятия.
  2. Информирование налоговой инспекции о вынесенном решении для изменения данных в ЕГРЮЛ.
  3. Утверждение специальной комиссии по ликвидации.
  4. Публичное сообщение о прекращении деятельности, например, через СМИ, на интернет-ресурсах.
  5. Проведение инвентаризации имущества и обязательств, принятие мер по истребованию дебиторской задолженности и извещение кредиторов о ликвидации юридического лица.
  6. Составление промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса.
  7. Окончательный расчет с кредиторами.
  8. Составление окончательного (итогового) ликвидационного баланса
  9. Распределение имущества юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, его учредителям (участникам).
  10. Государственная регистрация результатов закрытия компании.

Итак, в процессе ликвидации может быть составлено несколько ликвидационных балансов: промежуточные и окончательный. При этом они не должны быть одинаковыми.

Промежуточный ликвидационный баланс

Составляется промежуточный ликвидационный баланс ликвидационной комиссией только после окончания срока предъявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать информацию:

  • об имуществе ликвидируемой организации (на основании результатов инвентаризации);
  • перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Данные об имуществе должны быть подтверждены материалами инвентаризации (п. 27 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Как правило, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией приводятся в приложении к балансу, полученный документ пронумеровывается, прошивается и скрепляется печатью на обороте. Таким образом, исходя из требований к промежуточному ликвидационному балансу, можно утверждать, что нулевым он быть никак не может.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации. В некоторых случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Такой порядок предусмотрен п. 2. ст. 63 ГК РФ. Обратите, внимание, что не стоит утверждать промежуточный ликвидационный баланс, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, и решение по этому делу (иной судебный акт, завершающий производство по делу) еще не вступило в законную силу;
  • в отношении ликвидируемого общества проводят выездную налоговую проверку, и итоговый документ по ней еще не вступил в силу.

Закон прямо не запрещает утвердить промежуточный ликвидационный баланс в каждом из таких случаев. Однако при наличии хотя бы одного из них подать уведомление в налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса нельзя (подп. «б», «в» п. 4 ст. 20 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Несмотря на то, что в законе № 129-ФЗ нет прямого указания на обязанность сдавать промежуточный ликвидационный баланс в регистрирующий орган, сдать его необходимо, так как без промежуточного баланса окажется невозможной проверка достоверности ликвидационного баланса. А достоверность ликвидационного баланса является необходимым условием регистрации ликвидации организации.

Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет

После того, как все расчеты с кредиторами завершены, составляется уже ликвидационный баланс, который также должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК РФ). И здесь опять встает вопрос: «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет»? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Дело в том, что на настоящий момент не выработано единого методологического подхода, закрепленного в НПА, к порядку составления показателей окончательного ликвидационного баланса. Кроме того, ст. 63 ГК РФ не устанавливает первоочередности составления ликвидационного баланса перед распределением имущества между собственниками. В ней говорится только о том, что оба эти действия должны произойти после погашения кредиторки. Также затрудняет ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» то обстоятельство, что законодательно не урегулирован вопрос о правомочности ликвидационной комиссии самостоятельно принимать решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, между участниками (учредителями).

В принципе правомочны обе позиции: и что он должен быть нулевым, и что может иметь показатели (кроме кредиторки).

Таким образом, если допустить, что ликвидационная комиссия правомочна распределять имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, между акционерами и ликвидационный баланс может быть составлен после распределения имущества, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» положителен.

Если же считать, что решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, принимают акционеры, и ликвидационный баланс должен содержать информацию о таком имуществе, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» отрицателен.

В связи с неопределенностью законодательства по этому вопросу представляется, что обе изложенные позиции могут быть правомочны, хотя каждая из них имеет свои минусы.

Последствия составления нулевого и ненулевого балансов

Недостатком первой позиции может являться наличие среди активов ликвидируемой организации дебиторской задолженности, взыскание которой может растянуться на довольно длительное время, и соответственно составление ликвидационного баланса будет перенесено на неопределенный срок (пока не будет погашена вся дебиторская задолженность). Вторым недостатком данной позиции является неопределенность в порядке разрешения возможного спора между участниками относительно того, кому из них должно быть передано оставшееся имущество. Согласно п. 8 ст. 63 ГК в случае возникновения спора относительно того, кому из участников нужно передать вещь, ликвидационная комиссия должна продать эту вещь с торгов, но представляется, что с этим вопросом могут возникнуть определенные сложности, ведь эта вещь по решению ликвидационной комиссии уже передана одному из участников. Очевидно, что в этом случае нулевой ликвидационный баланс может быть утвержден только после разрешения спора между участниками.

Недостатком второй позиции может явиться наличие среди активов ликвидируемой организации имущества, облагаемого транспортным налогом и (или) налогом на имущество. В этом случае ликвидируемая организация продолжает оставаться плательщиком указанных налогов, и у нее до распределения или продажи данного имущества продолжает формироваться кредиторская задолженность по этим налогам. А, следовательно, в этом случае ликвидационный баланс не может быть утвержден, поскольку будет иметь место кредиторская задолженность по налогам.

Ликвидационный баланс: образец заполнения

Ликвидационный баланс не имеет специально утвержденной формы. Он заполняется на бланке, который принят приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66. При этом должно быть указано его название: промежуточный ликвидационный баланс или ликвидационный баланс. Такие рекомендации были приведены в письме ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101.

На нашем сайте вы можете скачать форму бухгалтерского баланса «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)» .

Ликвидационный баланс составляется по тем же правилам, что и обычный ежеквартальный и годовой бухгалтерские балансы.

О том, как заполнять бухгалтерский баланс, читайте в статье «Порядок составления бухгалтерского баланса (пример)» .

Особых правил для составления промежуточного ликвидационного баланса (образец заполнения нулевого баланса при ликвидации вы можете скачать на нашем сайте) не установлено.

Последняя бухгалтерская отчетность

И еще несколько слов о бухгалтерской отчетности ликвидируемого юридического лица. Особенности бухгалтерской отчетности при ликвидации приведены в ст. 17 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Отчетный год у ликвидируемой компании неполный. Начинается он, как обычно, с 1 января, а вот оканчивается датой, предшествующей дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ее ликвидации. На дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, составляется последняя бухгалтерская отчетность. Составляться она должна на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества. Таким образом, последняя бухгалтерская отчетность - преемник не предыдущей бухгалтерской отчетности, а ликвидационного баланса.

В подп. 9 п. 3 ст. 21 закона № 402-ФЗ сказано, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты. Но на сегодня такие стандарты не утверждены и порядок представления такой отчетности в какие-либо государственные органы не установлен.

Итоги

Ликвидационный баланс может быть промежуточным и итоговым. Промежуточный вариант должен отражать сведения об обязательствах, имуществе и капитале организации, а также содержать перечень требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения и перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс нулевым быть не может.

Итоговый ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами и в нем статья «Кредиторская задолженность» должна быть равна нулю. Однозначного ответа на вопрос «ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет» не существует. Ликвидационный баланс не имеет специально утвержденной формы и заполняется на бланке обычного бухгалтерского баланса.

Наиболее частая причина ликвидации хозяйствующего субъекта — неплатежеспособность, неспособность выплачивать долги по наступлению срока их погашения.

Для проведения ликвидации учредителями фирмы (или уполномоченным органом) создается ликвидационная комиссия (или ликвидатор), которая на разных стадиях закрытия фирмы составляет ликвидационный баланс. Этот отчет отображает фактическое имущество фирмы на дату завершения ее хозяйственной деятельности и показывает оставшиеся активы после уплаты долгов. В зависимости от этапа ликвидации, различают промежуточный и окончательный (основной) ликвидационные балансы.

Ликвидационная стоимость

В ликвидационном балансе материальные активы оцениваются по ликвидационной стоимости, т. е. по цене их возможной продажи. Это ожидаемая денежная сумма, которая будет получена при продаже активов с целью выполнения окончательных обязательств организации.

Ликвидационная стоимость активов обычно меньше их справедливой рыночной стоимости, поскольку продажа происходит в ограниченный срок, недостаточный для привлечения всех покупателей. Нематериальные активы (интеллектуальная собственность и пр.) не включаются в ликвидационную стоимость компании.

Промежуточный ликвидационный баланс

По истечению срока, выделенного контрагентам для предъявления требований (не менее 2-х месяцев), ликвидатор формирует промежуточный ликвидационный баланс. В данном отчете содержится следующая информация:

  • наличие основных и оборотных средств в организации;
  • поступившие требования кредиторов и итоги их рассмотрений.

После утверждения этого отчета владельцами предприятия ликвидатор денежными средствами компании погашает ее задолженность перед кредиторами (контрагентами, работниками, государством) в порядке очереди, установленной законом. При нехватке денег для выплаты долгов, комиссия совершает продажу имущества. В том случае, если долги превышают стоимость имущества, организация объявляется банкротом.

Окончательный ликвидационный баланс

Когда все долги фирмы выплачены, ликвидатор формирует окончательный (основной) ликвидационный баланс, подлежащий утверждению владельцами ликвидируемого предприятия. Этот отчет отражает активы, которые остаются после выполнения финансовых обязательств и передаются учредителям для последующего распределения между ними согласно долевого участия в уставном капитале. Сумма, доступная для распределения, представляет собой «чистые активы», которые рассчитываются по формуле:

Чистые активы = Общая стоимость активов — Совокупная сумма обязательств

Положительный результат расчета свидетельствует о прибыли, отрицательный указывает на убыток, подлежащий покрытию уставным капиталом.

Когда расчеты с учредителями завершены, ликвидатор закрывает банковский счет фирмы. На основании окончательного ликвидационного баланса и других документов, подтверждающих завершение деятельности хозяйствующего субъекта, орган государственной регистрации вносит запись в реестр юридических лиц о ликвидации предприятия, после чего оно считается полностью ликвидированным.

В каком порядке и в какие сроки после сдачи промежуточного ликвидационного баланса можно сдать ликвидационный баланс(окончательный), если у ликвидируемого ООО нет имущества, долгов, кредиторов; р/счет закрыт?

Ответ

С 01.09.2014 такой срок выдерживать больше не требуется( статьи 63 ГК РФ; статьи 1, статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах« Системы Юрист».

« Что нужно сделать для того, чтобы налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО

Завершающий этап процедуры ликвидации - подача установленного законодательством комплекта документов в налоговую инспекцию. Председатель ликвидационной комиссии(ликвидатор) может направить эти документы в инспекцию только после составления ликвидационного баланса. Как правило, документы подаются не ранее трех месяцев с момента принятия решения о ликвидации ООО.

Перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию( , п. , Административного регламента)*:

1) заявление о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией по , утвержденной . Документ подписывается председателем ликвидационной комиссии(ликвидатором). Подписывая заявление, председатель(ликвидатор) тем самым подтверждает, что при ликвидации соблюден установленный законом порядок и завершены расчеты с кредиторами;

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией

Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для регистрации ликвидации направляют в инспекцию в форме электронных документов.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в статьи 9 Закона о государственной регистрации .

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на заявлении о регистрации ООО в связи с ликвидацией не нужно заверять у нотариуса, если заявитель в форме электронных документов, подписанных ().

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо ( , ).

3) документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.;

Обоснование

По закону размер госпошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 20 процентов размера госпошлины, установленной пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ(). Другими словами, размер госпошлины за регистрацию ликвидации равен 20 процентам от 4 тыс. руб., то есть 800 руб*.

В качестве документа об уплате госпошлины выступает либо платежное поручение с отметкой банка о его исполнении(при уплате пошлины в безналичной форме - ), либо выдаваемая банком квитанция(при оплате наличными - ). Платежный документ можно составить на сайте ФНС России с помощью сервиса „ “ или „ “.

Обязательно ли при регистрации ликвидации ООО представлять в налоговую инспекцию документ об уплате государственной пошлины

Факт уплаты пошлины можно подтвердить с помощью информации, содержащейся в ().

Если в этой системе есть сведения о том, что пошлину за регистрацию ликвидации оплатили, подтверждающий документ в инспекцию подавать не требуется(). В такой ситуации указанный документ предоставляет Казначейство России().

Однако не исключено, что информационная система не будет содержать необходимых сведений(например, в связи с тем, что банк, в котором уплачена пошлина, не либо не направил в нее сведения об оплате). В итоге возникнет риск отказа в регистрации ликвидации. Чтобы в максимальной степени обезопасить себя от этого риска, имеет смысл самостоятельно представить в инспекцию документ об уплате пошлины.

4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством .

Обязательно ли при регистрации ликвидации ООО подавать в налоговую инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах

Нет, не обязательно, но лучше все же это сделать.

Ликвидируемое ООО должно представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах в течение месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня подачи в налоговую инспекцию документов для регистрации ликвидации( , Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ „Об индивидуальном(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“; далее - Закон об индивидуальном учете).

Непосредственно при подаче документов в инспекцию какую-либо справку(иной документ) из Пенсионного фонда РФ можно не представлять. Дело в том, что инспекция, не получившая от заявителя справку из Пенсионного фонда РФ, должна самостоятельно получить необходимую информацию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ( , ).

Однако все же имеет смысл самостоятельно подать в инспекцию документ, подтверждающий представление в Пенсионный фонд РФ сведений о застрахованных лицах. Это обезопасит заявителя от того, что инспекция откажет в регистрации. В противном случае(т. е. если понадеяться на выполнение инспекцией обязанности по получению сведений из Пенсионного фонда РФ) возникнет риск отказа со стороны регистрирующего органа. К примеру, инспекция может не получить необходимые сведения по следующим причинам:

    • сотрудники инспекции не направят межведомственный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
    • сотрудники территориального органа Пенсионного фонда РФ нарушат представления сведений.

Кроме того, может сложиться ситуация, когда инспекция получит сведения из Пенсионного фонда РФ, но посчитает их недостаточными для регистрации ликвидации.

Разумеется, в каждом из этих случаев можно попытаться оспорить действия инспекции. Но лучше заранее обезопасить себя ненужных споров.

На основании представленных документов налоговая инспекция регистрирует ликвидацию ООО - вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации. С этого момента общество считается прекратившим существование().

Регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов(,


В процессе банкротства возникает необходимость опреде-пять как балансовую, так и рыночную стоимость предприятия как юридического лица. По данным бухгалтерского баланса можно определить следующие показатели стоимости юридического лица как имущественного комплекса:
  • стоимость чистых активов. Стоимость чистых активов рассчитывается путём вычитания из суммы активов акционерного общества его обязательств. Показатель стоимости чистых активов рассчитывается при составлении годовой бухгалтерской отчётности, при изменении уставного капитала акционерного общества, ограничении на выпуск ценных бумаг, ликвидации унитарного предприятия и в других экономических ситуациях, регламентируемых ст. 74, 90, 94, 99, 102, 104, ] 14 Гражданского кодекса РФ;
  • сумма активов в балансовой оценке, исключающая задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал;
  • сумма собственного капитала и резервов юридического лица, включающая уставный капитал, резервный, добавочный капиталы, нераспределённую прибыль прошлых лет и отчётного года;
  • рыночная стоимость бизнеса, исчисленная по данным ликвидационного или нулевого баланса.
Ликвидационный баланс составляется в ходе конкурсного производства, когда предприятие (коммерческая организация) является банкротом и прекращает свою деятельность без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидационный баланс составляется и в других случаях ликвидации юридического лица, например, при добровольной или принудительной ликвидации.
Нулевой баланс составляется в экономических ситуациях, связанных с правопреемством, управлением имуществом и денежными потоками, прибылью и рентабельностью. Указанных ситуаций насчитывается более 70. К ним относятся: слияние, разделение, выделение, преобразование, присоединение.
В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса РФ, определяющей порядок ликвидации юридического лица, необходимо

составлять промежуточный ликвидационный баланс по окончании срока предъявления требований кредиторами и окончатель- J ный ликвидационный баланс по завершении расчётов с кредиторами. Составленный окончательный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица.
Ликвидационный (нулевой) баланс - это бухгалтерский механизм определения балансовой, рыночной или оценочной стоимости бизнеса, составляемой на основе системных бухгалтерских проводок по условной реализации отдельных элементов активов юридического лица. Цель составления баланса - определение реальной стоимости активов юридического лица и последовательного погашения его обязательств. Ликвидационный баланс составляется при ликвидации юридического лица, во всех остальных случаях составляется нулевой баланс.
Процесс ликвидации юридического лица предполагает отказ от одного из допущений бухгалтерского учёта, установленного ПБУ 1/98, - непрерывности деятельности. Смысл этого допущения с позиций теории бухгалтерского учёта состоит в том, что будущий срок деятельности организации без существенного сокращения объёма продаж значительно превышает финансовый год.
В случае отсутствия возможности практического применения указанного допущения при ведении бухгалтерского учёта возникает необходимость определённых изменений методологии ведения бухгалтерского учёта, в частности способов оценки имущества организации.
Составление ликвидационного баланса необходимо в следующих ситуациях:
- прекращение функционирования организации как субъ
екта гражданских правоотношений. Например, необходимо
формирование ликвидационного баланса по окончании договора
простого товарищества, а также договора доверительного
управления имуществом;

  • ликвидация юридического лица по решению его учредителей или по решению суда по основаниям, предусмотренным п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ;
  • добровольная или принудительная ликвидация юридического лица по причине несостоятельности (банкротства).
124

Ликвидационный баланс, составляемый в каждой из этих гигуаций, обладает особенностями по сравнению с операционным бухгалтерским балансом. Перечислим эти особенности:

  1. Ликвидационный баланс является заключительным. По-)i ому он формируется по данным инвентаризации. При ликвидации юридического лица обязательность проведения инвентаризации предусмотрена ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ от 21.11.96.
  2. Баланс не должен содержать остатков по регулирующим счетам (02, 05, 16, 42) и бюджетно-распределительным счетам (31, 89) бухгалтерского учёта, так как период существования юридического лица ограничен.
  3. В ликвидационном балансе желательно применять другую группировку статей актива и пассива, соответствующую фактической степени ликвидности имущества и установленному тконом порядку удовлетворения требований к юридическому лицу.
  4. Статьи актива ликвидационного баланса оцениваются способами, отличными от установленных ст. П Федерального закона «О бухгалтерском учёте». Это обусловлено тем, что в процессе ликвидации определяется та стоимость имущества (рыночная, ликвидационная), которая позволит пользователям отчётности рассчитать наиболее вероятный финансовый результат вследствие прекращения жизнедеятельности организации.
При составлении ликвидационного баланса активы организации оцениваются по условной или реальной реализованной стоимости. В зависимости от конкретной сферы деятельности могут применяться различные методы оценок. Например, оценка имущества страховых организаций в форме открытых акционерных обществ в России производится по стоимости чистых активов. Расчёт чистых активов осуществляется путём вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы обязательств, принимаемых к расчёту. В состав активов и обязательств, участвующих в расчёте, входят показатели в балансовой стоимости на начало и конец отчётного периода.
Оценка статей ликвидационного баланса, участвующих в расчёте стоимости чистых активов, производится в валюте Рос-
125

сийской Федерации. Она соответствует следующим требованиям:
а) реальность и её соответствие реализованной цене на
определённую дату;
б) единство оценки, т.е. её однообразие при оценке иму
щества однотипных предприятий;
в) учёт партнёров, функционирующих в одном рыночном
сегменте.
Основным бухгалтерским документом предприятия-банкрота в ходе конкурсного производства служит промежуточный ликвидационный баланс. В нём отражены все активы организации-банкрота, составляющие конкурсную массу, а также результаты рассмотрения требований кредиторов.
Промежуточный баланс составляется на дату открытия конкурсного производства. В нём отражается имущественное положение должника до начала реализации его активов и осуществления каких-либо расходов ликвидационной комиссии. Так как промежуточный баланс должен отражать результаты рассмотрения требований кредиторов, то он составляется не ранее закрытия реестра требований кредиторов. Другими словами, промежуточный баланс составляется по истечении срока, установленного конкурсным управляющим для предъявления претензий к должнику. В течение этого периода проводится инвентаризация и оценка имущества должника, имевшегося на момент банкротства.
В процессе инвентаризации проводится анализ сделок по отчуждению активов. Если обнаруживаются сделки по отчуждению активов, противоречащие Закону, то начинается работа по оспариванию таких сделок. В этот период члены ликвидационной комиссии участвуют во множестве судебных дел, связанных с возвратом имущества должника из незаконного владения, взыскания процентов и штрафов по непогашенной своевременно дебиторской задолженности. Положительные судебные решения по этим вопросам позволяют существенно увеличить конкурсную массу и улучшить перспективы погашения требований кредиторов.
В свою очередь, кредиторы, несогласные с суммой долга, признанной ликвидационной комиссией, могут подать иск в ар-
126

оитражный суд. Последствия рассмотрения этих исков в соответствии с ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности», утверждённые Приказом Минфина России № 57н от Л1И.98, должны найти своё отражение в ликвидационном ба-маисе.
Условный актив может быть оценён по доступной информации экспертным путём или по стоимости сделки, в результате которой он был отчуждён. Условное обязательство оценивается исходя из обоснованности каждого из выдвинутых требований кредиторов. Последствия по каждому конкретному иску должны быть раскрыты в пояснительной записке.
Как отмечалось ранее, промежуточный ликвидационный баланс должен составляться по состоянию на дату открытия конкурсного производства, но по техническим причинам это происходит на три-четыре месяца позже. Поэтому существует необходимость учесть события, произошедшие после отчётной даты, в соответствии с ПБУ 7/98 «События после отчётной даты», утверждённые Приказом Минфина России № 56н от 25.11.98. К событиям после отчётной даты могут относиться:

  • признание пеней и штрафных санкций в пользу кредиторов по неисполненным организацией-банкротом договорам;
  • списание просроченных долгов;
- поступление активов в результате следственных дейст
вий или судебных разбирательств.
Входящие остатки переносятся из баланса должника на последнюю отчётную дату или из последнего сданного в налоговые органы баланса. В промежуточном ликвидационном балансе дебиторская задолженность и обязательства не делятся на долгосрочные и краткосрочные. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» с момента открытия конкурсного производства срок исполнения всех обязательств считается наступившим. Период их погашения всегда будет меньше 12 месяцев, так как период конкурсного производства в общем случае не может превышать одного года.
Для формирования представления о финансовом положении должника при составлении промежуточного ликвидационного баланса статьи желательно перегруппировать (табл.7.1).
127

Таблица 7.1
Актив
Перечень и последовательность статей промежуточного ликвидационного баланса
i , Внеоборотны е активы
Нематериальные активы
Основные средства
-^^1ИС02ы?вложения
Имущество по оспариваемым следкам
JLPgopoTHbie акти ву
. Запасы
Дебиторская задолженность
^^Цинсовые вложения
Денежные срелстпа
JLKannTafl и резе рпы
Пассив
уставный капитал
Нераспределённа я прибыль (убыток)
4. Обязательства
Задолженность по ведению конкурсного производства, начисленная,
но неоплач енная

  1. очередь (возмещение вреда здоровью)
  2. очередь (задолженность по оплате труда)
  3. очередь (обязательства, обеспеченные залогом)
  4. очередь (требования по обязательным платежам)
  5. очередь, в том числе:
кредиторы по гражданско-правовым обязательствам
штрафы, пени, неустойки
требования, заявленные после срока
незаявленные требования,
Данные по каждому показателю промежуточного ликвидационного баланса должны быть представлены за два отчётных периода. Представленные данные будут в некоторой степени несопоставимы. Причиной несопоставимости служит группировка обязательств в зависимости от установленной Законом очерёдности, а не по срочности их погашения. Поэтому данные
за период, предшествующий отчётному, подлежат корректировке.
128
Активы в промежуточном ликвидационном балансе отражают по стоимости, реальной к взысканию, или по реализации.

i тимость должна быть подтверждена актом оценки или отчёты независимого оценщика. Это очень важно, если проведении» инвентаризация и оценка активов свидетельствуют о суще-lt; гиенном снижении их стоимости по сравнению с балансовой
1НЧ1ИЧИН0Й.
В целях составления промежуточного баланса при стоили gt;стной оценке активов необходимо руководствоваться положениями ПБУ 7/98, позволяющими давать объективную оценку имущественного положения организации. Например, если продажа части активов показала, что расчёт цены реализации не (gt;ыл обоснован, то необходимо пересмотреть результаты оценки. I (енные бумаги отражаются с учётом котировок.
События, делающие взыскание дебиторской задолженности сомнительным (признание дебитора банкротом, невозможность взыскания долга денежными средствами), позволяют показать дебиторскую задолженность с дисконтом. Отражение дебиторской задолженности с дисконтом способствует реальной оценке влияния данного события на результаты конкурсного производства. Нереальная к взысканию дебиторская задолженность в промежуточном ликвидационном балансе не учитывается.
Впоследствии ликвидационная комиссия должна принять все возможные меры для взыскания сомнительной дебиторской задолженности (судебный и досудебный порядок) до получения акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания. Прекращение действий по взысканию сомнительной дебиторской задолженности допустимо при появлении обстоятельств, делающих предъявление иска невозможным. Для обеспечения полноты взыскания желательно организовать внесистемный учёт дебиторской задолженности.
В соответствии с Законом жизненно важные для региона объекты коммунальной и социальной инфраструктуры не включаются в конкурсную массу. На них не может быть обращено взыскание в погашение кредиторской задолженности. В связи с этим указанные объекты не включаются в промежуточный баланс независимо от момента передачи их на баланс местным органам власти.
129

При составлении промежуточного ликвидационного баланса закрываются счета по учёту добавочного и резервного капитала, фондов, резервов, нераспределённой прибыли, счета использования прибыли, доходов и расходов будущих периодов, причину возникновения которых не удалось установить. Закрывается также счёт 19 «Налог по приобретённым ценностям». Списываются неликвидные обесценившиеся ценные бумаги, просроченная дебиторская задолженность с учётом созданных ранее резервов. Суммы этих списаний не окажут существенного влияния на дебетовое сальдо счёта 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток).
НДС, учтённый на счёте 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям», по оприходованным, но не оплаченным ценностям не предъявляется к возмещению из бюджета в связи с тем, что оплата поступивших ценностей не может быть произведена. Оплата поступивших ценностей будет считаться внеочередным удовлетворением требований кредиторов, что не допускается законом «О несостоятельности (банкротстве)».
В процессе банкротства должны быть выявлены и закрыты все счета должника, кроме одного, выступающего в качестве основного. Документом, подтверждающим полномочия конкурсного управляющего по распоряжению счётом, является решение арбитражного суда о признании должника банкротом и о назначении конкурсного управляющего. Ценности, учитываемые на забалансовых счетах, выявленные в ходе инвентаризации, передаются владельцам. Забалансовые счета закрываются после расторжения соответствующих договоров.
После завершения рассмотрения требований кредиторов и закрытия реестра целесообразно организовать учёт задолженности в разрезе очерёдности погашения.
Промежуточный ликвидационный баланс содержит множество корректировок для отражения специфики структуры активов и обязательств банкрота. Поэтому есть смысл к пояснительной записке приложить документы, позволяющие кредито- I рам понять процедуру составления баланса и имущественное * положение банкрота, в частности, реестр требований кредиторов, сведения о составе активов организации-банкрота.

В реестре требований кредиторов должны быть указаны: наименование кредитора, заявленная сумма требования, документы, подтверждающие размер задолженности, примечания (i шличие исков, перспективы их рассмотрения).
В сведениях о составе активов - наименование имущества (дебитора), балансовая стоимость имущества (сумма дебиторской задолженности), стоимость реальная к продаже или взысканию в оценке ликвидационной комиссии.
В процессе подготовки документов к составлению ликвидационного баланса проводят анализ финансового состояния банкрота на стадии ликвидации. Цель проведения этого анализа получить представление об имеющихся возможностях погашения задолженности и принять меры к их реализации. Схематично процедуру составления отчётности организации-банкрота и взаимосвязь промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов организации можно представить следующим образом (рис.2).

Инвентаризация и оценка активов
Реализация актипов

Смета расходов
Промежуточный ликвидационный баланс
Внеочередные расходы по ведению конкурсного производства

Рассмотрение претензий, составление реестра требований кредиторов
Погашение требований кредиторов

показателей, так как всё имущество организации-банкрота должно быть реализовано или списано и утилизировано, а дебиторская задолженность взыскана. По статьям пассива баланса отражаются непогашенные требования кредиторов и убытки, понесённые собственниками организации-банкрота.