Функции уездных начальников. Введение института земских начальников

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2 томах

Документы и материалы

Том 1

Проект

заключения об изменении и дополнении действующих узаконений об уездных установлениях в губерниях, управляемых по Общему учреждению губернскому

(за исключением губерний Курляндской, Лифляндской и Эстляндской)

I. Уездные съезды, уездные съезды мировых посредников, съезды по крестьянским делам, уездные по чиншевым делам присутствия, уездные по воинской повинности присутствия и уездные распорядительные комитеты – упразднить.
II. Учредить в каждом уезде должность начальника уездного управления, постановив в отношении этой должности нижеследующие правила:
1. Начальник уездного управления является представителем общей правительственной власти в пределах уезда.
2. Начальник уездного управления назначается Высочайшей властью по представлению министра внутренних дел.
3. Должности начальников уездного управления замещаются, с соблюдением общих правил Устава о службе по определению от правительства, преимущественно из числа лиц, занимавших должности вице-губернатора, предводителя дворянства, непременного члена губернского или губернского по крестьянским делам присутствия, председателя уездного съезда, председателя губернской или уездной земской управы, советника губернского правления, непременного члена уездного совета, правительственного комиссара, либо иные соответственные должности по губернским или уездным учреждениям.
4. Должность начальника уездного управления не может быть совмещаема ни с какими иными должностями по государственной или общественной службе, кроме безвозмездных почетных должностей, как то: должности уездного предводителя дворянства, почетного мирового судьи, попечителей в благотворительных, учебных и лечебных учреждениях и т. п.
5. Начальнику уездного управления подчиняются, в порядке руководства, надзора и ревизии, все уездные правительственные учреждения и должностные лица ведомства Министерства внутренних дел, а также участковые правительственные комиссары.
Примечание. Права и обязанности начальника уездного управления по отношению к уездной и городской полиции определяются в Полицейском уставе и в Учреждении полиции.
6. По отношению к уездным правительственным учреждениям и должностным лицам всех остальных ведомств, за исключением судебного, начальнику уездного управления предоставляется:
1) требовать от них сведения и справки по производящимся у них делам и
2) руководить действиями означенных учреждений и должностных лиц в тех случаях, когда какая-либо общая мера, касающаяся их деятельности, предложена к исполнению начальника уездного управления.
7. По отношению к уездным земским учреждениям, а также к городским учреждениям уездного города и безуездных городов, находящихся в пределах уезда, начальнику уездного управления предоставляется:
1) требовать от земской управы и от городских управлений сведения и справки по предметам их ведомства;
2) производить, по поручению губернатора, ревизии всех земских и городских учреждений, представляя о результатах ревизии губернатору;
3) присутствовать, когда признает необходимым, в заседаниях уездного земского собрания и городской думы, или в собрании городских уполномоченных, и давать объяснения по обсуждаемым делам и вопросам, не участвуя, однако, в разрешении дел, и
4) получать копии всех постановлений уездного земского собрания, городских дум и собраний городских уполномоченных в те же сроки, когда копии сих постановлений представляются подлежащими земскими и городскими учреждениями губернатору.
8. Начальник уездного управления состоит председателем уездного совета во всех его присутствиях и руководит занятиями и делопроизводством совета.
9. Начальник уездного управления исполняет поручения губернатора и губернских учреждений по делам, относящимся к их ведомству.
10. В порядке своей деятельности, начальник уездного управления подчиняется руководству и надзору губернатора.
11. По истечении каждого года, начальник уездного управления представляет губернатору отчет о состоянии уезда и о деятельности правительственных и общественных учреждений уезда.
12. В случаях отсутствия, увольнения в отпуск, болезни, смерти, увольнения или устранения от должности начальника уездного управления, исполнение его должности возлагается на непременного члена уездного совета, либо на одного из правительственных комиссаров в губернии, по указанию губернатора.
III. Учредить в каждом уезде уездный совет, постановив в отношении сего учреждения нижеследующие правила:
1. Уездный совет состоит, под председательством начальника уездного управления, из уездного предводителя дворянства, непременного члена уездного совета и членов, участвующих, согласно статьям 4, 7 и 11 сего III отдела, в заседаниях совета по отдельным разрядам подведомственных совету дел.
2. Подведомственные уездному совету дела, в отношении их существа и порядка производства, разделяются на три разряда:
1) дела распорядительные,
2) дела административно-судные и
3) дела дисциплинарные.
3. К числу подведомственных уездному совету распорядительных дел относятся:
1) Дела и предметы, отнесенные по действующим узаконениям к ведению административного присутствия уездного съезда, уездного съезда мировых посредников, уездного по воинской повинности присутствия и уездного распорядительного комитета, за исключением из их числа тех дел и предметов, которые либо совершенно устраняются Положениями о крестьянском землевладении, а также о поселковом, волостном и участковом управлениях, либо передаются в ведение земских учреждений, согласно правилам об обеспечении продовольственных потребностей сельского населения (по проекту), либо относятся к разряду административно-судных или дисциплинарных дел уездного совета, согласно статьям 6 и 10 сего III отдела.
2) Распоряжения, указанные в Положениях о крестьянском землевладении, а также о поселковом и волостном управлениях.
3) Рассмотрение и разрешение пререканий, возникающих между правительственными учреждениями и должностными лицами уезда по соприкасающимся предметам их ведения.
4) Установление способов согласования деятельности правительственных учреждений и должностных лиц уезда с уездными земскими и городскими учреждениями по соприкасающимся предметам их ведения.
5) Обсуждение распорядительных мер по уездному управлению, предложенных на заключение уездного совета начальником уездного управления, и
6) Рассмотрение и разрешение распорядительных дел, порученных уездному совету губернатором или губернским советом.
4. Подведомственные уездному совету распорядительные дела разрешаются уездным советом в распорядительном его присутствии, в состав которого, сверх лиц, указанных в статье 1 сего III отдела, входят:
1) по всем делам, кроме дел, означенных в пункте 3 предыдущей (3) статьи, – председатель уездной земской управы;
2) по делам, переданным из ведения уездного по воинской повинности присутствия, – уездный исправник и уездный воинский начальник, а также, в случаях, указанных в Уставе о воинской повинности, городской голова или городской староста и члены от населения;
3) по делам, переданным из ведения уездного распорядительного комитета, – уездный исправник и городской голова или городской староста уездного города;
4) по делам, связанным с взысканием окладных денежных сбо-ров и с отбыванием натуральных повинностей, – податной инспектор уезда;
5) по делам о земельном, поселковом и волостном управлениях – один из членов уездной земской управы и городской голова или городской староста уездного города;
6) по делам о пререканиях между правительственными учреждениями и должностными лицами – находящиеся в уездном городе представители подлежащих ведомств, и
7) по делам о согласовании действий правительственных учреждений с земскими и городскими – весь состав уездной земской или городской управы, по принадлежности, и находящиеся в уездном городе представители подлежащих ведомств.
5. Распорядительные дела уездного совета производятся применительно к общему порядку, установленному для производства дел в административных учреждениях, с теми изменениями и дополнениями, которые указаны в подлежащих уставах и узаконениях, по принадлежности, а также в сем III отделе.
6. К числу подведомственных уездному совету административно-судных дел относятся:
1) дела по просьбам (жалобам) об отмене неправильных постановлений или распоряжений участковых правительственных комиссаров, либо об обязании их совершить необходимые действия, в коих ими было просителям отказано (в том числе дела по жалобам на постановления и распоряжения комиссаров, вытекающие из поземельного устройства сельских обывателей);
2) дела по представлениям участковых правительственных комиссаров об отмене, в порядке надзора или по жалобам, приговоров земельных, поселковых и волостных сходов или собраний, либо постановлений сельских советов, состоявшихся с нарушением закона, а также об обязании означенных учреждений совершить необходимые распоряжения;
3) дела по представлениям участковых правительственных комиссаров об отмене, в порядке надзора или по жалобам, неправильных выборов по земельному, поселковому и волостному управлениям, а также о неутверждении в должностях тех выборных должностных лиц означенных управлений, для которых установлено утверждение в должности, и
4) дела, возложенные на уездные по чиншевым делам присутствия Положением о поземельном устройстве сельских вечных чиншевиков.
7. Подведомственные уездному совету административно-судные дела разрешаются уездным советом в административно-судном его присутствии, в состав которого, сверх лиц, указанных в статье 1 сего III отдела, входят: уездный член окружного суда, два члена по выбору от уездного земского собрания и один член от городской думы или от собрания городских уполномоченных уездного города, а также местный товарищ прокурора, который, однако, не участвует в разрешении дел, но только предъявляет совету свое заключение по рассматриваемым делам.
8. Члены административно-судного присутствия по выбору земских и городских учреждений избираются на трехлетний срок из числа земских или городских гласных, по принадлежности (ли-бо в городах с упрощенным городским устройством – из числа городских уполномоченных), а также из числа лиц, имеющих непосредственное право участия в избирательных собраниях, причем от избрания не устраняются председатели и члены управ, а, равным образом, городские головы и городские старосты.
9. Административно-судные дела уездного совета производятся порядком, указанным в статье 5 сего III отдела, с соблюдением нижеследующих особых правил:
1) дела разбираются публично, кроме тех случаев, когда председатель совета признает необходимым, для охранения общественного порядка или для обеспечения правильного хода разбирательства, установить негласное разбирательство дела;
2) разбор дела происходит словесно, с занесением всех существенных актов разбирательства в протокол;
3) по делам, возникшим по жалобам, жалобщики имеют право представлять свои объяснения при разбирательстве дела, для чего им посылаются заблаговременно извещения о дне слушания дела;
4) теми же правами, как и жалобщики, пользуются уполномоченные от подлежащих земельных, поселковых и волостных общественных учреждений по делам об отмене приговоров их сходов или собраний, возникшим как по жалобам, так и в порядке надзора;
5) постановленное по делу решение объявляется председателем в том же заседании, когда состоялось решение;
6) по делам о поземельном устройстве сельских вечных чиншевиков соблюдаются, сверх того, правила, установленные для разбирательства такого рода дел в уездных по чиншевым делам присутствиях.
10. К числу подведомственных уездному совету дисциплинарных дел относятся:
1) дела о наложении взысканий за служебные проступки (Уст. служ. прост., ст. 1) на должностных лиц, служащих по выбору в учреждениях поселкового и волостного управлений, а равно ус-транение, удаление и увольнение их без прошения от занимаемых ими должностей;
2) дела об удалении и увольнении, без прошения, от должностей: а) служащих в званиях канцелярских чиновников во всех правительственных учреждениях уезда, и б) полицейских урядников.
3) удаление и увольнение, без прошения, от должностей низших канцелярских служителей и низших полицейских чинов, а равно служащих по вольному найму в правительственных и общественных учреждениях уезда, в тех случаях, когда начальство, от которого зависит такое удаление или увольнение, не приняло этих мер при наличности законных к тому оснований;
4) постановление заключений по делам об уголовной ответственности должностных лиц, означенных в пунктах 1 и 2 сей (10) статьи, в случаях, предусмотренных статьями 1091 и 1095 Устава уголовного судопроизводства*
11. Подведомственные уездному совету дисциплинарные дела разрешаются в дисциплинарно-судном его присутствии, в состав которого, сверх лиц, означенных в статье 1 сего III отдела, входят:
а) по делам об ответственности должностных лиц поселкового и волостного управлений – председатель уездной земской управы и городской голова, либо городской староста уездного города, и
б) по делам об ответственности остальных служащих – лица, от которых зависит определение этих служащих к должности, либо непосредственные их начальники, если к приглашению их в заседание присутствия не встречается особых препятствий.
12. Дисциплинарные дела уездного совета производятся порядком, указанном в статье 5 сего III отдела, с соблюдением правил, изложенных в Уставе уголовного судопроизводства и в Уставе о служебных проступках.
13. Постановления и решения уездного совета по всем разрядам подведомственных ему дел, за исключением тех случаев, когда решение состояло в составлении заключения по делу, могут быть обжалованы участвующими в делах лицами губернскому совету, посредством подачи жалоб через уездный совет, в тридцатидневный срок со дня объявления решений (кроме дел чиншевых, для которых сохраняется двухмесячный срок).
14. В случаях народных волнений, опустошительных пожаров и наводнений, повальных болезней и при тому подобных чрезвычайных обстоятельствах начальнику уездного управления предоставляется, для выработки в таких случаях необходимых мер и для согласования деятельности всех учреждений уезда, созывать общее присутствие уездного совета из всех находящихся в уездном городе начальников и представителей отдельных ведомств.
15. По распоряжению начальника уездного управления в уездный совет, во всех его присутствиях, могут быть приглашаемы, с правом совещательного голоса или в качестве экспертов, должностные и частные лица, от коих можно ожидать полезных по делу сведений или разъяснений.
16. При невозможности для начальника уездного управления прибыть, по каким-либо причинам, в заседание совета, председательство во всех присутствиях совета, кроме административно-судного, переходит к непременному члену уездного совета, а в административно-судном присутствии – к уездному члену окружного суда.
17. Непременный член уездного совета назначается министром внутренних дел, с соблюдением правил, установленных для назначения на должности участковых правительственных комиссаров.
18. В случаях отсутствия, увольнения в отпуск, болезни, смерти, устранения или увольнения от должности непременного члена уездного совета, исполнение его должности возлагается на одного из участковых правительственных комиссаров уезда по указанию губернатора.
19. Министру внутренних дел предоставляется, не замещая совсем должности непременного члена уездного совета в тех уездах, в которых это возможно по количеству поступающих на разрешение уездного совета дел, – возлагать постоянное исполнение обязанностей непременного члена в таких уездах на одного из правительственных участковых комиссаров и увеличивать, за счет свободных вакансий, число непременных членов в тех уездах, где это окажется необходимым.
20. Независимо от участия в заседаниях уездного совета, на непременного его члена (или на непременных членов, если их более одного) возлагаются нижеследующие обязанности:
1) подготовление к докладу и самый доклад дела в заседаниях совета;
2) доклад начальнику уездного управления, по его поручению, всех дел по уездному управлению, и
3) ближайшее заведование канцелярией уездного совета.
21. При уездном совете состоит, под управлением секретаря, канцелярия, состоящая из делопроизводителей, канцелярских чиновников и вольнонаемных служащих.
IV. Прилагаемое при сем росписание должностей в уездных советах утвердить.
V. Предоставить Совету министров, с соблюдением статьи 11 Основных государственных законов, ввести в действие постановления, изложенные в отделах I-III, в той постепенности, которая определяется утвержденными в установленном порядке сметами, и применить эти постановления с соответственными дополнениями и изменениями к тем губерниям и областям, которые управляются по особенным учреждениям, а также издать наказ, определяющий внутреннее устройство и порядок действий всех учреждений уездного управления.

Министр внутренних дел
П. Столыпин.

РГИА. Ф. 1284. Оп. 185. Д. 5а. Ч. I. Л. 28-32.

Примечания:

* По проекту министра юстиции об изменении порядка производства дел о преступных деяниях по службе.

12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, который состоял из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 руб.), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того, министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти условия вообще были отменены.

Введение, института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов XIX в., стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до 6 руб. любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем действовать по произволу, не считаясь пи с какими законами. Так, один из земских начальников цинично заявил крестьянам: "Я вам Бог и отец! Что хочу, то с вами и сделаю, кого хочу - милую, кого хочу - наказываю!"

Волостные суды, ранге выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавшими обжалованию. Однако земские начальники выходили за рамки даже тех широких полномочий, какие предоставлял им закон 1889 г., и творили настоящий произвол, попустительствуемый и покрываемый местными властями. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Взяточничество, воровство, вымогательство, кулачные расправы - обычные "методы управления" деревней земскими начальниками.

Характерно, что закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Государственного совета (из 39 его членов только 13 высказались за принятие этого закона). Но он был с удовлетворением встречен реакционными дворянскими кругами, которые даже требовали дальнейшего расширения и без того достаточно обширных прерогатив земских начальников. Самими крестьянами этот закон был воспринят как возвращение крепостного права. "Среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению", - писал московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков министру внутренних дел. Участились случаи сопротивления крестьян распоряжениям земских начальников.

1. Реформы 1867 - 1868 гг.

2. "Степная комиссия".

3. "Временные положения" 1867 - 1868 гг., 90 – е годы XIX века

4. Последствия административно-политических изменений.

Литература:

1. Жиренчин К.А. Формы управления 60-х годов XIX века в Казахстане и их политические и правовые последствия. Дис. канд. юрид. наук. – Алма-Ата, 1979.

2. Касымбаев Ж.К. История Казахстана XVIII – начала XX вв. Алматы, 1997 / 3 издание /. Его же История Казахстана: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. – 2-е изд., дополненное. – Алматы: Рауан, 1995

3. Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике: Учеб. пособие. А.: Жеті жарғы,1995

Цель – рассмотреть содержание и последствия принятия реформ второй половины 19 в.

Задачи – изучить функциональные и институциональные изменения в государственно-правовых явлениях казахского общества в указанный период, охарактеризовать особенности внедрения, дать анализ вопроса взаимосвязей колониального гос. аппарата с местными правовыми институтами и населением..

Совмещение административных, судебных и военных функций в руках губернаторов. Власть и функции уездных начальников, волостных управителей и аульных старшин. Выборы органов "общественного самоуправления" казахов. Судебное отделение областного правления. Три инстанции суда биев. Городская реформа 1870 г. и ее проведение в Казахстане. Изменения в обычном праве казахов во второй половине XIX в. Развитие права собственности. Влияние имперского права на уголовное и семейно-брачное право казахов. Переход земель Казахстана в государственную собственность Российской империи. Государственно-правовые взгляды казахских просветителей- демократов.

Подготовка реформы. Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.

В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.

В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. утверждено "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".


Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, "чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России". Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.

Реформа управления. На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области.

Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда. Кроме того учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось. Отмечалось, что "если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренных русских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, на преданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейской власти должны осуществляться особенно энергией и быстротою". Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах.

Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Вместо старых родовых названий аулов была введена их цифровая нумерация. Во главе аула, примерно 120-200 семей, ставились выборные старшины. При создании волостей не учитывалось родовое деление, то есть на территории волости размещались аулы разных родовых делений. Этим царское правительство хотело ослабить родовое начало и роль родовой знати в степи. Переход аула из одной волости в другую разрешался только уездным начальником. Переход хозяйства из одного аула в другой также мог производиться с разрешения родового старшины или волостного управителя. Волостные управители и аульные старшины выбирались, а затем утверждались уездной администрацией. Выборы были двухстепенными, т.е. от каждых 50 хозяйств выбирался один выборщик, съезд которых избирал волостного управителя. Аульный старшина выбирался на сходе выборщиков от каждых 10 хозяйств. Областная и уездная администрация имели право отменять результаты выборов.

В каждом волостном управлении предусматривалась должность письмоводителя, и переписка велась на русском языке.

Таким образом, введение новой системы управления позволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата. На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождались подкупами, подлогами, борьбой различных групп за власть.

Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также "общественные хозяйственные управления", цель которых - раскладка податей, всяких сборов и заведование общественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором. Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.

Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к "сельским обывателям". Правительство лишало таким образом султанов их былых сословных привилегий. Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана.

Росло байство, связанное с рынком и занимавшееся ростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскую аристократию (султанов) и родовую знать (биев, батыров). Нанося удар по правам и привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставило большие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычно из баев. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане.

Закрепление основных направлений "Временных положений" 1867 - 1868 гг. в Положениях 1886 и 1891 гг. в Казахстане. Изменения в органах колониального управления по Положению 1891 г. Изменение власти и функций губернаторов, уездных начальников, волостных управителей, аульных старшин. Переселенческие органы. Введение в 1898 г. некоторых положений судебных уставов судебной реформы 1864 г. в Казахстане. Судебные палаты. Суд присяжных заседателей.

Положение о земских начальников являлось одной из важнейших контрреформ Александра III. Оно было подготовлено под руководством министра внутренних дел гр. Д.А. Толстого (б. министра народного просвещения) правителем его канцелярии и консервативным публицистом А.Д. Пазухиным. Он осуждал Великие реформы за подрыв сословного строя, вне которого, по его мнению, русский народ существовать не может, и был решительным сторонником руководящей роли дворянства в обществе. Поэтому Положение о земских начальниках, одобренное Государственным советом и утвержденное императором 12.7.1889 г., преследовало 2 цели – создать на местах "твердую" и близкую народу власть, способную контролировать крестьянское население, а также обеспечить помещикам руководящее положение в сельской местности.

Оно предусматривало упразднение должностей участковых мировых судей, избранных всесословными земствами и осуществляющих исключительно судебные функции, и создание вместо них земских начальников. Они назначались министром внутренних дел по возможности из местных помещиков и соединяли судебные и административные (только в отношении крестьян) полномочия и получили право без суда наказывать крестьян кратковременными арестами и небольшими штрафами. Земские начальники, как помещики при крепостном праве, должны были всесторонне опекать крестьян.

На практике реформа не вполне достигла цели. Земский участок включал в среднем несколько десятков деревень, поэтому земские начальники не могли реально руководить вверенными им крестьянами. Их введение подчеркнуло и усилило неполноправие крестьян: другие сословия земским начальникам в административном отношении не подчинялись, в то время как крестьяне признавались кем-то вроде детей, нуждающихся в отеческой опеке помещиков.

Положение действовало до 1917 г. С 1907 земские начальники играли важную роль в проведении столыпинской крестьянской реформы. Принятая в 1912 г. реформа местного суда предусматривало лишение начальников судебных полномочий, вверяемых восстановленным мировым судам. Однако это преобразование с 1914 действовало лишь в 10 губерниях. Положение приводится в извлечениях.

I. Образование земских участков.

1. Каждый уезд разделяется на земские участки.

2. В состав земских участков не входят все губернские и уездные города, а также те заштатные (безуездные) города, посады и местечки, которые поименованы в особом расписании <...>

3. Число земских участков в каждом уезде определяется законодательным порядком, на основании представлений Министра Внутренних Дел, вносимых по соглашению с Министрами Юстиции и Финансов <…>

5. В каждом земском участке состоит земский участковый начальник.

II. Порядок назначения и увольнении земских участковых начальников.

6. На должности земских участковых начальников могут быть назначаемы:

1) лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства;

2) местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет от роду и окончили курс в одном из высших учебных заведений империи, или выдержали соответственное испытание, или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника , мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника; если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание , или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.

7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность земских начальников могут быть назначаемы:

1) местные потомственные дворяне в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже пятнадцати тысяч рублей;

2) местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.

9. Лица, упомянутые в статьях 6 и 7, могут быть назначаемы на должности земских начальников, хотя бы состояли в чинах, не соответствующих классу этой должности. Сверх того, для лиц, означенных в статьях 6 и 7, неимение вовсе чина не может служить препятствием к занятию названной должности. < ... >

13. На каждую вакантную должность земского начальника губернатор, по совещании с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда, а в случае невозможности пополнить все требуемое число кандидатов из внесенных в сей список лиц - производит набор недостающего числа кандидатов из списков других уездов той же губернии. Об избранных на этом основании кандидатах губернатор представляет министру внутренних дел с приложением мнения предводителей дворянства в тех случаях, когда представляемое губернатором лицо избрано им вопреки заявлениям одного или обоих предводителей.

14. Министр внутренних дел утверждает в должности тех из числа избранных губернатором или предложенных предводителями кандидатов, к назначению которых на должности земских начальников не встречает препятствий.

15. Когда за недостатком местных потомственных дворян имеющих право быть назначенными на должности земских начальников, за отказом избранных на оные кандидатов от назначения или по другим причинам, оказывается невозможным заместить все положенные в тех губерниях должности земских начальников порядком, установленным в статьях 13 и 14,- министру внутренних дел предоставляется назначить на остающиеся при этом незамещенными должности земских начальников - лиц, хотя и не принадлежащих к числу упомянутых дворян, но окончивших курс в одном из высших или средних учебных заведений империи или выдержавших соответственное испытание. <...>

19. Должность земского начальника не может быть соединяема с другою должностью...

Примечание. Земские начальники не могут быть избираемы в гласные на избирательных съездах выборных от сельских обществ, состоящих в пределах подведомственных им участков. <...>

IV. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам административным.

22. По заведыванию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежат на мировых посредниках с нижеследующими изменениями и дополнениями.

23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению губернатора или губернского присутствия .

24. Во время отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава на земского начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков. До прибытии означенных полицейских чинов земскому начальнику предоставляется также руководство в сих отношениях как волостных старшин и сельских старост, так и нижних чинов уездной полиции (полицейских урядников, сотских и десятских) на пространстве всего участка, не исключая и земель владельческих.

25. Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.

26. Жалобы неправильно избранных в должности крестьян, имеющих право отказаться от общественной службы, подаются земскому начальнику, который и разрешает сии жалобы своими постановлениями. <...>

28. Жалобы на должностных лиц волостного и сельского управлений разрешаются Земским Начальником собственною властью. <…>

29. Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.

30. Земский начальник имеет право рассматривать все приговоры, постановляемые волостными и сельскими сходами в пределах вверенного ему участка.

31. Если земский начальник удостоверится, что приговор волостного или сельского схода постановлен несогласно с законами, либо клонится к явному ущербу сельского общества, либо нарушает законные права отдельных сто членов или приписанных к волости лиц, то он, остановив исполнение сего приговора, представляет его вместе с заключением на рассмотрение уездного съезда . <...>

35. Земский Начальник, если признает необходимым, делает распоряжения о заключении под страху, в городской тюрьме, крестьян, подлежащих удалению из обществ по состоявшимся о том приговоров сельских и волостных сходов.

36. На земского начальника возлагаются: надзор за состоянием мирских капиталов, утверждение приговоров сельских сходов о производстве из означенных капиталов расходов на потребности подлежащих крестьянских обществ...

37. Земскому начальнику принадлежит надзор за ссудо-сберегательными кассами, сельскими банками бывших удельных крестьян и всякого рода вообще сельскими кредитными установлениями.

39. На земского начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходов. <...>

44. Земский начальник открывает избирательные сельские съезды для избрания гласных уездного земского собрания от крестьянского сословия.

V. Предметы ведомства земских участковых начальников по делам судебным.

47. Земские Начальники исполняют обязанности Мировых Судей.

48. Ведомству Земских Начальников в порядке гражданского судопроизводства, подлежат:

1) Дела по спорам и искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму Земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей, и б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение.

2) Дела о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более шести месяцев.

3) Дела о потравах и о других повреждениях полей, лугов и иных угодий...

4) Все прочие иски на сумму не свыше трехсот рублей...

49. Ведомству Земских Начальников в порядке уголовного судопроизводства, подлежат:

1) проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями.

2) беспатентная продажа питей и табачных изделий...

VI. Порядок действий и пределы власти земских участковых начальников.

61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований земского начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению , он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию не свыше шести рублей.

62. Земский начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения земскому начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлением в уездный съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании по суду.

66. Земские начальники подчиняются надзору и руководительству местных губернатора и губернского присутствия...

83. По делам административным уездные съезды исполняют все обязанности, лежащие, по силе действующих узаконений, на съезде мировых посредников. <…>

88. На уездный съезд возлагаются обязанности съезда мировых судей. <…>

105. Губернское присутствие состоит, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, прокурора находящегося в губернском городе окружного суда или его товарища… и двух непременных членов. Сверх того в состав губернского присутствия приглашаются на правах членов для участия в рассмотрении судебных дел, переносимых в него из уездных съездов, председатель или член местного окружного суда... а по делам административным – управляющий казенной палатой и государственными имуществами, а также председатель губернской земской управы.

107. <…>Непременные члены губернских присутствий избираются губернатором по совещании с губернским предводителем дворянства из числа местных дворян… причём отдаётся предпочтение прослужившим… не менее трёх лет в должностях предводителя дворянства, непременного члена губернского или уездного по крестьянским делам присутствия, мирового посредника, мирового судьи или земского начальника, и утверждаются в должностях высочайшими приказами по министерству внутренних дел. <…>

113. В Губернском присутствии сосредоточиваются надзор за успешным исполнением земскими начальниками губернии и уездными съездами возложенных на них обязанностей, а также право назначения ревизий делопроизводства означенных должностных лиц и учреждений.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 9. СПб., 1892. № 6196. С. 510-524.

Подчинённость

В мирное время на обязанность уездного воинского начальника возлагались:

приём, распределение и отправление в войска новобранцев, учёт запасных офицеров , чиновников , врачей и нижних чинов, ратников ополчения , учёт нижних чинов, находящихся в отпусках по болезни, призыв в учебные сборы прапорщиков запаса, нижних чинов запаса и ратников ополчения, призыв запасных на поверочные сборы, пересылка нижних чинов и арестантов , принятие мер к призрению нижних чинов и их семейств, определение запасных сверхсрочно-служивших нижних чинов на места по вольному найму, собирание военно-статистических сведений и хранение в исправности воинского имущества.

В военное время уездный воинский начальник заведывал:

призывом офицеров и нижних чинов из запаса на действительную службу, распределением запасных нижних чинов по частям войск, согласно мобилизационному расписанию, отправкой маршевых команд , приёмом ратников ополчения, наблюдал за эвакуированными больными и ранеными, наблюдал за содержанием военнопленных .

Управления

При каждом уездном воинском начальнике состояло особое управление. Управления разделялись на 3 разряда: высший, средний и низший. В состав управления входили:

Помощник уездного воинского начальника (где положен по штату), делопроизводитель , писари и писарские ученики, для обучения которых при управлениях учреждались писарские классы, по окончании коих ученики распределялись по военным управлениям и заведениям.

Кроме того, при управлениях содержались сверхсрочно-служащие унтер-офицеры и сверхштатные, неспособные к строевой службе нижние чины, назначавшиеся для присмотра за имуществом запасных батальонов . При некоторых управлениях состояли прикомандированными на 2 года особые обер-офицеры , заведовавшие складами имущества запасных батальонов или пересыльной частью управления.

Назначение на должность

Уездные воинские начальники назначались по по особому кандидатскому списку, в который зачислялись штаб-офицеры и капитаны , командовавшие ротой не менее года подряд или 2-х лет с промежутками или же заведовавшие в те же сроки отдельной частью делопроизводства в военных управлениях не ниже должности старшего адъютанта или столоначальника и выдержавшие особое испытание.

Численность

К 1910 году насчитывалось 562 управления уездных воинских начальников Европейской России - 510, на Кавказе - 28, в Сибири - 23, в Средней Азии - 1). В Финляндии обязанности уездных воинских начальников исполняли окружные воинские начальники (13), подчинённые Гельсингфорсскому коменданту. В Туркестане 22 отдельных воинских начальника подчинялись начальникам 1-й и 2-й Туркестанских резервных бригад. Также было 16 отдельных воинских начальников в Сибири и Степном крае , подчинявшихся соответствующим окружным начальствам.

Таким образом всего насчитывалось 613 воинских начальника.

В других странах

В Германии органами местного управления, соответствующими уездным воинским начальникам, являлись командиры ландверных округов . При командире ландверного округа состояли управления, адъютанты, несколько отставных офицеров, унтер-офицеры и рядовые. Командиры назначались из штаб-офицеров, неспособных к строевой службе. Подчинялись командирам пехотных бригад , которые, в свою очередь, подчинялись командирам корпусов , вследствие чего устанавливалась прочная связь между управлением местных войск и строевым управлением армии.

В Австро-Венгрии низшими органами местного военного управления являлись: для действующей армии начальники полковых округов комплектования , для австрийского ландвера - начальники ландверных полковых участков комплектования и для венгерского ландвера - начальники гонведских округов и командиры кадров запасных гонведских полков . Связь местного и строевого управления устанавливалась в лице командира корпуса, но затем общее управление разъединялось, т.к. в отношении полевых войск командиры корпусов были подчинены военному министру, а по делам ландвера - главнокомандующему ландвером и министру земской обороны. В Венгрии связи между местными и строевыми управлениями не было.

Во Франции в каждом полковом округе учреждались рекрутские бюро (фр. bureau de recrutement, de mobilisation et de réquisition ). Командиры этих бюро соответствовали уездному воинскому начальнику и подчинялись командиру пехотной бригады, а последний - начальнику дивизии и командиру корпуса, чем достигалась связь с строевым управлением.

Источники

  • Воинский начальник уездный. // Военная энциклопедия / Под ред. В. Ф. Новицкого и др. - СПб.: т-во И. В. Сытина, 1911-1915. - Т. 7. Стр. 1-2.
  • Справочная книга для уездных воинских начальников. / Исправил и дополнил (по 1 февраля 1910 года) Н. Ходорович. - СПб.: изд-во В. Березовского, 1910.
  • Общий список офицерским чинам Русской Императорской Армии. СПб.: Военная типография, 1909.

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Воинское присутствие
  • Воинский учёт в Российской Федерации

Смотреть что такое "Уездный воинский начальник" в других словарях:

    Уездный воинский начальник - см. Воинский У. начальник …

    воинский начальник - в России с 1874 лицо, возглавлявшее орган местного военного управления в губернии (до 1881) и уезде (до 1918); ведал местными войсками, военно мобилизационной и учётно призывной работой. * * * ВОИНСКИЙ НАЧАЛЬНИК ВОИНСКИЙ НАЧАЛЬНИК в Российской… … Энциклопедический словарь

    Воинский начальник - начальник губернского или уездного местного органа военного управления в дореволюционной России. Уездный В. н. ведал приёмом, распределением и отправкой в войска новобранцев, учётом военнообязанных и призывом их на учебные и поверочные… … Большая советская энциклопедия

    УЕЗДНЫЙ - УЕЗДНЫЙ, уездная, уездное. 1. прил. к уезд (ист.). Уездные границы. 2. Главный в уезде, относящийся ко всему уезду (ист.). Уездный город. Уездный предводитель дворянства. Уездный воинский начальник. 3. перен. Свойственный провинциалам, отсталый,… … Толковый словарь Ушакова

    Воинский уездный начальник Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Воинский уездный начальник - подчиняется начальнику местной бригады (заменяющему прежних губернских В. начальников) и вместе с состоящим при нем управлением образует низшую инстанцию местного воинского управления, главная задача которого заключается в том, чтобы в мирное… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Красильников, Николай Ксенофонтович - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Аверкиевы - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/30 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

    Местное военное управление - орган военного управления в Российской империи, имевший своей главной задачей: в мирное время распоряжения по ежегодному комплектованию армии и заведование чинами запаса; с объявлением мобилизации и во время войны распоряжения об укомплектовании… … Википедия

    Журнал - I от франц. слова journal, означающего собственно дневник, затем ежедневную газету; в русск. яз. так называются периодические издания, выходящие через большие, чем газета, промежутки времени. Общего слова, соответствующего русскому понятию журнал … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона