Форум сотрудников мвд россии. Структура и функции экспертно-криминалистической службы органов внутренних дел I

Значительная роль при этом отводится судебным экспертам и специалистам ЭКП, призванным непосредственно применять специальные знания в уголовном процессе при производстве судебных экспертиз, при участии в производстве следственных и иных процессуальных действий, при рассмотрении уголовных дел в суде.

Экспертно-криминалистическая служба ОВД представляет собой систему структурно самостоятельных подразделений, независимых в своей судебно-экспертной деятельности от органов дознания и предварительного следствия, в число которых входят ЭКЦ МВД России, 92 ЭКЦ в составе МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УТ МВД России по ФО, ЛУВДТ МВД России.

Экспертно-криминалистические подразделения ОВД являются ведущей базовой системой государственных экспертных учреждений и обеспечивают более 90% потребности судебных и правоохранительных органов в использовании достижений современной криминалистической науки и техники в расследовании преступлений.

Основными направлениями деятельности экспертно-криминалистических подразделений, определенными Законом РФ о полиции (п. 18 ст. 12), Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв.

Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 927 (подп. 6, 28 п. 8 (в ред. от 02.01.2011)*(2)), являются:

Проведение экспертиз по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях;

Научно-технические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;

Формирование и использование в раскрытии преступлений экспертно-криминалистических учетов;

Участие в качестве специалистов при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

Разработка и внедрение в практическую деятельность ОВД новых экспертно-криминалистических методов и средств.

К основным функциям экспертно-криминалистических подразделений ОВД относятся:

Государственная судебно-экспертная деятельность, применение технических средств и специальных знаний в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, по делам об административных правонарушениях;

Применение технических средств и специальных знаний в оперативно-розыскной деятельности;

Участие в осуществлении государственной геномной регистрации и государственной дактилоскопической регистрации;

Проведение экспертных исследований в целях обеспечения доказательств в соответствии с Законом о ГСЭД;

Участие в деятельности по предупреждению преступлений;

Оказание содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума при осуществлении их полномочий в ходе реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав.


МВД России и ОВД на постоянной основе реализуется комплекс мер по штатному и материально-техническому укреплению экспертно-криминалистических подразделений и улучшению труда экспертов.

За последние пять лет штатная численность экспертно-криминалистических подразделений ОВД возросла почти на 3 тыс. человек, в 2010 г. уменьшилась на 795 ед., что связано с реформированием органов внутренних дел, и на сегодняшний день насчитывает более 15 тыс. специалистов, из них около 70% - в звене горрайлинорганов.

В современных условиях сотрудники органов предварительного расследования не могут работать в "одиночку", раскрывая преступления только с помощью "дедуктивного" метода. Большое значение в раскрытии преступлений оказывает эффективная организация взаимодействия между подразделениями, участвующими в расследовании.

Взаимодействие ЭКП ОВД с оперативными подразделениями МВД России, органами следствия и дознания осуществляется по следующим основным направлениям:

Совместное участие в осмотрах мест происшествий в составе следственно-оперативных групп;

Производство экспертиз и исследований по заданиям органов предварительного расследования, оперативных подразделений, органов прокуратуры;

Осуществление проверок по экспертно-криминалистическим учетам;

Повышение профессионального уровня - проведение занятий, семинаров, круглых столов, лекций;

Проведение совместных совещаний по актуальным вопросам взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений;

Совершенствование и разработка новых криминалистических средств и методов.

В ЭКП выполняется более 2,5 млн. экспертиз и исследований в год - это более 80% всех проводимых экспертиз по расследуемым уголовным делам. Работа специалистов ЭКП на сегодняшний день способствует созданию надежной доказательственной базы по 75% всех расследованных преступлений.

Структура экспертно-криминалистических подразделений в настоящее время представляет собой систему, которую можно разделить на три уровня.

Низовыми элементами этой системы являются территориальные подразделения экспертно-криминалистических центров МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, УТ МВД России по ФО, ЛУВДТ МВД России, осуществляющие экспертно-криминалистическое сопровождение деятельности городских, районных и линейных органов внутренних дел и расположенные на их территории.

Территориальные подразделения ЭКЦ на уровне городских и районных ОВД включают в свой состав отделы (10 и более человек), отделения (не менее шести человек). Как правило, этими подразделениями производятся наиболее простые криминалистические экспертизы и исследования. В наиболее крупных из подразделений имеются химико-физические лаборатории. Одним из основных направлений деятельности экспертов этих подразделений является участие в производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, особое место среди которых занимают осмотры мест происшествий.

В территориальных городских и районных подразделениях ведутся учеты следов рук, подошв обуви, орудий взлома, протекторов шин транспортных средств, изъятых с мест нераскрытых преступлений. По решению руководства отдела внутренних дел исходя из штатной численности экспертно-криминалистического подразделения и оперативной обстановки на обслуживаемой территории могут формироваться и другие экспертно-криминалистические учеты.

На втором уровне - экспертно-криминалистические центры МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей России, УВДТ МВД России, УТ МВД России по ФО, ЛУВДТ МВД России.

Экспертно-криминалистические центры МВД, ГУВД, УВД являются основным звеном в экспертной деятельности. ЭКП ОВД в своей работе руководствуются действующими законами и иными правовыми актами РФ, законами и правовыми актами республик в составе Российской Федерации, нормативными документами МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ по субъектам РФ, а также указаниями и методическими рекомендациями ЭКЦ МВД России, ЭКЦ ОВД региона.

К этому уровню относятся и подразделения, имеющие в своем составе базовые межрегиональные отделы (отделения) естественно-научного направления и обеспечивающие выполнение заданий ОВД, входящих в зону их обслуживания. Каждое из таких подразделений обслуживает от двух до девяти ОВД. Наряду с выполнением сложных или комплексных экспертиз эти подразделения ведут методическую работу и подготовку экспертных кадров.

В ОВД непосредственную организацию экспертно-криминалистической деятельности осуществляют министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам РФ, начальники управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, руководители ЭКП во взаимодействии с руководителями подразделений, в деятельности которых используются экспертно-криминалистические средства и методы.

На высшем уровне системы - ЭКЦ МВД России является головным экспертным подразделением системы МВД России по осуществлению функций Министерства по организации экспертно-криминалистической деятельности.

В целях обеспечения задач по организации экспертно-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений ЭКЦ МВД России осуществляет:

Организационно-методическое руководство экспертно-криминалистическими подразделениями МВД республик, главных управлений, управлений внутренних дел краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга;

Непосредственное использование сотрудниками ЭКЦ специальных знаний в деятельности ОВД по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;

Организацию, проведение и координацию прикладных научных исследований;

Меры по совершенствованию правового регулирования деятельности экспертно-криминалистических подразделений ОВД.

ЭКЦ МВД России образован в 1991 г. в результате слияния Экспертно-криминалистического управления и Всесоюзного научно-криминалистического центра МВД СССР. С момента создания ЭКЦ МВД России принимает целенаправленные меры по совершенствованию деятельности экспертно-криминалистических подразделений ОВД.

За последние пять лет Центром проведена существенная переработка нормативной правовой базы, непосредственно касающейся экспертно-криминалистической службы, которая приведена в соответствие с российским законодательством. Для решения наиболее важных вопросов практической и научной деятельности ЭКП в ЭКЦ действуют Научно-практическая секция ЭКЦ МВД России Совета МВД России по науке и передовому опыту, ученый и методический советы.

В ЭКЦ МВД России выполняются экспертные исследования по всем экспертным специальностям, проводимым в системе ОВД, в том числе требующим применения сложного уникального оборудования.

В целях раскрытия особо тяжких и тяжких преступлений, совершенных в различных субъектах РФ, в ЭКЦ МВД России функционируют федеральные учеты:

Централизованная дактилоскопическая картотека следов рук, изъятых с мест нераскрытых особо тяжких и тяжких преступлений межрегионального и серийного характера;

Пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых с мест происшествий;

Контрольных пуль и гильз служебного и гражданского оружия, утраченного (похищенного) оружия;

Поддельных денег, ценных бумаг и документов, выполненных полиграфическим способом;

Активно ведется работа по подготовке и повышению профессионального мастерства экспертных кадров. Важная роль в деле подготовки сотрудников ЭКП ОВД отводится ЭКЦ МВД России. Здесь имеется современное криминалистическое оборудование, работают высококвалифицированные специалисты, которые могут в полной мере передать свои умения и знания при подготовке экспертов. В ЭКЦ МВД России организована Центральная экспертно-квалификационная комиссия.

В целях совершенствования профессиональной подготовки экспертных кадров ЭКЦ МВД России активно участвует в работе Учебно-методического объединения образовательных учреждений профессионального образования в области судебной экспертизы, действующего на базе Саратовского юридического института МВД России, в состав которого входят представители учебных заведений, осуществляющие подготовку специалистов по специальности "Судебная экспертиза", ведущие ученые в данной области.

В настоящее время в экспертно-криминалистической службе трудятся десятки дипломированных специалистов, кандидатов и докторов наук различных отраслей знаний. В структуре ЭКЦ имеется научно-исследовательская лаборатория, основной задачей которой является разработка эффективных технико-криминалистических средств и методов раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Разрабатываются и внедряются средства и методы криминалистического исследования взрывных устройств, огнестрельного оружия и следов их применения, наркотических средств и психотропных веществ, запаховых следов человека, фонограмм голоса телефонных "террористов", ДНК биологических следов, фальсифицированной алкогольной и табачной продукции, компьютерных программ, измененных маркировочных обозначений автотранспорта и др. Решаются вопросы внедрения автоматизированных комплексов и создания банков данных указанных объектов криминалистического исследования. В региональные экспертно-криминалистические подразделения направляется около 10 тыс. экземпляров научно-методической и справочной литературы в год.

В условиях проведения курса на усиление государства и одновременное укрепление защиты прав и свобод граждан, усиление социальной защиты населения, развитие демократических институтов и повышение эффективности деятельности правоохранительных органов повышается роль судебно-экспертных учреждений страны в уголовном судопроизводстве.

Основной задачей экспертно-криминалистической службы на современном этапе является решение ключевых, наиболее важных проблем использования экспертно-криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью при совершении таких преступлений, как терроризм , экстремизм , незаконный оборот оружия и наркотиков, организованная и экономическая преступность, коррупция; раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений; совершенствовании профилактической деятельности.

В учреждениях ОВД выполняются 27 видов экспертиз, из них 20 - специальных видов. Наряду со ставшими традиционными криминалистическими экспертизами (дактилоскопические, баллистические, трасологические, почерковедческие, исследования документов и ценных бумаг), которые проводятся в каждом подразделении МВД, ГУВД, УВД, развиваются и появляются новые специальные виды экспертиз. Совершенствование имеющихся и введение в практику новых направлений экспертных исследований вызваны меняющимся характером преступности.

Если в первые годы деятельности криминалистических подразделений в них выполнялись в основном традиционные криминалистические экспертизы, то сейчас спектр проводимых в регионах экспертных исследований расширяется, в первую очередь по направлениям экономических, фоноскопических, компьютерных, лингвистических, автотехнических экспертиз, а также экспертиз наркотических средств, спиртосодержащих жидкостей, маркировочных обозначений автотранспортных средств, запаховых следов, исследованию ДНК и др.

За последние пять лет в МВД России, ГУВД, УВД по субъектам РФ организовано более 200 новых лабораторий специальных видов экспертиз, в том числе создана система подразделений судебно-экономических экспертиз, лабораторий ДНК-анализа, практически решена задача автоматизации ведения ручных дактилоскопических картотек.

В настоящее время в ОВД создана необходимая лабораторная база для проведения ДНК-анализа и ведения учета данных ДНК биологических следов по нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям. Всего функционируют 33 лаборатории, оснащенные 35 автоматизированными комплексами для проведения ДНК-анализа. На региональном и федеральном уровнях ведется учет данных ДНК биологических объектов, изъятых с мест совершения нераскрытых преступлений.

Федеральный закон от 03.12.2008 N 242-ФЗ "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации" способствует повышению качества расследования и уровня раскрываемости преступлений против личной безопасности граждан, а также повышению уровня организации и эффективности работы ОВД по розыску без вести пропавших граждан и установлению личности неопознанных трупов.

ЭКЦ МВД России принимает активное участие в реализации Программы МВД России "Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел", утв. приказом от 20.05.2008 N 435. Современные программно-технические комплексы позволяют модернизировать уже имеющиеся и разрабатывать новые методики экспертных исследований. В рамках Программы централизовано внедряются современные средства автоматизации работы экспертно-криминалистических учетов - это системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации федеральных округов и федеральной АДИС-ГИАЦ, сети программно-технических комплексов АДИС регионального уровня; системы автоматизации экспертно-криминалистических учетов ОВД (автоматизация баллистических учетов; фоноскопических учетов; учета ДНК биологических следов с мест преступлений).

По результатам реализации Программы осуществляются задачи постепенного перехода к полномасштабной автоматизации проверок лиц и объектов по банкам данных криминалистически значимой информации на основе новых информационных и телекоммуникационных технологий для повышения полноты учета и оперативности использования имеющейся в ЭКП ОВД криминалистически значимой информации о следах и объектах по совершенным преступлениям.

Успешно решаются вопросы формирования единой политики в области развития государственной судебно-экспертной деятельности, укрепления взаимодействия государственных судебно-экспертных учреждений в решении имеющихся проблем организации производства судебных экспертиз, совершенствования экспертных методик. ЭКЦ МВД России является членом Федерального межведомственного координационно-методического совета по проблемам экспертных исследований, в задачи которого входят: формирование единых подходов к правовому, научно-методическому обеспечению, профессиональной подготовке и аттестации специалистов, технической политике, метрологическому обеспечению, организации контроля качества работы специалистов в государственных судебно-экспертных учреждениях и подразделениях.

Активно осуществляется международное сотрудничество по линии экспертных подразделений. В рамках сотрудничества происходит обмен интересующей информацией по различным направлениям криминалистики, проводятся совместные семинары и стажировки специалистов с международными экспертными организациями. Уровень научных и методических разработок российских криминалистов признается во всем мире.

Одним из ключевых факторов достижения доверия населения является решение такой задачи, отнесенной к компетенции ОВД, как обеспечение принципа неотвратимости наказания за противоправные деяния. Обеспечить решение этой задачи без внедрения в практическую деятельность новейших достижений науки и техники представляется весьма проблематичным и попросту невозможным.

Для повышения эффективности экспертно-криминалистической деятельности в борьбе с преступностью ЭКЦ МВД России разработана Концепция развития экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел России на 2006-2015 годы. Главной целью развития ЭКП является всестороннее и оперативное обеспечение потребностей ОВД в эффективном применении современных экспертно-криминалистических средств и методов в целях предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений.

Концепцией предусматривается:

Повышение эффективности управления ЭКП;

Совершенствование правовой и информационно-методической базы функционирования ЭКП;

Улучшение работы с экспертными кадрами и закрепление их в ОВД, повышение уровня профессионализма и научной организации их труда;

Укрепление взаимодействия с другими подразделениями ОВД, судебно-экспертными учреждениями и правоохранительными органами, в том числе в рамках реализации федеральных и региональных программ по борьбе с преступностью (ее видами);

Расширение и углубление взаимовыгодных международных связей;

Доведение до нормативного уровня штатного, финансового и материально-технического обеспечения ЭКП.

Уголовно-процессуальное законодательство и ведомственные нормативные акты, регулирующие деятельность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, участвующих в расследовании преступлений

Деятельность сотрудников ЭКП ОВД РФ, участвующих в расследовании уголовных преступлений, регулируется нормами, закрепленными уголовно-процессуальным и другим законодательством, а также нормативными правовыми актами МВД России. Безусловное соблюдение закона является необходимым условием работы сотрудников ЭКП с доказательствами и другими объектами, связанными с событием преступления.

Правовой основой деятельности сотрудников ЭКП в расследовании уголовных преступлений являются УПК, Законы о полиции, об ОРД, о ГСЭД, а также нормативные акты МВД России: Наставление по организации экспертно-криминалистической деятельности. Инструкция по организации производства судебных экспертиз (регулируют деятельность сотрудников ЭКП ОВД, носят ведомственный характер и направлены на полное обеспечение обязательного исполнения ими требований уголовно-процессуального законодательства с учетом особенностей их профессионально-служебных функций).

Уголовно-процессуальное законодательство предоставляет следователю и другим полномочным лицам право обращаться к сведущему лицу любого ведомства при необходимости участия специалиста или эксперта в расследовании уголовного дела. Обязанность и право сотрудников ЭКП участвовать в уголовном процессе специально закреплены в Законе о полиции (проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности (п. 18 ст. 12)); а также в приказе МВД России от 11.01.2009 N 7 (п. 3-3.3, 5-5.2 и др.).

В качестве основных задач ЭКП ОВД закрепляют применение криминалистических средств и методов по заданиям судов, руководителей следственных и оперативных аппаратов, подразделений дознания, следователей, дознавателей для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования вещественных доказательств, в том числе производство экспертиз и участие сотрудников ЭКП в качестве специалистов в процессуальных действиях. Инструкция по организации производства судебных экспертиз определяет условия и порядок производства судебных экспертиз в ЭКП ОВД РФ в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов РФ (п. 1).

Закон об ОРД и Наставление по организации экспертно-криминалистической деятельности устанавливают обязанности и права сотрудников ЭКП относительно участия в раскрытии преступлений в непроцессуальных (оперативных) формах. Статья 6 Закона об ОРД закрепляет право должностных лиц органов осуществлять и решать задачи оперативно-розыскной деятельности, используя помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а п. 10 Наставления - возможность ЭКП применять экспертно-криминалистические методы и средства по заданиям оперативных подразделений.

Проводимая масштабная реформа МВД в России в 2018 году сократит штатную численность полицейских, передаст часть функций другим организациям и ведомствам, а также ужесточит дисциплину сотрудников. Первые шаги уже сделаны в некоторых регионах страны.

Реформа полиции – чего ждать

Самые серьезные изменения, которые принесет реформа полиции, коснутся так называемых «несиловых» функций. Ожидаются изменения в системе медицинского обслуживания полицейских – непрофильные функции министерства будут переданы другим ведомствам. Соответствующие предложения в проект «Повышение обороноспособности и безопасности государства» на 2018-2024 годы уже подготовила межведомственная рабочая группа, созданная при аппарате Совета безопасности.

Общие сведения о преступности (январь-июль 2017 года)

В планах рабочей группы упразднение ведомственных поликлиник, больниц и санаториев. Ожидается, что они будут либо переданы Министерству здравоохранения, либо проданы. Полицейские же будут обслуживаться через систему добровольного медицинского страхования. Авторы изменений ссылаются на то, что в среде силовиков распространено мнение о давлении на медицинский персонал для уменьшения количества обнаружений профессиональных заболеваний. Если сотрудники МВД будут обслуживаться в обычных поликлиниках, то данное предположение не сможет иметь никаких обоснований. В настоящее время ежегодные затраты на медицинское обслуживание полицейских составляют около 25 млрд рублей. По подсчетам авторов инициативы, переход на ДМС будет стоить не дороже.

Помимо медицинской сферы, изменения затронут экспертно-криминалистическое подразделение МВД – законодатели подумывают над их передачей в ведомство федеральных государственных унитарных предприятий. Кроме того, гражданскими служащими станут:

  • кадровики;
  • психологи;
  • финансисты;
  • бухгалтеры.

Также планируется передача обязанностей по выдаче паспортов и водительских удостоверений гражданским ведомствам – Росреестру, Минюсту или иным организациям.

Сокращения полицейских

Штатные сотрудники министерства уже попали под сокращение – в первую очередь подразделения по борьбе с экстремизмом. При этом увольнения коснулись не только регионов, но и центрального аппарата ведомства. Так, как передают СМИ, сотрудники ГУПЭ МВД переехали в главное здание министерства из кабинетов на Садовой-Спасской улице. Помимо уменьшения штатного расписания, реформы коснутся и управления по противодействию экстремизму.

Ранее информагентства опубликовали информацию, согласно которой, функции по оперативно-розыскной деятельности в части противодействия терроризму и экстремизму будут возложены на Росгвардию. Само министерство пока воздерживается от официальных комментариев.

Еще одним признаком глобальной реформы, эксперты называют увольнение заместителя министра юстиции РФ Сергея Герасимова. Высокопоставленный чиновник отправлен в отставку приказом президента. Указ был опубликован на официальном портале правовой информации 21 августа 2017 года.

Герасимова называли одним из «идеологов реформы полиции». Зимой он направил письмо в Конституционный суд России с призывом сохранить уголовную ответственность за нарушения во время митингов. Чиновник заявил, что данную меру наказания необходимо применять к тем лицам, которые неоднократно совершали административные правонарушения.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

В целях совершенствования организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими функции по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (не приводится).
2. Заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации - начальнику Следственного комитета при МВД России, начальникам департаментов МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальникам управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах организовать изучение утвержденного настоящим Приказом Наставления руководителями и сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений, органов предварительного следствия, подразделений дознания, криминальной милиции, милиции общественной безопасности и обеспечить выполнение его требований.
3. Считать утратившими силу пункты 1 - 4, 6 Приказа МВД России от 1 июня 1993 г. N 261 и приложения N 1, 3 - 6 к данному Приказу.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр
генерал армии
Р.НУРГАЛИЕВ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказов МВД РФ от 26.07.1995 N 284, 13.02.1997 N 90, от 31.03.1997 N 190, от 11.01.2009 N 7, с изм., внесенными Приказом МВД РФ от 17.07.1996 N 386)

В целях совершенствования организации работы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, повышения эффективности использования криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью приказываю:
1 - 4. Утратили силу. - Приказ МВД РФ от 11.01.2009 N 7.
5. Установить, что Приказы МВД СССР от 6 марта 1970 г. N 65, от 10 июня 1980 г. N 197, от 5 августа 1988 г. N 170, от 26 мая 1989 г. N 0101 и от 30 ноября 1989 г. N 300 в органах внутренних дел Российской Федерации не применяются.
6. Утратил силу. - Приказ МВД РФ от 11.01.2009 N 7.

Министр,
генерал-полковник
внутренней службы
В.ЕРИН

НАСТАВЛЕНИЕ
ПО РАБОТЕ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Утратило силу. - Приказ МВД РФ от 11.01.2009 N 7

Приказом МВД РФ от 11.01.2009 N 7 пункт 1, утверждающий Положение о производстве экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел, признан утратившим силу.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОИЗВОДСТВЕ ЭКСПЕРТИЗ В ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. Общие положения

1.1. Экспертизы, производимые в экспертно-криминалистических подразделениях (управлениях, отделах, отделениях, группах) органов внутренних дел, служат задачам обеспечения выявления, предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, производства по делам об административных правонарушениях на основе строгого соблюдения законности.
1.2. Производство экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел регламентируется законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами МВД России, а также настоящим Положением.
1.3. В экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел проводятся следующие виды экспертиз: дактилоскопические, трасологические, почерковедческие, технического исследования документов, баллистические, холодного оружия, портретные (отождествления личности по признакам внешности), криминалистические экспертизы материалов, веществ и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвоведческие, ботанические, автотехнические, пожарно-технические, взрывотехнические, видеофоноскопические, фототехнические, медико-криминалистической идентификации личности.
(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.1995 N 284)
1.4. Экспертизы выполняются в порядке очередности поступления материалов, кроме случаев, не терпящих отлагательств, и в срок, не превышающий 15 суток. Срок производства экспертизы может быть продлен руководителем экспертно-криминалистического подразделения по предварительному согласованию с лицом, назначившим экспертизу.
1.5. Срок производства экспертизы исчисляется со дня поступления материалов в экспертно-криминалистическое подразделение по день отправления заключения лицу, назначившему экспертизу, или уведомления об ее исполнении. При направлении запроса о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, течение срока производства экспертизы приостанавливается до их получения.

2. Обязанности и права эксперта
при производстве экспертиз

2.1. Обязанности и права эксперта экспертно-криминалистического подразделения органов внутренних дел, взаимоотношения между ним и следователем, лицом, производящим дознание, прокурором и судом, складывающиеся в процессе производства экспертиз, определяются законодательством Российской Федерации.
2.2. Помимо этого сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, выступающий в качестве эксперта, обязан:
2.2.1. Принять к производству экспертизу, поручаемую ему руководителем экспертно-криминалистического подразделения.
2.2.2. Применить все рекомендованные методики и имеющиеся в его распоряжении технические средства для правильного и научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов.
2.2.3. Выявлять по материалам экспертиз условия, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений, и представлять в установленном порядке свои предложения по их устранению.
2.3. Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, которому поручено производство экспертизы, имеет право:
2.3.1. Группировать и уточнять поставленные перед ним вопросы, не изменяя их смысла, а при необходимости обращаться к лицу, назначившему экспертизу, за разъяснением их содержания.
2.3.2. Обжаловать действия и решения руководителя экспертно-криминалистического подразделения, нарушающие права эксперта, в вышестоящее экспертно-криминалистическое подразделение или ЭКЦ МВД России.
2.4. Эксперт не вправе:
2.4.1. Решать правовые и иные вопросы, выходящие за пределы его специальных познаний.
2.4.2. Использовать для обоснования выводов сведения или материалы по данному делу, ставшие ему известными из непроцессуальных источников.
2.4.3. Самостоятельно отыскивать, изымать и использовать для производства экспертизы материалы, не представленные ему в установленном законом порядке.
2.4.4. Проводить исследование, способное вести к полному уничтожению объектов либо к изменению их внешнего вида или основных свойств, не согласовав этот вопрос с лицом, назначившим экспертизу.

3. Порядок производства экспертиз

3.1. Экспертизы проводятся сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений, имеющими свидетельства на право их производства.
3.2. Экспертизы выполняются по уголовным делам и делам об административных правонарушениях на основании постановления следователя, лица, производящего дознание, прокурора или определения суда.
3.3. Для производства повторной экспертизы в экспертно-криминалистическое подразделение, кроме постановления (определения) о назначении экспертизы и исследуемых материалов, должно быть представлено заключение первичной экспертизы или его копия.
3.4. ЭКЦ МВД России проводит для органов внутренних дел повторные, наиболее сложные экспертизы, требующие применения уникальной аппаратуры или разработки новых методик, а также экспертизы для подразделений центрального аппарата МВД России.
Направление материалов для производства экспертиз в ЭКЦ МВД России предварительно согласовывается с руководителями экспертно-криминалистических подразделений МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ).
3.5. Получив постановление (определение) о назначении экспертизы, руководитель экспертно-криминалистического подразделения поручает ее проведение одному или нескольким экспертам с учетом их специализации.
3.6. Производство экспертизы двум или более экспертам (комиссионная) поручается в случаях:
3.6.1. Прямого указания об этом в постановлении или определении о назначении экспертизы.
3.6.2. Необходимости исследования большого количества объектов.
3.6.3. Когда это будет признано целесообразным руководителем экспертно-криминалистического подразделения.
3.7. В случаях, когда для решения одного и того же вопроса необходимо применение специальных познаний из различных областей, назначается комплексная экспертиза, производство которой поручается одному или нескольким экспертам.
3.8. В процессе ознакомления с представленными на экспертизу материалами эксперт изучает целостность их упаковки, имеющиеся надписи, оттиски печатей, штампов. При установлении фактов повреждений упаковки, позволяющих извлечь содержащиеся в ней объекты, или признаков повторной упаковки об этом сообщается лицу, назначившему экспертизу, и отражается в акте, составляемом в двух экземплярах, который подписывается экспертом и руководителем экспертно-криминалистического подразделения. Первый экземпляр акта прилагается к заключению эксперта, второй - к его копии.
3.9. После вскрытия упаковки эксперт проводит сверку объектов с их перечнем в постановлении (определении) о назначении экспертизы, выясняет, достаточен ли для дачи заключения объем имеющихся в его распоряжении материалов.
В случае неполноты поступивших материалов эксперт сообщает лицу, назначившему экспертизу, о необходимости представления дополнительных материалов. Запрос делается устно или в письменной форме.
При получении отрицательного ответа эксперт проводит экспертизу по имеющимся материалам или возвращает их с указанием причин невозможности дачи заключения.
3.10. В целях сохранения следов и вещественных доказательств при исследовании в первую очередь применяются методики, не связанные с их видоизменением и расходованием. Эксперт в процессе исследования должен экономно расходовать материал вещественного доказательства. Полное его расходование допускается лишь в случаях, когда без этого невозможно решить поставленные перед экспертом вопросы.

4. Заключение эксперта

4.1. По результатам исследований эксперт составляет заключение по форме согласно Приложению. Каждая страница заключения подписывается экспертом.
4.2. Эксперт дает заключение от своего имени и несет за него личную ответственность.
При проведении комиссионной экспертизы экспертами одной специальности каждый из них проводит исследование в полном объеме и они совместно анализируют полученные результаты. Придя к общему мнению, эксперты составляют совместное заключение, которое подписывается всеми экспертами.
При производстве экспертизы экспертами различных специальностей (комплексная экспертиза) в заключении должно быть указано, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он лично установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт вправе подписать общее заключение или ту часть заключения, которая отражает ход и результаты проведенных им лично исследований. Общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании этого вывода. Если основанием окончательного вывода являются факты, установленные одним из экспертов (отдельными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении.
В случае разногласий между экспертами, выполнявшими комиссионную экспертизу, каждый из них дает отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия. Может быть дано совместное заключение части экспертов, пришедших к единому мнению.
4.3. Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
4.4. В вводной части указываются:
4.4.1. Номер и дата составления заключения.
4.4.2. Должность эксперта, наименование экспертно-криминалистического подразделения, фамилия, имя, отчество эксперта, образование, специальность, стаж экспертной работы.
4.4.3. Основания для производства экспертиз (постановление следователя, лица, производящего дознание, прокурора или определение суда).
4.4.4. Номер уголовного дела или дела об административном правонарушении, краткое изложение обстоятельств совершенного преступления или административного проступка, относящихся к предмету экспертизы.
4.4.5. Вид экспертизы.
4.4.6. Перечень объектов, представленных на экспертизу.
4.4.7. Перечень вопросов, поставленных перед экспертом.
4.4.8. При повторной экспертизе в вводной части заключения дополнительно указываются сведения об эксперте, проводившем первичную экспертизу, выводы первичной экспертизы, а также мотивы назначения повторной экспертизы.
4.5. В исследовательской части заключения излагается процесс исследования:
4.5.1. Краткое описание исследуемых объектов.
4.5.2. Примененные при исследовании криминалистические средства, методы и полученные результаты.
4.5.3. Проведенные эксперименты (их цель, содержание, условия, количество, устойчивость полученных результатов, использованные для их фиксации средства и методы).
4.5.4. Выявленные в результате исследования существенные признаки и свойства объектов.
4.5.5. Способы и приемы сравнительного исследования выявленных признаков, результаты оценки установленных между ними совпадений и различий.
4.6. Процесс исследования по решению каждого вопроса, поставленного перед экспертом, излагается в отдельном разделе. При решении двух или более связанных между собой вопросов или исследовании однородных объектов (при многообъектных экспертизах) процесс и результаты исследования описываются в одном разделе. При многообъектных экспертизах этот раздел может быть изложен с применением таблиц и иных унифицированных форм, обеспечивающих полноту описания процесса исследования.
4.7. Выводы эксперта формулируются на основе всестороннего, глубокого и объективного анализа и синтеза результатов, полученных при исследовании вещественных доказательств. При обосновании положительных выводов идентификационных экспертиз отмечается и наличие имеющихся различий, а также дается объяснение причин их существования.
В выводах в краткой, четкой, не допускающей различных толкований форме излагаются ответы на поставленные перед экспертом вопросы.
4.8. Выводы могут быть:
4.8.1. Категорические (положительные или отрицательные).
4.8.2. Вероятные (положительные или отрицательные).
4.8.3. О невозможности решения вопроса.
4.9. Если эксперт дает вероятный вывод или приходит к выводу о невозможности решения вопроса, то в исследовательской части заключения он обязан изложить причины, по которым не представилось возможным решить вопрос в категорической форме либо пришлось отказаться от решения вопроса.
Если при производстве повторной экспертизы эксперт или группа экспертов приходит к противоположному выводу, в заключении излагаются причины несогласия с выводом первичной экспертизы.
4.10. К заключению эксперта прилагаются оставшиеся после исследования вещественные доказательства, образцы, а также фототаблицы, схемы, графики и другие иллюстративные материалы, подтверждающие выводы эксперта. В тексте исследовательской части заключения на них делаются ссылки. Каждое приложение сопровождается пояснительными надписями и подписывается экспертом.

5. Порядок хранения и возврата вещественных
доказательств

5.1. Вещественные доказательства хранятся в условиях, исключающих их утрату и порчу, в частности:
5.1.1. Драгоценные металлы и камни, изделия из них, государственные ценные бумаги, деньги хранятся в опечатываемом сейфе.
5.1.2. Наркотические, сильнодействующие средства, токсичные, легковоспламеняющиеся вещества хранятся отдельно от других вещественных доказательств в специальных опечатанных металлических шкафах. Доступ к ним разрешается только эксперту, которому поручено производство экспертизы.
5.2. Огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества хранятся в специально оборудованном помещении, имеющем прочные, обитые железом двери, неоткрывающиеся окна, исправные запоры и замки. Помещение должно быть оснащено необходимым противопожарным оборудованием и охранной сигнализацией. В проемах окон надежно закрепляются металлические решетки с ячейками не более 150 x 150 мм и диаметром прутка не менее 10 мм. Кроме решеток устанавливаются металлические сетки с ячейками не менее 15 x 15 мм и толщиной проволоки не менее 2,5 мм.
Огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества хранятся раздельно друг от друга в металлических шкафах.
5.3. Ведение учета поступления и использования огнестрельного оружия и боеприпасов, а также обеспечение соблюдения установленного порядка их хранения включается в функциональные обязанности одного из сотрудников экспертно-криминалистического подразделения.
5.4. Огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества выдаются по указанию руководителя экспертно-криминалистического подразделения лишь лицам, которым поручено исследование этих объектов.
Полученное огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества возвращаются экспертом в день выдачи независимо от окончания работы с ним.
Оставление оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на рабочих местах на месте перерывов в работе, а также вынос оружия из экспертно-криминалистического подразделения кроме как в места, предназначенные для экспериментальной стрельбы, запрещаются.
В случаях хищения или утраты оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других вещественных доказательств руководитель экспертно-криминалистического подразделения обязан немедленно сообщить об этом руководителю органа внутренних дел, а также лицу, назначившему экспертизу.
5.5. После составления заключения:
5.5.1. Вещественные доказательства и другие материалы вместе с заключением эксперта высылаются по почте или передаются с нарочным лицу, назначившему экспертизу, под расписку с обязательным указанием в журнале регистрации материалов, поступивших на экспертизу и исследование, номера документа, удостоверяющего личность получателя.
5.5.2. Оружие и боеприпасы, драгоценные металлы, камни и изделия из них, другие ценности, наркотические и сильнодействующие средства, ядовитые, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные вещества, громоздкие и хрупкие вещественные доказательства отправке по почте не подлежат, а возвращаются лицу, назначившему экспертизу, под расписку в журнале регистрации материалов, поступивших на экспертизу и исследование.
5.5.3. Скоропортящиеся пищевые продукты с согласия лица, назначившего экспертизу, уничтожаются. Об этом указывается в заключении эксперта, а также составляется соответствующий акт.
Все подлежащие возвращению предметы (вещественные доказательства, образцы) упаковываются и опечатываются печатью экспертно-криминалистического подразделения.
5.5.4. Лицо, назначившее экспертизу, обеспечивает транспортировку вещественных доказательств, если они не могут пересылаться по почте.
5.5.5. Передача вещественных доказательств для помещения в экспертно-криминалистические коллекции производится по решению суда, рассмотревшего уголовное дело. До принятия такого решения - по согласованию со следователем или лицом, производящим дознание. По требованию суда, следователя или лица, производящего дознание, они незамедлительно выдаются им.

6. Контроль за производством экспертиз

6.1. Контроль за производством экспертиз осуществляется руководителем экспертно-криминалистического подразделения. Он обязан:
6.1.1. Создавать необходимые условия для квалифицированного и своевременного производства экспертиз.
6.1.2. Контролировать сроки и качество выполнения экспертиз.
6.1.3. Знакомиться с методиками исследования вещественных доказательств, избранными экспертами, и давать рекомендации по более полному и эффективному использованию в процессе исследований криминалистических средств и методов.
6.1.4. В необходимых случаях организовывать консультации экспертов со специалистами экспертных и научно-исследовательских учреждений других министерств и ведомств.
6.1.5. Проверять заключения экспертов, обращая внимание на всесторонность и полноту исследований, обоснованность выводов, их соответствие поставленным вопросам, а также на качество иллюстративного материала.
6.1.6. Возвращать экспертам неправильно составленные, необоснованные или плохо оформленные заключения для устранения недостатков.
6.1.7. Организовывать периодическое письменное рецензирование заключений экспертов горрайлинорганов внутренних дел.
6.2. Руководитель экспертно-криминалистического подразделения имеет право:
6.2.1. По согласованию с лицом, назначившим экспертизу, передавать материалы для исполнения другому эксперту в случаях болезни или командировки эксперта, которому ранее поручалось производство экспертизы.
6.2.2. Приостанавливать по согласованию с лицом, назначившим экспертизу, течение срока производства экспертизы в случае экстренной необходимости проведения другой экспертизы.

7. Рецензирование заключений экспертов

7.1. Рецензирование заключений экспертов проводится в целях контроля за качеством исследований вещественных доказательств и совершенствования профессионального мастерства экспертов. Экспертно-криминалистические подразделения МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) проводят рецензирование заключений экспертов горрайлинорганов внутренних дел в соответствии с планами работы подразделений. Базовые отделы (отделения) обеспечивают рецензирование заключений экспертов лабораторий специальных исследований экспертно-криминалистических подразделений обслуживаемых органов внутренних дел.
7.2. Рецензирование заключений экспертов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) проводит ЭКЦ МВД России, а также по его заданиям - учебные заведения МВД России, осуществляющие подготовку экспертов-криминалистов.
7.3. Рецензирование поручается сотрудникам экспертно-криминалистических подразделений, имеющим стаж работы не менее 5 лет и право производства соответствующих видов экспертиз, как правило, при условии, что заключения этих сотрудников ранее рецензировались и были положительно оценены.
7.4. Материалы на рецензирование направляются по письменному запросу руководителя экспертно-криминалистического подразделения МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) либо по распоряжению ЭКЦ МВД России, в котором указывается, куда, к какому сроку, в каком количестве и по каким видам экспертиз представляются заключения на рецензирование.
Для рецензирования представляются копии заключений экспертов с фототаблицами, постановлений (определений) об их назначении по наиболее сложным (многообъектным, преимущественно идентификационным) экспертизам.
7.5. Рецензия должна отражать результаты всестороннего изучения заключения и содержать его оценку как по существу исследования, так и по форме. В рецензии:
7.5.1. Оценивается качество исследования, его полнота, правильность выбора методов и криминалистических средств, соблюдение последовательности и технических условий применения методов, умение эксперта выделять идентификационные признаки, полно, правильно их описывать и оценивать, качество и наглядность иллюстративных материалов, соответствие выводов вопросам поставленным перед экспертом, обоснованность выводов.
7.5.2. Даются рекомендации, направленные на устранение выявленных недостатков, повышение качества производства экспертных исследований и их оформления.
7.6. Рецензии составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр направляется в подразделение, представившее материалы, второй - остается в экспертно-криминалистическом подразделении, в котором проводилось рецензирование.
Примечание. В учебных заведениях МВД России рецензии составляют в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры направляются вместе с материалами рецензирования в ЭКЦ МВД России.

7.7. Рецензии, поступившие в экспертно-криминалистическое подразделение, обсуждаются на служебных совещаниях или занятиях в системе служебной подготовки в целях устранения выявленных недостатков в проведении исследований и составлении заключений эксперта.

Приложение
к Положению
(в ред. Приказа МВД РФ от 13.02.1997 N 90)

МВД России

Министерство (управление, главное управление, отдел)
внутренних дел ________________________ республики (края, области,
города, автономной области, автономного округа).
Управление (отдел) внутренних дел на _________________________
транспорте.
Экспертно-криминалистическое управление (отдел, отделение,
группа)
адрес: ____________________________ телефоны: ________________

ПОДПИСКА

Мне (нам), ___________________________________________________

криминалистического подразделения, фамилия, имя, отчество)
в соответствии со ст. УПК _______________ разъяснены обязанности и
(N статьи)
права эксперта, предусмотренные ст. ____________ УПК _____________
(N статьи)
_________________________________________________________________.
Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения
по стате 307 УК Российской Федерации предупрежден(ы).

"__" __________ 199_ г. ______________
(подпись)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА

N ___ "__" __________ 199_ г.

Эксперт(ы) ___________________________________________________
(должность, наименование экспертно-
__________________________________________________________________
криминалистического подразделения, фамилия и инициалы,
_________________________________________________________________,
специальность)
имеющий(е) __________________ образование и стаж экспертной работы
_______ года (лет), на основании постановления (определения суда)
о назначении экспертизы, вынесенного "__" ______________ 199_ г.
__________________________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление,
__________________________________________________________________
определение суда)
по уголовному делу (делу об административном правонарушении)
N ___, возбужденному по __________________________________________
(состав преступления или административного
__________________________________________________________________
правонарушения, лицо, по обвинению которого возбуждено уголовное
__________________________________________________________________
дело или в отношении которого рассматривается дело
__________________________________________________________________
об административном правонарушении)
произвел __________________________________ экспертизу.
(вид экспертизы)

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

На экспертизу представлены:
Перед экспертом поставлены вопросы:

ИССЛЕДОВАНИЕ

Эксперт(ы) _________________ _________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ, ВЕДЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ, КАРТОТЕК, КОЛЛЕКЦИЙ И СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ФОНДОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Утратила силу. - Приказ МВД РФ от 11.01.2009 N 7

НОРМЫ
ВВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ВИДАМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Утратили силу. - Приказ МВД РФ от 11.01.2009 N 7

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ (ОТДЕЛЕ, ОТДЕЛЕНИИ) МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ)

Приказ МВД России от 9 января 2013 г. N 2
"Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России"

С изменениями и дополнениями от:

1.2. Положение о Центральной экспертно-квалификационной комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2).

2. ЭКЦ МВД России, начальникам управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, начальникам образовательных организаций системы МВД России, осуществляющих обучение по специальности "Судебная экспертиза", организовать изучение и обеспечить выполнение требований настоящего приказа.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственных за деятельность соответствующих подразделений МВД России.

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291.

Регистрационный N 28236

Заново утверждено Положение об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их профессиональной подготовки в системе МВД России.

Первая - эксперты с высшим профессиональным образованием или средним специальным экспертным образованием, прошедшие последующую подготовку по конкретному виду экспертной специальности.

Вторая - выпускники образовательных учреждений Министерства, получившие диплом гособразца по специальности 031003.65 "Судебная экспертиза".

С целью аттестации и пересмотра уровня подготовки создаются Центральная экспертно-квалификационная комиссия, экспертно-квалификационные комиссии управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений Министерства, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства по иным регионам, экспертно-квалификационные комиссии образовательных учреждений.

Также заново утверждено Положение о Центральной экспертно-квалификационной комиссии.

Она определяет базовые комиссии по конкретным специальностям, рецензирует заключения экспертов, ведет учет экспертов, которым дано право самостоятельно проводить судебные экспертизы, а также подтвердивших уровень подготовки, рассматривает вопросы о лишении экспертов указанного права и др.

Решения центральной комиссии являются обязательными для исполнения прочими комиссиями.

Приказ, которым утверждались прежние положения, признан утратившим силу.

Приказ МВД России от 9 января 2013 г. N 2 "Вопросы определения уровня профессиональной подготовки экспертов в системе МВД России"

1.Федеральное государственное казенное учреждение «Экспертно-криминалистический центр МВД РФ»

Осуществляет централизованное организационно-методическое руководство экспертными учреждениями.

Основные направления деятельности:

Организационно-методическое руководство ЭКЦ в системе МВД РФ.

Осуществление экспертно-криминалистической деятельности производства повторных экспертиз по уголовным делам, экспертиз, требующих применения уникальной аппаратуры или новых экспертных методик.

Научно-методическое обеспечение производства судебных экспертиз и экспертных исследований в экспертно-криминалистических подразделениях.

Организация ведения экспертно-криминалистических учетов в системе МВД РФ.

Оснащение экспертных подразделений современными техническими средствами, используемыми при экспертно-криминалистической деятельности.

Организация проведения стажировок и семинаров сотрудников экспертных подразделений, научно-практических конференций по актуальным проблемам теории и практики судебной экспертизы.

Участие в подготовке проектов нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Проведение особенно сложных экспертиз, а также экспертиз по многоэпизодным уголовным делам.

Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и сотрудниками ЭКЦ, чрезвычайно широк - это экспертизы практически всех распространенных родов и видов , в том числе традиционной криминалистической экспертизы. При ЭКЦ работает экспертно-квалификационная комиссия , рассматривающая качество подготовки эксперта. Также действует методический ученый совет , рассматривающий наиболее важные вопросы научной и практической деятельности экспертной службы.

2. ЭКЦ МВД по субъекту РФ

3. Экспертные службы на местах полиции

Система судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции

1. Российский федеральный центр судебной экспертизы.

Является головным экспертным учреждением. Здесь осуществляются научные разработки, создаются новые методики исследования вещественных доказательств, а также проводятся судебные экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов экспертиз. РЦФСЭ, как правило, производит либо повторные и особо сложные экспертизы, либо первичные экспертизы для судебных и следственных органов Москвы, Московской, Брянской, Тверской и Смоленской областей.

2. Межрегиональные лаборатории судебных экспертиз и центральные ЛСЭ

3. Филиалы ЛСЭ и экспертные группы

Для каждого учреждения Министерства юстиции установлена своя область обслуживания .

Одно из важных направлений деятельности учреждений Министерства юстиции - подготовка научных судебно-экспертных кадров.

Главным направлением всех экспертных учреждений Министерства юстиции является проведение судебных экспертиз по заданиям судов, ОВД, органов безопасности, таможенных, налоговых органов, нотариата, органов социальной защиты.

Система судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений

1. Российский центр судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения и социального развития

Создан для научной разработки современных методов судебно-медицинской экспертизы живых лиц, трупов, вещественных доказательств, судебно-химического анализа, а также для выполнения особо сложных судебно-медицинских экспертиз по заданию правоохранительных органов РФ. На РЦСМЭ возложено научно-методическое обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации экспертов.

2. Бюро судебно-медицинской экспертизы органов управления здравоохранением субъектов РФ

3. Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Является ведущим звеном и научным центром судебной психиатрии.

4. Судебно-психиатрические экспертные комиссии

Основное звено системы судебно-психиатрических учреждений, которые организуются на правах структурных подразделений психиатрических учреждений общего профиля. Могут быть амбулаторными и стационарными.

Компетенции судебно-медицинской экспертизы:

1. Экспертиза трупов в случае насильственной смерти

2. Исследование трупов при подозрении на применение насилия

3. Экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых

4. Судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести причиненного здоровью вреда, возраста и пр.

5. Экспертиза вещественных доказательств

6. Экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел

7. Судебно-психиатрическая экспертиза