Государственное (территориальное) устройство. Государственно-территориальное устройство Высказывания про формы государственного устройства стран мира

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли - в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1992 году - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино - Апьто - Адидже, Фриули - Венеция Джулия, Валь Д"Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм - это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

См.: Автономия национально-территориальная, Автономия территориальная, Государство унитарное, Государство федеративное.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 68-71.

Государственный (территориальное) устройство определяет внутреннюю территориальную организацию государства, взаимодействие центральных и местных органов власти. По государственному устройству различают простые (унитарные - от лат uniras - единство) и сложные государства.

В унитарном государстве территориальные единицы - области, департаменты, земли, штаты и т.д. - не имеют даже элементов суверенитета. У них отсутствуют собственные, отдельные от общегосударственных, законы, гражданство, налоги. Территория унитарного государства считается целостной. В унитарном государстве, как правило, действуют единая конституция и законы, создана единая система государственных органов. В международных отношениях унитарное государство выступает как единое целое. Унитарными государствами являются Польша, Финляндия, Дания, Франция. Унитарным, согласно конституции, является и Украина.

В отличие от унитарных государств административные единицы сложных государств имеют определенные признаки суверенитета, однако часть своих полномочий передают центра. Сложные государства разделяют на федерации, конфедерации и империи.

Федерация (от лат foederatio - союз, объединение) - форма государственного устройства, при котором государство является союзом ряда государственных образований, которые имеют определенную политическую самостоятельность, однако передают часть своих нрав и суверенитета органам федерации. В федеративном государстве каждая составная часть - земля, провинция, штат и т.д. - имеет суверенитет, определенные особенности законодательства, судопроизводства, но сохраняются целостность государства, общие высшие органы власти. В таком государстве, как правило, существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти как в отдельных составных частях (субъектах федерации), так и в государстве в целом. При этом законодательство страны четко определяет компетенцию органов каждого уровня. Решение общегосударственных (федеральных) органов власти обязательные для субъектов федерации и их органов власти, нормативные акты (и, в частности, общегосударственная конституция) федерации имеют высшую юридическую силу, чем нормативные акты отдельных частей государства. Характерным для федерации есть двойное гражданство - каждый гражданин отдельного субъекта федерации являются одновременно и субъектом государства в целом. Отдельные части федерации сохраняют право выхода из государства при условии соблюдения определенных процедур, ведь объединения осуществляется на основании договора об объединении отдельных государств, передают часть своих полномочий общегосударственном центра. Федерациями ныне, например, Федеративная Республика Германия, Россия, США и т.д..

Конфедерация - это союз суверенных государств, которые объединяются для достижения определенных, четко определенной цели в отдельной сфере государственной деятельности (как правило, временный). Конфедерация действует на основании договора, при этом каждая из частей конфедерации сохраняет свой суверенитет. В конфедерации нет единой конституции, общей судебной и финансовой системы. В ней может создаваться совместный орган, состоящий из представителей отдельных частей конфедерации, но его решение не обязательны для субъектов государства. Каждое из государств - членов конфедерации - сохраняет свой суверенитет и имеет право в любое время выйти из ее состава. Конфедерации создают в основном для выполнения отдельных задач (обороны, торговли и т.д.). Они, как правило, имеют неустойчивый характер, быстро распадаются (так случилось, например, с Объединенной Арабской Республикой, в состав которой входили Сирия и Египет) или превращаются в федерации (именно так произошло с Соединенными Штатами Америки, которые на начальном этапе своего развития были конфедеративным образованием). Сейчас в мире много федеративных государств. Это такие государства, как Австрия, Бельгия, Индия, Пакистан, Австралия, Южно-Африканская Республика, Канада, Мексика, Аргентина и т.д..

Одна из последних в истории настоящих конфедераций была создана Сенегалом и Гамбией в феврале 1982 г. и получила название Сенегамбия. Однако в сентябре 1989 г. она распалась. Сейчас конфедерацией, по официальным названием, является Швейцария (полное название - Швейцарская конфедерация), но фактически по содержанию швейцарской конституции она является федеративным государством.

В некоторых унитарных государствах отдельным территориальным единицам предоставляют дополнительные полномочия. Так, в Украине существует Автономная Республика Крым, в Испании - автономные провинции басков и Каталония.

Забота о благосостоянии граждан не должна входить в число юридических обязанностей государства, т. к. результат такой заботы не может стать правовым (т. е. всеобщим) принципом, поддающимся одинаковому применению.
Иммануил Кант

Лучший строй тот, при котором не надо строиться.
Аркадий Давидович

Государство в руках «человека массы» создаёт колоссальную опасность для всей цивилизации – масса верит в государство и помогает ему сокрушить любое меньшинство, элиту. А ведь именно творчество этих меньшинств создаёт новые проекты, выход за пределы устаревших обычаев.
Ортега и Гассет

И по тому, как дрожат жители, можно уяснить, каков фундамент государства.
Ежи Лец

Самое лучшее государство то, которого подданные веселятся и благоденствуют.
Николо Макиавелли

Государство справедливо, если правители правят, рабочие работают, а рабы остаются рабами.
Платон

Государство справедливо, если оно здорово, сильно, едино, то есть стабильно.
Платон

Лучшим государственным строем является не принуждающий к благомыслию, а облегчающий путь его.
Фридрих Шиллер

При плохом управлении лучшие законы не спасут государство от упадка, а народы – от разорения.
Дени Дидро

Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством.
Сократ

Приоритет блага большинства над благом личности означает отмену всех прав и переход власти над бессильным большинством в руки любой банды, которая объявляет себя голосом общества.
Айн Рэнд

Всякое общество есть система заклятий. Для жизни какого нибудь государства важно не то, монархическое оно, республиканское или аристократическое. Важно, чтобы политические условности разделялись большинством граждан. В морали полезны не сами нормы, которые она выдвигает, но сам факт, что она выдвигает их.
Поль Валери

Множество различных форм правления, множество законоположений, принятых под предлогом общего блага, стали у большинства народов только орудием несчастья людей.
Клод Гельвеций

Государственный строй – это музыка, а не механика.
Владимр Микушевич

Государственное управление подобно коже у животного, которая лишь обтекает его тело, но отнюдь не определяет его настроения.

Маленькие машины работают лучше больших, потому что в последних сильнее трение. Так же и относительно государств.
Вольтер

Государственный корабль – единственный, который дает течь на самом верху.
Джеймс Рестон

Внутренние распри в государстве возникают не по причине мелочей, но из мелочей.
Аристотель

Два всадника, сидя на одном коне, дерутся друг с другом – прекрасная аллегория государственного устройства!
Георг Лихтенберг

Государственная политика – одноглазый циклоп, и единственный глаз у него на затылке!
Сэмюэл Кольридж

Всякое государство (…) есть народное достояние.
Марк Туллий Цицерон

Основным вопросом государственной политики является не «кто будет управлять», а «как бы нам организовать политические институты таким образом, чтобы помешать плохим и несведущим руководителям причинять слишком много вреда».
Карл Поппер

Внешняя правда – Государству, внутренняя правда – Земле.
Константин Аксаков

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.
Владимир Ленин

Как носители власти до сих пор смешивают у нас себя с государством, так большинство тех, кто боролся и борется с ними, смешивали и смешивают государство с носителями власти.
Петр Струве

Государство пухло, а народ хирел.
Василий Ключевский

Государство – это я.
Людовик XIV

Мы – не собрание усталых людей, мы – государство.
Александр Керенский

Государство – это мы.
Владимир Ленин

Государство – это не я!
Аркадий Давидович

Непоколебимое основание государства - справедливость.
Пиндар

Из всех форм правления, правление черни самое кровожадное, правление солдатчины самое разорительное и правление буржуазии самое притеснительное.
Чарлз К. Колтон

Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного человека – ветер; мораль низкого человека – трава. Трава наклоняется, куда дует ветер.
Конфуций

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.
Антисфен из Афин

Для государства полезно, чтобы знатные люди были достойны своих предков.
Цицерон Марк Туллий

Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть.
Цицерон Марк Туллий

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы, той свободы, которая выше всех благ и которая, не будучи равной для всех, не есть свобода.
Цицерон Марк Туллий

Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы.
Тацит Публий Корнелий

Когда его (Солона), по-видимому, кто-то спросил, какое государство самое благоустроенное, он отвечал: «То, в котором необиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные».
Плутарх

Как в человеке, так и в государстве тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы.
Плиний Младший

Все честные граждане заинтересованы в том, чтобы республика была в безопасности.
Неизвестный автор

Да здравствует наше государство, да здравствует, возрастает, процветает!
Неизвестный автор

Законность - основа государств.
Неизвестный автор

Мало толку от оружия за границей, если неспокойно в своей стране.
Неизвестный автор

По своей природе свободное государство и царь - враги.
Неизвестный автор

Посвяти все заботы благу республики.
Неизвестный автор

Согласие в стране - мир за рубежом.
Неизвестный автор

То, что обеспечивает сохранение и благополучие философии, троицы Вед и учения о хозяйстве, есть жезл, управление им есть наука о государственном управлении.
«Артхашастра»

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
Конфуций (Кун-цзы)

Взимание непомерных налогов - это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.
Сюнь-цзы

Когда в государстве смута - возникают «верноподданные».
Неизвестный китайский автор

Если увидишь в стране угнетение бедных,
Извращение суда и правды -
Не удивляйся таким делам:
Ибо начальник за начальником следит, а за ними - начальство…
Ветхий Завет. Екклесиаст

Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот.
Новый Завет. Евангелие от Марка

Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
Никколо Макиавелли

Как показывает опыт, заговоры возникали часто, но удавались редко.
Никколо Макиавелли

Основой власти во всех государствах - как унаследованных, так и смешанных и новых - служат хорошие законы и хорошее войско.
Никколо Макиавелли

Было время, когда лица, исполнявшие царскую должность, были или философами, или пророками; следует полагать, что в это время государства управлялись лучше всего.
Анджей Моджевский

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их владении.
Жан Воден

Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно.
Фрэнсис Бэкон

Требовать, чтобы люди отказывались от собственных суждений и подчинялись суждениям других, и назначать лиц, совершенно невежественных в науке или искусстве, судьями над людьми учеными - это такие новшества, которые способны довести до гибели и разрушить государство.
Галилео Галилей

Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей.
Томас Гоббс

Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства.
Томас Гоббс

Всякое правительство, действующее без согласия тех, кем оно правит, - вот исчерпывающая формула рабства!
Джонатан Свифт

Я не считаю, что человек теряет время, не занимаясь государственными делами. Напротив, я придерживаюсь мнения, что мы с большей пользой потратим время, если займемся тем, что не вызовет шума, не привлечет внимания.
Джозеф Аддисон

Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.
Вольтер

Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краев.
Бенджамин Франклин

В реках и плохих правительствах наверху плавает самое легковесное.
Бенджамин Франклин

Многие почему-то думают, что несправедливые завоевания менее позорят государства, чем кражи - отдельных лиц.
Клод Адриан Гельвеций

Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.
Клод Адриан Гельвеций

Государство, которое неспособно видоизменяться, неспособно и сохраниться.
Эдмунд Бёрк

Государство есть совокупность граждан, достаточная для самодовлеющего существования.
Аристотель

Тот, кто в силу своей природы (…) живет вне государства, (…) либо животное, либо божество.
Аристотель

Государство есть то человеческое сообщество, которое (…) претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия.
Макс Вебер

Государство есть машина для угнетения одного класса другим.
Владимир Ленин

Инструменты, которыми располагает государство, слишком велики для небольших задач и слишком малы для больших.
Льюис Лафем

Где существует тиран, там не просто дурное государство, а вообще не существует никакого государства.
Марк Туллий Цицерон

Чем более растягивается связь общественная, тем более она слабеет; и вообще государство малое относительно сильнее большого.
Жан Жак Руссо

Есть два признака благополучия государства: богатство и доверие к государству.
Демосфен

Государства – это большие машины, которые движутся медленно.
Фрэнсис Бэкон

Государство – не Бог, оно не имеет права отнимать то, что не может вернуть, если захочет.
Антон Чехов

Государства, в которых правит толпа, отрекаются от законов так же легко, как и от веры своих отцов.
Жан Массийон

Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан.
Йожеф Этвес

В тех демократических государствах, где решающее значение имеет закон, демагогам нет места, там на первом месте стоят лучшие граждане; но там, где верховная власть основана не на законах, появляются демагоги.
Аристотель

Государство есть некая совокупность объединившихся частных домов и сильно лишь в том случае, если преуспевают его граждане - каждый в отдельности.
Плутарх

Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ.
Фридрих Ницше

При отсутствии справедливости, что такое государства, как небольшие разбойничьи шайки; так как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре?
Августин

Репутация государства точнее всего определяется суммой, которую оно способно взять в долг.
Уинстон Черчилль

Императорская казна - лиана, от процветания которой хиреют остальные растения.
Траян, римский император

Когда государство повернулось липом к человеку, человек закричал от ужаса.
Виктор Шендерович

Коли нету здравого ума,
Не будут долговечными державы,
Где перемен сплошная кутерьма.
Никколо Макиавелли

Тоталитарное государство устанавливает неопровержимые догмы и меняет их со дня на день.
Джордж Оруэлл

Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном.
Франсуа де Ларошфуко

За последнее столетие мы столько раз жертвовали собой для государства, что пора бы государству пожертвовать собой для нас.
Фридрих Дюрренматт

Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.
Людвиг Берне

Не спрашивай, что твое государство может сделать для тебя, но спрашивай, почему оно этого не делает.
Герхард Кохер

Государство - не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему травоядного характера.
А. Шопенгауэр

Государство - особый аппарат для систематического применения насилия и подчинения людей насилию.
В. Ленин

Государство получило технические возможности, до которых оно не доросло ни нравственно, ни интеллектуально, – и экспериментирует с ними, как режиссеры на заре немого кино.
К. Ижиковский

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
Н Бердяев

Если государство могущественно, оно нас расплющивает. Если государство слабо, мы погибли.
П. Валери

Может, и родится тот, кто обманет государство, но оно уже обмануло тех, кто еще не родился.
С. Ардашов

Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа достаточно, чтобы оно пало в прах.
Д. Байрон

Чем больше государство планирует, тем труднее становится планировать индивиду.
Ф. Хаек

Считается, что основная функция государства - это защита личности, но, как показывает практика, нередко личность нуждается в защите от произвола самого государства.
В. Зубков

Благоденствие для государства - то же, что зрелость для плодов: оно заключает в себе предрасположение к гнили.
О. Мирабо

Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое.
Мишель де Монтень

Для спасения государства достаточно одного великого человека.
Вольтер

Никто не считается менее способным к управлению государством, нежели теоретики или философы.
Б. Спиноза

Темно в государстве, где негодяи вышли в светочи.
Е. Лец

Чем мельче граждане, тем больше кажется империя.
Станислав Ежи Лец

Вредные для государства глупости и ошибки, на которые министр толкает своего повелителя, лишь укрепляют подчас его положение: он как бы еще теснее связывает себя с монархом узами сообщничества.
Н. Шамфор

Государственное хозяйство - это такое хозяйство, в котором все хотят есть, но никто не желает мыть посуду.
В. Финк

Государственное образование, именовавшееся Священной римской империей, не было ни священной, ни римской, ни империей.
Вольтер

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2665

3.Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. Под формой государственного устройства понимается структура государственности. То есть именно в категории "форма государственного устройства" находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ним определенной территории.

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальные подразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение - "центру" и местным представительным органам. Как правило, унитарное государство характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны. Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам с монархической формой правления. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из - за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями.

Федеративное государство . Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

Существует также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (наряду с делением государственной власти на три "ветви") децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая политика. Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (российская Федерация - хороший тому пример). Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число из может быть различно, отличаются они и наименованием.Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты.По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет два представителя.Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной Конституцией и законодательством конституции и законы имеют и субъекты федерации.Признак федеративных государств – наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию . Многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Конфедерация - это "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. .

Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все - таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

ПРИЗНАКИ:

Унитарное государство:

Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

Имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федративное государство

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодатель-ная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной кон-ституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте име-ется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятель-ность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Конфедерация

Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

Конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

Государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.