Условия выделения материнского капитала. На что можно потратить материнский капитал? Использование материнского капитала

от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Настоящим Федеральным законом установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Материнский (семейный) капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию этих мер. Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является именной государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Форма сертификата утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 873.

Мать (гражданка России) может получить сертификат на материнский капитал за второго ребенка (тоже гражданина России), если этот ребенок родился или был усыновлен в период с 2007 года по 2016 год. При этом совершенно не важно, где они проживают, где родился ребенок и от кого.

Сертификат на материнский капитал можно получить на третьего ребенка (или на четвертого), если не получали на второго (или третьего). Сертификат можно получить и за первую двойню, нужно только определить, кто из детей родился вторым.

Отец получает право на материнский (семейный) капитал, только если он является единственным усыновителем двух или более детей, и последний ребенок родился (или был усыновлен) начиная с 2007 года. То есть, если у этих детей нет матери или она лишена на них родительских прав.

В некоторых случаях право на дополнительные меры государственной поддержки может возникнуть у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Материнский (семейный) капитал не дадут, если ребенок умер при родах, но должны дать, если ребенок умер на первой неделе жизни — на таких детей сейчас тоже выдают свидетельства о рождении. Также не дает права на материнский (семейный) капитал усыновление падчерицы или пасынка (дети мужа от предыдущего брака).

Для получения сертификата на материнский капитал матери нужно отнести в отделение Пенсионного фонда по месту прописки (или по месту жительства) документы, подтверждающие личность, гражданство и прописку (или место жительства) матери, а также подтверждающие рождение или усыновление детей и гражданство последнего ребенка. Обычно, это паспорт матери и свидетельства о рождении детей. По закону работники Пенсионного фонда должны сами снять копии с документов, а оригиналы вернуть. Уже в отделении нужно будет заполнить заявление. Если все документы в порядке, то решение будет положительным и через месяц, можно приходить за сертификатом. Если добраться до отделения ПФ возможности нет, заверенные нотариусом копии всех документов можно отправить по почте.

В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом ПФР было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР или в установленном порядке в суд.

Размер материнского капитала изначально составлял 250 000 рублей, но не позднее
1 сентября каждого года его размер на будущий год пересматривается с учетом инфляции. Так в 2008 году он равнялся 276 250 рублям, в 2009 году — 312 162 рублям, в 2010 году — 343 278 рублям, в 2011 году — 365 700 рублям. В 2012 году материнский капитал равен 387 640 рублям.

Сумма материнского капитала будет предоставляться лишь по достижению ребенком 3-летнего возраста. В соответствии с п. 6.1 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ, исключение составляет необходимость использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией. В этом случае заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

Средства материнского капитала можно использовать на следующие цели:

1. Улучшение жилищных условий путем безналичного перечисления указанных средств на приобретение жилья на территории РФ.

2. Оплата услуг в сфере образования ребенка. Средства могут быть потрачены на обучение любого из детей не старше 25 лет в учебных заведениях на территории РФ.

3. Повышение накопительной части трудовой пенсии матери.

Федеральным законом Российской Федерации от 28.07.2010 № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о предоставлении единовременного выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала» установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться также на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

При этом материнский (семейный) капитал не обязательно тратить целиком и только на одну из перечисленных целей. Можно расходовать деньги по частям и на разные нужды. Неизрасходованный остаток будет ежегодно индексироваться.

Материнский (семейный) капитал нельзя тратить на покупку земельного участка, на ремонт квартиры и на покупку строительных материалов для ремонта. Не предусмотрено погашение кредитов на покупку бытовой техники, автомобиля или погашение долгов по квартплате. Также его нельзя потратить на лечение или взять всю сумму наличными.

МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ

Понятие, лица, порядок и условия получения материнского (семейного) капитала

В России в середине 2000-х гг. руководство страны связало задачи семейной политики со стимулированием женщин к рождению большего числа детей. В качестве ключевой меры, призванной побудить женщин к рождению (как минимум) второго ребенка, в 2006 г. была провозглашена программа материнского (семейного) капитала. «Введение данной меры знаменовало переход к новому этапу российской семейной политики, характеризующемуся изменением символических и материальных отношений между семьей (женщиной) и государством» Бороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Указ. статья.-С. 109..

Отправной точкой для введения программы материнского капитала стало Послание В.В. Путина к Федеральному собранию 10 мая 2006 г. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 г. // Российская газета.-11.05.2006.. Одной из ключевых мер решения демографических проблем было названо стимулирование рождаемости, а именно, введение мер государственной поддержки молодых семей (в первую очередь, женщин), которые принимают решение родить ребенка. Послание Президента РФ 2006 г. определило демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ и были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Совокупность предложенных нововведений включала в себя увеличение пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсацию затрат на дошкольное воспитание детей, развитие репродуктивного здравоохранения. При этом в качестве главной меры, призванной побудить женщин к рождению, как минимум, двух детей, был назван материнский капитал.

Это нововведение - материнский капитал - как правовое понятие появилось в российском законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322. (далее - Закон о поддержке семей).

Государственная поддержка оказывается женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; женщинам, родившим (усыновившим) третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчинам, являющимся единственными усыновителями второго, третьего или последующих детей, ранее не воспользовавшимся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г. Если указанные лица умерли либо их право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по иным основаниям, то право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает соответственно у отца (усыновителя) ребенка либо у ребенка (детей в равных долях) Части 3, 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322..

Заметим, что в Законе о поддержке семей право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) не только у женщин, но и у мужчин. В частности, такое право имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 г. Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322.. В случае смерти матери, объявления её умершей, лишения родительских прав, а также в случае отмены усыновления соответствующее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникает у отца (усыновителя) ребенка. Таким образом, и мужчина, и женщина в принципе обладают равными правами в данной сфере.

Появление в нашей стране программы материнского капитала не могло не оказать влияния на правовую систему. Рассматривая материнский капитал через призму отрасли права социального обеспечения, необходимо определить его место в системе видов социального обеспечения, то, насколько он вписывается в сложившуюся систему социального обеспечения. При этом следует исходить из того, что любая отрасль права в своей основе имеет основополагающие начала, которые определяют строение всей отрасли и определяют содержание ее норм. Регулирование отношений по социальному обеспечению осуществляется на основе принципов всеобщности социального обеспечения; дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированности социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

Т.С. Гусева указывает на влияние демографической функции права социального обеспечения на структуру отрасли. Новые ориентиры влекут изменение институциональной структуры отрасли права: появление новых институтов, существенное обновление прежних. При этом усложняются существующие институты системы права социального обеспечения, которые уже сложились на момент актуализации демографической функции - пенсии, пособия, социальное обслуживание, государственная социальная помощь. Изменения демографической функции влекут структурные преобразования отрасли законодательства. Введение законодателем дополнительных мер поддержки семей с детьми повлекло «появление в структуре института пособий и социальных выплат нового подинститута - материнский (семейный) капитал» Гусева Т.С. Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования // Семейное и жилищное право.-2012.-№ 6.-С. 34. (подчеркнем, что не стоит путать материнский капитал и выплаты при рождении ребенка, пособия на ребенка, детские компенсации).

Некоторые исследователи (А.Н. Ахмедшина, Ю.Б. Корсаненкова) придерживаются точки зрения, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения: «…эта мера является абсолютно новым видом обеспечения как по содержанию, так и по условиям предоставления. В частности, до настоящего времени социальное обеспечение предоставлялось в виде денежных выплат (пенсии, пособия) либо услуг натурального характера (протезирование), а материнский капитал нельзя получить в деньгах, хотя он выражен в рублях» Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. - 2009. - № 1. - С. 16; Корсаненкова Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми: реальность и перспективы.-М.: Волтерс Клувер, 2010.-С. 78..

Но имеется и другое мнение. Так, Т.С. Гусевой обосновано, что целевой характер использования этой денежной выплаты сближает материнский (семейный) капитал с таким видом социальных выплат как субсидии, сходными чертами является безналичная форма предоставления и финансирование социальной выплаты из бюджетных средств, правильнее было бы для обозначения данной выплаты использовать понятие «многоцелевая субсидия» Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и пра- ктические проблемы. Дисс. … докт. юрид. наук.-М., 2012.-С. 125..

Т.С. Гусева определяет место норм, регулирующих отношения по поводу предоставления материнского (семейного) капитала в системе отрасли права социального обеспечения, полагая, что они «объединены в подинститут, который является составной частью института социальных выплат» Гусева Т.С. Указ. статья.-С. 35..

Представляется важным рассмотреть некоторые правоотношения, возникающие в связи с материнским капиталом. Например, отношение по выплате из бюджета средств материнского капитала в погашение ипотечного кредита. Оно может быть рассмотрено как простое правоотношение, субъектами которого являются государство в лице органов Пенсионного фонда РФ (ПФР) и банк, получающий в погашение кредита средства материнского (семейного) капитала. Основаниями его возникновения будет являться юридический состав: кредитный договор на приобретение жилья, наличие задолженности по кредитному договору, наличие государственного сертификата на материнский (семейный капитал), предъявление сертификата в органы Пенсионного фонда РФ с целью погашения кредитного договора, право собственности на приобретенное жилое помещение у лица, которому принадлежит сертификат, обязательство лица, которому принадлежит жилое помещение, оформить указанное жилое помещение в общую собственность. Однако в развернутом виде такое правоотношение будет являться комплексом целого ряда простых правоотношений, в частности:

Отношения по получению сертификата,

Отношения по получению кредита на недвижимость,

Отношения по погашению кредита на недвижимость средствами материнского капитала.

Сегодня данная мера стимулирования процесса повышения рождаемости (материнский капитал) во многом подвергается критике. Действительно, материнский капитал как мера социальной поддержки семей с детьми имеет некоторые стороны, значительно снижающие его эффективность.

Материнский капитал вступает в противоречие с сильной дискриминацией желаемого репродуктивного поведения: «Многодетным семьям приписываются негативные ярлыки, которые не всегда совпадают с реальным положением вещей: такие семьи зачастую ассоциируются с бедностью, низким социальным статусом, невысоким интеллектуальным развитием. … Материнский капитал стимулирует развитие традиционной, патриархальной, детной или даже многодетной семьи, поскольку его использование эффективно в большинстве случаев при наличии в семье мужчины-кормильца» Грек Н.В. Указ. соч.-С. 39..

Указывается, что «эта мера не подкреплена государственным обеспечением равных возможностей в воспитании детей» См. там же.. Кроме того, «она не встроена в общий неолиберальный институциональный дизайн социальной политики, предполагающий минимизацию государственных поддержек и целевую помощь слабо защищенным группам, В результате, материнский капитал все более воспринимается как идеология (а то и лозунг)…» Бороздина Е.А., Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Указ. статья.-С. 112..

Предоставление мер дополнительной государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде права на материнский (семейный) капитал основано на двух обстоятельствах:

Рождение (усыновление) второго и последующего ребенка;

Период времени, в течение которого это произошло, - с 1 января 2007 г. до 31 декабря 2016 г.

Иные обстоятельства не учитываются, например нуждаемость семьи в мерах дополнительной государственной поддержки. У семьи, в которой родились двое детей до указанной даты, право на такие дополнительные меры поддержки не возникает, и в отношении этой семьи появляется «узаконенное неравенство», так как у нее уровень социального обеспечения будет ниже, чем у семьи, в которой ребенок родился на несколько дней позже. На этот недостаток Закона о поддержке семей также обращали внимание в юридической литературе. По мнению К.В. Бубона, положения Закона о поддержке семей противоречат Конституции РФ, согласно которой граждане России от рождения приобретают равные права, в том числе в сфере социальной поддержки; «кроме того, нет возможности объяснить, почему один ребенок имеет преимущество при оплате образования перед другими детьми, более того, родиться в той или иной семье и (или) срок отнюдь не его заслуга» Бубон К.В. Узаконенное неравенство или кому нужен Закон о материнском капитале // Адвокат.-2006.-№ 3.-С. 49..

Семья, состояние которой характеризуется в настоящее время в России низким уровнем экономической, социальной и правовой защищенности, является основным звеном воспроизводства человеческого капитала и нуждается в продуманной и системной поддержке со стороны государства и общества. Семья и ее интересы должны стоять в центре социально-педагогической политики государства. Лишь такой подход позволит ослабить негативные последствия реформирования общества. В нашей стране общественные институты, способствующие приспособлению семьи к изменившимся условиям, не в силах обеспечить условия по расширенному воспроизводству и накоплению человеческого капитала. Ряд шагов, предпринятых в течение последних лет на уровне Правительства РФ, «направлен на создание экономических условий, достаточных для формирования человеческого капитала на уровне семьи, но, к сожалению, только из числа детей, рожденных после 1 января 2007 г.» Адзиев Х.Г. Семейная политика Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания.-2011.-№ 4.-С. 149..

Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Ст. 26 Постановления ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР.-1991.-№ 52.-Ст. 1865., граждане при наступлении определенных обстоятельств имеют право на социальное обеспечение. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционный Суд РФ высказал свою позицию по этому вопросу: гражданка Г., родившая третьего ребенка в 2004 г., в жалобе оспаривала конституционность отдельных положений Закона о поддержке семей, в т.ч. и применение Закона о поддержке семей к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. По мнению заявительницы, ограничение ее права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал объективно не оправдано и нарушает принцип равенства всех перед законом, что не соответствует ст.ст. 19, 38, 55 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы по причине неподведомственности поставленного в ней вопроса. По его мнению, решение вопроса о действии закона во времени, в том числе о придании ему обратной силы, является прерогативой законодателя, а конкретные меры социальной поддержки семьи и детей в соответствии со ст. 39 Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 № 534-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галаховой Оксаны Борисовны на нарушение ее конституционных прав положениями Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс (официальный сайт) Точка доступа: www. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=1478;dst=0;ts=CE2C52EC6FF1482C7A86232DDC11065B;rnd=0.8427114344667643. Дата обращения: 29.05.2012..

Но в судебной практике встречаются примеры, когда фактически рождение ребенка имело место до 1 января 2007 г. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.06.2011 № 4-В11-15 было признано право гражданки получить сертификат, даже если ее ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Гражданке было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Причина -- ее второй ребенок был рожден до 1 января 2007 г. Судебная коллегия по гражданским делам сочла, что оснований для отказа не было, и пояснила следующее: «Закон о дополнительных мерах господдержки семей, имеющих детей, предусматривает, что право на такие меры возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Между тем в рассматриваемом случае нужно было учитывать, что второй ребенок истицы был рожден преждевременно (в связи с экстренными медицинскими показаниями), т.е. по причинам, не зависящим от нее. В случае благоприятного исхода беременности ребенок должен был родиться после 1 января 2007 года». С учетом этого, по мнению коллегии, не было оснований для того, чтобы лишить истицу права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Бюллетень Верховного Суда РФ.-2012.-№ 3.-С. 12..

Отметим также, что на настоящий момент никак не определен вопрос о судьбе материнского капитала в случае распада семьи. Например, супруги расторгли брак, возникают вопросы о том, с кем будут проживать дети, и о разделе совместно нажитого имущества. В частности, сертификат выдан матери детей, а дети согласно соглашению либо судебному решению будут проживать с отцом.

Здесь могут быть, по крайней мере, такие пути решения проблемы:

При установлении режима средств материнского капитала как меры поддержки женщины супруг не может претендовать на них,

Если же рассматривать их как средство поддержки семьи, то он может поднять вопрос и о его доли, в частности при направлении капитала на улучшение жилищных условий.

Здесь может быть и третье решение проблемы: «право на семейный капитал следует за детьми, т.е. с кем проживают дети, тому и принадлежит право на распоряжение им» Гусева Т.С. Указ. статья.-С. 36..

Более подробное определение субъекта права на материнский капитал необходимо и по следующей причине. Например, женщина, родившая (усыновившая) детей и получившая право на меры дополнительной государственной поддержки и реализовавшая это право, умирает либо у нее это право прекратилось по другим основаниям Часть 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 1 (1 ч.).-Ст. 19; 2012.-№ 31.-Ст. 4322.. Дети остались без родительского попечения и могут быть усыновлены, возникнет ли в этом случае у женщины (семьи), их усыновившей, право на материнский капитал? В случае положительного ответа в отношении тех же детей повторно возникнет право на материнский семейный капитал, но такое решение не будет соответствовать сути социального обеспечения.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей (усыновившей) 2-го ребенка начиная с 1 января 2007 г., и может быть реализовано не ранее чем по истечении 3-х лет со дня рождения (усыновления) 2-го ребенка. Из этого следует, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей. На практике это может привести к ситуациям, когда будут поддерживаться семьи, которые в соответствии с целями Закона о поддержке семей не должны иметь права на поддержку.

Например, женщина родила двух детей, но один из них умер, тем не менее при рождении второго ребенка и истечении трех лет после его рождения она входит в круг лиц, имеющих право на материнский капитал. Несмотря на исключительность таких случаев, считаем неоправданным «привязывать» право на получение материнского капитала к количеству рождений детей. Подобная ситуация может возникнуть и при отмене усыновления, если женщина уже получила сертификат, а может, и реализовала это право. Следует признавать право на материнский капитал только при наличии живых детей к моменту реализации права на распоряжение капиталом. При этом в отношении второго (последующего) ребенка нужно предусмотреть положение о достижении им трехлетнего или другого возраста, который необходимо определить исходя из цели принятия Закона о поддержке семей.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся критику отдельных положений Закона о поддержке семей, тем не менее, после сообщения Президента РФ В.В. Путина о том, что действие материнского капитала продлится лишь до 2016 г., депутаты Государственной Думы РФ задумались о вновь открывшихся проблемах демографического кризиса. Многие депутаты считают, что отсутствие материнского капитала серьезно скажется на демографической ситуации в стране, так как с 2017 г., при отсутствии финансовой помощи, россиянки опять станут меньше рожать.

По словам заместителя председателя думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей И. Соколовой, отмена материнского капитала снова поставит Россию в сложную демографическую ситуацию. Ввиду этого, в Государственной Думе РФ сегодня разрабатывается предложение по продлению действия материнского капитала хотя бы еще на 9 лет, до 2025 г. И. Соколова не отрицает, что средства, выделяемые на материнский капитал, наносят значительный ущерб областным бюджетам, поэтому распорядилась о подготовке альтернативных способов стимуляции рождения 2-го и 3-го ребенка Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www. duma.gov.ru/. Дата обращения: 29.05.2012..

Проект федерального бюджета на 2014 г. не обошел стороной индексацию материнского капитала. На 2014 г. в бюджет заложено более 140 млрд. рублей на эти цели См. Кузьмин И.Ю. Вопросы подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Бюджетный учет.-2012.-№ 8.-С. 8; См. также: Постановление Правительства РФ от 20.07.2007 № 457 (ред. от 25.03.2013) «Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ».-2007.-№ 30.-Ст. 3946; 2013.-№ 13.-Ст. 1559..

Сегодня во многих субъектах РФ введены в действие Законы, регламентирующие право на получение регионального материнского капитала. Предоставляется он только гражданам РФ, имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта РФ, выплачивающего региональный материнский капитал. Размеры сумм капитала в каждом регионе разные, так же как и цели, на которые этот капитал можно потратить. «Разнится и количество детей в семье, за рождение (усыновление) которых выдается сертификат на региональный материнский капитал, в каких-то регионах уже за рождение (усыновление) второго ребенка, в каких-то - третьего» Бондарева Э.С., Фильчакова С.Ю., Черняк Л.Ю. Правовое регулирование предоставления материнского (семейного) капитала многодетным семьям в субъектах Российской Федерации // Вестник института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского.-2012.-№ 2.-С. 32..

Региональный материнский капитал в Волгоградской области Закон Волгоградской области от 27.02.2012 № 6-ОД «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 08.08.2005 № 1097-ОД "О дополнительном единовременном денежном пособии при рождении ребенка" и Закон Волгоградской области от 10.04.2007 № 1442-ОД "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области"» // Волгоградская правда.-01.03.2012. выплачивается в случае рождения в семье после 1 января 2012 г. третьего и последующего ребенка. Размер регионального капитала составляет 40 789 рублей. Выплачиваться региональный материнский капитал будет в виде единовременной выплаты по достижении третьего или последующего ребенка двухлетнего возраста.

Пособия будут ежегодно индексироваться. Использовать региональный материнский капитал семья может на свое усмотрение. В данном случае администрация области не наложила ограничений на области применения регионального родового сертификата. В областном бюджете на 2012 - 2013 гг. заложена сумма в размере 181 608.6 тыс. рублей на выплаты пособий и регионального материнского капитала, аналогичная сумма планируется и на 2014 г., именно на этот год придутся первые выплаты регионального материнского капитала в Волгоградской области.

Отметим, однако, что на совещании у Президента РФ В.В. Путина, посвященном вопросам демографической политики, Волгоградская область прозвучала в числе тех регионов, где областные власти установили незначительный размер материнского капитала. Как сообщает ИА «Высота 102» со ссылкой на стенограмму заседания, речь идет о региональном материнском капитале, который выплачивается дополнительно к федеральному.

В частности, Владимир Путин заявил, что «в большинстве субъектов Федерации введён региональный материнский капитал, при этом его размер от региона к региону, к сожалению, отличается - и отличается значительным образом, в разы… Учитывая эффективность такой меры, как материнский капитал, просил бы глав регионов подумать, что можно сделать в этом направлении дополнительно» Президент Владимир Путин потребовал от регионов увеличить размер материнского капитала [Электронный ресурс] // http://v102.ru/news/38354.html/ Дата обращения: 29.05.2012..

Итак, материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом о поддержке семей. Это форма государственной поддержки семей, имеющих детей. Осуществляется с 2007 г. при рождении (усыновлении) 2-го (3-го или последующего - только если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки) ребёнка в период с 01.01.2007 по 31.12.2016, имеющего российское гражданство. В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) 2-го или последующих детей начиная с 01.01.2007; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем 2-го или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем). В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдается сертификат государственного образца.

Программа материнского (семейного) капитала - это форма государственной поддержки российских семей, имеющих детей. Данный вид государственной социальной помощи оказывается российским гражданам с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство, при условии, что родители ранее не воспользовались правом на дополнительные меры государственной социальной поддержки. Сумма маткапитала в 2016-2019 годах не меняется, размер сертификата сейчас составляет 453026 рублей . Очередная индексация запланирована на 1 января 2020 года (ориентировочно на 3,8% - до 470241 рублей ).

Кто имеет право на выплаты

В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:

  • женщина , имеющая гражданство РФ, начиная с 1 января 2007 года родившая (усыновившая) второго ребенка или последующих детей;
  • мужчина , имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
  • отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей или усыновившей детей, - вследствие ее смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка или совершения в отношении своих детей умышленного преступления;
  • несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения до достижения им 23-летнего возраста - при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем.

В подтверждение права семьи на получение средств материнского капитала Пенсионным фондом России (ПФР) выдается .

Размер материнского капитала

Точная сумма выплат по сертификату на материнский капитал, устанавливаемая на каждый год, приводится в таблице ниже.

Год Сумма по сертификату, руб. Источник Примечание
2007 250000 п. 1 ст. 6 256-ФЗ от 29.12.2006 г. базовый размер
2008 276250 п. 1 ст. 11 198-ФЗ от 24.07.2007 г. +10,5% - инфляция за 2007 г. 11,9%
2009 312162 п. 1 ст. 11 204-ФЗ от 24.11.2008 г. +13% - инфляция за 2008 г. 13,3%
2010 343379 п. 1 ст. 10 308-ФЗ от 02.12.2009 г. +10% - инфляция за 2009 г. 8,8%
2011 365698 п. 1 ст. 10 357-ФЗ от 13.12.2010 г. +6,5% - инфляция за 2010 г. 8,8%
2012 387640 п. 1 ст. 10 371-ФЗ от 30.11.2011 г. +6% - инфляция за 2011 г. 6,1%
2013 408961 п. 1 ст. 10 216-ФЗ от 03.12.2012 г. +5,5% - инфляция за 2012 г. 6,6%
2014 429409 п. 1 ст. 9 349-ФЗ от 02.12.2013 г. +5% - инфляция за 2013 г. 6,5%
2015, 2016, 2017 453026 п. 1 ст. 8 закона о федеральном бюджете на 2015, 2016 и 2017 годы
  • +5,5% на 2015 г. - инфляция за 2014 г. 11,4%
  • +0% на 2016 г. - инфляция за 2015 г. 12,9%
  • +0% на 2017 г. - инфляция за 2016 г. 5,4%
453026 - +0% - инфляция за 2017 г. 2,5%

Индексация материнского капитала на 2017 год

В соответствии с данными, представленными в приведенной выше таблице, можно отследить изменение размера сертификата на маткапитал по годам реализации программы, при этом:

  • за прошедшие 10 лет (с 2007 по 2017 годы) сумма маткапитала выросла с 250 до 453 тыс. рублей (рост на 81,2% );
  • общая инфляция за тот же период относительно уровня потребительских цен 2007 года только по официальным данным составила 139,6% (что соответствует общему подорожанию товаров народного потребления в 2.4 раза за 10 лет).

На основе официальных данных можно констатировать, что относительно номинала 2007 года на настоящий момент материнский капитал уже обесценился на (139,6 - 81,2) / 139,6 = 41,8% (то есть почти на половину ). В соответствии с этим покупательная способность сертификата в ценах 2007 года сейчас соответствует сумме всего в 145,5 тысяч рублей против базового размера в 250 тысяч .

Как получить материнский капитал на второго ребенка?

регионального материнского капитала . Что это такое? По сути, это дополнение к федеральному материнскому капиталу. Каждый регион по-своему пытается помочь многодетным семьям и стимулировать рождаемость.

Обычно это денежное пособие в размере от 25, 50, 100 и более тысяч рублей, которым можно распорядиться так же, как и . Однако в ряде субъектов РФ деньги регионального материнского капитала можно направить на покупку автомобиля, земли или лечение ребенка. В других регионах муниципальные власти выдают землю при рождении второго или третьего ребенка.

ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.
Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства,
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1.01.2007.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства РФ или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.
В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.
В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится к персональным данным граждан и является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет ПФР и его территориальными органами.
Лица, имеющие право на получение материнского капитала вправе обратиться в территориальный орган ПФР за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на него путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Территориальным органом ПФР выносит решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата в месячный срок с даты приема заявления, после чего в течение пяти дней направляет соответствующее уведомление лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:
1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным законом;
3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
5) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;
6) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;
7) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;
8) ограничения лица, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);
9) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).
Материнский (семейный) капитал устанавливается на 01.01.2011 г. в размере 365698,4 рублей. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год; уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом.
Право на дополнительные меры государственной поддержки может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка, оставшегося без попечения родителей и находящегося в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком не ранее достижения им совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям.
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.
Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться одновременно по нескольким направлениям.
Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Приобретаемое с использованием средств материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации и оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий или могут направляться на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты по 31 декабря 2010 года.
Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми).
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории РФ:
- на оплату платных образовательных услуг;
- на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями;
- на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства материнского капитала, на дату начала обучения не должен превышать 25 лет.
Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.
Средства материнского капитала по представленному женщинами заявлению о распоряжении могут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" и ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Женщины, выбравшие направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии вправе отказаться от использования средств по указанному направлению при условии осуществления их использования по другому направлению, предусмотренному законом.
Женщины, не принявшие решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений.
Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля

1. Субъекты права на дополнительную помощь в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
2. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и правила его выдачи.
3. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал.
4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении.
5. Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
6. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми).
7. Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.

– это помощь, предоставляемая государством, семьям, у которых двое или более детей. Он предоставляется в виде однократного сертификата с утвержденной суммой денег после рождения второго и последующего ребенка.

Материнский капитал – это особая форма имущественной государственной поддержки молодых семей, предусмотренная федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Второе название материнского капитала – это семейный капитал , данные понятия равнозначны.

Хоть этот вид помощи и называется материнским капиталом, но право на него имеют и отцы – при определенных условиях. Во-первых, если у детей нет матери; во-вторых, если второй ребенок, усыновленный одиноким мужчиной, был рожден позднее 2007 года.

Эта система помощи действует с 2007 года и ограничивается 2016 годом.

Данная форма поддержки оказывается гражданам, родившим или усыновившим второго или при соблюдении определенных условий третьего и иных последующих детей.

Документом, удостоверяющим право лица на получение средств материнского капитала является сертификат .

Получить федеральный семейный капитал имеют право:

  1. женщина, гражданка России, которая родила (усыновила) второго или последующих детей в период с 1 января 2007 года;
  2. мужчина, гражданин РФ, усыновивший второго или последующих детей по решению, вступившему в законную силу после 1 января 2007 года.
  3. усыновитель ребенка, если прекращены права на дополнительные меры гос. поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, если в отношении ребенка (детей) совершено умышленное преступление;
  4. несовершеннолетний ребенок, дети в равных долях или учащийся очной формы обучения до достижения им 23-летнего возраста, если отец (усыновитель) или мать, являющейся единственным родителем (усыновителем) утратили право на получение мер дополнительной государственной поддержки.

Условиями получения материнского капитала являются:

  • наличие российского гражданства у родителей;
  • рождение или усыновление второго ребенка произошло в период с 1 января 2007 года и до 31 декабря 2016 года.
  • родители ребенка ранее не использовали право на получение государственной поддержки.

На какие цели может быть использован материнский капитал?

1. Улучшение жилищных условий:

  • приобретение жилого помещения (в том числе путем взятия ипотечного кредита)
  • индивидуальное жилищное строительство (возможно использование капитала для погашения целевого займа);
  • реконструкция имеющейся квартиры, дома с обязательным увеличение жилой площади;
  • покупка доли в жилом помещении. Однако, говоря о данном пункте, следует понимать, что мы говорим не об абстрактной идеальной доле в праве собственности на жилье, а о реальном выделенном, конкретном обособленном жилом помещении – комнате.

При этом обычно ПФ РФ не особо положительно относится к приобретению на средства материнского капитала отдельных комнат, отказывая в перечислении средств по данному направлению. Поэтому, приобретая «долю» следует быть готовым, к судебному признанию использования для этого материнского капитала. Обычно суды встают на сторону заявителя, если произведенная сделка реально ведет к улучшению жилищных условий, то есть, например, если лицо ранее не имело собственного жилого помещения.

В общем, для приобретения жилого помещения, будь то квартира, дом или комната, на средства семейного капитала требуется выполнить особое обязательство, а именно оформить приобретенную недвижимость в общую собственность всех членов семьи: родителей и детей.

Если это невозможно произвести до подачи заявления о перечислении средств по семейному сертификату (например, жилье обременено залогом или оно еще реально не существует, то есть не построено), требуется дать ПФ обязательство о будущем оформлении приобретенной недвижимости в общую собственность членов семьи.

При этом законом не определено, какие дети имеют право на получение обязательной доли – совместные или каждого из супругов, малолетние или достигшие возраста совершеннолетия.

Согласно, письму Министерства экономического развития РФ от 28 июня 2011 г. № Д23-2738, установлен к данному вопросу весьма экстраординарный подход. Так, указано, что при распределении долей должны учитываться в том числе интересы будущих детей.

Отсутствие единого законодательного подхода по данной проблеме, ведет формированию неоднозначной судебной практики.

Доли в праве собственности на жилое помещение устанавливаются по соглашению всех дееспособных членов семьи, при этом в данном договоре следует предусмотреть возможность об изменении (уменьшении и увеличении) процентного соотношения долей в целях защиты имущественных интересов будущих детей.

Невыполнение данного обязательства в дальнейшем влечет для сторон наступление неприятных последствий. Так, в случае продажи приобретенного на средства материнского капитала жилого помещения, если не было исполнено обязательство о выделении долей детям, данный договор может быть признан недействительным по иску заинтересованных лиц, а также органов опеки и попечительства или прокуратуры.

2. Образование детей.

3. Формирование накопительной части трудовой пенсии матери ребенка.

Однако, как показывает, практика использование денежных средств на данные цели очень редко, так как процедура оформления документов по данным направления весьма осложнена и, что касается конкретно вложение денежных средств в пенсию, неэффективна и непрактична.

Виды поддержки российских семей в виде материнского капитала:

  1. федеральная – предусмотренная ФЗ РФ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, правом на ее получение обладают в равной степени все граждане России, ставшие родителями (усыновителями) второго ребенка в период с 1 января 2007 года и до 31 декабря 2016 года.
  2. региональная или так называемая «губернаторская» - дополнительная мера поддержки жителям конкретного региона, оказываемая местными властям за рождение третьего ребенка. Обычно она предъявляет к заявителям дополнительные условия: определенные период оседлости на территории данной административно – территориальной единицы, малоимущий характер и другое. Однако направления использования регионального капитала обычно расширены относительно федерального списка.

Порядок получения материнского капитала

Уполномоченным в сфере социальной поддержки молодых семей органом является Пенсионный фонд РФ.

Получить консультацию или подать заявление на перечисление средств по материнскому сертификату, можно в территориальном отделении ПФ по месту жительства, регистрации или постоянного фактического пребывания заявителя.

Реализовать права на получение непосредственно денежных средств по семейному капиталу можно в любое время по прошествии трех лет (в большинстве случаев, исключением является необходимость оплаты ипотечного кредита и целевого займа, когда возможно обналичить сертификат сразу же после получения свидетельства о рождении ребенка) с момента рождения или усыновления ребенка. Выплаты производятся только в безналичной форме.

Иным образом использовать сертификат нельзя!

Это значит, что обналичить семейный капитал (то есть получить его наличными средствами) нельзя. Продать, иным образом реализовать сертификат нельзя, да и, по нашему мнению, бессмысленно, поскольку сертификат представляет собой именной документ строгой отчетности, то есть предъявить его к исполнению может только названное в нем лицо.

Любые попытки самостоятельно или при посредничестве подставных фирм обналичить сертификат признаются мошенничеством, наказываемым в нашей стране уголовным наказанием.

Заявление о перечислении денежных средств и документы, подтверждающие их целевое использование по направлениям, предусмотренным законом, подаются в ПФ РФ лично, по почте или в виде электронной заявки.

Заявление рассматривается в течение одного месяца, после чего принимается решение о возможности удовлетворения просьбы о перечислении денег на банковский счет заявителя. Перевод производится в двухмесячный срок.

Документы, необходимые для получения капитала в Пенсионном фонде:

  • паспорт матери с российским гражданством и пропиской на территории России;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • заявление, заполненное печатными буквами;
  • СНИЛС на каждого ребенка;
  • лицам, которые усыновили ребенка, необходимо предоставить подтверждающие права документы;
  • если мать умерла при родах, то отцу или опекуну необходимо предоставить свидетельство о ее смерти;
  • если мать лишена родительских прав, то нужно дополнить пакет документов бумагой, доказывающей этот факт;
  • если мать находится за рубежом, то для получения сертификата потребуются дополнительные документы.

Примерно через месяц после предоставления всех документов сертификат будет готов.

Объем государственной помощи в виде материнского капитала

в 2013 году он составлял – 408 960 рублей,

в 2014 году - 429 408 рублей,

в 2015 году - 453 026 рублей.

Размер поддержки подлежит индексации в соответствие с уровнем инфляции. При этом если сертификат получен ранее, то подлежащие по нему денежные выплаты будут автоматически индексированы.

Если семья уже получила частично денежные средства, то оставшаяся (невыплаченная) часть также будет пересчитана.

Такая помощь будет доступна матерям после того, как второй ребенок отпразднует свой третий день рождения. Стоит отметить, что данное обстоятельство не относится к погашению ипотеки – в этом случае возможно досрочное использование капитала.

Особенности использования материнского капитала

Материнский капитал может быть потрачен родителями только на нужды, установленные законодательно:

  • погашение ипотеки, причем полученной не только в банке, но и иных кредитных учреждениях – как отцом, так и матерью;
  • улучшение условий проживания (обмен маленького жилья на большое);
  • ремонт в собственной квартире или доме;
  • компенсация за строительство собственного дома на территории РФ;
  • оплата образования одному из детей;
  • оплата услуг детского сада;
  • оплата проживания в общежитии учебного заведения, в котором учится ребенок;
  • прибавка к пенсии матери, а также направление ее в управляющую компанию для инвестирования.

Нужно уточнить, что мать может потратить только часть капитала или выбрать несколько направлений для использования такой помощи.

Никакие другие нужды за счет этих средств не оплачиваются. Также нужно помнить и о том, что этот сертификат предполагает только безналичный расчет и любые предложения по обналичиванию МК являются незаконным и рискованным действием.

Возврат материнского капитала

Воспользоваться правом на получение семейного капитала можно только один раз.

Возврат материнского капитала по желанию заявителя законодательством не предусмотрен.

Исключительные случаи отказа в выплате материальной государственной поддержки предусмотрены в статье 20 Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», к ним относят:

  • лишение родительских прав в отношении ребенка, рождение которого породило право на выплаты материнского капитала;
  • совершение в отношении детей умышленного преступления против личности;