Что такое нормирование в сфере закупок. Нормирование в сфере закупок

Работа по обеспечению государственных и муниципальных структур всем необходимым может выполняться только в рамках 44-ФЗ от 05.04.2013, но и сегодня, спустя три года с момента принятия, некоторые его положения остаются исключительно декларативными и не обеспечивают прозрачность госзакупок. Одной из таких процедур является нормирование в сфере закупок.

Положения закона

Действующая редакция 44-ФЗ устанавливает обязанность федеральной или муниципальной структуры – заказчика при планировании своих закупок руководствоваться регламентированными нормативами, которые предоставляют возможность закупать работы, товары, услуги (РТУ) в объемах, согласующихся с реальными нуждами данных государственных и муниципальных учреждений.

Также должен осуществляться контроль над качеством закупаемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ), работ или услуг.

Для достижения поставленной цели 44-ФЗ обязывает заказчика при определении нормативов закупок опираться на два основных постулата:

  1. В каждом государственном и муниципальном учреждении должен быть разработан правовой акт – положение о нормировании, которое бы определяло все процедуры, связанные с определением норм и обеспечением их соблюдения.
  2. По ряду некоторых планируемых затрат государственные и муниципальные структуры должны строго придерживаться правил нормирования, разработанных Правительством РФ.

Требования к правовым локальным актам, которые должны быть приняты каждым заказчиком по первому пункту, устанавливаются правительством РФ.

Соответственно, до тех пор, пока правительство не разработает и официально не введет в действие два подзаконных акта, нормы статьи 19 Федерального закона о закупках, обязывающей придерживаться правил нормирования при осуществлении закупочной деятельности, фактически невозможно исполнить.

До конца 2014 года ситуация фактически была нерегулируемой. В октябре 2014 года правительство РФ приняло первый нормативно-правовой акт, требованиями которого должны руководствоваться субъекты, подпадающие под действие 44-ФЗ, при нормировании своих закупок.

В самом документе указано, что он вступает в силу с января 2016 года. Также в связи с тем, что новая редакция статьи 19 вступила в силу только с января 2016 года, обязанность руководствоваться октябрьским положением правительства у субъектов хозяйствования возникла только в 2016 году.

Порядок нормирования

Согласно новой редакции статьи 19, нормирование закупок по 44-ФЗ должно происходить следующим образом:

  • на основании федеральных правовых актов каждая бюджетная структура утверждает собственные правила нормирования в сфере закупок. Эти правила публикуются на официальном сайте закупок;
  • руководствуясь собственными нормами, заказчики составляют план закупок и также публикуют этот план в открытом доступе.

В соответствии с указанным алгоритмом, утвержденные в 2016 году нормативы начнут действовать с января 2017 года (за исключением нормативных затрат на приобретение товаров, порядок расчета которых определен постановлением № 1084).

Основные требования положения о нормативных затратах

В соответствии с принятым положением, определяющим порядок нормирования при госзакупках, государственные и муниципальные структуры должны придерживаться следующих основных правил:

  • все затраты могут рассчитываться, только исходя из объемов бюджетного финансирования для конкретного субъекта;
  • кодировка затрат должна выполняться в соответствии с кодами бюджетной классификации;
  • нормативы рассчитываются исходя из основных показателей деятельности той или иной структуры (численность сотрудников, сроки службы основных фондов, остатки материальных запасов, территориальное расположение).

Этим же положением закрепляются следующие виды нормативных затрат, в рамках которых осуществляется снабжение заказчиков по 44 ФЗ:

  • формирование материального резерва;
  • научно-исследовательская деятельность;
  • развитие и внедрение коммуникационных технологий;
  • капитальный ремонт основных фондов;
  • дополнительное образование сотрудников;
  • товары, необходимые для оказания государственных и муниципальных услуг.

В положении дается расшифровка по каждому из этих пунктов. Также в данном нормативном акте есть формулы для расчета численности работников, без сведений о которой невозможно определить нормативы по многим основным статьям затрат.

Но также есть и оговорка, что субъекты имеют право отойти от указанных формул, обосновав необходимость применения других расчетов.

Разработка ведомственных правовых актов

В мае 2015 года правительством РФ было принято постановление, которым утверждены требования к локальным правовым актам, определяющим порядок нормирования в сфере закупок.

Согласно указанному постановлению, нормирование закупок каждой бюджетной структурой должно осуществляться в соответствии с собственными правилами.

Система закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой уникальный инструмент, посредством которого происходит взаимодействие органов власти, государственных предприятий, корпораций с предпринимательскими, коммерческими структурами. На законодательном уровне стоит задача выстроить это взаимодействие таким образом, чтобы обеспечить компонент двусторонней конкурентоспособности: со стороны власти и со стороны бизнеса.

Согласно статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) под нормированием в сфере закупок понимается «установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)».

Для понимания заявленной темы необходимо определить, какими способами и при помощи каких механизмов осуществляется непосредственно деятельность заказчиков в рамках планирования государственных закупок.

Во второй главе Федерального закона № 44-ФЗ определены инструменты, элементы планирования, а также требования, предъявляемые к заказчику на этапе планирования. Среди инструментов планирования Законом предусмотрены:

План закупок;

План-график закупок.

На федеральном уровне Правительством Российской Федерации утверждаются:

Требования к форме планов закупок, планов-графиков закупок;

Порядок размещения планов закупок, планов-графиков закупок в единой информационной системе (далее - ЕИС);

Общие требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Такой комплекс требований позволяет унифицировать систему государственных закупок, систематизировать работу поставщиков и заказчиков, а также ликвидировать злоупотребление в сфере закупок, делая процесс их осуществления более прозрачным уже на стадии планирования. В перспективе, с введением идентификационного кода закупки и указанием его заказчиком в плане и план-графике закупки, процесс идентификации закупки и, как следствие, анализ и контроль ее заметно упростится.

Сложно оспорить тот факт, что, чем тщательнее разработан план, чем точнее он сбалансирован с бюджетом, и чем выше процент его выполнения, тем более эффективно будет осуществляться закупочная деятельность в целом. Заказчик разрабатывает план закупок - организационную схему работ по организации и осуществлению закупок товаров, работ и услуг с описанием и детализацией важнейших задач и процедур, касающихся закупок и порядка их проведения. При построении плана определяющим показателем является временной аспект - конкретный момент времени, в который продукция должна быть получена заказчиком.

Безусловно, существует комплекс проблем, с которыми приходится сталкиваться заказчикам на этапе планирования: это и методика планирования, и объем подготовительных работ, а также особенности документации. Методика планирования является ключевым элементом и заслуживает более детального изучения. Перед заказчиком возникает глобальная проблема - «как планировать свои закупки?». В теории планирования выделяются в частности такие методы:

Балансовый;

Вариантный.

В системе планирования Федеральным законом № 44-ФЗ выделяется обоснование закупок, которое предполагает формулирование заказчиком цели закупки. Балансовый метод планирования означает, что план закупок товаров, работ, услуг обосновывается путем составления балансовой ведомости, в которой предварительно определяются потребности заказчика и допустимый объем источника удовлетворения этих потребностей, а затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т. е. балансируются.

Вариантный метод планирования не находит своего отражения в существующей системе планирования, поскольку вариативность в планах закупок и план-графиках становится деструктивным элементом в рамках обеспечения принципа единства контрактной системы. Однако вариативность в существующей модели закупочной деятельности отражается в возможности внесения изменений в документацию закупок по части планирования в установленных случаях.

При этом стоит отметить, что для закупаемых заказчиками товаров, работ и услуг еще до составления планов закупок может быть определен определенный набор требований. Федеральным законом № 44-ФЗ предусмотрено два вида нормирования в сфере закупок. (статья 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ).

Нормативные затраты и требования к товарам, работам, услугам - два взаимосвязанных и дополняющих друг друга вида нормирования в сфере закупок.

Рис.1. Виды нормирования

После определения конкретной продукции (и ее количества), которую необходимо закупить для обеспечения выполнения государственных и муниципальных функций, нужно выявить потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики отдельных видов товаров, работ, услуг, имеющие влияние на цену отдельных видов товаров, работ, услуг, необходимых для государственных и муниципальных нужд. Это необходимо для исключения избыточных потребительских свойств, не обусловленных пригодностью продукции для эксплуатации и потребления в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения функций органами власти. Данный тезис легко подтвердить, проиллюстрировав его простым примером.

С помощью установления нормативов количества и цены в рамках определения нормативных затрат становится возможным определить обоснованный объем и максимальную стоимость (в формате «не более») товаров, работ, услуг, планируемых к закупке. Очевидно, что для обеспечения выполнения функций государственному органу необходим служебный легковой автотранспорт. Превышение фактического количества автотранспортных средств над нормативным не позволит обосновать и, следовательно, осуществить их закупку.

На современном этапе система нормирования государственных закупок представлена тремя основными уровнями (Рис. 2.).

Рис. 2. Система нормирования государственных закупок

На первом уровне находятся общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Их разработка входит в ведение Правительства Российской Федерации.

На втором - правила нормирования закупок, формируемые Правительством Российской Федерации, высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями.

Наконец, на третьей ступени - непосредственно требования к отдельным видам закупаемой продукции и услуг (включая установление предельной цены) и нормативные затраты, необходимые для осуществления функций учреждений. Их устанавливают для себя, своих территориальных органов и подведомственных казенных и бюджетных учреждений государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы.

Основная цель при нормировании в сфере закупок - установить такие требования, которые бы не ущемляли заказчиков в его объективных потребностях, но и не давали возможность приобретать лишние товары, работы и услуги, а также продукцию с избыточными характеристиками или предметы роскоши.

Требования к товарам, работам, услугам - требования к количеству, качеству, потребительским свой­ствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приво­дящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 19 Закона № 44-ФЗ) .

Нормативные затраты.

Первым видом или направлением в системе нормирования является установление нормативных затрат.

Под нормированием затрат понимается определение предельных объемов затрат на закупки товаров, работ, услуг в денежном выражении на обеспечение функций конкретного должностного лица (групп должностных лиц) исходя из установленных правил расчета, а также используемых при расчете нормативов (в том числе нормативов цены и нормативов количества).

Основу правого регулирования нормативных затрат составляет статья 19 Федерального закона № 44-ФЗ. Именно во исполнение положений, указанных в этой статье Правительством Российской Федерации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 г. № 1047, установившее общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов (далее - постановление 1047). Данный документ является актом первого уровня, так как устанавливает «правила игры» для всех участников, вовлеченных в систему нормирования.

Если попытаться схематично представить всю систему актов о нормировании затрат, то тут существует трехступенчатая модель. Ее составляющими являются на базисном уровне федеральный закон № 44-ФЗ, на первом уровне - постановление 1047, на втором – постановление правительства Российской Федерации от 20.10.2014 г. № 1084 «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения» (далее – постановление 1084), а также акты высших исполнительных органов власти в субъектах Российской Федерации и местных администраций, устанавливающие правила определения нормативных затрат для органов власти и органов управления государственными внебюджетными фондами в субъектах и местных органов власти, а на третьем уровне – акты непосредственно органов власти (федеральных, региональных, муниципальных) и органов управления государственными внебюджетными фондами, устанавливающие наиболее уточненные правила определения нормативных затрат на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

При этом каждый последующий уровень актов дополняет предыдущий. Построение такой многоуровневой и сложной системы обусловлено стремлением установить наиболее точные и подходящие нормативные рамки для заказчиков, учитывая функциональную специфику органов.

Как отмечалось выше, Правительство Российской Федерации уполномочено установить общие для всех публично-правовых образований требования к подготовке актов, определяющих нормативные затраты. Так, постановлением № 1047 определена общая классификация нормативных затрат (установлено обязательное условие, что в актах второго и третьего уровней должны соблюдаться виды и группы нормативных затрат, а также определённые направления затрат.) Это позволило унифицировать систему показателей нормативных затрат, а также, как мне кажется, позволит в будущем сопоставить показатели органов государственной власти и органов местного самоуправления при общественном и внутригосударственном контроле.

Необходимо также отметить, что отнесение затрат на закупки товаров (работ, услуг) к соответствующему виду затрат осуществляется в соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, определяющими правила отнесения расходов бюджетной системы Российской Федерации на единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группы, подгруппы и элементы видов расходов.

Группировка нормативных затрат в рамках вида осуществляется на основании группировок нормативных затрат: например, в рамках вида «Затраты на информационно-коммуникационные технологии» выделяются следующие группы: «Затраты на услуги связи», «Затраты на содержание имущества», «Затраты на приобретение прочих работ и услуг, не относящиеся к затратам на услуги связи, аренду и содержание имущества», «Затраты на приобретение основных средств», «Затраты на приобретение материальных запасов».

Направления затрат, не предусмотренные Общими правилами нормирования затрат, вводятся актами второго уровня. При этом, право определения дополнительных направлений затрат может быть предоставлено органам, утверждающим акты третьего уровня с целью уточнения системы нормирования.

Например, Правила не устанавливают группы затрат в виде затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В этой связи главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) вправе самостоятельно определить группы затрат в рамках данного вида (за исключением групп затрат на приобретение нематериальных активов), а также с учетом Указаний о порядке применения бюджетной классификации, отнести на сформированные группы затраты на соответствующие объекты закупок.

С января 2016 года в России заработала система нормирования закупочной деятельности. Теперь государственные и муниципальные заказчики обязаны придерживаться жестких правил, исключающих приобретение товаров с излишними потребительскими свойствами. Пресечение злоупотреблений и растраты бюджетных средств – основная задача нововведения.

Однако реализовать механизм на практике будет непросто. Профессиональные юристы провели комплексный анализ нормативно-правовых актов и подготовили небольшой отчет.

Что включает нормирование закупок по 44-ФЗ?

Правовой основой механизма стала федерального закона о контрактной системе. Парламентарии определили процедуру установления требований к продукции, услугам и работам. Утверждение четких рамок должно производиться сразу на трех уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • местном.

Казенные предприятия и бюджетные учреждения самостоятельно нормированием не занимаются. Они лишь придерживаются утвержденной системы правовых актов и стандартов. Общий смысл федерального закона сводится к внедрению единой системы. Закупочный цикл должен включать четыре этапа:

  • нормирование;
  • экономическое обоснование каждой позиции;
  • составление и утверждение плана заказчиком;
  • публикация графика.

После прохождения всех ступеней открывают и определяют контрагента. Сейчас закупочная деятельность начинается с планирования.

Какие требования предъявляют к приобретаемой продукции?

Распорядительные органы обязаны разработать критерии оценки закупаемых ценностей и имущественных благ. Пункт 2 статьи 19 закона относит к таковым следующие характеристики:

  • количество;
  • потребительские свойства.

В 2016 году в действие введена новая редакция правовой нормы. Ранее между юристами и представителями власти возник острый спор относительно соотношения понятий «качество» и «потребительские свойства». Теперь этот пробел устранен. Определяя требования к продукции, распорядительный орган должен указать все параметры, в том числе к качественные характеристики.

Важно! Точного описания роскоши в нормативной документации не появилось. Этот вопрос еще предстоит решить на федеральном уровне. Юристы рекомендуют ориентироваться на рынок и руководствоваться предельными ценами закупки.

Порядок разработки документов

Основой нормирования станет Технический регламент – 184-ФЗ от 27.12.02 года. Устанавливая требования, должностные лица обязаны придерживаться актов Таможенного союза ЕЭС, экологических, пожарных норм. Применению подлежат действующие международные и отечественные стандарты, санитарно-гигиенические условия.

Порядок реализации механизма описан несколькими документами. В числе основных актов следует назвать:

  • закон 44-ФЗ;
  • постановления Правительства РФ № 467 от 18.05.14 г., № 1047 от 13.10.14г., № 926 и 927 от 02.09.15г., № 1064 от 20.09.14г.;
  • региональные правовые акты;
  • правила, установленные муниципалитетами.

Ведомственный перечень вводится в действие обычным распоряжением. Проект подлежит общественному обсуждению и корректировке с учетом высказанных мнений. Правило установлено закона 44-ФЗ.

Разрабатывать акты публичные власти могут до завершения декабря. Такой вывод юристы делают, оценив положения о сроках. Фактически начать работу по нормированию можно только с января. Большинство официальных регламентов вступило в силу лишь несколько месяцев назад.

Нововведением закона о контрактной системе стало нормирование в сфере закупок. Теперь требования к отдельным видам товаров, работ и услуг необходимо устанавливать на основе правил нормирования, принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В свою очередь эти правила должны формироваться на основе общих правил нормирования закупок, которые разработало Правительство Российской Федерации.

Для некоторых видов продукции еще до составления планов закупок может быть определен минимальный набор требований. Законом предусмотрена трехуровневая система нормирования в сфере закупок , каждая ступень которой подчиняется вышестоящей (ст. 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ , далее — Закон № 44-ФЗ ).

Построение системы нормирования закупок по Закону № 44-ФЗ

На первом уровне находятся общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Их разработка входит в ведение Правительства Российской Федерации.

На втором — правила нормирования закупок, формируемые Правительством Российской Федерации, высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями.

Наконец, на третьей ступени — непосредственно требования к отдельным видам закупаемой продукции и услуг (включая установление предельной цены) и нормативные затраты, необходимые для осуществления функций учреждений. Их устанавливают для себя, своих территориальных органов и подведомственных казенных и бюджетных учреждений государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы.

Содержание общих правил и правил при нормировании закупок по Закону № 44-ФЗ

Общие правила нормирования

  • Общие требования к порядку разработки, принятия, к содержанию и обеспечению правовых актов о нормировании в сфере закупок.
  • Общие правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (включая предельные цены) и нормативных затрат на обеспечение функций госорганов и т. д.

Правила нормирования

  • Требования к указанному выше порядку, содержанию и обеспечению правовых актов.
  • Правила определения указанных выше требований и нормативных затрат
  • Требования к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг (включая предельные цены).
  • Нормативные затраты на обеспечение функций госорганов и т. д.

Примечания

1. Требования к продукции распространяются на всех заказчиков. Нормативные затраты — на государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы (в том числе на территориальные органы и подчиняющиеся ведомству казенные учреждения).

2. Представленная информация должна находиться в открытом доступе и размещаться в единой информационной системе.

Пример установления требований

Департамент образования может установить требования, согласно которым, например, мебель для компьютерных классов высших учебных заведений должна быть деревянной с металлическим каркасом, стулья иметь регулировку по высоте, предельная цена на стулья должна составлять не более 2 000 руб., на парты — не более 3 500 руб., срок эксплуатации — пять лет и более. Данные требования соответствуют правилам нормирования, принятым высшим органом исполнительной власти субъекта: мебель для указанных учреждений должна быть деревянной с металлическим каркасом, предельная цена на стулья должна составлять не более 2 500 руб., на парты — не более 4 000 руб., срок эксплуатации — пять лет и более.

В соответствии с порядком, установленным при нормировании в сфере закупок в Законе № 44-ФЗ , требования к продукции переходят от общих к более конкретным и не нарушают условий, установленных на уровень выше.

Нормирование в сфере закупок — установление тре-бований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цене товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муници-пальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (ч. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Требования к продукции

Основная цель при нормировании в сфере закупок — установить такие требования, которые бы не ущемляли заказчиков в его объективных потребностях, но и не давали возможность приобретать лишние товары, работы и услуги, а также продукцию с избыточными характеристиками или предметы роскоши.

Требования к товарам, работам, услугам — требования к количеству, качеству, потребительским свой-ствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приво-дящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

По части 2 статьи 19 Закона № 44-ФЗ необходимо определять такие избыточные потребительские свойства и роскошность согласно законодательству Российской Федерации. Тем не менее четких правил пока нет.

Недостаток информации приводит к тому, что нередко заказчики сталкиваются с трудностью в определении этих понятий. Всегда следует исходить из здравого смысла. Например, обоснована ли потребность медицинского учреждения в закупке электронных тонометров? Все основные функции может выполнить механический прибор. К тому же в отличие от автоматического тонометра он может гарантировать точный результат измерения.

Прововые акты о нормировании в сфере закупок

С октября 2014 года действует постановление по нормированию закупок , определившее общие правила в части требований к установлению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов (постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1047).

Аналогичное постановление на нормирование покупок, устанавливающее нормативные затраты, появилось и в рамках правил нормирования (постановление Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084).

С 1 января 2016 года вступят в силу еще следующие правовые акты о нормировании в сфере закупок:

  • постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 476 «Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»;
  • постановление Правительства РФ от 19 мая 2015 г. № 479 «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».

Это требования к закупаемой продукции, а также к нормативным затратам, необходимым для обеспечения потребностей заказчиков (). Такими требованиями могут являться качественные, количественные, потребительские свойства, а также предельная цена на товары, работы или услуги (ч. 2 ст. 19 44-ФЗ). Главный критерий, который должен соблюдаться при разработке таких правил — вся закупаемая продукция обязана соответствовать своему целевому назначению, то есть в полной мере использоваться для удовлетворения потребностей и обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Это способствует:

  • целевому расчету нормативных затрат для дальнейшего планирования закупок и документального подтверждения объемов бюджетных обязательств, запрашиваемых на эти цели;
  • ограничению ценовых критериев и потребительских характеристик закупаемых товаров, работ или услуг, из-за чего госзакупщики не могут заказать товары роскоши и продукцию с излишними характеристиками.

Регламент устанавливают нормативно-правовые акты:

  1. Постановление Правительства от 18.05.2015 № 476.
  2. Постановление Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047.
  3. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015.

Размещать правила нормирования могут структуры:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • территориальные подразделения;
  • органы, управляющие государственными внебюджетными фондами;
  • бюджетные, автономные, подведомственные казенные учреждения.

Как формируются правила нормирования

В первую очередь утверждаются общие правила, определяющие нормирование (ч. 3 ст. 19 № 44-ФЗ). Далее определяются нормативы (ч. 4 ст. 19 № 44-ФЗ). И в завершении утверждаются конкретные требования к отдельным видам ТРУ и нормативным затратам (ч. 5 ст. 19 № 44-ФЗ).

Каждый этап формирует определенный перечень нормируемых ТРУ: на первом этапе разрабатываются общие требования, на втором — обязательный перечень, на третьем — ведомственный.

Ведомственный перечень необходим для регулирования обоснованности закупочной деятельности. Благодаря ему исключаются закупки товаров с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.

Кто формирует

На первом этапе орган, размещающий правила нормирования, — это Правительство РФ. Оно регламентирует общие условия, применяемые в контрактной системе. Посредством разработки нормативно-правовой базы устанавливаются как общие требования к порядку создания, внедрения и исполнения подзаконных актов, регулирующих закупочную деятельность, так и определяющие требования к отдельным видам закупаемых ТРУ и нормативных затрат.

На втором этапе подключаются высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, а также местные администрации.

На третьем этапе требования и нормативные затраты утверждают государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Как контролируется

Проверка соблюдения правил нормирования в сфере закупок производится в отношении заказчиков, различных , закупочных и их членов, уполномоченных органов и учреждений, а также операторов (п. 2 ст. 99 44-ФЗ).

Контроль на государственном и муниципальном уровне осуществляют органы внутреннего финансового контроля.

Контролю подвергаются расходы, связанные с ведением закупочной деятельности. Во время проверки выявляется их достоверность и правильность составления и ведения отчетности.

Несут должностные лица. На основании положений , планы-графики, планы закупок должны содержать приложения с включенным , в котором указываются конкретная цель закупки и реквизиты акта о нормировании.