Ограничение конкуренции. В чем заключается принцип обеспечения конкуренции Что ограничение конкуренции по 44 фз

Ограничение конкуренции в закупках - серьезное нарушение, за которое можно получит наказание вплоть до уголовного. Виновниками нередко оказываются и заказчики, и участники. Какие существуют признаки ограничения конкуренции и как пожаловаться на незаконные действия в ФАС, читайте в материале.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Конкуренция - это соперничество участников одного товарного рынка (рынка услуг или работ). Ограничением конкуренции применительно к торгам считаются:

Главные отличительные черты: наличие договоренности и целенаправленное влияние на результат закупочной процедуры.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Признаки ограничения конкуренции по 44-ФЗ

  • отказ участника торгов от самостоятельных действий;
  • согласованные действия нескольких участников;
  • любое воздействие на ход торгов;
  • заключение соглашений, направленных на создание преимуществ для одного из участников;
  • незаконный доступ к конфиденциальной информации (при сговоре заказчика с участником);
  • нарушения порядка определения победителей;
  • незаконное отклонение заявок участников;
  • установление невыполнимых требований заказчиком;
  • подготовка документации под конкретного поставщика;
  • участие в торгах должностных лиц заказчика или лиц, имеющих с ним конфликт интересов ;
  • ограничение доступа к участию в закупке;
  • включение в одну закупку не связанных между собой товаров, работ и услуг и т.д.

Нарушение установленных правил ведет к признанию закупки и заключенного контракта недействительными.

Примером ограничения конкуренции в сфере закупок может служить спор контролеров с одним из крупных заказчиков по Закону № 223-ФЗ, который привел стороны в суд. Причиной тяжбы стало решение, в котором указали на 13 нарушений заказчика. ФАС рассмотрела жалобу участвующего в запросе цен общества и признала, что заказчик ограничивал конкуренцию, нарушил принципы равноправия, объективности и обоснованности.

По мнению контролеров, к участникам предъявили излишние, трудновыполнимые и обременяющие их требования. Заказчика такой поворот событий не устроил. Он обратился в арбитраж, будучи уверенным, что судьи займут его сторону. Почему арбитры не оправдали его надежд и что за драконовские требования заказчик выставил к участникам, узнаете в обзоре

Штраф за ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Наказание может быть назначено по ст. 14.9 КоАП РФ. В ней установлена ответственность за ограничение конкуренции органами власти, представителем которых и выступает любой госзаказчик. Должностному лицу грозит штраф до 50 тыс. руб. За повторное нарушение должностное лицо дисквалифицируют до трех лет.

Ответственность за ограничивающие конкуренцию соглашения установлена в ст. 14.32 КоАП РФ. Картельный сговор обернется для участников штрафом до половины начальной цены торгов (не менее 100 тыс. руб.).

Уголовное наказание грозит в том случае, если ущерб от действий участников сговора превысил 10 млн руб. Санкция установлена в ст. 178 УК РФ:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 1 года;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

При особо крупном ущербе (более 30 млн руб.), срок лишения свободы возрастает до 6 лет. Дополнительно виновника могут оштрафовать на миллион рублей.

Жалоба на ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Срок, в течение которого можно подать жалобу в ФАС, зависит от сути претензий. Если они касаются закупочной документации, направить обращение можно в любой момент до окончания срока подачи заявок. Если же участник недоволен самой процедурой определения поставщика (например, отклонением заявки), обратиться в ФАС он должен до заключения контракта. Если документ уже подписан, жаловаться придется в суд.

Жалобу можно составить как в бумажном виде, так и в форме электронного документа. Подписать ее должен лично заявитель. Что должно быть в жалобе:

  • данные заказчика: адрес и реквизиты;
  • сведения об авторе обращения - наименование или ФИО, контакты, адрес;
  • информация о закупке;
  • суть жалобы;
  • список документов, подтверждающих нарушения, допущенные заказчиком или отдельным должностным лицом.

Все подтверждающие бумаги приложите к жалобе. Если ФАС не отклонила обращение в течение двух дней, значит оно принято к рассмотрению. Отклонить жалобу могут, если она анонимная, не соответствует требованиям закона или истек срок. На оценку доводов у ФАС уходит до 5 дней. Далее начинается рассмотрение дела с участием сторон спора. По итогу ведомство выносит решение. Если выяснится, что заказчик ограничил конкуренцию, ему выдадут предписание. , чтобы ФАС приняла и рассмотрела жалобу.

Практика по ограничению конкуренции

Управление организации торгов Самары проводило аукцион на работы по благоустройству детских и спортивных площадок одного из районов города. От подрядчика требовалось поставить и установить архитектурные объекты, восстановить покрытия. Однако одному из участников не понравились требования к материалам. ООО «ОПТ-СНАБ» пожаловалось в ФАС на то, что заказчик установил такие требования к материалам, показатели по которым можно узнать только после испытания отдельной партии.

В документации о закупке были даны конкретные показатели по плотности, твердости покрытия площадок, сопротивления на разрыв, толщине, температуре использования. Участник посетовал, что не может направить заявку на аукцион, поскольку попросту не знает большинства из этих цифр применительно к материалам, с которыми планирует работать. Он сообщил в жалобе, что для этого нужно либо самому обладать лицензией на испытания, либо обратиться в специализированную организацию, предварительно купив партию товара.

В последнем случае велик риск убытков, ведь продукция может и не подойти под жесткие требования. ООО «ОПТ-СНАБ» сослалось на то, что закон не обязывает участников иметь продукцию и материалы в наличии. Об этом говорится в письме ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16.

Но Самарское УФАС не нашло в документации требований, нарушающих закон. В своем решение по жалобе № 270-12863-18/7 от 28.03.2018 г. ведомство привело отрывок из инструкции по заполнению заявки: «Наименования, значения показателей, единицы измерения, товаров должны соответствовать наименованиям, значениям показателей товаров, в том числе техническим параметрам, установленным в описании объекта закупки и в соответствии с требованиями Информационной карты содержащихся в документации об электронном аукционе». ФАС указала на то, что в документации к аукциону нет упоминания о том, что участники обязаны подробно описывать химический состав, компоненты товара и показатели технологии производства, которые можно узнать после испытаний.

Также ведомство не оставило без внимания тот факт, что на аукцион в конечном счете пришли 14 заявок, намекая, что условия не такие уж и невыполнимые. Жалобу признали необоснованной. При обжаловании стоит учитывать, что ваша трактовка положений документации и закона может не совпадать с видением ФАС. Так произошло и в следующем случае, когда мнения госоргана и участника по поводу качества документации о закупке разошлись.


Должностныелица -50 000 35 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 Часть 4статьи 7.32. Должностныелица -20 000Юридическиелица - 200 000 36 Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена ФЗ-44 и такоеизменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг Часть 5статьи 7.32. Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения 37 Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта Часть 6статьи 7.32.

Какой штраф грозит за ограничение конкуренции в аукционе по 44-фз?

В статьях 7.29-7.32.1 КоАП содержатся основные составы административных правонарушений в сфере закупок. По данным видам правонарушений срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП). Статья Часть Вид нарушения Санкция применяется к: Сумма штрафа Статья 7.29.
Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 1. Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в т. ч.

Ограничение конкуренции

Возможные виды ответственности могут наступать в следующих случаях:

  1. противоправный отказ участнику тендера в подаче заявки или участия в конкурентной процедуре;
  2. необоснованное отклонение от содержания конкурсной документации;
  3. отказ в заключении контракта с победителем процедуры закупки;
  4. незаконный отказ от исполнения обязательств по условиям государственного или муниципального контракта;
  5. нарушение требований закона по информационному обеспечению закупочной деятельности (например, нарушение порядка и сроков публикации документов по тендеру в единой информационной системе торгов).

Помимо привлечения к административной ответственности к виновным лицам, результаты закупочной процедуры будут отменены. При совершении повторных нарушений санкции существенно увеличиваются, а в ряде случает должностным лицам грозит дисквалификация.

Закупка одним лотом как ограничение конкуренции

Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию. Должностному лицу заказчика. 20 тыс. руб. Статья 7.31.1.

Ограничение конкуренции по 44 фз статья

Должностному лицу заказчика. 5 % начальной (максимальн.) цены контракта, но не более 30 тыс. руб. 13. Признание победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Должностному лицу заказчика. 50 тыс. руб. 14. Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, если законодательством о контрактной системе в сфере закупок допускается сокращение указанных сроков, или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя).


Должностному лицу заказчика. 30 тыс. руб. 15. Нарушение порядка проведения аукциона в электронной форме, а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Оператору электронной площадки. 300 тыс. руб. 16.

Ответственность заказчиков по госзакупкам в рамках фз № 44

Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 ст. 7.30, более чем на 2 рабочих дня Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации. Юридическому лицу. 30 тыс. руб. 100 тыс. руб. 3. Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не более чем на 1 рабочий день. Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации.
Юридическому лицу. 3 тыс. руб. 10 тыс. руб. 4.

Внимание

Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 1. Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2 и 1.3 ст.7.30, не более чем на 2 рабочих дня. Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации.


Юридическому лицу. 5 тыс. руб. 15 тыс. руб. 2.

Ответственность за ограничение конкуренции по 44 ap

Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации. Юридическому лицу. 15 тыс. руб. 50 тыс. руб. 5. Размещение в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика, окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 1.3 ст. 7.30. Должностному лицу заказчика, должностному лицу уполномоченного органа, специализированной организации.

Юридическому лицу. 15 тыс. руб. 50 тыс. руб. 6.

Штраф за ограничение конкуренции по 44 фз

Процедуры осуществления закупок для государства регулируются:

  1. Законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Исходя из признаков ограничения конкурентного соперничества, перечисленных в законе № 135-ФЗ, можно определить самые явные способы ограничения конкуренции:

  1. Использование организациями доминирующего положения на рынке исключительно в свою пользу и в ущерб остальным его участникам.
  2. Заключение соглашений или согласование предпринимательских действий, имеющих своей целью оказание воздействия на рынок.

Последний вариант рассмотрим подробнее (в той части, которая касается отношений по закупкам для госнужд).
Должностному лицу заказчика. От 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. Статья 7.29.2. Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу. 1. Отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами Российской Федерации и актами Президента, актами Правительства Российской Федерации, или иной организации, занимающей доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, если заключение такого государственного контракта является обязательным для указанных лиц.


Должностному лицу поставщика (исполнителя, подрядчика). Юридическому лицу. От 30 тыс. руб.

Ограничение конкуренции в закупках - серьезное нарушение, за которое можно получит наказание вплоть до уголовного. Виновниками нередко оказываются и заказчики, и участники. Какие существуют признаки ограничения конкуренции и как пожаловаться на незаконные действия в ФАС, читайте в материале.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Конкуренция - это соперничество участников одного товарного рынка (рынка услуг или работ). Ограничением конкуренции применительно к торгам считаются:

  • согласованные действия;
  • координация экономической деятельности;
  • антиконкурентные соглашения;
  • картельные сговоры.

Главные отличительные черты: наличие договоренности и целенаправленное влияние на результат закупочной процедуры.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Признаки ограничения конкуренции по 44-ФЗ

  • отказ участника торгов от самостоятельных действий;
  • согласованные действия нескольких участников;
  • любое воздействие на ход торгов;
  • заключение соглашений, направленных на создание преимуществ для одного из участников;
  • незаконный доступ к конфиденциальной информации (при сговоре заказчика с участником);
  • нарушения порядка определения победителей;
  • незаконное отклонение заявок участников;
  • установление невыполнимых требований заказчиком;
  • подготовка документации под конкретного поставщика;
  • участие в торгах должностных лиц заказчика или лиц, имеющих с ним конфликт интересов ;
  • ограничение доступа к участию в закупке;
  • включение в одну закупку не связанных между собой товаров, работ и услуг и т.д.

Нарушение установленных правил ведет к признанию закупки и заключенного контракта недействительными.

Примером ограничения конкуренции в сфере закупок может служить спор контролеров с одним из крупных заказчиков по Закону № 223-ФЗ, который привел стороны в суд. Причиной тяжбы стало решение, в котором указали на 13 нарушений заказчика. ФАС рассмотрела жалобу участвующего в запросе цен общества и признала, что заказчик ограничивал конкуренцию, нарушил принципы равноправия, объективности и обоснованности.

По мнению контролеров, к участникам предъявили излишние, трудновыполнимые и обременяющие их требования. Заказчика такой поворот событий не устроил. Он обратился в арбитраж, будучи уверенным, что судьи займут его сторону. Почему арбитры не оправдали его надежд и что за драконовские требования заказчик выставил к участникам, узнаете в обзоре

Штраф за ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Наказание может быть назначено по ст. 14.9 КоАП РФ. В ней установлена ответственность за ограничение конкуренции органами власти, представителем которых и выступает любой госзаказчик. Должностному лицу грозит штраф до 50 тыс. руб. За повторное нарушение должностное лицо дисквалифицируют до трех лет.

Ответственность за ограничивающие конкуренцию соглашения установлена в ст. 14.32 КоАП РФ. Картельный сговор обернется для участников штрафом до половины начальной цены торгов (не менее 100 тыс. руб.).

Уголовное наказание грозит в том случае, если ущерб от действий участников сговора превысил 10 млн руб. Санкция установлена в ст. 178 УК РФ:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 1 года;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

При особо крупном ущербе (более 30 млн руб.), срок лишения свободы возрастает до 6 лет. Дополнительно виновника могут оштрафовать на миллион рублей.

Жалоба на ограничение конкуренции по 44-ФЗ

Срок, в течение которого можно подать жалобу в ФАС, зависит от сути претензий. Если они касаются закупочной документации, направить обращение можно в любой момент до окончания срока подачи заявок. Если же участник недоволен самой процедурой определения поставщика (например, отклонением заявки), обратиться в ФАС он должен до заключения контракта. Если документ уже подписан, жаловаться придется в суд.

Жалобу можно составить как в бумажном виде, так и в форме электронного документа. Подписать ее должен лично заявитель. Что должно быть в жалобе:

  • данные заказчика: адрес и реквизиты;
  • сведения об авторе обращения - наименование или ФИО, контакты, адрес;
  • информация о закупке;
  • суть жалобы;
  • список документов, подтверждающих нарушения, допущенные заказчиком или отдельным должностным лицом.

Все подтверждающие бумаги приложите к жалобе. Если ФАС не отклонила обращение в течение двух дней, значит оно принято к рассмотрению. Отклонить жалобу могут, если она анонимная, не соответствует требованиям закона или истек срок. На оценку доводов у ФАС уходит до 5 дней. Далее начинается рассмотрение дела с участием сторон спора. По итогу ведомство выносит решение. Если выяснится, что заказчик ограничил конкуренцию, ему выдадут предписание. , чтобы ФАС приняла и рассмотрела жалобу.

Практика по ограничению конкуренции

Управление организации торгов Самары проводило аукцион на работы по благоустройству детских и спортивных площадок одного из районов города. От подрядчика требовалось поставить и установить архитектурные объекты, восстановить покрытия. Однако одному из участников не понравились требования к материалам. ООО «ОПТ-СНАБ» пожаловалось в ФАС на то, что заказчик установил такие требования к материалам, показатели по которым можно узнать только после испытания отдельной партии.

В документации о закупке были даны конкретные показатели по плотности, твердости покрытия площадок, сопротивления на разрыв, толщине, температуре использования. Участник посетовал, что не может направить заявку на аукцион, поскольку попросту не знает большинства из этих цифр применительно к материалам, с которыми планирует работать. Он сообщил в жалобе, что для этого нужно либо самому обладать лицензией на испытания, либо обратиться в специализированную организацию, предварительно купив партию товара.

В последнем случае велик риск убытков, ведь продукция может и не подойти под жесткие требования. ООО «ОПТ-СНАБ» сослалось на то, что закон не обязывает участников иметь продукцию и материалы в наличии. Об этом говорится в письме ФАС России от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16.

Но Самарское УФАС не нашло в документации требований, нарушающих закон. В своем решение по жалобе № 270-12863-18/7 от 28.03.2018 г. ведомство привело отрывок из инструкции по заполнению заявки: «Наименования, значения показателей, единицы измерения, товаров должны соответствовать наименованиям, значениям показателей товаров, в том числе техническим параметрам, установленным в описании объекта закупки и в соответствии с требованиями Информационной карты содержащихся в документации об электронном аукционе». ФАС указала на то, что в документации к аукциону нет упоминания о том, что участники обязаны подробно описывать химический состав, компоненты товара и показатели технологии производства, которые можно узнать после испытаний.

Также ведомство не оставило без внимания тот факт, что на аукцион в конечном счете пришли 14 заявок, намекая, что условия не такие уж и невыполнимые. Жалобу признали необоснованной. При обжаловании стоит учитывать, что ваша трактовка положений документации и закона может не совпадать с видением ФАС. Так произошло и в следующем случае, когда мнения госоргана и участника по поводу качества документации о закупке разошлись.

При рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы, за исключением случая, если антимонопольный орган принимает решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по основаниям, предусмотренным частью 9 настоящей статьи. 8. По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; 2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; 3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона. 9.

2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Статья 8 федерального закона от 05.04.2013 № 44-фз

  • не допускается введение в закупочную документацию характеристик возможных производителей товара и/или участников закупочных процедур, а также требований к деловой репутации участников закупки, наличию или отсутствию у них производственных мощностей, трудовых или финансовых ресурсов (ч. 3).
  1. В процессе торгов запрещена деятельность, способная привести к ограничению конкуренции (ч. 1 ст. 17 ФЗ № 135).
  2. Отдельно наложен запрет на ограничение доступа к участию в торгах, если на стороне организаторов или заказчиков выступают исполнительные органы власти федерального или регионального уровня, государственные внебюджетные фонды либо если торговые процедуры совершаются для размещения заказов для госнужд (ч. 2 ст. 17 ФЗ № 135).
  3. Запрещены любые иные действия, ограничивающие конкуренцию, так как приведенный в ст.

Статья 8. принцип обеспечения конкуренции

Внимание

Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок Статья 7.

Принципы открытости и прозрачности Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции Статья 9. Принцип профессионализма заказчика Статья 10. Принцип стимулирования инноваций Статья 11.

Принцип единства контрактной системы в сфере закупок Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок Статья 13.

Цели осуществления закупок Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами Глава 2.

Планирование Глава 3. Осуществление закупок Глава 4.

Ограничение конкуренции по 44 фз статья

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ Освещение проблемы ограничения конкуренции в сфере товарооборота для государственных потребностей по закону 44-ФЗ возможно провести от обратного, дав пояснения к запретам на ограничивающие конкуренцию действия, установленные законодательно (несоблюдение этих запретов и требований может расцениваться как ограничение конкуренции):

  1. Положения ч. 1 ст. 24 ФЗ № 44 обязывают заказчиков при проведении закупочных процедур пользоваться конкурентными способами подбора контрагентов либо совершать закупки у одного поставщика.
  2. Заказчик обязан исходить из следующих правил описания предмета закупочных процедур, определенных ст. 33 ФЗ № 44:
  • описание объекта закупки не должно содержать таких характеристик товаров, услуг и т. д., которые способны повлечь ограничение числа участников закупки (п. 1 ч.

Закупка одним лотом как ограничение конкуренции

Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Федерального закона и заявитель представляет доказательства нарушения антимонопольного законодательства, неизвестные антимонопольному органу на момент принятия такого решения; 5) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, истекли сроки давности, предусмотренные статьей 41.1 настоящего Федерального закона; 6) отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в действиях лица, в отношении которого поданы заявление, материалы, установлено вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда; 7) устранены признаки нарушения антимонопольного законодательства в результате выполнения предупреждения, выданного в порядке, установленном статьей 39.1 настоящего Федерального закона. 10.

An error occurred.

Копия такого приказа направляется заявителю и ответчику по делу в течение трех дней со дня издания такого приказа. 13. В течение пятнадцати дней со дня издания приказа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и создании комиссии председатель комиссии выносит определение о назначении дела к рассмотрению и направляет копии определения лицам, участвующим в деле.

14. Определение о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению должно содержать: 1) сведения о лицах, участвующих в рассмотрении дела; 2) основания, послужившие поводом к возбуждению дела; 3) описание выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства, доказательств, фактических и иных обстоятельств, которые свидетельствуют об их наличии; 4) сведения о дате, времени и месте проведения заседания комиссии. 15.

О защите конкуренции (с изменениями на 29 июля 2017 года)

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Оглавление Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона Статья 2.

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок Статья 5.

Ограничение конкуренции по 44-ФЗ статья 8 данного закона определяет довольно общими понятиями, хотя на практике это процесс сложный, многоуровневый и не всегда явный. В статье далее мы подробно рассмотрим вопросы ограничения конкуренции при осуществлении закупок для нужд государства.

Ограничение конкуренции. Теоретическая часть Госзакупки - способы ограничения конкуренции Ограничение конкуренции по 44-ФЗ Нарушение конкуренции по 44-ФЗ Ограничение конкуренции по 223-ФЗ Ограничение конкуренции. Теоретическая часть Конкуренция, в соответствии с п.

7 ст. 4 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, представляет собой отношения субъектов предпринимательства, при которых невозможно или ограничено влияние каждого из них на общие условия оборота на рынке.

Ведение предпринимательской и экономической деятельности основано на принципах равенства и добросовестности всех участников. Наличие свободной конкуренции создает равные условия для ведения бизнеса, а ее необоснованное ограничение является основанием для привлечения к ответственности. В ряде случаев за недобросовестную конкуренцию может наступать уголовное наказание.

Что такое конкуренция

В понятие конкуренции входит свободный состязательный процесс ведения предпринимательской деятельности, при которой обеспечение свободы поведения субъектов может ограничиваться только законом.

Простыми словами, каждому бизнесмену и предприятию разрешается использовать любые способы и средства получения прибыли и доходов, не запрещенные законодательством.

Какие нормы могут ограничивать конкуренцию? В состав возможных препятствий входят:

  1. необходимость точного соблюдения правил участия в отдельных видах правоотношений (например, при тендерах по государственным или муниципальным заказам по нормам ФЗ-44);
  2. неоправданное установление запретов при участии в конкурентных способах закупок по ФЗ-223;
  3. ограничение на осуществление отдельных видов деятельности без получения разрешительной документации (лицензий, допусков саморегулируемых организаций и т.д.);
  4. запреты, установленные в Федеральном законе № 135-ФЗ.

В России полномочия по контролю за соблюдением равенства прав субъектов предпринимательской деятельности переданы Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Указанный орган уполномочен рассматривать любые вопросы в рамках Закона № 135-ФЗ, возникающие в процессе деятельности заказчиков и участников тендеров, субъектов естественных и иных монополий.

В большинстве случаев основанием для проверок ФАС будет являться жалоба субъекта, который установил нарушение своих прав и интересов. Помимо этого, ФАС может проводить собственные проверки соблюдения требований закона от всех участников конкурентного рынка.

Принимая самостоятельную защиту в вашем споре, помните!:

  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы .

Поэтому для вас работают опытные адвокаты + горячая линия :

  • Справа онлайн-чат: опишите ситуацию, чтобы узнать у юриста консультанта , как решить вашу проблему
  • Горячая линия для Москвы: +7 499 577 04 24
  • Горячая линия по РФ: 8 800 511 38 27

Образец жалобы можно скачать на нашем сайте, однако для полноценной защиты прав предпринимателей и организацию лучше обратиться за помощью к опытному юристу или адвокату по такой категории дел.

Ограничение конкуренции Заказчиком в ТЗ аукциона

Это позволит быстро и эффективно оспорить незаконные действия в сфере экономической деятельности.

Ответственность и наказание

За нарушения в сфере ограничения конкуренции виновным лицам грозит административная или уголовная ответственность. Основанием для привлечения к санкциям будут являться как материалы проверки со стороны ФАС, так и собственное обращение пострадавшей стороны.

При установлении нарушений виновные лица не только понесут установленное в законе наказание, могут наступать последствия в виде отмены неправомерных сделок или закупочных процедур. Жалоба в ФАС является эффективным средством защиты прав на всех этапах участия в государственных и муниципальных тендерах.

Статья 178 УК РФ предусматривает возможность привлечь виновное лицо к уголовной ответственности за следующие действия:

  1. создание картеля - заключение между конкурентами соглашения, запрещенного законодательством РФ, причинившее крупный ущерб физическим лицам, предприятиям, а также государственным интересам;
  2. аналогичное противоправное деяние, если использовалось служебное положение преступника;
  3. картельные действия, повлекшие ущерб в виде уничтожения или повреждения чужих имущественных активов;
  4. причинившие особо крупный ущерб, а также с применением насилия или его угрозы.

Так как данное преступление носит экономический характер, наиболее распространенным видом ответственности будет являться штраф. Помимо этого, могут применяться карательные санкции в виде принудительных работ и лишения свободы. Специальным дополнительным наказанием будут выступать запрет на занятие определенных должностей или на осуществление определенных видов деятельности.

К ответственности по рассматриваемой норме могут привлекаться только должностные лица и граждане, юридическим лицам грозит только штрафная санкция по административным составам.

Как доказывается факт ограничения конкуренции? В отношении картелей органами ФАС устанавливается неправомерное одинаковое увеличение ценового диапазона на однородный состав продукции у разных производителей или поставщиков. Для этого проводиться мониторинг состояния рыночных цен, договорных отношений между различными субъектами предпринимательской деятельности.

В сфере конкурентных закупок по ФЗ-44 основным видом наказания является административный штраф. Возможные виды ответственности могут наступать в следующих случаях:

  1. противоправный отказ участнику тендера в подаче заявки или участия в конкурентной процедуре;
  2. необоснованное отклонение от содержания конкурсной документации;
  3. отказ в заключении контракта с победителем процедуры закупки;
  4. незаконный отказ от исполнения обязательств по условиям государственного или муниципального контракта;
  5. нарушение требований закона по информационному обеспечению закупочной деятельности (например, нарушение порядка и сроков публикации документов по тендеру в единой информационной системе торгов).

Помимо привлечения к административной ответственности к виновным лицам, результаты закупочной процедуры будут отменены. При совершении повторных нарушений санкции существенно увеличиваются, а в ряде случает должностным лицам грозит дисквалификация.

Территориальными органами ФАС регулярно проводится обобщение практики привлечения к ответственности за неправомерное ограничение конкурентных способов ведения деятельности. Использование этих рекомендаций позволит всем субъектам предпринимательского рынка своевременно выявлять факты неправомерных запретов и ограничений, чтобы требовать привлечения виновных лиц к ответственности.

Контрактная система должна обеспечивать равные условия для всех поставщиков. В чем же конкретно это проявляется?

Суть принципа обеспечения конкуренции

На вопрос, что все-таки принцип обеспечения конкуренции означает, ФЗ 44 дает вполне конкретный ответ в статье 8.

Во-первых, принять участие в государственном тендере могут все желающие, если они отвечают требованиям законодательства.

Во-вторых, предполагается не только соперничество участников закупок по цене, но и по неценовым критериям. Наглядно это видно в конкурсах и запросах предложений, где победитель должен предложить наилучшие условия исполнения контракта.

В-третьих, заказчикам запрещено как-либо необоснованно ограничивать число поставщиков, принимающих участие в тендере. Возможны только оправданные ограничения, как, например, в закрытых процедурах, в конкурсе с ограниченным участием.

Как реализуется принцип обеспечения конкуренции

Принцип обеспечения конкуренции проявляет себя на разных этапах тендера. Так, при описании объекта закупки заказчик не имеет права указывать товарные знаки и т.п., потому что это может привести к ограничению числа участников. Также нельзя устанавливать в закупочной документации требования к квалификации и деловой репутации участника (ч.

1 и ч. 3 ст. 33 № 44-ФЗ). Исключения составляют случаи, когда в самом законе установлена такая необходимость.

Статья 46 запрещает вести переговоры заказчиков с участниками до определения победителя закупки, кроме некоторых случаев (например, двухэтапный конкурс). Причем, при проведении электронного аукциона не допускается вести только те переговоры, которые создают для отдельных участников более выгодные условия, либо появляется риск разглашения конфиденциальных данных.

Требование об обязательном согласовании с ФАС контракта, который заключают с единственным поставщиком в результате несостоявшейся закупочной процедуры, также исходит из принципа обеспечения конкуренции.

Каталог статей

Такой дополнительный контроль лишает недобросовестных заказчиков и поставщиков возможности вступить в сговор.

Что делать при нарушении

Несоблюдение принципа обеспечения конкуренции ведет к нарушению права поставщиков на равный доступ к закупкам, а потому может быть обжаловано в ФАС или в суде. Причем жалобу в ФАС могут подать не только заинтересованные участники, но и объединения (общественные или юрлиц).

Жаловаться можно на:

  1. Документацию.
  2. Действия или бездействия организатора торгов (заказчика, специализированную организацию, уполномоченный орган и т.д.)
  3. Оператора ЭТП при аккредитации.

Сроки подачи и правила составления таких документов указаны в ст. 105 № 44-ФЗ. При нарушении этих сроков, либо при несогласии подавшего жалобу с решением контрольного органа, можно обратиться в суд с требованием о восстановлении своих прав и/или отмены закупки.

Закон об ограничении конкуренции

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет все особенности понятия конкуренции, а также устанавливает определенные правила, которые защищают интересы всех предпринимателей в вопросах конкуренции. В принципе, в нашей стране существует острая необходимость в правильном обеспечении развития предпринимательской деятельности, так как это повышает уровень поступлений в бюджет. Именно по этой причине, государство стремится сделать все возможное, чтобы предприниматели получили перспективы определенной защиты и знали, как именно они должны вести себя в той или же иное ситуации.

Нормы законодательства об ограничении конкуренции

  1. Законодатель четко определяет общее положение данных нормативов, указывает предметы и цели законодательства, определяет антимонопольные аспекты, а также устанавливает сферу применения. То есть, в принципе, именно в первой главе законопроекта определяются все основные понятия, которые имеют существенное значение, а также устанавливается аспекты защиты интересов предпринимателей в вопросах конкуренции;
  2. В законодательстве четко определяются понятия доминирующее положение, монопольно низкой и высокой цены товара, а также особенности составления соглашения между хозяйствующими субъектами.

    Жалоба в фас на ограничение конкуренции образец по 44 фз

    Определяется необходимая взаимосвязь между хозяйственными субъектами в области установки цены. Целая глава законопроекта посвящается монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. То есть, устанавливаются правила, которые определяют запрет на злоупотребление доминирующим положением, а также на ограничение конкуренции;

  3. Также законодатель четко определяет допустимые действия и бездействия в области конкуренции. То есть, устанавливает такое понятие, как добросовестная конкуренция и определяет возможности предпринимателей самостоятельно курировать вопрос цены на товар, с целью привлечения максимального количества внимания, потенциальных клиентов;
  4. Очень значительное внимание законодатель уделяет вопросу запрета на ограничивающие действия, которые направлены на формирование недобросовестной конкуренции. То есть, в принципе, определяются те действия, которые по закону будут считаться недобросовестным поведениям и которые станут основой формирования административного наказания.

Особенности законопроекта

Вполне очевидно, что данный законопроект изначально направлен на формирование точных понятий вопроса конкуренции. Именно благодаря проработанным нормативам, формируется возможность контроля конкурентной способности, а также предотвращения недобросовестной конкуренции, которая имеет место быть в нашей стране. В принципе, именно недобросовестная конкуренция приводит к снижению уровня активности развития, предпринимательской деятельности. И, законодатель стремится сделать все возможное, чтобы защитить интересы предпринимателей в данных вопросах.

Как регулируются штрафы в госзакупках

При ведении закупочной деятельности организация-заказчик может допустить нарушения в следующих сферах:

  • планирование (штраф за план-график по 44 ФЗ, а также за ПЗ);
  • выбор способа и непосредственно процедура определения поставщика, подрядчика, исполнителя;
  • заключение контракта;
  • исполнение контракта.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, ответственность за административные правонарушения в области закупок (статьи 7.29-7.32, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ) налагается на таких должностных лиц:

  • члены закупочной комиссии;
  • контрактные управляющие;
  • работники контрактной службы.

Административную ответственность в равной мере несут и юридические лица (ч. 1 ст. 2.10 КоАП). Срок давности по данным правонарушениям составляет один год.

Объектом административных правонарушений в области госзакупок выступают отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд за счет средств бюджетов соответствующих уровней, поэтому ко всем выявленным нарушениям применяются меры АО, согласно действующим КоАП.

ФАС установил, что на основании ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности в соответствии с законом, действовавшим во время совершения того или иного правонарушения вне зависимости от времени его выявления.

Нарушения в области планирования закупок

Порядок контроля в сфере планирования организаций, выступающих в роли заказчика, определяется ч. 5 ст. 99 44-ФЗ и регламентируется ПП РФ № 1367 от 12.12.2015.

Надзор за закупочной деятельностью заказчиков ведут ФАС, Минфин, Федеральное казначейство (по регионам — ТОФК), организации внебюджетных фондов. Уполномоченные органы регулярно проводят мониторинг размещенных в Единой информационной системе сведений, а также осуществляют анализ целесообразности, обоснованности и эффективности проводимых учреждениями процедур госзаказа (ч. 1 ст. 97 44-ФЗ).

Чтобы избежать штраф за план закупок и за план-график, ответственные лица организации-заказчика должны следить не только за корректностью составления документов планирования, но и за соблюдением регламентированных сроков их размещения. Более того, изменения и дополнения, вносимые в плановую документацию, должны оперативно отражаться и публиковаться в Единой информационной системе.

Если в ПЗ или ПГ включены заказы, несоответствующие целям и требованиям действующего законодательства, ждите штраф до 50 000 рублей.

В соответствии с 44 ФЗ, плановая документация в обязательном порядке должна быть опубликована в ЕИС в течение 10 рабочих дней с момента согласования плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Пункт в 44 фз о конкуренции

Штраф за несвоевременное размещение плана закупок или плана-графика (в том числе и за несвоевременно вносимые корректировки) составляет от 5000 до 30 000 рублей. Если документы планирования не были размещены, тогда взыскание возрастет до 50 000 рублей для должностных лиц и до полумиллиона — для юридических лиц. Если же нарушен порядок размещения этих документов или требования к ним, то должностное лицо ожидают санкции в размере 15 000 рублей, юридическое — 50 000 рублей.

Ответственность заказчика наступает также и в случае несвоевременного размещения либо неразмещения сведений о закупках, публикация которых предусмотрена 223 ФЗ. Неопубликованная в ЕИС информация о закупочной деятельности повлечет за собой штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а на юридических — от 100 000 до 300 000 рублей (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

За нарушение сроков размещения ПЗ по 223 ФЗ оштрафуют на сумму от 2 000 до 5 000, для организаций — от 10 000 до 30 000 рублей (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Штрафы 44 ФЗ: таблица 2018 года

Уважаемые заказчики!
У нас началась временная акция: УФМС «Шанс»-Е (базовая и усиленная модели) в футляре-контейнере для хранения по цене, соответствующей данным самоспасателям без футляра-контейнера!
Каталог для просмотра / скачивания.

Согласно положениям Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года (Далее «Закон»), в частности п.1 ч.1 ст. 33 Закона «В описание объекта закупки не должны включаться требования… к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки…».

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ:

Предусмотрена ст.

Статья 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

7.30 КоАП за включение в описание объекта закупки требований к товарам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки при включении в состав одного лота, объекта закупки товаров – в размере не менее 10 000,00 рублей и не более 50 000,00 рублей.

Таким образом, Заказчик в документации (запроса котировок, электронного аукциона, конкурса, запроса предложений) должен установить такие требования к закупаемому товару, которые не будут за собой влечь ограничение количества участников закупки.

Что понимается под ограничением количества участников закупки?

ФАС России и его территориальные органы считают, что если по совокупности требований Заказчика соответствует только товар одного производителя, то данные требования влекут ограничение количества участников размещения заказа, что подтверждается разъяснением ФАС России (исх.№ АЦ/4784).

В каком случае ограничение количества участников закупки не признается?

Контролирующий орган ограничение количества участников закупки не признает в случае, если требованиям Заказчика соответствуют несколько товаров разных производителей, что подтверждается разъяснением ФАС России (исх.№ АЦ/4784).

Заказчику при описании объекта закупки необходимо устанавливать требования, которым соответствуют как минимум два товара разных производителей.

ПРИМЕР:

Универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель (УФМС) «Шанс»-Е (всех модификаций), производства ООО «НПК Пожхимзащита» г. Москва и самоспасатель фильтрующий СФ «Прометей» производства ООО «Прометей» г. Москва (ссылка на сайт производителя prometey-siz.ru) являются эквивалентами по следующим характеристикам и конструктивным особенностям:

  • наличие клапанов вдоха;
  • наличие внутренней саморегулируемой системы натяжения оголовья;
  • боковое расположение фильтров;
  • фильтрующие элементы (патроны) из композитного материала (ударопрочный термостойкий пластик);
  • наличие обязательных сертификатов соответствия на требования ТР ТС 019/2011.

ВЫВОД:

Установление вышеперечисленных требований в техническом задании на поставку самоспасателей фильтрующих не будет признаваться ограничением количества участников заказа, т.к. эти требования соответствуют двум товарам разных производителей.

ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ: