Последствия введения процедуры наблюдения при банкротстве. Какие этапы у процедуры наблюдения при банкротстве

Финансовая дисциплина — важнейший элемент политики коммерческой компании. Одним из ее существенных следствий является деловая репутация предприятия, которая формируется в том числе благодаря сложившемся в бизнес-сообществе мнению об обязательности и дисциплинированности этой компании по отношению к партнерам и клиентам. Однако такой аспект деятельности предприятия имеет еще одно немаловажное следствие. Дело в том, что действующее российское законодательство предоставляет физическим и юридическим лицам достаточно широкий спектр прав и полномочий, направленных на защиту своих законных интересов, включая интересы финансового характера.

В этой связи коммерческая компания или физическое лицо, столкнувшись с неисполнением той или иной организацией взятых на себя финансовых обязательств, имеет полное право воспользоваться статьей 3 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, указанный раздел данного нормативно-правового акта определяет, что в случае, если юридическое лицо не выполняет взятых на себя финансовых обязательств в течение 3-х месяцев с наступления того момента, когда они должны были быть исполнены, такая организация может быть признана банкротом. Это, в свою очередь, влечет за собой применение к ней специальных мер, например, введение наблюдения.

При этом процедура признания коммерческой компании несостоятельной предполагает, что заинтересованное лицо, в качестве которого и может выступить кредитор, должно подать соответствующее исковое заявление в арбитражный суд. К такому исковому заявлению необходимо приложить все документы, подтверждающие неплательщика перед кредитором и факт просрочки причитающегося последнему платежа.

Рассмотрев все документы, представленные заявителем, арбитражный суд должен будет сделать вывод о правомочности его претензий. Если они будут признаны таковыми, в отношении компании, продемонстрировавшей признаки финансовой несостоятельности, будет инициирована . В таком случае арбитражный суд также должен будет принять решение по поводу мер, которые должны быть применены по отношению к должнику.

Меры, которые могут быть применены по отношению к компании, имеющей признаки несостоятельности

Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает несколько вариантов таких мер, каждый из которых обладает специфическими особенностями, обусловливающими целесообразность их применения в конкретной ситуации. В частности, к числу таких мер относятся:

  • процедура финансового оздоровления, в ходе которой для предприятия, продемонстрировавшего признаки финансовой несостоятельности, разрабатывается график погашения имеющихся задолженностей;
  • , в рамках которой полномочия по осуществлению руководства организацией передаются компетентному специалисту — внешнему управляющему. Его функция заключается в восстановлении платежеспособности предприятия в течение временного периода, определенного арбитражным судом;
  • процедура конкурсного производства, предполагающая реализацию имущества компании-должника на торгах, чтобы при помощи вырученных средств удовлетворить финансовые претензии кредиторов;
  • , которая включает в себя с целью выработки стратегии дальнейшей деятельности предприятия и обеспечения законных прав и интересов кредиторов.

Кроме того, в случае, если между должником и кредитором или кредиторами будет достигнута договоренность о сроках и порядке удовлетворения финансовых требований, удовлетворяющая все заинтересованные стороны, они могут заключить мировое соглашение, отражающие все существенные аспекты достигнутых договоренностей.

Особенности процедуры наблюдения

Наблюдение фактически представляет собой один из самых мягких инструментов, который может быть применен арбитражным судом по отношению к предприятию, продемонстрировавшему признаки банкротства. Тем не менее решение о его введении накладывает существенный отпечаток на повседневную рабочую деятельность компании, поскольку ключевые последствия введения процедуры наблюдения в отношении нее достаточно важны.

Так, во-первых, в числе этих последствий — введение ограничений в отношении предъявления финансовых претензий к компании, имеющей признаки банкротства, со стороны кредиторов. Если до того, как судом было вынесено соответствующее решение, такие требования могли подавать в любой форме, удовлетворяющей стороны, то после его вынесения кредитор, желающий получить причитающиеся ему денежные средства, должен соблюсти специальную процедуру, прописанную в статье 71 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Так, подобные финансовые требования должны направляться одновременно 3-м адресатам: в арбитражный суд, самому должнику и внешнему управляющему, которому поручено ведение . Кроме того, указанные требования должны быть сопровождены полным комплектом документов, подтверждающим их обоснованность.

Как известно, в некоторых случаях действующее законодательство допускает погашение финансовых обязательств коммерческой компании посредством зачета встречных однородных требований со стороны такой компании по отношению к кредитору. Вместе с тем следует иметь в виду, что такой механизм должен быть скорректирован с учетом требований статьи 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». Погашение таких требований со стороны кредитора не допускается в случае, если в процессе их удовлетворения нарушается установленная законом , то есть нарушаются права других кредиторов.

Ограничения и изменения в ходе наблюдения, касающиеся деятельности компании

Ограничения, которые могли быть наложены на имущество компании, продемонстрировавшей признаки банкротства, до вынесения решения о введении наблюдения, подлежат существенному пересмотру. Так, если в отношении такой компании были возбуждены исполнительные производства, они должны быть приостановлены. Аресты, наложенные на имущество, должны быть сняты, а процедуры взыскания денег с компании-банкрота, подлежат временному прекращению по заявлению кредитора или кредиторов.

Одним из последствий введения процедуры наблюдения в отношении коммерческого предприятия является значительное ограничение прав его бенефициаров. Такие ограничения прямо вводятся статьей 63 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, учредители или участники такого предприятия не вправе в течение этого временного периода вывести свои деньги из уставного капитала компании, получить дивиденды, распределить между собой прибыль, а в некоторых случаях — даже изъять принадлежащее им имущество.

Изменение полномочий руководства компании в ходе наблюдения

При этом собственно процедура введения наблюдения в связи с наличием на коммерческом предприятии не влечет за собой отстранения его руководства от своей деятельности.

При этом с момента введения процедуры наблюдения процесс его работы должен быть несколько скорректирован. В частности, на совершение значимых сделок, например, тех, которые предполагают приобретение или передачу крупных объемов активов, получение кредитов и подобные, теперь потребуется согласие внешнего управляющего.

Кроме того, существует ряд решений, которые с момента введения процедуры наблюдения в организации, продемонстрировавшей признаки несостоятельности, более не находятся в компетенции ее руководства. К ним, например, относятся решения, связанные с изменением организационно-правовой формы компании. Так, руководители в период реализации наблюдения не вправе реорганизовывать компанию, создавать ее филиалы и представительства, заключать договоры товарищества, принимать решение об участии в каких-либо ассоциациях и принимать другие подобные решения. Кроме того, под запретом для них находятся решения, связанные с распределением прибыли, выплатой дивидендов, привлечением капитала путем эмиссии ценных бумаг и другие.

Наконец, необходимо иметь в виду, что Федеральный закон № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» требует наличия достаточно интенсивного взаимодействия между руководством компании, имеющей признаки несостоятельности, и внешним управляющим, ответственным за реализацию процедуры наблюдения. Так, в течение временного периода, не превышающего 15 дней с момента его назначения, руководитель организации должен предоставить ему все документы, необходимые специалисту для изучения финансового и хозяйственного состояния предприятия. Кроме того, впоследствии он ежемесячно должен информировать его об изменениях, связанных с составом принадлежащего предприятию имущества.

Кроме того, руководитель предприятия должен поставить в известность о произошедших изменениях всех учредителей и участников организации. Сделать это пункт 4 статьи 64 Федерального закона № 127 от 22 октября 2006 года «О несостоятельности (банкротстве)» рекомендует посредством предложения о проведении общего собрания. На нем руководство организации сможет сообщить всем заинтересованным лицам необходимую информацию о новом порядке функционирования предприятия в связи с введением наблюдения, а также внести предложения по улучшению финансовой хозяйственной ситуации, например, посредством введения финансового оздоровления или применения других инструментов.

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство » происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность , рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.

Дело о банкротстве начинается с подачи заявления о признании должника банкротом. Судья арбитражного суда должен вынести определение о принятии такого заявления и указать в нем дату заседания, на котором будет рассматриваться вопрос обоснованности заявления о признании должника банкротом (п. 1,2,3 ст. 42 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). По итогам этого заседания может быть принято определение о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения (п. 6 ст. 42 , п. 3 ст. 48 , п. 1 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Что такое наблюдение при банкротстве

Процедура наблюдения применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания. За процедуру наблюдения отвечает временный управляющий (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица это по сути предварительный этап, поскольку целью процедуры не является ни полное восстановление платежеспособности компании, ни ее ликвидация. В ходе наблюдения должно быть созвано первое собрание кредиторов, по итогам которого может быть принято одно из следующих решений (ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • об обращении в суд с тем, чтобы признать должника банкротом и открыть конкурсное производство;
  • о заключении мирового соглашения (ст. 151 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

То есть признание должника банкротом - лишь один из вариантов сценариев дальнейшего развития событий. И только если кредиторы выберут его, фактически начнется банкротство компании.

Отметим, что наблюдение является обязательной процедурой и определение о ее введении подлежит немедленному исполнению (п. 4 ст. 49 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Плюсы и минусы наблюдения

Проведение процедуры наблюдения при банкротстве имеет как свои достоинства, так и недостатки. КС РФ в свое время отмечал, что наблюдение позволяет учесть законные интересы всех участников дела о банкротстве, в том числе «предупредить злоупотребление правами как со стороны должника, так и со стороны кредиторов» (

Банкротство согласно Федеральному закону РФ «О несостоятельности (банкротстве)» можно определить в двух понятиях. Во-первых, процедура банкротства — это юридический факт, который выражается в неспособности организации или физического лица погасить задолженности, а также рассчитаться с долгами перед своими кредиторами из-за отсутствия средств и разорения. Во-вторых, процедура банкротства — это судебный процесс, вводимый арбитражным судом по заявлению кредитора должника или непосредственно самим должником. Порядок введения этого процесса регламентируется действующими нормативно-правовыми актами. В нашей стране обычно реализуется только банкротство, процедура которого касается организаций, а вот физических лиц нет, поскольку правовые механизмы еще не до конца проработаны.

Зачастую организация подвергается банкротству из-за того, что не может погасить свой долг, который возник в процессе заключения правовых гражданских договоров, ведения хозяйственной деятельности, неуплаты в бюджетный и внебюджетный фонд.

Суть процедуры банкротства состоит в том, что когда организация не может закрыть свои обязательства перед кредиторами, она отдает им свое имущество или по отношению к ней вводят специальные процедуры, которые способствуют улучшению финансового положения и восстановлению платежеспособности организации для погашения задолженности.

Для того чтобы должник был признан банкротом, нужно, чтобы организация имела все признаки банкротства, которые предусмотрены законодательством. Существует два условия:

  1. Задолженность не меньше 100 тысяч рублей.
  2. Просрочка платежа больше 3 месяцев с того времени, когда обязательства по оплате должны быть исполнены.

Все процедуры банкротства начинаются с заявления о признании банкротом должника.

Подать его может как сама компания, признающая себя банкротом в добровольном порядке, так и кредитор (один или несколько) в виде крайней меры по вопросу возврата своих финансов.

Бывает, что процедуры несостоятельности исполнения финансовых обязательств используются для сокрытия хищения имущества компании, в качестве противоправного средства введения в заблуждение контрагентов и ухода от обязательств. Такой вид банкротства еще называется фиктивным и наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Помимо этого, Кодексом об административно-правовых нарушениях и Уголовным кодексом предусмотрена судебная ответственность за . Это действие/бездействие участника или руководителя компании, причиняющее ущерб организации и приводящее к ее несостоятельности.

После того как заявление о признании банкротом должника принято, арбитражный суд проводит рассмотрение его обоснованности, то есть осуществляется проверка всех признаков банкротства. Если требования кредиторов на момент судебного заседания до сих пор не удовлетворены, суд проводит четыре основные процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;

Процедуры финансового оздоровления и управления в чем-то схожи, потому как обе имеют восстанавливающую направленность и считаются альтернативой конкурсному производству, которое, как правило, заканчивается ликвидацией организации.

Наблюдение — первая стадия банкротства

Общее правило предусматривает определенные сроки проведения этой процедуры — 7 месяцев. Основная ее задача — это принятие эффективных мер по сохранности имущества должника. Это важный момент, который необходим для проведения анализа финансового состояния неплатежеспособной организации и дальнейшего принятия решения по поводу объективного удовлетворения требований кредитора и будущего компании.

Для того чтобы анализ финансового состояния был более независимым и эффективным, а также для управления компанией в процессе процедуры наблюдения судом назначается .

Целью анализа финансового состояния является:

  • выяснение возможности восстановления платежеспособности организации;
  • погашение кредиторской задолженности;
  • определение достаточности активов для покрытия судебных расходов;
  • выявление задолженностей по заработной плате сотрудникам компании.

Кроме того, существует еще одна важная задача наблюдения. Это составление реестра требований кредитора. Любой кредитор с того момента, как введена , свои требования направляет в арбитражный суд и временному управляющему. Исходя из этого определяется, сколько кредиторов имеет организация и какие требования они предъявляют. Каждое из требований рассматривается судом по отдельности с проверкой их обоснованности и вынесением определения об отказе/включении их в реестр.

Кредиторы, которые заявили о своих требованиях в течение месяца с момента опубликования сообщения о начале , могут участвовать в первом собрании кредиторов. Те же, кто пропустил данный срок, будут рассматриваться в следующей процедуре уже после наблюдения. Они участвовать в первом собрании кредиторов не имеют права.

Достаточно важный момент процедуры наблюдения — . На нем определяется дальнейшее развитие банкротства, процедура которого проводится для рассмотрения таких вопросов:

  • возможно ли заключение мирового соглашения;
  • какая процедура последует за наблюдением.

Кроме того, происходит утверждение кандидата на роль реестодержателя, арбитражного управляющего, который в последующем будет руководить дальнейшими процедурами, осуществляется создание . Все вопросы решаются в процессе голосования.

Финансовое оздоровление — вторая стадия банкротства

Этот этап отличается двумя важными особенностями. Первая заключается в том, что компания продолжает функционировать, а учредители имеют относительный контроль над ней несмотря на то, что введена процедура банкротства. Обычно органы управления остаются такими же. Однако существуют и ограничения. К примеру, должник не может принимать решение о реорганизации компании без согласия на то комитета кредиторов или не имеет права заключать сделки по отчуждению имущества организации.

Вторая особенность предполагает то, что при восстановлении финансовой состоятельности суд, вынося соответствующее решение, проводит утверждение плана погашения кредиторской задолженности и устанавливает крайний срок восстановления состоятельности компании. Если провести судебную процедуру банкротства предполагается тогда, когда требования так и не удовлетворены, а сроки составляют менее 48 месяцев с начала ведения процесса, собрание кредиторов подает ходатайство в арбитражный суд по поводу или внешнего управления.

Внешнее управление — третья стадия банкротства

Процедура внешнего управления отличается от финансового оздоровления тем, что от управления компанией отстраняются ее органы управления и генеральный директор. Обязанность по руководству компанией ложится на внешнего управляющего. Важная особенность такой процедуры состоит в том, что вводится , возникших до его введения. Это дает должнику шанс на отсрочку выплат, благодаря чему происходит увеличение времени восстановления финансовой состоятельности должника.

Процедура которого предусматривает составление плана мер для ликвидации несостоятельности, предполагает:

  • уступку прав требований;
  • перепрофилирование деятельности компании;
  • продажу имущества организации-должника;
  • закрытие убыточных производств и другое.

Процедура внешнего управления длится 18 месяцев. Суд может продлить ее на срок до 6 месяцев.

Конкурсное производство — последняя стадия банкротства

Если компании не удалось устранить кредиторскую задолженность в процессе вышеописанных , наступает конечная стадия — конкурсное производство. С этого момента организация является банкротом. Целью конкурсного производства является устранение предприятия-должника и удовлетворение требований кредитора за счет продажи имущества организации. Эта стадия контролируется конкурсным управляющим и длится полгода. Одной из важных задач конкурсного производства считается полная инвентаризация и оценка стоимости имущества компании.

Это имущество — , из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов. Все это заносится в . По данному отчету, после того как удовлетворены все требования, выносится судебное решение о завершении конкурсного производства. Это определение направляется конкурсным управляющим в государственные органы регистрации, которые вносят в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности организации. Стоить помнить, что процедура несостоятельности банкротства в виде конкурсного производства — это крайняя мера взыскания кредиторской задолженности. Так, можно понять, что законодательство предусматривает ряд сценариев процедур банкротства, начиная от полного восстановления финансовой состоятельности и заканчивая уголовной ответственностью. При невозможности восстановления платежеспособности законом гарантируется судебная защита интересов кредитора путем взыскания задолженностей организации за счет ее имущества.

Возбудить дело по факту признания банкротства юридического лица может широкий перечень граждан — начиная от управления или собственника предприятия и заканчивая кредиторами и сотрудниками организации. Судебное дело производится в 5 этапов, первым из которых является введение «наблюдения» . Проведение вышеуказанной процедуры регламентируется . Какие меры применяются на этапе наблюдения для поддержания предприятия на плаву, читайте далее в статье.

Когда применяется наблюдение при банкротстве предприятия?

Инициировать процедуру можно, подав соответствующее исковое заявление, принятие которого осуществляется в течение 5 дней. Проверка обоснованности обращения производится минимум через 15 и максимум через 30 дней после принятия заявки. Если поданное заявление о признании несостоятельности юридического лица признается арбитражным судебным органом обоснованным, то вводится наблюдение. Законность оснований признается, если выявлены следующие признаки банкротства:

  • сумма долговых обязательств достигла отметки в 300 тысяч рублей;
  • просрочка по существующим задолженностям составляет 3 месяца.

Наблюдение при банкротстве юридического лица является неотъемлемой частью судопроизводства по делу о неплатежеспособности. Во время прохождения вышеуказанного этапа преследуются следующие цели:

  • обезопасить имущество предприятия от дальнейшего разорения;
  • исследование финансовой устойчивости должника;
  • опровергнуть или подтвердить факт фиктивного или предумышленного банкротства.

Процедура наблюдения является подготовительным этапом для принятия решения о дальнейшей судьбе юридического лица. По ее итогам запускается или полная ликвидация предприятия, или совершается переход на следующий этап — финансовая санация, если советом кредиторов будет признано рентабельным подобное решение.

Как проводится?

При назначении уполномоченным судебным органом наблюдения при банкротстве предприятия начинается анализирование ситуации. Процедура проводится в следующем порядке:

  • все заинтересованные лица ставятся в известность об инициировании расследования по факту несостоятельности юридического лица — банковские учреждения, налоговая, судебные приставы, также делается соответствующая публикация в газете «Коммерсантъ»;
  • судом назначается временный управляющий, который производит все необходимые на этапе наблюдения мероприятия;
  • анализ финансовой ситуации на предприятии;
  • оформление специального реестра с требованиями кредиторов, указывающими на признаки банкротства — указывается размер задолженностей;
  • проведение за 10 дней до официального окончания первичной стадии собрания займодавцев.

На собрании на этапе наблюдения при банкротстве предприятия решается на какую стадию переходит дело о несостоятельности в зависимости от сведений, представленных временным управляющим. Это может быть — финансовая санация, внешнее управление или открытие конкурсного производства, если финансовый крах организации признан официально.

Срок проведения процедуры наблюдения при банкротстве юридического лица — максимум 7 месяцев . По завершению вышеуказанного этапа временный управляющий передает в суд результаты работы, оформленные в документальном виде.

Функционирование предприятия во время наблюдения

Руководителем первоначального этапа при банкротстве назначается временный управляющий, в обязанность которого вменяется выполнение следующих задач:

  • исследование показателей финансового состояния предприятия;
  • осуществление мероприятий по сохранению имущества должника;
  • анализирование сделок юридического лица для принятия решения об их обжаловании;
  • предоставление заключения о вероятности вернуть организации платежеспособность и рентабельность осуществления последующих процедур.

Назначение временного управляющего при банкротстве предприятия не заменяет руководство предприятия, но осуществляет контроль за его деятельностью с целью предотвращения окончательного банкротства. Стадия наблюдения характеризуется нижеприведенными запретами:

  • без согласия временного управляющего нельзя брать займы/кредиты, закладывать или продавать имущество, подписывать соглашения. Самостоятельно провернуть сделку можно, если ее сумма менее 5% от балансовой цены активов;
  • запрещена передача дивидендов акционерам;
  • выпуск и реализация ценных бумаг;
  • изменение состава учредителей;
  • запрещено осуществление реорганизации предприятия.

На стадии наблюдения во время банкротства юридического лица прекращается начисление неустоек за просрочку платежей и снимается арест с имущества должника .


Руководство организации должно в срок до 15 дней предоставить временному управляющему всю имеющуюся в наличии бухгалтерскую документацию и список имущества за 3 предшествующих года. Также каждый месяц должен предоставляться отчет об изменениях, произошедших в составе имущества.

Права и обязанности участников

Участниками процедуры наблюдения признаются:

  • юридическое лицо, выступающее в качестве должника;
  • временный управляющий;
  • займодавцы.

Каждый из вышеуказанных лиц обладает своими правами и обязанностями. Должнику вменяются следующие привилегии и обязательства:

  • вправе инициировать процедуру банкротства;
  • проводить дальнейшую работу с учетом различного рода ограничений;
  • при необходимости обжаловать действия и постановления временного управляющего;
  • изучить заключение уполномоченного лица, назначенного на стадии наблюдения;
  • обязан передавать на руки всю необходимую бухгалтерскую отчетность;
  • не чинить препятствия в деятельности управляющего;
  • нести расходы;
  • проводить сделки с разрешения руководителя операции на этапе наблюдения при банкротстве;
  • не проводить реорганизацию предприятия, не открывать новые филиалы, не начислять дивиденды учредителям, не продавать ценные бумаги и т. д.

Временный управляющий:

  • обладает правом обладать доступом ко всем документам должника;
  • контролировать деятельность предприятия и руководства;
  • получать плату за проделанную работу за осуществление наблюдения при банкротстве юридического лица;
  • уклониться от обязанности быть управляющим;
  • отстранить руководителя от должности;
  • оспаривать сделки;
  • обязан обеспечивать неприкосновенность активов при банкротстве;
  • анализировать платежеспособность предприятия и контролировать руководство;
  • собирать информацию о кредиторах;
  • вести реестр долговых обязательств;
  • информировать заинтересованных лиц о начале стадии наблюдения;
  • осуществлять собрание кредиторов;
  • предоставлять отчет о проделанной работе суду.

Кредиторы также имеют определенные права и обязанности при наблюдении за деятельностью организации вследствие инициирования процедуры банкротства:

  • вправе начать судебный процесс по признанию неплатежеспособности юридического лица;
  • принять участие в организованном управляющем собрании и изучить результаты его работы;
  • объявлять о внесении своей кандидатуры при формировании реестра;
  • апеллировать решение суда;
  • обязаны предоставить доказательную базу при инициировании судопроизводства о банкротстве;
  • передавать подлинную информацию.

Возможность вернуть платежеспособность юридическому лицу обсуждается на собрании кредиторов. При выявлении шанса добиться положительной динамики в деятельности предприятия утверждается переход на новый этап, который поможет выйти организации из банкротства. Процедура наблюдения прекращается, начиная с вышеуказанного момента.

Правовые последствия

Отчет временного управляющего подвергается глубокому анализу со стороны суда. На его основании последствиями процедуры наблюдения при несостоятельности организации могут быть:

  • переход на стадию финансового оздоровления;
  • на внешнее управление;
  • если отсутствуют предпосылки для исправления ситуации банкротства на предприятии, то назначается конкурсное производство. Это значит, что все имущество должника будет распродано на аукционе и за счет вырученных средств будут погашены существующие задолженности.