Районные суды размещают информацию на. Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

28 июня 2010 г., 11, 18 июля 2011 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 12 марта 2014 г., 5 апреля, 23 июня 2016 г., 29 июля 2017 г.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации (далее - органы Судебного департамента), органы судейского сообщества о предоставлении информации о деятельности судов в Российской Федерации (далее - информация о деятельности судов);

2) информация о деятельности судов - информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов. Законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности судов, также относятся к информации о деятельности судов;

3) пользователь информацией - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов;

4) судебный акт - решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства либо судопроизводства в арбитражном суде. К судебным актам относятся также решения судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вынесенные в установленной соответствующим законом форме по результатам рассмотрения апелляционных или кассационных жалоб (представлений) либо пересмотра решений суда в порядке надзора;

5) суды - федеральные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи субъектов Российской Федерации (далее - мировые судьи), составляющие судебную систему Российской Федерации;

6) единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей - совокупность обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента баз данных и банков данных, технологий их ведения и использования, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;

7) отсроченная трансляция судебного заседания - трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), осуществляемая после проведения судебного заседания в записи;

8) прямая трансляция судебного заседания - трансляция судебного заседания по радио, телевидению или в сети "Интернет", осуществляемая непосредственно в ходе проведения открытого судебного заседания в режиме реального времени;

9) частичная трансляция судебного заседания - трансляция части судебного заседания по радио, телевидению или в сети "Интернет", осуществляемая после проведения судебного заседания в записи.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности судов.

2. Если законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, или законодательством субъектов Российской Федерации, устанавливающим полномочия и порядок деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей, предусматриваются иные требования к предоставлению информации о деятельности судов, чем те, которые определены настоящим Федеральным законом, то положения настоящего Федерального закона применяются с учетом требований законодательства Российской Федерации, а в отношении информации о деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением информации о деятельности судов редакциям средств массовой информации, в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:

1) порядок осуществления конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, судопроизводства в арбитражном суде, порядок производства в квалификационных коллегиях судей;

2) порядок исполнения судебных актов;

3) отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества;

4) порядок информационного взаимодействия, осуществляемого судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов

1. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, устанавливающими порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности судов, осуществляется также регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

Статья 5. Информация о деятельности судов, доступ к которой ограничен

1. Доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

2. Перечень сведений , относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливаются федеральным законом.

Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

3) размещение информации о деятельности судов в сети "Интернет";

4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;

5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов;

7) трансляция открытых судебных заседаний в сети "Интернет" в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 7. Форма предоставления информации о деятельности судов

1. Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

2. Форма предоставления информации о деятельности судов предусматривается законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - также законодательством субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанной информации может предусматриваться регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества. В случае, если форма предоставления информации о деятельности судов не предусмотрена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в суде, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества.

3. Информация о деятельности судов в устной форме предоставляется гражданам (физическим лицам), в том числе представителям организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам соответствующих структурных подразделений аппаратов судов, Судебного департамента, органов Судебного департамента, аппаратов органов судейского сообщества (при наличии) либо по телефонам уполномоченных должностных лиц.

4. Информация о деятельности судов может быть передана по сетям связи общего пользования.

Статья 8. Права пользователей информацией

Пользователь информацией имеет право:

1) получать достоверную информацию о деятельности судов;

2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;

3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации;

4) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов.

Глава 2. Организация доступа к информации о деятельности судов и основные требования при обеспечении доступа к этой информации

Статья 9. Организация доступа к информации о деятельности судов

1. Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, доступ к информации о деятельности судов, имеющейся в органах судейского сообщества, обеспечивается Судебным департаментом и органами Судебного департамента.

2. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества в целях организации доступа к информации о деятельности судов определяют соответствующие структурные подразделения своих аппаратов или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются соответственно регламентами судов и (или) иными актами, регулирующими вопросы внутренней деятельности судов, актами Судебного департамента, актами органов судейского сообщества.

3. Организация доступа к информации о деятельности судов осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке , установленном в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, органами судейского сообщества, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - субъектами Российской Федерации.

Статья 10. Организация доступа к информации о деятельности судов, размещаемой в сети "Интернет"

1. Суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть "Интернет", в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В случае, если суд не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд.

1.1. Мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей осуществляются Судебным департаментом и органами Судебного департамента.

2. Порядок создания официальных сайтов, размещения на них информации о деятельности судов, сроки обновления указанной информации с учетом требований настоящего Федерального закона устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, а в отношении конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - субъектами Российской Федерации.

3. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети "Интернет".

4. В целях обеспечения права пользователей информацией на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента принимают меры по ее защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами устанавливаются в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом. Для мировых судей указанные требования устанавливаются Судебным департаментом, для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Основные требования при обеспечении доступа к информации о деятельности судов

Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности судов являются:

1) достоверность предоставляемой информации о деятельности судов;

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА


СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"

Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Мичуриной Л.В. об утверждении Регламента организации размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сайте суда общей юрисдикции (далее - Регламент) и признании утратившим силу Временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов на официальном сайте суда (далее - Временный регламент), Президиум Совета судей Российской Федерации отмечает, что в ходе практического использования в судах положений Временного регламента, разработанного в целях реализации Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), возникли спорные (проблемные) вопросы, требующие дополнительного нормативного урегулирования.

Для решения данных вопросов Судебным департаментом проведено обобщение информации о практике применения Временного регламента, поступившей из субъектов Российской Федерации, и подготовлена новая редакция Регламента, позволяющая в полной мере реализовать гарантии граждан Российской Федерации в информационной доступности судов.

В частности, Регламент дополнен понятиями отдельных терминов и в отличие от ранее действовавшего Временного регламента распространяет свое действие на организацию размещения сведений о находящихся в суде (у мировых судей) делах и текстов судебных актов, вынесенных как федеральными судьями, так и мировыми судьями.

Учитывая предложения субъектов Российской Федерации, в Регламенте уточнены основные правила отбора и размещения текстов судебных актов на сайте суда, позволяющие принять решение о необходимости и целесообразности размещения на официальном сайте суда соответствующей информации.

Одновременно усовершенствован алгоритм деперсонификации текстов судебных актов и примерный перечень сведений, подлежащих деперсонификации.

Кроме того, положения Регламента приведены в соответствие с действующими техническими и программными возможностями подсистем "Судебное делопроизводство и статистика" и "Банк судебных решений (судебная практика)" ГАС "Правосудие".

Регламент дополнен приложением 2, содержащим перечень сведений конфиденциального характера и нормативных правовых актов, на основании которых сведения отнесены к государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне.

Учитывая, что принятие новой редакции Регламента направлено на реализацию правового регулирования внутренней организации деятельности судов, обеспечивающего оптимальную организацию работы их аппаратов в условиях использования информационных технологий, а также обеспечение права граждан на доступ к информации о деятельности судов, Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции.

2. Рекомендовать председателям верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных судов и гарнизонных военных судов при размещении сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов на официальном сайте суда руководствоваться настоящим Регламентом.

3. Признать утратившими силу Временный регламент организации размещения сведений о находящихся в суде общей юрисдикции делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда, утвержденный Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 17.05.2010 N 225 (в редакции Постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 05.08.2010 N 234), и Методические рекомендации по формированию и размещению информации о деятельности судов общей юрисдикции в глобальной информационной системе общего пользования "Интернет" на официальном интернет-сайте суда, утвержденные Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 13.08.2008 N 162.

4. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Регламентом нормативные правовые акты, регулирующие данное направление деятельности.

Председатель Совета

Ю.И.СИДОРЕНКО

РЕГЛАМЕНТ
ОРГАНИЗАЦИИ РАЗМЕЩЕНИЯ СВЕДЕНИЙ
О НАХОДЯЩИХСЯ В СУДЕ ДЕЛАХ И ТЕКСТОВ СУДЕБНЫХ АКТОВ
В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

(в ред. Постановления Президиума Совета судей РФ от 24.03.2011 N 259)

I. Общие положения

1.1. Регламент организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте суда общей юрисдикции (далее - Регламент) разработан в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), положениями российского и международного законодательства, с учетом нормативных правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) по данному направлению деятельности (приложение 1).

1.2. Регламент определяет порядок и критерии отбора, формирования и размещения информации о находящихся в производстве суда дел и текстов вынесенных судебных актов в сети "Интернет" на официальном сайте суда (далее - сайт суда).

1.3. В Регламенте используются следующие термины и понятия:

"суд" - суд общей юрисдикции (в том числе окружной (флотский) военный суд и гарнизонный военный суд, мировые судьи), кроме Верховного Суда Российской Федерации;

"сеть "Интернет" - информационно-телекоммуникационная сеть общего пользования "Интернет";

"официальный сайт суда общей юрисдикции" - разработанная в рамках Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие") информационная структура, размещенная в сети "Интернет" и содержащая связанные между собой страницы с информацией о деятельности суда, доступной неограниченному кругу лиц на бесплатной основе;

"информация о деятельности суда" - информация, подготовленная в пределах своих полномочий судом, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суд, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности суда (законодательство Российской Федерации, устанавливающее порядок судопроизводства, полномочия и порядок деятельности суда, Судебного департамента, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, судебные акты по конкретным делам и иные акты, регулирующие вопросы деятельности суда и др.);

"пользователь информацией" - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности судов;

"судебный акт" - решение, вынесенное в установленной соответствующим законом форме по существу дела, рассмотренного в порядке осуществления гражданского, административного или уголовного судопроизводства в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях;

"деперсонификация судебного акта" - исключение из текста судебного акта персональных данных, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве (вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса);

"сведения, подлежащие исключению" - персональные данные, а также сведения, доступ к которым ограничен федеральным законом (приложение 2);

"персональные данные" - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации участнику судебного процесса (кроме лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 15 Федерального закона), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

"извлечение" - выдержка из текста судебного акта, содержащая краткое изложение обстоятельств дела с правовым обоснованием;

"лицо, ответственное за (подготовку) и (или) размещение информации" - судья, работник аппарата суда, назначенный приказом председателя суда ответственным за подготовку и (или) размещение на сайте суда сведений о находящихся в суде делах и (или) текстов судебных актов;

"ГАС "Правосудие" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие".

1.4. Председатель суда определяет лиц, ответственных:

за подготовку сведений о находящихся в суде делах;

за отбор текстов судебных актов для размещения на сайте суда;

за деперсонификацию текстов судебных актов и исключение из них положений, содержащих сведения ограниченного доступа;

за непосредственное размещение информации о деятельности суда в разделах и подразделах сайта суда;

за обновление информации о деятельности суда на сайте суда.

1.5. Контроль за своевременностью и достоверностью размещения на официальном сайте суда сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов осуществляет председатель суда.

II. Требования для отбора и размещения сведений

о находящихся в суде делах и текстов судебных актов

на сайте суда

2.1. Для отбора, деперсонификации и последующего размещения текстов судебных актов на сайте суда используются средства подсистем "Судебное делопроизводство и статистика" и "Банк судебных решений (судебная практика)" ГАС "Правосудие".

Отбор, выгрузка и размещение сведений о находящихся в суде делах осуществляются в автоматическом режиме с использованием соответствующего модуля сопряжения подсистемы "Интернет-портал" с базой данных подсистемы "Судебное делопроизводство и статистика" ГАС "Правосудие".

Отбор, деперсонификация, выгрузка и размещение текстов судебных актов, подлежащих размещению на сайте суда, осуществляются ответственными лицами в автоматизированном режиме с использованием соответствующего модуля сопряжения подсистемы "Интернет-портал" с базой данных подсистемы "Банк судебных решений (судебная практика)" ГАС "Правосудие".

При этом один модуль сопряжения размещается в ведомственном контуре и используется для отбора из баз данных подсистем "Судебное делопроизводство и статистика" и "Банк судебных решений (судебная практика)" информации (судебных актов), подлежащей размещению на сайте суда, и ее выгрузки для размещения. Отобранная информация на внешнем носителе переносится на второй модуль, установленный на сервере (компьютере), доступном из сети "Интернет".

Учитывая, что Web-модули сопряжения к подсистемам "Банк судебных решений (судебная практика)" и "Судебное делопроизводство и статистика" имеют разные настройки для внешних и внутренних контуров, настройки осуществляются по согласованию с председателем суда и системным администратором суда (лицом, выполняющим его функции).

2.2. При отсутствии технической возможности размещения сведений о находящихся в суде делах в соответствии с пунктом 2.1 настоящего раздела такая информация формируется в текстовом редакторе и размещается в разделе "Слушание дел" модуля "Справочная информация".

При отсутствии соответствующего модуля деперсонификация текстов судебных актов и исключение из них сведений ограниченного доступа осуществляются в текстовом редакторе, размещение - на сайте суда в разделе "Документы суда".

2.3. Внедрение, настройка, контроль работы автоматизированных подсистем ГАС "Правосудие", обучение работников аппарата суда работе с данными подсистемами возлагаются на соответствующие межрегиональные центры поддержки, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации либо лицо, наделенное соответствующими полномочиями в силу должностного регламента/приказа председателя суда.

2.4. Общий контроль соблюдения сроков и этапов размещения сведений о находящихся в суде делах и обработки текстов судебных актов для размещения на сайте суда осуществляется председателем суда (его заместителем) либо лицом, им уполномоченным.

III. Правила отбора сведений о находящихся

в суде делах и текстов судебных актов, подлежащих

размещению на сайте суда

3.1. Основными принципами размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов являются:

безопасность участников судебного разбирательства;

соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации;

соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

достоверность текстов судебных актов.

3.2. На сайте суда размещаются следующие сведения о находящихся в суде делах:

регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к рассмотрению с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания; рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства).

3.3. На сайте суда размещаются тексты судебных актов, вынесенные по существу рассматриваемого дела.

Промежуточные судебные акты (постановления о назначении судебных заседаний, о проведении предварительных слушаний, о приостановлении производства по делу, об отказе в удовлетворении надзорных жалоб (представлений) и т.д.), направленные на вынесение судом итогового судебного акта, не размещаются или могут размещаться по усмотрению суда.

3.4. На сайте суда размещаются в полном объеме тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в том числе:

тексты судебных актов, вынесенных по гражданским делам, возникающим из публичных правоотношений, в частности по делам об оспаривании нормативных правовых актов и защите избирательных прав;

тексты вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных по делам, рассмотренным в порядке части 3 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

тексты вступивших в законную силу судебных актов, содержащих требование об их опубликовании через конкретное средство массовой информации в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации".

3.5. Не подлежат размещению на сайте суда тексты судебных актов, вынесенных по делам:

затрагивающим безопасность государства;

возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;

об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

разрешаемых в порядке статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

3.6. Исключен. - Постановление Президиума Совета судей РФ от 24.03.2011 N 259.

3.7. Размещение текстов частных определений суда остается на усмотрение судьи, вынесшего конкретное частное определение.

3.8. Председатель суда или его заместитель самостоятельно принимает решение о размещении на сайте суда сведений о нерассмотренных делах, включая сведения о судье, в чьем производстве находится данное дело, при условии, что размещение такой информации не повлияет на безопасность судьи и других участников процесса.

3.9 - 3.10. Исключены. - Постановление Президиума Совета судей РФ от 24.03.2011 N 259.

(см. текст в предыдущей редакции)

IV. Выгрузка текстов судебных актов для деперсонификации

и последующего размещения на сайте суда

4.1. Предварительное решение о размещении (неразмещении) на официальном сайте суда текста судебного акта или извлечения из него принимает судья, рассмотревший дело.

4.2. Для подготовки размещения текста судебного акта на сайте суда судья - председательствующий по делу (судья - докладчик по делу) загружает текст судебного акта в подсистему "Судебное делопроизводство и статистика" (с помощью программных средств: электронная картотека, вкладка "Документы") для выгрузки в "Банк судебных решений (судебная практика)" или загружает в банк непосредственно из текстового редактора Microsoft Office.

4.3. С помощью Web-модуля подсистемы "Банк судебных решений (судебная практика)" ответственный работник суда осуществляет загрузку разрешенных к публикации судебных актов на сайт суда.

4.4. Наличие текстового документа в базе "Судебное делопроизводство и статистика" не является обязательным условием для импорта дел в базу данных "Банк судебных решений (судебная практика)". Текст подготовленного итогового решения может быть загружен в базу данных подсистемы "Банк судебных решений (судебная практика)" с помощью функций, предоставляемых данной подсистемой или из текстового редактора.

4.5. Судья извещает лицо, ответственное за деперсонификацию судебных актов, о реквизитах нового документа в подсистеме "Банк судебных решений (судебная практика)" для последующей обработки.

4.6. Ответственность за принятие решения о передаче текста конкретного судебного акта для деперсонификации возлагается на судью - председательствующего по делу (в случае коллегиального рассмотрения - докладчика по делу).

V. Порядок деперсонификации судебных актов

и сведений о находящихся в суде делах. Подготовка

к размещению на сайте суда

5.1. Решение об отнесении положений текста судебного акта к персональным данным и (или) сведениям ограниченного доступа принимает судья или лицо, ответственное за деперсонификацию судебного акта, с учетом действующего законодательства и информации, указанной в приложении 2 к настоящему Регламенту.

5.2. Решение об исключении из объема сведений о находящихся в суде делах положений, которые содержат персональные данные и (или) сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну (согласно приложению 2 к настоящему Регламенту) принимает руководитель структурного подразделения суда или ответственный работник аппарата суда (по согласованию с судьей).

5.3. Примерный перечень персональных данных участников судебного процесса, подлежащих исключению из объема сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов, размещаемых на сайте суда:

любые фамилии (псевдонимы), имена, отчества, персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве;

фамилии (псевдонимы), имена, отчества, персональные данные гражданского истца, который одновременно проходит в качестве потерпевшего по одному и тому же делу; обвиняемого, который одновременно является потерпевшим;

дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, сведения о транспортных средствах (государственные регистрационные номера и др.);

все адреса, включая адрес места совершения преступления (если адрес является местом жительства или пребывания участников процесса);

сведения о физическом и психическом здоровье;

сведения о гражданстве, семейном, социальном, имущественном положении (доходах) участников процесса (финансовое положение, владение собственностью, обязательства имущественного характера, если эти сведения не относятся к существу дела);

место нахождения недвижимости: земельного участка, здания (сооружения), жилого дома (квартиры), иная информация об имуществе участников процесса или иных лиц, упомянутых в судебном акте (о наличии в собственности квартир, жилых домов, земельных участков и т.д.), в случае если эти сведения не относятся к существу дела;

другие сведения.

5.4. Перед текстом судебного акта не размещаются реквизиты "Копия", "Версия для печати".

5.5. Для деперсонификации судебных актов и исключения из них сведений ограниченного доступа используется следующий алгоритм действий:

5.5.1. После появления текста судебного акта в базе данных подсистемы "Банк судебных решений (судебная практика)" ответственный работник аппарата суда в соответствии с требованиями законодательства и существующей компьютерной технологией проводит деперсонификацию текстов судебных актов и (или) исключение из них сведений ограниченного доступа согласно приложению 2 к настоящему Регламенту.

5.5.2. Перед размещением на сайте суда текста судебного акта уполномоченное лицо осуществляет следующие действия по его деперсонификации:

формирует список замены подлежащих деперсонификации персональных данных, позволяющих отличить одного участника судебного процесса от другого, с помощью определенных символов/обозначений (например, Потерпевший 1, 2, 3..., Свидетель 1, 2, 3... или инициалы участника судебного процесса);

указывает фразу анонимизации для адреса, даты, а также для иных сведений;

проводит первоначальную автоматическую обработку текста судебного акта, при которой выделяются персональные данные, предусмотренные в пункте 5.3 настоящего Регламента;

с помощью специального программного редактора в подсистеме "Банк судебных решений (судебная практика)" проводит ручную повторную корректировку текста судебного акта, в ходе которой выделяются персональные данные, пропущенные при автоматической деперсонификации;

с помощью программного функционала сохраняет все предварительно выделенные данные для их автоматической замены при размещении текста судебного акта;

устанавливает в системе предварительное разрешение на размещение обезличенного текста судебного акта и извещает об этом судью, принявшего данный судебный акт;

выводит предварительно обработанный текст судебного акта на бумажный носитель для передачи на контроль за полнотой и правильностью его деперсонификации;

передает для проверки судье, вынесшему соответствующий судебный акт.

5.5.3. Судья, получивший текст судебного акта, осуществляет его проверку на правильность сокрытия персональный данных и сведений ограниченного доступа и в случае отсутствия ошибок вносит краткое описание по документу (номер дела) и разрешает выгрузку документа на официальный сайт суда.

5.5.4. В случае выявления сведений, подлежащих исключению, судья делает соответствующие правки и возвращает текст на этап деперсонификации текста судебного акта.

5.5.5. После проверки текста судебного акта на бумажном носителе (если никаких замечаний по тексту не выявлено) судья проставляет слева в конце текста (после последнего слова последнего абзаца) реквизит "СОГЛАСОВАНО", визу (с указанием должности, фамилии и инициалов) и передает документ лицу, ответственному за размещение текстов судебных актов на сайте суда.

Абзац исключен. - Постановление Президиума Совета судей РФ от 24.03.2011 N 259.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.5.6. Все тексты судебных актов, разрешенные для размещения на сайте суда, передаются лицу, ответственному за размещение информации.

VI. Требования к технологическим, программным средствам

обеспечения пользования сайтом суда

6.1. Технологическое и программное обеспечение пользования сайтом суда осуществляется головным исполнителем в соответствии с государственным контрактом, заключаемым Судебным департаментом.

6.2. Сведения о находящихся в производстве суда делах и тексты судебных актов, размещаемые на официальном сайте суда, должны быть доступны пользователям круглосуточно без каких-либо ограничений.

размещать информацию, для ознакомления с которой пользователь должен установить на свои технические средства программное обеспечение, предоставляемое его правообладателем на платной основе;

устанавливать такие условия для получения доступа к информации, как регистрация пользователей, предоставление ими персональных данных, заключение пользователями лицензионных или иных соглашений.

6.4. Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны отвечать требованиям удобства пользователей, включая обеспечение возможности поиска размещенных на сайте документов по их реквизитам, содержанию и фрагментам (ключевым словам), а также возможности определения даты и времени размещения информации.

VII. Контроль за размещением текстов судебных актов

на сайте суда

7.1. Принятие окончательного решения о размещении текстов судебных актов или извлечений из них на сайте суда возлагается на председателя (заместителя) суда/председателя соответствующего судебного состава (судей, назначенных приказом председателя суда).

7.2. Председатель (лицо, им уполномоченное) и (или) судья, принявший судебный акт, не менее двух раз в неделю с применением соответствующего программного средства просматривают подготовленные к размещению тексты, осуществляют выборочную проверку полноты закрытия персональных данных и, в случае одобрения, ставят в подсистеме "Банк судебных решений (судебная практика)" признак о разрешении к размещению, после чего обработанные тексты судебных актов будут размещены лицом, ответственным за размещение информации на официальном сайте суда.

В случае выявления неверно обезличенных судебных актов документ возвращается на этап деперсонификации текста судебного акта для его повторной обработки.

7.3. В случае ошибочности размещения текста судебного акта на сайте суда председатель суда/председатель соответствующего судебного состава (судья, назначенный приказом председателя суда) дает указание лицу, ответственному за размещение информации на сайте суда, при помощи автоматизированной системы отменить публикацию, после чего данный судебный акт перестает отображаться на сайте суда.

VIII. Сроки размещения и обновления на сайте суда сведений

о находящихся в суде делах и текстов судебных актов

8.1. Сведения о находящихся в суде делах, информация о прохождении дел, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам их рассмотрения размещаются в разделах "Судопроизводство" и "Рассмотрение дел" в автоматическом режиме - в течение 1 рабочего дня, в ручном режиме - 1 раз в неделю.

8.2. Тексты судебных актов, сведения об их обжаловании и результатах обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования размещаются в разделах "Судопроизводство", "Принятые судебные акты" после их принятия в разумный срок, но не позднее месяца со дня вступления в законную силу.

8.3. Сведения о находящихся в суде делах подлежат размещению непосредственно лицом, ответственным за размещение информации на сайте суда, посредством формирования соответствующей выборки из базы данных "Судебное делопроизводство".

8.4. Достоверность информации о движении дел и текстов вынесенных судебных актов (извлечений из них), размещаемых на сайте суда, и своевременное ее обновление обеспечивается руководителем соответствующего структурного подразделения.

IX. Порядок оформления и учета информации

9.1. Вся информация, подлежащая размещению на сайте суда, создается в формате DOC или RTF текстового редактора Microsoft Word (версия выпуска после 2000 года) и предоставляется лицу, осуществляющему подготовку материалов к размещению на сайте, в электронном виде и на бумажном носителе.

Графические документы представляются в электронном виде формата JPG или TIFF (PDF) с разрешением не более 200 точек на дюйм (DPI), размер одной страницы не более 1240 x 1754 точек.

9.2. Учет информационных материалов, переданных для размещения на сайте суда (в том числе в электронном виде), осуществляется лицом, ответственным за подготовку материалов к размещению на сайте суда.
Приложение 1

К Регламенту организации

размещения сведений

о находящихся в суде делах

и текстов судебных актов

в информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" на официальном

сайте суда общей юрисдикции

При разработке настоящего Регламента учитывались следующие положения российского и международного законодательства и нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации";

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";

Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации";

Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации";

Федеральный закон от 27.06.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации";

Федеральный закон от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";

Федеральный закон от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности";

Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации";

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (статьи 38, 40, 58);

Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ;

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера";

Кодекс судейской этики, утвержденный 02.12.2004 VI Всероссийским съездом судей;

Всеобщая декларация прав человека 1948 года (статьи 10, 11, 19);

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим) от 04.11.1950 (с изменениями от 11.05.1994);

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк) от 19.12.1966;

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), принятые резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 40/33 от 10.12.1985;

Конвенция о правах ребенка (ст. 13);

Документ Копенгагенского совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ (п. П (28.9));

Документ Московского совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ;

Конвенция о защите личности в связи с автоматизированной обработкой персональных данных, открытая для подписания государствами - членами Совета Европы 21.01.1981 и вступившая в юридическую силу с 01.10.1985;

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и свободах человека 1995 года;

Парижская хартия для Новой Европы;

Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.09.1995 N R (95)11 "Комитет Министров - государствам - членам Совета Министров относительно отбора, обработки, предоставления и архивации судебных решений в правовых информационно-поисковых системах" (п. 1 (5.16), П (9.1) и (10.1));

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну";

Постановление Совета судей Российской Федерации от 16.11.2001 N 60 "О Концепции информационной политики судебной системы";

Положение по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации (утверждено Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2004);

Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 N 583 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы";

Регламент размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети "Интернет", утвержденный Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 20.04.2009 N 71.

Приложение 2

к Регламенту организации

размещения сведений

о находящихся в суде делах

и текстов судебных актов

в информационно-телекоммуникационной

сети "Интернет" на официальном

сайте суда общей юрисдикции

Перечень сведений которых сведения отнесены к государственной и иной охраняемой государством тайне, доступ к которым ограничен:

I. Сведения конфиденциального характера, установленные Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера":

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

II. Перечень нормативных правовых актов, на основании которых сведения отнесены к государственной и иной охраняемой государством тайне, доступ к которым ограничен:

государственная тайна (статья 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне");

конфиденциальные персональные данные (статья 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";

налоговая тайна (статьи 102 и 313 Налогового кодекса Российской Федерации);

коммерческая тайна (Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", статья 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации;

банковская тайна (статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статья 857 Гражданского кодекса Российской Федерации;

врачебная тайна (статья 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1);

нотариальная тайна (статья 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);

адвокатская тайна (статья 8 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";

аудиторская тайна (статья 9 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");

тайна страхования (статья 946 Гражданского кодекса Российской Федерации);

тайна ломбарда (статья 3 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах");

тайна связи (статья 63 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", статья 15 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи");

конфиденциальная информация, предоставляемая организациям (гражданам), осуществляющим производство и выпуск средств массовой информации (статья 41 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации");

тайна завещания (статья 1123 Гражданского кодекса Российской Федерации);

тайна усыновления (статья 139 Семейного кодекса Российской Федерации);

тайна следствия (статья 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации);

тайна судопроизводства (статьи 298 и 341 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации);

тайна сведений о защищаемых лицах (статья 9 Федерального закона от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства");

конфиденциальность информации, ставшей известной работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг (статья 11 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов");

тайна исповеди (статья 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");

конфиденциальность сведений о населении, содержащихся в переписных листах (статья 8 Федерального закона от 25.01.2002 N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения";

другие сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа.

Петербургское информационное агентство «Судебные Решения РФ» получило предупреждение от Роскомнадзора за публикацию решений российских судов. Если агентство продолжит публиковать у себя на сайте открытую информацию с сайтов российских судов, то Роскомнадзор грозит внести сайт судебныерешения.рф в «чёрный список» ресурсов с информацией, которая запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

История звучит как бред из параллельной реальности: впервые в истории российское СМИ получило предупреждение за дословное воспроизведение судебного приговора .

К сожалению, это действительная практика российского законодательства. В данном случае Роскомнадзор ссылается на статью 4 Закона РФ « ».

Статья «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации » запрещает использование средств массовой информации для разглашения специально охраняемой законом тайны.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Понятие «тайны» довольно многогранно: см. «Перечень нормативных актов, относящихся к категории ограниченного доступа ». Туда входят государственная тайна, коммерческая тайна, налоговая тайна, банковская тайна, врачебная тайна, нотариальная тайна и так далее. И среди прочего - персональные данные (любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)) .
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судя по всему, на основании этого определения Роскомандзор вынес своё предупреждение.

Повод кажется довольно надуманным. Администраторы сайта «Судебные Решения РФ» уверены, что Роскомнадзор пользуется предлогом, чтобы намеренно воспрепятствовать журналистам и СМИ распространять информацию об участниках судебных процессов.

Юристы агентства «Судебные Решения РФ» считают, что некоторые персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, - в соответствии с Указом Президента РФ относятся к сведениям конфиденциального характера , но не являются тайной в правовом значении этого слова. Другими словами, Роскомнадзор просто использует юридические уловки, чтобы прекратить распространение информации о судебных решениях, которые с неприглядной стороны показывают работу судебной системы РФ.

Самое смешное, что у Роскомнадзора нет претензий к самим сайтам судов, которые публикуют судебные решения в открытом доступе (действительно, это малопосещаемые сайты), но есть претензии к СМИ, которые репостят эти сообщения из официальных источников !

Нужно заметить, что в соответствии со статьёй 38 того же Закона РФ «О средствах массовой информации », граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Более того, в соответствии со статьёй 38 , редакция не несёт ответственности за распространение сведений, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации в случае, если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях (к которым относятся решения судов в адрес редакции) или они содержатся в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений .

Удивительно, но теперь органы власти (Роскомнадзор) вынуждены защищать интересы бывших мошенников и преступников, в том числе и тех, которые совершили преступления против органов власти и государства. Такой выходит юридический казус.

Если же Роскомнадзор после нескольких вынесенных предупреждений заблокирует сайт «Судебные решения» за публикацию судебных решений, то этот казус грозит превратиться в настоящий маразм.

«Принципы гласности судопроизводства и необходимость публикации текстов судебных решений с данными об участниках процессов поддерживаются всеми - и самими служителями Фемиды, и правозащитниками, - сказал главный редактор ИА «Судебные Решения РФ» Павел Нетупский. - Только сотрудники Роскомнадзора категорически не приемлют принцип свободы слова. Причём действуют в интересах сомнительных личностей и создают различные „подлянки” журналистам».

Может быть насчёт «подлянок» главный редактор слегка преувеличивает, но действия Роскомнадзора действительно выглядят очень странно.

«Созданный для удобства граждан сайт, благодаря которому им не придётся прочёсывать весь Рунет в поисках интересующего их судебного решения, регулятор почему-то решил подвергнуть малообоснованному давлению. Считаем это очередным проявлением запрещённой Конституцией РФ цензуры и надеемся, что факт вынесения предупреждения сайту „Судебные решения” - всего лишь ошибка в работе Роскомнадзора», - пишут правозащитники из Центра защиты и цифровых прав и движения «РосКомСвобода».

Агентство «Судебные Решения РФ» считает претензии Роскомнадзора незаконными и заявило о том, что не собирается удалять никакие сведения из опубликованных документов. Претензии Роскомнадзора будут оспорены в судебном порядке.

Ждём также комментария Роскомнадзора в связи с этой ситуацией.

Начал действовать новый порядок размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного суда РФ, а также судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Юристам будет интересно узнать, что теперь регламентированы все тексты документов, которые подлежат размещению в открытом доступе. Кроме того, судьи пересмотрели объем открытой информации в таких актах.

Что случилось?

Вступило в сило и стало обязательно для всех судов постановление Президиума Верховного суда РФ от 27.09.2017 года , которым судьи утвердили положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах ВС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В документе содержатся прямые указания на то, какие именно акты можно и нужно публиковать на официальных сайтах судов всех инстанций, а какие запрещено. Кроме того, судьи определились с объемом открытой информации в текстах таких актов.

Что можно публиковать, а что - нет

Постановлением определено, что размещению на сайтах судов в интернете подлежат все тексты судебных актов по гражданским, административным, уголовным, арбитражным делам и делам об административных правонарушениях, которые были вынесены как по существу спора, так и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судьи постановили, что тексты таких актов необходимо публиковать в полном объеме, не позднее (за исключением актов, принятых в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, и приговоров) одного месяца после дня их принятия в окончательной форме. Тексты приговоров размещаются не позднее одного месяца после дня их вступления в законную силу. Акты, вынесенным ВС РФ в арбитражном процессе и актам арбитражей будут размещаться в интернете не позднее следующего дня после дня их принятия. Исключение составят только тексты, которые содержат сведения, составляющие государственную или другую охраняемую законом тайну.

Одновременно в документе приведен перечень дел, по которым нельзя публиковать в открытом доступе тексты судебных актов, вынесенных всеми инстанциями. В него, в частности, попали процессы:

  • затрагивающих безопасность государства;
  • возникающие из семейно-правовых отношений, включая дела об усыновлении (удочерении) ребенка, а также иные дела, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних;
  • дела о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
  • о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  • о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;
  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение, за исключением текстов судебных актов, вынесенных в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством;
  • о делах, разрешаемых в порядке статьи 126 ГПК и статьи 123.5 КАС .

Если судебный процесс попадает под одну из этих категорий, то судья должен принять решение о том, чтобы не размещать на сайте его текст. Если дело рассматривалось коллегиально, эта роль достанется судье-докладчику по делу. В соответствующих программных средствах или на обратной стороне первого экземпляра копии судебного акта должны быть приведены основания принятого решения, удостоверенные подписью судьи.

Содержание актов, размещенных к публикации

Что касается содержания судебных актов, размещение которых является обязательным, то из их текстов больше не будут удалять ФИО участников процесса, таких, как:

  • осужденные лица;
  • оправданные лица;
  • наименование или ФИО истцов;
  • наименование или ФИО ответчиков;
  • третьи и заинтересованные лица;
  • лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении.

Также в тексте оставят данные судей, денежные суммы по иску и информацию о местонахождении юридических лиц. При этом в текстах будут скрывать и заменять на инициалы или другие символы, следующие персональные данные:

  • фамилии, имена и отчества участников судебного процесса, не перечисленных выше;
  • дату и место рождения всех лиц, их место работы, место проживания или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, данные идентификационных номеров налогоплательщиков;
  • реквизиты банковских счетов;
  • кадастровые номера объектов недвижимости;
  • регистрационные данные автомобилей;
  • другую информацию об имуществе и банковских счетах участников разбирательства;
  • данные о заболеваниях участников судопроизводства.

Кроме того, из текстов размещаемых в интернете будут исключаться ИНН и ОГРН индивидуального предпринимателя.
Суды обязаны руководствоваться данным документом при размещении текстов своих решений, постановлений и определений в открытом доступе в интернете.

По закону все суды обязаны размещать на своих сайтах в интернете как информацию о рассматриваемых судебных спорах, так и тексты судебных Решений. Если с арбитражным судом проблем не бывает, то с базой судебных Решений общегражданского суда всё гораздо хуже. Мало того, что сайты у них малопонятные, так ещё и информацию размещают далеко не полную. Чтобы суд разместил Решение по какому-то конкретному делу нужно написать туда жалобу. Образец ниже или .

Сайты:
Пятигорский городской суд http://piatigorsky.stv.sudrf.ru
Ставропольский краевой суд http://kraevoy.stv.sudrf.ru (выбирайте один из серверов)
Копаться надо в разделе "Судебное делопроизводство", а там в "Поиск информации по делам". Ничего, кроме поиска по Фамилии или Номера дела толком не работает.

Основные моменты:
1. Если вы не истец/ответчик/третье лицо, то запросить в суде бумажную копию Решения вы не можете. Однако вы можете свободно приходить на заседания суда (и тихо сидеть на нём), а также требовать, чтобы это же Решение было размещено в интернете . Там оно будет подчищенное от некоторых личных данных, но в целом всё равно будет понятно.
2. Размещаться должны ВСЕ решения, кроме тех, что по поводу государственных тайн, семейные дела, преступления против половой неприкосновенности, о признании недееспособным, психиатрические принуждения к госпитализации, внесения изменений в записи о браке и т.п.
3. Размещаться должны все Решения, начиная с 01 июля 2010.
4. Вы не обязаны объясняться зачем вам то или иное судебное Решение. Кто вы, откуда, сколько вам лет и где работаете - здесь вообще никакого значения не имеют.
5. Если прошёл уже целый месяц с момента вынесения решения, а его всё нет, значит пора писать Жалобу в суд. Она будет рассмотрена судом, как государственным органом, а не судом с заседаниями, судьями, мантиями и молотками.
Жалоба отправляется заказным письмом в суд, который не разместил Решение. К письму приложите скриншоты сайта. Можно скачать Жалобу .
6. Из суда может прийти отписка, типа "ничего мы не будем размещать" , потому что "судья заболел", "сломался компьютер", "наступил конец рабочего дня и все ушли домой" или отмазываются каким-нибудь пунктом какого-нибудь регламента и т.д. ВСЁ ЭТО ТУФТА! Просто пожалуйтесь в краевой (областной) суд , добавив в образец Жалобы фразу, что "Я обращался по этому вопросу в суд, но получил необъективный отказ. Прилагаю их ответ". Ну и в шапке напишите другой суд.
Был такой случай, когда Пятигорский суд решил отмазаться, когда мы попросили разместить тексты Решений по делам 2-3066/2013 и 2-2706/2013 . Мол, "судья в роддоме, а мы не можем".


После жалобы в краевой суд Решения 2-3066/2013 и 2-2706/2013 были размещены.

Образец жалобы:

Председателю Пятигорского городского суда

Федотову Владимиру Петровичу

357500, г. Пятигорск ул.Университетская, 34а

от: ФИО
адрес: индекс, адрес
тел.:


Жалоба

00.00.0000 я воспользовался официальным сайтом Пятигорского городского суда http://piatigorsky.stv.sudrf.ru с целью получить информацию о деятельности суда. Однако на официальном сайте Решение по завершённому делу № __________ от 00.00.0000 до сих пор не размещено.
Неразмещение в сети Интернет указанной информации является незаконным по следующим причинам.
На основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Согласно статье 6 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», одним из способов обеспечения доступа у информации о деятельности судов является размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На основании ст. 8 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», пользователь информацией имеет право:

  • получать достоверную информацию о деятельности судов;

  • не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;

  • обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействия) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», суды, Судебный департамент, органы судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос.
В ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» содержится перечень информации о деятельности судов, которая размещается в сети Интернет. Согласно части 1 пункту 2 подпункту «в» этой статьи в сети Интернет должна быть размещена информация, связанная с рассмотрением дел в суде, а именно:
сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учетом особенностей соответствующего судопроизводства), тексты судебных актов , размещаемые с учетом требований, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования.
Неразмещение в сети Интернет указанной информации не предусмотрено действующим законодательством, является незаконным и нарушает мое право на свободный доступ к информации о деятельности судов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24 и 25 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»,

ПРОШУ:

1. Обязать соответствующих должностных лиц Пятигорского городского суда разместить в сети Интернет Решение по делу № __________ от 00.00.0000 .
2. Принять меры к привлечению должностных лиц, виновных в неразмещении вышеуказанной информации в сети Интернет к дисциплинарной ответственности.
3. О результатах проверки и принятых мерах сообщить на обратный адрес.

2015 г. ________________

Образец жалобы составлен на основе этого образца от "Фонда Свободной информации".
Жалуйтесь и получайте информацию. На сайте Пятигорского суда навалом судов с неразмещёнными текстами Решений.