Переход на работу по 44 фз. Почти полное избавление

После перевода с 1 января 2017 года подавляющего количества государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП) на госзакупки по Закону № 44-ФЗ прошло полгода, и есть резон обозначить как вопросы, возникающие в деятельности таких предприятий в связи с этим переводом, так и другие, касающиеся участия ГУПов и МУПов в госзакупках. В этом на примерах из практики нам помогут эксперты Службы правового консалтинга ГАРАНТ.

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) осуществляет приносящую доход (коммерческую) деятельность (обеспечивает лекарственными средствами население) и не получает никакого бюджетного финансирования. Обязано ли предприятие с 1 января 2017 года осуществлять свои закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

С 1 января 2017 года все унитарные предприятия (независимо от видов осуществляемой ими деятельности) обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень исключений из этого правила предусмотрен ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (в редакции, вступившей в силу с указанной даты).

С 1 января 2017 года правовое регулирование осущеcтвления закупок унитарными предприятиями изменилось. Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2017, в Закон № 44-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с указанной даты государственные и муниципальные унитарные предприятия становятся одной из категорий заказчиков, обязанных при осуществлении закупок товаров, работ и услуг применять положения Закона № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 этого федерального закона в новой редакции).

Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ в редакции Закона № 321-ФЗ. Согласно указанной норме, при наличии принятого унитарным предприятием положения о закупке (ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), размещенного до начала в единой информационной системе, унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с таким положением, то есть в рамках требований Закона № 223-ФЗ, в следующих случаях:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Приведенный перечень случаев, когда унитарные предприятия при осуществлении закупок вправе руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ после 31 декабря 2016 года, является исчерпывающим. Иных изъятий из правил, обязывающих унитарные предприятия с 1 января 2017 года при закупках товаров, работ и услуг применять процедуры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, этот федеральный закон (в редакции Закона № 321-ФЗ) не содержит. В частности, обязанность унитарных предприятий с 2017 года осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ не поставлена законодательством в зависимость от вида деятельности, осуществляемой унитарным предприятием (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 10.08.2016 № Д28и-2013, от 16.08.2016 № Д28и-2066, от 18.08.2016 № Д28и-2133, от 19.08.2016 № Д28и-2168). При этом, в отличие от бюджетных учреждений, которым п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при соблюдении определенных условий позволяет осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ за счет средств, полученных при осуществлении ими приносящей доход деятельности, унитарным предприятиям такая возможность новой редакцией Закона № 44-ФЗ не предоставлена: с 1 января 2017 года закупки за счет средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, унитарные предприятия будут обязаны осуществлять с соблюдением правил, установленных Законом № 44-ФЗ.

Каким образом определить совокупный годовой объем закупок МУПа, если поступлений из бюджета (гранта) не было и не будет, так как МУП не является участником бюджетного процесса?

Под совокупным годовым объемом закупок понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий
объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году (п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Анализируя приведенную норму, специалисты Минэкономразвития России указывают, что совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) представляет собой сумму средств по:

Контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;

– контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;

– контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году (письма Минэкономразвития России от 21.12.2016 № Д28и-3403, от 16.12.2016 № Д28и-3513, от 17.02.2016 № Д28и-421, от 30.09.2014 № Д28И-1889).

Формально из п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ не следует вывод о том, что к СГОЗ унитарных предприятий, рассчитываемому на 2017 год, относятся объемы финансирования по договорам, заключенным в период до 2017 года, когда такие предприятия руководствовались положениями Закона № 223-ФЗ, так как приведенная норма упоминает о закупках, осуществляемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ, включая оплату по контрактам, под которыми понимаются гражданско-правовые договоры, заключаемые (в том числе унитарными предприятиями с 2017 года) также с соблюдением требований Закона № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого закона).

Однако по смыслу п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ СГОЗ на 2017 год для унитарных предприятий, по всей видимости, должен рассчитываться исходя из общего объема финансирования, предназначенного для оплаты в 2017 году договоров о приобретении товаров, работ и услуг (то есть для финансирования закупок заказчика). Это обусловлено тем, что с 1 января 2017 года положения Закона № 44-ФЗ распространяются на унитарные предприятия без каких-либо исключений в отношении договоров, которые были заключены до 2017 года, но исполняются впоследствии. Как следует из п.п. 3, 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, с даты вступления в силу Закона № 321-ФЗ приобретение (а следовательно, и оплата) товаров, работ и услуг унитарными предприятиями как заказчиками, обязанными руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ, осуществляется в рамках закупок, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Поэтому надо полагать, что СГОЗ унитарного предприятия на 2017 год (отражаемый в плане-графике) рассчитывается как совокупность сумм, причитающихся к уплате контрагентам в 2017 году по контрактам, которые заказчик планирует заключить в течение этого финансового года, а также по договорам, которые были заключены унитарным предприятием до 1 января 2017 года.

Исключение могут составлять только суммы осуществляемой за счет источников, указанных в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, оплаты по договорам, которые могут продолжать регулироваться Законом № 223-ФЗ при наличии у предприятия положения о закупке за счет таких источников. В отношении прочих закупок за счет любых источников финансирования исключения в отношении закупок, осуществляемых унитарными предприятиями, законодательство не делает.

Следует подчеркнуть, что изложенная точка зрения является экспертным мнением. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по этому вопросу обнаружить не удалось. Поскольку нельзя исключить вероятности того, что контролирующие органы займут иную позицию по данному вопросу, лучше всего обратиться за письменными разъяснениями в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

Единственным учредителем ГУП – бюро технической инвентаризации – является орган государственной власти Московской области. На каком основании ГУП может выступать единственным поставщиком услуг кадастровой деятельности и технической инвентаризации министерств и муниципальных образований Московской области? Возможно ли заключение с ГУП контрактов на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Прежде всего необходимо отметить, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по общему правилу осуществляют закупки товаров, работ, услуг в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1, п.п. 5 и 6 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы
определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком в соответствии с положениями главы 3 Закона № 44-ФЗ (п. 5 ст. 24 данного закона). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Из вышеизложенного следует, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут заключать договор с единственным поставщиком, не проводя открытого конкурса и не прибегая к иным конкурентным процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), только в случаях, прямо предусмотренных законом, а именно – ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В частности, одним из оснований, которое применимо практически к любым товарам, работам, услугам, закупаемым у любых поставщиков, является основание, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, согласно которому допускается заключение контракта с единственным поставщиком при соблюдении требований, ограничивающих сумму одного контракта и совокупный объем закупок, производимых конкретным заказчиком по данному основанию.

Так, согласно приведенной норме, товар, работа или услуга могут закупаться в рамках одного контракта на сумму не свыше 100 000 рублей, а совокупный годовой объем закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не должен превышать 2 млн руб. В том же случае, если сумма в 2 млн руб. составляет менее 5% от совокупного годового объема всех закупок заказчика, то объем закупок, производимых у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и в любом случае не должен составлять более чем 50 млн руб. Единственным исключением из правила, ограничивающего годовой объем закупок по приведенному основанию, являются закупки, осуществляемые для нужд сельского поселения.

Анализ иных оснований для заключения государственным органом или органом местного самоуправления контракта с единственным поставщиком показывает, что возможность их применения практически не зависит от воли таких заказчиков, так как связан с особым правовым регулированием какого-либо рынка, которое делает невозможным или затруднительным обеспечение на нем конкуренции (п.п. 1, 3, 6, 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) или особой принципиальной ограниченностью рынка (п.п. 31, 32, 36, 38, 39 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особым порядком определения контрагента (в том числе в индивидуальном порядке), исключающим возможность применения конкурентных процедур, предусмотренных законом (п.п. 2, 7, 22, 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особым статусом контрагента (п.п. 11, 12, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); наличием у одного конкретного лица особых прав в отношении определенных товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, исключающих возможность конкуренции (п.п. 10, 13, 14, 15, 17, 19, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особой ситуацией, в которой находится заказчик, делающей очевидно нецелесообразным проведение конкурентных процедур, ввиду необходимости срочного осуществления закупки (п.п. 9, 20, 21, 26, 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) или «технологического» отсутствия необходимости (п.п. 16, 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); особой важностью закупки, в том числе ввиду ее связи с государственной тайной (п.п. 20, 21, 40, 41, 42 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ); практической невозможностью определения контрагента конкурентными способами (п.п. 24, 25, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Более того, ряд оснований для закупки может использоваться только отдельными заказчиками, к которым государственные органы и органы местного самоуправления не относятся (п.п. 5, 17, 35, 36, 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Оценивая для рассматриваемого случая возможность использования иных оснований для заключения контракта с единственным поставщиком, кроме предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, мы приходим к выводу о том, что такая возможность отсутствует, в том числе это касается и основания, предусмотренного п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Дело в том, что, согласно указанному пункту, заключение контракта с единственным поставщиком, которым является государственное унитарное предприятие субъекта РФ, возможно только в том случае, если указанное предприятие подведомственно органу исполнительной власти такого субъекта РФ и работа или услуга, являющиеся предметом контракта, могут выполняться или оказываться только данным органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, установленными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом из норм Закона № 44-ФЗ не ясно, что понимается под термином «законодательные акты субъекта РФ». Однако Минэкономразвития РФ, проанализировав употребление термина «законодательные акты» в отношении федеральных правовых актов, в своих разъяснениях указало, что под законодательными актами субъектов РФ должны пониматься исключительно законы соответствующего субъекта РФ (письмо Минэкономразвития РФ от 17.11.2015 № Д28и-3417).

Более того, анализ федерального законодательства свидетельствует о том, что выполнение кадастровых работ в отношении какого бы то ни было имущества может осуществляться физическими лицами, которые имеют действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника юридического лица (ч. 1 ст. 31 этого же закона). Отсюда видно, что право осуществления такой деятельности имеет фактически неограниченный круг физических лиц, получивших квалификационные аттестаты кадастровых инженеров, и юридических лиц, заключивших с указанными физическими лицами трудовые договоры.

В свою очередь, техническая инвентаризация, которая в настоящий момент продолжает проводиться в отношении жилищного фонда (ч. 5 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, п. 2 письма Минэкономразвития РФ от 22.02.2013 № Д23И-449), может осуществляться не только государственными, но и муниципальными организациями технической инвентаризации (п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301). Причем под государственными организациями понимаются не только организации субъектов РФ, но и федеральные организации. Следовательно, полномочия по осуществлению технического учета, в том числе технической инвентаризации, жилищного фонда, также не являются, согласно действующему законодательству, исключительными.

Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод, что с указанным в вопросе государственным унитарным предприятием контракт на проведение работ по технической инвентаризации или кадастровых работ органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области может быть заключен как с единственным поставщиком только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения установленных данным пунктом ограничений.

12:48 — REGNUM Законодательные инициативы, направленные на создание более конкурентной и прозрачной системы государственных закупок, вызвали острую критику со стороны государственных компаний, которые считают, что государство должно выработать по этому вопросу более дифференцированный подход. Как передает корреспондент ИА REGNUM , вопросы поправок в закон о закупках и создания системы оценки поставщиков обсуждались 14 июля на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок, в котором приняли участие руководители отделов по закупкам крупнейших государственных компаний и корпораций.

Наиболее существенной новацией проводимой реформы системы закупок стало принятие 3 июля 2016 года поправки в 223-ФЗ «О закупках отдельными видами юридических лиц» и 44-ФЗ «О контрактной системе», согласно которой до 31 декабря 2016 года государственные и муниципальные унитарные предприятия должны создать контрактную службу и зарегистрироваться в Единой информационной системе.

Таким образом, новые правила обязывают планировать ГУПы и МУПы закупки в соответствии с требованиями закона 44-ФЗ вместо 223-ФЗ, как это было до последнего времени. Это позволяло заказчикам заключать контракты с единственным поставщиком и использовать иные неконкурентные способы ведения закупок.

Большие споры вызывают также поправки, направленные на ограничение способов закупки у государственных компаний. Первоначально соответствующий законопроект, принятый Госдумой в первом чтении еще в сентябре 2015 года, предлагал ограничить способы закупок госкомпаний: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика для закупок до 200 млн рублей.

При этом в первоначальной редакции законопроекта ограничения предлагалось распространить на все закупки, переведя их полностью в электронный вид. В поправках, внесенных ко второму чтению, условия заметно смягчились. Теперь в электронной форме конкурентную закупку заказчик обязан осуществлять в случае, если начальная максимальная цена договора не превышает пяти миллионов рублей.

Перевод унитарных предприятий на новые правила ведения закупок грозит серьезно подорвать нормальный ход деятельности хозяйствующих субъектов, отметил начальник отдела организации закупок ГУП «Петербургский метрополитен» Михаил Павлов:

«Мы являемся ГУПом, соответственно, с 1 января 2017 года должны осуществлять закупки по требованиям 44-ФЗ. В соответствии с его требованиями, мы должны начать планировать деятельность на 2017 год в соответствии с новыми нормами. Нормы этого закона в части планирования достаточно жесткие, изначально требуется много информации, чтобы заполнять графики закупок. Нормы планирования четко заточены под целевое бюджетное финансирование», — заявил он

«В нашем случае метрополитен является эксплуатирующей организацией, осуществляющей закупки за счет собственных средств. Основная масса денежных средств тратится не на капитальные вложения и ремонтные работы, а на эксплуатацию метрополитена. Эти закупки оперативные, потребность в них появляется в течение года. С учетом всех этих обстоятельств хотелось бы привести в соответствие порядок планирования, предусмотренный 44-ФЗ, специфике деятельности эксплуатирующих организаций», — продолжил Павлов.

Резкий переход на новые правила уже к 1 января 2017 года также грозит предприятиям срывом большого числа важнейших контрактов, подчеркнула начальник отдела сопровождения торгов Управления по обеспечению закупок ГК «Росатом» Елена Титова:

«Перевод ГУПов в 44-ФЗ приведет к потере той гибкости, что была при проведении закупок по 223-ФЗ. Мы понимаем, что многие договоры будут вовремя не исполнены. Те договоры, которые мы заключили с «Роснефтью», «Газпромом» и так далее — они могут быть не исполнены в срок, поскольку комплектующие, которые мы будем закупать, придется закупать именно по 44-му закону», — сказала Титова.

Кроме того, предприятия, которые выполняют государственный оборонный заказ, будут обязаны также проводить по 44-му закону конкурентные закупки, заметила она. В таких условиях практически невозможно уложиться в те сроки, которые предусматриваются по оборонному заказу, пояснила Титова.

Отдельные вопросы вызывают новые требования по публикации информации: «44-й закон предусматривает только государственную тайну, но есть закупки с коммерческой тайной, есть закупки, которые включают сервисы ограниченного доступа, такие как охрана и защита объектов атомной энергии», — пояснила представитель ГК «Росатом».

В конечном счете законопроект должен предусматривать оговорки для отдельных отраслей, заключила Титова:

«Общий подход по всем ГУПам в стране не должен быть. Должны быть исключения и нюансы, которые учитывают отраслевые положения, например, те же оборонные направления. Этих всех нюансов в законе не предусмотрено».

Как отметили в ходе заседания представители государственных компаний, срок проведения конкурсных процедур слишком мал. Самая длинная из них составляет 20 дней — за это время участник в том числе должен подготовить свое коммерческое предложение и всю необходимую документацию.

В конечном счете остается непонятным, в каком направлении будет двигаться реформа сферы госзакупок в дальнейшем, подчеркнули участники мероприятия: введение четкого перечня способов организации торгов для закупок до 5 млн рублей государственные компании воспринимают как первый шаг на пути к более глобальным переменам.

Ужесточение правил особенно болезненно воспринимается в высокотехнологичных отраслях, таких как оборонная промышленность, где предполагается длительное «выращивание» собственных поставщиков. В связи с этим на заседании прозвучал призыв в дальнейших инициативах в области 223-ФЗ учитывать специфику конкретных отраслей.

Регулирование закупок распространяется в ряде случаев даже на те субъекты, которые являются полностью частными предприятиями, отметил директор по ресурсному обеспечению ООО «Сибирская генерирующая компания» Герман Мустафин.

«Наша компания полностью частная, но попадает под 223-ФЗ, поскольку имеет в своем составе регулируемые виды деятельности. Мы живем под 223-ФЗ, но я искренне не понимаю, зачем пытаются зарегулировать таких, как мы. Мы и так регулируемся тарифами, зачем контролировать операционную деятельность и контролировать изменения, которые мы можем вносить в свои договоры? Наше предложение состоит в том, чтобы ограничить круг тех субъектов, на кого будут распространяться ужесточающие поправки», — заявил он.

Комментируя это замечание, председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов отметил, что цель поправок заключается в необходимости установить общие правила игры для субъектов малого и среднего бизнеса при заключении контрактов с крупными заказчиками, и форма собственности здесь роли не играет:

«Если предприятие является монополистом в каком-то сегменте рынка или на какой-то территории, то это ключевой субъект, на который могут опираться представители малого бизнеса как поставщики. Понимание правил и способов закупок в этом отношении крайне важно. Для многих предприятий в меньшей степени важна форма собственности и подход к управлению, но более важны правила, по которым они могут играть на этом рынке», — заявил Емельянов.

«В условиях, когда есть крупное предприятие, которое, может быть, даже по объективным причинам занимает монопольное положение, поставщики должны каким-то образом быть поддержаны. Есть вопрос единообразия правил», — продолжил он.

В свою очередь, вице-президент ТПП РФ, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова отметила, что, несмотря на все несовершенства, новые правила являются необходимым шагом по наведению порядка в отрасли, заработавшей репутацию абсолютно непрозрачной системы.

«Несмотря на то что запросы в 44-ФЗ прописаны достаточно жесткие, они все еще не отвечают требованиям бизнеса», — заявила Дыбова.

«Перевод на 44-ФЗ — это попытка заставить и производителей, и поставщиков вернуться к нормальной работе, когда, осуществляя плановые ремонты и закупки, предприятие имеет право привлечь к себе гораздо большее количество поставщиков, которые будут предлагать более конкурентные цены», — продолжила она.

ГУПы и МУПы на сегодняшний день демонстрируют очень тяжелую статистику — более 60% непрозрачных закупок, закупок у единственного поставщика. Это сфера, куда средний и малый бизнес вообще практически попасть не может, напомнила вице-президент ТПП РФ.

«Ситуация с ГУПами возникла не сразу. На протяжении последних 3 лет это были постоянные и серьезные жалобы. Цифры ФАС указывают на то, что сфера все более непрозрачная. Тонны жалоб со стороны бизнеса, и никакого прогресса там нет», — сказала она, добавив, что под прикрытием закрытых конкурсов производятся закупки стандартной продукции по завышенным ценам, при этом «ненужные» производители часто отсеиваются под надуманными предлогами.

«223-й закон не устраивал бизнес, который работает в закупках. Он был общий и неконкретный, и интересов поставщиков не отражал. Теперь мы должны работать в более цивилизованных стандартах», — подчеркнула она.

В ответ на критику Дыбова призвала определиться заказчиков с тем, какой потребуется их предприятиям переходный период, чтобы приспособиться к новым требованиям. «Сколько вам нужен переходный период? Для чего? Просьба формулировать конкретные сроки, обоснованную позицию, какой переходный период нужен и зачем он нужен», — сказала она.

По итогам развернувшейся дискуссии председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов призвал в течение двух недель подготовить замечания и предложения в отношении законодательства по госзакупкам. По его словам, следующее заседание будет проводиться уже с участием регуляторов, где вопросы будут обсуждаться более предметно, опираясь на консолидированную позицию сторон.

Замечания со стороны крупных заказчиков возникли и в отношении совместного с АО «Корпорация МСП» проекта ТПП РФ «Автоматическая система оценки поставщиков». Подобная рейтинговая система сама по себе не предполагают никаких преференций или штрафов, в связи с чем ряд участников заседания высказали опасение, что если предприятия не смогут отклонять предложения на основе полученных данных, это серьезно ограничит практическую пользу от новой рейтинговой системы и сделает ее не более чем аналогом уже существующих, такой как СПАРК.

Однако в настоящее время надежного и проверенного механизма определения добросовестности поставщиков по госзаказам просто не существует — поэтому первоочередная задача состоит в том, чтобы такой рейтинг сформировать, отметил председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок Антон Емельянов.

«Чтобы аргументированно вести разговор, нужно иметь данные за достаточный период и по достаточному числу участников. Пока что нельзя мотивированно показать, что определенный набор цифр и критериев ведет к подбору добросовестного участников, и наоборот. Вопрос в том, чтобы получить эти цифры», — заявил председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок.

Новый рейтинг будет опираться на два основных критерия: благонадежность и деловую репутацию. Первый признак оценивается исходя из соответствия данного поставщика требованиям закона, что предполагает, например, отсутствие большого количества штрафов или недоимок по налогам. Он будет определяться по пяти факторам: имущественной, временной, финансовой, правовой и кредитной благонадежности.

Блок деловой репутации, в свою очередь, устанавливает перечень процедур, в которых субъект участвовал, регистрирует успешное закрытие контрактов и призван определить все те негативные факторы, которые могут свидетельствовать о неблагонадежности поставщика или явной коррупционной составляющей в его деятельности.

В рамках этого блока будет существовать два типа оценки: статистическая и динамическая. Первая будет определять объем и активность участия в закупочной деятельности, в то время как вторая демонстрирует эффективность и активность организации за разные периоды времени.

Существующие рейтинговые системы не дают достаточной и комплексной оценки хозяйствующих субъектов, подчеркнул Емельянов. Однако новая система не потребует дополнительных финансовых вложений, поскольку ее смысл заключается в грамотной организации уже собранных по различным реестрам данных, подчеркнул он:

«У нас все данные уже есть, поскольку мы одновременно занимаемся электронными торгами. Таким образом, перед нами стоит задача определенным образом сформулировать запрос к нашим базам данных, которые мы и так обязаны хранить по закону 10 лет».

«Отдельный вопрос — работа с другими государственными реестрами. Понятно, что с арбитражами проще, с налоговой посложнее, с кем-то пока это сделать невозможно. Но это не говорит о том, что мы не сможет получить общую картину. Основной вопрос — собрать и грамотно эту информацию представить», — сказал председатель комитета ТПП РФ по развитию системы закупок.

В соответствии с этими соображениями было решено закрепить идею в качестве пилота, судьба дальнейшей реализации которой будет определяться тем, какие получаются в соответствии с новой системой оценки рейтинги, и как соотносятся результаты методики с реальным поведением участников заказа.

Напомним, что вопрос реформы госзакупок имеет уже весьма длительную историю. С декабря 2015 года в Госдуму наиболее радикальные поправки правительства к законам о переводе на электронные торги и госзакупок, и закупок госкомпаний внесены так и не были. Хотя весной 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев призвал ускорить реформу госзакупок, рассмотрение соответствующих законопроектов идет крайне медленно и непоследовательно, при этом сопровождаясь внесением смягчающих поправок.

Между тем ограничение способов закупки — одна из самых актуальных инициатив по реформированию сферы госзаказа. Сейчас государственные компании могут выбирать практически любой способ закупки, в результате чего на не предусмотренные прямо законом способы приходится 47,73% всего заказа. Минэкономразвития и ФАС утверждают, что под широко распространенными «иными» способами скрываются обычные закупки у единственного поставщика. По данным Минэкономразвития, без конкуренции проходит фактически более 96% закупок госкомпаний.


Вступили в силу нормы Федерального закона от 03.07.2016 №321-ФЗ, поэтому с 1 января ГУПы и МУПы официально перестали быть заказчиками по 223-ФЗ и начали работать по 44-ФЗ. До 31 декабря 2016 года такие заказчики могли публиковать извещения в соответствии с 223-ФЗ - эти закупки должны быть проведены также по правилам 223-ФЗ.

Основания для работы унитарного предприятия по 223-ФЗ

1. Получение грантов, предоставленных физическими или юридическими лицами на определенные цели; 2. Унитарное предприятие является исполнителем по контракту и привлекает соисполнителей.

Под контрактом понимается договор, который заключается в рамках 44-ФЗ, то есть стороной договора должно быть публично-правовое образование: например, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Также сюда относятся договоры бюджетных учреждений.

Письмо МЭР от 18 августа 2016 г. № Д28и-2124

Под контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также гражданско-правовой договор, заключенный бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 № 44-ФЗ.

Таким образом, возможность реализации исполнения обязательств по таким контрактам через 223-ФЗ определяется путем внесения изменений в положения о закупках:

Необходимо добавить в положение о закупках основание для применения положения о закупках.

Положения о закупках унитарных предприятий, размещенные в ЕИС, продолжают работать, поскольку заказчики должны завершить все действия по 223-ФЗ: провести опубликованные процедуры, включить такие закупки в отчеты, а договоры внести в реестр договоров. По завершении этих действий нужно будет признать положения утратившими силу (иначе это означает выбор - по какому закону осуществляются закупки).

Выводы:

  • Унитарные предприятия согласно 321-ФЗ независимо от источника финансирования (собственные средства или бюджетные средства) с 01.01.2017 применяют положения 44-ФЗ.
  • Нормами 321-ФЗ предусмотрено основание для применения 223-ФЗ, в случае, если осуществляется привлечение поставщиков для исполнения обязательств по заключенным контрактам.

Изменения в законодательстве

28.12.2016 был принят закон №474, который внес изменения в 223-ФЗ и 44-ФЗ.

  • 223-ФЗ применяется федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации.
  • Соответственно

  • Из-под действия 44-ФЗ исключаются федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации

Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016: Перечень из 64 федеральных унитарных предприятий, которые с 01.01.2017 не применяют нормы 44-ФЗ, а работают по 223-ФЗ.

Проблемы при переходе на 44-ФЗ

К сожалению, нормативные правовые акты, которые должны были помочь унитарным предприятиям в переходе на 44-ФЗ, были приняты не в полном объеме, поэтому у заказчиков возникает множество вопросов. Предполагалось, что до конца 2016 года будет принято порядка 30 подзаконных актов, отражающих специфику работы ГУПов и МУПов в рамках контрактной системы. На сегодняшний день принято не более пяти.

Мероприятия для перехода УП на 44-ФЗ:

  1. Получить ключ усиленной электронной подписи в территориальных органах ФК.
  2. Зарегистрироваться (перерегистрироваться) в ЕИС.
  3. Настроить личный кабинет пользователя в ЕИС.
  4. Организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).
  5. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.
  6. Создать комиссию по осуществлению закупок.
  7. Разработать, утвердить и разместить в ЕИС Положение о закупках.
  8. Выбрать ЭТП по № 44-ФЗ.
  9. Осуществить планирование закупок на 2017 год и последующие годы.

Все эти действия следовало совершить до 31.12.2016, однако большинство УЦП не успели этого сделать. Таким заказчикам следует разместить соответствующие документы, не только для того чтобы минимизировать риски привлечения к административной ответственности, но, в первую очередь, для того чтобы начать закупки, так как без планирования, без регистрации в ЕИС и т.д., заказчик, с юридической точки зрения, не должен осуществлять закупочную деятельность.

Регистрация в ЕИС

До конца 2016 года Федеральное казначейство не выдавало ключи ЭП для работы по 44-ФЗ унитарным предприятиям, поскольку такие заказчики не были включены в Сводный реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. То есть для того чтобы привязать ключ ЭП к конкретному заказчику, который будет работать в разделе ЕИС по 44-ФЗ, такой заказчик должен быть включен в этот реестр.

3 ноября 2016 года был издан приказ Минфина №203н о внесении изменений в приказ Минфина № 163н «О Порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса». Однако приказ «завис» в Минюсте более чем на месяц.

Казначейство и Минфин выпустили совместное письмо, согласно которому до момента регистрации данного приказа в Минфине рекомендовалось включать унитарные предприятия в Реестр.

На данный момент изданы нормативные правовые акты а включении унитарных предприятий в Сводный реестр, но возникает вопрос, кто должен подавать сведения о включении.

В приказе Минфина №203н было указано, что:

  • в отношении федеральных государственных унитарных предприятий - соответствующим федеральным органом государственной власти (государственным органом), осуществляющим права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий;
  • в отношении государственных унитарных предприятий, права собственника которых осуществляются государственным органом власти субъекта Российской Федерации - финансовым органом субъекта Российской Федерации;
  • в отношении муниципальных унитарных предприятий - финансовым органом муниципального образования.

Самим унитарным предприятиям не нужно направлять сведения в казначейство, это должны делать финансовые органы федерального уровня, уровня субъекта или муниципалитета.

Что нужно сделать, если еще нет ключа ЭП?

Необходимо связаться с соответствующим финансовым органом и узнать, подавались ли о вас сведения для включения в Сводный реестр.

Если нет, следует сослаться на приказ Минфина 163н в редакции приказа Минфина 203н, в котором закреплена обязанность направить сведения об УП в Казначейство для включения в Сводный реестр.

Если сведения подавались, можно обратиться уже в территориальное управление Федерального казначейства для получения ключа ЭП для 44-ФЗ.

Для того чтобы получить сам ключ, необходимо ознакомиться регламентом получения этого ключа в органе Федерального казначейства. Действует общий приказ ФК от 31 июля 2015 г. № 197 «Об утверждении Регламента Удостоверяющего центра Федерального казначейства».

На сайтах территориальных управлений Казначейства есть раздел «Удостоверяющий центр», где детально описан порядок получения ключа ЭП.

Далее необходимо будет пройти регистрацию в ЕИС. Порядок регистрации предусмотрен приказом Казначейства России от 30 декабря 2015 г. № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. № 4н».

С момента регистрации унитарное предприятие вправе осуществлять закупки по 44-ФЗ.

Обучение

Необходимо организовать обучение специалистов в сфере закупок (профессиональная переподготовка, повышение квалификации).

Деятельность заказчика в части закупки ТРУ осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок:

  • Работники контрактной службы (руководитель КС) и контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (все кто связан с закупками - ДПО в сфере закупок);
  • В состав комиссии по осуществлению закупок включаются преимущественно (> 50 %) лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями.

Создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего

Необходимо оценить совокупный годовой объем закупок. В 44-ФЗ понятие совокупного годового объема закупок трактуется исходя из того объема договоров, которые заказчик заключает в текущем году, оплата по которым предусмотрена в следующем году, и контракты, которые заказчик заключил в прошедшем периоде, оплата по которым будет осуществлена в текущем году. Но поскольку в данном случае такие переходящие договоры были заключены по 223-ФЗ, учитывать их при расчете совокупного годового объема будет неправильно, поэтому здесь следует учитывать потребность исходя из текущего графика либо текущему плану финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от этого объема принимается решение - либо создавать контрактную службу, либо назначать контрактного управляющего.

После этого до момента начала закупок следует создать комиссию по осуществлению закупок.

Комиссии могут быть:

  • Конкурсные, аукционные;
  • Котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • Единые комиссии.

Лучше создавать единую комиссию. Численность должна быть не менее чем пять человек, из них не менее половины должны иметь документы, подтверждающие повышение квалификации.

Заказчик определяет число членов, порядок работы комиссии, председателя комиссии и порядок работы комиссии в положении о комиссии.

После этого заказчик выбирает ЭТП и осуществляет планирование.

Планирование в 2017 году

С 1 января 2017 года действуют новые правила планирования в рамках 44-ФЗ. УП должны публиковать:

1. План закупок на срок от 1 до 3 лет (на срок действия закона о бюджете);

2. План-график закупок.

Планирование основывается на:

С 1 января 2017 года действуют новые правила планирования закупок товаров работ услуг для муниципальных нужд:

  • Вводится обязательность планирования: закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (в т.ч. до 100 тыс. руб.).
  • Планы закупок, планы-графики и информация о реализации планов размещается в ЕИС.
  • Наименование объекта закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Поскольку каталог еще не разработан, норма не учитывается.
  • Вводится обязательное общественное обсуждение закупок начиная с этапа планирования при НМЦ более 1 млрд руб.
  • Информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику включается в отчет об исполнении контракта.
  • Обжалование действий (бездействия) заказчика и прочих лиц допускается в любое время после размещения в ЕИС плана.

Вводится обязательность внесения изменений в план-график (в план закупок):

  • при отмене закупки - не позднее следующего рабочего дня после даты отмены;
  • закупка признана несостоявшейся (нет заявок, уклонение всех участников от заключения контракта).

Итак, план закупок формируется:

  • на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете (на 1-3 года),
  • в процессе составления проекта бюджета.

План-график формируется на 1 год на основе утвержденного плана закупок, является основанием для осуществления закупок в текущем году.

Устанавливается прямая взаимосвязь между документами о планировании закупок (планом закупок и утверждённым на основании него планом-графиком закупок на год) и процессом расходования бюджетных средств, в том числе санкционировании оплаты по контрактам финансовыми органами.

Если закупки нет в документах о планировании на 2017 год, то финансовые органы не могут санкционировать оплату. Такая оплата автоматически становится нецелевым расходованием бюджетных средств.

Часть 11 статьи 21 № 44-ФЗ о контрактной системе прямо запрещает осуществление закупок, не предусмотренных планом-графиком закупок на 2017 год. То есть это нецелевое расходование бюджетных средств.

Нормативные правовые акты по планированию закупок

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» - ФОРМА ПЛАНА ЗАКУПОК ДЛЯ «ФЕДЕРАЛОВ»

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» - ФОРМА ПЛАНА-ГРАФИКА ЗАКУПОК ДЛЯ «ФЕДЕРАЛОВ».

Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 (ред. от 29.10.2014) «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» - ОБЩАЯ ФОРМА ПЛАНА ЗАКУПОК ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛОВ.

Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» - ФОРМА ПЛАНА-ГРАФИКА ЗАКУПОК ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РФ И МУНИЦИПАЛОВ.

Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Постановление Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».

План закупок унитарного предприятия формируется при планировании финансово-хозяйственной деятельности предприятия и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Форма плана закупок

Информация указывается в плане-графике закупок одной строкой по каждому включенному в состав идентификационного кода закупки коду бюджетной классификации Российской Федерации в размере годового объема финансового обеспечения в отношении каждого из следующих объектов закупок:

а) лекарственные препараты (закупки путём запроса предложений по пункту 7 части 2 статьи 83 ФЗ-44);

б) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

в) товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (закупки по пункту 5 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

г) услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку, а также услуги, связанные с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (закупки по пункту 26 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

д) преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами (закупки по пункту 33 части 1 статьи 93 ФЗ-44);

е) услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами (закупки по пункту 33 части 1 статьи 93 ФЗ-44).

Идентификационный код закупки

При формировании и утверждении планов закупок и планов-графиков закупок необходимо указывать специальный идентификационный код закупки:

Идентификационный код закупки указывается с 2017 года в:

  • Плане закупок;
  • Плане-графике;
  • Извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом;
  • Документации о закупке;
  • Контракте;
  • Иных документах, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе (часть 1 статьи 23, часть 3 статьи 114 № 44-ФЗ о контрактной системе).

Порядок формирования идентификационного кода закупки определен приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (Закон № 321-ФЗ)

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ, Закон о контрактной системе)

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ)

Мы являемся Муниципальным унитарным предприятием, работаем по ФЗ-223, согласно Уставу являемся коммерческим предприятием, т.е. работаем не за счет бюджетных средств, в связи с этим вопрос: Применяется ли к нам изменения закона в части перехода на контрактную систему в сфере закупок с 01.01.2017г?

Ответ: Положения Закона № 321-ФЗ предусматривают обязанность унитарных предприятий по применению положений Закона о контрактной системе применительно ко всем закупкам , за исключением закупок осуществляемых за счет грантов, а также в случаях привлечения соисполнителей иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия. Таким образом, независимо от источника финансирования (собственные средства или бюджетные средства) унитарные предприятия с 01.01.2017 года применяют положения Закона № 44-ФЗ.

Мы являемся муниципальным унитарным предприятием, работающим за счет собственных, не бюджетных средств. Осуществляем закупки в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ. Одновременно с этим мы являемся предприятием, осуществляющим регулируемые виды деятельности (водоснабжение, водоотведение) Можем ли мы осуществлять закупки в рамках 223-ФЗ без перехода на 44-ФЗ как предприятие, осуществляющее регулируемые виды деятельности, ведь в отношении таких предприятий закон не обязывает обязательный переход на 44-ФЗ?

Ответ: Исходя из смысла и «буквы» Закона №321-ФЗ применение положений Закона о контрактной системе обязательно для унитарных предприятий независимо от вида деятельности, который данное предприятие осуществляет, в том числе и в случаях, когда унитарное предприятие относится к субъектам естественных монополий. В тоже время полагаем, что данный вопрос должен получить дополнительное разъяснение со стороны законодателя.

3. Если нас обяжут работать по 44-ФЗ, можем ли мы принять на работу с 01.01.2017 г. работника в службу закупок, не имеющего специального образования в этой области (учитывая действие профессиональных стандартов с 01.07.2016 г.)?

Ответ: При ответе на данный вопрос необходимо отличать требования нормативно-правовых актов, регулирующих применения профессиональных стандартов, от требований Законодательства о контрактной системе к профессиональному уровню подготовки должностных лиц заказчика (контрактному служащему, контрактному управляющему).

На сегодняшний день для заказчиков, работающих по 44-ФЗ, равно как и по 223-ФЗ отсутствует обязанность по обязательному применению профессиональных стандартов, в том числе стандарта «Специалист в сфере закупок», который утвержден Приказом Минтруда России от 10.09.2015 года.

Таким образом, обязанность работодателя по введению должности "Специалист в сфере закупок" в штатное расписание отсутствует и решение о том, следует ли вводить такую должность, работодатель принимает по своему усмотрению. Обязанность по переименованию должности работника, в чью трудовую функцию входит выполнение обязанностей контрактного управляющего, также отсутствует .

В тоже время, в соответствии с законодательством о контрактной системе на заказчиков, применяющий данный закон возлагается обязанность по созданию специализированных подразделений (должностных лиц) ответственных за осуществление закупок в рамках 44-ФЗ.

Так, в соответствии со ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

При этом 44-ФЗ устанавливает требования к контрактным управляющим (контрактным служащим), а также членам закупочной комиссии заказчика о необходимости повышения квалификации с получением соответствующих документов.

Если у МУПа основным видом деятельности является выполнение муниципального контракта по результатам проведенного аукциона и при принятии изменений в ФЗ-44 и ФЗ-223 будем ли мы иметь право закупать по ФЗ-223 не только товары необходимые для исполнения контракта, указанные в контракте, но и сопутствующие товары и услуги (например бензины для автотранспорта, автозапчасти, услуги по обслуживанию автотранспорта, услуги по содержанию здания и т.п.)?

Ответ: Нет, данного права Закон о контрактной системе унитарному предприятию не предоставляет.

Закон о контрактной системе предоставляет унитарному предприятию право на применения 223-ФЗ в случае, осуществления закупок «..в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия».

В случае, если заказчик осуществляет закупку для обеспечения своей текущей хозяйственной деятельности, он должен применять положения закона № 44-ФЗ.

Если исполнение обязательств осуществляется по гражданско-правовому договору, а не по контракту, можно ли применять при проведении закупок нормы Закона № 223-ФЗ?

Ответ: Нормами Закона № 321-ФЗ предусмотрено основание для применения 223-ФЗ, в случае, если осуществляется привлечение поставщиков для исполнения обязательств по заключенным контрактам.

В соответствии со ст.3 Закона № 44-ФЗ «под государственным контрактом, муниципальным контрактом понимается - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд».

Таким образом, исполнение заказчиком - унитарным предприятием обязательств по гражданско-правовому договору не является основанием для применения положений 223-ФЗ.

Можно ли провести закупки на 2017 год до конца 2016 по 223-ФЗ. Будут ли попадать под действие 44-ФЗ, договоры, заключенные до 31.12.2016 года?

Ответ: Поскольку сам Закон № 321-ФЗ вступает в силу с 01.01.2017 года, при этом Закон не распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до вступления его в силу, то на 2017 год и последующие годы унитарные предприятия имеют полное право проводить закупки до 01.01.2017 года по правилам закона № 223-ФЗ. При этом положения 44-ФЗ на такие договоры распространяться не будут.

В соответствии с изменениями, внесенными в «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44 ФЗ) Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», государственные унитарные предприятия (далее - ГУП) и муниципальные унитарные предприятия (далее - МУП) с 1 января 2017 года переходят на совершенно новую для себя форму размещения закупок: с начала 2017 года им придется расходовать все имеющиеся средства (независимо от источника их поступления) по правилам, установленным 44 ФЗ. Какие действия необходимо предпринять заказчикам, все это время работавшим по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223 ФЗ), для того, чтобы как можно более безболезненно совершить переход в работе от 223 ФЗ к 44 ФЗ? Какие документы нужно разработать в организации заказчика, кого обучить, и в целом как работать унитарным предприятиям по 44 ФЗ - ответить на эти вопросы и составить план перехода ГУП и МУП на 44 ФЗ мы постараемся в этой статье.

В первую очередь отметим, что работать по 44 ФЗ должны будут только унитарные предприятия, больше никто из тех организаций, которые работали по 223 ФЗ, не должны переходить на работу по 44 ФЗ.

Также обращаем внимание на то, что ГУП и МУП могут продолжать работать по 223 ФЗ и после 1 января 2017 г., но только в следующих очень ограниченных случаях, которые должны быть предусмотрены Положением о закупке заказчика, размещенном в ЕИС до 31.12.2016 г.:

  • при проведении закупок за счет грантов, переданных безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, а также закупок за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов (см. ч.7 ст.78 БК РФ);
  • в случае, если предприятие является исполнителем по контракту и привлекает соисполнителей за исключением контрактов, заключенных по п. 2 ч.1 ст. 93 ФЗ № 44.

Теперь рассмотрим пошагово, что же в первую очередь должны сделать ГУП, МУП, которые переходят на работу по 44 ФЗ, до 1 января 2017 года.

1 шаг перехода на 44 ФЗ

Заказчику необходимо получить электронную подпись (далее - ЭП) в территориальном отделении Федерального Казначейства по своему месту нахождения для работы в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и пройти регистрацию в ЕИС как заказчик по 44 ФЗ.

Если у заказчиков уже есть ЭП для работы по 223 ФЗ, то использовать ее для работы по 44 ФЗ он не сможет, и ему необходимо получить новую ЭП специально для работы по 44 ФЗ.

2 шаг перехода на 44 ФЗ

Заказчику нужно создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего .

Такое требование содержится в статье 38 ФЗ № 44. При этом нужно учесть, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 миллионов рублей, создают контрактные службы, если совокупный годовой объем закупок не превышает указанный лимит, то в организации может быть назначен контрактный управляющий или создана контрактная служба, на усмотрение заказчика.

В случае, если в организации заказчика создается контрактная служба, то также должен быть утвержден регламент или положение о ее работе, которое разрабатывается и утверждается на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Также необходимо отметить, что в соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ № 44 работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или .

3 шаг перехода на 44 ФЗ

Контрактной службе или контрактному управляющему необходимо до 01.01.2017 г. в соответствии с нормами 44 ФЗ разработать план закупок на 2017-2019 гг., включив в него обоснование закупок, а также план-график закупок на 2017 год .

При составлении плана закупок и плана-графика закупок необходимо учитывать требование о нормировании, которое указано в ст. 19 44 ФЗ и доведенные лимиты денежных средств (при наличии). Необходимо помнить, что в план-график необходимо вносить обязательные закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, доля таких закупок не может быть менее 15% от совокупного годового объема закупок.

4 шаг перехода на 44 ФЗ

Для проведения закупок в рамках 44 ФЗ в 2017 году заказчику необходимо создать комиссию по осуществлению закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ФЗ № 44 решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

Заказчик может самостоятельно решить, какую комиссию ему создать: единую комиссию или создавать отдельно конкурсную, аукционную, котировочную комиссию или комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. При этом необходимо учесть, что единая, конкурсная или аукционная комиссия должна состоять не менее чем из пяти человек, а котировочная комиссия или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений не менее чем из трех.

Также обращаем внимание, что согласно ч. 5 ст. 39 ФЗ № 44 заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Таким образом, не менее 50 процентов состава комиссии должны быть обучены по . В соответствии с совместным Письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №№ 5594-ЕЕ/Д28и, АК-553/06, в котором содержатся методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, сотрудникам контрактной службы, контрактному управляющему, членам комиссии рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения программ повышения квалификации в сфере закупок вне зависимости от используемых технологий обучения в объеме не менее 108 часов.

5 шаг перехода на 44 ФЗ

Для более удобной и правильной работы заказчику необходимо разработать и утвердить минимальный набор документов , которые станут основой его закупочной деятельности:

  • должностная инструкция контрактного управляющего ИЛИ Положение о контрактной службе (Приказ Минэкономразвития от 29.10.2013 г. № 631), приказы об их назначении;
  • Положение о комиссии по осуществлению закупок, приказ о создании комиссии;
  • порядок взаимодействия контрактного управляющего с другими структурными подразделениями организации;
  • Приказ о назначении эксперта/ о создании приемочной комиссии (не менее 5 человек);
  • шаблон Акта внутренней экспертизы;
  • шаблоны документации о закупках, проекты контрактов.

Также отменим, что 44 ФЗ предусматривает составление нескольких видов отчетов:

  • отчет об исполнении государственного муниципального контракта (форма отчета - Постановление Правительства № 1093 от 28.11.2013 г.);
  • отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (форма отчета - Постановление Правительства № 238 от 17.03.2015 г.);
  • отчет об обосновании закупки у единственного поставщика.

Если говорить о том, как работать по ФЗ № 44 ГУП и МУП с 1 января 2017 г ., то первое, что нужно сказать - необходимо все подготовительные мероприятия провести вовремя, не стоит откладывать выполнение любого из перечисленных выше этапов на потом. Проводить закупки нужно будет по строго определенным правилам: все закупки, которые можно использовать, указаны в 44 ФЗ, как их можно использовать, тоже подробно прописано в законе. За нарушение правил, установленных 44 ФЗ, в Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность, поэтому очень важно обращать внимание на соблюдение сроков, правильный выбор способа закупки, обоснованное отклонение/допуск заявок участников закупки, соблюдение требований антимонопольного законодательства и многое другое.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.