Премия к дню го 04.10 году. В день гражданской обороны сотрудникам мчс россии вручили государственные награды

День спасателя России ежегодно отмечают 27 декабря - праздник, посвященный людям, которые ежедневно рискуют собственной жизнью ради спасения других, был установлен указом президента РФ 23 года назад.

В свой профессиональный праздник спасатели принимают поздравления от представителей власти, коллег, семьи, друзей и близких.

Профессия спасатель - одна из самых благородных, трудных и общепризнанных в мире, поэтому День спасателя — это день сильных, мужественных и отважных людей.

Кем и когда создан праздник

День спасателя России сравнительно молодой праздник — официально он был установлен указом президента РФ в декабре 1995 года.

Дата празднования выбрана не случайно — именно в этот день в 1990 году Совет Министров РСФСР принял постановление "Об образовании Российского корпуса спасателей" на правах Госкомитета РСФСР.

Госкомитет в 1994 году был преобразован в МЧС России — в обязанности нового министерства входила борьба со стихийными бедствиями, ликвидация последствий аварий и катастроф.

С годами министерство развивалось и заняло лидирующее положение в стране в решении вопросов профилактики, предупреждения и ликвидации последствий ЧС, проведения спасательных работ и оказания всесторонней помощи пострадавшим.

Государственная пожарная служба и целый ряд вспомогательных структур находится в подчинении МЧС начиная с 2001 года.

Следует отметить, что ликвидация ЧС обходится в десятки раз дороже, чем проведение мероприятий по их предупреждению и профилактике.

Уникальность МЧС России не только в том, что оно аккумулирует средства и силы для предотвращения или ликвидации последствий аварий и катастроф, но и в том, что это единственное ведомство в правительстве РФ, в котором за время его существования министр сменился только один раз.

Бессменным руководителем спасательных служб России на протяжении более 20 лет был Сергей Шойгу. МЧС России в 2012-м возглавил Владимир Пучков.

МЧС сегодня

И сегодня в проведении поисково-спасательных работ ключевую роль играют спасатели МЧС — они всегда первые там, где нужна помощь людям. Спасатели несут службу постоянно — на любые сигналы об оказании помощи людям, попавшим в беду, они реагируют оперативно.

На счету спасателей МЧС огромное количество проведенных поисково-спасательных работ, десятки тысяч спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим.

Российские спасатели за годы существования сначала корпуса спасателей, а затем и министерства приняли участие в тысячах операций не только на территории России, но и в ряде других стран мира.

По данным МЧС, опубликованным к 25-летию, сотрудники ведомства спасли свыше 1,5 миллиона человек, ликвидировали около 30 тысяч чрезвычайных ситуаций, потушили более шести миллионов пожаров, обезвредили свыше 1,5 миллиона взрывоопасных предметов, в том числе почти 50 тысяч авиабомб, всего помощь получили более пяти миллионов человек.

Сотрудники МЧС эвакуировали около 20 тысяч россиян из различных горячих точек мира.

Более 280 чрезвычайных ситуаций федерального уровня были ликвидированы и свыше 200 тысяч человек были спасены в 2016 году.

Многотысячный высокопрофессиональный коллектив МЧС осуществляет свою благородную миссию сегодня не только в России, но и, в случае необходимости, в любых точках мира.

Традиции

Российские спасатели даже в свой профессиональный праздник находятся на посту. Для десятков тысяч работников спасательных служб России — День спасателя обычный рабочий день.

В этот день проводятся торжественные собрания, концерты, банкеты на правительственном уровне и в трудовых коллективах. Орденами, памятными грамотами и ценными подарками награждают лучших спасателей России.

Беспрецедентные меры в 2017 году приняты в МЧС России по повышению заработной платы, денежного довольствия для сотрудников и военнослужащих, в том числе за счет премирования личного состава.

Согласно приказу от 24 ноября, по итогам работы в 2017 году, а также в связи с празднованием Дня спасателя РФ, личный состав МЧС получит денежные премии.

В частности, сотрудники ФПС ГПС МЧС России и федеральные государственные гражданские служащие МЧС России должны получить в качестве премии 45 тысяч рублей, сотрудники территориальных органов МЧС России 35 тысяч рублей.

Сотрудникам, проработавшим неполный календарный год, премия будет выдана пропорционально отработанному времени в 2017 году. Премии не получат сотрудники, принятые на службу, работу на условиях совместительства.

Поздравления

Спасатель - это не просто профессия, а ежедневный подвиг и героизм. Поздравляем всех спасателей с их профессиональным днем!

В этот день спасателям все пытаются сказать много теплых слов — в интернете полно поздравлений, посвященных людям - этой героической профессии. Например:

С днем спасателя, герои!

С днем спасателя, спецы!

Знает каждый, что в работе

Вы большие молодцы!

Круглосуточно на службе,

На посту и день, и ночь,

Кроме вас обычным людям

Больше некому помочь!

Счастья вам, друзья, желаем!

С вас пример всегда берем!

Восхищаемся, гордимся,

Благодарность дружно шлем!

Нижайший поклон тем, кто жизни спасает,

Кто, словно свеча, на работе горит.

Спасателем быть дети в детстве мечтают,

Но избранным только спасателем быть!

Отваге, и силе, и смелости вашей

Завидуют самые супер борцы.

Сопутствует в жизни пускай вам удача,

Безмерного счастья людского творцы!

Рисковать собой ради спасения других — такую профессию может выбрать для себя далеко не каждый. Так пусть же в День спасателя в России каждый, кто хоть немного связан с этой отважной работой, получит заслуженное признание. Пускай все ваши трудовые будни будут спокойными, а вызова — ложными. Пусть ваши близкие будут уверены в том, что вы вернетесь домой после смены невредимыми.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Ниже представлен информационный материал по истории создания и развитию сил ГО в нашей стране.

Гражданское население всегда защищено менее всех в ходе военных конфликтов и различных чрезвычайных ситуаций. За всю историю человеческой цивилизации (5 тыс. лет) на Земле произошло около 15 тыс. войн, в которых погибло около 3,5 миллиардов человек.

Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн Германия применила химическое оружие под деревней Ипр в виде хлора (это боевое отравляющее вещество получило название Иприт). Жертвами газовой атаки стали 5 тыс. французских и бельгийских военнослужащих.

Развитие авиации и ракетных систем сделало возможным доставку отравляющих веществ в тыл противника для поражения гражданского населения и хозяйственных объектов. Таким образом, возникла потребность в создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

Возникновение сил Гражданской обороны

В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой захвата немцами. Были развернуты зенитные батареи, авиационные и прожекторные отряды, в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами.

8 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при авиационных налетах.

4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этот документ стал отправной точкой создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО). 4 октября 1932 года принято считать Днем рождения местной противовоздушной обороны – базы будущей системы Гражданской обороны СССР. В настоящее время 4 октября в России отмечается как День гражданской обороны

Годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны в состав МПВО входили главным образом женщины, подростки и пожилые люди. Только в Ленинграде к концу 1942 года около 1,5 тысяч женщин командовали различными формированиями и подразделениями в системе.

Задачи МПВО в годы Великой Отечественной войны

  • тушение пожаров,
  • организация укрытия населения в бомбоубежищах,
  • заготовка дров для больниц и детских садов,
  • организация эвакуации нетрудоспособного населения,
  • оказание помощи пострадавшим при бомбежках,
  • захоронение тел погибших,
  • обучение населения применению противогазов, их выдача,
  • восстановительные работы, разборы завалов,
  • разминирование полей и сооружений.

Восстановление народного хозяйства после войны

После разгрома агрессоров и завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. Пиротехнические подразделения МПВО занимались разминированием освобожденных территорий. Силы МПВО восстанавливали разрушенные школы, детские сады, больницы, библиотеки, театры, участки метрополитена, сооружения канализации и электроснабжения.
В ночь с 5 на 6 октября 1948 года на территории Туркменской ССР произошло мощнейшее землетрясение. В ликвидации его последствий принимали участие подразделения МПВО. Был приобретен опыт в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.

Холодная война

В 50-е годы с появилось ракетно-ядерного оружие, начался новый этап совершенствования МПВО. Вероятность нападения США на СССР выросла в разы. Необходимо было проводить мероприятия по защите тыла и гражданского населения, готовиться к обороне страны в условиях ракетно-ядерной войны.В 1961 году на основе МПВО была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система – Гражданская оборона СССР.

По Положению «О гражданской обороне СССР» гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, бактериологического, химического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и строилась по территориально-производственному принципу.

В ходе реформ 1961-1972 годов ГО превратилась, по сути, в самостоятельное государственное ведомство. Однако ЦК КПСС включил Гражданскую оборону в состав Министерства обороны. Так как в начале 1970-х годов изменилась военно-стратегическая обстановка. Вероятный противник взял на вооружение «концепцию первого обезоруживающего удара». Стратегические наступательные вооружения дополнялись такими средствами первого удара, как ракеты средней дальности (1000-5500 км), размещаемые в Западной Европе. Небольшое подлетное время (10-12 минут) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Гражданская оборона стала одним из главных факторов стратегического равновесия.

Система гражданской обороны в мирное время

ГО применялась и для борьбы с последствиями стихийных бедствий. Лесные и торфяные пожары, охватившие Подмосковье летом 1972 года, заставили серьезно задуматься над местом и ролью системы ГО в мирное время. В 1974 году правительство принимает постановление «Об использовании в мирное время не военизированных формирований ГО». Постановление 1978 года – «О мерах по улучшению защиты населенных пунктов, предприятий и других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов».

Весной 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. Опыт ликвидации последствий этой аварии показал, что система ГО не готова выполнять внезапно возникающие задачи. 30 июля 1987 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Поворот ГО к решению задач мирного времени означал новый качественный этап ее существования.В штабах ГО было создано два оперативных плана гражданской обороны: план ГО на военное время и отдельно план ГО мирного времени на случай возможных ЧС, связанных с возникновением стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Штабы ГО областей (краев, АССР), на территории которых размещены атомные, химические и другие потенциально опасные объекты, должны были иметь такую организационно-штатную структуру, которая обеспечивала бы эффективное выполнение задач и исключала бы необходимость ее перестройки при возникновении ЧС.

Изменился порядок оповещения. Звук сирены теперь означал сигнал «Внимание всем!». По этому сигналу жители соответствующих районов включают телевизоры, радиоприемники и получают по ним речевую информацию по чрезвычайной ситуации, в том числе конкретные сведения о своих действиях. Менялся характер эвакуации. В мирное время она стала иметь большое разнообразие форм и методов. Теперь она может проводиться заблаговременно при угрозе аварий, катастроф и стихийных бедствий, экстренно в ходе ЧС и после них.Защитные сооружения должны использоваться теперь в повседневной обстановке в народно-хозяйственных целях (под пункты управления, склады, производственные помещения, учреждения соцкультбыта, классы и т. д.).

В предшествующие годы подразделения ГО создавались, технически оснащались и готовились к решению задач военного времени и только часть из них содержалась в повышенной готовности на случай внезапного нападения противника. На данном этапе уже значительная часть сил содержалась в состоянии реальной постоянной готовности к действиям в ЧС мирного времени.После землетрясения в г. Спитаке (Армения, 1988) на местах стали создаваться добровольные и штатные подразделения спасателей. Все эти спасательные формирования, создаваемые в инициативном порядке, были объединены в единую Союзную Ассоциацию спасателей. Особое значение в деле становления спасательных формирований СССР имело Постановление Совета министров СССР от 30 ноября 1990 года «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР». Постановлением подразделения аварийно-спасательных формирований СССР включались в состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других ЧС.

Становление современной системы ГО

Указ Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР создавал Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

В целях совершенствования ГО Правительством Российской Федерации 1 марта 1993 г. были приняты важные постановления по вопросам, имеющим непосредственное отношение к гражданской обороне: «Об укомплектовании войск гражданской обороны Российской Федерации», «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» и «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны.Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий.

В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.

В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в стране, а также основные мероприятия, направленные на выполнение задач гражданской обороны.

На современном этапе гражданская оборона решает задачи, направленные на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.

В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой – организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени.

Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

В соответствии с Календарем образовательных событий Минобрнауки РФ на 2019/2020 учебный год 4 октября будут посвящены мероприятия в школах. Поэтому эта информация может быть полезна как ученикам, так и педагогам. Методическая разработка, посвященная Дню Гражданской обороны опубликована на следующей странице.

Работникам МЧС и ГО РФ к Дню Гражданской обороны будут выплачены премии.

В 2018 году День гражданской обороны россияне отметят 4 октября. По традиции правительство Российской Федерации выплатят премию работникам МЧС за их квалификацию, отвагу и ментальные качества. Несмотря на то, что этот день в стране не является официально выходным, но специально для сотрудников ведомства будет организован праздник, а также концерт, на котором их порадуют всевозможными поздравлениями.

Все люди знают, какой опасной работой занимаются сотрудники МЧС, поскольку различные катастрофы и стихийные бедствия происходят в стране каждый день. В таких экстремальных ситуациях, работники ведомства проявляют небывалую отвагу и, рискуя своей жизнью, спасают людей. Персонал структуры, вместе с войсками гражданской обороны занимаются поисками пропавших людей, а также на их плечи ложатся все несчастные случаи, природные катастрофы и различные эпидемии.

В рамках данного праздника, за подвиги, совершенные сотрудниками МЧС, их награждают медалями и ценными презентами. Работники данного ведомства, очень решительные, смелые и ответственные люди. Именно поэтому, профессиональный праздник День гражданской обороны пользуется такой известностью и популярностью, что постоянно обращает внимание не только молодого поколения, но и пожилых людей.

День для празднования 4 октября – было выбрано не случайным образом. Примерно 90 лет назад был подписан документ о ведении противовоздушной обороны в советское время. Однако в дальнейшем, организация и подразделения стали проводить реструктуризацию. Лишь в 1994 году появилось название теперешнего Министерства чрезвычайных ситуаций. Ежегодно, сотрудники структуры получают премии ко Дню гражданской обороны. Также, награды и подарки получат те, кто особо отличился за последние 12 месяцев.

Данная профессия на сегодняшний день является очень востребованной. В СМИ постоянно сообщают о том, что ведомство проводило очередную спасательную операцию. Именно поэтому, профессиональный праздник МЧС отмечается с большим размахом.

В этот день в частях, в обязательном порядке проходят:

  • собрания гражданских служащих;
  • концерты и выступления известных артистов;
  • торжественные построения и прохождения подразделений;
  • чествование военнослужащих;
  • вручение новых званий и правительственных наград.

Сотрудники МЧС очень ждут этого дня, так как многие получат благодарственные письма, а также премии. Также, для них будут организованы не только пышные застолья, но и народные гуляния, программа которых понравится всем гражданам Российской Федерации.

Действующее трудовое законодательство выделяет премии, выплачиваемые в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда, а также премии вне этой системы. В полной мере это разделение можно распространить и на так называемым разовым и (или) единовременным премиям, которые могут выплачиваться к праздничным датам. При этом в начале каждого года вопросы премирования приобретают особую актуальность.

"Праздничные" премии и источники их финансирования

Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) выделяет два основания для премирования работников:
- премирование в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда (ч. 1 ст. 129, ст. 135 и 144 ТК РФ);
- премирование вне рамок принятой в учреждении системы оплаты труда (ст. 191 ТК РФ).

По второму из указанных оснований премии, как правило, выплачиваются к праздничным датам, профессиональным (отраслевым) праздникам, дням рождения (в т. ч. юбилеям), за выполнение особо важных работ, не входящих в круг должностных обязанностей и т. п. По сложившейся практике, такие премии не увязываются напрямую с результатами трудовой (служебной) деятельности. А если и увязываются, то неизменно вызывают у ревизоров и иных проверяющих дополнительные вопросы в связи с принятыми правилами расчета среднего заработка, определения источника финансирования и т. п.

Премии в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда относятся к стимулирующим выплатам, а вынесенные за пределы этой системы - к выплатам в рамках поощрения за труд. Первый вид премий является составной частью заработной платы работников, а второй - нет.

При этом источником финансирования обоих видов премий являются средства, выделяемые на цели оплаты труда сотрудников. Соответственно, прямой увязки видов премий с источником действующее законодательство не устанавливает.

В частности, и те и другие премии относятся на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ бюджетной классификации РФ. Другого варианта бюджетная классификация не предусматривает. Хотя логичней было бы относить расходы на выплату разовых (единовременных) премий, производимых вне рамок системы оплаты труда, на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Но делать этого до выхода соответствующих разъяснений и (или) изменения действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н, не следует.

Различаются и источники финансирования расходов на выплату премий, производимых из внебюджетных источников. Если принятые в учреждении премии в рамках системы оплаты труда в полной мере уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, то премии к праздникам и другим подобным событиям не могут признаваться в целях налогообложения прибыли. Такой вывод, в частности, сделан в письме Минфина России от 09.11.2007 № 03-03-06/1/786: так как премии к праздничным дням не относятся к выплатам стимулирующего характера, то они не могут быть учтены в расходах для целей налогообложения прибыли.

Соответственно, производимые из внебюджетных источников выплаты рассматриваемых разовых (единовременных) премий к праздникам и т. п. событиям осуществляются из средств чистой прибыли.

При этом необходимо учитывать, что разовые и единовременные премии могут быть выплачены работникам учреждения и в рамках принятой в нем системы оплаты труда. Однако такие выплаты необходимо классифицировать исключительно как стимулирующие выплаты по оплате труда. Они должны быть предусмотрены соответствующими локальными документами учреждения, а их осуществление не должно быть напрямую увязано с событиями (в т. ч. с праздниками), не имеющими отношения к трудовой деятельности и ее показателям.

Приведенная классификация не применима в отношении выплат, производимых государственным гражданским служащим. Объясняется это положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", определяющего в том числе состав денежного содержания и иных выплат в пользу рассматриваемой категории лиц. В соответствии с данным документом государственным гражданским служащим могут выплачиваться только премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок осуществления премиальных выплат утверждает представитель нанимателя.

Ведомственными документами определяется, в том числе, и осуществление разовых (единовременных) премий к праздничным датам. Например, согласно п. 39 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 09.12.2008 № 278(1), премирование гражданских служащих может осуществляться в том числе в связи с профессиональными и иными праздниками в пределах фонда, предназначенного для выплаты премий.

В свою очередь, в Росрыболовстве (см. приказ от 10.07.2009 № 604) гражданским служащим выплачиваются следующие виды премий2:
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременные премии в связи с юбилейными датами, выходом на государственную пенсию, в связи с государственными и профессиональными праздниками, установленными законодательством РФ.
При этом единовременные премии могут выплачиваться работникам в размере оклада месячного денежного содержания при наличии экономии по фонду оплаты труда на текущий период.

Регламентация выплаты премий

Положения ст. 191 ТК РФ не предусматривают необходимость закрепления выплаты премии в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах учреждения. Однако, так как указанные выплаты производятся из средств, предназначенных на оплату труда сотрудников, их осуществление рекомендуется закрепить в коллективном договоре (правилах внутреннего трудового распорядка) и (или) в локальных нормативных актах (положении об оплате труда, положении о премировании, положении о материальном стимулировании и т. д.). Это позволит, как минимум, легализовать осуществляемые расходы и предупредить излишние вопросы со стороны проверяющих органов.
В указанные документы достаточно включить следующие примерные нормы:

….
Номер пункта . Работникам учреждения наряду со стимулирующими выплатами по оплате труда (в т. ч. премиями и иными поощрительными выплатами) при наличии экономии фонда оплаты труда могут в рамках поощрения за труд (ст. 191 ТК РФ) выплачиваться следующие разовые (единовременные) премии:
- к праздничным (ст. 112 ТК РФ) и профессиональным датам;
- к юбилеям (достижению 50, 55, 60, 65, 70-летнего возраста);
- в связи с присуждением почетных званий;
- в связи с награждением государственными и ведомственными наградами;
- в случае увольнения в связи с уходом на пенсию;
- иные премии, предусмотренные учетной политикой учреждения.
Премирование в указанных случаях осуществляется по решению руководителя учреждения на основании докладных записок заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений.
Размер премии определяется письменным приказом руководителя учреждения в пределах общей экономии по фонду оплаты труда.
В общем случае работники учреждения не имеют права на получение рассматриваемых премий. Только после того, как в принятом в учреждении порядке будет принято решение о премировании (а именно, будет издан соответствующий приказ), сотрудники смогут рассчитывать на дополнительные стимулирующие выплаты.

В отличие от премий, выплачиваемых в рамках системы оплаты труда, размеры разовых и единовременных премий могут быть ограничены. Как правило, ограничения устанавливаются в прямой зависимости от размера выплачиваемого оклада (не более одинарного, двойного и т. д. размера оклада, должностного оклада, тарифной ставки) или не более строго определенной суммы в рублях (не более 1000, 5000 руб. и т. п.). Положения об ограничении премий также могут быть закреплены в коллективном договоре, положении об оплате труда и (или) иных локальных нормативных актах.

В обязательном порядке учреждению следует определять дополнительное основание для ограничения сумм выплачиваемых премий - к примеру, экономия по фонду оплаты труда.

Перечень премируемых работников определяет руководитель или иное уполномоченное им должностное лицо путем издания письменного приказа. Так как выплата разовой премии не является гарантированной, то лица, не включенные в перечень премируемых сотрудников, фактически не могут рассчитывать на возможность оспорить принятое работодателем решение в соответствующих органах. Этим рассматриваемая премия также отличается от премий, выплачиваемых в рамках системы оплаты труда.

В отношении последних в коллективном договоре и (или) локальных документах необходимо определять показатели и условия премирования, при достижении или выполнении которых у работника возникает право выдвигать требования о премировании, а также механизм снижения (депремирования) или лишения выплачиваемой премии. В части разовых (единовременных) премий к праздникам и т. п. событиям данные положения не являются обязательными для включения в приведенные выше документы. Наряду с этим учреждение вправе (но не обязано) дополнительно обозначить критерии, которыми оно будет руководствоваться при определении перечня поощряемых работников и размеров выплачиваемых сумм.

При осуществлении премирования к профессиональным праздникам (датам) рекомендуется учитывать нормы Указа Президента РФ от 20.01.2000 № 84 "Об утверждении Правил установления профессиональных праздников и памятных дат", а также - официальный характер соответствующей даты. До настоящего времени некоторые даты носят статус профессионального праздника неофициально. Например, День учителя (5 октября) и День юриста (3 декабря) обладают официальным статусом (в соответствии с Указами Президента РФ от 03.10.1994 № 1961 "О праздновании Дня учителя", от 04.02.2008 № 130 "Об установлении Дня юриста"), а День бухгалтера (25 ноября) и День кадровика (24 мая или 12 октября) - нет.

В отношении государственных гражданских служащих выплата единовременных премий может быть предусмотрена исключительно соответствующим нормативным правовым актом, изданным представителем нанимателя. Государственный орган не вправе определять дополнительно условия осуществления рассматриваемой выплаты.
"Праздничные" премии муниципальным служащим также должны осуществляться в строгом соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов (законов субъектов РФ и т. д.).

Порядок документального оформления выплаты премий

Выплачиваемые на основании ст. 191 ТК РФ разовые (единовременные) премии в обязательном порядке должны оформляться типовыми формами № Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника" или № Т-11а "Приказ (распоряжение) о поощрении работников". Обе указанные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 и обязательны к применению в том числе и бюджетными учреждениями. Работодатель может оформлять премии, относимые к выплатам по оплате труда, и иные поощрительные выплаты обычными (оформленными по общим правилам документооборота) письменными приказами (распоряжениями).

Основанием для издания приказов по форме № Т-11 или Т-11а являются представления (докладные записки) уполномоченных должностных лиц учреждения (заместителей руководителя, начальников структурных подразделений и т. д.). Именно в указанных приказах (распоряжениях) прописью и цифрами приводится конкретная сумма выплачиваемой премии.

Изложенный порядок оформления выплаты премий рекомендуется закрепить в принятом в учреждении графике документооборота. Приказ подписывает руководитель учреждения или уполномоченное им должностное лицо. После подписания приказ должен быть доведен до сведения работника (объявлен) под роспись, а записи о поощрении должны найти свое отражение также в личной карточке и трудовой книжке работника. В этом состоит отличие между премированием вне системы оплаты труда и премированием в рамках заработной платы.

Учет премий при расчете среднего заработка

Учреждения и иные участники бюджетного процесса довольно часто прибегают к исчислению среднего заработка. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с действующим законодательством предусматриваются разные методики расчета средней заработной платы. В частности, необходимо четко выделять следующие из них:
- методику, принятую для случаев, предусмотренных трудовым законодательством (средний заработок за отпуск, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средняя заработная плата за период служебной командировки и т. п.);
- методику, принятую для исчисления пособий по государственному социальному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком);
- методику определения денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих за период отпуска, служебной командировки и в некоторых других случаях.

Первая из приведенных методик расчета среднего заработка основывается на положениях ст. 139 ТК РФ и постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы". При этом для расчета средней заработной платы могут учитываться только предусмотренные системой оплаты труда виды выплат независимо от их источников финансирования. Это означает, что в состав учитываемых выплат могут включаться только выплаты (включая премии) по оплате труда.

Разовые и единовременные премии, выплачиваемые к праздникам, юбилейным датам и другим подобным событиям, не относятся к выплатам по оплате труда. Поэтому при исчислении среднего заработка за отпуск, для расчета компенсации за отпуск, при оплате дней командировки и т. д., они не могут учитываться. На это, в частности, указано в письме Роструда от 23.10.2007 № 4319-6-1.
При исчислении среднего заработка учитываются разовые и единовременные премии (за исключением выплачиваемых к праздникам, юбилейным датам и т. д.), которые могут быть отнесены к заработной плате.

Но при условии, что такие премии предусмотрены в принятых в учреждениях положениях об оплате (премировании) работников. Об этом сказано в письме Роструда от 05.02.2007 № 274-6-0.
Расчет пособий по государственному социальному страхованию производится по правилам, регламентированным ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

С 1 января 2010 г. в средний заработок включаются все виды выплат и вознаграждений, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС России. Ранее в состав учитываемых выплат включались только выплаты по оплате труда, на которые начислялся единый социальный налог.

Так как разовые (единовременные) премии к праздникам и т. п. событиям не относятся к выплатам по оплате труда, до 2010 г. они не должны были учитываться при расчете пособий по государственному социальному страхованию (несмотря на то, что в бюджетном секторе на такие выплаты в полной мере начислялся единый социальный налог).

С 2010 г. рассматриваемые премии в полной мере учитываются при расчете среднего заработка, принимаемого для целей определения суммы пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком, так как теперь не имеет значения, являются ли они составной частью заработной платы или нет. По Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страховые взносы в ФСС России начисляются на любые премии, в связи с этим данные премии учитываются при расчете пособий по государственному социальному страхованию.

При расчете денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих на период оплачиваемых отпусков, а также в некоторых других случаях учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий. На это указано в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562(3).

Предусмотренная ТК РФ классификация разовых (единовременных) премий не применяется в отношении денежного содержания государственных гражданских служащих. Однако для того, чтобы выплачиваемые к праздникам разовые премии могли учитываться при расчете содержания за отпуск (компенсации за отпуск), они должны называться "за выполнение особо важных и сложных заданий". Иные разовые премии не могут учитываться при расчете содержания, т. к. это не предусмотрено вышеуказанными Правилами.
Порядок выплаты денежного содержания государственным гражданским служащим органов власти субъектов РФ и муниципальным служащим определяется законодательством соответствующего субъекта РФ.

Соответственно, при принятии решения о том, в каком порядке рассчитывать содержание за период отпуска и иных событий, в каждом конкретном случае следует исходить из соответствующих нормативных правовых актов конкретного субъекта РФ.

Вопросы налогообложения

Выплачиваемые к праздничным датам премии (независимо от их увязки с выплатами по оплате труда) облагаются налогом на доходы физических лиц, а с 1 января 2010 г. - и страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
Для целей налогообложения указанных выплат до 1 января 2010 г. ЕСН был важен источник их финансирования. Разовые (единовременные) премии вне рамок системы оплаты труда, выплачиваемые из внебюджетных источников, не должны были облагаться ЕСН. Основание - выплата из средств чистой прибыли (п. 3 ст. 236 НК РФ). Премии, выплачиваемые из бюджетных источников, должны были облагаться ЕСН в любом случае.

В части налога на прибыль приуроченные к праздничным датам разовые (единовременные) премии, которые не являются выплатами по оплате труда, не могут уменьшать налоговую базу. Вместе с тем, как указывалось ранее, учреждение вправе выплачивать (в т. ч. из внебюджетных источников) своим работникам разовые премии и в рамках принятой системы оплаты труда. В этом случае расходы могут признаваться в целях налогообложения прибыли4. Главное, чтобы осуществление такого премирования было предусмотрено коллективным договором, локальными документами учреждения, и выплата премий была увязана с производственными результатами (без упоминания праздничных дней и т. п. случаев).

Итак, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, согласно ТК РФ существует два основания для премирования работников: премирование в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда и стимулирование вне рамок этой системы. Выплаты первого вида включены в оплату труда, второго - нет. Ко второму виду премий относятся, в том числе, "особые" выплаты, приуроченные к праздничным датам, профессиональным праздникам, дням рождения и юбилеям, за особые заслуги (выполнение особо важных работ).

Источником финансирования обоих видов премий являются средства, выделяемые на цели оплаты труда сотрудников. Впрочем, это правило не распространяется на государственных гражданских служащих: им могут выплачиваться премии только за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок осуществления премиальных выплат утверждает представитель нанимателя.
Во-вторых, разовые (единовременные) премии могут быть выплачены работникам и как часть оплаты труда. Но в этом случае они должны подаваться исключительно как выплаты в рамках системы оплаты труда, а возможность таких выплат должна быть предусмотрена внутренними документами организации.

В-третьих, законодательство не обязывает учреждения закреплять выплаты премий в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах учреждения. Но, так как указанные выплаты производятся из средств, предназначенных для оплаты труда сотрудников, с целью предупреждения излишних вопросов со стороны проверяющих органов осуществление таких выплат рекомендуется закрепить в коллективном договоре (правилах внутреннего трудового распорядка) и (или) в локальных нормативных актах (положении об оплате труда, положении о премировании, положении о материальном стимулировании и т. д.).

В-четвертых, принятые в учреждении премии в рамках системы оплаты труда в полной мере уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, а премии к праздникам и другим подобным событиям не могут признаваться в целях налогообложения прибыли. До 2010 г. для обложения ЕСН был важен источник финансирования премиальных выплат: премии, выплачиваемые за счет бюджетных источников, облагались ЕСН, а выплаты вне рамок системы оплаты труда были освобождены от налогообложения как ЕСН, так и налогом на прибыль. Впрочем, по своему усмотрению руководство учреждения вправе премировать своих работников и в рамках системы оплаты труда (даже из внебюджетных источников).

Иными словами, наиглавнейшие условия осуществления разовых (единовременных) выплат по особым случаям - их закрепление в коллективном договоре и локальных документах учреждения и привязка выплат к производственным результатам.

1Приказ ФСТ России от 09.12.2008 № 278 "Об утверждении Положения об условиях оплаты труда государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной службы по тарифам".

2 Приказ Росрыболовства от 10.07.2009 № 604 "Об утверждении положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Федерального агентства по рыболовству".

3 Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих".

Федеральная служба Министерства чрезвычайных ситуаций – это структура, функции которой напрямую связаны с обеспечением безопасности россиян, спасением их жизни и имущества в случае возникновения внештатных ситуаций, пожаров и стихийных бедствий. Вполне естественно, что такая опасная и напряженная работа требует достойного вознаграждения, ведь МЧС-ники – это люди, которые подвергают себя рискам практически каждый день.

К сожалению, разразившийся в стране экономический кризис привел к тому, что в течение нескольких лет заработная плата сотрудников МЧС не подвергалась индексации. В 2018 году власти изыскали средства и смогли откорректировать показатели, подняв оклады на 4% (показатель обесценивания денег за 2017 год). Тем не менее, вопрос о жаловании сотрудников МЧС в 2019 году остается открытым. Давайте узнаем, как может измениться ситуация в ближайшем будущем!

Особенности формирования зарплат МЧС

Многие думают, что МЧС представлено только пожарными службами, но на самом деле в эту структуру входит гораздо большее число подразделений, каждое из которых имеет определенные функции. Изначально МЧС было основано на базе структур, относящихся к Государственному комитету по гражданской обороне, поэтому в нее входят множество мобильных отрядов, в том числе – военизированных частей.

Руководящие функции выполняет общефедеральный центр, а за отдельные операции отвечают такие подразделения:

  • сотрудники центрального аэромобильного отряда обеспечивают поиск людей и выполнение спасательных работ;
  • представители центра «Лидер» отвечают за спасение россиян при возникновении чрезвычайных ситуаций, требующих спецподготовки;
  • авиационные и вертолетные отряды выполняют функции, связанные с эвакуацией людей, транспортировкой грузов, быстрой доставкой мобильных частей к нужному месту;
  • пожарные службы, которые есть в любом региональном подразделении МЧС, отвечают за борьбу с огнем;
  • спецподразделения проводят мониторинг объектов, которым присвоен уровень повышенной опасности, а также контролируют санитарное состояние, сырьевые источники и качество продуктов питания.

Такое разделение функций и повышенная мобильность подразделений дают возможность оперативно и эффективно ликвидировать последствия форс-мажорных обстоятельств. Заработная плата МЧС-ников складывается из таких компонентов:

  • оклад по должности (устанавливается в каждом отдельно взятом территориальном округе и корректируется на региональный коэффициент, если работа осложняется климатическими условиями);
  • надбавка, положенная за отработанные годы (достигает 10% оклада для тех, кто имеет стаж 2-5 лет, и 40% при выслуге более 25 лет);
  • квалификационные выплаты – специалисты от 1 до 3 категории получают дополнительную надбавку в размере 5-20%, а мастера (высшая категория) – 40%;
  • дополнительные выплаты, связанные с особенными условиями и интенсивностью труда;
  • надбавки, положенные служащим, которые работают в зонах с повышенными рисками и имеют доступ к государственным тайнам;
  • поощрительные вознаграждения за примерное выполнение работ;
  • компенсационные выплаты за труд в праздничные дни и выходные, переработки и работу в ночное время.

Повысятся ли зарплаты в 2019 году?

Правительство неоднократно говорило о том, что в 2019 году заработная плата сотрудников МЧС будет выражаться достойными суммами. Например, в 2018 году на финансирование жалования данных служб из бюджета выделили 2,5 миллиарда рублей, а в 2019 и 2020 годах обещают дополнительно выделить еще 3,1 и 5,8 миллиардов. Рядовые сотрудники при этом выражают надежду, что удастся хотя бы избежать очередных сокращений и такого «повышения» заработных плат, как раньше – вследствие переработок и перехода на полторы ставки.

Может, хотя бы трагедия в «Зимней вишне» наглядно продемонстрирует правительству, что МЧС – это не та структура, на которой можно экономить. Было обещано, что премии руководства МЧС и статьи внебюджетных доходов с 2019 года станут открытой информацией, чтобы повысить прозрачность распределения финансов внутри данного ведомства. А в отношении заплат было сказано, что теперь они будут иметь привязку к численности населения в пунктах, в которых работает то или иное подразделение спасательной службы.

Кроме того, пожарным обещали повысить компенсационные доплаты на 25% (эту надбавку получат 78000 человек, представляющих «боевые» подразделения, а также сотрудники пожарных служб). Выездным инспекторам и представителям отрядов, специализирующихся на поисково-спасательных действиях, прибавят 15% к уровню стимулирующих доплат. Еще один комплекс мер, который должен улучшить благосостояние сотрудников МЧС - правительственные мероприятия, направленные на увеличение объема самофинансирования.

Было предложено, чтобы структуры МЧС оказывали населению подведомственной территории дополнительный комплекс услуг - например, проводили работы по составлению проектной документации, рассчитывали пожарные риски и проводили мероприятия по уменьшению риска возникновения пожаров для коммерческих структур. Второе направление, которое поможет изыскать средства для повышения окладов рядовых сотрудников – тщательная проверка распределения внебюджетных денег и выявление случаев злоупотребления служебным положением со стороны руководящего состава.

Реформа МЧС

Сегодня служба МЧС переживает реформирование, которое должно улучшить материальное состояние работников пожарной службы, потому информацию на этот счет необходимо изучить как можно более тщательно, тем более последние новости о повышении окладов пожарникам в России перекликаются именно с реформированием службы. Власти делают акцент на том, отмечают, что реформы позволяют улучшить стандарты государственных, и если говорить про изменения в имеют следующий вид:

  • в течение всего периода реформирования планируется модернизация и частичное обновление устаревшего автопарка пожарной службы и формы рабочих;
  • ожидается изменение кадрового состава организации и углубленные проверки инспекций и отделений.

Отдельно нужно сказать о том, что в ходе реформирования законопроекта будут отобраны лучшие кандидаты на должности пожарных, то есть акцент будет делаться на специалистах молодого поколения, но при этом основной упор будет делаться на следующие факторы:

  • трудовой возраст (от 18 до 60 лет);
  • отсутствие медицинских противопоказаний к выполнению довольно тяжелой физической работы;
  • достаточная физическая подготовка;
  • отсутствие судимостей.

Предпочтение будет отдаваться гражданам, которые проходили военную службу или специальную подготовку, а также людям со специальным образованием. Власти сразу делают акцент на том, что невозможно быстро провести реформу всей системы, поэтому изменения будут происходить постепенно, в течение несколько лет.

Недавно даже рассматривался вариант, при котором Министерство Чрезвычайных Ситуаций прекратило бы свое существование, но специалисты довольно быстро пришли к выводу о том, что без профессиональной и слаженной работы специалистов данной организации (в частности, пожарных) обойтись попросту не получится, потому что они выполняют очень важную роль в обеспечении условий безопасной жизни и работы людей.

Правда, в этой службе есть одна очень важная проблема – коррупция (о чем уже неоднократно говорилось). Есть вполне оправданная надежда на то, что увеличение зарплаты пожарникам позволит изменить сложившуюся ситуацию

Стоит ли волноваться по поводу сокращений?

Отдельно нужно обсудить вопрос о том, будет ли сокращение пожарников в 2019 году, и сразу можно успокоить работников организации новостью о том, что массовые сокращение работников пожарной службы в ближайшем году не предвидится. По последним данным, в организации наблюдается острая нехватка специалистов и эту новость отнюдь нельзя назвать хорошей, потому что именно спасателей зависят безопасность и жизнь каждого жителя страны.