Структура подразделений гибдд и их подчиненность. Организация и несение дорожно-патрульной службы Основными задачами ДПС являются

Отдела внутренних дел райисполкома, старший инспектор дорожно-патрульной службы Николай Евстратов о своей работе говорит неравнодушно, хотя и с изрядной долей юмора. А рассказать Николаю Александровичу есть что - все-таки за плечами 15 лет службы в Госавтоинспекции. За это время его экипаж вместе с бывшим напарником Николаем Гиричевым признавался лучшим экипажем ДПС Республики с вручением прибора измерения скорости «Сокол» и эмблемы «Лучший экипаж» на служебный автомобиль. Сам он был лучшим сотрудником Госавтоинспекции страны, награжден нагрудными знаками «Отличник милиции», «Отличник », медалью «90 лет белорусской милиции». В свободное время увлекается охотой и кулинарией.

Ни один день сотрудников на дороге не похож на остальные, - рассказывает майор милиции. - Если со стороны кому-то и может показаться, что инспекторы ДПС все время выполняют одно и то же - остановил, проверил, отпустил или составил протокол о правонарушении, - то для каждого из нас любое дежурство - это, прежде всего, большая ответственность за других и постоянное общение с людьми. У каждого из них - свои заботы и проблемы, а незапланированная встреча сотрудником рассматривается чаще всего как нежелательная.

-Много негатива приходится выслушивать?

У нас со временем вырабатывается своеобразный «иммунитет» ко всякого рода отрицательным высказываниям в свой адрес,- невесело улыбается инспектор. - Сотруднику нужно быть хорошим психологом, так как случается, что даже на малейшее замечание водитель или пешеход реагируют неадекватно. Тем более, есть такие нарушения ПДД, за которые предусматривается ответственность в виде предупреждения. И здесь уже инспектору необходимо решить, подействует ли эта мера на человека или, наоборот, «легко отделавшись», он даже не задумается о своем поведении.

В любом случае все участники дорожного движения должны помнить, что Правила дорожного движения - это закон, который необходимо выполнять каждому, в первую очередь для своей же безопасности. А инспектор ДПС - представитель закона, требования которого также направлены на обеспечение дорожной безопасности.

-Что входит в обязанности старшего инспектора ДПС?

Прежде всего, моя работа, как и всего коллектива отделения ГАИ, направлена на обеспечение безопасности дорожного движения. Это большой круг вопросов, куда входят контроль за работой инспекторов ГАИ, профилактика нарушений ПДД, их выявление, предупреждение аварийности и дорожного травматизма, выступления в трудовых коллективах, учебных заведениях района, розыск скрывшихся с мест ДТП водителей, угнанного транспорта, раскрытие преступлений и многое другое.

-Как сотрудника ГАИ, что Вас волнует больше всего?

За годы службы мне не раз приходилось выезжать на места дорожно-транспортных происшествий, в том числе с ранеными и погибшими людьми. Внезапно оборванная жизнь человека - это всегда трагедия, к которой нельзя привыкнуть, как и к просьбам: «Помогите, я умираю…» В ДТП люди чаще всего получают очень тяжелые травмы, часто несовместимые с жизнью. Никогда не забуду дорожно-транспортное происшествие, на которое выезжал еще в начале моей службы в ГАИ. Девочка 8 лет, играя возле дороги, попала под колеса грузового автомобиля, перевозившего зерно. Прибыв первым на место аварии, я на руках перенес ребенка в патрульный автомобиль, но, к сожалению, спасти девочку не удалось… Когда дети гибнут на дороге - это самое страшное. Поэтому больше всего тревожит, конечно, детская безопасность. А она, как и в целом поведение детей, зависит в первую очередь от взрослых.

Хочется обратиться ко всем читателям газеты - не забывайте лишний раз напомнить детям правила поведения на дороге, не оставляйте без внимания чужих детей, перебегающих проезжую часть в неположенном месте. Если вы водитель - будьте особенно внимательны, проезжая вблизи детских учреждений, парков и других мест, где дети и подростки проводят свое время.

Повесьте себе и членам своей семьи на одежду светоотражатели - это не пустое требование ГАИ. Когда вы в вечернее время находитесь на улице, обратите внимание, насколько заметнее становится человек с фликером, когда его освещают фары проезжающих мимо автомобилей. К тому же и сумма штрафа за отсутствие светоотражающих элементов немалая - 100 тысяч рублей.

-Николай Александрович, как Вы относитесь к женщинам за рулем?

Положительно. Женщина за рулем, как показывает практика, более внимательна и осторожна, чем мужчина, ответственнее относится к соблюдению Правил дорожного движения и бережнее - к своему автомобилю. Тем не менее, неоднократно приходилось наказывать представительниц слабого пола, в том числе и за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

И еще, в отличие от водителей-мужчин, женщины, нарушив ПДД, часто стремятся оспорить не только слова инспектора, но и показания фото-видеорегистратора, где явно запечатлен факт этого нарушения.
В целом же, ко всем нарушителям, независимо от их пола, отношусь принципиально и строго в соответствии с КоАП.

У работников Госавтоинспекции нет цели наложить как можно больше взысканий, тем более, что размеры штрафов сейчас заметно возросли. Отсутствие аварийности, безопасность людей - лучшая награда и смысл нашей службы.

Если все мы будем взаимовежливыми, станем уважать друг друга и закон, тогда встреча инспектора ГАИ, водителя и пешехода на дороге всегда будет начинаться и заканчиваться только улыбкой.
Беседовала

Татьяна ИСТРАТЬКОВА.

Как отмечалось выше, дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Госавтоинспекции и входит в структуру органов управления Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном уровне , подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на районном уровне.

Органы управления и подразделения ДПС Госавтоинспекции входят в систему Госавтоинспекции, которая включает - федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции МВД по республикам, главных управлений (управлений) по субъектам Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции на районном уровне, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции.

Рассмотрим структуру ДПС ГИБДД, как самого многочисленного по составу подразделения Госавтоинспекции.

В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений.

Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям.

В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня дорожно-транспортной аварийности, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения:

а) полки, батальоны, роты, взводы ДПС, в том числе их структурные подразделения, а также отделения и группы;

б) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции оперативного реагирования;

в) специализированные полки, батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции на специальных трассах;

г) специализированные батальоны, роты, взводы ДПС Госавтоинспекции по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;

д) иные создаваемые в установленном МВД России порядке.

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС. Для них характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

в) дежурная часть;

г) группа кадров;

д) группа исполнения административного законодательства и розыска;

з) группа пропаганды;

ж) финансовая часть;

и) техническая часть;

к) служба тыла

м) роты (взвода).

В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы-расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

В состав штаба входят старшие специалисты и специалисты. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

Составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;

Расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;

Организация работы дежурной части подразделения;

Анализ дорожно-транспортной аварийности (далее ДТА) и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;

Дежурная часть создается в соответствии с типовыми штатными расписаниями строевых подразделений, утверждаемыми нормативными правовыми актами МВД России. Дежурные части строевых подразделений ДПС руководствуются Наставлением по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России , Наставлением по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации , иными нормативными правовыми актами МВД России и актами управления в области безопасности дорожного движения.

Дежурные части строевых подразделений ДПС, входящих в структуру территориального органа МВД России на районном уровне (при их наличии), находятся в оперативном подчинении дежурной части соответствующего территориального органа. На дежурную часть строевого подразделения Госавтоинспекции возлагаются следующие задачи: сбор, обработка и оценка информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в зоне ответственности строевого подразделения; оперативное управление силами и средствами строевого подразделения; осуществление организационных мероприятий по выезду на места ДТП для оформления и проведения неотложных действий, а также принятия мер к ликвидации их последствий; организация осуществления неотложных мер по розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, участия нарядов ДПС в совместных с территориальными органами МВД России на районном уровне мероприятиях по выявлению и задержанию угнанных, похищенных и используемых в преступных целях транспортных средств; взаимодействие с дежурными частями территориальных органов МВД России на районном уровне, других строевых подразделений; организация взаимодействия нарядов строевого подразделения с нарядами других подразделений территориальных органов МВД России на районном уровне; прием и регистрация дел об административных правонарушениях в области дорожного движения; передача заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях в дежурные части территориальных органов МВД России на районном уровне для регистрации в установленном порядке ; прием граждан, их жалоб и заявлений в отсутствие руководства строевого подразделения.

Дежурный по строевому подразделению ДПС Госавтоинспекции является старшим оперативным начальником над несущим службу суточным нарядом дежурной части строевого подразделения и находящимися в нарядах сотрудниками строевого подразделения.

Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора-дежурного, инспекторов-дежурных, инспекторов-дежурных (для выезда на дорожно-транспортные происшествия), помощника дежурного, а также сотрудников ДПС, входящих в состав дежурной смены.

Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями уголовного розыска для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствующую розыскную документацию.

Группа по исполнению административного законодательства производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений правил дорожного движения, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере безопасности дорожного движения, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников Госавтоинспекции, представляет сведения о результатах работы по предупреждению дорожного травматизма и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.

Старший инспектор по кадрам, боевой и служебной подготовке занимается комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляет личные дела сотрудников, готовит материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимает участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины.

Роты (взвода) ДПС, как отмечалось выше, занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взвода комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводить инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составляемой ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.

Старшие инспектора ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отношению подчиненному им личному составу выполняют обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет один из старших инспекторов ДПС.

Инспектора ДПС контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами; предотвращают и пресекают административные правонарушения в зонах и на маршрутах патрулирования; оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев; ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции; регулируют дорожное движение; производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП; охраняют имущество, оставшееся без присмотра; оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах; выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск; контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, проверяют техническое состояние ТС; контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов дорожной инфраструктуры и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучшению организации движения и повышении его безопасности.

Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных сотрудников.

Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС.

В частности, в ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области, ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области допускается создание специализированных полков ДПС по согласованию с ГУОБДД и ДГСК МВД России.

Они выполняют следующие задачи:

Обеспечивают безопасность дорожного движения и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, проведения крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;

Сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны;

Обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться.

Методы и формы осуществления контроля сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Методы деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы – это, по большому счету, частный случай методов деятельности исполнительной власти, но с особенностями, обусловленными условиями деятельности. Именно особенностями несения дорожно-патрульной службы определяется набор конкретных методов. Так, например, в отличие от контрольно-надзорной деятельности других органов исполнительной власти, дорожно-патрульная служба не проводит плановых или внеплановых проверок в том смысле, который придается данным терминам Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, особенности службы определяют совокупность тактических приемов, которые, могут рассматриваться как содержание методов деятельности.

Методы деятельности дорожно-патрульной службы включают в себя, преимущественно, контрольно-надзорную и административно-юрисдикционную составляющие, то есть представляют собой стадии государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Данный тезис соответствует ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» .

Необходимо подчеркнуть, что эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере безопасности дорожного движения, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов и способов несения дорожно-патрульной службы, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств. Исходя из принципиального единства содержания данной службы как таковой, вне зависимости от внешних обстоятельств (за исключением чрезвычайных ситуаций и особых условий), рассмотрим ее основные методы и формы организации.

Так, к основным методам дорожно-патрульной службы можно отнести следующие:

1. Наблюдение за дорожным движением.

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил.

3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов.

4. Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.

5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всехпоследующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов дорожной инфраструктуры на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение по участку патрулирования и т.д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.

Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения).

Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.

Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством сигнально-говорящей установки к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т.п.

Контроль дорожных условий, элементов дорожной инфраструктуры, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка видов нарушений правил дорожного движения.

В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным.

Способы и формы организации дорожно-патрульной службы

Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование, предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов . При ведении открытого контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений.

Особо следует подчеркнуть, что при выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Скрытый контроль за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается при взаимодействии с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства .

Контроль за дорожным движением с помощью специальных технических средств. Для контроля за дорожным движением технические средства, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств. Наиболее распространенный метод контроля за дорожным движением является использование средств автоматической фиксации.

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение органа управления Госавтоинспекции о применении таких технических средств .

При контроле за дорожным движением могут использоваться: стационарные средства автоматической фиксации, размещаемые на конструкциях дорожно-транспортной инфраструктуры или специальных конструкциях; передвижные средства автоматической фиксации, размещаемые на участках дорог в зоне ответственности постов, маршрутов патрулирования.

Места установки и режим работы стационарных средств автоматической фиксации определяются руководителем органа управления Госавтоинспекции.

Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения.

Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных ТС, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд ТС специального назначения и ТС, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники движения предупреждаются об осложнении дорожных условий.

Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

В настоящее время данный метод должен быть доминирующим и в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием ТС. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод вместе с тем в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что методы осуществления функции государственного контроля и надзора за дорожным движением, используемый дорожно-патрульной службой Госавтоинспекции, – это способы юридического воздействия, многократно используемые постами, нарядами и сотрудниками дорожно-патрульной службы в целях обеспечения безопасности дорожного движения и пресечения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Формы осуществления сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России контроля и надзора за соблюдением участниками требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Форма – это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление , можно утверждать, что деятельность дорожно-патрульной службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется в следующих правовых формах:

Административно-процессуальной;

Активной (проведение проверок) и пассивной (осуществление наблюдения);

Внутриаппаратной и внешней;

Индивидуальных актов правоприменения и организационных и материально-технических действий;

Взаимодействия с другими субъектами обеспечения безопасности дорожного движения.

Наиболее значимой формой является форма индивидуальных правоприменительных актов, так как акты инспектора дорожно-патрульной службы являются юридическими фактами, влекут правовые последствия, порождают правовые отношения с участниками дорожного движения. В деятельности дорожно-патрульной службы используются разнообразные акты: письменные, устные и конклюдентные (молчаливые). Правоприменительные акты могут быть внутриаппаратными и внешненаправленными. Внутренними актами являются приказы, распоряжения, рапорты; внешними – протоколы, справки об использовании транспортных средств, требования, жесты рукой, жезлом, светоотражающим диском, сигналы свистком, специальные световые и звуковые сигналы и т.д.

Непосредственно контроль за дорожным движением, осуществляется сотрудниками дорожно-патрульной службы:

В пешем порядке;

На патрульном автомобиле в движении или стационарном положении

На стационарном посту ДПС.

При контроле за дорожным движением могут использоваться средства авиации (вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы и другие). Порядок взаимодействия экипажей средств авиации с нарядами сотрудников регламентируется отдельными инструктивно-методическими документами.

Применение той или иной формы контроля определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.


Примерные полномочия отдельных категорий сотрудников строевых подразделений ДПС

Командир отдельного строевого подразделения ДПС


  1. Командир отдельного строевого подразделения ДПС (полка, батальона, роты, взвода, отделения) осуществляет общее руководство деятельностью подразделения в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, иными нормативными правовыми актами, и несет персональную ответственность за выполнение возлагаемых на подразделение функций.

  2. Командир отдельного строевого подразделения обязан обеспечивать:

  1. Поддержание постоянной готовности личного состава к выполнению возлагаемых на подразделение задач, в том числе, возникающих при осложнении оперативной обстановки, в особых условиях и при чрезвычайных (кризисных) обстоятельствах.

  2. Подготовка и внесение в установленном порядке предложений по корректировке структуры, штатного расписания, численности и положения о подразделении, утверждение положений о структурных подразделениях, служебных обязанностей сотрудников.
2.3. Разработку и осуществление мер по эффективному управлению
силами и средствами, реагированию на складывающуюся обстановку,
организацию работы дежурной части, принятие в соответствии с
компетенцией решений или внесение предложений руководству строевого
подразделения по маневрированию силами и средствами, проведению
целенаправленных профилактических мероприятий.

  1. Организацию проведения анализа причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, правонарушений в области дорожного движения и иных противоправных деяний, создающих угрозу безопасности дорожного движения, разработки и реализации мер по их устранению.

  2. Организацию правоприменительной деятельности, рассмотрение материалов, вынесение и исполнение постановлений, определений по

1 Структурным считается строевое подразделение, входящее в структуру более крупного строевого подразделения.


53

делам об административных правонарушениях в соответствии с
законодательством Российской Федерации. !


  1. Учет показателей государственной и ведомственной статистической отчетности, проведение анализа результатов служебной деятельности, осуществление контроля за выполнением \ требований нормативных правовых актов, других управленческих решений и распорядительных документов, служебных обязанностей сотрудников, планирование работы подразделения. i

  2. Организацию проведения общественно-государственной, боевой, служебной и физической подготовки с личным составом, разработку и реализацию мер по предупреждению нарушений; дисциплины и законности среди личного состава, социальной защищенности сотрудников.

  3. Реализацию мер, направленных на создание необходимых условий для работы личного состава, материально-техническое оснащение подразделения, обеспечение бланками строгой отчетности и другой специальной продукции Госавтоинспекции, контроль за соблюдением установленных требований по использованию материально-технических ресурсов. ]

  4. Взаимодействие с общественными организациями правоохранительной направленности, проведение мероприятий, в том числе во взаимодействии со средствами массовой информации, по пропаганде безопасности дорожного движения.

  1. Организацию приема граждан, представителей юридических лиц и общественных организаций, анализа и обобщения письменных и устных обращений, рассмотрение и принятие мер реагирования по указанным обращениям.

  2. Соблюдение режима секретности и защиты информации для служебного пользования, в том числе при использовании электронно-вычислительной техники.
Заместитель командира отдельного строевого подразделения

3. Заместитель командира отдельного строевого подразделения подчиняется командиру подразделения. Он организует несение службы, исполнение административного законодательства Российской Федерации, профессиональную подготовку и контроль за состоянием служебной дисциплины, соблюдением сотрудниками внутреннего распорядка, законности, а именно:

3.1. Изучает и оценивает обстановку в зоне ответственности строевого подразделения, постов и маршрутов патрулирования, готовит и вносит предложения по разработке (корректировке) дислокации постов и маршрутов патрулирования, участию сил и средств подразделения в системе единой дислокации.


  1. На основе анализа обстановки готовит предложения по расстановке сил и средств на предстоящие сутки и в установленные сроки докладывает командиру подразделения. Обеспечивает ежемесячную разработку графика учета рабочего времени и ведение ежедневного учета выхода на службу каждого сотрудника.

  2. Обеспечивает своевременную подготовку планов проведения специальных мероприятий, участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий.

  3. Обеспечивает организацию и проведение инструктажей нарядов, проверяет готовность личного состава к несению службы, его внешний вид и строевую выправку, знание порядка применения оружия, использования специальных технических средств и эксплуатации патрульных автомобилей.

  4. Организует и контролирует несение нарядами службы по контролю за дорожным движением, осуществление распорядительно-регулировочных действий в период осложнения дорожной обстановки, действия нарядов на местах дорожно-транспортных происшествий, в том числе по оказанию первой помощи пострадавшим, восстановлению бесперебойного движения транспорта.

  5. Организует и контролирует работу по выявлению и пресечению противоправных деяний, связанных с использованием автотранспортных средств, анализирует её результаты, готовит предложения по повышению эффективности данного направления деятельности, взаимодействует с другими службами органов внутренних дел по вопросам своевременного предагавления оперативной информации.

  6. Осуществляет контроль за правильностью применения мер административного воздействия к правонарушителям, качеством производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии с компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, рассматривает, выносит постановления и определения по таким делам.

  7. Принимает участие в разработке планов органов внутренних дел по действиям в чрезвычайных обстоятельствах, в части использования сил и средств подразделения, а также схемы оповещения личного состава.

  8. Организует и контролирует проведение личным составом мероприятий по ликвидации возможных стихийных бедствий, чрезвычайных и кризисных ситуаций, обеспечение,организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных, ремонтно-строительных и других работ.
3.10. Организует и осуществляет контроль за работой сотрудников
подразделения, использованием по назначению служебного
автотранспорта, ежемесячно составляет графики проведения гласных и
скрытых проверок несения службы нарядами, представляет их на
утверждение командиру подразделения, в установленном порядке

контролирует выполнение, принимает меры к устранению выявленных недо статков.


  1. Контролирует порядок получения (сдачи) огнестрельного оружия, боеприпасов, специальных и технических средств, своевременность парковки служебных автомобилей по месту дислокации.

  2. Обеспечивает учет результатов работы каждого сотрудника и подразделения в целом, ежедневно анализирует результаты службы и принимает меры к повышению эффективности использования сил и средств.

  3. На основе анализа оперативно-служебной деятельности разрабатывает и вносит на рассмотрение командиру подразделения предложения по ее совершенствованию, повышению эффективности работы, расстановке сил и средств подразделения на предстоящий период.

  4. Осуществляет подготовку информационных, аналитических, статистических и других материалов по результатам оперативно-служебной деятельности подразделения.

  5. Обеспечивает работу дежурной части подразделения, в том числе ведение служебной документации, соблюдение установленного порядка передачи оперативной информации, организовывает проведение в установленном порядке проверок учета, хранения вооружения, специальных средств и специальной продукции.

  6. Принимает участие в организации и проведении боевой, служебной и физической подготовки личного состава.

  7. Контролирует соблюдение каждым сотрудником подразделения порядка получения и использования служебной информации, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, в том числе при работе с электронно-вычислительной техникой.
Заместитель командира отдельного строевого подразделения ДПС по кадровой и воспитательной работе

4. Заместитель командира подразделения по кадровой и воспитательной работе подчиняется командиру отдельного строевого подразделения. Он организует работу по комплектованию штатной численности подразделения, воспитанию личного состава, укреплению дисциплины и законности, обучению и профессиональной подготовке сотрудников, соблюдению ими внутреннего распорядка, а именно:


  1. Осуществляет подбор и вносит предложения по расстановке личного состава с учетом деловых и моральных качеств подчиненных.

  2. Обеспечивает разработку планов работы подразделения по обучению и воспитанию, мобилизационной готовности " сотрудников, контроль за их исполнением.

  3. Проводит занятия с руководящим и командным составом подразделения по обучению формам и методам работы с подчиненными.

  1. Обеспечивает проведение занятий с личным составом в системе служебно-боевой и физической подготовки, осуществляет всестороннее изучение моральных и деловых качеств и воспитание сотрудников, мероприятия по предупреждению и преодолению конфликтных ситуаций в коллективе.

  2. Проводит инструктажи исполнителей по планам воспитательной работы и осуществляет подведение итогов.

  3. Обеспечивает соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения сотрудниками службы в органах внутренних дел, своевременно готовит служебные документы по назначению на должности, присвоению специальных званий, перемещению, увольнению, зачислению в кадры, поощрению и наложению дисциплинарных взысканий, оставлению на службе сверх установленного возраста, назначению различных выплат, принимает меры по социальной и правовой защите личного состава.

  4. Проводит необходимые мероприятия по изучению морально-психологического климата в семьях сотрудников.

  5. Принимает меры к предупреждению нарушений законности личным составом, в случае их совершения проводит в установленном порядке служебную проверку.

  6. Организует проведение анализа причин и условий, способствующих совершению чрезвычайных происшествий среди личного состава, дорожно-транспортных происшествий, нарушению Правил дорожного движения с его участием, принимает меры по их устранению. Проводит совместно с психологами собеседования с сотрудниками, склонными к нарушению служебной дисциплины.

  1. Обеспечивает изучение потребностей личного состава и своевременно принимает меры по их рассмотрению, оказывает помощь в решении социальных вопросов.

  2. Осуществляет отбор и направление сотрудников на учебу в учебные заведения МВД России.

  3. Составляет служебные характеристики, участвует в составлении аттестаций на сотрудников подразделения.

  4. Организует работу общественных формирований подразделения, нацеливает их на проведение предметной воспитательной работы, обобщает, распространяет и внедряет положительный опыт.

  5. Принимает меры, направленные на создание необходимых условий для работы личного состава, повышение эффективности оперативно-служебной деятельности подразделения.

  6. Готовит информацию командиру подразделения по линии кадровой и воспитательной работы.
57

Заместитель (помощник) командира отдельного строевого подразделения ДПС по технической части

5. Заместитель (помощник) командира отдельного строевого подразделения по технической части подчиняется! командиру подразделения и организует работу по обеспечению подразделения материально-техническими, средствами, вооружением, специальными и техническими средствами, автотранспортом и иным имуществом согласно табельной положенности, хозяйственному обеспечению подразделения, а именно:


  1. Обеспечивает надлежащий учет и хранение материально-технических средств, вооружения, специальных и технических средств, специальной продукции, исправность автомототранспорта, средств связи, сигнализации и иного имущества, находящегося в эксплуатации, контролирует порядок его применения и использования, ведет соответствующую служебную документацию.

  2. Готовит в установленном порядке предложения в довольствующие органы на обеспечение подразделения всеми видами материально-технических средств согласно нормам табельной положенности, а также документы на их выбраковку, списание или реализацию по выработанным ресурсным и эксплуатационным срокам.

  3. Контролирует работу дежурной части по порядку хранения, учета и сбережения оружия и боеприпасов, специальных средств, исполнению графика проверки оружия, ведению служебной документации.

  4. Осуществляет постоянный контроль за техническим состоянием автомототранспорта и его оснащением, организует и проводит ежедневный осмотр автомототранспорта перед выездом на маршруты патрулирования, ежемесячно проводит комиссионный осмотр служебного автотранспорта, организовывает выдачу, прием и контроль за заполнением путевой документации.

  5. Контролирует своевременность технического обслуживания и проведения ремонта технических средств, а также выдачу, учет и сохранность горюче-смазочных материалов.

  6. Принимает меры, направленные на создание необходимых условий для работы личного состава, повышение, эффективности оперативно-служебной деятельности подразделения.

  7. Решает вопросы обеспечения подразделения специальной продукцией Госавтоинспекции, организует контроль за ее сохранностью и расходованием. "-- J

  8. Организует работу по эксплуатации и содержанию, зданий и помещений подразделения. Организует совместно с соответствующими службами подготовку проектной документации на проведение ремонтных работ в помещениях и на территории подразделения.
5.9. Контролирует выполнение личным составом подразделения
правил пожарной безопасности, наличие и исправность средств
первичного пожаротушения.

5.10. Готовит информацию командиру подразделения о материально-
техническом обеспечении подразделения, проводит анализ эффективности
использования материально-технических средств, вооружения,
специальных и технических средств, служебного автотранспорта, средств
связи, сигнализации и иного имущества, а также степени их влияния на
результаты оперативно-служебной деятельности.

Приложение № 2

к Наставлению по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации

Примерные должностные инструкции инспектора (старшего инспектора) ДПС (наименование строевого подразделения)

В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям. В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня ДТА, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС:

1) группа;

2) отдельный взвод;

3) моторизованный взвод (группа);

4) отдельная рота;

5) отдельный батальон;

Наименование «отдельный» указывает на то, что подразделение не входит в состав более крупного формирования


Рис. 3. Схема подчиненности ДПС

В соответствие с типовыми штатами строевых подразделений ДПС ГИБДД делится на группы, отдельные и моторизованные взводы численностью до 50 человек обычно создаются при районных и городских ОВД. Более крупные подразделения - отдельные роты, батальоны и полки ДПС - формируются в республиках, краях, областях и крупных городах. Как правило, они подчиняются по вертикали - вышестоящим органам ГИБДД (отделам или управлениям ГИБДД УВД МВД субъектов Российской Федерации) и по горизонтали - территориальным органам внутренних дел (УВД ГОРОВД рис. 3)

Разнообразие выполняемых задач предопределяет относительную сложность организационной структуры подразделений ДПС, для которых характерно наличие специализированных структурных групп. Специализация способствует четкому распределению обязанностей между сотрудниками, повышению качества исполнения служебных заданий, внедрению прогрессивной организации службы и исключению параллелизма в работе.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство;

в) дежурная часть;

г) группа кадров;

д) группа административной практики;

е) группа дознания и розыска;

ж) группа пропаганды;

з) финансовая часть;

и) техническая часть;

к) служба обеспечения и обслуживания;

л) группа службы;

м) роты (взводы).

1. В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь, организуют учет и анализ повседневной работы личного состава, обеспечивают взаимодействие вверенных им подразделений с другими службами ОВД и общественностью, осуществляют подбор личного состава и его боевую, служебную и физическую подготовку.

2. В состав штаба входят старший инспектор по анализу и планированию, юрисконсульт, госавтоинспектор дорожного надзора, делопроизводитель и машинистки. Их работой руководит начальник штаба, в обязанности которого входит:

Составление планов работы подразделения и контроль выполнения запланированных мероприятий;

Расчет сил и средств, необходимых для проведения специальных операций по обеспечению БДД и борьбе с преступностью;

Организация работы дежурной части подразделения;

Анализ дорожно-транспортной аварийности и правоприменительной деятельности личного состава ДПС;

Проведение мероприятий по профилактике ДТП с привлечением средств массовой информации и заинтересованных ведомств.

3.Цели и задачи дежурной части:

Непрерывное управление силами и средствами, занятыми обеспечением контроля дорожного движения, розыском транспорта и выполнение других задач ДПС;

Сбор, обработка и регистрация информации об оперативной обстановке и результатах несения службы личным составом;

Организации выезда на места ДТП;

Обеспечение личного состава необходимой информацией, оружием, оперативной техникой и служебной документацией;

Установление личности граждан, доставленных в подразделение, и принадлежности задержанных ТС.

Наряд дежурной части формируется из старшего инспектора - дежурного (далее - дежурный), инспекторов-дежурных, помощника дежурного и инспекторов ДПС. В состав дежурной части входят инженер - электроник и фотолаборант.

4. Группа дознания проводит дознание по делам о ДТП с целью выявления обстоятельств, причин и условий их совершения. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по дознанию. Они осуществляют входящие в их компетенцию оперативно-розыскные и следственные действия по фактам ДТП, устанавливают причастных к ним лиц, а также проводят работу по профилактике ДТА на основе материалов дознания.

5. Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском ТС и водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями УР для проведения розыска угнанных и похищенных ТС и ведут соответствую­щую розыскную документацию.

6. Группа административной практики производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений ПДД, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере БДД, учитывает и анализирует правоприменительную деятельность сотрудников ДПС, представляет сведения о результатах работы по предупреждению дорожно-транспортной аварийности и готовит предложения по повышению эффективности надзора за дорожным движением. В состав группы входят старший инспектор и инспектора по административной практике.

7. В группу кадров входят старший инспектор, инспектора по кадрам, боевой и физической подготовке и психолог, которые занимаются комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляют личные дела сотрудников, готовят материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимают участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины.

8. Техническая часть предназначена для обеспечения личного состава средствами транспорта, связи и оперативной техники. В ее состав входят начальник технической части (он же помощник командира по МТО), инженер по связи и оперативной технике, техник по ремонту и обслуживанию ТС.

8. Роты (взводы) ДПС занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взводы комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС. Согласно типовым штатам строевых подразделений соотношение численности старших инспекторов и инспекторов ДПС устанавливается в пропорции 1/8. Минимальная численность личного состава взвода, входящего в роту или батальон, составляет 25 человек.

Организация работы роты (взвода) возлагается на командира, который обязан готовить подчиненных к несению службы, обучать их приемам и методам контроля за дорожным движением, осуществлять постоянный контроль и учет работы инспекторов, проводит инструктажи и разводы нарядов, проверять качество составленной ими служебной документации, оказывать им практическую помощь, составлять графики несения службы, разрабатывать и проводить мероприятия по совершенствованию надзора за дорожным движением на обслуживаемой территории.

Старшие инспекторы ДПС принимают участие в несении дорожно-патрульной службы на правах инспекторов ДПС и, кроме того, по отношению к подчиненному им личному составу выполняют обязанности, аналогичные обязанностям командира взвода. При отсутствии командира взвода его функции выполняет заместитель командира взвода.

Инспекторы ДПС:

1) контролируют соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов участниками дорожного движения и должностными лицами;

2) предотвращают и пресекают административные правонарушения в зоне патрулирования;

3) оказывают помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонарушений и несчастных случаев;

4) ведут производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

5) регулируют дорожное движение;

6) производят неотложные действия на местах ДТП, принимают меры по оказанию доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДТП; охраняют имущество, оставшееся без присмотра; оказывают содействие в беспрепятственном проезде автомобилей специального назначения, а также ТС аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимают участие в охране общественного порядка в этих местах;

8) выявляют и задерживают ТС, объявленные в розыск;

9) контролируют наличие у водителей документов, предусмотренных ПДД, и проверяют техническое состояние ТС, имеющих признаки неисправности;

10) контролируют содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог, других элементов ДИ и их освещенность; изучают условия движения транспорта и пешеходов; принимают меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности.

Во взводах, не входящих в более крупные подразделения, функции, свойственные структурным группам штаба, возлагаются на отдельных сотрудников.

Для выполнения особых функций в составе подразделений ГИБДД могут создаваться мобильные и специализированные подразделения ДПС.

Они выполняют следующие задачи:

Обеспечивают БДД и охраняют общественный порядок в районах введения чрезвычайного положения, крупных общественно-политических и массовых мероприятий, межрегиональных специальных операций, оказывают практическую помощь подразделениям ДПС со сложной оперативной обстановкой;

Сопровождают автомобили специального назначения и объекты государственной охраны;

Обеспечивают безопасность перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Указанные подразделения имеют цели и правовое положение, сходные с обычными подразделениями ДПС. В периоды, когда их личный состав свободен от выполнения специальных функций, он привлекается к контролю за дорожным движением наряду с другими силами ДПС. Вместе с тем в связи со специфичностью выполняемых задач организационно-штатная структура, техническое оснащение и экипировка этих подразделений могут несколько видоизменяться (например, данные подразделения могут комплектоваться преимущественно начальствующим составом, а их материально-техническое обеспечение производится за счет средств федерального бюджета).

К надзору за дорожным движением могут привлекаться работники других служб ГИБДД, участковые инспектора милиции в сельской местности, которым предоставлены соответствующие административно - юрисдикционные полномочия, а в особых случаях штатные и внештатные работники милиции, представители ВАИ и общественных объединений. Со своей стороны, ДПС, как наиболее мобильная и многочисленная служба ОВД, повсеместно участвует в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Указанные обстоятельства дают основания говорить о ДПС не только как об организационно оформленном структурном подразделении ГИБДД, но и как об общественном выражении одной из важнейших функций правоохранительных органов в сфере дорожного движения.

Права и обязанности сотрудников дорожно-постовой службы (ДПС)

Сотрудник ДПС при несении службы обязан:

1. Знать нормы Правил дорожного движения Российской Федерации и законодательство об ответственности за их нарушения.

2. Организовать безопасный и бесперебойный процесс дорожного движения.

3. Знать оперативную обстановку в зоне поста или маршрута патрулирования.

4. Контролировать соблюдение участниками дорожного движения установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в области дорожного движения.

5. Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, выяснять причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать к нарушителям меры административного воздействия.

6. Предупреждать водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить.

7. Оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

8. Знать дислокацию ближайших нарядов милиции, войсковых нарядов, представителей общественных формирований по охране правопорядка и систему связи с ними, места расположения и режим работы медицинских учреждений, организованных автостоянок, станций технического обслуживания и других объектов сервиса.

9. Осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

10. Регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов.

11. Производить неотложные действия на месте ДТП, тщательно и квалифицированно разбираться в обстоятельствах нарушений Правил дорожного движения и ДТП.

12. Принимать меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказывать гражданам содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств.

13. Оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, принимать участие в охране общественного порядка в этих местах.

14. Выявлять и задерживать объявленные в розыск транспортные средства, а также транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП, или используемые в противоправных целях.

15. Контролировать наличие у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

16. Контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и дорожных сооружений и их освещенность.

17. Изучать порядок и условия движения транспорта и пешеходов и принимать соответствующие меры по улучшению организации движения и повышению его безопасности.

18. Осуществлять контроль за соблюдением условий обеспечения безопасности дорожного движения при проведении на улицах и дорогах ремонтно-строительных и других работ.

19. Быть культурными и вежливыми в обращении с гражданами, строго соблюдать законность.

20. Оказывать (в период, не связанный с выполнением конкретных специальных заданий) содействие водителям в устранении неисправностей транспортных средств, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям при переходе ими улиц и дорог.

Сотрудник ДПС при несении службы имеет право:

1. Требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений.

2. Проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения, а при наличии данных о том, что они имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения.

3. Останавливать на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортные средства для проверки у водителей, в том числе с использованием автоматизированных баз данных, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, и в установленных законодательством Российской Федерации случаях изымать их.

4. Останавливать транспортные средства, водители которых нарушили Правила дорожного движения.

5. Запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

6. Проводить в установленном законодательством Российской Федерации порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, повлекших угрозу безопасности дорожного движения, для установления факта алкогольного или наркотического опьянения либо направлять или доставлять указанных лиц в медицинские учреждения, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении.

7. Задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

8. Входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

9. Применять в установленном порядке оперативно-технические и специальные средства для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения, осуществления контроля за техническим состоянием транспортных средств, а также, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, оружие и специальные средства для принудительной остановки транспортных средств.

10. Осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, административное задержание и личный досмотр граждан, досмотр транспортных средств.

11. Составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, принимать другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

12. Ограничивать или временно запрещать движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, а также не допускать граждан и транспортные средства на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий.

13. Ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности.

14. Запрещать эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, имеющих скрытые, подложные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения.

15. Пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам.

16. Использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и автомобилей специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в органы внутренних дел, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту происшествия или сбора по тревоге, в не терпящих отлагательства случаях, с отстранением при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами.

17. Применять и использовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке оружие, специальные средства и физическую силу.