Правомерность начисления одн. Общедомовые нужды как не платить

Совсем недавно В.В. Путин подписал федеральный закон, который внес изменения в некоторые положения Жилищного кодекса Российской Федерации и, в частности, коснулся нормативов ОДН 2017 года.

Напомним, что ОДН – это общедомовые нужды. Нововведения закрепили на законодательном уровне приоритет расчетов и оплаты за них по показаниям счетчиков перед утвержденными региональными нормативами.

Целевая аудитория

По новому закону об ОДН 2017 года собственники жилья наделены правом выбрать способ коммунальной оплаты за общедомовые нужды.

Сегодня рано говорить о полном разрешении этого вопроса. Многие дома еще не оборудованы соответствующими системами учета, хотя люди уже давно понимают их важность и необходимость. Счетчики позволяют обеспечить прозрачность начисления расчетов ОДН, исключить возможность необоснованных переплат. К тому же практика показала, что оплата по установленным нормативам значительно выше, нежели по показателям систем учета.

В данном аспекте целесообразно отметить, что законодательными нормами в перечне допустимых работ в рамках капитального ремонта предусмотрена установка система учета потребляемых ресурсов.

Расчет ОДН с июля 2017

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минстроя России, на общедомовом собрании собственники самостоятельно оценивают техническую оснащенность своего жилья и определяют наиболее приемлемый для всего дома способ исчисления.

По сути получается 3 возможных варианта:

  1. По общеустановленным региональным тарифам ОДН 2017.
  2. По усредненной величине показаний систем учета за предыдущий год. Предполагается, что ежегодно 1 июля по специально разработанному алгоритму будет производиться перерасчет и корректировка. Следует отметить, что при выявлении перерасхода финансовые издержки лягут на плечи управляющей компании.
  3. По фактическим показаниям общедомового прибора учета. В данном случае ни о каких корректировках и перерасчетах речь не идет.

Таким образом, принятие нового закона позволяет обеспечить корректность и прозрачность начислений, люди, да и сами управляющие компании будут заинтересованы в установлении общедомовых приборов учета. К тому же, когда у собственников станет меньше вопросов по системе начислений ОДН, объем недополученных денег ресурсоснабжающими организациями должен значительно снизиться.

Нормативы ОДН с июля 2017

Уже сейчас многие регионы провели на своем уровне перерасчет по общедомовым нуждам. По результатам корректировок расходы на воду уменьшились примерно на четверть, а на электричество, напротив, выросли в 2 раза.

Таким образом, подтверждается сомнительная обоснованность нормативов ОДН. К тому же разнотипность зданий добавляет путаницу в правила исчисления. Обновляемые нормативы, как правило, ведут к росту оплаты за ОДН. Нововведения в Жилищный кодекс России позволят изменить сложившуюся тенденцию, обеспечить прозрачность расчетов для населения и повысить ее платежную дисциплину.

Электроэнергия ОДН 2017

Электроэнергия в списке общедомовых нужд – одна из наиболее щепетильных тем. Мало того, что сумма ежемесячно менялась, то резко возрастая, то резко снижаясь, а управляющие компании не могли внятно объяснить ни то, как происходит расчет, ни то, почему в одном городе в однотипных домах суммы значительно отличаются, так еще с 1 января 2017 года отдельная графа по этому расчету была убрана, а сумма оплат выросла в разы. Не говоря уже о том, что правительством была исключена возможность оплаты по общедомовым счетчикам.

Нормативы на оплату за общедомовую электроэнергию устанавливаются областной администрацией. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте региона. Для собственников жилья расчет электроэнергии ОДН производится по следующей формуле:

ОДН’ = Н*КВ*Sк / Sо,

где ОДН’ – общедомовая электроэнергия;

Н – установленный норматив;

КВ – площадь всех помещений общедомового имущества;

Sk – площадь квартиры конкретного собственника;

So – общая площадь квартир, расположенных в доме.

Теперь же возможность оплаты по общедомовому прибору учета возобновлена и расчет будет заключаться в исчислении разницы между его показателями и всех поквартирных счетчиков, а затем последующее деление значения поквартирно в зависимости от площади.

Таким образом, новый закон об ОДН по сути хорошо забытый старый. Но если раньше остро стоял вопрос с установкой общедомовых приборов учета, то после выявления возможности включения этой статьи расходов в капитальный ремонт, проблема решена. А собственникам жилья возвращена возможность выбора.

Здравствуйте. получили платежки за электроэнергию, в т.ч. за ОДН. Вопрос возникает в следующем;

1. Нас "обязали" оплатить за "якобы" потребленную электроэнергия (судя по площади общего имущества) в том числе и на освещение подвалов, чердаков, что в принципе невозможно в виду отсутствия проводов и приборов потребления электроэнергии (светильников и лампочек).

2. В нашем доме на первом этаже и подвале магазины и офисы т.е. нежилые помещения, тем самым нагрузка по оплате за электроэнергию на ОДН ложиться на собственников жилых помещений.
ЧТО ДЕЛАТЬ!!!

Здравствуйте Андрей!

Электроэнергия ОДН начисляется не за освещение подвалов и чедаков (хотя и за это тоже, если там есть чем потреблять). Объясню, как говорят, "на пальцах", упрощенно, как рассчитывается электроэнергия ОДН. (Вами, Андрей, вопрос поставлен грамотно, но я буду отвечать простым житейским языком, для лучшего понимания, ведь ответы и бабушки читают.)

Для лучшего освоения попробуем показать на примере дома которого нет:

И так, рассчитываем доставшую народные массы электроэнергию ОДН, например, дома №1 по улице Чубайсовская:

А) Если в доме №1 по ул. Чубайсовской установили общедомовой прибор учета (счетчик, который считает электроэнергию сожженную всем домом. Как правило, такие счетчики устанавливают в подвале на вводном электрощите).

1. Списали показания с общего счетчика. Например 4000
2. Вычли из 4000 (показания на этот месяц) показания, которые были в прошлом месяце. В прошлом месяце показания были 2000.

В результате нехитрых математических действий, мы получили объем электроэнергии, потребленный всем домом Чубайса, 1. Это 2000 кВт/часов.

3. Таким же образом сняли показания всех индивидуальных, квартирных счетчиков (как правило такие счетчики устанавливаются в электрщитах на лестничных клетках, либо в квартирах) и определили объемы электроэнергии потребленной в каждой квартире.

4. Теперь, мы складываем все объемы потребленные квартирами. Допустим в доме по улице Чубайсовская, 1 десять квартир равной площади по 100 квадратных метров каждая. Общая площадь помещений дома 1000 кв.м При сложении объемов потребленной энергии всех квартир (определенных по показаниям индивидуальных счетчиков), мы получили, например, 1600 кВт,\часов. Это и есть объем потребленной электроэнергии всеми жилыми помещениями дома.

5. Чтобы получить объем электроэнергии на ОДН всего дома, мы с вами вычитаем объем потребленной электроэнергии всеми жилыми помещениями "чубайсовского" дома из объема электроэнергии потребленного всем домом. То есть, из 2000 вычитаем 1600. В результате мы получили заветную цифру 400! Это и есть ОДН всего дома!

6. Но это еще не все! Теперь мы распределим объем ОДН на каждую квартиру. Для удобства и наглядности расчетов, как вы помните, мы решили, что в доме по улице Чубайса все люди и квартиры равны. Поэтому площадь каждой квартиры составляет 10% от площади всего дома. Теперь 400 мы делим на 10 равных квартир и получаем 40 кВт/часов электроэнергии ОДН на каждую квартиру.

Примечание 1:
Квартиры в реальной жизни, как вы понимаете, как и люди, по размеру разные, соответственно и доля не будет равной, ка в нашем случае 100кв.м - 10%. Чем больше квартира, тем выше ОДН.

Примечание 2:
Если, в какой либо квартире прибор учета (квартирный счетчик) отсутствует, то объем определяется по нормативу на каждого зарегистрированного в квартире. Для 1,2,3, комнатных квартир норматив составлет 91 кВт\час , для 4-х комнатной и больше 150 кВт\час . (Видимо посчитали что в 4-х комнатных проживают одни буржуи. Шутка! Кстати до июня этого года они были выше 103 кВт\час и 160, по моему, и это уже не шутка)

Примечание 3: (и ответ на Ваш, Андрей, второй вопрос):

Собственники нежилых помещений также обязаны платить за ОДН пропорционально жилой площади. Только тариф у них в разы выше чем у населения. Новые правила коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354) практически приравнивают собственников жилых и нежилых помещений в правах и обязанностях. Кстати, за ремонт и содержание общего имущества собственники нежилых помещений тоже должны вносить плату. Даже за лифт должны платить, хоть и вход отдельный!

Магазины, магазинчики и офисы, как правило, подключают до общедомового прибора учета, поэтому их потребление не может влиять на объем ОДН. Либо объем потребленной магазинами электроэнергии минусуется из объема определенного по общедомовому счетчику. Но не факт, что это факт. Нужно проверять схему подключения и наличие минусовки. Запросить эту информацию можно в энергосбыте, они обязаны предоставить ее любому собственнику помещения.

Б) Если в доме №1 по улице Чубайсовской не установлено общедомового прибора учета (счетчика, который считает электроэнергию сожженную всем домом. Как правило, такие счетчики устанавливают в подвале на вводном электрощите), то всем жильцам ОДН начисляют по нормативу.

Сейчас норматив ОДН составляет :

В доме без лифта - 1 кВт\час
в доме с лифтом - 1,2 кВт\час
в доме с насосным оборудованием покачки воды и отопления - 1.3 кВт\час
в доме с лифтом и насосом, соответственно 1,5 кВт\час
Следует отметить, что нормативы с июня этого года выросли в 6 - 10 раз!

Теперь сами ответьте на свой вопрос. Причем тут чердаки и подвалы? Общедомовому счетчику все равно какую электроэнергию считать, "чердачную", потерянную в плохом контакте, или украденную соседом.

Спасибо! С уважением. Евгений Виноградов.

Иван Хренов-Российский
www.Prozim.ru
E-mail: [email protected]

***
« ЖКХ РОССИИ»

101. Констатировать: ЖКХ не работало в нашей стране, ни в какие времена! В Советскую эпоху государство финансировало его по остаточному принципу, а потому и шли туда работать в основном неудачники да пьяницы – « Афони». Работали они отвратительно, да, к тому же брали взятки и разворовывали, пропивали без того нищее имущество ЖЭКов.
В настоящее время положение в ЖКХ много хуже! Им правит коммерческий криминал.
Население в нашей стране очень разобщено. Вряд ли можно найти в мире ещё такую страну, где соседи по подъезду и даже по лестничной площадке в многоэтажном доме за многие годы соседства не удосужились бы даже познакомиться между собой.
Не благодарное дело разбираться в причинах этого, их слишком много и они не просты. Одно лишь можно сказать: вины простых людей здесь нет. Виновны недальновидные, алчные, продажные, корыстные и, наконец, просто бездарные и глупые лидеры нашей многострадальной страны, которых в изобилии в разные времена посылала нам Судьба! Разбираться здесь, кто виноват, конкретно, бесполезно, да уже и ни время.
Очередным безответственным экспериментом над нашим обществом оказалось преднамеренное « отпущение вожжей», точнее, — умышленное попустительство и произвол в современном ЖКХ, обернувшийся самозахватом этой сферы административно-бандитскими формированиями под личиной всякого рода ТСЖ и Управляющих компаний (УК). Вся страна охвачена густой криминальной сетью, поделившей сферы влияния в ЖКХ.
Такая политика стала сущей бедой для большинства населения нашей страны – « Собственников жилья», как правило, старого, сильно изношенного или нового с многочисленным строительным браком.
Новоявленные захватчики буквально поработили Собственников жилья. Прикрываясь заказными « Законами» и « Постановлениями», они насаждают жестокий рэкет по отношению к жителям « многоэтажек» и целых жилых микрорайонов.
Попытки отдельных граждан постоять за свои « права» грубо и изощрённо подавляются, вплоть до физической расправы! Здесь заправляют свои « Цапки»!
Попытки отдельных граждан постоять за свои « права» грубо и изощрённо подавляются, вплоть до физической расправы!
Центральная и региональные власти страны, проявляют « пассивность», демонстрируя, « нейтралитет» в развитии событий по ЖКХ. Трудно сказать, от чего это больше: от бессилия, то корысти или от страха перед возможным народовластием в этой имущественной сфере страны. Слабая « Власть» иногда предпочитает отдать страну в руки криминала, чем в руки собственного народа – меньше хлопот, да и выгодно.
102. Признать, что для решения проблемы ЖКХ необходимы глубокое самосознание и самоорганизация общества, чего от нашего народа, по крайней мере, в обозримом будущем ожидать не следует. Необходимо проявление в ЖКХ всеми государственными властными структурами страны большой политической воли и высокой ответственности.
Власть должна определиться, наконец, в выборе союзника по управлению страной: подавляющее народное большинство « малоимущего» населения или криминал – богатое, сильное, но беспринципное жестокое и алчное « имущее» меньшинство.
В интересах малоимущего общества предпочтительна « Власть», опирающееся на доверие и поддержку широких народных масс.

103. Констатировать, что до недавнего времени ЖК РФ даже не предусматривал такого органа самоуправления Собственников помещений, как Домовые Советы Собственников (ДСС) и это было не случайно. Ведь такая самоорганизация Собственников жилья не позволит в дальнейшем использовать ЖК РФ, как удобное прикрытие для любых злоупотреблений в ЖКХ. Под этим прикрытием Управляющие компании (УК) в большинстве случаев просто навязываются Собственникам жилья без всякой альтернативы.
Приятно отметить, что теперь статья 160.1 ЖК РФ система координально изменена в пользу Домовых Советов Собственников.
Вместе с тем, в ЖК РФ всё также прописан такой безликий ущербный « институт», как « Общее собрание» Собственников жилья – инстанция, которую ни кто не организует и не возглавляет (упаси Бог). Это « собрание», хотя по Закону всё определяет и решает, само является полной неопределённостью. А ведь именно оно должно избрать ДСС. Ну впрямь, как по притче: « что же появилось раньше курица или яйцо».
Формально такое « собрание» может быть созвано по инициативе любого Собственника в многоквартирном доме, т.е. когда угодно и кем угодно, сегодня одним « дядей» (или « тётей»), завтра другими, на призывы, которых мало кто отзовется.
Такие спонтанные неорганизованные сходы Собственников без повестки дня, без орг. актива (секретарь, председатель-ведущий собрание, регистрации участников, кворума), протокола скорее можно назвать « собранием прохожих», где « участники», проходя и задерживаясь на несколько минут, идут дальше, по своим делам, на их место подходят новые любопытные и т.д.
Какие же решения могут быть приняты на таком « собрании», где большая часть – случайные прохожие?!
К стати, выдержка из ЖК РФ (статья 46, п.4: « Протоколы общих собраний собственников …., хранятся в месте или по адресу, которые определены данным собранием». Наверное (скажу, по-секрету!) « в углу двора под дубом» или « на чердаке за трубой».
И ещё выдержка из ЖК РФ (ст. 45, п.1): « Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны (!) ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Повестка дня, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием Собственников помещений в многоквартирном доме».
Ну, прямо « Тяни-Толкай» какой-то получается! Интересно, кто же всё-таки « Автор» текста ЖК РФ?
Вот так, но этот « бардак» вполне устраивает УК, а протокол они и сами « состряпают» какой надо, позднее и закроют им рот любому, отдельно взятому Собственнику жилья со словами: « так решило большинство на общем собрании».
При таком ЖК РФ всегда имеется возможность навязать Собственника жилья в многоквартирном доме любую угодную местным властям УК. Пока такое « собрание» что-либо решит, время его попросту выйдет и тогда за Собственников всё решит « Орган местного самоуправления» (ЖК РФ ст. 161, п.п. 4 и 5). Спустя десять дней Собственников помещений в многоквартирном доме уведомят о результатах, по которым, они обязаны будут заключить договоры с УК, выбранной этими « органами».
Но самая большая беда для собственников жилья в многоквартирном доме (и раздолье для шулеров) таится в восьмом разделе ЖК РФ, где всё базируется на « решениях Общего собрания». В таком доме может быть от 500 сот до 1000 и более Собственников жилья. Значительная часть жильцов владеет помещением по найму, Собственник живёт в другом месте, может даже в другом городе. Среди Собственников идёт непрерывная ротация по разному поводу. Большинство из них просто не считают нужным тратить своё личное время на участие во всякого рода общественных мероприятиях.
Так что это самое « Общее собрание Собственников» в таких домах практически невозможно.
В таком случае ситуацию в новом доме берёт « в свои руки» Застройщик, а в заселённом любая самопровозглашённая УК. Они сами « стряпают» Протокол мнимого « Общего собрания», где, возможно, даже имеются какие-то « подписи» со стороны Собственников или по их « поручению», но оспорить подлинность сего « документа», особенно спустя некоторое время по известным причинам, практически, невозможно.
После такой безотказной аферы Собственники у этих « дельцов» что называется « в руках». Они (каждый Собственник в отдельности) лишаются всех прав на личное мнение и инициативу. Во взаимоотношениях с УК принимается во внимание только мнения (решения) большинства Общего собрания! Теперь то от имени « Общего собрания» УК может навязать любые условия, в том числе форму и состав Договора на « Содержание и эксплуатацию жилья».
Вот так, « Собственнички», недооценили важность « общественных мероприятий», теперь извольте на « дойку» и не роптать! И так теперь на долгие годы!

104. Принять под надзором СПДМ активное государственное участие в формировании структур властного полномочного самоуправления Собственников жилья в виде домовых, дворовых, квартальных, районных, городских и вплоть до всероссийского Совета Собственников жилья, способных в интересах Собственников решать все их проблемы.

105. Констатировать что от завершения строительства многоквартирного дома и до передачи его в собственность Дольщикам – пропасть.
На стадии, когда дома уже принят в эксплуатацию от застройщика муниципальными структурами, вся документация, в том числе Договоры долевого участия, ключи от квартир, находятся в руках Застройщика.
Заселение дома с подписанием Акта приёмки-передачи квартир от Застройщика Собственнику (бывшему Дольщику) с вручением ключей возможно лишь на основе ещё действующего на этот момент Договора между Застройщиком и Дольщиком: от Исполнителя (Застройщик) – Заказчику (Дольщик) в собственность.
Выполнять эту процедуру должен уполномоченный сотрудник от Застройщика, как организованной официальной структуры со статусом юридического лица при обязательном участии представителя местной власти.
Собственники квартир на этот момент не являются консолидированной структурой и не имеют своего органа самоорганизации и самоуправления. Поэтому (что не прописано в ЖК РФ) Застройщик на этот момент всё ещё несёт на себе бремя ответственности за состояние и обслуживание квартир и общедомового имущества в многоэтажном доме.
Здесь не мешает вспомнить и, в какой-то мере, воспользоваться опытом коллективизации на заре Советской власти в СССР, когда структура самоуправления насаждалась инициативой и участием « сверху» с последующим контролем её реализации и функционирования до лучших времён.

106. Признать, что на сегодня всё далеко не в соответствии с интересами граждан. Дольщики прибывают в новостройку для заселения по своей инициативе, неорганизованно в разное время, где их встречает представитель не весть, как, откуда взявшейся Управляющей компании (УК). Он даёт каждому Дольщику на подписание, в том числе: заготовленный тиражированный Застройщиком индивидуальный Договор, Правила пользования жилым помещением, Акт приёмки-передачи квартиры от Застройщика Собственнику, ещё какие-то бумаги и долгожданные ключи от квартиры. Как говорят: « Дело в шляпе»!
В этой эйфории счастливый Собственник не замечает подвох. Позднее, на его вопрос: « Откуда же всё-таки взялась УК?» , ему ответят: « Как, Вы же сами подписали при вселении протокол Общего собрания Собственников с таким решением!»
Собственник оформляет соответствующее Свидетельство о собственности на квартиру, а на владение « Общим имуществом» в многоквартирном доме Свидетельство Собственнику не выдаётся, и оно – это имущество как бы « повисает в воздухе».
В ЖК РФ не предусмотрена процедура передачи этой собственности от Застройщика Собственникам квартир.

107. Следует отметить, что феномен « Общее имущество» в ЖКХ обязан своим появлением образованию УК в многоквартирных домах. Он сродни советскому лозунгу: « Всё вокруг колхозное – всё вокруг моё!», который, в конечном счёте, обернулся своей противоположностью: « Всё вокруг бесхозное – всё вокруг ничьё». Именно так сегодня обстоит дело с « Общим имуществом» в многоквартирных домах. Это атавизм, мёртворождённый ещё в прежние времена.

108. Принять:
— что, для выполнения процедуры передачи ответственности за состояние и обслуживание общедомового имущества в многоэтажном доме от Застройщика специализированному предприятию — Исполнителю этих работ, Застройщик, должен организовать первое, учредительное собрание Собственников-Дольщиков на этот момент ещё партнёров Застройщика по Договору о долевом участии в строительстве многоэтажного дома.
— в повестке дня первого, учредительного собрания обязательно обозначить пять вопросов, в том числе:
1. Выбор Домового Совета Собственников (ДСС) многоквартирного дома и его Председателя.
2. Выбор способа управления многоквартирным домом и Управляющей организации.
3. Организация ДСС и его Председателем заключения индивидуальных Договоров на « Услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» между Управляющей организацией и Собственниками квартир в многоквартирном доме на условиях, определённых Общим собранием (ЖК РФ, статья 44, пункт 31 – введён Федеральным законом от 27.09.2009 №228-ФЗ).
4. Передача с баланса Застройщика на баланс, выбранной по п.2, Управляющей организации на период её полномочий « общего имущества» Собственников многоквартирного дома и обязанностей на « Услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» вместе с гарантийными обязательствами Застройщика перед Собственником жилья.
5. Делегирование Общим Учредительным Собранием Собственников квартир в многоквартирном доме ДСС в лице его Председателя права вести все дела с Управляющим организацией, в рамках индивидуальных Договоров между Собственниками квартир и этой Управляющей организацией (ЖК РФ, статья 44, пункт 31 – введён Федеральным законом от 27.09.2009 №228-ФЗ).

109. Принять:
— обязательным систему отчётности перед Собственником жилья любой организацией управляющей многоквартирным домом по индивидуальному Договору в виде ежемесячной приёмки – передачи по Акту, порученных Собственником для исполнения и фактически выполненных работ и услуг, до (!) выставления счёта (квитанций) на квартплату.
— тарифы на « услуги по управлению, обслуживанию и ремонту совместной собственности в многоквартирном доме» должны быть согласованы и утверждены Председателем ДСС до их применения во взаиморасчётах между управляющим предприятием и Собственником.
***
110. Признать, что на сегодня в системе ЖКХ существует непримиримое разногласие между Собственником жилого помещения (заказчик « услуг и работ») и (УК) Управляющей компанией (исполнитель « услуг и работ») по фактическому составу « услуг и работ» при расчёте « платы за жилое помещение», то есть: « оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2), а также по принципу установления тарифов и способу их применения при взаиморасчёте участников Договора.
На сегодня сам тариф, фактически, не согласовывается с Собственниками, как того требует ЖК РФ, несмотря на безапелляционные заявления УК в ежегодных финансовых отчётах о том, что тариф принимается « путём заочного голосования Собственников….». Он самовольно выдвигается УК по максимуму, согласно, только ей ведомым, каким-то « Постановлениям» путём увеличения тарифа предшествующего года, причём более чем на 6% (вопреки указанию Президента) с извещением Собственников через доску объявлений.
111. Констатировать, что, согласно ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 тариф, принятый УК, должен быть применён на выполнение в полном объёме всех « услуг и работ» по статье « плата за жилое помещение». При этом каждый Собственник реализует своё бремя платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме путём внесения на счёт УК денежных средств, пропорционально своей доле в общедомовом имуществе, образовавшихся перемножением тарифа на площадь жилого помещения Собственника. В этом состоит и этим должен завершаться полный ежемесячный взаиморасчёт сторон, Собственника и УК – участников Договора.
112. Констатировать, что действующий Договор и ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 не предусматривают увеличение затрат Собственника в случае привлечения УК сторонних организаций для выполнения своих договорных обязательств перед Собственником. Все затраты Собственника по статье « плата за жилое помещение» определяются принятым тарифом. При этом, введение УК в одностороннем порядке новых статей затрат и предъявление их по дополнительным (от смежников) тарифам к оплате Собственнику согласно ЖК РФ недопустимо!
Однако УК в отношениях с Собственником систематически нарушают договорные обязательства и нормы ЖК РФ.
Рассмотрим это на « живом» примере по городу N-ску, типичном для всей страны.
Так, своим волевым решением УК из статьи ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 « плата за жилое помещение» (предмет Договора) самовольно вычленяют одну составную часть, именуя её « Содержание и эксплуатация» (иногда – « жильё») и расценивают отдельно по полному тарифу (в рассматриваемом случае — 12,24 руб/ м² , 2013 год), а остальное выставляют Собственникам для их оплаты уже самостоятельными статьями, по разным дополнительным тарифам, не являющимися слагаемыми частями уже выставленного Собственнику тарифа (так и указывается в квитанции на квартплату):
1. — « Содержание и эксплуатация» — 12,24 руб/ м² ;
______________________________________________
2. — Аварийное обслуживание – 0,28 руб/ м² ;
3. — Вывоз мусора – 1,80 руб/ м² ;
4. — Лифт – 1,66 руб/ м² ;
5. — Обслуживание ИТП – 0,46 руб/ м² ;
6. — Обслуживание ВНС – 0,18 руб/ м² ;
7. — Обслуживание АСПЗ – 0,63 руб/ м² ;
8. — Домофон (15 руб/месс) – 0,167 руб/ м² ;
9. — Освещение подъезда – 1,92 руб/ м² ;
10. — Охрана общедомового имущества (70 руб/месс) – 0,775 руб/ м² .

1. Тариф « оплаты за жилое помещение» (руб/ м²) применять один, « единый» и единственный.

2. Величину тарифа по п. 1 УК согласовывать (если нет ДСС) персонально с каждым участником индивидуального Договора – СЖ в многоквартирном доме, путём двусторонних переговоров и совместного подписания соответствующего дополнительного Соглашения (Акта).

3. Взимание УК любых прочих дополнительные платежей с СЖ по этой статье и тарифам, не являющимся составной частью « единого» тарифа считать недопустимым.

4. Максимальная величина численного значения « единого» тарифа по п. 1 не должна превышать вполне определённой, зарегистрированной в РФ величины, например, 0,162% от стоимости « Минимального размера оплаты труда» — МРОТ, действующего на расчётный период.

5. Максимальная величина численного значения « единого» тарифа по п. 1 может быть скорректирована для последующих взаиморасчётов, при изменении МРОТ.

114. Принять недопустимым:
— увеличение затрат Собственника в случае привлечения УК сторонних организаций для выполнения своих договорных обязательств. Все затраты Собственника по статье « плата за жилое помещение» определяются принятым единым тарифом с учётом доли Собственника в общедомовом имуществе (ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2).
— введение УК в одностороннем порядке дополнительных к действующему Договору статей затрат и предъявление их к оплате Собственником!

115. Следует обратить внимание на особый, спекулятивный приём, к которому повсеместно прибегают УК в системе ЖКХ для репрессии на Собственников жилья, при « выбивании» из них желаемого размера оплаты за свои услуги.
Собственники не всегда согласны оплачивать УК некоторые стать затрат или платить по необоснованно завышенным тарифам и соответственно уменьшают сумму выставленную им в квитанции, при этом в полной мере оплачивая коммунальные услуги. Но форма квитанции изготовлена так, что невозможно определить по какой статье Собственник решил произвести вычет из расчётного итога.
В частности, к примеру: по холодному водоснабжению, по статье « на общедомовые нужды» — ОДН, это теперь вместо непопулярного « ВОДОДОБОРА»!
Как и прежде, неучтённые водомерными приборами Собственников в квартирах, расходы холодной воды достигают « баснословных» величин.
Общий месячный расход по дому (из примера выше – шесть подъездов 10 – 16 этажей) на « общедомовые нужды», за месяц (обратным расчётом способом УК и данным квитанции) достигает 550 кубических метров. Таким количеством воды можно заполнить внутренний двор этого дома слоем глубиной почти по колено! Или до десяти железнодорожных цистерн!
По принятой УК квалификации, весь объём воды, образовавшийся, как разность между количеством воды, поставленным Водоканалом в дом и количеством воды, потреблённым по отчётным документам Собственников внутри их квартир — есть вода, израсходованная УК (!) на « общедомовые нужды».
Ещё раз повторим (для « невнимательных»): вода на « общедомовые нужды» расходуется УК за пределами квартир Собственников. Её количество не подтверждается показаниями приборов: на какие, конкретно, « нужды» и сколько. Расчётное количество неправдоподобно!
И, наконец, самое вопиющее: по данным квитанции УК вода, израсходованная на « общедомовые нужды» за пределами квартир, в конечном счёте, стекает (списывается) во внутриквартирные санитарно-технические приборы Собственников, приплюсовывается к статье « канализация», за что ми дополнительно приходится платить! Практически, за один и тот же необоснованный объём, да ещё и дважды!
Это неприкрытый подвох, фальсификация, мошенничество – преступление! К Управляющей компании нет доверия!
Вообще нельзя исключить при этом вариант перепродажи, « сэкономленных УК ресурсов (вода, электроэнергия, тепло) по статье ОДН, иным пользователям, коих на территории жилого комплекса „пруд пруди“ (магазины, детские дошкольные учреждения, рестораны, кафе, мастерские, автомойки, станции ТО и т.п.).
116. Принять необходимым и обязательным предоставление от УК Собственникам жилья достоверной, подтверждённой показаниями приборов, информации о « потребителях» и потреблении воды, электроэнергии и тепла на « общедомовые нужды» одновременно или до выставления счёта на оплату по этой статье.
Как правило, УК не утруждают себя детальными разъяснениями Собственникам по расходам средств, собираемых ею ежемесячно по статье квитанции « содержание и эксплуатация» (иногда, именуемой просто – « жилище»). По приведённому выше примеру (шесть подъездов 10 – 16 этажей) это более 285 тысяч рублей. Приняв во внимание вывешенный у подъездов подробный « график по уборке помещений дома», — эта услуга УК (один дворник и две уборщицы) тянет не более сем на 25 тысяч рублей в месяц, но нет обоснованной информации о распределении всей суммы. На запросы Собственников УК ответа не даёт.
Пользуясь навязанным Собственнику посредничеством по сбору платы за коммунальные услуги, УК, компенсируя недоплату ей Собственником, нередко присваивает часть денег за коммунальные услуги в свою пользу и, переадресовывая « недоимки» коммунальщикам, « сваливает» эту кражу на Собственников, как на злостных « неплательщиков» за коммунальные услуги.

117. Принять с дополнением в ЖК РФ, с целью укрепления позиции Собственников жилья во взаимоотношениях с УК, выставление Собственнику платы за оказанные ему коммунальные услуги и за услуги со стороны УК по отдельным разным квитанциям.

118. Констатировать, что при передаче в России индустрии строительства жилых и гражданских объектов в частные руки, качественные показатели резко упали. Вульгарная коммерческая рентабельность, прибыль вышли на передний план в ущерб качеству, безопасности и комфорту пользователей.

Захватившие строительную индустрию страны криминально — коммерческие структуры по факту подменили строительные, санитарные нормы и правила (СНиПам и СанПиНам) своими « понятиями» и волей « Хозяина» строительной фирмы. Строительство и последующее управление промышленными и гражданскими объектами попало в руки случайных (!) некомпетентных безграмотных исполнителей. В российском « неокапитализме» происходит явная девальвация интеллекта. В результате: грубо нарушаются требования по прочности, надёжности и долговечности сооружений, инженерные сети искажены и функционируют плохо.
В рассмотренном здесь « живом» примере в нарушение СНиПам и СанПиНам « лежаки» в подвале и « выпуски» к дворовым колодцам проложены без уклонов, канализация не домовая и дворовая выполнены с отклонениями от стандартов. Несмотря на многочисленный строительный брак, многоэтажный дом успешно принят ( « устаканен») и введён в эксплуатацию. Нет сомнения: рассмотренный пример не исключение для домостроительной практики по всей стране.
Создаются предпосылки к быстрому повсеместному выходу из строя инженерных сетей, а в не далёком будущем можно ожидать даже случаи домокрушения, особенно « высоток». Правда все « Полонские» к тому времени уже « заметут следы», благополучно переселившись за рубежи в замки на свои х островах.
Особо остро проявляется фактор минимизации площади земельных участков под жилые здания, вплоть до полного исключения придомового участка общедомового пользования – двора! Не трудно представить себе в каких условиях при этом оказываются жильцы многоэтажных домов. А, целях наживы « Застройщики» всё увеличивают этажность жилых зданий от пяти – девяти в советские времена до шестнадцати – двадцати пяти теперь. И это вовсе не признак прогресса, это – стремление к сверхприбыли!

119. Принять на государственном уровне положение о выдаче разрешения на строительство гражданских и промышленных объектов исключительно с соблюдением норм и правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и бытовой комфорт пользователей в соответствии с передовыми международными требованиями, при строгом соответствии площади земельного придомового участка общедомового пользования жилой и прочей обитаемой площади строения.

С 1 января 2017 в платёжках из графы «Коммунальные услуги» убрали строку ОДН. Она, в соответствии с законом, принятым Госдумой РФ, должна была исчезнуть ещё в апреле 2016 года, но из-за нерешённых технических вопросов срок перенесли. Окончательно строку ОДН приговорило к исчезновению постановление Правительства РФ в декабре 2016 года . Похоже, что основная причина её отмены – недовольство и поток жалоб со стороны потребителей, которым было непонятно, откуда вообще берутся эти цифры. Поэтому решили, что население будет меньше нервничать, если убрать эту информацию совсем. Разбираемся, куда исчезла строка ОДН и что это вообще такое.

Что такое ОДН?

ОДН — это общедомовые нужды. В каждом доме есть места общего пользования и общедомовое имущество. , вода и тепло расходуются на их работу и обслуживание. За это должен кто-то платить? Должен, и этот кто-то – жильцы дома.

Электроэнергия тратится на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу насосов водоснабжения, домофонов, сигнализации. Кроме того, существуют ещё и технологические потери в электросетях.

Холодная вода расходуется на , полив газонов, кустарников и деревьев на придомовой территории, промывку тепловой сети. Горячая вода тратится при сбросе из стояка в случае ремонта в одной из квартир, при опрессовке системы отопления. Аварийные потери из-за, например, прорыва трубы тоже периодически случаются. И всё это отражалось в строке ОДН квитанции на оплату коммунальных услуг.

А почему за всё это надо платить жильцам? И как распределяется оплата за ОДН между ними?

То, что расходы на содержание общего имущества в доме должны нести собственники жилых помещений, определено Жилищным кодексом РФ . Общее имущество принадлежит всем собственникам, а доля каждого соответствует площади его квартиры и определяется отношением этой площади к площади всех жилых помещений. Именно поэтому оплата ОДН распределяется в зависимости от площади, а не от количества проживающих, что на первый взгляд кажется более логичным.

Photo: Steve Jurvetson

А если человек живёт в квартире по договору социального найма, ему надо оплачивать ОДН? Ведь он не собственник, и доли в общедомовом имуществе у него нет.

В этом случае владельцем квартиры являются муниципальные власти, но в соответствии с Жилищным кодексом РФ наниматель обязан оплачивать коммунальные услуги и содержание общедомового имущества, и эта его обязанность зафиксирована . Поэтому ОДН он тоже должен оплачивать.

Собственники нежилых помещений тоже оплачивают ОДН?

Наряду с владельцами квартир они должны платить пропорционально занимаемой ими площади. Согласно общим правилам, оплата ОДН распределяется в соответствии с лицевыми счетами пропорционально указанной в них площади.

Как начислялся платёж за ОДН?

Ежедневно мы в своей квартире используем электричество, тепло, воду, газ (там, где есть), и всё это оплачиваем либо , либо по нормативам. На общедомовые нужды газ обычно не тратится, тепло рассчитывается по нормативам, электроэнергия и вода, холодная и горячая – по счётчику.

Общедомовые счетчики фиксировали потребление конкретного ресурса на весь дом. Рассчитанный объём ОДН – это разница между показанием общедомового счётчика и суммой расходов по каждому из помещений ( или нормативу). Этот объём далее распределялся между лицевыми счетами пропорционально площади и должен был оплачиваться владельцами лицевых счетов, отдельно – за электроэнергию, за холодную воду, горячую воду, водоотвод.

Photo: Sergey Podatelev

Какие проблемы, связанные с оплатой ОДН, были у потребителей?

Проблема в том, что фактически жильцам приходилось платить не только за расход коммунального ресурса на общедомовое оборудование и места общего пользования, но и за или обосновавшихся в доме организаций, мухлевавших со счётчиками или получавших ресурс в обход их. В квартирах без счётчиков тоже фактическое потребление могло быть гораздо выше нормативного, например, из-за того, что количество фактически проживавших было гораздо больше зарегистрированных. И весь перерасход распределялся между добросовестными пользователями. В результате их плата за ОДН могла превышать в несколько раз плату за личное потребление воды или электроэнергии. И граждане массово писали жалобы.

Методика расчёта тоже изменилась. Теперь расчёт производят, исходя из нормативов потребления, а не по показаниям . Поэтому вместо показаний счётчиков в платежке указана площадь, тариф и сумма к оплате – всё. Во многих случаях общая сумма в платёжках не только не уменьшилась, но и увеличилась.

Кстати, автор статьи не нашел никаких строк ОДН в своих платёжках за последние несколько лет. Похоже, что его управляющая компания проигнорировала переход на оплату ОДН по показаниям счётчиков. Все эти расходы включены в графу и всё это время вычислялись и продолжают вычисляться по тарифу из расчёта на метр общей площади квартиры.

Новые правила начисления платежей по ОДН – это надолго?

Новые правила ввели, не отрегулировав нормы потребления, по которым стали начислять оплату. Поэтому уже в середине февраля, через полтора месяца после введения новой системы, её опять пришлось менять. Вместо ожидаемого сокращения платежей в некоторых регионах коммунальные платежи выросли в несколько раз, поскольку нормативы оказались сильно завышенными. Поэтому Минстрой разрешил управляющим компаниям и ТСЖ производить начисления как по-новому, так и по-старому – по показаниям счётчиков.

Как проследить, что ОДН начисляют верно? Куда жаловаться?

Напоминаем: ОДН больше нет, есть СОИ. Конечно, сути это не меняет. Тем более что в платёжках аббревиатура ОДН продолжает встречаться. Проследить становится всё труднее — правила и нормативы постоянно меняются. Напомним, что к июлю 2017 они опять изменятся. Если при расчётах по показаниям счётчиков можно было что-то сверять и оспаривать, то сейчас оспорить можно только нормативы. А они, повторим, зачастую действительно завышены.

Photo: Thawt Hawthje

Если считаете, что платёж начисляется вам неверно, пишите жалобу сначала в управляющую компанию или правление ТСЖ, а потом – в жилинспекцию и органы прокуратуры.

Какие-то ещё изменения по этой проблеме появились в 2017 году?

Предполагается (во что слабо верится), что теперь внедрением энергосберегающих технологий и начнут активно препятствовать воровству электроэнергии и воды. С 2017 года планируется в два раза чаще сверять показания счётчиков – раз в три месяца вместо одного раза в полгода. Кроме пломб, на счётчики собираются ставить индикаторы для обнаружения приспособлений для воровства ресурса.

Увеличен с 1,4 до 1,5 повышающий коэффициент к нормативу потребления для владельцев квартир без счётчиков воды, но лишь для тех, кто технически мог счётчики поставить. О теперь будут сообщать по телефону, с помощью звонка или СМС.

Пока для расчётов оплаты СОИ (ОДН) пользуются нормативами, установленными в ноябре 2016 года. К июлю 2017 должны быть разработаны новые. Трудность состоит в том, что собственные нормативы должны утверждаться муниципальными властями и учитывать , например, а также год постройки, расположение и ещё наличие и характеристики общедомового оборудования и степень изношенности сетей. Строго говоря, они вообще должны быть индивидуальны для каждого дома, но поскольку разработка адекватного норматива для каждого дома представляется нереальной, то получится, как всегда: тот, кто живет хуже, будет платить больше.

А что нас ждет ещё?

Существует вероятность, что с 2018 года наши граждане будут платить за , газ, тепло и воду непосредственно поставщикам этих ресурсов, а не через управляющую компанию. Планируется создать специальные расчётные центры и значительно повысить собираемость платежей.

Алиса Орлова

​Должны ли жильцы платить за общедомовые нужды и как это правильно делать? Свои разъяснения по данному вопросу изложил Минстрой.

Введение с этого года измененной системы расчетов и начислений ОДН (коммунальных платежей за расходы на общедомовые нужды) повлекло уже немало претензий и споров. Несмотря на то, что перемены были направлены на повышение уровня прозрачности расчетов и платежей, а в целом - на их справедливость, очень многие управляющие компании посчитали возможным использовать нововведения ради своего обогащения. Чередой ошибок обернулись и попытки региональных властей определить порядок расчетов и нормативы.

В чем основная проблема? Расчет по нормативам привел к повышению платежей. Начисленное исходя из нормативов и рассчитанное исходя из фактического потребления в некоторых регионах и по многим управляющим компаниям показали существенную разницу. Конечно же, в пользу увеличения сумм в платежках.

На фоне возникшего несоответствия Минстрой посчитал нужным разъяснить порядок расчетов. И здесь все однозначно: если расчеты по нормативам превышают расчеты по фактическому потреблению, то начисления должны проводиться по последним . Справедливо? Да. Но не все так просто. Разъяснения - это одно и, в принципе, они ни к чему не обязывают. Слишком многое отдано на усмотрение и определение региональных властей. А что остается делать простым гражданам?

Чтобы понять все принципы формирования ОДН, расчетов и их порядка, проверить, не обманывает ли вас УК, придется самим вникать во все «подводные камни» старой и новой системы. Давайте разбираться.

Как было и зачем решили изменить?

Расходы и начисления на общедомовые нужды были и раньше, до 1 января 2017 года. Правда, УК делали расчеты так, как считали нужными. Ни единого порядка, ни единых нормативов не существовало. В квитанциях платеж за ОДН тоже мог фигурировать как угодно. Более того, доходило до абсурда: жильцы одного подъезда могли платить одну сумму, а соседнего - кратно большую.

Непрозрачность системы расчетов и начислений была наруку управляющим компаниям. Они платили поставщикам ресурсов по фактическому потреблению, а за счет разницы извлекали прибыль. Нередко на ОДН относились и затраты, которые не имели никакого отношения к потребляемым жильцами ресурсам. Включить в платеж могли, например, непогашенные кем-то долги, а то и того хуже - расходы арендаторов, снимающих площади в доме под коммерческие нужды.

Изменить ситуацию можно было только одним путем - ввести общие правила игры, определить порядок и нормативы. Это, собственного говоря, и было сделано.

С января 2017 года общую строку ОДН исключили из платежек, а платежи на личные и общедомовые нужды разделили, во-первых, на эти две категории, во-вторых - по конкретным ресурсам (электроэнергия, вода и т.д.).

Кроме того, регионам поручено до лета определить нормативы потребления на ОДН. Многие уже это сделали. Жильцам по мере утверждения нормативов будет предписано платить только по ним, не больше. Возможная разница между начисленным по нормативам и рассчитанным по показаниям счетчикам должна погашаться за счет ТСЖ или УК - в зависимости от выбранной формы управления.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Зачем понадобились разъяснения Минстроя и кому они адресованы?

Разъяснения по поводу начисления платы за общедомовые нужды Минстрой начал давать еще в декабре 2016 года в виде писем. Многие последующие разъяснения были разъяснениями первых и т.д. От этого вопросов меньше не становилось. Однако, что касается жильцов, то их в большей степени интересовало только одно - не очень понятное увеличение платы за ОДН, причем в ряде случаев в серьезном размере.

Как определено в нормативно-правовых актах и первичных разъяснениях Минстроя, начислять за ОДН больше, чем предусмотрено нормативами, нельзя. Но, к сожалению, нигде не говорится о том, что допускается меньший платеж. Возникли и другие проблемы. В некоторых регионах утверждение нормативов запаздывает, а потому УК стали применять нормативы многолетней давности. В некоторых субъектах отменяются уже утвержденные нормативы, включая ситуации, когда это делается по искам прокуратуры, что порождает путаницу. Во многих управляющих компаниях и ТСЖ просто не знают, как правильно делать расчеты и как толковать законы, из-за чего делают расчету по принципам «как поняли» и «как выгодно».

В результате возникшей неразберихи и отсутствия единства в понимании нового порядка пострадали, как всегда, обычные граждане. В своем очередном письме с разъяснениями Минстрой уже вынужден был четко определить: платить больше, чем определено нормативом, жильцы не могут, а меньше - могут. Одновременно было дано указание о наведении в регионах порядка с нормативным регулированием и исполнением законодательных предписаний.

Как проверить правильность начислений?

Это необходимо, прежде всего, чтобы проконтролировать - не обманывает ли вас УК или ТСЖ.

Общий порядок такой (при наличии общедомовых приборов учета):

  1. Взять показания общедомовых счетчиков для определения общепотребляемого объема услуг.
  2. Снять показания с приборов индивидуального учета и определить индивидуальное потребление услуг.
  3. Рассчитать разницу между общими показателями и индивидуальными.
  4. Сравнить полученный результат с нормативом. Если разница больше, жильцы оплачивают только в пределах норматива, остальное - относится на счет УК или ТСЖ. Если разница меньше - жильцы платят исходя из фактического потребления, а норматив не применяется.

Нормативы должны быть утверждены в каждом регионе отдельно. В пределах одного субъекта применяется единый подход. Сделать это местные власти должны до лета текущего года. В течение переходного периода Минстрой допускает возможность применения нормативов, действовавших до ноября прошлого года.

В нормативы должны быть заложены индивидуальные характеристики домов, в частности, год постройки, количество этажей, тип системы отопления, технические особенности инженерных систем и т.п. Однако, в своих разъяснениях Минстрой обратил внимание на допустимость расширения перечня учитываемых при расчетах нормативов параметров с выходом за пределы установленного общими правилами. В данном случае речь идет об уникальных, специфических особенностях многоквартирных домов: применение каких-то конкретных технологий энергосбережения, типичные для этого дома режимы подъездного освещения, отопления, использования воды и т.д. Считается, что такой подход должен обеспечить более глубокую индивидуализацию и сделать расходы на ОДН, платежи по ним более адекватными характеру эксплуатации дома и точными.

Жильцам, полагающим, что применяемые нормативы не соответствуют реальным особенностям эксплуатации дома, разрешается выступить с инициативой об их пересмотре. Но не напрямую, а через свою УК (ТСЖ, жилкооператив). Это возможно, даже если речь идет всего об одном доме, для которого необходимы свои нормативы. Допускается и коллективное обращение, при котором заявление подается несколькими управляющими организациями. Это актуально уже в масштабах жилищных комплексов, районов или населенных пунктов. Правда, одной инициативы мало - ее потребуют обосновать на экспертном уровне, представив соответствующие расчеты.

Чтобы узнать и понять, как делают расчет и начисления ОДН сейчас, необходимо обратиться в свою управляющую организацию. Там обязаны предоставить детализированный расчет. Также можно запросить показания общедомовых приборов учета и применяемые нормативы.

Если вы полагаете, что вас обманули:

  • напишите в УК заявление и потребуйте сделать перерасчет, но придется предоставить свое обоснование и расчеты;
  • при начислении суммы сверх норматива - нужно требовать перерасчет в соответствии с разъяснениями Минстроя;
  • если платеж начислен по нормативу, а фактическое потребление меньше - вы вправе требовать перерасчет по фактическому потреблению.

При отказе управляющей организации делать перерасчет можно обратиться в прокуратуру (для начала), а затем - в суд. Или сразу подготовить иск в суд. Наиболее эффективно работают коллективные обращения и иски.

Как можно самостоятельно управлять расходами?

Самостоятельное управление собственниками расходами на общедомовые нужды - аспект, к которому государство всячески подталкивает жильцов еще со времен идеи создания ТСЖ и УК. Принятие многих решений отдано на усмотрение общего собрания собственников, но, к сожалению, основной формой по-прежнему остается передача управленческих функций в руки управляющих организаций.

УК должны принимать меры, чтобы в доме было комфортно, светло, чисто. И эти же организации должны заботиться о том, чтобы платежи за содержание и прочие коммунальные услуги были разумными, экономически обоснованными. Если этого не происходит, значит, нужно требовать от УК конкретных действий.

Оптимальный вариант - плата за общедомовые нужды исходя из фактического потребления, но не больше норматива. Снизить потребление помогают решения и технологии энергосбережения, повышение уровня эксплуатационного обслуживания дома и инженерных систем. И тут вопрос заключается лишь в стоимости их внедрения, готовности жильцов финансово поучаствовать в этом. Увы, готовы к таким расходам не все, а обязать людей - очень трудно, но стремиться к этому все-таки нужно.

Для принятия решений, которые способны повлиять и на расходы, и на платежи, и на действия УК необходимо проведение собрания, где должен быть кворум и, конечно же, одобрение большинством запланированных мер. Поэтому крайне важно, чтобы подавляющее большинство жильцов выступало единым фронтом. В силах собственников и смена УК - это решение также принимается собранием.