Особенности правового регулирования в сфере культуры. Нормативно-правовой ресурс в сфере культуры

Магомедов М.М.

Соискатель

Нормативно-правовое регулирование социально-культурной сферы общества в РФ

За последние десять лет в нашей стране был принят ряд законов, касающихся культуры, которые отразили перемены, происшедшие в нашей стране в подходе к культуре и человеку. Так, были приняты Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992), Основы законодательства Российской Федерации Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993), О библиотечном деле (1994), О национально-культурной автономии (1996), О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации (1996), О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации. На уровне Правительства РФ были утверждены программы развития и сохранения культуры и искусства Российской Федерации.

Вторым по значимости после Конституции РФ законом, закрепляющим права человека и гражданина в области культуры, является основополагающий Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”, принятый в 1993 году. Основы гарантируют осуществление прав человека в области культуры и определяют обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей, осуществление права на участие в культурной жизни. По принятой концепции его должны были сопровождать отраслевые законы по различным направлениям культуры. Следует отметить, что эта концепция действует до сих пор, она также была поддержана и субъектами Федерации.

В статье 8 Основ законодательства РФ о культуре устанавливается, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Основы закрепляют приоритет прав человека в области культуры по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий , этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений (ст. 9).

Осуществление права на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям зависит от наличия различных видов культурных учреждений: библиотек, театров, картинных галерей, выставочных и картинных залов и т.п.

В 1993-1995 гг. были приняты также важные для культуры и искусства законы: "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах", "Об авторском праве и смежных правах", "Об обязательном экземпляре документов ", "О библиотечном деле".

В последнее время назрела острая необходимость в совершенствовании налогового законодательства и бюджетной политики в отстаивании приоритетов отечественной культуры. С этой целью в последние четыре года не только принимались новые законопроекты, но и вносились поправки в ранее принятые.

В 1994 году был принят Федеральный закон “О библиотечном деле”, который закрепил права граждан в соответствующей сфере деятельности. Закон, развивая положения Основ законодательства Российской Федерации о культуре, устанавливает приоритет прав граждан в области библиотечного обслуживания по отношению к правам в этой области государства, общественных объединений , религиозных и других организаций. Очень актуальным было принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который дополнил базовый закон положением, предоставляющим право бесплатного посещения музеев один раз в месяц лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Хотя принятие данной нормы и затрагивает расходную часть федерального бюджета , рост затрат на сферу культуры будет ничтожно мал и не идет ни в какое сравнение с социальным и образовательным эффектом от введения в данный Закон положения о бесплатном посещении музеев один раз в месяц для лиц школьного возраста.

Как показывает практика, на местах в большинстве регионов принимаются законы в сфере культуры с ориентацией на уже принятые федеральные законы. Это - основы законодательства о культуре, о музеях, кино, библиотеках.

Важной составляющей государственной социально-культурной политики является принятие специальных законов. В частности, таких, как закон «О театре и театральной деятельности» и закон «О государственных музеях-заповедниках». Потребность в специальных законах вызвана еще и тем, что многие нормы, определяющие отношения государства и театра в Конституции Российской Федерации в Законе о культуре не подкрепляются конкретными механизмами реализации. Такие механизмы могут быть учтены только в специальных законах.

Одним из важнейших положений, которые закрепил Закон, является право на библиотечное обслуживание, которое предоставляется каждому гражданину, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений и отношения к религии. Это право обеспечивается созданием сети государственных и муниципальных библиотек, обслуживание в которых осуществляется бесплатно.

Граждане имеют право принимать участие в деятельности объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями .

В статье 7 Закон закрепляет права пользователей библиотек. Так, все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами, право пользования библиотечным фондом.

Сегодня в Российской Федерации охрана историко-культурного наследия остается одним из основных направлений правовой регламентации в области культуры . Действующим законодательством его регулирование отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Общим законодательным актом в этой области являются «Основы законодательства о культуре». Интересующее нас направление оформлено также отдельными законами и подзаконными актами, включая Положения о министерствах и ведомствах, в компетенцию которых наряду с другими органами сегодня входит охрана историко-культурного наследия. Таким образом, сегодня в созданной системе законодательных актов, направленных на регламентацию исследуемого института, доминирующую роль играют законы, хотя по-прежнему вместе с ними большое место отводится правовым актам органов исполнительной власти . До сегодняшнего дня актуальной остается проблема уточнения понятийного аппарата. Прежде всего речь идет о памятниках истории и культуры. В течение более чем двух столетий (XVIII - нач. XX в.) закреплялись такие синонимичные термины, как «древности», «памятники древности», «памятники старины», наконец, «исторические памятники». Формально же ни понятие «памятник», ни понятие «памятник истории и культуры» на начало XX в. не получило четкого научного определения и законодательного закрепления. Оно появилось позже, в советском законодательстве. Но и сегодня работа по определению и закреплению сущности и структуры понятийного аппарата в рамках исследуемого института не завершена. Большинство понятий дается через перечисление, которое порой создает правовые коллизии. Так, в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к памятникам истории и культуры относят только объекты недвижимого имущества . В Федеральном законе «О библиотечном фонде» памятники истории и культуры рассматриваются и как движимые вещи . Кроме того, в содержание понятия «памятники» в базовом законе включены отдельные захоронения, но не упоминаются акрополи и т.д. Имея длительную историю становления и развития, охрана памятников истории и культуры и сегодня остается важнейшим правовым институтом, требующим дальнейшей детализации и разработки с учетом проводимых в российском государстве реформ . При этом государственно-правовая охрана - это деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц . И только государство, его органы обладают средствами и возможностью в масштабах государства осуществлять регулирование исследуемой области для обеспечения баланса частного и публичного интересов в ней.

Следует отметить и права граждан закрепленные в Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах (1993). Важным является закрепленное и гарантированное в "Основах" право юридических и физических лиц на создание архивов. Право лица, создавшего архив (собственника), на хранящиеся в архиве документы обеспечивается законодательством Российской Федерации. Это означает, что ни один архивный документ не может быть без согласия собственника или уполномоченного им лица изъят иначе, как на основании решения суда (ст.9).

Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах устанавливают, что документы государственной части Архивного фонда РФ и справочники к ним предоставляются для пользования всем юридическим и физическим лицам. Наряду с этим Основы содержат ряд ограничений на использование архивных документов и доступ к ним. В частности, к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных отношениях, имущественном положении и т.п.) и могущим создать угрозу для их жизни и безопасности жилища, доступ может быть ограничен на срок до 75 лет со времени создания документов, аналогично в отношении архивных документов, связанных с сохранением государственной или иной, охраняемой законом тайной. Допускаются ограничения на доступ к подлинникам особо ценных и уникальных документов, а также к документам, имеющим неудовлетворительное физическое состояние.

Вопросы доступа к произведениям культуры решаются и в Федеральном законе “О музейном фонде Российской Федерации” (1996).

Закон устанавливает, что для доступа граждан открыты музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и находящиеся в музеях. Доступ может быть ограничен собственником или владельцам только по следующим основаниям:

Неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

Однако все это - болезни роста. Избавление от них - в движении вперед, а не в возврате к старому, многие постыдные черты которого мы порой слишком быстро забываем. Великая культура не вправе пугаться неизбежных трудностей рождения нового. Она в состоянии освоить и обратить себе на пользу все изменения, привносимые максимальной открытостью общества и культуры, свободой поиска и самовыражения. Так было уже много раз в истории нашей культуры, уникальной особенностью которой была и остается ее открытость, способность воспринимать чужое и новое, не утрачивая своих традиций.

Государственная стратегия в сфере культуры должна строиться на следующих базовых принципах:

Законодательное, организационное и материальное закрепление уникальной и первостепенной роли культуры в системе приоритетов национального развития;

Формирование открытой и последовательной культурной политики государства на основе идей и принципов, согласованных с общественным мнением и позицией профессионалов;

Последовательное разгосударствление сферы культуры при обеспечении разумного патернализма, основанного на ответственности государства за те сферы культуры, которые не могут существовать и конкурировать с другими без адекватной государственной поддержки;

Возрождение лучших российских традиций меценатства и благотворительности, привлечение частных средств к финансированию культурных программ.

Государственная культурная политика осуществляется по следующим главным направлениям.

Сохранение культурного наследия:

Разработка и реализация системы мер по сохранению недвижимых памятников истории и культуры, государственного архивного, музейного и кинематографического фондов, книжных памятников, ограждения их от физического разрушения, криминальных посягательств, незаконного вывоза;

Создание единых систем выявления и учета памятников культурного наследия, хранения предметов музейного фонда и книжных памятников;

Внедрение современных технологий в области реставрации памятников истории и культуры;

Сохранение традиционных видов художественного творчества - музыкального, хореографического и литературного фольклора, художественных промыслов и ремесел;

Формирование последовательной государственной национальной культурной политики, направленной на сохранение самобытности национальных культур народов Российской Федерации, поддержку национально-культурных форм самоорганизации граждан.

Стимулирование и поддержка художественного творчества:

Завершение законодательного обеспечения и создание дееспособной системы правоприменения в сфере авторского права и прав интеллектуальной собственности ;

Достижение высокого уровня экспертного обеспечения действий государства в сфере культуры. Главным критерием проведения политики культурного плюрализма в отношении профессионального искусства должно служить художественное качество;

Социально-культурное партнерство, предполагающее сотрудничество государственных структур со всеми профессиональными художественными объединениями при полной самостоятельности их деятельности. По мере создания устойчивой системы таких общественных институтов государство начнет постепенно передавать им часть своих функций по поддержке и организации культурной жизни в стране;

Развитие практики заказа и приобретения произведений, создание системы государственных грантов как своеобразной формы кредитования профессионального художественного творчества, а также гастрольно-выставочной деятельности;

Реализация федеральных инвестиционных программ в сфере культуры в целях укрепления материально-технической базы, сохранения и развития инфраструктуры профессионального художественного творчества - театральных, концертных, выставочных площадок, киностудий, репетиционной базы исполнительских коллективов, систем сбора и распространения информации, создание условий для обеспечения деятелей искусств необходимым профессиональным инструментарием;

Развитие системы государственных стипендий одаренным молодым художникам и исполнителям, специальных пенсий деятелям культуры и искусства, создание профессиональных служб трудоустройства актеров театра, кино и цирка, исполнителей;

Повышение качества профессионального образования в сфере культуры и искусства; создание целостной системы подготовки, переподготовки менеджеров и социальных работников в сфере культуры; поддержка науки о культуре и искусстве на основе субсидирования базисных исследований в области фундаментальных наук и максимальной актуализации прикладных исследований;

Формирование наиболее благоприятных условий для создания и распространения художественных произведений, адресованных детям. Обеспечение доступности ценностей культуры для всех граждан России:

Создание правовых, организационных и экономических условий для работы и развития сети театров, библиотек, архивов, музеев, центров российской кинематографии, всей системы кинопроката, концертных и выставочных залов, цирков, культурно-досуговых учреждений всех форм собственности ;

Государственный протекционизм (главным образом путем дифференциации налогообложения) в отношении произведений отечественного искусства (в первую очередь кино- и книжной продукции), поддержка их распространения внутри страны; создание ”узлов” стабильности отечественной культурной жизни под патронажем государства - регулярных фестивалей, конкурсов, периодических выставок и т.п.;

Максимальная открытость культурной политики, обеспечение доступности для граждан информации о публичной культурной деятельности в стране и за ее пределами; создание из средств бюджетов различных уровней системы компенсации затрат малоимущих и социально незащищенных групп граждан на пользование учреждениями культуры;

Полнота ответственности за практическое осуществление субъектами Российской Федерации государственной культурной политики, за состояние и развитие сферы культуры должна быть возложена на региональные и муниципальные органы власти. Именно на местах по мере создания правовых условий будет осуществляться структурная перестройка сети учреждений культуры, направленная на устранение монополии в предоставлении культурных услуг , развитие конкуренции , что в конечном счете обеспечит доступность культуры для всех слоев граждан.

Кармин А.С. Основы культурологии. СПб., 1997. С. 42.

Семашко Л.М. Социология для прагматиков. От монизма к тетрализму. СПб., 1999. С. 187.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. С. 23..

Конституции зарубежных государств. М., 2004. С. 73.

Семашко Л.М. Указ.соч. С. 86-94.

Кармин А.С. Основы культурологии. СПб., 1997. С. 54.

Речь идет о Законе Российской Федерации "Основы законодательства РФ о культуре", Гражданском кодексе РФ, "Основных положениях перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования", одобренных Государственной комиссией при Совете Министров СССР от 25 мая 1989 года (Протокол 13 раздел 1), а также Постановлении Правительства РФ от 26 июня 1995 года № 609 “Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства”)

См.: Концепция развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2004. С. 737.

Пункт «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.

Федеральные законы «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «Об особо охраняемых природных территориях», «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; Указ Президента «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ «Вопросы деятельности особо ценных объектов культурного наследия народов РФ»; Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия» от 17 июня 2004 г. №301 и др.

Подробнее: Михеева И.В. К проблеме формирования понятия «памятники истории и культуры» в законодательстве Российской империи // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сборник статей: в 2 т. / Под ред. проф. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2001. Т. 1. С. 528-535.

Охрана памятников истории и культуры государством (вопросы становления). Михеева И.В. Культура, управление, экономика, право. № 3, 2005. С.34.

Орлова Э.А. Указ. Соч. С. 167.

СБОРНИК

законодательных и нормативных правовых актов, действующих

в сфере культуры

От составителя:

В настоящее время особое внимание уделяется законодательной и иной нормотворческой деятельности, непосредственно регулирующей деятельность в сфере культуры, искусства и кинематографии.

Направления указанной деятельности определены основами государственного устройства Российской Федерации, а именно статьями 71 – 73 Конституции Российской Федерации, определившими, что деятельность в сфере культуры отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере культуры, искусства и кинематографии являются следующие:

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992г. № 3612-1 (с послед. изм. и доп.). в т.ч. ст.27 «Государство и положение творческих работников», ст. 28 «Государство и организации творческих работников», ст. ст. 37 – 40 (определяющие принципы разделения компетенции органов власти различных уровней в сфере культуры); раздел 8 Основ, определяющий основы экономического регулирования в сфере культуры;

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г. № 7-ФЗ (с послед. изм. и доп.), в т.ч. по вопросам создания, реорганизации, преобразования некоммерческих организаций, создания филиалов, вопросов регистрации данных учреждений. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с положениями действующего законодательства, организации в сфере культуры, искусства и кинематографии создаются в виде некоммерческих организаций, а государственные организации в виде учреждений. При этом, формы преобразования учреждений ограничены положениями законодательства. Необходимо учитывать, что данный Закон основывается на положениях действующего гражданского законодательства, определяющим, как понятия юридического лица, так порядок его государственной регистрации.

ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995г. № 154-ФЗ (с последующими изм. и доп.) и аналогичный закон, принятый в 2003г.;

ФЗ «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999г. № 7- ФЗ;

Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» от 12.11.1993г. № 1904 (с послед. изм. и доп.).

«Примерное Положение о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа», Приложение № 1 к решению коллегии Минкультуры РФ от 29.05.2002г. № 10.

В данный сборник вошли законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере:

1) культуры, искусства и кинематографии, библиотечного и музейного дела, охраны и сохранения объектов культурного наследия, народных художественных промыслов;

2) государственного и муниципального заказа.

законодательные и нормативные правовые акты в сфере культуры(извлечения):

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Статья 65 приводится с учетом

Указов Президента РФ от 09.01.1996 N 20,

от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841,

Федеральных конституционных законов

от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ)

(извлечения)

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного

) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О КУЛЬТУРЕ

(извлечения)

(в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами

от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ,

от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Статья 7. Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные государственные программы развития, аналогичные программы субъектов Российской Федерации подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми совместно органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

Статья 25. Культурное достояние народов Российской Федерации

Состав (перечень) культурного достояния народов Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации по представлению субъектов Российской Федерации. Культурное достояние народов Российской Федерации находится на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Правомочия по владению, пользованию, распоряжению особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации изменяются решениями Правительства Российской Федерации по согласованию с собственниками особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (в случае, если собственником является не Российская Федерация).

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Решение принимается на основании заключений независимых экспертных комиссий с учетом: интересов целостности исторически сложившихся коллекций и других собраний, условий их хранения, наибольшей доступности для граждан Российской Федерации, происхождения объекта.

В собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Статья 26. Общероссийские библиотечный, музейный, архивный и иные фонды

Целостность общероссийских библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото- и иных аналогичных фондов, порядок их сохранения, функционирования и развития обеспечивается государством.

Статья 27. Государство и положение творческих работников

Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и социальные права.

Российская Федерация:

стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;

обеспечивает условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности;

способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу;

способствует материальному обеспечению, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

содействует творческим работникам в расширении международных творческих контактов;

расширяет возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности;

реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 28. Государство и организации творческих работников

Российская Федерация содействует созданию и деятельности организаций творческих работников - ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных, а также федераций и конфедераций таких организаций, филиалов и отделений международных сообществ творческих работников.

Государство обеспечивает организациям, представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке политики в области культуры, консультируется с ними при разработке мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Никакая организация творческих работников не имеет преимуществ перед другими аналогичными организациями в отношениях с государством.

Часть четвертая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

В правовом, социально-экономическом и других отношениях государство содействует творческому работнику, не являющемуся членом какой-либо организации творческих работников, равным образом, как и членам таких организаций.

Статья 29. Государственные программы сохранения и развития культуры в Российской Федерации

Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 30. Обязанности государства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования прежде всего посредством гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций - школ искусств, студий, курсов, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества), а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзацы четвертый - пятый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Статья 37. Полномочия федеральных органов государственной власти в области культуры

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

обеспечение прав и свобод человека в области культуры;

установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

правовое регулирование отношений собственности, основ хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;

формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

абзацы шестой - седьмой утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

координация внешней политики в области культурного сотрудничества;

регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;

абзацы десятый - одиннадцатый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

официальный статистический учет в области культуры;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения;

охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 38. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 39. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения;

организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, находящихся в федеральной собственности.

(часть вторая введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Статья 40. Полномочия органов местного самоуправления в области культуры

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;

создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;

создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О КУЛЬТУРЕ

(извлечения)

(в ред. Закона РТ от 20.12.2000 N 542)

Статья 2. Задачи законодательства Республики Татарстан о культуре

Задачами законодательства Республики Татарстан о культуре являются:

обеспечение защиты конституционного права граждан Республики Татарстан пользоваться достижениями культуры;

регулирование отношений по созданию, распространению, освоению и сохранению культурных ценностей;

содействие развитию татарской национальной культуры, культуры многонационального народа Республики Татарстан, интеграции ее в мировую культуру;

определение принципов государственной политики в области культуры.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей;

культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения литературы, искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко - культурном отношении территории и объекты;

культурные блага - условия и услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей;

творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация;

творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника независимо от того, связано оно или нет с трудовыми правоотношениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников;

культурное наследие - материальные и духовные ценности, созданные человеком или природой, а также результаты духовной жизни народа, общества, выдающихся личностей, имеющие историческую, научно-техническую, художественную, природно - экологическую, этнологическую или иную культурную значимость;

культурное достояние многонационального народа Республики Татарстан - совокупность культурных ценностей, а также организации культуры Республики Татарстан, имеющие государственное значение. На территории Республики Татарстан могут находиться культурные ценности и организации культуры федерального значения;

государственная политика в области культуры - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Статья 4. Область применения Закона Республики Татарстан "О культуре"

Настоящий Закон регулирует культурную деятельность в следующих областях:

выявление, изучение, охрана, реставрация и использование культурных ценностей;

художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

художественные народные промыслы и ремесла, языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело в соответствии с законодательством;

телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в области культуры;

научные исследования в области культуры;

международные культурные обмены;

производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Статья 5. Основные принципы государственной политики в области культуры

Государственная политика в области культуры в Республике Татарстан строится на основе следующих основных принципов:

равенство прав народов в Республике Татарстан в создании, сохранении, распространении и освоении культурных ценностей;

приоритет общечеловеческих духовных ценностей;

свобода творческой деятельности;

защита интеллектуальной собственности;

общедоступность культурных ценностей;

сочетание государственных и общественных начал в организации культурной деятельности.

Статья 17. Компетенция Министерства культуры Республики Татарстан

К ведению Министерства культуры Республики Татарстан относятся:

участие в разработке и реализация государственной политики в области культуры;

приобретение культурных ценностей от имени государства;

информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности;

осуществление государственного учета культурных ценностей;

прогнозирование развития сети организаций культуры.

Статья 21. Источники финансирования культуры и культурной деятельности в Республике Татарстан

Финансовые средства в области культуры формируются за счет:

ассигнований на культуру из Республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов;

доходов от деятельности организаций культуры;

добровольных взносов, пожертвований от юридических и

физических лиц, а также международных организаций;

средств от иных источников, не запрещенных законодательством.

Объем государственного финансирования культуры определяется при утверждении Республиканского бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Размеры и нормативы финансирования государственных организаций культуры подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения бюджетного финансирования культуры.

Использование финансовых средств осуществляется в соответствии с уставом организации культуры. Средства, не использованные в текущем отчетном периоде, изъятию не подлежат и используются в дальнейшем на уставные цели.

Организации культуры могут пользоваться кредитами банков в порядке, установленном законодательством.

нормативные Сборник действующих по 1 ... империи (законодательные акты , описания, статистика). Составитель и... 2008. Кошубаев Д. От составителя // Мир дому... в сфере экономики, культуры и... Абдулкахир Магомедович. Сборник нормативных правовых актов и законов...

В настоящее время деятельность учреждений культуры и реализация политики в сфере культуры и искусства обеспечивается большим числом законов и подзаконных актов.

Многие из них были приняты в девяностые годы 20 века, то есть во время начала переходного периода развития нашей страны. Этим объясняется наличие противоречивых норм и взаимоисключающих решений тех или иных вопросов.

Существует необходимость пересмотра всей совокупности правовых норм, регулирующего общественные отношения в сфере культуры и искусства.

Большинство нормативно-правовых актов требуют капитальных изменений с учетом современных тенденций, а также синхронизации с нормами законодательства смежных отраслей права.

А иным требуется разработка принципиально новых подходов к регулированию отраженных в них социально-общественных отношений.

Однако, некоторые действия по улучшению в этом направлении уже предприняты. Президент подписал Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» 24 декабря 2014 года.

На основе этого документа в 2015 году разрабатываться проект закона о культуре. Также следует учитывать, что «Основы государственной культурной политики» - будут по большей части определять общие параметры в культурной сфере.

То, каким конкретно набором действий вооружиться государство в этой сфере будет разработано в другом документе – в "Стратегиях государственной культурной политики".

Согласно документу, основная цель государственной культурной политики - "формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития".

В числе других целей - укрепление гражданской идентичности и передача от поколения к поколению "традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения".

В документе делается акцент на необходимости воспитания граждан, в том числе взрослых. "Восстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан" - одна из заявленных задач государственной культурной политики, однако в документе не уточняется, что именно имеется в виду.

При этом в "Основах" отмечается, что на достижение поставленных целей и задач потребуется не менее 15-20 лет, в течение которых сформируется новое поколение.

Первые ощутимые результаты реализации государственной культурной политики могут быть получены в течение ближайших пяти лет, считают авторы документа.

Норма основного закона определяет следующее в области культуры: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». (Конституции РФ, ст. 44 ).

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» считается первым отраслевым законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Данный закон положил начало активной нормотворческой деятельности государства в сфере культуры. С «Основ законодательства» начинает постепенно складываться законодательная база отрасли.

Данный закон признает основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждает их достоинства, отмечает неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации, и выражает стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру.

В соответствии с вышеуказанным законом в Российской Федерации регулируется культурная деятельность в следующих областях:

· выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

· художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

· художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

· самодеятельное (любительское) художественное творчество;

· музейное дело и коллекционирование;

· книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

· телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

· эстетическое воспитание, художественное образование;

· научные исследования культуры;

· международные культурные обмены;

· производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

· иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

На Государство налагаются обязанности по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Государство несет ответственность перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ.

В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны:

1. Поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;

2. Создавать условия для эстетического воспитания и художественного образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;

3. Способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;

4. Осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;

5. Публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.

Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти(как правило, принимающие решения на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью в области искусства).

А органами, реализующими культурную политику, являются культурные институты. Такие институты могут быть функционально привязаны к задачам государственной культурной политики.

Например, институты занимающиеся сбором и сохранением культурных ценностей, такие как: библиотеки, архивы, музеи. Другая разновидность институтов связна с вопросами развития культурной художественной деятельности – сюда относятся творческие союзы, архитектурные, реставрационные и иные мастерские, концертные организации, организации занимающиеся книгоизданием и т.д.

К институтам досуговой работы относятся клубы и кружки художественной направленности, просветительские общества, организации связанные с культурным туризмом.

Здесь стоит отметить факт, что система развития детско-юношеского культурно-просветительского досуга в России находится в состоянии спада.

На систему образовательных учреждений накладываются дополнительные нагрузки, так как в большинстве своем именно эти учреждения вынуждены решать возникающие задачи социальной и культурной направленности в рамках педагогики.

Международное культурное сотрудничество осуществляют главным в большей степени центральными органы центрального управления в сфере культуры, чем региональные и местные.

Коммерческие структуры (бизнес-структуры) также можно выделить как важнейший институт, оказывающий существенное воздействие на культуру. Однако, такое взаимодействие больше характерно для развитых стран.

В развивающихся же странах, государство выступает основным институтом, компенсирующим недостатки инфраструктуры, которая сама по себе не в состоянии обеспечить развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями.

В России далеко не все вышеперечисленные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им. Кино, литература и книгоиздательcкий комплекс выступают как автономные структуры.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.

Министерство культуры наделено полномочиями разрабатывать основы государственной политики в области культуры и осуществлять законотворческие, правоустанавливающие функции.

Министерство культуры Российской Федерации наделено полномочиями. Перечислим лишь некоторые из них:

Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

· порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи;

· перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения;

· положение о национальном фильме;

· порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах;

· порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации;

· перечни типовых архивных документов с указанием сроков их хранения;

· порядок бесплатного посещения музеев лицами, не достигшими 18 лет;

· порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

Министерство культурытакже осуществляет:

1. ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2. лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

3. научно-методическое обеспечение в области сохранения и использования объектов культурного наследия;

4. поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области культуры, искусства, образования в области культуры и искусства, а также формирование и ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки;

5. реализацию от имени Российской Федерации правомочий обладателя информации, содержащейся в базах данных единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах.

Федеральное законодательство и современная ситуация, сложившаяся в российском обществе создает возможности для построения государственной культурной политики с уклоном на демократические принципы.

Такую тенденцию можно считать предпосылкой к возникновению и развитию горизонтальных связей между центром управленческой деятельности и управлением в регионах, к созданию пространства для диалога участников культурных процессов по вопросам культурной политики, поддержания и развития культурного разнообразия в российских регионах.

В то же время, разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно нарушать единство культурного и информационного пространства.

Региональная политика в сфере культуры опирается на разграничении полномочий и ответственности между уровнями власти, что оказывает благоприятное воздействие на устройство культурной жизни страны, центр внимания общественных сил всё более смещается в сторону региональной политики, к работе местного самоуправления.

Тем временем, ответственность за развитие области культуры, транслированная на уровень городов и сел, в отсутствии ресурсов финансирования и культурно-социальных основ, способна подчеркнуть классификацию населения по характеру и качеству предоставляемых культурных услуг.

Изменения культурной политики, инициируемые федеральным центром, для получения ожидаемого результата должны учитывать не только общегосударственные цели, но, в большей степени, соответствовать ожиданиям самих субъектов культурной политики, их готовности проводить эти изменения в жизнь.

Проведенный Год культуры (2014г.) в Российской Федерации был ориентирован, прежде всего, на то, чтобы дать импульс культуре в российских регионах. По словам управленцев - региональные власти почувствовали значимость культуры как отрасли, и это является главным результатом года культуры.

Вместе с тем, необходим серьезный планомерный подход региональных властей в области культурной политики, направленной на поддержку традиций и новых методов, сочетая это с усилением горизонтальных связей и системы взаимодействия регионов.

Основные задачи региональной политики в сфере культуры и искусства сформулируем так:

1. Поддержка социально-культурной целостности регионов при сохранении и развитии этнокультурного многообразия, доступности и участия граждан в культурной жизни; использование культурного капитала для экономического и социального развития, создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами регионов.

2. Создание условий для преодоления культурной изоляции и обогащения межрегионального и межнационального культурного диалога, увеличение числа мероприятий, проводимых в рамках культурного обмена (фестивали, театральные гастроли, выставки и т.д.).

Современная практика управления в сфере культуры исходит из более гибкого управления культурными процессами, ориентируется на создание разветвленной системы партнерства с одновременным сохранением ответственности всех уровней власти за формирование и исполнение государственной политики, а также четкое распределение компетенции между различными административными уровнями.

Начавшийся процесс совершенствования управления в сфере культуры в нашей стране принимает в расчет опыт других стран, берет за основу отечественные традиций и в соответствии с этим, предусматривает:

Переход от управления культурными учреждениями к управлению социально-значимыми проектами и программами, переход от сметного финансирования к программно-целевым методам бюджетирования, разработку критериев для оценки качества деятельности организаций культуры и массовых коммуникаций, получающих государственное финансирование;

Стимулирование развития государственно-частного партнерства, переход к практике смешанного финансирования инвестиционных проектов и социальных программ;

Разработку и реализацию федеральных, межведомственных и ведомственных целевых программ, участие в региональных программах развития сферы культуры и массовых коммуникаций;

Совершенствование методов стратегического планирования деятельности в сфере культуры.

Таким образом, первоочередной задачей государства в культурной сфере можно назвать разработку отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает:

Стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры;

Действие средств обеспечения сохранности и безопасности государственных культурных ценностей;

Возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»;

Меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

Неотложных решений требует проблема обеспечения минимальных государственных гарантий реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Нельзя ограничиваться провозглашением такого права в Конституции.

Необходимо конкретизировать соответствующие обязательства государства и четко определить финансово-экономические механизмы обеспечения этих гарантий.

Программа реализуется с целью формирования и развития управленческих компетенций руководящих работников организаций культуры и искусства.

Эта программа для вас, если вам нужно:

Программа реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 6 недель (108 часов).

Вы узнаете и научитесь

Будущие руководящие кадры организаций культуры и искусства рассмотрят следующие вопросы:

  • Правовые основы деятельности учреждений культуры в городской местности.
  • Досуговая деятельность и ее виды.
  • Показатели рентабельности хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства.
  • Факторы ценообразования в сфере культуры и искусства.
  • Политика в области оплаты труда и управления мотивацией работников.
  • Способы привлечения клиентов. Реферальный маркетинг в деятельности учреждений культуры и искусства.

Методы обучения

Изучение каждой дисциплины включает в себя знакомство с теорией, чтение электронных учебников и текстов лекций, участие в вебинарах. В системе дистанционного обучения (СДО) Слушатели выполняют задания, проходят тестирования, общаются с преподавателями. Доступ в СДО вы получите после зачисления. В процессе обучения можно консультироваться с педагогами, общаться во время вебинаров, на форуме или по «Skype» (при необходимости). Все вопросы, связанные организацией обучения, помогут решить сотрудники отдела по организации учебного процесса или администратор (куратор).

Подробнее о процессе дистанционного обучения вы можете узнать в этом разделе сайта.

Результаты и перспективы:

  • Вы готовы к работе руководителя учреждения культуры и искусства, способны управлять творческими, административными процессами, хозяйственно-экономической деятельностью организации.
  • Вы умеете применять менеджерские методы и технологии привлечения клиентов, формировать ценовую, тарифную политику учреждения.
  • Вы понимаете методы реферального маркетинга, современные технологии управления процессами в организации.

Применение результатов обучения

Курс рассчитан на руководящих работников сферы культуры, искусства и кинематографии. В условиях ведения хозрасчетной деятельности организация должна демонстрировать достаточный для эффективного развития уровень рентабельности. Для этого необходимо привлекать клиентов, заинтересовывать их интересными и содержательными досуговыми программами. В ходе курса на конкретных примерах будут рассмотрены современные методы организации работы трудового коллектива, нацеленного на достижение высоких экономических показателей. Приобретенные компетенции позволят эффективно управлять организацией культуры и искусства.

Требования к Слушателям:

Для поступления гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании * .
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).
Перечень документов для поступления иностранных граждан уточняйте у сотрудников Приёмной комиссии по телефону или через форму обратной связи.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.

дипломная работа

2.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций культуры и искусства в РФ

культура искусство государственный управление

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44) .

Проводимые в российском обществе преобразования не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций, отмеченных в Федеральной целевой программе "Культура России (2001 - 2005 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 955:

1. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Соответственно появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных условиях.

2. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. В результате стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.

Культура в настоящее время, как и много лет назад, является одним из важнейших участков деятельности Российского государства, неразрывно связанным с экономической и социально - политической жизнью общества. С правовой точки зрения в целом законодательная основа для развития культурной сферы в нашей стране уже сформирована.

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года , в том числе: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие жанры и виды искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

С точки зрения формирования межгосударственной позиции по вопросам регулирования культурной сферы наиболее важны следующие международные правовые акты:

Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям (Рим, 24 июня 1995 года), Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и информации в Черноморском регионе (Стамбул, 6 марта 1993 года), Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве (Страсбург, 2 октября 1992 года), Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5 мая 1989 года), Конвенция об охране архитектурного наследия Европы (Гренада, 3 октября 1985 года), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 года), Европейская конвенция об охране археологического наследия (Лондон, 6 мая 1969 года), а также многие другие международные акты, направленные в большинстве своем на охрану различных культурных ценностей, формирование единого культурного пространства (мирового или европейского) в той или иной сфере культурной деятельности .

Внутреннее законодательство Российской Федерации в сфере культуры подразделяется на федеральное законодательство (в свою очередь делящееся на законодательные акты и подзаконные нормативные акты) и законодательство субъектов Российской Федерации, также имеющее деление на законодательные и подзаконные нормативные акты. Кроме того, в структуру внутреннего законодательства страны включаются нормативные акты, принятые на уровне местного самоуправления.

Законодательством о культуре установлено четыре уровня компетенции в указанной сфере:

Первый уровень - компетенция федеральных органов государственной власти и управления в области культуры, предусмотренная п. "е" ст. 71 Конституции РФ и ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, включая обеспечение прав и свобод человека в сфере культуры, установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ культурного развития и др.

Второй уровень - совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской Федерации, органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга в соответствии со ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о культуре. В совместную компетенцию включаются: обеспечение прав и свобод человека в области культуры; обеспечение сохранности культурного достояния народов РФ, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации; осуществление федеральной культурной политики, разработка и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их финансового и материально - технического обеспечения; охрана авторского права и смежных прав, права интеллектуальной собственности, права наследования в области культуры; утверждение требований (стандартов) к профессиональному образованию в области культуры; создание условий для культурного развития всех народов и этнических общностей РФ; проведение государственной финансовой политики в области культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры; финансирование особо ценных объектов культурного достояния народов Российской Федерации.

Третьим уровнем является компетенция органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере (ст. 39 Основ законодательства о культуре).

Законодательство субъектов Российской Федерации в области культуры регулирует обширный круг вопросов.

Четвертый уровень - компетенция, согласно ст. 40 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, органов местного самоуправления в указанной области.

Рассмотрим некоторые из названных уровней.

1. Формирование структуры законодательства о культуре в нашей стране в том виде, в каком оно систематизировано в настоящее время, берет свое начало с 1992 г., когда был принят Закон РФ от 9 октября 1992 года № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Этот нормативный правовой акт признал основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, населяющих территорию Российской Федерации. Основными его задачами были признаны обеспечение и защита конституционных прав граждан на культурную деятельность, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации, определение принципов и правовых норм субъектов культурной деятельности, а также определение принципов государственной политики в области культуры, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Кроме того, в Основах были закреплены основные понятия и категории, используемые в законодательстве по вопросам культуры, в частности такие, как "культурная деятельность", "культурные ценности", под которыми понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Таким образом, если ранее главным для отнесения ценностей к категории "культурных ценностей" являлось наличие такого элемента, как акт творчества, то в соответствии с указанным определением данное понимание "культурных ценностей" представляется несколько зауженным.

Действительно, достаточно сложно найти элемент творчества в нравственных и эстетических идеалах или нормах и образцах поведения, в понятиях "культурные блага", "творческий работник", "культурное достояние народов Российской Федерации".

Но главное - было дано понятие государственной культурной политики (политики государства в области культурного развития) как совокупности принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

В то же время нельзя четко определить место Основ законодательства Российской Федерации о культуре в иерархической системе нормативных правовых актов. Во второй статье Основ говорится, из каких нормативных правовых актов состоит законодательство Российской Федерации о культуре, однако лишь по отношению к законодательным актам субъектов Российской Федерации установлено правило, что в случае возникновения разногласий между законодательными актами субъектов Российской Федерации и указанными Основами действуют нормы Основ. Сложнее разрешаются проблемы в случае возникновения противоречий между федеральными законами, регулирующими различные вопросы сферы культуры, и Основами законодательства Российской Федерации о культуре - в связи с тем, что Основы приняты до утверждения всенародным голосованием Конституции Российской Федерации 1993 г., а подавляющее большинство законодательных актов, регулирующих отдельные вопросы в культурной сфере, увидели свет уже после 1993 года и, соответственно, изначально не противоречили Конституции Российской Федерации. Кроме того, по общему правилу, если в законе не указано иное, то в случае противоречия одного законодательного акта другому предпочтение при решении вопроса отдается более позднему и специальному законодательному акту. Поэтому Министерство культуры Российской Федерации совместно с Комитетом по культуре Государственной Думы Российской Федерации и соответствующим комитетом Совета Федерации ведут активную работу по решению этой проблемы.

Проблемы культуры нашли отражение также во многих базисных законодательных актах, таких как:

Наличие многообразия культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов, формирующих спрос на определенные услуги, определяет появление достаточно разнообразных типов организаций культуры и искусства...

Государственная политика в области культуры и искусства: модели и методы осуществления

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

К основным Законам и нормативным правовым актам регулирующим предпринимательскую деятельность можно отнести: 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 2. Закон Республики Беларусь 28 мая 1991 г...

Государственное управление подготовкой кадров в сфере культуры и досуга

Несомненно, что важным компонентом развития системы дополнительного профессионального образования в области культуры является стратегическое управление, ключевыми моментами которого являются выбор, анализ и выполнение стратегии...

Конституционно-правовые способы борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы

В Российской Федерации разработана система законов и подзаконных актов, регулирующих способы профилактики, противодействия коррупции, минимизации её последствий. Рассмотрим следующие нормативные правовые акты, входящие в неё: 1...

Понятие трудового права и трудовых отношений

Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются: 1) законодательные акты, представленные Конституцией РФ...

Понятие трудовой пенсии по старости

В ст.1. ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отмечено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим законом Федеральный закон от 17. 12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28. 12.2013, с изм. от 04. 06...

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

1. Основные нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются: 1) законодательные акты...

Правовой режим использования земель

1 согласно Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ, крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством...

Правовые нормы о соглашениях по социально-трудовым вопросам

Одной из форм решения социально-экономических проблем работников любой отрасли, защиты их законных прав и интересов являются социально-партнерские соглашения в сфере труда - правовые акты...

Правовые основы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим структуру Фонда социального страхования, а также его деятельность, является Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г...

Правовые основы социального обслуживания в Российской Федерации

Право на социальное обеспечение - одно из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено во многих международных документах. Это ещё раз подчеркивает важность этого права и закрепляет, что забота о престарелых...

Правовые проблемы обеспечения безопасности строительной деятельности

Строительство новых зданий, а также проведение некоторых других строительных работ осуществляются на основании соответствующей разрешительной документации. Вопросы, касающиеся строительной деятельности...

Сущность явления транснациональной (трансграничной) преступности

Правовую основу ОРД составляют Конституция, Федеральный закон «Об оперативно- розыскной деятельности» (далее по тексту- ФЗ «Об ОРД»)...

Универсальная электронная карта гражданина РФ

Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель...