Образец искового заявления об уменьшении кадастровой стоимости. Образцы заявлений на изменение, пересмотр, оспаривание кадастровой стоимости земельного участка или недвижимости

Летом 2014 года, изменились правила оспаривания кадастровой стоимости. Одно из главных изменений заключается в том, что эта категория споров передана в ведение судов общей юрисдикции непосредственно областным судам регионов.

Новые правила оспаривания кадастровой стоимости, земельного участка существенно изменились. Теперь споры об установлении кадастровой стоимости стали подведомственны судам общей юрисдикции. 2018 год не является исключением из правил.

Более того, прежде чем обратиться в суд, необходимо соблюсти досудебный порядок разрешения спора. То есть, вначале необходимо обратиться в специальную комиссию, созданную Росреестром, иначе суд оставит иск без рассмотрения.

В этой статье:

Досудебное урегулирование споров о пересмотре кадастровой стоимости

И так эта категория споров передана в ведение судов общей юрисдикции. Однако формулировки поправок допускают неоднозначное толкование, из-за чего у некоторых юристов до сих пор нет уверенности в правильности такого понимания новых норм.

Кроме того, если раньше попытки изменения кадастровой стоимости в досудебном порядке использовались по желанию, то теперь они стали для компаний обязательными.

Чтобы обратиться в суд можно только после попытки решить проблему в комиссии. Это новое правило тоже привело к появлению некоторых неоднозначных вопросов.

А именно, в каком порядке компания осуществляет требование о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с тем, что информация об объекте недвижимости были недостоверными?

В данном случае речь идет о неправильности определения вида разрешенного использования земли или удельный показатель его кадастровой оценки.

Подведомственность дел об оспаривании кадастровой стоимости

Отнесение категорий дел об оспаривании компаниями итогов кадастровой оценке по земле прописано в законе «Об оценочной деятельности». До внесения изменений в закон было прямо указано, что дела об оспаривании по данной категории дел рассматривают арбитражные суды.

После новшеств закона, произошли изменения, в результате которых было исключено из текста этой нормы слово «арбитражный». Теперь в законе указано, что оспорить результаты кадастровой стоимости можно в суде, но не конкретизировано, в каком – арбитражном или общей юрисдикции.

Новая формулировка закона многим юристам показалась двусмысленной. Дело в том, что термин «суд» может быть как собирательным (обозначать и суд общей юрисдикции, и арбитражный суд), так и вполне конкретным – обозначать только суд общей юрисдикции.

В то же время новый закон внес изменения еще и в ГПК РФ. Эти поправки определили подсудность требований об оспаривании кадастровой стоимости.

Некоторые суды даже разместили на своем сайте официальную информацию о том, что они больше не рассматривают споры о кадастровой стоимости.

Кроме того, по некоторым сведениям недавно всем арбитражным судам было разослано письмо заместителя председателя ВС РФ, где подтверждается, что споры об оценке кадастровой стоимости земли вынесены за рамки дел арбитражных судов.

Исключительная подведомственность

Можно предположить, что через норму о подсудности законодатель одновременно определил и исключительную подведомственность дел об оспаривании кадастровой стоимости судам общей юрисдикции (независимо от того, оценки какой недвижимости касается спор – принадлежащей физическим лицам или субъектам предпринимательской деятельности).

Судебная подведомственность дел об оспаривании кадастровой стоимости:

  1. Суд города федерального значения (например, в Московский городской суд).
  2. Областной суд (Московский областной суд).
  3. Верховный суд республики.
  4. Краевой суд.
  5. Суд автономной области.
  6. Суд автономного округа.

В пользу правильности этого предположения свидетельствуют следующие доводы. В АПК РФ дела об оспаривании кадастровой стоимости никогда прямо не упоминались. Ранее Арбитражные суды принимали их к рассмотрению на основании общих норм о подведомственности.

Согласно этим нормам, экономические споры и иные дела с участием государственных органов и органов местного самоуправления (а интересующая нас категория споров всегда проходит с участием органов кадастровой оценки – Росреестра) относятся к компетенции арбитражных судов только в случаях, прямо предусмотренных самим АПК РФ или иными ФЗ.

Поскольку непосредственно в самом АПК РФ дела об оспаривании кадастровой стоимости не упоминаются, к подведомственности арбитражных судов эти дела относил только закон об оценочной деятельности. Но в его новой редакции арбитражные суды больше прямо не упоминаются.

Таким образом, после внесенных изменений не осталось норм, которые относят категорию данных дел к компетенции арбитражных судов. Этот вывод подтверждает и арбитражная практика.

С момента вступления изменений в силу суды перестали принимать эти дела к производству, а если поначалу иск все-таки «проскочил», прекращают производство по делу по неподведомственности спора арбитражным судам.

Пример административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости

Ниже представлен образец иска о снижении кадастровой стоимости земельных участков принадлежащих физическому лицу -индивидуальному предпринимателю.

Заказать снижение кадастровой стоимости земельных участков в Москве и Московской области можно через онлайн консультанта.

Поделиться:

Сегодня сделки по купле-продаже недвижимости проводятся регулярно и повсеместно. Подготавливая квартиру к продаже и занимаясь сбором документов, важно обратить внимание на кадастровые документы, которые имеются у вас на недвижимость. В некоторых случаях, собственники могут столкнуться с тем, что кадастровая стоимость превышает фактическую. Кадастровая цена недвижимости сказывается в частности на налогах, которые продавец обязан выплатить после продажи, ведь согласно относительно новому закону, НДФЛ при таких сделках удерживается по кадастровым документам, если цена, по которой продаётся помещение, занижена.

Сделано это во избежание мошеннических действий, а именно, при продаже с заниженной стоимостью, с целью снижения налоговой выплаты. Но что делать, если цена недвижимости действительно снижена в силу её состояния или других факторов? Если вы не желаете платить лишнего в казну, то придётся составлять административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости. О том, как его составить и направить, мы расскажем своим читателям.

Не всегда для оспаривания кадастровой стоимости требуется обращение в суд. Существует метод досудебного урегулирования вопросов, и прибегнуть к нему будет не только правильно, но и необходимо. Росреестр создал специальную комиссию для разрешения подобных вопросов.

Основной причиной обращения в Росреестр с целью переоценки недвижимости, является внесение более актуальной информации об объекте. Однако порой оспаривание связано с тем, что при первоначальном внесении информации в реестр кадастра произошла ошибка. Для оспаривания кадастровой стоимости, при этом потребуется подкрепить своё заявление дополнительными документами:

  1. Если речь идёт об ошибочных данных, внесённых в кадастр, то важным будет привести документальные подтверждения наличия ошибки;
  2. Результаты экспертизы стоимости объекта недвижимости.

То есть, собственник должен провести независимую экспертизу недвижимости и привести достоверную информацию об оценочной стоимости недвижимости. К заявлению, при необходимости можно приложить дополнительную документацию, которая позволит административным органам, а именно комиссии Росреестра, принять верное решение.

Информация!

Раньше обращение в Росреестр для разрешения подобных вопросов было обязательным для юридических лиц, но сегодня обращаться в администрацию и попытаться решить вопрос без суда стало не обязательным. Если вы не получили положительного ответа от администрации, то можно начинать подготовку заявления.

Тонкости и изменения

В начале 2017 года в процедуру оспаривания кадастровой стоимости были внесены некоторые изменения, которые коснулись по большей части досудебного разрешения вопросов оспаривания кадастровой стоимости. Помимо отмены обязательного досудебного обращения, введены следующие изменения:

  • Оценку недвижимости будут проводить бюджетные организации . То есть, обратиться за экспертным заключением можно будет только в государственную организацию, которая специализируется на вопросах кадастровой стоимости. В обязанности данного бюджетного учреждения войдут также: проведение ГКО, разъяснение кадастровой стоимости, систематизация данных о рыночных ценах на недвижимость, и рассмотрение ошибок, при назначении КС;
  • При оценке кадастровой стоимости у собственника будет возможность заявить о выявленных несоответствиях, и рассчитывать на исправление ошибок при назначении кадастровой стоимости объекта. На стадии назначения, собственником могут быть выявлены ошибки в кадастровой документации. Бюджетные организации в чьи обязанности войдёт определение кадастровой стоимости, будут размещать промежуточную документацию на официальном сайте, что позволит избежать ошибок. В течение 60 дней после проведения оценки собственник сможет направить на рассмотрение поправки к существующей документации;

Информация!

В результате комиссия Росреестра будет реорганизована в отдельный орган, в чьи полномочия будет входить работа с кадастровой стоимостью объектов недвижимости. Пока создаётся бюджетная организация, оценку было решено заморозить, поскольку частные организации не могут проводить оценку, согласно новому законодательству. Однако разрешение спорных вопросов связанных с оспариванием кадастровой стоимости можно будет разрешить по средствам обращения в суд.

Обращение в суд

При подготовке иска важно учитывать ряд факторов, таких как наличие необходимой для оспаривания стоимости документации, и соблюдение правил составления административного иска. При нарушении одного из этих пунктов, исковое заявление будет оставлено без движения.

Для обращения в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости, собственник должен приложить к нему следующий ряд обязательных документов:

  • Справка о кадастровой стоимости;
  • Нотариально заверенная копия правоустанавливающей документации;
  • Документ, подтверждающий недостоверность сведений, которые использовались при назначении кадастровой стоимости, в том случае если в заявлении речь идёт об ошибке при установлении КС;
  • Отчёт оценщика, в том случае, если речь в заявлении идёт о несоответствии рыночной и кадастровой стоимости. Для счисления рыночной стоимости, собственник может обратиться в частную организацию, предоставляющую услуги оценки недвижимости;
  • Заключение экспертизы СРО.

Как оформить?

Собрав пакет документов, стоит приступить к написанию административного искового заявления. Оформляется исковое заявление согласно следующей структуре, а вносимые данные должны содержать следующую информацию:

Шапка документа:

  1. Наименование и адрес суда, куда подаётся иск;
  2. Данные истца: ФИО, адрес регистрации и контактный телефон, если иск подаётся физлицом. Наименование организации, и её полные реквизиты, если заявление подаётся от юрлица;
  3. Данные ответчика: наименование, адрес и контактные данные организации, установившей оспариваемую кадастровую стоимость;

Заголовок документа:

«Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (объект недвижимости, чья стоимость оспаривается: дом, земельный участок, квартира, и т.п.)»;

В теле документа в обязательном порядке должна содержаться следующая информация, в зависимости от содержания:

  1. Полная информация об объекте недвижимости, чья стоимость поставлена под сомнение;
  2. В соответствии с какой документацией (указать реквизиты) и когда была назначена действующая кадастровая стоимость;
  3. Если суть заявления в оспаривании в связи с несоответствием рыночной стоимости, то стоит привести реквизиты экспертной оценки, проведённой собственником;
  4. Если речь идёт об ошибочном назначении, стоит привлечь документы, подтверждающие несоответствие реальных и указанных в реестре данных;
  5. В тексте стоит ссылаться на статьи законодательства, согласно которым вы действуете. Здесь привлекается Федеральное законодательство, Жилищный и Земельный Кодекс РФ;
  6. Выдвинуть прошение, об установлении верной кадастровой стоимости недвижимости, и внесении верных сведений в реестр, с указанием результатов оценки объекта;
  7. Приложение, должно содержать обязательную документацию, для подачи административных исков об оспаривании кадастровой стоимости, а также дополнительные документы, на которые ссылается заявитель в тексте.
  8. Дата составления и подпись заявителя с расшифровкой.

Для составления наиболее юридически грамотного административного искового заявления, лучше всего привлечь юриста, который имел опыт работы в нужной вам правовой сфере. Помимо помощи в вопросе составления самой бумаги, можно обратиться в юридическую контору, ещё только приступая к оспариванию. Специалист, наделённый соответствующими знаниями, сможет помочь вам и в досудебном разрешении спорного вопроса.

Образец

03.01.2019, Сашка Букашка

Стоимость земли по кадастру - это расчетная величина, которая используется для расчета обязательных налоговых и прочих платежей в соответствующий бюджет. Например, граждане уплачивают земельный налог исходя из кадастровой стоимости. В статье расскажем, как составить административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости в 2019 году.

Что означает кадастровая стоимость в практическом применении

Цена земли, определенная по кадастру, учитывается при расчете:

  • размера арендных платежей;
  • суммы ;
  • оценки выкупной (продажной) стоимости;
  • а также при оформлении договора купли-продажи земельного участка.

Если работники кадастровой палаты ошиблись в подсчетах, то гражданин будет вынужден переплачивать. Например, если размер завышен, то налоговики насчитают большой налог.

Оспорить неверное значение можно двумя способами:

  • направить обращение в специальную комиссию и решить спор во внесудебном порядке (то есть без суда);
  • составить административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости, направить его в суд и урегулировать конфликтную ситуацию в судебном порядке.

Оспаривание во внесудебном порядке проводится по общим правилам. Для обращения необходимо составить заявление, подкрепить его документами и соответствующими выписками, затем передать пакет документации в специальную комиссию при Росреестре субъекта. Уточнить особенности порядка можно в территориальном представительстве кадастровой палаты.

А мы же расскажем, как правильно об оспаривании кадастровой стоимости, образец 2019 и актуальный бланк можно скачать в конце статьи.

Правила обращения в суд с иском об оспаривании кадастровой стоимости

Если решить спор в досудебном порядке не удалось либо вы не обращались в специальную кадастровую комиссию, то оспорить неверное значение можно через суд. Для этого предлагаем следовать простому алгоритму:

Шаг № 1. Составляем административный иск: оспаривание кадастровой стоимости.

Исковое заявление может содержать два вида требований:

  • об отмене (оспаривании) действий или бездействий членов специальной комиссии;
  • об установлении рыночной или кадастровой стоимости в отношении конкретного земельного участка, в том числе об исправлении технической ошибки.

Отметим, что если комиссия приняла отрицательное решение, то в судебном заседании данное определение рассматриваться не будет. В процессе будут оцениваться доводы заявителя и ответчика.

Помимо основного требования о пересмотре показателя кадастровой стоимости земельного участка, иск должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. Наименование судебной инстанции, в которое подается исковое заявление.
  2. Информация об истце (заявителе): Ф.И.О. полностью, дата его рождения, адрес фактического места проживания и адрес регистрации, номера телефонов для осуществления связи. Если интересы заявителя представляет доверенное лицо, то необходимо указать аналогичные сведения о представителе.
  3. Сведения об ответчике: полное наименование, адрес его местонахождения, телефоны, факсы для связи, адреса электронной почты.
  4. Информация о том, какие права, свободы и государственные гарантии были нарушены. Данные сведения регистрируются со ссылками на действующие законы и подзаконные акты.
  5. Основания и обоснованные доводы, которые приводит ответчик в подтверждения своей позиции, и выставленные требования.
  6. Информация о прошедших обращениях в комиссию при Росреестре (при наличии).
  7. Список документов, которые прилагаются к исковому заявлению.

Бланк-образец административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости можно скачать в самом конце статьи.

Пример заполненного иска (свежий образец):

Шаг № 2. Готовим подтверждающие документы.

Помимо самого заявления-иска, придется подготовить следующую документацию:

  1. Уведомления о вручении искового заявления всем участникам судебного процесса.
  2. Выписку из ЕГРН о текущей стоимости земельного участка.
  3. Копию свидетельства о либо иной правоустанавливающий документ.
  4. Документы (выписки, справки, расчеты), которые подтверждают неверные сведения.
  5. Решение специальной комиссии, созданной при Росреестре (прилагается при его наличии).
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины (300 рублей).
  7. Документы, подтверждающие право представителя защищать интересы истца в судебном заседании.

К исковому заявлению может быть приложена и иная документация, имеющая непосредственное отношение к делу (справки, выписки, расчеты, свидетельские показания и прочее).

Шаг № 3. Участвуем в судебном процессе.

Представители судебной системы обязаны рассмотреть полученное исковое заявление в течение одного месяца, если предметом обращения являются действия (бездействия) членов специальной комиссии при Росреестре. В остальных случаях действует общий порядок - дела рассматриваются в течение двух месяцев.

Отметим, что в аналогичном порядке можно оспорить любое решение, принятое государственными органами. Например, при возникновении споров с Пенсионным фондом России в части установленного размера пенсии или иной государственной выплаты гражданин вправе обратиться в суд. Для этого составляется исковое обращение по вышеуказанному алгоритму.

Кстати, при необходимости иск можно вернуть, написав специальное .

Образец административного искового заявления об оспаривании решения ПФР:

Текст типового искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости (скачать файл можно сразу под статьей):

В ____________________________ суд
(верховный суд республики/краевой/
областной суд/суд города федерального
значения/суд автономной области/
суд автономного округа)
_____________________________________
(указать республику/край/область/город
федерального значения/автономную
область/автономный округ)

Административный истец: _____________
(наименование или Ф.И.О.)

(место жительства или пребывания)
____________________________________,
(для гражданина – дата и место рождения)

Представитель административного истца:

адрес: ______________________________,
телефон: __________, факс: __________,
адрес электронной почты: _____________

Административный ответчик: ___________
______________________________________
(наименование органа государственной
власти или органа местного
самоуправления)
адрес: ______________________________,
телефон: __________, факс: __________,
адрес электронной почты: _____________

Госпошлина: _______________ рублей

Административное исковое заявление о признании незаконным решения органа государственной власти (органа местного самоуправления)

об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости

Административный истец на основании ___________________________________ (указать правоустанавливающий документ) от “___”______ ____ г. N _____ является собственником (владельцем) объекта недвижимости __________________________________________________ по адресу: ______________________________________, что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости N ____ от “___”_______________ ____ г.

Решением _____________________________________________ (наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления) от “___”________ г. N ___ были утверждены результаты кадастровой оценки стоимости указанного объекта в размере ________ (_____________) рублей.

“___”_________ ____ г. административный истец обратился к __________________________________ (наименование заказчика работ по определению кадастровой стоимости/ органа регистрации прав) с Запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости ___________________________________________ по адресу: __________________________________________, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Указанная в Решении административного ответчика от “___”________ ____ г. N ___ стоимость объекта недвижимости в размере ________ (__________) рублей является неверной, так как __________________________________, и его действительная рыночная стоимость составляет ________ (__________) рублей, что подтверждается Отчетом об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости от “___”________ ____ г., составленным _______________________ (Ф.И.О. Оценщика, наименование саморегулируемой организации оценщиков).

Административный истец считает Решение административного ответчика от “___”________ ____ г. N _____ об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости незаконным, поскольку оно противоречит ст. ___ Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и затрагивает права и обязанности административного истца, а именно: ________________________, что подтверждается ____________________________.

“___”_________ ___ г. административным истцом на Решение административного ответчика от “___”________ ____ г. N _____ была подана жалоба в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в результате рассмотрения которой Решение административного ответчика от “___”________ ____ г. N _____ об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости было оставлено без изменения, а жалоба административного истца – без удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”, ст. ст. 245 – 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прошу:

1. Признать незаконным Решение административного ответчика от “___”_________ ____ г. N ____ об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
2. Обязать административного ответчика осуществить пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости ________________________________ (наименование, назначение объекта) по адресу: _______________________________________.

Приложение:
1. Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости).
2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от “___”________ ____ г. N ___ о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
3. Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений).
4. Отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости (в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости).
5. Копия Решения от “___”________ ____ г. N ____ об утверждении результата кадастровой оценки объекта недвижимости.
6. Документы, подтверждающие незаконность принятого Решения.
7. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца.
8. Копия жалобы административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на Решение административного ответчика от “___”________ ____ г. N _____ (если подавалась).
9. Копия решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по жалобе административного истца (при наличии).
10. Уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют

11. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
12. Доверенность представителя от “___”________ ____ г. N ____ или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подписывается представителем).
13. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

“___”________ ____ г.

Административный истец (представитель):
___________________/_________________/
(подпись) (Ф.И.О.)

В последние 6-8 лет государственная оценка является одной из самых острых проблем владельцев недвижимости. Определённая при непосредственном участии Росреестра кадастровая стоимость, как правило, завышена в 60% случаев. В результате с собственников и арендаторов взимаются чрезмерно большие платежи, что приводит к ущемлению их интересов.

Однако действующие сегодня нормативные акты позволяют успешно оспорить стоимость недвижимости в ГКН. В настоящей статье описаны особенности и правила пересмотра, а также представлены образцы заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.

Нормативно-правовая база

При решении вопроса об изменении кадастровой цены объектов недвижимости необходимо опираться на следующие нормативные акты и судебные решения:

  • Кодекс об административном судопроизводстве РФ (КАС РФ).
  • Земельный кодекс РФ (ЗК РФ).
  • ФЗ от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «O государственных кадастровых оценках недвижимости» (вступил в законную силу с января 2017 г.).
  • Постановление Правительства РФ № 316 «Правила проведения оценки земель».
  • Федеральный стандарт проведения оценки (ФСО).
  • Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. № 36 и № 28 от 30.06.2015 г.
  • Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 г. по делу № А27-4849/2010.

Понятие кадастровой стоимости

Согласно законодательству, кадастровая стоимость - это расчётная величина, устанавливаемая по результатам государственной оценки с учётом целевого назначения и местонахождения недвижимости.

Определение стоимости объектов проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства РФ. Также следует учитывать, что ЗК РФ позволяет регионам утверждать средние показатели по каждому муниципальному району.

Кадастровую стоимость применяют для расчёта налоговых и арендных платежей, цены выкупа. Из-за использования метода массовой оценки (без учёта индивидуальных характеристик объекта ), она сильно отличается от рыночных цен в большую или меньшую сторону.

С вступлением в силу с 01.01.2017 г. ФЗ № 237 был объявлен переходный период и кадастровую стоимость недвижимости «заморозили» до 01.01.2020 г. До наступления этого срока для расчётов используется показатели по состоянию на 01.01.2014 г. Вместе с тем «заморозка» не препятствует заинтересованным лицам обратиться с заявлением о корректировке государственной цены на недвижимость.

Основания для пересмотра стоимости недвижимости

Результаты ГКО объектов могут быть пересмотрены или оспорены, если они каким-то образом затрагивают интересы заинтересованных лиц. Например, из-за недостоверного определений стоимости земельного участка собственнику начисляется неподъёмный налог.

В образцах заявлений по пересмотру кадастровой стоимости, как правило, указывают следующие причины:

1. Недостоверные сведения о недвижимости, использованные в процессе её оценки. При этом под недостоверностью следует понимать выявленное искажение (намеренное или случайное) информации о характеристиках, состоянии, местонахождении объекта. В частности, это могут быть:

  • Неправильное определение категории или вида использования.
  • Игнорирование индивидуальных показателей, негативно влияющее на его действительную стоимость.
  • Недобросовестность коммерческих оценщиков.
  • Неполнота и неточность данных кадастра.

2. Необходимость установить в отношении объекта его рыночную стоимость на дату, по состоянию на которую был получен результат оценки ГКН.

Федеральный закон позволяет оспорить стоимость в комиссии по рассмотрению спорных ситуаций при Росреестре или в суде общей юрисдикции.

Стороны спора

Подать заявление о пересмотре результата определения кадастровой стоимости могут следующие лица:

  • Собственники объектов недвижимости, в том числе долевые.
  • Лица, владеющие участками на праве постоянного пользования или наследуемого владения.
  • Арендаторы недвижимого имущества при условии, что размер платы рассчитывается исходя из цены, указанной в госкадастре.
  • Бывшие владельцы недвижимости, если сведения ГКН как-то затрагивают их интересы, как налогоплательщиков.

При обращении в суд в качестве административного ответчика указывают одного из субъектов:

  • Орган (министерство, департамент, управление) исполнительной власти, утвердивший результаты кадастровой оценки, и орган, проводившие её.
  • Органы, обладающие полномочиями по исправлению кадастровой или технической ошибок. Они указываются в исках об оспаривании результатов оценки в связи с недостоверной информацией об объекте оценки.

Как показывает практика, надлежащим ответчиком будет являться Департамент (Министерство) имущественных отношений региона. Также к делу потребуется привлекать третьих лиц. Ими могут быть:

  • Министерство экологии и природопользования (природных ресурсов) субъекта РФ.
  • Территориальное отделение Росреестра.
  • Филиал Федеральной кадастровой палаты по региону.
  • Администрация муниципального района или сельского поселения,
  • ИФНС России по области/краю/республике.

Порядок обращения в комиссию

В соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития России, комиссии формируются и действуют при Территориальных Отделах (ТО) Росреестра субъектов РФ.

Комиссия имеет следующий состав:

  • Представители органов исполнительной власти региона.
  • Уполномоченные сотрудники ТО Росреестра.
  • Делегаты от союза предпринимателей.
  • Члены СРО оценщиков.

В комиссию направляется заявление с указанием причин, по которым показатели ГКН должны быть скорректированы. Форма заявлений о пересмотре кадастровой стоимости приведена ниже.

Заявление не рассматривают в случае:

  • Отсутствует документы, необходимые для разрешения спора, либо они поданы в неприемлемом виде (ксерокопия, с письменными исправлениями и т.д.).
  • Пропущен срок давности. В образцах заявлений по пересмотру кадастровой стоимости по этому основанию истцы ссылаются обычно на то, что срок начал течь с момента, когда им стало известно о неправильной цене в ГКН.
  • Оспариваемая цена недвижимости объекта ранее была установлена равной рыночной.

Обращение рассматривается в течение календарного месяца со дня поступления. О дате проведения заседания комиссии заявителя должны уведомить заранее. Он также вправе присутствовать и устно пояснить свои доводы. После рассмотрения заявления, изучения документов и доводов комиссия решает вопрос о пересмотре кадастровой цены или об отказе в удовлетворении требований. В случае положительного решения в ФГБУ «ФКП Росреестра» направляется соответствующее уведомление.

Заявитель вправе обжаловать отказ комиссии в судебном порядке.

Перечень документов

В зависимости от способа изменения кадастровой стоимости различается набор документов, требуемых для подтверждения своих требований.

При обращении в комиссию при Территориальном отделе Росреестра потребуется:

  • Правоустанавливающий документ на предмет оценки. В ЕГРП на момент подачи заявления должна присутствовать запись о наличии права заявителя.
  • Справка о результате оценки (выписка из ЕГРН). Также кадастровую стоимость в Росреестре можно узнать путём заказа справки о стоимости объекта, кадастрового паспорта.
  • Доказательства недостоверности сведений, которые учитывались при определении его стоимости в ГКН.

При обращении в комиссию экспертное заключение о рыночной цене объекта недвижимости необязательно.

Более объёмный пакет документов необходимо собрать при пересмотре стоимости в судебном порядке. В него, помимо перечисленных выше, входят:

1. Заявление по пересмотру кадастровой стоимости объекта недвижимости, составленное с учётом ст. 125 КАС РФ. В частности, документ должен содержать:

  • Сведения о заявителе и ответчике, включая известные контактные данные.
  • Описание объекта, цена которого пересматривается.
  • Указание на нарушенную норму права, пояснение обстоятельств, обосновывающих мнение истца.

2. Заключение эксперта (оценщика) о величине рыночной стоимости на бумажном носителе, а также в электронном виде.

3. Подтверждение допущенной в процессе ГКО технической ошибки.

4. Решение комиссии (при наличии).

5. Квитанция (платёжное поручение) об оплате госпошлины. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ административный истец обязан внести денежные средства за каждый объёкт, стоимость которого оспаривается.

Особенности заявления о пересмотре стоимости недвижимости в судебном порядке

При оспаривании цены необходимо правильно формулировать претензии. В своём заявлении в суд о пересмотре кадастровой стоимости заинтересованное лицо может выдвинуть одно из следующих требований:

1. Установить в отношении недвижимости цену аналогичную рыночной. Дела по таким обращениям рассматриваются по правилам гл. 25 КАС РФ.

2. Изменить кадастровую цену в связи с выявлением недостоверной информации, которую использовали в процессе ГКО.

3. Оспорить (отменить полностью или частично) решения комиссии. Дело разрешают с учётом норм гл. 22 и 25 КАС РФ.

Суды особо отмечают, что пересмотр кадастровой стоимости земельных участков не может быть совмещён с имущественными требованиями (пересмотр налоговых или арендных платежей, взыскание ущерба).

Ниже представлен образец заявления о пересмотре кадастровой стоимости, составленного с учётом требований КАС РФ и Постановлений Пленума ВС РФ.

Приведённая форма позволяет составить обращение как по вопросу изменения кадастровой цены на рыночную, так и в случае обнаружения технической ошибки или недостоверности.

Процедура рассмотрения обращения

Судебные дела по пересмотру кадастровой стоимости рассматриваются по правилам административного судопроизводства в судах регионального уровня (верховный суд республики, областной суд и др. ). Иск об изменении цены недвижимости в связи с недостоверностью сведений должен быть рассмотрен в течение 2 месяцев, а дело об оспаривании решений комиссии - в 1 месяц.

В процессе рассмотрения дела заявитель должен подтвердить все свои доводы, изложенные в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости. В подобного рода спорах главная роль в доказывании отводится письменным свидетельствам - документам, фотографиям, а также заключениям приглашённых специалистов.

После завершения процесса вступившее в силу решение суда позволит внести изменения в ЕГРП.

Об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (образец)

При самостоятельном составлении административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, имейте ввиду, что в предоставленном образце изложены различные варианты написания иска исходя из конкретной ситуации, поэтому необходимо выбрать варианты подходящие Вам, а ненужные удалить. Если возникли затруднения или сомнения при составлении искового заявления, то следует обратиться к профессиональному юристу за консультацией.

В ________________________ (суд субъекта РФ)

Административный истец: _____ (Ф.И.О.) _____

Представитель Административного истца: __ (Ф.И.О.) __

адрес: ____________________________________,

телефон: __________________________________,

эл. почта: _________________________________

Административный ответчик: _ (наименование) _

адрес: ____________________________________,

телефон: __________________________________,

эл. почта: _________________________________

Госпошлина: _________________________ руб.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

Административному истцу на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — Земельный участок). Права Административного истца на Земельный участок подтверждаются нотариально заверенной копией правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа (свидетельство о (до 15.07.2016)/свидетельство о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 01.01.2017)/иные документы).

В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования Московской области/другого органа власти от «___» ________ _____ г. N _____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель __________ по состоянию на «___» ________ _____ г.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) кадастровая стоимость Земельного участка составляет ______ (__________) руб., что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____ (до 01.01.2017)/выпиской из ЕГРН о земельного участка (с 01.01.2017), а также кадастровым паспортом Земельного участка от «___» ________ _____ г. (до 01.01.2017)/кадастровой выпиской/выпиской из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащей сведения о кадастровой стоимости Земельного участка (до 01.01.2017)/выпиской из ЕГРН (с 01.01.2017)/письмом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданным Административному истцу/ответом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другими документами.

Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на «___» ________ _____ г. составляет ______ (__________) руб., о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.

Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Кадастровая стоимость Земельного участка определена неверно, поскольку:

— при ее определении использованы недостоверные сведения о Земельном участке, а именно: сведения о Земельном участке неправильно указаны в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке/оценщик неправильно определил условия, влияющие на стоимость участка/оценщик неправильно применил данные при расчете кадастровой стоимости Земельного участка/другое. Об этом свидетельствуют следующие документы: ________.

— допущена кадастровая ошибка (до 01.01.2017)/ошибка (с 01.01.2017), повлиявшая на размер кадастровой стоимости Земельного участка, о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

— допущена техническая ошибка (до 01.01.2017)/ошибка (с 01.01.2017), которая повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости Земельного участка в государственный кадастр недвижимости (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017), о чем свидетельствуют следующие документы: _______.

Неверное определение кадастровой стоимости Земельного участка нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога/неверное определение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Согласно ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С 01.01.2017: согласно п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

До 01.01.2017: согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости среди прочих сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) определен порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Согласно ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С 01.01.2017: на основании абз. 3, 4 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

До 01.01.2017: на основании абз. 3, 4 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

С 01.01.2017: в силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

До 01.01.2017: в силу абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с 01.01.2017), п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017), ст. ст. 125, 126, 245, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

  1. Установить кадастровую стоимость Земельного участка в размере его рыночной стоимости ______ (__________) руб.
  2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) в качестве кадастровой стоимости Земельного участка его рыночную стоимость в размере ______ (__________) руб.
  1. Изменить кадастровую стоимость Земельного участка, установив ее в размере ______ (__________) руб.
  2. Обязать Административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) кадастровую стоимость Земельного участка в размере ______ (__________) руб.

«___» __________ ____ г.

Административный истец (представитель):

________________/________________________________/

(подпись) (Ф.И.О.)

Приложения:

  1. Доказательства, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок: нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на Земельный участок (свидетельство о праве собственности на Земельный участок от «___» ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/свидетельство о государственной регистрации права от «___» ______ ___ г. N ___ (до 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 15.07.2016)/выписка из Единого государственного реестра недвижимости N _____, выданная «___» ________ _____ г. (с 01.01.2017)/другие документы, подтверждающие права Административного истца на Земельный участок).
  2. Доказательства, подтверждающие кадастровую стоимость Земельного участка: кадастровая справка о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____ (до 01.01.2017)/выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка (с 01.01.2017) (кадастровый паспорт Земельного участка от «___» ________ _____ г. (до 01.01.2017)/кадастровая выписка/выписка из ГКН от «___» ________ _____ г. N _____, содержащая сведения о кадастровой стоимости Земельного участка (до 01.01.2017)/выписка из ЕГРН (с 01.01.2017)/письмо Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г., выданное Административному истцу/ответ Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г./другие документы).
  3. Доказательства, подтверждающие рыночную стоимость Земельного участка: отчет независимого оценщика ________ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «___» ________ _____ г. N _____, подтвержденный положительным экспертным заключением _____________ от «___» ________ _____ г. N _____/другие документы.
  4. Доказательства, подтверждающие неверно определенную кадастровую стоимость Земельного участка: документы, подтверждающие недостоверные сведения о Земельном участке/документы, подтверждающие наличие кадастровой ошибки (до 01.01.2017)/документы, подтверждающие наличие технической ошибки (до 01.01.2017)/документы, подтверждающие наличие ошибки (с 01.01.2017)/другие документы.
  5. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов Административному ответчику.
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины.
  7. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который не является адвокатом: доверенность представителя от «___» ______ ___ г. N ___; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя (ст. 55 КАС РФ).
  8. Документы для представителя Административного истца, подписавшего административное исковое заявление, который является адвокатом: ордер от «___» ______ ___ г. N ____, выданный адвокатским образованием; доверенность от «___» ______ ___ г. N ___ (в случаях, предусмотренных КАС РФ) (ст. ст. 55, 57 КАС РФ).