Федерального закона от 29.07 98 135 фз. Закон об оценочной деятельности

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В отчете должны быть указаны:

Дата составления и порядковый номер отчета;

Основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

Сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

Сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика в соответствии с требованиями статьи 16 настоящего Федерального закона;

Цель оценки;

Точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и при наличии балансовая стоимость данного объекта оценки;

Стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

Последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата;

Дата определения стоимости объекта оценки;

Перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, отчет подлежит опубликованию в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.


Судебная практика по статье 11 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ

    Определение от 22 марта 2019 г. по делу № А40-177996/2017

    Следует из судебных актов и материалов дела, решением антимонопольного органа по делу № 111176/003016 общества «ПродСнаб» и «Колос» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что выразилось в заключении соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на...

    Определение от 21 марта 2019 г. по делу № А40-35866/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Как усматривается из судебных актов, предприниматель обратился в антимонопольный орган с жалобой на нарушение обществом статей 11 и 11 . 1 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что выразилось в навязывании в договоре поставки невыгодных...

    Определение от 14 марта 2019 г. по делу № А06-9347/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    От 07.05.2018 по делу № А069347/2017, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13. 11 . 2018 по тому же делу по заявлению государственного предприятия Астраханской области «Пассажирское автотранспортное предприятие № 3» о признании незаконными и отмене решения и постановления Управления Федеральной антимонопольной службы...

    Решение от 8 октября 2018 г. по делу № А11-13036/2017

    Арбитражный суд Владимирской области (АС Владимирской области)

    Наложении ареста на имущество должника; от 30.08.2017 об участии в исполнительном производстве специалиста; от 05.10.2017 о принятии результатов оценки; от 03. 11 . 2017 о передаче арестованного имущества на торги (уточнение от 06.09.2018), при участии представителей от ООО "ГазЭлектроСтрой" – Лануцкого А.А., по доверенности от 19.02.2018 № ...

    Постановление от 2 октября 2018 г. по делу № А45-36813/2017

    Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)

    Новосибирской области (630005, г. Новосибирск, пр. Красный, 86/1, ОГРН 1045402545825, ИНН 5406299260) о признании действий по снятию ареста незаконными, признании незаконным постановления от 05. 11 . 2015 об отмене мер о запрете регистрационных действий в отношении имущества, признании незаконным постановления от 30.12.2015 № 101832/13/06/54. В судебном заседании приняли участие: ...

    Решение от 1 октября 2018 г. по делу № А26-7309/2018

    Арбитражный суд Республики Карелия (АС Республики Карелия)

    Карелстроймонтаж», ООО «МОНА», ООО «ЭСТ-СТРОЙ» и группы лиц в составе ООО «ДВМ» и ООО «Спорт-Сити» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Впоследствии к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика было привлечено...

    Решение № 3А-713/2018 3А-713/2018~М-390/2018 М-390/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 3А-713/2018

    Тульский областной суд (Тульская область) - Гражданские и административные

    Как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса. Законом Тульской области от 24. 11 . 2003 года № 414-ЗТО (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Тульской области установлен и введен налог на имущество организаций. В соответствии со статьей 1-1 данного...

    Определение от 26 марта 2019 г. по делу № А78-19656/2017

    Суд. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 387-391 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.18 , 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), пришли к выводу о законности...

    Определение от 13 марта 2019 г. по делу № А73-8238/2018

    Верховный Суд Российской Федерации

    Передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Возможность пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости установлена статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – закон № 135-ФЗ). В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального...

    Решение № 3А-47/2018 3А-47/2018~М-51/2018 М-51/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 3А-47/2018

    Кировский областной суд (Кировская область) - Гражданские и административные

    Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.05.2018 г. кадастровая стоимость здания главного корпуса с кадастровым номером № по состоянию на 24.02.2014 г. определена в размере. Часть 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской...

    Решение № 3А-437/2018 3А-437/2018~М-201/2018 М-201/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 3А-437/2018

    Рязанский областной суд (Рязанская область) - Гражданские и административные

    Налога на имущество физических лиц (в том числе и нежилые помещения), подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, поставлена в зависимость от кадастровой стоимости объектов налогообложения. Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов...

    Решение № 3А-1508/2018 3А-1508/2018~М-932/2018 М-932/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 3А-1508/2018

    Самарский областной суд (Самарская область) - Гражданские и административные

    Аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поскольку выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости. Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами...

    Решение № 3А-971/2018 3А-971/2018~М-1025/2018 М-1025/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 3А-971/2018

    Краснодарский краевой суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Картографии» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости земельных участков: с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей; с кадастровым номером <...> – <...> рублей. В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, ... ...2016 года составляет <...> рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 декабря 2017 года. В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, ...

  • Решение № 3А-718/2018 3А-718/2018~М-397/2018 М-397/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 3А-718/2018

    Обстоятельства. Поскольку, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ и абзаца 3 ч. 11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость, суд приходит к...

    Решение № 3А-721/2018 3А-721/2018~М-389/2018 М-389/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 3А-721/2018

    Тульский областной суд (Тульская область) - Гражданские и административные

    Единый государственный реестр недвижимости 29.12.2016 года, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от <...>. Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания...

    Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации

    Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

    Статья 3. Понятие оценочной деятельности

    Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

    Статья 5. Объекты оценки

    Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки

    Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки

    Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Глава II. Основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления

    Статья 9. Основания для проведения оценки объекта оценки

    Статья 10. Обязательные требования к договору

    Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки

    Статья 12. Достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения

    Статья 13. Оспоримость сведений, содержащихся в отчете

    Статья 14. Права оценщика

    Статья 15. Обязанности оценщика

    Статья 16. Независимость оценщика

    Статья 17. Страхование гражданской ответственности оценщиков

Глава III. Регулирование оценочной деятельности

    Статья 18. Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации

    Статья 19. Функции уполномоченных органов

    Статья 20. Стандарты оценки

    Статья 21. Профессиональное обучение оценщиков

    Статья 22. Саморегулируемые организации

    Статья 23. Лицензирование оценочной деятельности

    Статья 24. Требования к лицензированию оценочной деятельности

Глава IV. Заключительные положения

    Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации регулируют оценочную деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Статья 3. Понятие оценочной деятельности

Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

    одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

    стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

    объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

    цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

    платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:

    отдельные материальные объекты (вещи);

    совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

    право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

    права требования, обязательства (долги);

    работы, услуги, информация;

    иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.

Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки

В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее - договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и других.

Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

    при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

    при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

    при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

    при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

    при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы (фонды) юридических лиц,

    при национализации имущества;

    при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

    при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

    при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

    при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества, а также на отношения, возникающие в случае распоряжения государственным или муниципальным имуществом при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, и в случаях, установленных Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".

Основным законодательным актом, регулирующим оценочную деятельность в нашей стране, является Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Первая глава закона устанавливает общие положения, являющиеся основополагающими и принципиальными для оценочной деятельности.

Согласно статье 2 первой главы Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Статья 3 устанавливает само понятие оценочной деятельности. Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Далее, здесь же раскрывается понятие важнейшей экономической категории – рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

Одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

Объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

Платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В соответствии со статьей 4 субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).

К объектам оценки относятся:

Отдельные материальные объекты (вещи);

Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

Право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

Права требования, обязательства (долги);

Работы, услуги, информация;

Иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных законом.

Статья 8 определяет случаи, когда оценка объектов обязательна.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

При определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

При использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям в качестве предмета залога;

При продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

При переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

При передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц, а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

При национализации имущества;

При ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

При составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

При проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

Во второй главе закона устанавливаются основания для осуществления оценочной деятельности и условия ее осуществления.

Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком. Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

Основания заключения договора;

Вид объекта оценки;

Вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;

Денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;

Сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В договор в обязательном порядке включаются сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием порядкового номера и даты выдачи этой лицензии, органа, ее выдавшего, а также срока, на который данная лицензия выдана.

Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 11 предъявляет общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки.

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В отчете должны быть указаны:

Дата составления и порядковый номер отчета;

Основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

Местонахождение оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества;

Точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

Стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

Последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

Дата определения стоимости объекта оценки;

Перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, а также подписан оценщиком - индивидуальным предпринимателем или работником юридического лица, который соответствует требованиям статьи 24 этого же закона, и осуществил оценку объекта оценки, и его руководителем.

В соответствии со статьей 14 оценщик наделен следующими правами:

Применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

Требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

Получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

Запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

Привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

Отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

Требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда.

Обязанности оценщика установлены в статье 15. Оценщик обязан:

Соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, а также принятых на его основе нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

Сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки объекта оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки объекта оценки;

Обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки объекта оценки;

Предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;

Предоставлять по требованию заказчика лицензию на осуществление оценочной деятельности, страховой полис и документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;

Не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки объекта оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Хранить копии составленных отчетов в течение трех лет;

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или информацию из них правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.

Одним из важнейших положений закона являются требования к независимости оценщика.

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

В отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

Оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

Одним из условий осуществления оценочной деятельности является страхование гражданской ответственности оценщиков , общие положения которого определяются статьей 17 закона. Под страховым случаем понимается причинение имущественного вреда третьим лицам, явившееся следствием ненадлежащего исполнения оценщиком своих обязанностей. Под ненадлежащим исполнением чаще всего при страховании понимают:

Непреднамеренную небрежность (ошибку, упущение) в процессе оценки, приведшую к искажению результатов оценки;

Несвоевременное представление отчета об оценке объекта оценки;

Непреднамеренное разглашение конфиденциальных сведений в процессе проведения оценки;

Непреднамеренные ошибки при измерениях и расчетах;

Непреднамеренная утрата и порча имущества (документов, материалов и т.п.) во время выполнения работ.

Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования. Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.

Страхование гражданской ответственности оценщиков может осуществляться в форме заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки.

Страховым случаем признается причинение имущественного вреда третьим лицам, установленное вступившим в законную силу решением судебных органов. Не признается страховым случаем событие, возникшее вследствие умысла, проведения оценки без лицензии, отсутствия договора между оценщиком и его заказчиком или признания этого договора недействительным. При признании факта наступления страхового случая страховая компания составляет акт и производит выплату страхового возмещения в размере убытков, понесенных третьими лицами в результате действий оценщика и установленных в судебном порядке, но не более страховой суммы, устанавливаемой договором.

В практике российской оценочной деятельности страховые суммы имеют большой разброс – от 100 000 руб до 15 000 000 руб. Все зависит от конкретного оценщика и схемы страхования. Вместе с тем, наиболее типичными для оценки является страхование ответственности на один год в целом на все виды деятельности. При определении страховой премии страховщики учитывают «историю» оценщика. Размер страховой премии колеблется от 0,3% до 2% в зависимости от компании – страховщика, страховой суммы и конкретных условий страхования. Чем меньше страховая сумма, тем выше страховые премии страховщика. Например, при страховании гражданской ответственности оценщика на 500 000 руб, типичной в большинстве случаев страховой премией будет – 1%, т.е. оценщик заплатит страховщику 5000 рублей для заключения договора.

Документом, подтверждающим наличие страховки, является полис или договор страхования.

Глава III закона определяет вопросы регулирования оценочной деятельности. Контроль за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Его функциями являются:

Контроль за осуществлением оценочной деятельности;

Регулирование оценочной деятельности;

Взаимодействие с органами государственной власти по вопросам оценочной деятельности и координация их деятельности;

Согласование проектов стандартов оценки;

Согласование перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку оценщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительно к государственному регулированию саморегулирование оценочной деятельности осуществляется саморегулируемыми организациями оценщиков и распространяется на членов таких саморегулируемых организаций.

В целях саморегулирования оценочной деятельности оценщики вправе объединяться в ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации. Саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

Защищать интересы оценщиков;

Содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

Содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

Разрабатывать собственные стандарты оценки;

Разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

Требованиями к осуществлению оценочной деятельности для физического лица являются:

Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

Наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.

Требованиями к осуществлению оценочной деятельности для юридического лица являются:

Соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;

Государственная регистрация в качестве юридического лица;

Наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.