Источники. Классификация административно-правовых отношений

Система элементов механизма административно-правового регулирования - совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих информационно-правовое единство в целях упорядочивающего воздействия и устойчивого развития управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти , государственного управления и иных регулируемых административными правовыми нормами управленческих отношениях.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

  1. нормы административного права , регламентирующие принципы организации и деятельности органов исполнительной власти , государственного управления ; формирование целей, постановки задач; определение функций, компетенции органов исполнительной власти , государственного управления, содержащихся в Конституции РФ , ФКЗ, ФЗ, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ , а также аналогичные нормативные акты на уровне субъектов РФ и другие нормативные акты, принятые полномочными органами государственной власти и управления;
  2. акты толкования норм административного права , как правило, Конституционным Судом РФ , другими судебными органами власти;
  3. индивидуальные акты;
  4. акты применения норм административного права (акты применения в отличие от обычных индивидуальных актов, реализуют юрисдикционные (подведомственные) властные полномочия);
  5. административно-правовые отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления - это прежде всего урегулированные нормами административного права полномочия, функции, задачи, формы, методы в деятельности субъектов права .

Особое значение в системе элементов механизма административно-правового регулирования занимает правосознание граждан , методы убеждения и административного принуждения . Правосознание как совокупность идей, взглядов, мнений, выражающих определенные отношения людей, их социальных групп к нормам права, правоприменительной деятельности, законности , правосудию , их мнения о правомерности или неправомерности этих видов юридических отношений.

Процесс административно-правового регулирования - последовательное воздействие правовых методов и средств для достижения целей регулирования поведения участников управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти

Административно-правовые нормы: понятие и структура

Особое значение в функционировании системы механизма административно-правового регулирования имеют правовые акты, которые включают в себя понятие нормативных и индивидуальных актов.

Система административных нормативно-правовых актов - взаимосвязанная и взаимозависимая совокупность норм и правил, выраженная в форме административных норм, обеспеченных мерами убеждения и государственного принуждения.

Особенности системы административных нормативно-правовых актов состоят в том, что они находятся в соподчиненной взаимосвязи друг с другом, тип связи определяется юридической силой этих актов.

Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю.

Поощрение - публичное признание заслуг лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.

Классификация административно-правовых норм

  1. материальные - регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав , обязанностей, задач, функций и полномочий;
  2. процессуальные - регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях , вынесение решения о виде административного наказания , порядок обжалования решения и порядок исполнения решения.

3. По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений:

  1. обязывающие;
  2. уполномочивающие;
  3. запрещающие;
  4. стимулирующие;
  5. согласительные.

4. По форме предписания административно-правовые нормы бывают:

  1. категорические (императивные);
  2. рекомендательные;
  3. диспозиционные.

5. По способу действия:

  1. в пространстве - общероссийские, в пределах субъекта РФ , местные правовые акты и др.;
  2. по времени - с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;
  3. по субъектам регулирования - в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц , государственных служащих , негосударственных учреждений.

Реализация административно-правовых норм

  1. соблюдение;
  2. исполнение;
  3. использование;
  4. применение.

Наиболее широко используемая форма реализации - это соблюдение права , т. е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.

Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность.

Использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти , государственного управления .

Применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти , государственного управления.

Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.

Требования к применению норм административного права:

1. Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти , государственного управления.

2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме права и в связи с конкретными условиями ее реализации. Субъекты управления должны осуществлять свои функции и задачи с минимально возможными затратами ресурса.

3. Обоснованность применения нормы на основе достоверных фактов. Обоснованность назначения административного наказания исчерпывающе регламентирована в КоАП.

4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена:

а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм;
б) рациональным разделением труда между субъектами отношений;
в) обоснованным распределением полномочий и компетенции между субъектами административно-правовых отношений ;
г) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий;
д) использованием передового опыта.

5. Целесообразность применения норм административного права объясняется характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение цели, заложенной в законе.

6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулирования, так как позволяет реализовать каждому свои права, свободы, законные интересы в любой не запрещенной законом сфере деятельности.

Критерии:

1. юридическое содержание

1) административно-обязывающие(ПДД)

2) административно-запрещающие(запрет для гос.сл.)

3) административно- управомочивающие(права сотр мил)

4))административно-декларативные(принципы гос сл)

5) административно-дефинитивные(формулировки»оружие»

2. В зависимости от служебной роли

Нормы материальногоадминистративного права(права, обяз отв)

Нормы процессуального административного права(процедура, сроки – пр жалоба)

3. Подействию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные , то есть с заранее определенным сроком действия, и бессрочные , не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены или изменения. Кроме того, можно выделить временные нормы.

4. В зависимости откруга лиц

1) общие 2)специальные

5. Попределу действия в пространстве

а) общероссийские (федеральные),

б) субъектов Российской Федерации

в) муниципальные

г) ограниченно-территориальные

д) локальные

6. В зависимости от регулируемого объема административно-публичной сферы

а) общие нормы

б) отраслевые

в) межотраслевые

3.3. Понятие, структура и виды
административно-правовых отношений

Под административно-правовым отношением (административным правоотношением) понимается общественное отношение, возникающее в административно-публичной сфере и урегулированное нормами административного права.

Административные правоотношения характеризуются следующими особенностями.

1. Административные правоотношения возникают только в административно-публичной сфере

2. Административное правоотношение представляет собой публично-юридическую связь между его участниками, основанную на соответствующих нормах административного права.

3. Административные правоотношения возникают и реализуются с непосредственным участием в них административных органов либо без их непосредственного участия, но под их контролем (надзором) – сотр мил – гражд.

4. В административных правоотношениях, в которых одним из участников является административный орган, а другим - физическое лицо -

организационная или функциональная подчиненность второго участника первому.

5. Административное правоотношение может возникать как по инициативе административного органа, так и по инициативе иного подчиненного участника этого отношения(регистр т.с.)

Структура

Любое административное правоотношение имеет внутреннюю структуру, которая включает в себя следующие элементы, характеризующие соответствующее правоотношение.

1. Объект административного правоотношения (то по поводу чего)

2. Субъекты (участники) их 2 вида:


а) индивидуальные субъекты

б) организации

В зависимости от места и роли:

а) властвующие субъекты

б) невластвующие субъекты

Субъектом административного правоотношения может являться только тот индивидуальный субъект или организация, которые обладают административной правосубъектностью , то есть способностью быть участником данного правоотношения. Административная правосубъектность включает в себя три элемента:

а) административная правоспособность - это способность субъекта иметь права и нести обязанности в административно-публичной сфере

б) административная дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, посредством своих собственных действий осуществлять права и исполнять обязанности в административно-публичной сфере

в) административная деликтоспособность - это способность субъекта нести предусмотренную нормами административного права дисциплинарную, административную и иную публично-правовую ответственность за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения

Основаниями возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений, как и любых других правоотношений, являются юридические факты:

1. Юридические действия(жалобы лицензии ходат справки)

2. Юридические события (по мимо воли-смерть стих бедст)

Классификация

Критерии

1.В зависимости от внешних границ осуществления административно-публичной деятельности , в пределах которых возникают административные правоотношения, можно выделить три вида таких правоотношений :

1) внутриорганизационные административные правоотношения (вн пр-ва)

2) внутрисистемные административные правоотношения (в сист ОВД)

3) надведомственные (внешневластные) – между прв. И пров-мым

2.В зависимости от характера организационно-правовой связи между участниками выделяют два вида административных правоотношений :

1) вертикальныеадминистративные правоотношения (подч адм органами, сотр. Мил и правонар)

2) горизонтальные (уч дор движ)

3.По целевому назначению административные правоотношения подразделяются на два вида:

1)административные правоотношения, возникающие в связи с решением положительных задач в административно-публичной сфере - административно-регулятивные правоотношения (предост. Прав, испол обяз)

2)административные правоотношения, возникающие в связи с решением задач обеспечения безопасности и правопорядка (контр-надз, привл к адм отв)

ТЕМА 3

4.1. Общая характеристика
административно-правового статуса
индивидуальных субъектов

Индивидуальными субъектами административных правоотношений являются физические лица, то есть граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений.

В структуру административно-правового статуса индивидуального субъекта можно включить следующие элементы:

а) место и роль индивидуального субъекта в системе административных правоотношений;

Властвующие индивидуальные субъекты

Невластвующие индивидуальные субъекты

б) общие и специальные административные права , имеющиеся у индивидуального субъекта в системе административных правоотношений

Общие: право на обращение в административные органы с заявлениями и жалобами, право на получение от административных органов необходимой для них информации, право на получение в компетентных административных органах заграничного паспорта, право поступления в государственные образовательные учреждения на конкурсной основе и т.п.

Специальные:(чинуши) - властные юридически значимые действия, (пр. - издавать в отношении них нормативные и (или) индивидуальные правовые акты)

в) общие и специальные административные обязанности, возложенные на индивидуального субъекта в системе административных правоотношений

Общие – для всех (ПДД), спец. – для чинуш или воен или вод.

г) ограничения общих и специальных административных прав , принадлежащих индивидуальному субъекту в системе административных правоотношений

(лиш прав, анул лицензии)

д) юридическая ответственность за совершение индивидуальным субъектом правонарушений в административно-публичной сфере

два вида правонарушений - административные и дисциплинарные

Входящие в структуру административно-правового статуса индивидуальных субъектов административные права, обязанности и юридическая ответственность могут быть реализованы этими лицами только при наличии у них административной правосубъектности ( (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности)

Общая административная правоспособность индивидуального субъекта, то есть его способность иметь общие административные права и нести общие административные обязанности (рожд – смерть)

Специальная административная правоспособность индивидуального субъекта, то есть его способность иметь специальные административные права и нести специальные административные обязанности (должность, права – лишение)

Общая административная дееспособность индивидуального субъекта, то есть его способность самостоятельно, своими собственными действиями осуществлять общие административные права и исполнять общие административные обязанности (18л, за искл. Брак – 16, мотто – с16 частичная деесп)

Специальная административная дееспособность (с назн. На должн-ть)

Общая административная деликтоспособность , то есть способность нести предусмотренную нормами административного права административную и дисциплинарную ответственность (с 16л, дисципл – раньше)

Специальная административная деликтоспособность (сназн на дол)

Основные общие административные права граждан РФ

1) право на государственную регистрацию в органах ЗАГС актов гражданского состояния (рождения, брака, смерти, изменения фамилии и т.п.);

2) право на выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;

3) право поступления на государственную службу, в том числе на военную и правоохранительную, при соответствии установленным законодательством РФ требованиям, предъявляемым к замещению той или иной государственной должности;

4) право на создание общественных и религиозных объединений и участие в их деятельности;

5) право на организацию массовых публичных мероприятий (собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и т.п.) и участие в них;

6) право на получение бесплатного образования, медицинского и социального обслуживания в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ;

7) право на управление транспортными средствами после сдачи в установленном порядке соответствующих квалификационных экзаменов;

8) право на занятие охотой после получения в установленном порядке соответствующего разрешения;

9) право на приобретение, ношение и хранение холодного и огнестрельного оружия после получения при соблюдении установленных законодательством условий соответствующего разрешения;

10) право на обращение в административные органы по различным вопросам с заявлениями и ходатайствами;

11) право на обжалование в вышестоящие административные органы действий (бездействия) и решений нижестоящих административных органов;

12) право на получение от компетентных административных органов информации по интересующим их вопросам.

. Основные общие административные обязанности граждан РФ .

1) обязанность соблюдать установленные законодательством правила поведения в общественных местах, правила проведения массовых общественных мероприятий;

2) обязанность соблюдать правила дорожного движения и безопасной эксплуатации транспортных средств;

3) обязанность соблюдать установленные правила пожарной безопасности;

4) обязанность соблюдать установленные санитарные нормы и правила, правила охраны окружающей среды;

5) обязанность соблюдать установленные правила охраны памятников истории и культуры;

6) обязанность соблюдать установленные правила проезда в городском и пригородном общественном транспорте, правила поведения в поездах дальнего следования, на борту воздушного, морского и речного судна;

7) обязанность соблюдать установленные правила регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания, паспортные правила;

8) обязанность получать в компетентных административных органах специальные разрешения (лицензии) на совершение определенных действий, например на перепланировку жилых помещений, на отстрел диких животных, на приобретение оружия и т.п.;

9) обязанность регистрировать в компетентных административных органах транспортные средства, огнестрельное и холодное оружие и другие объекты в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

10) обязанность представлять компетентным административным органам необходимую для их законной деятельности информацию, являться по их вызову для дачи объяснений по находящимся в их производстве делам об административных и иных публичных правонарушениях, исполнять законные требования и предписания этих органов;

11) обязанность своевременно и правильно уплачивать установленные действующим законодательством налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджет;

12) обязанность проходить в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, военную или альтернативную гражданскую службу, соблюдать правила воинского учета граждан.

4.2. Особенности административно-правового властвующих индивидуальных субъектов- должностных лиц

(для самост подг-ки)

Оценивая действующее федеральное законодательство и сложившуюся в юридической науке и конкретно в науке административного права ситуацию с пониманием должностного лица как субъекта правоотношений, представляется возможным сделать вывод о том, что термином «должностное лицо» следует обозначать не только государственных и муниципальных служащих, наделенных публично-властными полномочиями, но и работников негосударственных и немуниципальных организаций, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в этих организациях.

В этой связи можно выделить публичных (чинуша)

и частных (руководитель в негос и немун органе) должностных лиц.

И частно-публичные (руководитель в негос и немун органе, но действ от имени органа или гос-ва – нач портов, ж/д станций, капитаны)

1) властвующие должностные лица (руководители органов исполнительной власти, сотрудники милиции, государственные инспектора)

2)невластвующие должностные лица (руководители акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, общественных объединений)

3)управляющие должностные лица , то есть должностные лица, наделенные организационно-распорядительными полномочиями (губер)

4) охраняющие должностные лица , то есть должностные лица, наделенные правоохранительными полномочиями

4.3. Особенности административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей

(для самост)

В силу ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, то есть индивидуальной предпринимательской деятельностью

Особенности административно-правового статуса индивидуальных предпринимателей

1. Правовой статус индивидуального предпринимателя гражданин приобретает только после государственной регистрации

2. Индивидуальные предприниматели в отличие от обычных физических лиц наделяются:

специальные административные права представлять и защищать права и законные интересы своих работников в соответствующих административных органах;

заниматься отдельными видами деятельности, право на осуществление которых в соответствии с действующим законодательством может быть предоставлено только индивидуальным предпринимателям (арбитражное управление юридическими лицами, проверка технического состояния транспортных средств, оказание некоторых видов услуг и т.п.)

специальные административные обязанности:

соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарные и экологические нормы и правила, правила торговли и иные правила, регламентирующие порядок организации и осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, а также обеспечивать соблюдение указанных правил своими работниками;

своевременно и правильно исчислять и уплачивать в бюджет и в государственные внебюджетные фонды налоги, сборы и иные обязательные платежи, в том числе платежи во внебюджетные фонды за своих работников, являющихся застрахованными лицами;

получать в установленном законодательством порядке специальные разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности или на совершение отдельных действий, например на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, на транспортировку автомобильным транспортом опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов;

своевременно и в соответствии с установленными требованиями оформлять необходимую документацию на выполняемые в ходе предпринимательской деятельности операции с товарами, на оказываемые услуги и выполняемые работы (товаротранспортные накладные и справки к ним на алкогольную продукцию, сертификаты соответствия продукции, работ и услуг требованиям безопасности, гигиенические сертификаты и т.п.);

своевременно и в соответствии с установленными требованиями представлять в налоговые органы, органы государственного статистического учета, а также в иные административные органы соответствующие отчетные документы и сведения;

обеспечивать доступ должностных лиц контролирующих и надзорных органов на территорию и в помещения, используемые в ходе предпринимательской деятельности, представлять указанным должностным лицам необходимые для проверки документы и сведения, исполнять их законные требования и предписания

3. Индивидуальные предприниматели в отличие от обычных граждан обладают специальной административной деликтоспособностью (адм отв как долж лиц)

44. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан
и лиц без гражданства

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ.

Под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а под лицом без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

три вида:

а) временно пребывающие в РФ - это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

б) временно проживающие в РФ - это лица, получившие разрешение на временное проживание;

в) постоянно проживающие в РФ - это лица, получившие вид на жительство.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства в отличие от граждан РФ не вправе осуществлять некоторые права в административно-публичной сфере. В частности, указанные лица не имеют права:

а) избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ;

б) поступать на государственную службу, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и международными договорами РФ;

в) быть членами и участвовать в деятельности политических партий;

г) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

д) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

е) поступать на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;

ж) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Иностранные граждане не могут быть призваны также на военную службу или на альтернативную гражданскую службу.

2. Действующим федеральным законодательством установлены определенные ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в административно-публичной сфере. Эти ограничения сводятся, в частности, к следующему:

Может быть запрещен въезд в Россию;

Может быть ограничен выезд из Российской

Осуществлять на территории России трудовую деятельность только при наличии полученного в установленном порядке разрешения на работу;

Находиться на территории России только в течение установленного для них срока проживания или временного пребывания;

Не вправе посещать территории, организации и объекты на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение

Не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъектов РФ, на территории которых им разрешено временное проживание или избирать место своего проживания вне пределов указанных субъекта РФ;

Транзитный проезд иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ разрешается только по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Россией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов, или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.

3. Действующим законодательством РФ установлены специальные обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

Зарегистрироваться в территориальном орган Федеральной миграционной службы в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию, а также ежегодно перерегистрироваться в указанном органе (для лиц постоянно или временно проживающих в РФ);

Обязанность выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы, а также в случаях сокращения срока его проживания или временного пребывания, аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство;

Обязанность соблюдать установленные федеральным законом ограничения прав и свобод на территории Российской Федерации.

4. В случае нарушения правил пребывания и проживания на территории России к ним могут быть применены специальные меры административного принуждения

- Депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина или лица без гражданства в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. (ОВД)

- Административное выдворение является административным наказанием, применяемым за совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административных правонарушений Административное выдворение представляет собой принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина или лица без гражданства через государственную границу Российской Федерации за пределы России.

Глава 5

Организации как субъекты
административного права

5.1. Общая характеристика административно-правового статуса организаций

Организация как участник правоотношения вообще представляет собой внешне организационно и юридически выраженное образование, имеющее внутреннюю структуру, состоящее как из одного, так и из нескольких (многих) физических лиц, обладающее возможностью самостоятельно от своего имени вступать в урегулированные нормами права отношения с другими субъектами и являющееся носителем определенных прав и обязанностей в этих отношениях.

в административном праве неприемлимо отождествление терминов «юридическое лицо» (облад признаками ст 48 ГК РФ и вкл в Единый госреестр) и «организация» (может не обладать) – пр ОИВ, комиссии (адм ком)

К числу организаций, являющихся самостоятельными субъектами административных правоотношений, наряду с юридическими лицами можно отнести:

а) структурные подразделения органов исполнительной власти

б) территориальные подразделения органов исполнительной власти, не обладающие статусом юридического лица

в) административные органы, не обладающие статусом юридического лица, в частности различные государственные комиссии при орг власти или МСУ (по делам несоверш)

Любая организация, являющаяся субъектом административных правоотношений, обладает соответствующим административно-правовым статусом.

а) место организации в административно-публичной сфере, в том числе подведомственность (подчиненность) ее конкретному органу исполнительной власти либо иной вид юридической связи с органами исполнительной власти;

б) сфера, предмет, виды и деятельности организации;

в) цели создания и деятельности организации;

г) задачи, решаемые организацией в административно-пуб­личной сфере;

д) функции, выполняемые организацией в административно-публичной сфере;

е) общие и (или) специальные административные права (полномочия) организации в административно-публичной сфере;

ж) ограничения общих и (или) специальных административных прав (полномочий) организации в административно-публичной сфере;

з) общие и (или) специальные административные обязанности организации в административно-публичной сфере;

и) юридическая (административная и иная публично-правовая) общая или специальная ответственность организации за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения.

В зависимости от особенностей содержания перечисленных элементов можно выделить общий и специальный административно-правовые статусы организаций.

Общий административно-правовой статус организации представляет собой общую административно-правовую характеристику этой организации и включает в себя, в частности, наиболее общие административные права (полномочия), ограничения этих прав, административные обязанности этой организации и общие условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. (с мом создания, регистрации – Одновременно возникает и общая административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность).

Специальный административно-правовой статус организации представляет собой специальную административно-правовую характеристику этой организации и включает в себя, в частности, специальные административные права (полномочия), ограничения этих прав (полномочий), административные обязанности этой организации и специальные условия привлечения ее к юридической ответственности за совершенные в административно-публичной сфере правонарушения. (органы исполнительной власти и некоторые виды государственных учреждений, наделенные отдельными внешними государственно-властными полномочиями, в частности учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные управления автомобильных дорог, администрации морских рыбных портов, исполнительные) – с мом утв положения, устава и рег как юр лица

Все организации, участвующие в административных правоотношениях, могут быть подразделены на виды по следующим основным, принципиальным именно для административного права критериям.

В зависимости от того, кем созданы, на какой форме собственности основаны и от чьего имени действуют организации, участвующие в административных правоотношениях, представляется возможным выделить три группы таких организаций

1. Государственные организации (государственные органы, государственные учреждения, государственные унитарные и казенные предприятия.)

Властвующие и невлавств ; находящиеся в непосредственном ведении соответствующих органов исполнительной власти и подчиненные им. (лечебно-профилактические учреждения, учреждения исполнения наказаний, а также казенные предприятия._ не находящиеся

в непосредственном ведении соответствующих органов исполнительной власти и не подчиненные им,(государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственные унитарные предпри)

2. Муниципальные организации (органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения)

То же что для гос-

3. Частные организации (кооп ОАО ОООитд) - только в качестве невластвующих субъектов

В зависимости от целей создания и деятельности:

Коммерческие организации (все предпр)

Некоммерческие (образовательные учреждения, культурные, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты)

ТЕМА 4

Глава 6

Административные органы
как субъекты административного права

6.1. Понятие и основы административно-правового статуса
административных органов

В качестве властвующих субъектов, осуществляющих государственное управление, в науке административного права называются органы государственного управления и органы исполнительной власти. При этом не проводится четкого разграничения между органами исполнительной власти и иными органами государственного управления.

Понятие «административный орган» в отечественной административно-пра­вовой литературе до недавнего времени вообще не использовалось.

В этой связи представляется, что с учетом предложенного нами понимания административно-публичной деятельности в целях отграничения субъектов, осуществляющих эту деятельность, от органов, осуществляющих законотворчество и правосудие, следует ввести в понятийный аппарат административно-правовой науки понятие «административный орган».

Под административным органом , с нашей точки зрения, следует понимать созданную в установленном административным законодательством порядке государственную или муниципальную организацию, а также индивидуального субъекта, которая (который) уполномочена (уполномочен) на осуществление в пределах предоставленной ей (ему) компетенции административно-публичной деятельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и наделена (наделен) соответствующими административными полномочиями нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.

они обладают некоторыми специальными признаками , по которым их можно отграничить от невластвующих субъектов административных правоотношений, а также от иных государственных органов и органов местного самоуправления, не являющихся административными органами.

1. Административный орган - этоорганизация, образуемая государством или муниципальным образованием, либо уполномоченный им в порядке установленном законодательством индивидуальный субъект, действующие в административных правоотношениях от их имени в целях реализации общих (публичных) интересов Российской Федерации, соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

2. Административный орган в отличие от иных субъектов административного права, то есть иных физических лиц и организаций является властвующим субъектом административных правоотношений

3. Административный орган функционально создается для осуществления административно-публичной деятельности внутренней и (или) внешней направленности, которая является для него единственным или одним из видов деятельности (не могут осуществлять законодательную и судебную деятельность, но могут оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность – МВД)

4. Каждый административный орган имеет собственную компетенцию в административно-публичной сфере, то есть административную компетенцию.

5. Административный орган наделяется необходимыми ему для реализации имеющейся у него компетенции административными полномочиями, то есть административными правами нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.

6. Административный орган, как правило, входит в иерархически построенную систему соответствующих административных органов с подчинением нижестоящих органов вышестоящим

7. Административный орган, являющийся организацией, имеет структуру, в которую включаются внутренние подразделения этого органа (управления, департаменты, отделы, отделения и т.п.),

8. Финансирование административного органа в зависимости от того, кем он создан или кем уполномочен на осуществление административно-публичной деятельности осуществляется соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или бюджета муниципального образования.(за искл индивид – пр Ж/Д)

9. Административный орган реализует предоставленную ему компетенцию посредством использования специальных административно-правовых методов и форм осуществления административно-публичной деятельности (методы административного регулирования, административного наблюдения (контроля, надзора), административного ограничения, административного принуждения и административного арбитрирования)

Классификация административных правоотношений предусматривает выделение их определенных видов в зависимости от различных критериев.

1. По выполняемым функциям - регулятивные и правоохранительные.

В регулятивных правоотношений относятся те, которые связаны с реализацией, условно говоря, «позитивной» функции административного права. Это организация работы аппарата управления, руководство ниже структурами, удовлетворения запросов граждан и т.п..

В правоохранительные правоотношений относятся те, которые связаны с реализацией правоохранительной функции административного права. Наиболее известный вид правоохранительных отношений - отношения административно-деликтные (юрисдикционные). К ним относятся отношения, складывающиеся по поводу привлечения к ответственности за административные проступки (проступки). Они возникают между правонарушителем и пра-возастосовчим органом (его должностным лицом). их определенное, условно говоря, организующее значение заключается в том, что из-за принятия мер воздействия, предусмотренных административно-правовой нормой, государство в лице правомочного органа стремится юридическими средствами обеспечить надлежащую (правомерное, правопослушного) поведение человека.

2. По составу участников - двусторонние или многосторонние. Кроме того, по этому критерию можно выделить:

0 отношения между главой государства - Президентом Украины и: всей системой органов исполнительной власти; органами других, кроме исполнительной, ветвей власти; негосударственными формированиями, другими коллективными субъектами; физическими лицами;

0 отношения между высшим органом в системе органов исполнительной власти, которым по Конституции Украины (ст. 113) является Кабинет Министров Украины, и: остальными органов исполнительной ветви власти; органами других, кроме исполнительной, ветвей власти; негосударственными формированиями, другими коллективными субъектами; физическими лицами;

0 такие же отношения, где обязательным стороной являются центральные органы исполнительной власти;

0 такие же отношения, где обязательным стороной являются местные органы исполнительной власти;

0 такие же отношения, где обязательным стороной являются органы местного самоуправления;

0 такие же отношения, но между должностными лицами всех указанных выше органов.

3. По сфере возникновения : а) отношения в сфере исполнительной б) отношения в сфере функционирования государственных образований, находящихся за пределами исполнительной власти, в) отношения в сфере негосударственного управления (в местном самоуправлении, в деятельности общественных организаций).

Среди отношений, возникающих в сфере осуществления исполнительной власти, принято выделять:

0 отношения в сфере общего управления (сфера ведению Кабинета Министров, областных и районных государственных администраций);

0 отношения в сфере отраслевого управления (сфера ведения отраслевых органов исполнительной власти);

0 отношения в сфере межотраслевого управления (сфера ведения межотраслевых органов исполнительной власти);

0 отношения в сфере функционального управления (сфера ведения функциональных органов исполнительной власти).

4. По состоянию взаимной подчиненности субъектов, участвующих в правоотношениях, - административные правоотношения :

0 между подчиненными субъектами, т.е. между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти;

0 между к подчиненных субъектами одного иерархического уровня: между собственно министерствами, государственными администрациями районов или областей т.п.;

0 между к подчиненных субъектами различного иерархического уровня, например, между государственной администрацией одной области и районной госадминистрацией другой области;

0 между органами исполнительной власти и организациями, которые им организационно не подчинены (т.е. организационно от них независимые): например, отношения между налоговой инспекцией и предприятиями;

0 между администрацией (органом управления) предприятия, корпорации, концерна и т.п. и непосредственно управляемым персоналом данного предприятия и др..

5. Тесно связанной с предыдущим делением является классификация административных правоотношений на так называемые вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные правоотношения наибольшей степени выражают сущность административно-правового регулирования и характер связей в сфере управления. Эти отношения часто называют властеотношений. Возникают они между спивпидпорядкованимы в правовом смысле сторонами и выражают юридическую зависимость одной стороны от другой.

Горизонтальными правоотношениями признаются те, в которых стороны юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой стороны. Разумеется, сам факт признания равенства сторон в административно-правовых отношениях, казалось бы, прямо противоречит сущности административно-правового метода регулирования. Административно-правовыми такие отношения делает государственная воля, требует от субъектов вступить в правовые связи между собой на паритетных началах. Эта воля всегда выражена в форме административно-правового акта. Поэтому основанием для возникновения данных отношений является соответствующая административно-правовая норма. Поэтому субъекты (адресаты нормы) не могут отказаться вступать в правоотношения, а также не могут выйти за рамки государственных предписаний, которыми регламентировано их взаимные права и обязанности.

Горизонтальные административно-правовые отношения достаточно сложно различить в общей массе управленческих связей, ведь они выражены не так четко, как вертикальные. Однако управленческая практика дает основания отнести к ним такие отношения:

0 отношения, предшествующие принятию нормативного акта. Они являются предпосылкой возникновения вертикальных отношений и предназначены создать условия, необходимые для принятия одностороннего юридически властного решения. Это связи между субъектами, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне, в которые они вступают по поводу подготовки и принятия совместных нормативных актов, согласовании совместных управленческих действий; отношения между органами исполнительной власти и профсоюзными органами по поводу удовлетворения требований последних (заключения или изменение тарифных соглашений);

0 отношения, в рамках которых производятся совместные мероприятия по выполнению нормативных актов (проведение совместных ревизий, формирование межведомственных комиссий);

0 отношения договорного характера, которые возникают на основании различных договоров (соглашений), которые получили название административных. Они являются одной из нетрадиционных форм управленческой деятельности, соответствует отмеченным ранее тенденциям трансформации метода административного права. Подытоживая анализ горизонтальных административных отношений, надо заметить, что значительное количество управленческих связей не урегулирована юридически. Поэтому далеко не все они имеют административно-правовой характер, хотя и не теряют управленческих качеств.

Административно-правовые отношения можно разделить также на внутренние и внешние; имущественные и неимущественные; такие, которые защищаются в административном порядке, и такие, которые защищаются в судебном порядке; субординации и координации и др..

17 .

В Украине, подзаконные административно-правовые акты классифицируются. За субъектами издания: 1) постановления Верховной Рады Украины; 2) указы Президента Украины; 3) постановление Кабинета Министров Украины; 4) решения и постановления Верховной Рады; 5) Совета Министров Автономной Республики Крым; 6) распоряжения глав областных и районных государственных администраций нормативного характера; 7) решение, нормативные постановления местных советов; 8) решения исполнительных комитетов местных советов общего характера; 9) приказы, инструкции руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств общего характера; 10) приказы руководителей отделов и управлений местных, государственных администраций и исполнительных комитетов местных советов народных депутатов, нормативного характера;

11) нормативные приказы, инструкции администраций предприятий, учреждений, организаций. За юридической силой: - общие, например Постановление Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2000 № 1698 "Об утверждении перечня органов лицензирования"); - местные, например Решение Киевского городского совета от 4 марта 1999 148/249 «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков и оформления права пользования землей юридическим лицам в г. Киеве»); - локальные, например Приказ МВД Украины от 4 октября 2003 № 1155 «О совершенствовании реагирования на сообщения о преступлениях, других правонарушениях и событиях и обеспечения оперативного информирования в органах и подразделениях внутренних дел Украины».

Источники административного права.

Источники АП – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юр.силе нормативные правовые акты.

Виды источников:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм АП в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федерал.органов исполнит.власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и НПА глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и НПА правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. НПА федеральных и региональных органов исполнит.власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Формы источников АП:

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;

– кодексы – группируют нормы института админ.ответ-ти.

Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами АП, возникающие в сфере исполнит.власти (гос.управления).


Признаки админ.правоотношений:

– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, гос.интерес;

– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется гос.управление;

– являются организационными, поскольку гос.управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере админ.правоотношений;

– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает админ.ответ-ть как способ их защиты. Админ.правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования админ.правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, админ.правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Структура :

– объект– то, на что направлены субъективные права и юр.обязанности участников административно-правовых отношений;

– субъект– это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе гос.орган;

– юр.факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов админ.правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают в случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущ.отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юр.ответ-ти, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

7.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура, классификация .

Административно-правовая норма - установленное гос-ом, обеспеченное возможностью применения админ.принуждения и закрепленное в источниках АП правило поведения, регулирующее отношение в сфере гос.управления.

Структура нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету : а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов админ.правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответ-ти, закрепленной в нормах материального права;

2) По предмету воздействия на субъекты административного права:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

3) по юридической силе : а) законодательные; б) подзаконные;

4) по территориальному действию : а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.

Общие - регулируют общие для всех отраслей управ­ления общественные отношения;

Особенные - регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, со­циально-культурной).

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом АП;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юр.силе;

3) большинство норм АП носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответ-ти: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

Для того чтобы понять назначение, сущность и особенности административно – правовых норм, а также для того чтобы отметить их перспективы развития и при необходимости предложить соответствующие изменения, необходимо понимать и знать их типологию.

Замечание 1

Административно – правовые нормы могут быть разделены в зависимости от предмета, которые подвергается регулированию, а также в зависимости от формы предписания. От субъекта регулирования и соответствующего метода. Также выделяют типологические признаки административно – правовых норм в зависимости от формы предписаний.

Типология регулирования административно – правовых норм

Невероятно популярной и распространенной типологией классификации административно – правовых норм считается классификация по предмету регулирования. Нормы делятся на два типа:

  • Материальные . Как правило, они закрепляют административно – правовой статус всех участников правоотношений. Стоит отметить, что на этом же этапе происходит фиксация прав и обязанностей, а также в некоторых случаях и возникшей ответственности. Материальная классификация также устанавливает порядок, который отражает взаимодействие между всеми органами исполнительной власти и управленческого процесса. Наиболее яркими примерами становятся запросы граждан, которые касаются полномочий органов исполнительной власти.
  • Процессуальные . Данная классификация позволяет только установить определенный порядок, и в последующем урегулировать процессе общего государственного управления. Здесь речь может идти о порядке приема в военнослужащие ряды с применением определенной ответственности за совершение каких – либо поступков административного типа. Процессуальная классификация служит, прежде всего, для процессов, которые направлены на реализацию материальных норм. Предписания – это вторая большая группа, в которую входят самые разные административные права. Здесь можно выделить также две основные подгруппы: диспозитивные и императивные.

Императивные несут в себе определенный обязывающий характер, и говорят об отсутствии свободы воли каждого участника в созданных правовых отношениях и процессах их управления.

Административное право и предмет регулирования

В зависимости от предмета регулирования можно классифицировать следующие административные права и административно – правовые нормы:

  • Обязывающие нормы . В эту группу входят императивные предписания, которые используются для участников конкретных отношений. Стоит понимать, что лицо обязано совершать все действия, которые установлены на законодательном уровне.
  • Управомочивающие нормы . Такие нормы не содержат никаких запретов. Например, здесь полностью отсутствует запрет на совершение определенных действий, но не обязывает к их выполнению.
  • Запрещающие нормы . Такие нормы, как правило, предусматривают запреты на самые разные поведения общества и могут быть привлечены к конкретной ответственности. Запреты в этом случае могут быть специальными или общими.
  • Стимулирующие нормы . Здесь имеются в виду варианты поощрения всех участников, которые присутствуют в правовых отношениях. Кроме того, может быть использован и рекомендательный характер.
  • Рекомендательные нормы .