1 за что несут административную ответственность военнослужащие.

Особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности определяются статей 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих“.

Необходимо отметить, что новый Федеральный закон “О статусе военнослужащих“ установил новый порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности, по сравнению с прежним, установленным ранее действовавшим законом Российской Федерации “О статусе военнослужащих“ и статей 16 Кодекса

РСФСР об административных правонарушениях. В соответствии 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ за административные правонарушения (нарушения правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортным средством, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.

Таким образом, порядок привлечения военнослужащих к административной ответственности различается в зависимости от состава административного проступка. В соответствии с указанной статьей Федерального закона “О статусе военнослужащих“ можно выделить две различных процедуры привлечения военнослужащих к административной ответственности.

  • 1. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. В данном случае, органы (должностные лица), которым предоставленное право налагать административные взыскания, не могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам военного управления для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий привлекаются к административной ответственности на общих основаниях, но на него налагаются вышеуказанные административные взыскания.
  • 2. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами. Так, органы, (должностные лица), которым предоставлено право составления протокола об административном правонарушении составляют указанный протокол и направляют его соответствующим органам военного управления для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Однако в настоящее время еще существует практика, когда органы ГАИ направляют материалы о нарушении военнослужащими - автомобилистами правил дорожного движения в органы военного управления и эти военнослужащие привлекаются за данные проступки к дисциплинарной ответственности. Такая практика прямо противоречит статье 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих“.

Поскольку в соответствии с данной статьей военнослужащие за нарушение правил дорожного движения должны привлекаться к административной ответственности органами ГАИ на общих основаниях с другими гражданами, то на них не могут быть наложены взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. При этом направления материалов в органы военного управления не предусмотрено. Решение органов ГАИ и органов военного управления в данном случае могут быть обжалованы военнослужащими в вышестоящие органы (должностным лицам), в прокуратуру и суд.

  • 8. Административное правонарушение: юридический состав.
  • 10. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений.
  • 11. Административно-правовой статус гражданина.
  • 12. Административно-правовой статус общественных объединений.
  • 13. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.
  • 14. Административно-правовые отношения: понятие, особенности.
  • 15. Административно-предупредительные меры.
  • 16. Административные наказания.
  • 18. Административный штраф.
  • 19. Виды административно-правовых отношений.
  • 20. Виды правовых актов управления.
  • 22. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • 23. Давность привлечения к административной ответственности.
  • 24. Дисквалификация.
  • 25. Исполнительная власть: понятие, соотношение с государственным управлением.
  • 27. Классификация органов исполнительной власти.
  • 29. Меры административного пресечения.
  • 30. Место исполнительной власти в системе разделения властей.
  • 31. Метод административного права: понятие, особенности.
  • 32. Назначение административных наказаний.
  • 33. Общее понятие управления и его виды.
  • 34. Органы (должностные лица), назначающие административные наказания.
  • 35. Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • Глава 3 – «органы исполнительной власти субъектов рф»
  • 36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления.
  • 38. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти.
  • 39. Понятие административного принуждения.
  • 40. Понятие и признаки административной ответственности.
  • 41. Понятие и виды административно-правовых методов управления.
  • 42. Понятие и виды административно-правовых норм.
  • 43. Государственные должности и должности государственной службы:
  • 44. Виды государственных служащих. Общие условия прохождения государственной службы.
  • 45. Понятие и признаки органа исполнительной власти.
  • 46. Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы.
  • 47. Понятие и юридическое значение правовых актов управления.
  • 48. Поощрение и ответственность государственных гражданских служащих.
  • 49. Права и обязанности государственных гражданских служащих. Ограничения и запреты для замещения должностей государственной гражданской службы.
  • 50. Правительство рф: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами государственной власти.
  • Глава III фкз. Полномочия Правительства:
  • 51. Право жалобы.
  • 52. Предмет административного права.
  • 53. Прохождение государственной гражданской службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы.
  • 54. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
  • 55. Сущность государственного регулирования. Соотношение государственного регулирования с государственным управлением.
  • 56. Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • 57. Федеральные министерства.
  • 58. Федеральные службы и агентства.
  • 59. Формы реализации исполнительной власти: понятие и виды.
  • 60. Функции административного права.
  • 61. Обязательные работы.
  • 62. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
  • 63. Административное приостановление деятельности.
  • 64. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств.
  • 65. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  • 66. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости.
  • 1. Административная ответственность военнослужащих.

    Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ , а также эти особенности вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. При этом в последние годы законодательство об административной ответственности военнослужащих существенно изменялось.

    Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

    Административная ответственность военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за следующие правонарушения:

    Административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);

    За нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);

    За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

    За административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

    За нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

    За административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)

    За административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));

    За административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);

    За невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

    За некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);

    За нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

    На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

    В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г. №203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

    В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях , но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

    Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ , к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

    С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

    Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации , применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

    Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ). В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

    Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение также осуществляется с рядом особенностей.

    Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение , то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

    В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.

    Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.

    Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

    Правовой статус военнослужащих отражен в ст. 28 и других Федеральных законах. Административная наступает при совершении ими административных правонарушений. Особенность военного статуса состоит в том, что подобные противоправные действия могут вызывать не только административную, общегражданскую ответственность, но и дисциплинарную, характерную исключительно для служащих ВС РФ.

    Особенности административной ответственности военнослужащих

    Административной ответственности военнослужащие могут быть подвергнуты не по всем статьям КоАП, некоторые из статей в обязательном порядке заменяются дисциплинарными взысканиями. Это связано с невозможностью исполнения таких наказаний, как: , исправительные работы, штрафные санкции и . Противоправные поступки, которые должны быть наказаны подобными мерами, осуждаются по дисциплинарному уставу, решение принимает командование после получения протокола о правонарушении из государственных и административных органов. Наказать военнослужащего могут за проступки следующего характера: пограничные нарушения, санитарно – эпидемиологические проступки, несоблюдение закона о выборах и референдумах, нарушение противопожарных правил вне части, где проходит служба.

    Особо рассматриваются нарушения ПДД, совершенные на служебном транспорте вне расположения части. Лишение водительских прав и вынесение штрафных санкций возможно после получения протокола ГИБДД. Решение воинской комиссии отображается во внутреннем служебном протоколе, посылаемом в инспекцию ГИБДД. В случае несогласия государственной автоинспекции с вынесенным постановлением, дело передается на рассмотрение в вышестоящие инстанции.

    Следует учитывать, что при рассмотрении административного проступка служащие смежных сфер, таких как: таможенная, разведывательная, инженерная, пожарная службы отвечают за подобные нарушения по воинскому уставу и на них накладывается .

    Привлечение военнослужащих к административной ответственности

    Информация доводится до военного комиссара или непосредственного начальника нарушителя. Задерживать военнослужащего не имеют права, его передают военному патрулю. После возвращения в часть виновник помещается на гауптвахту, если содеянное носит характер серьезного проступка. Так же поступают с военным, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

    Административный протокол должен быть доставлен в часть не позднее 3 суток с момента его оформления. Затем собирается комиссия и инициируется внутреннее расследование. Виновный должен написать рапорт, объяснив мотивы и свое видение события. После вынесения решения составляется протокол, в котором указаны меры воздействия. Виновному может грозить гауптвахта, понижение в звании или должности, лишение материального поощрения. Решение отображается в личном деле виновного и может быть аннулировано при примерном поведении, отсутствии нарушений в течение года с момента проступка.

    Военнослужащие срочной службы не могут быть подвергнуты материальному взысканию, штрафные санкции заменяются им нарядами вне очереди, запретом на краткосрочные отпуска и увольнительные за пределы части. Наказание заносится в личную карточку солдата, при повторных нарушениях наказание может усугублено вплоть до перевода в особую дисциплинарную часть.

    Если военнослужащий не согласен с вынесенным осуждением, он может подать жалобу вышестоящему начальству или обратиться с исковым заявлением в военный гарнизонный суд. Сделать заявление допускается в течение месяца после оформления протокола. После принятия ходатайства о рассмотрении дела, суд обязан в 10-дневный срок вызвать на заседание виновного и представителя руководства части для дачи пояснений по инциденту. В случае, когда законом допускается вынести наказание в гражданском производстве, военнослужащий одновременно может получить служебное взыскание по военному ведомству. Обжаловать двойное наказание можно в крайних случаях, если представлены смягчающие вину факты и показания свидетелей.

    Согласно ДУ РФ военнослужащий не может быть привлечен к административной ответственности, если после совершения проступка прошло больше года. Исключения составляют случаи, когда военнослужащий совершил проступок в отпуске, отсутствовал в части по болезни или был в командировке. В подобных случаях, ответственность распространяется на срок с момента поступления в часть соответствующих документов. Проведение дознания может быть организованно по представлению военной прокуратуры или следствия.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

    Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции

    Киришский филиал

    КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

    На тему «Особенности административной ответственности военнослужащих»

    Студента группы КФ9МЭ-23

    Сняткова Анастасия Эдуардовна

    Кириши 2012

    ВВЕДЕНИЕ

    Глава 4. Производство по делам об административных правонарушениях. Административные наказания и их особенности в отношении военнослужащих

    Заключение

    Введение

    Административная ответственность военнослужащих предусмотрена Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и конкретизирована ст.2.5КоАП «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания», а также рядом иных статей КоАП РФ.

    Согласно ст.2 ФЗ «военная служба-это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской федерации, органах Федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органов государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах»

    Административная ответственность по общему правилу наступает за административные правонарушения.

    Административное правонарушение признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свобода граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

    Административная ответственность за правонарушения, предусмотренная КоАП РФ, наступает, если этим нарушением по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

    Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознало противоправный своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

    Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

    Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнение которых входит в их служебные обязанности.

    Актуальность данной темы обуславливается тем, что административная ответственность военнослужащих это особый вид ответственности, так как они обладают специфическим статусом.

    Цель курсовой познакомится с административными ответственностями военнослужащих.

    Глава 1. Административная ответственность

    Понятие административной ответственности

    Административная ответственность - это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод граждан, охрана их здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

    Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.

    Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности (наступление при наличии правонарушения, регулирование нормами права, государственно-правовое принуждение, наступление неблагоприятных последствий для виновного). Специфическим признаком административной ответственности является то, что она применяется, как правило, органами исполнительной власти в процессе исполнения функциональной деятельности (например, сотрудники инспекций, надзоров), реализуя свои властно-распорядительные функции. При этом эти органы не связаны с виновным служебными отношениями.

    Административная ответственность влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

    Административную ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

    С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы

    Российской Федерации и ее субъектов.

    КоАП предусматривает установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения.

    Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов Российской Федерации к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

    В КоАП теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности.

    Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.

    Основными отличиями административной ответственности от других видов юридической ответственности являются следующие.

    Так, в отличие от уголовной ответственности административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности.

    Отличие административной ответственности от гражданско-правовой ответственности состоит в том, что последняя связана с причинением материального ущерба. Административная ответственность может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба.

    От дисциплинарной ответственности административная ответственность отличается тем, что она не связана с подчиненностью, служебными отношениями правонарушителя и органа государственной власти (должностного лица), привлекающего его к ответственности. 6.

    КоАП устанавливает следующие положения в области административной ответственности, относящиеся к ведению Российской Федерации:

    Общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях;

    Перечень видов административных наказаний и правила их применения;

    Административную ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    Порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

    Порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    Кроме того, КоАП определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

    Принципы административной ответственности

    Принципами административной ответственности являются: равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, а также ответственность только на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения

    Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    Презумпция невиновности как принцип административной ответственности состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

    Одним из важнейших принципов административной ответственности является принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Этот принцип состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.8

    Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

    Ответственность только на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения, как принцип административной ответственности состоит в том, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

    Глава 2. Особенности состава правонарушений за которые предусмотрена административная ответственность военнослужащих

    правонарушение административный военнослужащий преступление

    Особенность ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за административные правонарушения заключается в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность. Статья 2.5 КоАП РФ определяет источники права, на основании которых виновные военнослужащие и приравненные к ним граждане несут административную ответственность:

    военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами;

    сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органа

    Административная ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, на общих основаниях согласно КоАП РФ наступает за следующие правонарушения:

    За административные правонарушения, посягающие на отдельные права граждан (ст. 5.1 - 5.26);

    За нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. 5.45 - 5.52, 5.56);

    За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);

    За административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);

    За нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 - в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);

    За административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12);

    За административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);

    За административные правонарушения в области таможенного дела (гл. 16);

    За невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

    За некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. 18.1 - 18.4);

    За нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 - в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

    В случае когда административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности. 3

    В указанном случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности 4 . В остальных случаях военнослужащий может быть привлечен к административной ответственности, но без применения к нему административного ареста.

    Глава 3. Освобождение от административной ответственности

    Не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность, но действовавшее в состоянии:

    1) крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный;

    2) необходимой обороны, т.е. при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны 5 .

    Также не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронического либо временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

    При малозначительности совершенного административного правонарушения орган, уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием 6 . Военнослужащие в таком случае не привлекаются и к дисциплинарной ответственности.

    Глава 4. Производство по делам об административных правонарушениях

    При установлении в действиях гражданина признаков административного правонарушения компетентными представителями государственных органов составляется протокол об административном правонарушении с указанием в нем даты и места его составления, должности, фамилии, имени и отчества лица, составившего протокол, сведений о личности нарушителя, места, времени совершения и существа административного правонарушения, нормативного акта, предусматривающего ответственность за это правонарушение, фамилий и адресов свидетелей, объяснений нарушителя, а при необходимости и иных сведений.

    Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.

    Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу. При составлении протокола нарушителю должно быть разъяснено, что он вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство, обжаловать постановление по делу.

    Протокол об административном правонарушении направляется органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административном правонарушении 7 .

    За совершенное правонарушение лицо, его совершившее, может быть подвергнуто административному взысканию.

    Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

    За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий 8:

    Предупреждение;

    Административный штраф;

    Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    Административный арест;

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    Дисквалификация. 13

    Ограничение административной ответственности военнослужащих. В ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ к военнослужащим и гражданам, проходящим военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

    С 1 января 2007 г. с принятием Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих" действуют следующие ограничения по применению административных взысканий:

    Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. 9 Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также граждан, призванных на военные сборы;

    Административный арест не может быть применим ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы 10 . В то же время к ним в этом случае может быть применен дисциплинарный арест;

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам 11 .

    Лишение военнослужащих права управления транспортными средствами является лишением физического лица специального права 12 , которое назначается судьей.

    В то же время в отдельных случаях у военнослужащих может быть изъято водительское удостоверение на месте совершения административного правонарушения, т.е. до назначения судом указанного наказания.

    Согласно ст. 27.10 (п. 3) КоАП РФ при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

    Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных 13 .

    За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание.

    Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом.

    Штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

    Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным предметом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

    Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

    Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца.

    Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся 14 .

    Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

    Глава 5. Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за административное правонарушение

    Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

    Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

    Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

    Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

    Совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

    Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка 15 .

    Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

    Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

    Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

    Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

    Совершение административного правонарушения группой лиц;

    Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

    Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения 16 .

    Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

    Перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения 17 .

    Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

    В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

    Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию 18

    Заключение

    В ходе выполнения курсовой работы были проведены исследование и анализ Административной ответственности военнослужащих, обладающим специальным статусом во всей теории права. Были выявлены противоречия и спорные вопросы касающиеся особенностей ответственности военнослужащих, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность. Были решены следующие конкретные задачи: проведено исследование понятии ответственности военнослужащих; освобождения от ответственности; дана характеристика административного взыскания. Подводя итог курсовой работы путем теоретического и практического исследования, научные публикации, различные статистические наблюдения показывают, что по законодательству институт ответственности военнослужащих достаточно не плохо прописан, но на практике же исходя из собственного опыта службы вооруженных силах Российской Федерации этот институт почти не реализуется или реализуется с явными нарушениями законодательства особенно со стороны офицерского состава причем чем меньше звание тем больше нарушений с его стороны. Они даже не разбираются в разрешении этих проблем, а выслушивают мнение сержантского состава и потом подвергают ответственности, а так как сержантский состав является старшим призывом то вся ответственности переходит на призыв посже призвавшийся, за редким исключением. И лишь более высокая подготовка офицеров и военнослужащих проходящих военную службу по контракту может повлиять на это, так как именно от них зависит весь воспитательный процесс в вооруженных силах, а значит и уровень совершаемых правонарушений и ответственность за их совершение.

    Список используемой литературы

    1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // Собрание законодательства Российской Федерации № 709.

    2. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)) // Собрание законодательства Российской Федерации № 1999.

    3. Административное право: учебник / Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. - М. : Юрайт, 2006. - 278 с.

    4. Козлова, М.Ю. Административное право: учебное пособие / М. Ю. Козлова. - М. : Академия, 2004. - 204 с.

    5. Попова, Л.Л. Административное право: учебник / Л.Л. Попова. М. : ИНФРА-М, 1999. - 344 с.

    6. Мелехина, А.В. Административное право Российской Федерации: курс лекций / А.В. Мелехина. - М. : Академия, 2004. - 221 с.

    7. Кудашкин А.В. Особенности административной ответственности военнослужащих// Административное право, 2006, с. 176

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Правовые и юридические гарантии прав и свобод военнослужащих, особенности их юридической ответственности. Основания для привлечения военнослужащих к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, материальной и уголовной ответственности.

      дипломная работа , добавлен 25.03.2009

      Психолого-педагогическая характеристика деятельности военнослужащих, несущих боевое дежурство, караульную и внутреннюю службу. Деятельность должностных лиц роты по мобилизации военнослужащих на качественное выполнение задач караульной и внутренней службы.

      дипломная работа , добавлен 19.04.2012

      Перечень воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил (ВС) РФ. Соответствие должностей и званий. Форма и знаки отличия в ВС РФ. Ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих. Знаки различия военнослужащих в Российской Армии.

      реферат , добавлен 24.02.2011

      Теоретические основы воспитания военнослужащих-женщин. Оптимизация форм и методов профессионального воспитания военнослужащих-женщин в интересах военной службы. Стратегическая цель, целевые векторы и задачи процесса воспитания военнослужащих-женщин.

      курсовая работа , добавлен 12.07.2012

      Воинский труд, его и значение в современных условиях. Сравнительный анализ действующей системы денежного довольствия военнослужащих Российской армии и ведущих иностранных государств. Пути и методы совершенствование механизма мотивации военнослужащих.

      дипломная работа , добавлен 29.10.2012

      Информационно-воспитательная работа. Воинская дисциплина и пути ее укрепления. Правовая и социальная защита подчиненных – основа воспитания военнослужащих. Воинский этикет и культура общения военнослужащих.

      реферат , добавлен 03.09.2007

      Сущность, задачи, функции, особенности и двусторонний характер процесса обучения военнослужащих, закономерности данного процесса. Принципы социальной обусловленности и научности, практической направленности и наглядности, доступности и уровня трудности.

      курсовая работа , добавлен 21.05.2015

      Психологическая подготовка военнослужащих: морально-психологическая подготовка, принципы социально-психологической работы. Деятельность офицеров по организации воспитания воли и характера военнослужащих. Организация и руководство физическим воспитанием.

      курсовая работа , добавлен 18.01.2012

      Сущность и правовые основы социальной защиты военнослужащих. Реализация мер социально-экономического обеспечения Вооруженных Сил РФ и иностранных государств. Структура денежного довольствия военнослужащих США. Проблемы реализации прав в жилищной сфере.

      дипломная работа , добавлен 29.10.2012

      Характеристика и система формирования профессиональных качеств у военнослужащих. Роль ОГП в системе формирования профессиональных качеств у военнослужащих.

    Предусмотренная нормами права обязанность совершившего правонарушение военнослужащего претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. К принципам юридической ответственности относятся: привлечение к ответственности только за совершение противоправного деяния; наличие вины; наличие вреда; наличие причинно-следственной связи между виновным противоправным поведением и наступившими последствиями (вредом); законность; справедливость; целесообразность и неотвратимость наказания.

    Юридическая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются нормы права, устанавливающие юридическую ответственность. Под фактическим основанием понимается конкретное правонарушение. Правонарушения, т.е. виновно совершённые общественно опасные деяния, запрещённые правом под угрозой применения мер принуждения подразделяются на преступления и проступки. Преступлением по уголовному праву РФ считается виновно совершённое деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания. К проступкам российское право относит менее опасные, чем уголовное преступление правонарушения, такие как: административные, гражданско-правовые, дисциплинарные. Состав любого правонарушения образуют четыре группы признаков: объект правонарушения, его объективную сторону, субъект правонарушения и его субъективную сторону.

    Ю.о.в. несут на общих основаниях, но с учётом своего статуса, определённого Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

    Различают следующие виды юридической ответственности военнослужащих: дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную.

    Дисциплинарная ответственность возлагается на военнослужащих за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка. Дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями и оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих.

    Административная ответственность военнослужащих заключается как в привлечении военнослужащих за совершение административных правонарушений к дисциплинарной ответственности в соответствии с ДУ ВС РФ, так и в случаях прямо указанных в Кодексе РФ об административных правонарушениях в наложении на военнослужащих административных наказаний на общих основаниях, (например, за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).

    Материальная ответственность предусмотрена для военнослужащих за ущерб, причиненный ими государству при исполнении обязанностей военной службы и заключается в полном или частичном возмещении причиненного государству материального ущерба в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих». Специфика материальной ответственности проявляется в том, что она преследует не только цель возмещения ущерба, но и воспитания военнослужащих в духе бережного отношения к военному имуществу.

    Гражданско-правовая ответственность наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение военнослужащими предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении военной службы, государству, физическим и юридическим лицам.

    Уголовная ответственность применяется к военнослужащим за виновно совершенные преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ (см. Преступления против военной службы).

    По общему правилу за совершенное правонарушение военнослужащие должны привлекаться к одному виду юридической ответственности. Однако законодательство в ряде случаев допускает применение к военнослужащим нескольких видов юридической ответственности за одно правонарушение. Например, военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному взысканию в связи с совершением правонарушения, не освобождаются от уголовной ответственности за это правонарушение. В случае причинения материального вреда, военнослужащие возмещают вред независимо от привлечения к иным видам ответственности.